Jump to content

Президентство Джомо Кеньятты

Джомо Кеньятта
Президентство Джомо Кеньятты
12 декабря 1964 г. - 22 августа 1978 г.
Джомо Кеньятта
Вечеринка ПОСАДКА
Сиденье Государственный Дом


Штандарт Президента

Президентство Джомо Кеньятты началось 12 декабря 1964 года, когда Джомо Кеньятта был назначен первым президентом Кении , и закончилось 22 августа 1978 года после его смерти. Джомо Кеньятта, член KANU , вступил в должность после образования Республики Кения после обретения независимости, благодаря своим усилиям во время борьбы за независимость . Четыре года спустя, на выборах 1969 года , он был единственным кандидатом и был избран без сопротивления на второй срок. В 1974 году он был переизбран на третий срок. Хотя пост президента Кении должен был быть избран одновременно с выборами Национальной ассамблеи, Джомо Кеньятта был единственным кандидатом и был избран автоматически без проведения голосования. Он умер 22 августа 1978 года, еще находясь на своем посту, и его сменил Даниэль Арап Мои .

президентские выборы 1964 года

[ редактировать ]

В декабре 1964 года Кения была официально провозглашена республикой. Кеньятта стал ее исполнительным президентом, совмещая роли главы государства и главы правительства . Хотя должность президента была открыта для выборов, Кеньятта был единственным кандидатом, не встретившим сопротивления, и, таким образом, был провозглашен президентом без какого-либо голосования за эту должность. Предложение назначить Кеньятту президентом, не встречающим сопротивления, последовало за систематическим устранением кандидатов от оппозиции во время его пребывания на посту премьер-министра Кении. KANU На всеобщих выборах в мае 1963 года Кеньятты противостоял KADU, Народной партии Акамбы и различным независимым кандидатам. KANU одержал победу, получив 83 места из 124 в Палате представителей ; Правительство большинства KANU заменило существовавшую ранее коалицию. 1 июня 1963 года Кеньятта был приведен к присяге в качестве премьер-министра автономного правительства Кении.

Сразу после своего приведения к присяге на посту президента Кеньятта столкнулся с внутренней оппозицией, и в январе 1964 года части армии подняли мятеж в Найроби, и Кеньятта призвал британскую армию подавить восстание. Подобные вооруженные восстания произошли в том же месяце в соседних Уганде и Танганьике. Кеньятта был возмущен и потрясен мятежом. Он публично осудил мятежников, подчеркнув необходимость обеспечения закона и порядка в Кении. Чтобы предотвратить дальнейшие военные беспорядки, он провел пересмотр зарплат армии, полиции и тюремного персонала, что привело к повышению заработной платы. Кеньятта также хотел сдержать парламентскую оппозицию, и по настоянию Кеньятты в ноябре 1964 года KADU официально распалась, а ее представители присоединились к KANU. Двое высокопоставленных членов KADU, Рональд Нгала и Дэниел Арап Мои , впоследствии стали одними из самых преданных сторонников Кеньятты. Таким образом, Кения стала де -факто однопартийным государством. В результате ему удалось подавить любую возможную оппозицию и отпугнуть всех кандидатов, которые могли подумать о соперничестве с ним. [1]

Избирательный процесс и результаты

[ редактировать ]

Де-факто это было однопартийное государство, и Африканский национальный союз Кении единственной партией, участвовавшей в выборах, был . 740 кандидатов от KANU баллотировались на 158 мест в Национальном собрании , при этом 88 действующих кандидатов (включая четырех министров) потерпели поражение. Явка избирателей составила 56,5%. Из 4,6 миллиона зарегистрированных избирателей на тот момент было подано в общей сложности 2,6 миллиона голосов, и KANU получил 100% голосов. После выборов президент Кеньятта назначил еще 12 членов. [2]

Вечеринка Голоса % Сиденья +/−
Кения Африканский национальный союз 2,627,308 100 158 0
Назначенные члены 12
Общий 2,627,308 100 170 0
Зарегистрированные избиратели/явка 4,654,465
Источник: Нолен и др.

Инаугурация и кабинет министров

[ редактировать ]
Джомо Кеньятта принимает присягу в 1964 году.

Инаугурация Джомо Кеньятты на посту президента состоялась 12 декабря 1964 года. Она была организована так, чтобы точно совпасть с годом обретения Кенией независимости в 1963 году. [3] Это привело к провозглашению 12 декабря национальным праздником под названием День Джамухури .

Джомо Кеньятта не сформировал новый кабинет министров, когда стал президентом. Первый кабинет, сформированный Джомо Кеньяттой, был в 1963 году и оставался в силе в течение всего срока полномочий. Примечательно, что Кеньятта был премьер-министром, когда сформировал свой первый кабинет, а после его присяги его должность изменилась на президента. Еще одним важным изменением стало назначение Джарамоги Огинги Одинги , который ранее был министром внутренних дел , своим вице-президентом. Остальная часть кабинета министров имела следующий состав:

Первый кабинет Кении [4]
Положение кабинета Член кабинета министров
Президент Джомо Кеньятта
Вице-президент Джарамоги Огинга Одинга
Правосудие и конституционные вопросы  Томас Дж. Мбойя
Финансы и экономическое планирование Джеймс С. Гичуру
Государственный министр в канцелярии премьер-министра  Джозеф А. Поттер
Государственный министр по панафриканским делам  Мбию Койнанге
Здоровье и жилье  Доктор Ньороге Мунгаи
Образование  Джозеф Д. Отьенде
Сельское хозяйство  Брюс Маккензи
Местное самоуправление  Сэмюэл О. Айодо
Торговля и промышленность Юлиус Дж. Киано
Работы, связь и власть  Доусон Хоум
Трудовые и социальные услуги  Элуид Мвендва
Природные ресурсы  Лоуренс Сагини
Информация, радиовещание и туризм  Рамоги Ачиенг Один
Земли и поселения  Джексон Х. Ангейн

