Президентство Джомо Кеньятты
Президентство Джомо Кеньятты 12 декабря 1964 г. - 22 августа 1978 г. | |
Джомо Кеньятта | |
Вечеринка | ПОСАДКА |
Сиденье | Государственный Дом |
История Кении |
---|
Портал Кении |
Президентство Джомо Кеньятты началось 12 декабря 1964 года, когда Джомо Кеньятта был назначен первым президентом Кении , и закончилось 22 августа 1978 года после его смерти. Джомо Кеньятта, член KANU , вступил в должность после образования Республики Кения после обретения независимости, благодаря своим усилиям во время борьбы за независимость . Четыре года спустя, на выборах 1969 года , он был единственным кандидатом и был избран без сопротивления на второй срок. В 1974 году он был переизбран на третий срок. Хотя пост президента Кении должен был быть избран одновременно с выборами Национальной ассамблеи, Джомо Кеньятта был единственным кандидатом и был избран автоматически без проведения голосования. Он умер 22 августа 1978 года, еще находясь на своем посту, и его сменил Даниэль Арап Мои .
президентские выборы 1964 года
[ редактировать ]В декабре 1964 года Кения была официально провозглашена республикой. Кеньятта стал ее исполнительным президентом, совмещая роли главы государства и главы правительства . Хотя должность президента была открыта для выборов, Кеньятта был единственным кандидатом, не встретившим сопротивления, и, таким образом, был провозглашен президентом без какого-либо голосования за эту должность. Предложение назначить Кеньятту президентом, не встречающим сопротивления, последовало за систематическим устранением кандидатов от оппозиции во время его пребывания на посту премьер-министра Кении. KANU На всеобщих выборах в мае 1963 года Кеньятты противостоял KADU, Народной партии Акамбы и различным независимым кандидатам. KANU одержал победу, получив 83 места из 124 в Палате представителей ; Правительство большинства KANU заменило существовавшую ранее коалицию. 1 июня 1963 года Кеньятта был приведен к присяге в качестве премьер-министра автономного правительства Кении.
Сразу после своего приведения к присяге на посту президента Кеньятта столкнулся с внутренней оппозицией, и в январе 1964 года части армии подняли мятеж в Найроби, и Кеньятта призвал британскую армию подавить восстание. Подобные вооруженные восстания произошли в том же месяце в соседних Уганде и Танганьике. Кеньятта был возмущен и потрясен мятежом. Он публично осудил мятежников, подчеркнув необходимость обеспечения закона и порядка в Кении. Чтобы предотвратить дальнейшие военные беспорядки, он провел пересмотр зарплат армии, полиции и тюремного персонала, что привело к повышению заработной платы. Кеньятта также хотел сдержать парламентскую оппозицию, и по настоянию Кеньятты в ноябре 1964 года KADU официально распалась, а ее представители присоединились к KANU. Двое высокопоставленных членов KADU, Рональд Нгала и Дэниел Арап Мои , впоследствии стали одними из самых преданных сторонников Кеньятты. Таким образом, Кения стала де -факто однопартийным государством. В результате ему удалось подавить любую возможную оппозицию и отпугнуть всех кандидатов, которые могли подумать о соперничестве с ним. [1]
Избирательный процесс и результаты
[ редактировать ]Де-факто это было однопартийное государство, и Африканский национальный союз Кении единственной партией, участвовавшей в выборах, был . 740 кандидатов от KANU баллотировались на 158 мест в Национальном собрании , при этом 88 действующих кандидатов (включая четырех министров) потерпели поражение. Явка избирателей составила 56,5%. Из 4,6 миллиона зарегистрированных избирателей на тот момент было подано в общей сложности 2,6 миллиона голосов, и KANU получил 100% голосов. После выборов президент Кеньятта назначил еще 12 членов. [2]
Вечеринка | Голоса | % | Сиденья | +/− |
---|---|---|---|---|
Кения Африканский национальный союз | 2,627,308 | 100 | 158 | 0 |
Назначенные члены | − | − | 12 | − |
Общий | 2,627,308 | 100 | 170 | 0 |
Зарегистрированные избиратели/явка | 4,654,465 | − | − | |
Источник: Нолен и др. |
Инаугурация и кабинет министров
[ редактировать ]Инаугурация Джомо Кеньятты на посту президента состоялась 12 декабря 1964 года. Она была организована так, чтобы точно совпасть с годом обретения Кенией независимости в 1963 году. [3] Это привело к провозглашению 12 декабря национальным праздником под названием День Джамухури .
