Имперская Британская Восточно-Африканская компания
![]() | |
Тип компании | Общественный |
---|---|
Промышленность | Колониальные предприятия |
Основан | Лондон , Великобритания (18 апреля 1888 г. ) |
Основатель | Уильям Маккиннон |
Несуществующий | 1896 |
Судьба | Банкротство, территория стала протекторатом Уганды и протекторатом Восточной Африки. |
Обслуживаемая территория | Уганда Джубаленд Кения |
Ключевые люди | Фредерик Лугард |
История Кении |
---|
![]() |
![]() |
Имперская Британская Восточно-Африканская Компания ( IBEAC ) была коммерческой ассоциацией, созданной для развития африканской торговли в районах, контролируемых Британской Империей . Компания была зарегистрирована в Лондоне 18 апреля 1888 года и получила королевскую хартию от королевы Виктории 6 сентября 1888 года. Ее возглавил шотландец Уильям Маккиннон , и она была основана на торговой деятельности его компании в регионе при поддержке британского правительства через предоставление имперской хартии, хотя оставалось неясным, что это на самом деле означало.
IBEAC контролировал территорию площадью около 246 800 квадратных миль (639 000 км2). 2 ) вдоль восточного побережья Африки (от современного Сомали до современной Кении), его центр находится примерно на 39° восточной долготы и 0° широты . Момбаса и ее гавань играли центральную роль в ее деятельности, а административный офис находился примерно в 50 милях (80 км) к югу, в Шимони . Он предоставил иммунитет от судебного преследования британским подданным и дал им право повышать налоги, вводить таможенные пошлины, отправлять правосудие, заключать договоры и иным образом действовать в качестве правительства территории. [1]
В 1893 году IBEAC передал свои права управления территорией британскому правительству. Затем территория была разделена на протекторат Уганда в 1894 году и протекторат Восточной Африки (позже Кения ) в 1895 году.
История
[ редактировать ]В начале 1880-х годов европейские державы поспешили приобрести территории в зонах интересов в Африке, на которые еще не претендовала ни одна неафриканская нация или государство. Одна из этих территорий, Султанат Занзибар и внутренняя часть Восточной Африки, привлекла внимание как Германии, так и Великобритании. Надеясь разрешить этот общий интерес мирным путем, в 1886 году Германия и Великобритания подписали договор, в котором они договорились о том, какие земли они будут использовать исключительно. Германия будет претендовать на побережье современной Танзании, а Великобритания сохранит доступ к территории, на которой расположены Кения и Уганда.
В то же время Великобритания сосредоточила свои ресурсы на других интересах, включая приобретение земель в Южной Африке. В результате британское правительство неохотно приняло на себя полную ответственность за этот недавно признанный регион. Стремясь облегчить это потенциальное бремя, Великобритания рассматривала возможность предоставления коммерческой компании права управлять и развивать восточную территорию. В 1888 году сэр Уильям Маккиннон и Имперская Британская Восточно-Африканская компания (IBEAC) получили разрешение служить этой цели.
IBEAC взял на себя ответственность за аннексию земель, простирающихся от восточного побережья Кении до северо-западного берега озера Виктория .
Помимо ожидаемой работы, связанной с регулированием экспорта и управления товарами и сельским хозяйством, основная роль IBEAC заключалась в содействии строительству железной дороги, соединяющей регион восточного побережья Момбасы с озером Виктория.Компания наняла Джеймса Макдональда, которому помогал Джон Уоллес Прингл , оба офицеры Королевской инженерной службы , для проведения изысканий в 1891–1892 годах. Оба отчитались положительно, отметив, что Кикуюленд будет пригоден для европейского заселения. [2] Однако у IBEAC не было средств, необходимых для начала работы. [3] В 1890 году IBEAC начал строительство дороги Маккиннон-Склетер , дороги длиной 600 миль (970 км) от Момбасы до Бусии на границе с Угандой. [4] [5]
Компания заказала 110-тонный пароход общего назначения SS William Mackinnon для работы на озере Виктория. [6] Она была построена в Шотландии в 1890 году и доставлена в готовом виде в Момбасу. [6] Однако комплект оставался там на хранении до 1895 года. [6] предположительно потому, что IBEAC не удалось начать строительство железной дороги, которая доставит комплект к озеру.

