Мванга II Королевства
Король Даниэль Басаммула-Лягушка Мванга II Мукаса | |
---|---|
Король Буганды | |
![]() | |
Царствование | 1884 – 1888 |
Предшественник | Мутеса I из Буганды |
Преемник | Кивеева из Буганды |
Царствование | 1889 – 1897 |
Предшественник | Калема Будды |
Преемник | Дэвид Чва II из Буганды |
Рожденный | 3 июня 1868 г. Также |
Умер | 1903 (34–35 лет) Виктория , Сейшельские острова [1] |
Похороны | |
Супруг | 1. Леди Дамали по имени Нанджобе 2. Когда Долоси здесь оставили, Они испугались 3. Леди Эстер 4. Когда Эвелин возвращается 5. Г-жа Лойроса Накибуука Каддулубаале 6. Г-жа Самали Намуванга Сабадду 7. Леди Набвитем 8. Леди Накихоба и спросила 9. Биза: Они желают нас 10. Г-жа Нтонго Кабеджа 11. Г-жа Набисуби Омуванга 12. Леди Намирембе Леди Рэйчел Мбекека 14. Леди Налвуга, учительница 15. Леди Элизабети Бутеба 16. Леди Наттимба Бинти Фрайдей |
Дом | Династия Абаласангее |
Отец | Мутеса I из Буганды |
Мать | Женщины Абисаги Багалаязе |
Даниил Император (1868 – 8 мая 1903) [1] был 31-м кабакой Буганды , правившим с 1884 по 1888 год. [2] и с 1889 по 1897 год. [3]
Претендуй на трон
[ редактировать ]Он родился в Накаве 3 июня 1868 года. Его отцом был Мутиса I из Буганды , который правил между 1856 и 1884 годами. Его матерью была Абакьяла Абисаги Багалаязе, 10-я из 85 жен его отца. Он взошел на престол 18 октября 1884 года, после смерти своего отца. [2] [3] Он основал свою столицу на холме Менго .

Царствование
[ редактировать ]Мванга вступил на престол в возрасте 16 лет. Он все больше считал, что наибольшую угрозу своему правлению исходят от христианских миссионеров , постепенно проникших в Буганду. Его отец натравил три религиозные традиции – католиков , протестантов и мусульман – друг против друга и, таким образом, уравновесил влияние держав, которые поддерживали каждую группу, чтобы расширить свое влияние на Африку. Мванга II применил гораздо более агрессивный подход. [2] [3]
По его приказу в период с 31 января 1885 по 27 января 1887 года были казнены Угандийские мученики , группа из 22 католиков и 23 англиканцев, обращенных в христианство в королевстве Буганда, ныне являющемся частью Уганды . [4] [5] [6] Смерть произошла в то время, когда при королевском дворе Буганды шла трехсторонняя религиозная борьба за политическое влияние. Этот эпизод также произошел на фоне « борьбы за Африку » – вторжения, оккупации, разделения, колонизации и аннексии африканских территорий европейскими державами. [6]
Эти убийства и продолжающееся сопротивление Мванги встревожили британцев , которые поддержали восстание христианских и мусульманских групп, которые поддержали сводного брата Мванги и победили Мвангу при Менго в 1888 году. [2] [3] брат Мванги, Кивеева Нньоньинтоно был возведен На трон . Он продержался ровно месяц и его сменил на престоле другой брат, Кабака Калема Мугулума . Однако Мванга сбежал и провел переговоры с британцами. В обмен на передачу части своего суверенитета Британской Восточно-Африканской компании британцы перешли на сторону Мванги, который быстро сверг Калему с трона в 1889 году. [3] Позже Мванга обратился в христианство и крестился как протестант. [3]
Последние годы
[ редактировать ]26 декабря 1890 года Мванга должен был подписать договор с лордом Лугардом определенные полномочия в отношении доходов, торговли и отправления правосудия , предоставляющий Имперской британской Восточно-Африканской компании . Эти полномочия были переданы короне 1 апреля 1893 года. [3]
27 августа 1894 года Мванга был вынужден признать, что Буганда становится протекторатом. В результате 6 июля 1897 года он объявил антиколониальную войну британцам и начал атаку, но потерпел поражение 20 июля 1897 года в Будду (сегодняшний район Масака ). Он бежал в Германскую Восточную Африку (современная Танзания ), где был арестован и интернирован в Букобе . [3]