Джомо Кеньятта не сформировал новый кабинет министров, когда стал президентом. Первый кабинет, сформированный Джомо Кеньяттой, был в 1963 году и оставался в силе в течение всего срока полномочий. Примечательно, что Кеньятта был премьер-министром, когда сформировал свой первый кабинет, а после его присяги его должность изменилась на президента. Еще одним важным изменением стало назначение Джарамоги Огинги Одинги , который ранее был министром внутренних дел , своим вице-президентом. Остальная часть кабинета министров имела следующий состав:
Положение кабинета | Член кабинета министров | |
---|---|---|
Президент | Джомо Кеньятта | |
Вице-президент | Джарамоги Огинга Одинга | |
Правосудие и конституционные вопросы | Томас Дж. Мбойя | |
Финансы и экономическое планирование | Джеймс С. Гичуру | |
Государственный министр в канцелярии премьер-министра | Джозеф А. Поттер | |
Государственный министр по панафриканским делам | Мбию Койнанге | |
Здоровье и жилье | Доктор Ньороге Мунгаи | |
Образование | Джозеф Д. Отьенде | |
Сельское хозяйство | Брюс Маккензи | |
Местное самоуправление | Сэмюэл О. Айодо | |
Торговля и промышленность | Юлиус Дж. Киано | |
Работы, связь и власть | Доусон Хоум | |
Трудовые и социальные услуги | Элуид Мвендва | |
Природные ресурсы | Лоуренс Сагини | |
Информация, радиовещание и туризм | Рамоги Ачиенг Один | |
Земли и поселения | Джексон Х. Ангейн |
Офис законодательства и решений
[ редактировать ]Сразу после того, как Кеньятта стал президентом, он начал вносить поправки в конституцию, чтобы увеличить власть президента. [5] Например, поправка, внесенная в мае 1966 года, дала президенту возможность отдавать приказ о задержании лиц без суда, если он считал, что безопасность государства находится под угрозой. [6] Заручившись поддержкой второй по величине этнической группы Кении, луо, Кеньятта назначил луо Огингу Одингу своим вице-президентом. [7] Однако кикуйю, составлявшие около 20 процентов населения, по-прежнему занимали большую часть важных государственных и административных должностей в стране. [8] Это способствовало возникновению у многих кенийцев представления о том, что независимость просто привела к замене доминирования британской элиты доминированием элиты кикуйю. [9]
Призывы Кеньятты простить и забыть прошлое были краеугольным камнем его правительства. [10] Он сохранил различные элементы старого колониального порядка, особенно в вопросах правопорядка . [11] Полиция и военные структуры остались практически нетронутыми. [11] Белые кенийцы остались на руководящих должностях в судебной системе, государственной службе и парламенте. [12] белые кенийцы Брюс Маккензи и Хамфри Слэйд входят в число высших должностных лиц Кеньятты. [13] Правительство Кеньятты, тем не менее, отвергло идею о том, что европейским и азиатским меньшинствам может быть разрешено двойное гражданство , ожидая, что эти общины проявят полную лояльность независимому кенийскому государству. [14] Его администрация оказывала давление на социальные клубы, состоящие только из белых, чтобы они приняли политику многорасового входа. [15] а в 1964 году школы, ранее предназначавшиеся для европейских учеников, были открыты для африканцев и азиатов. [15]
Правительство Кеньятты считало необходимым развивать единую кенийскую национальную культуру. [16] С этой целью оно предприняло усилия по утверждению достоинства коренных африканских культур, которые миссионеры и колониальные власти принижали как «примитивные». [17] Было создано Восточноафриканское литературное бюро для публикации произведений коренных писателей. [18] Кенийский культурный центр поддерживал искусство и музыку коренных народов, создавая сотни традиционных музыкальных и танцевальных групп; Кеньятта лично настоял на том, чтобы такие выступления проводились на всех национальных праздниках. [19] Была оказана поддержка сохранению исторических и культурных памятников, в то время как названия улиц, отсылающие к колониальным деятелям, были переименованы, а символы колониализма, такие как статуя британского поселенца Хью Чолмондели, 3-го барона Деламера в центре города Найроби, были удалены. [18] Правительство поощряло использование суахили в качестве национального языка, хотя английский оставался основным средством парламентских дебатов и языком обучения в школах и университетах. [17] Историк Роберт М. Максон, тем не менее, предположил, что «в эпоху Кеньятты не возникло никакой национальной культуры», причем большинство художественных и культурных выражений отражали конкретные этнические группы, а не более широкое понимание кенийства, в то время как западная культура оставалась сильным влиянием на элиты страны. [20]
Экономическая политика
[ редактировать ]Экономика независимой Кении во многом формировалась под колониальным правлением; доминировало сельское хозяйство, в то время как промышленность была ограничена, и существовала сильная зависимость от экспорта сырьевых товаров при импорте капитала и промышленных товаров. [21] При Кеньятте структура этой экономики принципиально не изменилась, оставаясь внешне ориентированной и в которой доминировали транснациональные корпорации и иностранный капитал. [22] Экономическая политика Кеньятты была капиталистической и предпринимательской . [23] без проведения серьезной социалистической политики; [24] его внимание было сосредоточено на достижении экономического роста, а не на справедливом перераспределении. [25] Правительство приняло законы, поощряющие иностранные инвестиции, признавая, что Кения нуждается в специалистах, получивших образование за рубежом в научных и технических областях, чтобы помочь ее экономическому развитию. [26] При Кеньятте западные компании считали Кению безопасным и прибыльным местом для инвестиций; [27] между 1964 и 1970 годами масштабные иностранные инвестиции и промышленность в Кении почти удвоились. [25]
