Датская азиатская компания
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на датском языке . (Март 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Датская Азиатская Компания ( датский : Asiatisk Kompagni) — датская торговая компания, основанная в 1730 году для возрождения датско-норвежской торговли с Датской Ост-Индией и Китаем после закрытия Датской Ост-Индской компании . [1] В 1732 году ему была предоставлена 40-летняя монополия на датскую торговлю с Азией, а в 1772 году он был передан датскому правительству. Его штаб-квартира располагалась в Азиатиск Пладс в Копенгагене . Его бывшие помещения сейчас используются Министерством иностранных дел.
История
[ редактировать ]Датская Ост-Индская компания была распущена в 1729 году. Некоторые из ведущих купцов Копенгагена отреагировали на роспуск Датской Ост-Индской компании созданием двух торговых обществ: одного для индийской торговли, а другого для новой и многообещающей торговли с Китаем. 20 апреля 1730 года два общества были объединены в Датскую Азиатскую компанию. Реформированная временная компания открыла торговлю с Цинским Китаем в Кантоне . Первая экспедиция прошла неудачно: Ден Гилдне Лёве потерялся с грузом серебра у Баллихейга , Ирландия , во время обратного путешествия. Местные землевладельцы хранили серебро в своем поместье и потребовали его возврата, но банда местных жителей одолела датскую охрану и скрылась с кладом, вызвав дипломатический скандал между Данией, Норвегией и Великобританией . [2] « Крон Принц Кристиан» вернулся из первой успешной экспедиции компании в Кантон в 1732 году.
С королевской лицензией, полученной в 1732 году, новая компания получила 40-летнюю монополию на всю датскую торговлю к востоку от мыса Доброй Надежды . До 1750 г. было отправлено 27 кораблей; 22 человека пережили путешествие и вернулись в Копенгаген. [2] В 1772 году компания потеряла свою монополию, а в 1779 году Датская Индия стала колонией короны .
Во время наполеоновских войн , в 1801 и 1807 годах , британский королевский флот атаковал Копенгаген. В результате последней атаки (в которой был захвачен весь датско-норвежский флот) Дания (одна из немногих западноевропейских стран, не оккупированных Наполеоном ) уступила остров Гельголанд (часть герцогства Гольштейн-Готторп ) Британия . На востоке, когда новости об англо-датских военных действиях достигли Индии, британцы 28 января 1808 года немедленно захватили семь датских торговых судов, находившихся в Хугли. [3] Дания наконец продала оставшиеся поселения на материковой Индии в 1845 году и на датском Золотом Берегу в 1850 году, оба британцам.
Управление
[ редактировать ]Президенты
[ редактировать ]- (1632–1643) Кристиан Людвиг Шеель Плессен
- (1743–1759) Йохан Сигизмунд Шулин
- (1759–1772) Адам Готтлоб Мольтке
Совет директоров
[ редактировать ]В состав совета директоров вошли:
- 1730–1743: Фредерик Холмстед
- 1732-; Ханс Йорген Зельберг
- 1732–1739: Грегориус Клауман
- 1732–1743: Ганс Йорген Зельберг
- 1738-1843: Ганс Нильсен Грам
- 1734-1740: Герман Кристиан Мюффельманн
- 1740–1744: Майкл Фабрициус
- 1751–1753: Энтони Рафф
- 1753–1755: Энтони Рафт
- 1739–1752: Ольферт Фас Фишер
- 1744-1746: Герман Хинрих Кеннеманн
- 1744–1752: Йост ван Хемерт
- 1745–1754: Питер ван Херк
- 1747–1750: Герман Ленгеркен Клёкер
- 1753–1759: Йохан Фридрих Вевер
- 1753–1767: Олуф Блах
- 1754–1758: Йенс Вернер Экелай
- 1758-: Йохан Йохан Фредерик
- 1755–1766: Юст Фабрициус
- 1760–1768: Рейнхард Изелин
- 1763–1770: Авраам Фальк
- 1769–1772: Гисберт Бехаген
- 1771–1775: Джон Браун
- 1661-: Йорген Эрих Шеель
- 1772–1775: Нильс Рюберг
- 1772–1776 и 1780–1785: Конрад Фабрициус де Тенгнагель.