Он был свергнут заочно 9 августа 1897 года. Каким бы упорным и антиимпериалистическим он ни был, он бежал и вернулся в Буганду с революционной армией, которая была полна решимости освободить Буганду от колониального влияния, но снова потерпела поражение 15 января 1898 года. Он был свергнут заочно 9 августа 1897 года. схвачен, подвергнут пыткам и в апреле 1899 года сослан на Сейшельские острова . Находясь в изгнании, он был вынужден принять англиканскую церковь путем принудительного крещения и получил имя Даниери (Даниил). Остаток своей жизни он провел в изгнании, но его антиимпериалистическая решимость так и не была сломлена. Он по-прежнему был глубоко возмущен завоеванием британцами своего народа и призывал их продолжать борьбу против европейского правления. Он умер на Сейшельских островах 8 мая 1903 года в возрасте 34 или 35 лет в результате пыток со стороны британских солдат и голода. 2 августа 1910 года его останки были репатриированы и захоронены в Касуби . [1] [7] [3]
Супружеская жизнь
[ редактировать ]Зарегистрировано, что Мванга женился на 17 женах: [7]
- Дамали по имени Нанджобе
- Когда они покинули Долоси
- Эстер Набуня
- Когда там сгорит Эвелин, ты положишь ее
- Г-жа Лойроса Накибуука, Кэдбери
- Г-жа Самали Намуванга, Сабадду
- Набветеме
- Накихоба Набуля (Элизабет Олива Кебузибва, родившаяся в Мвандже Бикаали)
- Безза Баттегомбья
- Миссис Нтонго, королева
- Г-жа Набисуби, The Nation
- В мире
- Лакери Мбекека
- Я говорил, Мастер
- Элизабети Бутеба
- Наттимба Бинти Джума
- Пишут тутси
Проблема
[ редактировать ]Мванга II стал отцом нескольких сыновей и дочерей от своих 16 жен, включая Дауди Чва II из Буганды : [7]
- Принц ( Принц ) Каголо, матерью которого была Дамали по имени Нанджобе. Он был убит своим дядей Калемой в
- Принц ( Принц ) Мулиндва, матерью которого была Набветеме.
- Принц ( Принц ) Нганда, матерью которого была Рэйчел Мбекека.
- Принц ( Омулангира ) Абдалла Маванда, матерью которого была Лакери Мбекека. Воспринимаемый как потенциальный агитатор во время правления Чва, он был назначен одним из британских агентов в Кигези на юго-западе Уганды.
- Давид Чва II из Буганды , который правил с 1897 по 1939 год. Его матерью была Эвелин Кулабако.
- Принц ( Омулангира ) Юсууфу Сууна Кивеева, матерью которого была Эситери Набунья. Он родился в Менго, Уганда , 16 февраля 1898 года и получил образование в средней школе Менго и Королевском колледже Будо . В октябре 1914 года получил звание 2-го лейтенанта. Служил в Великой войне с 1915 по 1919 год. получил звание лейтенанта 25 мая 1939 года в 7-м территориальном батальоне. С 1939 по 1940 год он служил во Второй мировой войне в Восточной Африке и в Северной Африке . Вышел в отставку 18 марта 1940 года. Был замешан в беспорядках в Буганде в 1949 году и сослан на острова Сесе , где и умер в 1949 году.
- Принц ( Принц ) Тоби, матерью которого была Набисуби.
- Принц ( Принц ) Найиме, матерью которого была Лойирооса Накибуука.
- Принцесса ( Принцесса ) Надджума Катебе, мать которой не упоминается
- Принцесса ( Принцесса ) Анна Намби Нассоло, матерью которой была Самали Намуванга.
- Принцесса ( Принцесса ) Я вижу Мэри Кайджа-Бедность, матерью которой была Наттимба. получила образование в школе Святой Моники на Занзибаре. Она
Кавычки
[ редактировать ]Этот раздел является кандидатом на копирование в Wikiquote с использованием процесса Transwiki . |
«Я не хочу отдавать им свою землю. Я хочу, чтобы все европейцы всех наций приехали в Буганду, чтобы строить и торговать так, как им нравится».
- Послание Мванги Юану Смиту, британскому консулу на Занзибаре, 1890 г. [8]
«Я сын Мутесы, и тем, чем Мутеса был в Буганде, я тоже буду, и против тех, кто этого не хочет, я буду вести войну».
- Свет Карлу Петерсу, 1890 г. [9]
«Англичане пришли; они построили форт; они съели мою землю; они заставили меня подписать договор; они ограничивают мои полномочия; и я ничего не получаю от них взамен».
- Мванга после подписания договора с капитаном Фредериком Лугардом , 1890 г. [10]
« Abalangira timbabuli afuluma amira munne ». [Принцы подобны питонам, они глотают друг друга.]
- Мванга после победы над мусульманской фракцией, 1893 г. [11]
«Когда я умру, это будет конец королевства Буганда. Европейцы захватят (съедят) мою страну».