В отличие от своей экономической политики, Кеньятта публично заявил, что создаст демократическое социалистическое государство со справедливым распределением экономического и социального развития. [28] В 1965 году, когда Томас Мбойя был министром экономического планирования и развития, правительство выпустило сессионный документ под названием «Африканский социализм и его применение к планированию в Кении», в котором оно официально заявило о своей приверженности так называемому « африканскому социалистическому » экономическому плану. модель. [29] На сессии была предложена смешанная экономика с важной ролью частного капитала. [30] при этом правительство Кеньятты уточнило, что оно будет рассматривать национализацию только в тех случаях, когда национальная безопасность находится под угрозой. [31] Левые критики подчеркивали, что образ «африканского социализма», изображенный в документе, не предполагает серьезного отхода от колониальной экономики. [32]
В сельскохозяйственном и промышленном секторах Кении доминировали европейцы, а в торговле и торговле - азиаты; Одной из самых насущных проблем Кеньятты было поставить экономику под контроль коренных народов. [25] Растет недовольство чернокожих азиатским доминированием в секторе малого бизнеса. [33] правительство Кеньятты оказывает давление на предприятия, принадлежащие азиатам, намереваясь заменить их аналогами, принадлежащими африканцам. [34] Документ сессии 1965 года обещал «африканизацию» кенийской экономики. [35] правительство все больше настаивает на «черном капитализме». [34] Правительство учредило Корпорацию промышленного и коммерческого развития для предоставления кредитов предприятиям, принадлежащим чернокожим. [34] и получил 51% акций Кенийской национальной страховой компании . [36] В 1965 году правительство учредило Кенийскую национальную торговую корпорацию, чтобы обеспечить местный контроль над торговлей товарами первой необходимости. [37] в то время как Закон о торговом лицензировании 1967 года запрещал негражданам участвовать в торговле рисом, сахаром и кукурузой. [38] В 1970-е годы эта сфера расширилась и стала охватывать торговлю мылом, цементом и текстилем. [37] Эти меры затронули многих азиатов, сохранивших британское гражданство. [39] В период с конца 1967 по начало 1968 года все большее число кенийских азиатов мигрировало в Великобританию; [40] в феврале 1968 года большое количество людей быстро мигрировали, прежде чем изменения в законодательстве лишили их права на это . [41] Кеньятта не сочувствовал уезжающим: «Идентичность Кении как африканской страны не будет изменена из-за прихотей и недомоганий групп несвязанных людей». [41]
При Кеньятте коррупция получила широкое распространение в правительстве, государственной службе и бизнес-сообществе. [42] Кеньятта и его семья были связаны с этой коррупцией, поскольку они обогащались за счет массовой покупки собственности после 1963 года. [43] Их приобретения в Центральной, Рифт-Валли и Прибрежной провинциях вызвали большой гнев среди безземельных кенийцев. [44] Его семья использовала его президентское положение, чтобы обойти юридические или административные препятствия на пути приобретения собственности. [45] Семья Кеньятта также вложила значительные средства в прибрежный гостиничный бизнес: Кеньятта лично владел отелем Leonard Beach. [46] Другие предприятия, в которых они были вовлечены, включали добычу рубинов в национальном парке Цаво , бизнес казино, торговлю древесным углем, которая вызывала значительную вырубку лесов, и торговлю слоновой костью. [47] Кенийская пресса, во многом лояльная Кеньятте, в этот вопрос не углублялась; [48] только после его смерти появились публикации, раскрывающие масштабы его личного обогащения. [49] Кенийская коррупция и роль Кеньятты в ней были лучше известны в Великобритании, хотя многие из его британских друзей, в том числе Макдональд и Броквей, предпочитали верить, что Кеньятта не был лично замешан в ней. [50]
Реформа земли, здравоохранения и образования
[ редактировать ]Вопрос о собственности на землю имел глубокий эмоциональный резонанс в Кении, поскольку стал серьезной претензией к британским колонизаторам. [51] В рамках переговоров в Ланкастер-хаусе британское правительство согласилось предоставить Кении 27 миллионов фунтов стерлингов для выкупа белых фермеров и перераспределения их земель среди коренного населения. [52] Чтобы облегчить этот переход, Кеньятта назначил Маккензи, белого фермера, министром сельского хозяйства и земли. [52] Правительство Кеньятты поощряло создание частных компаний по покупке земли, которые часто возглавлялись видными политиками. [53] Правительство продало или сдало в аренду этим компаниям земли на территории бывшего Уайт-Хайлендс, которые, в свою очередь, разделили их между отдельными акционерами. [53] Таким образом, программы перераспределения земли были выгодны основному избирательному округу правящей партии. [54] Сам Кеньятта расширил принадлежащую ему землю вокруг Гатунду. [9] Кенийцы, которые предъявляли претензии на землю на основании наследственной собственности, часто обнаруживали, что земля отдана другим людям, в том числе кенийцам из разных частей страны. [54] Голоса начали осуждать перераспределение; В 1969 году член парламента Жан-Мари Серони осудил продажу исторически сложившихся земель Нанди в Рифте ненанди, назвав схемы поселений «колонизацией Рифта Кеньяттой». [55]