- 1773–1775: Уильям Холлинг
- 1773–1775: Педер Хоппе
- 1773-75 Джордж Эльфинстон
- 1773–1776: Фредерик де Конинк
- 1776–1779: Кристиан Шааруп Блэк
- 1776-1779 Ганс Георг Крог
- Йенс Краг-Юэль-Винд
- 1777: Герман Аббесте
- 1777–1783: Петер ван Хемерт
- 1777-1783: Отто Кристиан Хаабер
- 1784-1788: Матиас Лундинг
- 1784-1790: Йохан Людвиг Зинн
- 1779–1785: Джон Браун
- 1783–1792: Эрих Эриксен
- 1789–1812: Пол Скибстед
- 1784–1796: Лоуренс Джон Крамер
- 1791–1805: Йохан Леонхард Фикс
- 1792–1811: Карстен Анкер , первый директор.
- 1794-95: Отто Тотт
- 1797: Кристиан Вильгельм Дунцфельт
- 1799-1807: г Франц Вильгельм Отто Фогельсанг6
- 1807–1833: Лоуренс Джон Крамер
- 1812–1819: Кристиан Клингберг
- 1816–1823: Конрад Хаузер
- 1819–1843: Фридрих Кристиан Шеффер
- Герман Кристиан
- 1834–1836: Рене Пьер Франсуа Мурье
- 1837–1843: Уильям Фредерик Дунцфельт
- Годы неизвестны: Саймон Хуглант
- Годы неизвестны: Фридрих Кристиан Шеффер
- Неизвестен: Питер Йохан Алексей Конрад Эберлин.
- Неизвестный: Фридрих Кристиан Шеффер.
- Неизвестен: Расмус Штернберг Зельмер.
Флот
[ редактировать ]Подробности о некоторых из этих вооруженных торговых кораблей, часто построенных на датских королевских верфях под названием « handelskib, chinafarer », можно найти на веб-сайте Датского королевского военно-морского музея. [4] У двоих есть исторический рекорд в Skibregister. [5]
- Крон Принц Кристиан (приобретён у DEIC в 1732 году)
- Слезвиг (приобретён у флота в 1732 г.)
- Грев Лаурвиг (приобретён у DEIC в 1732 г.)
- Вендела (приобретена у DEIC в 1732 г.)
- Фридрих Четвертый (приобретён у DEIC в 1732 г.)
- Король Дании (построен в 1735 г.) [6] [4]
- Королева Дании (построена в 1738 г.) [6]
- Принцесса Луиза (приобретена в 1738 г.) [6]
- Принцесса Шарлотта Амалия (приобретена в 1738 г.) [6]
- Наследный принц Дании (построен в 1740 году, позже переименован в Кронпринтц ) [6]
- Замок Кристиансборг (построен в 1742 г.) [6]
- Сидерманленд (приобретён в 1743 г.)
- Принцесса Луиза (получена в 1744 году, она же Ловиса ) [7] [4]
- Слиток зелий (куплен в 1744 г.) [7]
- Док (куплен в 1742 г.) [7]
- Файен (приобретён в 1745 г., бывший линейный корабль) [7] [8] [4]
- Наследная принцесса Дании (построена в 1745 г.) [7]
- Король Дании (построен в 1745 г.) [9]
- Элефантен (приобретён в 1746 году из Роттердама) [9]
- Наследный принц Дании (построен в 1746 г.) [9]
- Королева Дании (построена в 1747 г.) - переименована в королеву Софи Магдалину в 1752 г. [9] [4]
- Принцесса Вильгельмина Каролина (построена в 1750 г.) [10]
- Королева Юлиана Мария (построена в 1752 г.) [11] [4]
- Король Дании (построен в 1755 г.) [11]
- Королева София Магдалена (построена в 1761–1762 гг.) [12] [4]
- Замок Фреденсборг (построен в 1764–1765 гг.) [12] [4]
- Желание королевств (построено в 1766 г.) [13] [4]
- Король Дании (построен в 1768–1769 гг.) [13]
- Королева Каролина Матильда (построена в 1769 г.)