Цитаты о Мванге II
[ редактировать ]«С его искаженной точки зрения (Мванги), миссионеры были людьми, объединившимися для подрыва его власти, для подрыва привязанностей и лояльности его подданных и для того, чтобы в конечном итоге оккупировать всю Буганду».
- Генри Мортон Стэнли , «В самой темной Африке» , 1890 г. [13]
«...было, однако, много доброго чувства и даже нежности в его характере, когда он мог быть удержан от дурных привычек и был свободен от злых влияний».
- Джон Роско, Двадцать пять лет в Восточной Африке , 1921 год.
«Мванга был веселым, дружелюбным человеком, у которого было много друзей».
- Они избегают строительства, Буганда и король , 1939, с. [14]
«Мванга боролся за то, чтобы освободить себя и свою страну от захватчиков на протяжении всего своего правления. Он не любил их и не хотел их; он был впечатлен их силой, но не интересовался их идеями. Он не мог ни восстановить старый образ жизни, ни адаптироваться к ним. себя к новому, и в своих растерянных и несчастных блужданиях в промежутке между ними он, как мне кажется, заслуживает некоторого сочувствия».
«Он хотел быть хозяином в своем собственном доме, но, к несчастью для него и для монархии, власть вождя восторжествовала над королевской властью так, как никогда раньше».
- МСМ Киванука, «Кабака Мванга и его политические партии», 1969 г. [16]
«Когда Мвангу привезли в столицу в качестве пленника, администрация ожидала, что люди будут счастливы теперь, когда враг их мира и религии отправляется в изгнание. Напротив, люди хотели, чтобы он был помилован».
- о. Джон-Мэри Валигго, Католическая церковь в Будду, [17]
«Мванга... был явно неспособен контролировать иностранцев, которые подрывали его королевство прямо у него под носом. У него не было ни опыта, ни престижа, которые позволили его отцу удерживать иностранцев на их местах в своем королевстве».
- Самвири Р. Каругире, Политическая история Уганды , [18]
«Мванга был совершенно прав, стремясь стать господином в своем собственном королевстве, как это делали его предки, несмотря на все его эксцессы и недостатки характера. Некоторые из его предшественников были виновны в еще худших актах жестокости и несправедливости, и ничего радикального не произошло. Другими словами, даже если бы все обвинения, выдвинутые против Мванги его многочисленными христианскими и мусульманскими хулителями, были правдой, он все равно был прав, претендуя на верховную власть в королевстве своих предков».
- Самвири Р. Каругире, Политическая история Уганды , [19]
«... Мванга показался им (старейшинам Ганды) добрее и мягче, чем Мутеса в юности. По чистой тирании Мвангу II легко превзошли его отец, дедушка и прадед, каждый из которых помнился в традиции Ганда. во время британского колониального захвата, поскольку на каком-то этапе их правления стал неконтролируемым. Это то, чем Мванга так и не стал».
- Моррис Тваддл, «Краб» , 1993 г. [20]
«Ни один кабака Буганды никогда не сталкивался с проблемами, с которыми столкнулся Мванга, имея дело с могущественными религиозными партиями, которые в конечном итоге свергли его с трона и его королевства».
- Самуэль Лванга Луньиго, Мванга II , 2011 г., стр. [21]
«Мвангу II следует оценивать в контексте Буганды девятнадцатого века, где короли обладали абсолютной исполнительной, законодательной, судебной, военной и даже экономической властью. Чтобы увидеть его через призму его врагов, тех, кто отнял суверенитет его страны и их местные сотрудники должны скучать по нему. Его невозможно понять через сказки его врагов, которые его осуждали».
- Самуэль Лванга Луньиго, Мванга II , 2011 г., стр. [22]
Тенденция в социальных сетях
[ редактировать ]В начале 2023 года в Уганде и во всем мире появилась тенденция в социальных сетях с названием «Кабака-Мванга». Тенденция возникла из-за видео, опубликованного в социальных сетях Уганды, в котором мальчик из пригорода Уганды использовал эту фразу как восклицательное заявление. Эта тенденция вызвала возобновление интереса к исторической личности Мванги. Это явление привлекло внимание как пожилых угандийцев, знакомых с наследием Мванги, так и молодого поколения, которое ранее о нем не подозревало. [23] [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Д. А. Лоу, Изготовление империи: Британское и Угандийское королевства, 1890–1902 гг ., Издательство Кембриджского университета, 2009 г., стр. 210, примечание 196.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Год, когда Бугандой правили три короля» . Монитор . 09.01.2021 . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уорд, Кевин. «История христианства в Уганде» . Словарь африканской христианской биографии . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Мученики Уганды». Британская энциклопедия Inc. Британская энциклопедия Интернет. 2014 . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ «Христианские мученики Уганды» . Домашняя страница Буганды .