Частично из-за высокого уровня безработицы в сельской местности, в Кении при правительстве Кеньятты наблюдался рост миграции из села в город. [56] Это усугубило безработицу в городах и нехватку жилья, поскольку растут скваттерские поселения и трущобы, а также растет уровень городской преступности. [57] Кеньятта был обеспокоен этим и способствовал обращению вспять миграции из сельской местности в города, но это не увенчалось успехом. [58] Правительство Кеньятты стремилось контролировать профсоюзы страны, опасаясь их способности подорвать экономику. [36] С этой целью он делал упор на различные схемы социального обеспечения, а не на традиционные промышленные институты. [36] а в 1965 году преобразована Кенийская федерация труда в Центральную организацию торговли (ЦОТ), орган, находившийся под сильным влиянием правительства. [59] Никакие забастовки не могут быть законно проведены в Кении без разрешения COT. [60] Были также приняты меры в отношении африканской государственной службы, которая к середине 1967 года стала на 91% африканской. [61] В 1960-е и 1970-е годы государственный сектор рос быстрее, чем частный сектор. [62] Рост государственного сектора способствовал значительному расширению коренного среднего класса в Кении, Кении. [63]
Правительство курировало масштабное расширение образовательных учреждений. [64] В июне 1963 года Кеньятта поручил Комиссии Оминды определить рамки удовлетворения образовательных потребностей Кении, а их отчет был опубликован восемь месяцев спустя. [65] В докладе изложена долгосрочная цель обеспечения всеобщего бесплатного начального образования в Кении, но также утверждается, что правительство должно сделать акцент на среднем и высшем образовании, чтобы облегчить подготовку кадров из числа коренного населения Африки, которые смогут занять государственную службу и другие должности, требующие такого образования. образование. [66] В период с 1964 по 1966 год количество начальных школ в Кении выросло на 11,6%, а количество средних школ — на 80%. [66] Ко времени смерти Кеньятты были созданы первые университеты Кении — Университет Найроби и Университет Кеньятты . [67] Хотя Кеньятта умер, так и не достигнув цели бесплатного всеобщего начального образования в Кении, страна добилась значительных успехов в этом направлении: 85% кенийских детей получили начальное образование, и за десятилетие независимости было подготовлено достаточное количество коренных африканцев. занять государственную службу. [68]
Еще одним приоритетом правительства Кеньятты было улучшение доступа к медицинским услугам. [69] Он заявил, что его долгосрочной целью является создание системы бесплатной всеобщей медицинской помощи. [70] В краткосрочной перспективе основное внимание уделялось увеличению общего числа врачей и дипломированных медсестер при одновременном сокращении числа иностранцев на этих должностях. [69] В 1965 году правительство ввело бесплатное медицинское обслуживание для амбулаторных больных и детей. [70] После смерти Кеньятты большинство кенийцев имели доступ к значительно лучшему здравоохранению, чем в колониальный период. [70] До обретения независимости средняя продолжительность жизни в Кении составляла 45 лет, но к концу 1970-х годов она достигла 55 лет, что является вторым по величине показателем в странах Африки к югу от Сахары. [71] Улучшение медицинского обслуживания привело к снижению уровня смертности, в то время как уровень рождаемости оставался высоким, что привело к быстрому росту населения; с 1962 по 1979 год население Кении росло чуть менее чем на 4% в год, что на тот момент было самым высоким показателем в мире. [72] Это создало серьезную нагрузку на социальные службы: правительство Кеньятты продвигало проекты планирования семьи , чтобы снизить рождаемость, хотя они не имели большого успеха. [73]
Внешняя политика
[ редактировать ]Отчасти из-за преклонных лет Кеньятта редко выезжал за пределы Восточной Африки. [74] При Кеньятте Кения практически не вмешивалась в дела других государств, в том числе входящих в Восточноафриканское сообщество . [75] Несмотря на свои сомнения по поводу создания восточноафриканской федерации, в июне 1967 года Кеньятта подписал Договор о восточноафриканском сотрудничестве . [76] В декабре он присутствовал на встрече с представителями Танзании и Уганды по формированию Восточноафриканского экономического сообщества , что отражает осторожный подход Кеньятты к региональной интеграции. [76] Он также взял на себя посредническую роль во время кризиса в Конго , возглавляя Согласительную комиссию Организации африканского единства по Конго. [77]
Столкнувшись с давлением холодной войны , [78] Кеньятта официально проводил политику «позитивного неприсоединения». [79] На самом деле его внешняя политика была прозападной и, в частности, пробританской. [80] Кения стала членом Британского Содружества . [81] используя это как средство оказания давления на режимы апартеида белого меньшинства в Южной Африке и Родезии. [82] Великобритания оставалась одним из главных источников внешней торговли Кении; Британская помощь Кении была одной из самых высоких в Африке. [79] В 1964 году Кения и Великобритания подписали Меморандум о взаимопонимании, один из двух военных союзов, заключенных правительством Кеньятты; [79] Британская специальная воздушная служба обучала собственных телохранителей Кеньятты. [83] Различные комментаторы утверждали, что отношения Великобритании с Кениатой Кенией были неоколониальными , поскольку британцы обменяли свою позицию политической власти на позицию влияния. [84] Историк Поппи Каллен, тем не менее, отметила, что в Кении Кеньятты не было «диктаторского неоколониального контроля». [79]