Офис законодательства и решений

[ редактировать ]

Сразу после того, как Кеньятта стал президентом, он начал вносить поправки в конституцию, чтобы увеличить власть президента. [5] Например, поправка, внесенная в мае 1966 года, дала президенту возможность отдавать приказ о задержании лиц без суда, если он считал, что безопасность государства находится под угрозой. [6] Заручившись поддержкой второй по величине этнической группы Кении, луо, Кеньятта назначил луо Огингу Одингу своим вице-президентом. [7] Однако кикуйю, составлявшие около 20 процентов населения, по-прежнему занимали большую часть важных государственных и административных должностей в стране. [8] Это способствовало возникновению у многих кенийцев представления о том, что независимость просто привела к замене доминирования британской элиты доминированием элиты кикуйю. [9]

Призывы Кеньятты простить и забыть прошлое были краеугольным камнем его правительства. [10] Он сохранил различные элементы старого колониального порядка, особенно в вопросах правопорядка . [11] Полиция и военные структуры остались практически нетронутыми. [11] Белые кенийцы остались на руководящих должностях в судебной системе, государственной службе и парламенте. [12] белые кенийцы Брюс Маккензи и Хамфри Слэйд входят в число высших должностных лиц Кеньятты. [13] Правительство Кеньятты, тем не менее, отвергло идею о том, что европейским и азиатским меньшинствам может быть разрешено двойное гражданство , ожидая, что эти общины проявят полную лояльность независимому кенийскому государству. [14] Его администрация оказывала давление на социальные клубы, состоящие только из белых, чтобы они приняли политику многорасового входа. [15] а в 1964 году школы, ранее предназначавшиеся для европейских учеников, были открыты для африканцев и азиатов. [15]

Правительство Кеньятты считало необходимым развивать единую кенийскую национальную культуру. [16] С этой целью оно предприняло усилия по утверждению достоинства коренных африканских культур, которые миссионеры и колониальные власти принижали как «примитивные». [17] Было создано Восточноафриканское литературное бюро для публикации произведений коренных писателей. [18] Кенийский культурный центр поддерживал искусство и музыку коренных народов, создавая сотни традиционных музыкальных и танцевальных групп; Кеньятта лично настоял на том, чтобы такие выступления проводились на всех национальных праздниках. [19] Была оказана поддержка сохранению исторических и культурных памятников, в то время как названия улиц, отсылающие к колониальным деятелям, были переименованы, а символы колониализма, такие как статуя британского поселенца Хью Чолмондели, 3-го барона Деламера в центре города Найроби, были удалены. [18] Правительство поощряло использование суахили в качестве национального языка, хотя английский оставался основным средством парламентских дебатов и языком обучения в школах и университетах. [17] Историк Роберт М. Максон, тем не менее, предположил, что «в эпоху Кеньятты не возникло никакой национальной культуры», причем большинство художественных и культурных выражений отражали конкретные этнические группы, а не более широкое понимание кенийства, в то время как западная культура оставалась сильным влиянием на элиты страны. [20]

Экономическая политика

[ редактировать ]

Экономика независимой Кении во многом формировалась под колониальным правлением; доминировало сельское хозяйство, в то время как промышленность была ограничена, и существовала сильная зависимость от экспорта сырьевых товаров при импорте капитала и промышленных товаров. [21] При Кеньятте структура этой экономики принципиально не изменилась, оставаясь внешне ориентированной и в которой доминировали транснациональные корпорации и иностранный капитал. [22] Экономическая политика Кеньятты была капиталистической и предпринимательской . [23] без проведения серьезной социалистической политики; [24] его внимание было сосредоточено на достижении экономического роста, а не на справедливом перераспределении. [25] Правительство приняло законы, поощряющие иностранные инвестиции, признавая, что Кения нуждается в специалистах, получивших образование за рубежом в научных и технических областях, чтобы помочь ее экономическому развитию. [26] При Кеньятте западные компании считали Кению безопасным и прибыльным местом для инвестиций; [27] между 1964 и 1970 годами масштабные иностранные инвестиции и промышленность в Кении почти удвоились. [25]

Кеньятта на сельскохозяйственной выставке в 1968 году.

В отличие от своей экономической политики, Кеньятта публично заявил, что создаст демократическое социалистическое государство со справедливым распределением экономического и социального развития. [28] В 1965 году, когда Томас Мбойя был министром экономического планирования и развития, правительство выпустило сессионный документ под названием «Африканский социализм и его применение к планированию в Кении», в котором оно официально заявило о своей приверженности так называемому « африканскому социалистическому » экономическому плану. модель. [29] На сессии была предложена смешанная экономика с важной ролью частного капитала. [30] при этом правительство Кеньятты уточнило, что оно будет рассматривать национализацию только в тех случаях, когда национальная безопасность находится под угрозой. [31] Левые критики подчеркивали, что образ «африканского социализма», изображенный в документе, не предполагает серьезного отхода от колониальной экономики. [32]