- ^ Перейти обратно: а б Мурхед, Алан (1963). «Глава 16, Преобразованный рай». Белый Нил . Пингвин. ISBN 9780060956394 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Кабака (король) Мванга II из Буганды - гей, бисексуал или гомосексуалист, или просто фальшивый рассказ» . Африканские королевские семьи . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Д. Энтони Лоу, Разум Буганды , 1971. стр.26
- ^ М. Райт, Буганда в героический век , 1972. стр.11.
- ^ Перхэм, М.Ф., и Перхэм, М. (1956). Лугард: Годы приключений, 1858–1898 (Том 1). Книги Архонта.
- ^ Катенде, JL (2004). Короли Буганды от Кьябаггу до Мутесы II, Кампала
- ^ Кардинал Нсубуга, Жизнь Маперы, апостола Уганды, 1853-1851 гг.
- ^ Маккей, AM (1890). Пионер-миссионер Церковного миссионерского общества в Уганде . Его сестра.
- ^ Зимбе, Б.М. (1939). Буганда и Кабака. Машинописный перевод, Буганда и король.
- ^ Король Мутеса II, Осквернение Моего Королевства , 1967. стр.43
- ^ Киванука, МСМ (1969). «Кабака Мванга и его политические партии». Журнал Уганды, 33(1), 1-16
- ^ Валигго, Дж. М. (1976). Католическая церковь в провинции Будду в Уганде, 1879–1925 гг., Неопубликованная докторская степень (докторская диссертация, диссертация, Кембридж).
- ^ Сэмюэл Р. Каругире, Политическая история Уганды , 1980. стр.
- ^ Сэмюэл Р. Каругире, Политическая история Уганды , 1980. стр. 68-6.
- ^ Тваддл, М. (1993). Какунгулу и создание Уганды, 1868-1861 гг. Джеймс Керри.
- ^ Лванга-Ангер, С. (2011). Мванга II: Сопротивление британскому колониальному правлению в Буганде, 1884–1881 гг. Кампала: Книги Вавах
- ^ Лванга-Ангер, С. (2011). Мванга II: Сопротивление британскому колониальному правлению в Буганде, 1884–1881 гг. Кампала: Книги Вавах
- ^ «Почему Кабака Мванга в тренде – Kampala Sun» . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ «Кто такой Кабака Мванга в популярных видеороликах в социальных сетях? - The BuzzNation» . buzznation.co.ug . 13 января 2023 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2023 г. Проверено 17 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эш, Р.П. (1889). Два короля Уганды: или Жизнь у берегов Виктории Ньянзы . С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон.
- Брайерли, Джин и Томас Спир. «Мутеса, миссионеры и обращение христиан в Буганде». Международный журнал африканских исторических исследований 21, вып. 4 (1988): 601–18. https://doi.org/10.2307/219743 .
- Гриффитс, Тюдор. «Епископ Альфред Такер и установление британского протектората в Уганде 1890-94 гг.». Журнал религии в Африке 31, вып. 1 (2001): 92–114. https://doi.org/10.2307/1581815 .
- Каггва, сэр Аполлон К., Короли Буганды [перевод М. М. Семакулы Кивануки] Найроби: Восточноафриканское издательство, 1971.
- Киванука, МСМ (1969). «Кабака Мванга и его политические партии». Журнал Уганды, 33(1) , 1-16.
- Низко, Энтони. «Британцы и баганда». Международные отношения (Королевский институт международных отношений, 1944-) 32, вып. 3 (1956): 308–17. https://doi.org/10.2307/2608109 .
- Лванга-Луньиго, Самвири (2011). Мванга II: Сопротивление установлению британского колониального правления в Буганде, 1884–1899 гг . Вау, книги.
- Роу, Дж. А. «Чистка христиан при дворе Мванги: переоценка этого эпизода в истории Буганды». Журнал африканской истории 5, вып. 1 (1964): 55–72. http://www.jstor.org/stable/179768 .
- Тваддл, Майкл. «Мусульманская революция в Буганде». Дела Африки 71, вып. 282 (1972): 54–72. http://www.jstor.org/stable/720363 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список королей Буганды, заархивированный 15 июня 2013 г. в Wayback Machine.
- Очернение Кабаки Мванги
- 1868 рождений
- 1903 смерти
- Угандийские ЛГБТ XIX века
- Угандийцы XIX века
- Монархи Африки XIX века
- Антихристианские настроения в Африке
- Переходит в протестантизм из языческих религий.
- Короли Буганды
- ЛГБТ-королевство
- Критики христианства
- Преследование христиан
- Угандийские вожди
- Угандийские протестанты
- Угандийские ЛГБТ 20-го века
- Угандийцы 20-го века
- Традиционные правители и монархи Уганды