Хотя многие белые кенийцы приняли правление Кеньятты, ему по-прежнему противостояли белые крайне правые активисты; Во время пребывания в Лондоне на конференции Содружества в июле 1964 года он подвергся нападению со стороны Мартина Вебстера , британского неонациста . [85] Отношения Кеньятты с Соединенными Штатами также были теплыми; Агентство США по международному развитию сыграло ключевую роль в реагировании на нехватку кукурузы в Камбаленде в 1965 году. [86] Кеньятта также поддерживал теплые отношения с Израилем, в том числе когда другие страны Восточной Африки одобряли враждебность арабов к этому государству; [87] он, например, разрешил израильским самолетам дозаправляться в Кении на обратном пути после рейда на Энтеббе . [88] В свою очередь, в 1976 году израильтяне предупредили о заговоре Армии освобождения Палестины с целью его убийства, и он воспринял эту угрозу серьезно. [89]
Кеньятта и его правительство были антикоммунистами. [90] а в июне 1965 года он предупредил, что «наивно думать, что с Востока не существует опасности империализма. В мировой силовой политике Восток имеет на нас такие же планы, как и Запад, и хотел бы служить своим собственным интересам. почему мы отвергаем коммунизм». [91] Его правление часто подвергалось критике со стороны коммунистов и других левых, некоторые из которых обвиняли его в фашистстве. [27] Когда чиновник китайской коммунистической партии Чжоу Эньлай посетил Дар-эс-Салам, его заявление о том, что «Африка созрела для революции», явно было направлено в основном против Кении. [27] В 1964 году Кеньятта конфисковал секретную партию китайского оружия, которая следовала через территорию Кении по пути в Уганду. Оботе лично посетил Кеньятту, чтобы извиниться. [92] В июне 1967 года Кеньятта объявил временного поверенного в делах Китая персоной нон грата в Кении и отозвал кенийского посла из Пекина . [27] Отношения с Советским Союзом также были натянутыми; Кеньятта закрыл Институт Лумумбы — организацию, названную в честь лидера независимости Конго Патриса Лумумбы — на том основании, что он был прикрытием советского влияния в Кении. [93]
Инакомыслие и однопартийное государство
[ редактировать ]Кеньятта ясно дал понять, что хочет, чтобы Кения стала однопартийным государством, считая это лучшим выражением национального единства, чем многопартийная система. [94] В первые пять лет независимости он укрепил контроль над центральным правительством. [95] устранение автономии провинций Кении, чтобы предотвратить укрепление этнической базы власти. [96] Он утверждал, что централизованный контроль над правительством необходим, чтобы справиться с ростом спроса на местные услуги и способствовать более быстрому экономическому развитию. [96] В 1966 году была создана комиссия по изучению реформ в деятельности местных органов власти. [96] а в 1969 году был принят Закон о передаче функций, который прекратил предоставление грантов местным органам власти и передал основные услуги из-под провинциального контроля в центральный. [97]
В течение первых трех с половиной лет независимости Кении основным предметом внимания Кеньятты были разногласия внутри самого KANU. [98] Оппозиция правительству Кеньятты росла, особенно после убийства Пио Пинто в феврале 1965 года. [9] Кеньятта осудил убийство видного левого политика, хотя спецслужбы Великобритании считали, что убийство организовал его собственный телохранитель. [99] Отношения между Кеньяттой и Одингой были натянутыми, и на партийной конференции в марте 1966 года пост Одинги - пост вице-президента партии - был разделен между восемью разными политиками, что значительно ограничило его власть и положило конец его положению автоматического преемника Кеньятты. [100] Между 1964 и 1966 годами Кеньятта и другие консерваторы KANU сознательно пытались подтолкнуть Одингу к выходу из партии. [101] Под растущим давлением в 1966 году Одинга ушел с поста вице-президента штата, заявив, что Кении не удалось достичь экономической независимости и ей необходимо принять социалистическую политику. При поддержке нескольких других высокопоставленных деятелей KANU и профсоюзных активистов он стал главой нового Союза народа Кении (KPU). [102] В своем манифесте КПУ заявила, что будет проводить «подлинно социалистическую политику», такую как национализация коммунальных предприятий; в нем утверждалось, что правительство Кеньятты «хочет [редактировать] построить капиталистическую систему по образу западного капитализма, но слишком смущено или нечестно, чтобы называть ее так». [103] КПУ была юридически признана официальной оппозицией . [104] страны тем самым восстанавливая двухпартийную систему . [105]
Новая партия стала прямым вызовом правлению Кеньятты. [105] и он расценил это как инспирированный коммунистами заговор с целью его свержения. [106] Вскоре после создания КПУ кенийский парламент внес поправки в конституцию, чтобы гарантировать, что перебежчики, которые первоначально были избраны по списку KANU, не могли автоматически сохранять свои места и должны были баллотироваться на переизбрание. [107] Это привело к выборам в июне 1966 года . [108] Ло все больше сплачивалась вокруг КПУ, [109] которая подверглась локальному насилию, которое препятствовало ее способности проводить кампании, хотя правительство Кеньятты официально дезавуировало это насилие. [110] KANU сохранил поддержку всех национальных газет, а также государственных радио- и телестанций. [111] Из 29 перебежчиков по списку КПУ были переизбраны только 9; [112] Одинга был среди них, сохранив свое место в Центральной Ньянзе с подавляющим большинством голосов. [113] Одингу на посту вице-президента сменил Джозеф Мурумби . [114] которого, в свою очередь, заменит Мой. [115]