В сельскохозяйственном и промышленном секторах Кении доминировали европейцы, а в торговле и торговле - азиаты; Одной из самых насущных проблем Кеньятты было поставить экономику под контроль коренных народов. [25] Растет недовольство чернокожих азиатским доминированием в секторе малого бизнеса. [33] правительство Кеньятты оказывает давление на предприятия, принадлежащие азиатам, намереваясь заменить их аналогами, принадлежащими африканцам. [34] Документ сессии 1965 года обещал «африканизацию» кенийской экономики. [35] правительство все больше настаивает на «черном капитализме». [34] Правительство учредило Корпорацию промышленного и коммерческого развития для предоставления кредитов предприятиям, принадлежащим чернокожим. [34] и получил 51% акций Кенийской национальной страховой компании . [36] В 1965 году правительство учредило Кенийскую национальную торговую корпорацию, чтобы обеспечить местный контроль над торговлей товарами первой необходимости. [37] в то время как Закон о торговом лицензировании 1967 года запрещал негражданам участвовать в торговле рисом, сахаром и кукурузой. [38] В 1970-е годы эта сфера расширилась и стала охватывать торговлю мылом, цементом и текстилем. [37] Эти меры затронули многих азиатов, сохранивших британское гражданство. [39] В период с конца 1967 по начало 1968 года все большее число кенийских азиатов мигрировало в Великобританию; [40] в феврале 1968 года большое количество людей быстро мигрировали, прежде чем изменения в законодательстве лишили их права на это . [41] Кеньятта не сочувствовал уезжающим: «Идентичность Кении как африканской страны не будет изменена из-за прихотей и недомоганий групп несвязанных людей». [41]

При Кеньятте коррупция получила широкое распространение в правительстве, государственной службе и бизнес-сообществе. [42] Кеньятта и его семья были связаны с этой коррупцией, поскольку они обогащались за счет массовой покупки собственности после 1963 года. [43] Их приобретения в Центральной, Рифт-Валли и Прибрежной провинциях вызвали большой гнев среди безземельных кенийцев. [44] Его семья использовала его президентское положение, чтобы обойти юридические или административные препятствия на пути приобретения собственности. [45] Семья Кеньятта также вложила значительные средства в прибрежный гостиничный бизнес: Кеньятта лично владел отелем Leonard Beach. [46] Другие предприятия, в которых они были вовлечены, включали добычу рубинов в национальном парке Цаво , бизнес казино, торговлю древесным углем, которая вызывала значительную вырубку лесов, и торговлю слоновой костью. [47] Кенийская пресса, во многом лояльная Кеньятте, в этот вопрос не углублялась; [48] только после его смерти появились публикации, раскрывающие масштабы его личного обогащения. [49] Кенийская коррупция и роль Кеньятты в ней были лучше известны в Великобритании, хотя многие из его британских друзей, в том числе Макдональд и Броквей, предпочитали верить, что Кеньятта не был лично замешан в ней. [50]

Реформа земли, здравоохранения и образования

[ редактировать ]
Кеньятта с президентом Малави Гастингсом Бандой

Вопрос о собственности на землю имел глубокий эмоциональный резонанс в Кении, поскольку стал серьезной претензией к британским колонизаторам. [51] В рамках переговоров в Ланкастер-хаусе британское правительство согласилось предоставить Кении 27 миллионов фунтов стерлингов для выкупа белых фермеров и перераспределения их земель среди коренного населения. [52] Чтобы облегчить этот переход, Кеньятта назначил Маккензи, белого фермера, министром сельского хозяйства и земли. [52] Правительство Кеньятты поощряло создание частных компаний по покупке земли, которые часто возглавлялись видными политиками. [53] Правительство продало или сдало в аренду этим компаниям земли на территории бывшего Уайт-Хайлендс, которые, в свою очередь, разделили их между отдельными акционерами. [53] Таким образом, программы перераспределения земли были выгодны основному избирательному округу правящей партии. [54] Сам Кеньятта расширил принадлежащую ему землю вокруг Гатунду. [9] Кенийцы, которые предъявляли претензии на землю на основании наследственной собственности, часто обнаруживали, что земля отдана другим людям, в том числе кенийцам из разных частей страны. [54] Голоса начали осуждать перераспределение; В 1969 году член парламента Жан-Мари Серони осудил продажу исторически сложившихся земель Нанди в Рифте ненанди, назвав схемы поселений «колонизацией Рифта Кеньяттой». [55]

Частично из-за высокого уровня безработицы в сельской местности, в Кении при правительстве Кеньятты наблюдался рост миграции из села в город. [56] Это усугубило безработицу в городах и нехватку жилья, поскольку растут скваттерские поселения и трущобы, а также растет уровень городской преступности. [57] Кеньятта был обеспокоен этим и способствовал обращению вспять миграции из сельской местности в города, но это не увенчалось успехом. [58] Правительство Кеньятты стремилось контролировать профсоюзы страны, опасаясь их способности подорвать экономику. [36] С этой целью он делал упор на различные схемы социального обеспечения, а не на традиционные промышленные институты. [36] а в 1965 году преобразована Кенийская федерация труда в Центральную организацию торговли (ЦОТ), орган, находившийся под сильным влиянием правительства. [59] Никакие забастовки не могут быть законно проведены в Кении без разрешения COT. [60] Были также приняты меры в отношении африканской государственной службы, которая к середине 1967 года стала на 91% африканской. [61] В 1960-е и 1970-е годы государственный сектор рос быстрее, чем частный сектор. [62] Рост государственного сектора способствовал значительному расширению коренного среднего класса в Кении, Кении. [63]

Университет Найроби, первое высшее учебное заведение Кении, был основан под управлением Кеньятты.