Нарастающий конфликт между конкурирующими фракциями в конечном итоге помешал компании вложить необходимое время и деньги в это предприятие. Четыре группы, участвовавшие в Уганде, , французские католики, протестанты и компания, не смогли разрешить свою ссору мирным путем, и, поскольку напряженность продолжала расти, в январе 1892 года разразилась гражданская война Кабака . Поставив перед ротой задачу построить укрепленный пункт на холме Кампала , IBEAC одержал безрезультатную победу.
Этот конфликт стал окончательным крахом компании. IBEAC уже испытывал финансовые трудности из-за проблем с таможней, но деньги, потраченные на финансирование этой стычки, практически обанкротили его. Это также ясно дало понять, что компания не сможет продолжать свою плохо реализованную попытку колонизации Восточной Африки.
Жалкое мошенничество и позор английского имени.
— Сэр Джеральд Портал [7]
Британская Восточно-Африканская компания оказалась неэффективной попыткой предоставить коммерческим предприятиям местные административные права. Неизбежно в 1894 году британское правительство объявило протекторат над Угандой, фактически распустив IBEAC и взяв на себя полную ответственность.
Основная часть дороги Маккиннон-Склейтер была завершена британским правительством после распада IBEAC. Британское правительство в конечном итоге построило железную дорогу Уганды до Кисуму на озере Виктория между 1896 и 1901 годами. SS William Mackinnon достиг Кисуму в комплектном виде в 1898 году, был спущен на воду в 1900 году и, как и железная дорога, был завершен и введен в эксплуатацию в 1901 году. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оливер, Роланд (март 1951 г.). «Некоторые факторы британской оккупации Восточной Африки, 1884–1894 гг.» . Угандийский журнал . 15 (1): 49–64.
- ^ Николлс, Кристин Стефани (2005). Красные чужаки: белое племя Кении . Таймвелл Пресс. стр. 17–18. ISBN 1-85725-206-3 .
- ^ Майна, Эфалина; Обока, Уиклиф; Маконг'о, Юлиус (2004). История и форма правления 2 . Восточноафриканские издатели. п. 78. ИСБН 9966-25-333-5 .
- ^ Очиенг, WR и Никсон, RM (ред.), Экономическая история Кении , с. 131
- ^ Смит, GE, 1899, Прокладка дорог и геодезия в Британской Восточной Африке , Королевское географическое общество (совместно с Институтом британских географов ), стр. 269
- ^ Jump up to: а б с д Кэмерон, Стюарт; Стратди, Пол. «СС Уильям Маккиннон» . База данных, построенная Клайдом . Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 22 мая 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перхэм, М. Лугард: Годы приключений, 1858-1899, стр.435.
Источники
[ редактировать ]- Карлайл, Э.И.; Гэлбрейт, Джон С. (2004). «Макиннон, сэр Уильям, баронет (1823–1893)» . Оксфордский национальный биографический словарь (переработанная редакция). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/17618 . Проверено 10 декабря 2007 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Гэлбрейт, Джон С., 1970, «Италия, Британская Восточно-Африканская компания и побережье Бенадира, 1888–1893», Журнал современной истории 42 . 4, стр. 549-563
- «№25854» . Лондонская газета . 7 сентября 1888 г., стр. 5017–5020.
- «Сэр Уильям Маккиннон» . АИМ25 . СОАС . 15 мая 2000 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 10 декабря 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гэлбрейт, Джон С. (1972). Маккиннон и Восточная Африка 1878–1895 гг . Кембридж. Издательство Кембриджского университета .
- Раздел Восточной Африки (1856–1891) (архивировано 1 ноября 2006 г.)
- Кана, Фрэнк Ричардсон (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 604–606. . В