Наследие
[ редактировать ]В Кении Кеньятту стали считать «Отцом нации». [116] и получил неофициальный титул Мзи , термин на суахили, означающий «великий старик». [117] С 1963 года и до самой смерти культ личности . в стране его окружал [118] тот, который намеренно связал кенийский национализм с личностью Кеньятты. [118] Этому использованию Кеньятты как популярного символа самой нации способствовало сходство их имен. [119] Его стали считать отцом не только кикуйю и кенийцы, но и африканцы в целом. [120]
После 1963 года, отметил Малоба, Кеньятта стал «самым уважаемым африканским лидером после обретения независимости» на мировой арене, тем, кого западные страны приветствовали как «любимого старшего государственного деятеля». [121] Его мнение «наиболее ценилось» как консервативными африканскими политиками, так и западными лидерами. [122] Став лидером Кении, его антикоммунистические позиции завоевали одобрение на Западе. [123] и различные прозападные правительства вручили ему награды; в 1965 году он, например, получил медали как от Папы Павла VI, так и от правительства Южной Кореи. [124]
В 1974 году Арнольд назвал Кеньятту «одним из ныне живущих выдающихся африканских лидеров», человеком, который стал «синонимом Кении». [125] Он добавил, что Кеньятта был «одним из самых проницательных политиков» на континенте. [126] считается «одним из величайших архитекторов африканских националистических достижений с 1945 года». [127] Кеннет О. Ньянгена охарактеризовал его как «одного из величайших людей двадцатого века», который был «маяком, объединяющей точкой для страдающих кенийцев в борьбе за свои права, справедливость и свободу», чей «блеск придавал силу и стремление людям». за пределами Кении». [128] В 2018 году Малоба назвал его «одним из легендарных пионеров современного африканского национализма». [129] Изучая его сочинения, Берман и Лонсдейл описали его как «пионера» как одного из первых кикуйю, написавших и опубликовавших; «его представительское достижение было уникальным». [130]
У президента Джомо Кеньятты было неоднозначное наследие. Хотя его иногда превозносили как борца за свободу в союзе с Мау-Мау , события после обретения независимости показали иное. 12 декабря 1964 года президент Кеньятта объявил амнистию бойцам Мау-Мау, чтобы они сдались правительству. Некоторые члены Мау-Мау настаивали на том, чтобы они получили землю и были приняты на государственную службу и в армию Кении. 28 января 1965 года правительство Кеньятты направило кенийскую армию в район Меру, где собрались бойцы Мау-Мау под руководством фельдмаршала Мвариамы и фельдмаршала Баймунги. Эти лидеры и несколько бойцов Мау-Мау были убиты. 14 января 1965 года газета Daily Nation процитировала слова министра обороны д-ра Ньороге Мунгаи, заявившего: «Теперь они объявлены вне закона, их будут преследовать и привлекать к наказанию. Они также должны быть объявлены вне закона в сознании всего народа Кении». ." [131] [132] Смешанное наследие президента Кеньятты было подчеркнуто на 10-летии независимости Кении. В статье, опубликованной в «Нью-Йорк Таймс» в декабре 1973 года, руководство Кеньятты и Кения хвалились за то, что они стали образцом прагматизма и консерватизма. ВВП Кении увеличивался на 6,6 процента в год, что превышает темпы роста населения, составляющие более 3 процентов. [133] Однако Amnesty International отреагировала на эту статью, заявив, что ценой стабильности являются нарушения прав человека. Оппозиционная партия, основанная Огингой Одингой – Народный союз Кении (КПУ) – была запрещена в 1969 году после резни в Кисуму , а лидеры КПУ все еще находились под стражей без суда, что является грубым нарушением Декларации прав человека ООН . Союз студентов Кении, Свидетели Иеговы и все оппозиционные партии были объявлены вне закона. [134] [135] Громкие убийства Пио Гама Пинто и Джозайи Мванги Кариуки , которые принесли прямую пользу Кеньятте и ему подобным, также запятнали его репутацию. [136] [137]
Джомо Кеньятта не изменил колониальный социально-политический и экономический порядок, несмотря на шумиху и ожидания, возникшие после обретения независимости. Чрезмерная власть была сосредоточена в руках личности Кеньятты, и это привело к замене европейских элит союзной Кеньятте африканской элитой, главным образом из его собственного племени. Система сдержек и противовесов, призванная сдерживать исполнительную власть, значительно ослабла. Эти аспекты президентства Кеньятты перешли в эпоху Мои и продолжают влиять на Кению сегодня. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Выборы в Африке: справочник данных . Нолен, Дитер., Креннерих, Михаэль, Тибо, Бернхард. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1999. ISBN 0198296452 . OCLC 41431601 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «EISA Кения: Однопартийные выборы (1969–1988)» . eisa.org.za. Проверено 30 января 2019 г.
- ^ «Ключевые даты в истории Кении» . Ежедневная нация . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ В таблице показаны имена и должности первого кабинета министров Кении, сформированного в 1963 году Кеньяттой в начале его первого срока.
- ^ Герцель 1970 , с. 35.
- ^ Очиенг 1995 , с. 94; Герцель 1970 , с. 152 .
- ^ Ассенсо 1998 , с. 20
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 316; Малоба 2017 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б с Мюррей-Браун 1974 , с. 316.
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 313; Ассенсо 1998 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Мюррей-Браун 1974 , с. 312.