Правительство курировало масштабное расширение образовательных учреждений. [64] В июне 1963 года Кеньятта поручил Комиссии Оминды определить рамки удовлетворения образовательных потребностей Кении, а их отчет был опубликован восемь месяцев спустя. [65] В докладе изложена долгосрочная цель обеспечения всеобщего бесплатного начального образования в Кении, но также утверждается, что правительство должно сделать акцент на среднем и высшем образовании, чтобы облегчить подготовку кадров из числа коренного населения Африки, которые смогут занять государственную службу и другие должности, требующие такого образования. образование. [66] В период с 1964 по 1966 год количество начальных школ в Кении выросло на 11,6%, а количество средних школ — на 80%. [66] Ко времени смерти Кеньятты были созданы первые университеты Кении — Университет Найроби и Университет Кеньятты . [67] Хотя Кеньятта умер, так и не достигнув цели бесплатного всеобщего начального образования в Кении, страна добилась значительных успехов в этом направлении: 85% кенийских детей получили начальное образование, и за десятилетие независимости было подготовлено достаточное количество коренных африканцев. занять государственную службу. [68]

Еще одним приоритетом правительства Кеньятты было улучшение доступа к медицинским услугам. [69] Он заявил, что его долгосрочной целью является создание системы бесплатной всеобщей медицинской помощи. [70] В краткосрочной перспективе основное внимание уделялось увеличению общего числа врачей и дипломированных медсестер при одновременном сокращении числа иностранцев на этих должностях. [69] В 1965 году правительство ввело бесплатное медицинское обслуживание для амбулаторных больных и детей. [70] После смерти Кеньятты большинство кенийцев имели доступ к значительно лучшему здравоохранению, чем в колониальный период. [70] До обретения независимости средняя продолжительность жизни в Кении составляла 45 лет, но к концу 1970-х годов она достигла 55 лет, что является вторым по величине показателем в странах Африки к югу от Сахары. [71] Улучшение медицинского обслуживания привело к снижению уровня смертности, в то время как уровень рождаемости оставался высоким, что привело к быстрому росту населения; с 1962 по 1979 год население Кении росло чуть менее чем на 4% в год, что на тот момент было самым высоким показателем в мире. [72] Это создало серьезную нагрузку на социальные службы: правительство Кеньятты продвигало проекты планирования семьи , чтобы снизить рождаемость, хотя они не имели большого успеха. [73]

Внешняя политика

[ редактировать ]
Кеньятта встречается с американской делегацией Конгресса расового равенства , включая Роя Инниса .

Отчасти из-за преклонных лет Кеньятта редко выезжал за пределы Восточной Африки. [74] При Кеньятте Кения практически не вмешивалась в дела других государств, в том числе входящих в Восточноафриканское сообщество . [75] Несмотря на свои сомнения по поводу создания восточноафриканской федерации, в июне 1967 года Кеньятта подписал Договор о восточноафриканском сотрудничестве . [76] В декабре он присутствовал на встрече с представителями Танзании и Уганды по формированию Восточноафриканского экономического сообщества , что отражает осторожный подход Кеньятты к региональной интеграции. [76] Он также взял на себя посредническую роль во время кризиса в Конго , возглавляя Согласительную комиссию Организации африканского единства по Конго. [77]

Столкнувшись с давлением холодной войны , [78] Кеньятта официально проводил политику «позитивного неприсоединения». [79] На самом деле его внешняя политика была прозападной и, в частности, пробританской. [80] Кения стала членом Британского Содружества . [81] используя это как средство оказания давления на режимы апартеида белого меньшинства в Южной Африке и Родезии. [82] Великобритания оставалась одним из главных источников внешней торговли Кении; Британская помощь Кении была одной из самых высоких в Африке. [79] В 1964 году Кения и Великобритания подписали Меморандум о взаимопонимании, один из двух военных союзов, заключенных правительством Кеньятты; [79] Британская специальная воздушная служба обучала собственных телохранителей Кеньятты. [83] Различные комментаторы утверждали, что отношения Великобритании с Кениатой Кенией были неоколониальными , поскольку британцы обменяли свою позицию политической власти на позицию влияния. [84] Историк Поппи Каллен, тем не менее, отметила, что в Кении Кеньятты не было «диктаторского неоколониального контроля». [79]

Джомо Кеньятта и его сын встречаются с президентом Западной Германии Генрихом Любке в 1966 году.

Хотя многие белые кенийцы приняли правление Кеньятты, ему по-прежнему противостояли белые крайне правые активисты; Во время пребывания в Лондоне на конференции Содружества в июле 1964 года он подвергся нападению со стороны Мартина Вебстера , британского неонациста . [85] Отношения Кеньятты с Соединенными Штатами также были теплыми; Агентство США по международному развитию сыграло ключевую роль в реагировании на нехватку кукурузы в Камбаленде в 1965 году. [86] Кеньятта также поддерживал теплые отношения с Израилем, в том числе когда другие страны Восточной Африки одобряли враждебность арабов к этому государству; [87] он, например, разрешил израильским самолетам дозаправляться в Кении на обратном пути после рейда на Энтеббе . [88] В свою очередь, в 1976 году израильтяне предупредили о заговоре Армии освобождения Палестины с целью его убийства, и он воспринял эту угрозу серьезно. [89]