- Бомбардировочный галиот «Ден Глонде» (построен в 1771 г.) [4] [14]
- Принц Фредерик (построен в 1772 г.) [4]
- Транс-бар (построен в 1773 г.)
- Кастелле Дансборг (построен в 1774 г.)
- Королева Юлиана Мария (построена в 1775 г.)
- Наследный принц Дании (построен в 1778 г.)
- Принцесса София Фредерика (построена в 1779 г.) [4]
- Королева Юлиана Мария (построена в 1780 г.)
- Принцесса Шарлотта Амалия (построена в 1781 году) [4]
- Никобар (построен в 1782 г.)
- Дания (построена в 1782–83 гг.)
- Принцесса Ловиса Магдалена (построена около 1782 г.)
- Никобар (год постройки неизвестен) (Примечание: два корабля под названием Никобар. Они одинаковые?)
- Марс (построен в 1784 г.) [4]
- Принцесса Луиза Августа (куплена в 1784 году у Петерсверфта )
- Даннеброг (перестроен в 1786 г.)
- Утопление Юлианы Марии (приобретено в 1790 г.)
- Король Дании (построен в 1788 г.)
- Наследный принц Аугустенборг (построен в 1789 г.)
- Норвегия (перестроена в 1797–98 гг.)
- Кристиансхавн (приобретён в 1800 г.)
- Холстин (приобретён в 1800 г.)
- Наследный принц Дании (приобретён в 1801 г.)
- Наследная принцесса (приобретена в 1802 г.)
- Наследный принц Аугустенборг (капитальный ремонт 1805 г.)
- Канончалуп (построен в 1808 г.)
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Ах. Раш и П. П. Свейструп: Азиатские компании в период расцвета 1772-1792 гг. (издание Института истории и социальной экономики). Копенгаген. 1948. 347 страниц.
- Гламанн, Кристоф: Исследование экономической истории Азиатской компании, 1732–1772 гг .,
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гламанн, Кристоф (1960). «Датская Азиатская компания, 1732–1772». Обзор экономической истории Скандинавии . 8 (2): 109–149. дои : 10.1080/03585522.1960.10411426 .
- ^ Jump up to: а б Ассоциация Транкебар . « Письмо из Англии. Архивировано 16 октября 2013 года в Wayback Machine ».
- ^ «№16982» . Лондонская газета . 7 февраля 1815 г. с. 219.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Королевский датский военно-морской музей - Список датских военных кораблей
- ^ Королевский датский военно-морской музей - Skibregister
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клем стр. 220
- ^ Jump up to: а б с д и Клем стр. 222
- ^ Рекордная карточка Файена
- ^ Jump up to: а б с д Клем стр. 224
- ↑ Клем, стр. 226.
- ^ Jump up to: а б Клем стр. 228
- ^ Jump up to: а б Клем стр. 232
- ^ Jump up to: а б Клем стр. 234
- ^ Рекордная карточка Den Gloende
Цитаты
[ редактировать ]- Кнуд Клем: Судостроение в Дании и герцогствах в 1700-х годах ; Том I, Копенгаген, 1985 г.; ISBN 87-88646-14-9
- Кнуд Клем: «Датская Ост-Индия и торговля с Китаем» ( Ежегодник Handels- og Søfartsmuseet, 1943 ; стр. 72–102)
- Королевского датского военно-морского музея Веб-сайт для базы данных > Avancerede > Установите Skibstype на «Handelsskib» и датируйте соответствующие даты > Søg (это работает, только если в качестве языка установлен датский)
- Датский Королевский военно-морской музей - Список датских военных кораблей, заархивированный 31 декабря 2012 г. в Wayback Machine
- Королевский датский военно-морской музей - Skibregister для карточек учета отдельных кораблей там, где они существуют.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература
- Корабельные протоколы
- У алтаря капитализма – купцы-кальвинисты в Датской Азиатской компании в XVIII веке.
- Корабли
- корабли ЦАП
- Источник (PDF)
- Мемуары Теодора Эмиля Людвигсена