- ^ Мюррей-Браун 1974 , стр. 312–313; Ассенсо 1998 , с. 63.
- ^ Арнольд 1974 , с. 168 ; Очиенг 1995 , с. 93; Ассенсо 1998 , с. 63.
- ^ Максон 1995 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 115.
- ^ Максон 1995 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 140.
- ^ Максон 1995 , с. 141.
- ^ Максон 1995 , с. 142.
- ^ Очиенг 1995 , с. 83.
- ^ Очиенг 1995 , стр. 90, 91.
- ^ Арнольд 1974 , с. 84 ; Максон 1995 , с. 115; Слова 2017 , с. 6.
- ^ Арнольд 1974 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с Очиенг 1995 , с. 85.
- ^ Арнольд 1974 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд 1974 , с. 177.
- ^ Очиенг 1995 , с. 91.
- ^ Очиенг 1995 , с. 83; Ассенсо 1998 , с. 64; Малоба 2017 , с. 77.
- ^ Сэвидж 1970 , с. 520; Очиенг 1995 , с. 84.
- ^ Очиенг 1995 , с. 84; Ассено 1998 , с. 64.
- ^ Очиенг 1995 , с. 96.
- ^ Арнольд 1974 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с Сэвидж 1970 , с. 521.
- ^ Ассенсо 1998 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б с Сэвидж 1970 , с. 522.
- ^ Jump up to: а б Ассено 1998 , с. 64.
- ^ Сэвидж 1970 , с. 521; Очиенг 1995 , с. 85; Максон 1995 , с. 114; Ассенсо 1998 , с. 64.
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 316; Арнольд 1974 , с. Ошибка 170 .
- ^ Арнольд 1974 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 1974 , с. 172.
- ^ Слова 2017 , стр. 215–216.
- ^ Слова 2017 , стр. 236–237.
- ^ Слова 2017 , с. 241.
- ^ Слова 2017 , с. 238.
- ^ Слова 2017 , с. 242.
- ^ Слова 2017 , стр. 242–244.
- ^ Слова 2017 , с. 236.
- ^ Слова 2017 , стр. 237–238.
- ^ Слова 2017 , стр. 246–247, 249.
- ^ Арнольд 1974 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 1974 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Бун 2012 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Бун 2012 , с. 82.
- ^ Бун 2012 , с. Ошибка 85 ; Малоба 2017 , с. 251.
- ^ Максон 1995 , стр. 124–125.
- ^ Максон 1995 , стр. 125–126.
- ^ Максон 1995 , с. 126.
- ^ Сэвидж 1970 , с. 523; Слова 2017 , с. 91.
- ^ Сэвидж 1970 , с. 523.
- ^ Максон 1995 , с. 113.
- ^ Максон 1995 , с. 118.
- ^ Максон 1995 , с. 120.
- ^ Максон 1995 , с. 110.
- ^ Максон 1995 , стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 127.
- ^ Максон 1995 , с. 127; Ассенсо 1998 , с. 147.
- ^ Максон 1995 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с Максон 1995 , с. 133.
- ^ Максон 1995 , с. 134.
- ^ Максон 1995 , с. 122.
- ^ Максон 1995 , стр. 123–124.
- ^ Арнольд 1974 , с. 167.
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 320.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 1974 , с. 175.
- ^ Арнольд 1974 , с. 178.
- ^ Арнольд 1974 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с д Каллен 2016 , с. 515.
- ^ Каллен 2016 , с. 515 ; Малоба 2017 , с. 96.
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 313.
- ^ Арнольд 1974 , стр. 167–168.
- ^ Слова 2017 , с. 54.
- ^ Каллен 2016 , с. 514.
- ^ Арнольд 1974 , с. 296.
- ^ Слова 2017 , стр. 63–65.
- ^ Наим 2005 , стр. 79–80.
- ^ Наим 2005 , стр. 79–80; Малоба 2017 , стр. 190–193.
- ^ Слова 2017 , стр. 172–173.
- ^ Арнольд 1974 , с. 167 ; Ассенсо 1998 , с. 147.
- ^ Сэвидж 1970 , с. 527; Слова 2017 , с. 76.
- ^ Арнольд 1974 , с. 177 ; Слова 2017 , стр. 101-1 59–60.
- ^ Арнольд 1974 , с. Ошибка 160 ; Слова 2017 , стр. 101-1 93–94.
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 314.
- ^ Бун 2012 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с Ассено 1998 , с. 18
- ^ Ассенсо 1998 , с. 19.
- ^ Герцель 1970 , с. 32.
- ^ Слова 2017 , с. 68.
- ^ Арнольд 1974 , с. 161 ; Слова 2017 , с. 105–106.
- ^ Слова 2017 , стр. 70–71.
- ^ Герцель 1970 , с. Ошибка 32 ; Сэвидж 1970 , с. 527; Мюррей-Браун 1974 , с. 317; Арнольд 1974 , с. 164 ; Ассенсо 1998 , с. 67; Слова 2017 , с. 108.
- ^ Очиенг 1995 , стр. 99, 100.
- ^ Герцель 1970 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Герцель 1970 , с. 144.
- ^ Очиенг 1995 , с. 98.
- ^ Герцель 1970 , с. Ошибка 35 ; Малоба 2017 , стр. 110–111.