Кеньятта и его правительство были антикоммунистами. [90] а в июне 1965 года он предупредил, что «наивно думать, что с Востока не существует опасности империализма. В мировой силовой политике Восток имеет на нас такие же планы, как и Запад, и хотел бы служить своим собственным интересам. почему мы отвергаем коммунизм». [91] Его правление часто подвергалось критике со стороны коммунистов и других левых, некоторые из которых обвиняли его в фашистстве. [27] Когда чиновник китайской коммунистической партии Чжоу Эньлай посетил Дар-эс-Салам, его заявление о том, что «Африка созрела для революции», явно было направлено в основном против Кении. [27] В 1964 году Кеньятта конфисковал секретную партию китайского оружия, которая следовала через территорию Кении по пути в Уганду. Оботе лично посетил Кеньятту, чтобы извиниться. [92] В июне 1967 года Кеньятта объявил временного поверенного в делах Китая персоной нон грата в Кении и отозвал кенийского посла из Пекина . [27] Отношения с Советским Союзом также были натянутыми; Кеньятта закрыл Институт Лумумбы — организацию, названную в честь лидера независимости Конго Патриса Лумумбы — на том основании, что он был прикрытием советского влияния в Кении. [93]

Инакомыслие и однопартийное государство

[ редактировать ]
Кеньятта на сельскохозяйственной выставке в Элдорете, 1968 год.

Кеньятта ясно дал понять, что хочет, чтобы Кения стала однопартийным государством, считая это лучшим выражением национального единства, чем многопартийная система. [94] В первые пять лет независимости он укрепил контроль над центральным правительством. [95] устранение автономии провинций Кении, чтобы предотвратить укрепление этнической базы власти. [96] Он утверждал, что централизованный контроль над правительством необходим, чтобы справиться с ростом спроса на местные услуги и способствовать более быстрому экономическому развитию. [96] В 1966 году была создана комиссия по изучению реформ в деятельности местных органов власти. [96] а в 1969 году был принят Закон о передаче функций, который прекратил предоставление грантов местным органам власти и передал основные услуги из-под провинциального контроля в центральный. [97]

В течение первых трех с половиной лет независимости Кении основным предметом внимания Кеньятты были разногласия внутри самого KANU. [98] Оппозиция правительству Кеньятты росла, особенно после убийства Пио Пинто в феврале 1965 года. [9] Кеньятта осудил убийство видного левого политика, хотя спецслужбы Великобритании считали, что убийство организовал его собственный телохранитель. [99] Отношения между Кеньяттой и Одингой были натянутыми, и на партийной конференции в марте 1966 года пост Одинги - пост вице-президента партии - был разделен между восемью разными политиками, что значительно ограничило его власть и положило конец его положению автоматического преемника Кеньятты. [100] Между 1964 и 1966 годами Кеньятта и другие консерваторы KANU сознательно пытались подтолкнуть Одингу к выходу из партии. [101] Под растущим давлением в 1966 году Одинга ушел с поста вице-президента штата, заявив, что Кении не удалось достичь экономической независимости и ей необходимо принять социалистическую политику. При поддержке нескольких других высокопоставленных деятелей KANU и профсоюзных активистов он стал главой нового Союза народа Кении (KPU). [102] В своем манифесте КПУ заявила, что будет проводить «подлинно социалистическую политику», такую ​​​​как национализация коммунальных предприятий; в нем утверждалось, что правительство Кеньятты «хочет [редактировать] построить капиталистическую систему по образу западного капитализма, но слишком смущено или нечестно, чтобы называть ее так». [103] КПУ была юридически признана официальной оппозицией . [104] страны тем самым восстанавливая двухпартийную систему . [105]

Новая партия стала прямым вызовом правлению Кеньятты. [105] и он расценил это как инспирированный коммунистами заговор с целью его свержения. [106] Вскоре после создания КПУ кенийский парламент внес поправки в конституцию, чтобы гарантировать, что перебежчики, которые первоначально были избраны по списку KANU, не могли автоматически сохранять свои места и должны были баллотироваться на переизбрание. [107] Это привело к выборам в июне 1966 года . [108] Ло все больше сплачивалась вокруг КПУ, [109] которая подверглась локальному насилию, которое препятствовало ее способности проводить кампании, хотя правительство Кеньятты официально дезавуировало это насилие. [110] KANU сохранил поддержку всех национальных газет, а также государственных радио- и телестанций. [111] Из 29 перебежчиков по списку КПУ были переизбраны только 9; [112] Одинга был среди них, сохранив свое место в Центральной Ньянзе с подавляющим большинством голосов. [113] Одингу на посту вице-президента сменил Джозеф Мурумби . [114] которого, в свою очередь, заменит Мой. [115]

Duration: 10 minutes and 33 seconds.
Британская кинохроника о правлении Кеньятты, выпущенная в 1973 году.

Наследие

[ редактировать ]
Статуя Кеньятты была установлена ​​в KICC в Найроби.

В Кении Кеньятту стали считать «Отцом нации». [116] и получил неофициальный титул Мзи , термин на суахили, означающий «великий старик». [117] С 1963 года и до самой смерти культ личности . в стране его окружал [118] тот, который намеренно связал кенийский национализм с личностью Кеньятты. [118] Этому использованию Кеньятты как популярного символа самой нации способствовало сходство их имен. [119] Его стали считать отцом не только кикуйю и кенийцы, но и африканцы в целом. [120]

После 1963 года, отметил Малоба, Кеньятта стал «самым уважаемым африканским лидером после обретения независимости» на мировой арене, тем, кого западные страны приветствовали как «любимого старшего государственного деятеля». [121] Его мнение «наиболее ценилось» как консервативными африканскими политиками, так и западными лидерами. [122] Став лидером Кении, его антикоммунистические позиции завоевали одобрение на Западе. [123] и различные прозападные правительства вручили ему награды; в 1965 году он, например, получил медали как от Папы Павла VI, так и от правительства Южной Кореи. [124]