- ^ Герцель 1970 , с. Ошибка 35 ; Малоба 2017 , с. 111.
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 318.
- ^ Герцель 1970 , с. 147.
- ^ Слова 2017 , с. 119.
- ^ Сэвидж 1970 , с. 527; Слова 2017 , с. 125.
- ^ Арнольд 1974 , с. 164.
- ^ Ассенсо 1998 , с. 67.
- ^ Ассенсо 1998 , с. 67; Малоба 2017 , с. 138
- ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 315; Арнольд 1974 , с. 166 ; Бернарди 1993 , с. 168 ; Каллен 2016 , с. Ошибка 516 .
- ^ Джексон и Росберг 1982 , с. Ошибка 98 ; Ассенсо 1998 , с. 3; Ньянгена 2003 , с. Ошибка 4 .
- ^ Jump up to: а б Слова 2018 , с. 4.
- ^ Джексон и Росберг 1982 , с. 98.
- ^ Арнольд 1974 , стр. 192, 195.
- ^ Слова 2018 , с. 2.
- ^ Слова 2017 , с. 196.
- ^ Слова 2017 , с. 26.
- ^ Слова 2017 , с. 25.
- ^ Арнольд 1974 , с. 9.
- ^ Арнольд 1974 , с. 209.
- ^ Арнольд 1974 , с. 192.
- ^ Ньянгена 2003 , с. 4.
- ^ Слова 2018 , с. 1.
- ^ Берман и Лонсдейл 1998 , с. 17.
- ^ Анджело, Анаис (3 июля 2017 г.). «Джомо Кеньятта и репрессии в отношении «последних» лидеров Мау-Мау, 1961–1965». Журнал восточноафриканских исследований . 11 (3): 442–459. дои : 10.1080/17531055.2017.1354521 . ISSN 1753-1055 . S2CID 148635405 .
- ^ Официальный отчет Национальной ассамблеи Кении. 12 июля 2000 г. Парламентские дебаты. стр. 1552-1553
- ^ «Кения, 10 лет независимости, стала образцом стабильности» . Нью-Йорк Таймс . 16 декабря 1973 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Дорогостоящая «стабильность» Кении » . Письма в редакцию. Нью-Йорк Таймс . 28 декабря 1973 года.
- ^ «Годовой отчет Amnesty International за 1973–1974 годы» .
- ^ Бранч, Дэниел (ноябрь 2011 г.). «Свобода и страдания». Кения: между надеждой и отчаянием, 1963–2011 гг . Издательство Йельского университета.
- ^ Отцен, Эллен (11 марта 2015 г.). «Убийство кенийского депутата нераскрыто 40 лет спустя» . Всемирная служба Би-би-си .
Ссылки
[ редактировать ]- Ассенсо, AB (1998). Африканское политическое лидерство: Джомо Кеньятта, Кваме Нкрума и Джулиус К. Ньерере . Малабар, Флорида: Издательская компания Krieger. ISBN 9780894649110 .
- Лонсдейл, Джон (1990). «Мау-Маус разума: создание Мау-Мау и преобразование Кении» . Журнал африканской истории . 31 (3). Издательство Кембриджского университета: 393–421. дои : 10.1017/s0021853700031157 . hdl : 10539/9062 . ISSN 0021-8537 .
- Лонсдейл, Джон (2006). «Декоративный конституционализм в Африке: Кеньятта и две королевы». Журнал истории Империи и Содружества . 34 (1). Информа UK Limited: 87–103. дои : 10.1080/03086530500412132 . ISSN 0308-6534 . S2CID 153491600 .
- Малоба, Вирджиния (2017). Анатомия неоколониализма в Кении: британский империализм и Кеньятта, 1963–1978 гг . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3319509648 .
- Малоба, Вирджиния (2018). Кеньятта и Великобритания: отчет о политической трансформации, 1929–1963 гг . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3319508955 .
- Максон, Роберт М. (1995). «Социальные и культурные изменения». В Оготе, бакалавр искусств; Очиенг, WR (ред.). Деколонизация и независимость Кении 1940–93 гг . Восточноафриканская серия. Лондон: Джеймс Карри. стр. 110–147. ISBN 978-0821410516 .
- Мюррей-Браун, Джереми (1974) [1972]. Кеньятта . Нью-Йорк: Фонтана. ISBN 978-0006334538 .
- Наим, Ашер (2005). «Перспективы - Джомо Кеньятта и Израиль». Обзор еврейских политических исследований . 17 (3). Иерусалимский центр по связям с общественностью: 75–80. ISSN 0792-335X . JSTOR 25834640 .
- Очиенг, Уильям Р. (1995). «Структурные и политические изменения». В Оготе, бакалавр искусств; Очиенг, WR (ред.). Деколонизация и независимость Кении 1940–93 гг . Восточноафриканская серия. Лондон: Джеймс Карри. стр. 83–109. ISBN 978-0821410516 .
- Полсгроув, Кэрол (2009). Покончить с британским правлением в Африке: писатели за общее дело . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719089015 .
- Сэвидж, Дональд К. (1970). «Кеньятта и развитие африканского национализма в Кении». Международный журнал . 25 (3): 518–537. дои : 10.2307/40200855 . ISSN 0020-7020 . JSTOR 40200855 .