В 1974 году Арнольд назвал Кеньятту «одним из ныне живущих выдающихся африканских лидеров», человеком, который стал «синонимом Кении». [125] Он добавил, что Кеньятта был «одним из самых проницательных политиков» на континенте. [126] считается «одним из величайших архитекторов африканских националистических достижений с 1945 года». [127] Кеннет О. Ньянгена охарактеризовал его как «одного из величайших людей двадцатого века», который был «маяком, объединяющей точкой для страдающих кенийцев в борьбе за свои права, справедливость и свободу», чей «блеск придавал силу и стремление людям». за пределами Кении». [128] В 2018 году Малоба назвал его «одним из легендарных пионеров современного африканского национализма». [129] Изучая его сочинения, Берман и Лонсдейл описали его как «пионера» как одного из первых кикуйю, написавших и опубликовавших; «его представительское достижение было уникальным». [130]

У президента Джомо Кеньятты было неоднозначное наследие. Хотя его иногда превозносили как борца за свободу в союзе с Мау-Мау , события после обретения независимости показали иное. 12 декабря 1964 года президент Кеньятта объявил амнистию бойцам Мау-Мау, чтобы они сдались правительству. Некоторые члены Мау-Мау настаивали на том, чтобы они получили землю и были приняты на государственную службу и в армию Кении. 28 января 1965 года правительство Кеньятты направило кенийскую армию в район Меру, где собрались бойцы Мау-Мау под руководством фельдмаршала Мвариамы и фельдмаршала Баймунги. Эти лидеры и несколько бойцов Мау-Мау были убиты. 14 января 1965 года газета Daily Nation процитировала слова министра обороны д-ра Ньороге Мунгаи, заявившего: «Теперь они объявлены вне закона, их будут преследовать и привлекать к наказанию. Они также должны быть объявлены вне закона в сознании всего народа Кении». ." [131] [132] Смешанное наследие президента Кеньятты было подчеркнуто на 10-летии независимости Кении. В статье, опубликованной в «Нью-Йорк Таймс» в декабре 1973 года, руководство Кеньятты и Кения хвалились за то, что они стали образцом прагматизма и консерватизма. ВВП Кении увеличивался на 6,6 процента в год, что превышает темпы роста населения, составляющие более 3 процентов. [133] Однако Amnesty International отреагировала на эту статью, заявив, что ценой стабильности являются нарушения прав человека. Оппозиционная партия, основанная Огингой Одингой Народный союз Кении (КПУ) – была запрещена в 1969 году после резни в Кисуму , а лидеры КПУ все еще находились под стражей без суда, что является грубым нарушением Декларации прав человека ООН . Союз студентов Кении, Свидетели Иеговы и все оппозиционные партии были объявлены вне закона. [134] [135] Громкие убийства Пио Гама Пинто и Джозайи Мванги Кариуки , которые принесли прямую пользу Кеньятте и ему подобным, также запятнали его репутацию. [136] [137]

Джомо Кеньятта не изменил колониальный социально-политический и экономический порядок, несмотря на шумиху и ожидания, возникшие после обретения независимости. Чрезмерная власть была сосредоточена в руках личности Кеньятты, и это привело к замене европейских элит союзной Кеньятте африканской элитой, главным образом из его собственного племени. Система сдержек и противовесов, призванная сдерживать исполнительную власть, значительно ослабла. Эти аспекты президентства Кеньятты перешли в эпоху Мои и продолжают влиять на Кению сегодня. [ нужна ссылка ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Выборы в Африке: справочник данных . Нолен, Дитер., Креннерих, Михаэль, Тибо, Бернхард. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1999. ISBN  0198296452 . OCLC   41431601 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ «EISA Кения: Однопартийные выборы (1969–1988)» . eisa.org.za. ​Проверено 30 января 2019 г.
  3. ^ «Ключевые даты в истории Кении» . Ежедневная нация . Проверено 30 января 2019 г.
  4. ^ В таблице показаны имена и должности первого кабинета министров Кении, сформированного в 1963 году Кеньяттой в начале его первого срока.
  5. ^ Герцель 1970 , с. 35.
  6. ^ Очиенг 1995 , с. 94; Герцель 1970 , с. 152 .
  7. ^ Ассенсо 1998 , с. 20
  8. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 316; Малоба 2017 , с. 340.
  9. ^ Jump up to: а б с Мюррей-Браун 1974 , с. 316.
  10. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 313; Ассенсо 1998 , с. 63.
  11. ^ Jump up to: а б Мюррей-Браун 1974 , с. 312.
  12. ^ Мюррей-Браун 1974 , стр. 312–313; Ассенсо 1998 , с. 63.
  13. ^ Арнольд 1974 , с. 168 ; Очиенг 1995 , с. 93; Ассенсо 1998 , с. 63.
  14. ^ Максон 1995 , с. 112.
  15. ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 115.
  16. ^ Максон 1995 , с. 138.
  17. ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 139.
  18. ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 140.
  19. ^ Максон 1995 , с. 141.
  20. ^ Максон 1995 , с. 142.
  21. ^ Очиенг 1995 , с. 83.
  22. ^ Очиенг 1995 , стр. 90, 91.
  23. ^ Арнольд 1974 , с. 84 ; Максон 1995 , с. 115; Слова 2017 , с. 6.
  24. ^ Арнольд 1974 , с. 208.
  25. ^ Jump up to: а б с Очиенг 1995 , с. 85.
  26. ^ Арнольд 1974 , стр. 157–158.
  27. ^ Jump up to: а б с д Арнольд 1974 , с. 177.
  28. ^ Очиенг 1995 , с. 91.
  29. ^ Очиенг 1995 , с. 83; Ассенсо 1998 , с. 64; Малоба 2017 , с. 77.
  30. ^ Сэвидж 1970 , с. 520; Очиенг 1995 , с. 84.
  31. ^ Очиенг 1995 , с. 84; Ассено 1998 , с. 64.
  32. ^ Очиенг 1995 , с. 96.
  33. ^ Арнольд 1974 , с. 171.
  34. ^ Jump up to: а б с Сэвидж 1970 , с. 521.
  35. ^ Ассенсо 1998 , стр. 64–65.
  36. ^ Jump up to: а б с Сэвидж 1970 , с. 522.
  37. ^ Jump up to: а б Ассено 1998 , с. 64.
  38. ^ Сэвидж 1970 , с. 521; Очиенг 1995 , с. 85; Максон 1995 , с. 114; Ассенсо 1998 , с. 64.
  39. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 316; Арнольд 1974 , с. Ошибка 170 .
  40. ^ Арнольд 1974 , с. 114.
  41. ^ Jump up to: а б Арнольд 1974 , с. 172.
  42. ^ Слова 2017 , стр. 215–216.
  43. ^ Слова 2017 , стр. 236–237.
  44. ^ Слова 2017 , с. 241.
  45. ^ Слова 2017 , с. 238.
  46. ^ Слова 2017 , с. 242.
  47. ^ Слова 2017 , стр. 242–244.
  48. ^ Слова 2017 , с. 236.
  49. ^ Слова 2017 , стр. 237–238.
  50. ^ Слова 2017 , стр. 246–247, 249.
  51. ^ Арнольд 1974 , с. 195.
  52. ^ Jump up to: а б Арнольд 1974 , с. 196.
  53. ^ Jump up to: а б Бун 2012 , с. 81.
  54. ^ Jump up to: а б Бун 2012 , с. 82.
  55. ^ Бун 2012 , с. Ошибка 85 ; Малоба 2017 , с. 251.
  56. ^ Максон 1995 , стр. 124–125.
  57. ^ Максон 1995 , стр. 125–126.
  58. ^ Максон 1995 , с. 126.
  59. ^ Сэвидж 1970 , с. 523; Слова 2017 , с. 91.
  60. ^ Сэвидж 1970 , с. 523.
  61. ^ Максон 1995 , с. 113.
  62. ^ Максон 1995 , с. 118.
  63. ^ Максон 1995 , с. 120.
  64. ^ Максон 1995 , с. 110.
  65. ^ Максон 1995 , стр. 126–127.
  66. ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 127.
  67. ^ Максон 1995 , с. 127; Ассенсо 1998 , с. 147.
  68. ^ Максон 1995 , с. 128.
  69. ^ Jump up to: а б Максон 1995 , с. 132.
  70. ^ Jump up to: а б с Максон 1995 , с. 133.
  71. ^ Максон 1995 , с. 134.
  72. ^ Максон 1995 , с. 122.
  73. ^ Максон 1995 , стр. 123–124.
  74. ^ Арнольд 1974 , с. 167.
  75. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 320.
  76. ^ Jump up to: а б Арнольд 1974 , с. 175.
  77. ^ Арнольд 1974 , с. 178.
  78. ^ Арнольд 1974 , с. 188.
  79. ^ Jump up to: а б с д Каллен 2016 , с. 515.
  80. ^ Каллен 2016 , с. 515 ; Малоба 2017 , с. 96.
  81. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 313.
  82. ^ Арнольд 1974 , стр. 167–168.
  83. ^ Слова 2017 , с. 54.
  84. ^ Каллен 2016 , с. 514.
  85. ^ Арнольд 1974 , с. 296.
  86. ^ Слова 2017 , стр. 63–65.
  87. ^ Наим 2005 , стр. 79–80.
  88. ^ Наим 2005 , стр. 79–80; Малоба 2017 , стр. 190–193.
  89. ^ Слова 2017 , стр. 172–173.
  90. ^ Арнольд 1974 , с. 167 ; Ассенсо 1998 , с. 147.
  91. ^ Сэвидж 1970 , с. 527; Слова 2017 , с. 76.
  92. ^ Арнольд 1974 , с. 177 ; Слова 2017 , стр. 101-1 59–60.
  93. ^ Арнольд 1974 , с. Ошибка 160 ; Слова 2017 , стр. 101-1 93–94.
  94. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 314.
  95. ^ Бун 2012 , с. 84.
  96. ^ Jump up to: а б с Ассено 1998 , с. 18
  97. ^ Ассенсо 1998 , с. 19.
  98. ^ Герцель 1970 , с. 32.
  99. ^ Слова 2017 , с. 68.
  100. ^ Арнольд 1974 , с. 161 ; Слова 2017 , с. 105–106.
  101. ^ Слова 2017 , стр. 70–71.
  102. ^ Герцель 1970 , с. Ошибка 32 ; Сэвидж 1970 , с. 527; Мюррей-Браун 1974 , с. 317; Арнольд 1974 , с. 164 ; Ассенсо 1998 , с. 67; Слова 2017 , с. 108.
  103. ^ Очиенг 1995 , стр. 99, 100.
  104. ^ Герцель 1970 , с. 146.
  105. ^ Jump up to: а б Герцель 1970 , с. 144.
  106. ^ Очиенг 1995 , с. 98.
  107. ^ Герцель 1970 , с. Ошибка 35 ; Малоба 2017 , стр. 110–111.
  108. ^ Герцель 1970 , с. Ошибка 35 ; Малоба 2017 , с. 111.
  109. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 318.
  110. ^ Герцель 1970 , с. 147.
  111. ^ Слова 2017 , с. 119.
  112. ^ Сэвидж 1970 , с. 527; Слова 2017 , с. 125.
  113. ^ Арнольд 1974 , с. 164.
  114. ^ Ассенсо 1998 , с. 67.
  115. ^ Ассенсо 1998 , с. 67; Малоба 2017 , с. 138
  116. ^ Мюррей-Браун 1974 , с. 315; Арнольд 1974 , с. 166 ; Бернарди 1993 , с. 168 ; Каллен 2016 , с. Ошибка 516 .
  117. ^ Джексон и Росберг 1982 , с. Ошибка 98 ; Ассенсо 1998 , с. 3; Ньянгена 2003 , с. Ошибка 4 .
  118. ^ Jump up to: а б Слова 2018 , с. 4.
  119. ^ Джексон и Росберг 1982 , с. 98.
  120. ^ Арнольд 1974 , стр. 192, 195.
  121. ^ Слова 2018 , с. 2.
  122. ^ Слова 2017 , с. 196.
  123. ^ Слова 2017 , с. 26.
  124. ^ Слова 2017 , с. 25.
  125. ^ Арнольд 1974 , с. 9.
  126. ^ Арнольд 1974 , с. 209.
  127. ^ Арнольд 1974 , с. 192.
  128. ^ Ньянгена 2003 , с. 4.
  129. ^ Слова 2018 , с. 1.
  130. ^ Берман и Лонсдейл 1998 , с. 17.
  131. ^ Анджело, Анаис (3 июля 2017 г.). «Джомо Кеньятта и репрессии в отношении «последних» лидеров Мау-Мау, 1961–1965». Журнал восточноафриканских исследований . 11 (3): 442–459. дои : 10.1080/17531055.2017.1354521 . ISSN   1753-1055 . S2CID   148635405 .
  132. ^ Официальный отчет Национальной ассамблеи Кении. 12 июля 2000 г. Парламентские дебаты. стр. 1552-1553
  133. ^ «Кения, 10 лет независимости, стала образцом стабильности» . Нью-Йорк Таймс . 16 декабря 1973 года . Проверено 18 октября 2020 г.
  134. ^ «Дорогостоящая «стабильность» Кении » . Письма в редакцию. Нью-Йорк Таймс . 28 декабря 1973 года.
  135. ^ «Годовой отчет Amnesty International за 1973–1974 годы» .
  136. ^ Бранч, Дэниел (ноябрь 2011 г.). «Свобода и страдания». Кения: между надеждой и отчаянием, 1963–2011 гг . Издательство Йельского университета.
  137. ^ Отцен, Эллен (11 марта 2015 г.). «Убийство кенийского депутата нераскрыто 40 лет спустя» . Всемирная служба Би-би-си .
  • Ассенсо, AB (1998). Африканское политическое лидерство: Джомо Кеньятта, Кваме Нкрума и Джулиус К. Ньерере . Малабар, Флорида: Издательская компания Krieger. ISBN  9780894649110 .
  • Лонсдейл, Джон (1990). «Мау-Маус разума: создание Мау-Мау и преобразование Кении» . Журнал африканской истории . 31 (3). Издательство Кембриджского университета: 393–421. дои : 10.1017/s0021853700031157 . hdl : 10539/9062 . ISSN   0021-8537 .
  • Лонсдейл, Джон (2006). «Декоративный конституционализм в Африке: Кеньятта и две королевы». Журнал истории Империи и Содружества . 34 (1). Информа UK Limited: 87–103. дои : 10.1080/03086530500412132 . ISSN   0308-6534 . S2CID   153491600 .
  • Малоба, Вирджиния (2017). Анатомия неоколониализма в Кении: британский империализм и Кеньятта, 1963–1978 гг . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-3319509648 .
  • Малоба, Вирджиния (2018). Кеньятта и Великобритания: отчет о политической трансформации, 1929–1963 гг . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-3319508955 .
  • Максон, Роберт М. (1995). «Социальные и культурные изменения». В Оготе, бакалавр искусств; Очиенг, WR (ред.). Деколонизация и независимость Кении 1940–93 гг . Восточноафриканская серия. Лондон: Джеймс Карри. стр. 110–147. ISBN  978-0821410516 .
  • Мюррей-Браун, Джереми (1974) [1972]. Кеньятта . Нью-Йорк: Фонтана. ISBN  978-0006334538 .
  • Наим, Ашер (2005). «Перспективы - Джомо Кеньятта и Израиль». Обзор еврейских политических исследований . 17 (3). Иерусалимский центр по связям с общественностью: 75–80. ISSN   0792-335X . JSTOR   25834640 .
  • Очиенг, Уильям Р. (1995). «Структурные и политические изменения». В Оготе, бакалавр искусств; Очиенг, WR (ред.). Деколонизация и независимость Кении 1940–93 гг . Восточноафриканская серия. Лондон: Джеймс Карри. стр. 83–109. ISBN  978-0821410516 .
  • Полсгроув, Кэрол (2009). Покончить с британским правлением в Африке: писатели за общее дело . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN  978-0719089015 .
  • Сэвидж, Дональд К. (1970). «Кеньятта и развитие африканского национализма в Кении». Международный журнал . 25 (3): 518–537. дои : 10.2307/40200855 . ISSN   0020-7020 . JSTOR   40200855 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b60eace7471c65a4f701c8831c1865c__1720395960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/5c/9b60eace7471c65a4f701c8831c1865c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Presidency of Jomo Kenyatta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)