Кая (Миджикенда)
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Прибрежная провинция , Кения |
Включает | Рич Грэм
Как помочь Или мы Рич Маунтин Рич Рибе Раввин Кайас Разные Кая Или закон Синг Чони |
Критерии | Культурные: iii, v, vi |
Ссылка | 1231об. |
Надпись | 2008 г. (32-я сессия ) |
Область | 1538 га (3800 акров) |
Координаты | 3 ° 55'55 "ю.ш., 39 ° 35'46" в.д. / 3,93194 ° ю.ш., 39,59611 ° в.д. |
История Кении |
---|
Портал Кении |
Кая ) — (множественное число макая или каяс священное место народа миджикенда в бывшей провинции Кении прибрежной . Часто расположенная в священных лесах , кайя считается внутренним источником ритуальной силы и источником культурной самобытности; [ 1 ] [ 2 ] это также место молитвы представителей этнической группы Миджикенда. [ 3 ] Поселение, ритуальный центр и укрепленное ограждение, связанное с лесом, также являются частью кая . Эта экозона считается единственным живым примером того, какой была экосистема в период раннего заселения восточноафриканского побережья . [ 4 ] В настоящее время кайя также упоминается как традиционная организационная единица Миджикенды. [ 5 ] Одиннадцать из примерно 60 отдельных макая были сгруппированы вместе и внесены в список Священных лесов Миджикенда Кая, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО .
География
[ редактировать ]Более 50 макая были обнаружены в округах Квале , Момбаса и Килифи . [ 6 ] Фактически, Национальные музеи Кении выявили 60 уникальных макая . с начала 1990-х годов [ 7 ] Площадь каждого из них составляет от 30 до 300 гектаров. [ 8 ] Они разбросаны по остаткам горного лесного экорегиона Мозаик Восточной Дуги , который простирается на 900 километров от Мозамбика до Сомали . [ 7 ] Тем не менее, они сконцентрированы на внутреннем участке протяженностью 200 километров (120 миль). [ 9 ] в южной прибрежной равнинной зоне Кении, между городами Момбаса и Килифи . [ 10 ] Хотя посетителям не разрешается входить в большую часть макая , Кая Кинондо, лес площадью 30 гектаров на пляже Диани , допускает посетителей и находится под эгидой проекта экотуризма Кая Кинондо. [ 11 ] Существуют определенные правила, которых посетители должны придерживаться при посещении Кая Кинондо, включая дресс-код, запрет на нарушение естественной флоры, фотографирование, разговоры слишком громко и ласки друг друга. [ 7 ]
Миджикенда - это слово, которое конкретно относится к девяти первоначальным субэтническим группам и соответствующим им поселениям макая , включая А'Гириаму, А'Каума, А'Чони, А'Камбе, А'Джихана, А'Рихе, А'Рахаи. , А'Дурума и А'Диго. Другие ученые различают эти девять групп просто как Гириама, Рабай, Чони, Каума, Камбе, Джибана, Рибе, Дурума и Диго. Кроме того, Миджи буквально означает деревни, а Кенда означает девять на языках банту. [ 12 ] Дурума и Диго- макайя — это явно южные поселения Миджикенды, отделенные от семи других первоначальных макая . [ 12 ]
Исследования подтверждают гипотезу о том, что первоначальные поселения кайя , как правило, концентрируются в несколько стесненных восточных горно-лесных районах побережья из-за наличия двух речных систем, рек Редкая и Галана , а также плодородных земель для скотоводства и скотоводства. сельское хозяйство. Но десять первоначальных макая также могли быть сосредоточены в этих областях, во многом благодаря безопасности, которую они обеспечивали от окружающих поселений чужаков суахили, ваата, квави и васеджу. [ 12 ] Первоначально народы миджикенда мигрировали в этот прибрежный регион Кении в конце 16 века со своей бывшей родины Шунгвая на севере. В конечном итоге, к концу девятнадцатого и началу двадцатого века эти десять первоначальных поселений были в значительной степени заброшены народами миджикенда, которые мигрировали в разные регионы и основали последующие макайя . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Многие макая изначально были укрепленными деревнями различных этнических групп, включая народы диго , чони , камбе , дурума , каума , рибе , рабаи , джибана и гириама . В окрестностях деревень расположены равнинные тропические леса, до которых можно добраться по тропинкам, проходящим через лес. Лесная флора использовалась исключительно для сбора лекарственных трав. не разрешались рубка деревьев, выпас скота и расчистка сельскохозяйственных угодий В пределах кая . [ 3 ] [ 13 ]
Понятно, что поселения Миджикенда-кая на кенийском побережье были основаны в то же время, что и поселения суахили, но о суахили было опубликовано больше, чем о миджикенде. [ 12 ] Кроме того, некоторые археологи полагают, что макая были основаны в этом районе начиная с девятого века, что, возможно, делает их даже старше прибрежных поселений суахили. [ 7 ]
В настоящее время интенсивная вырубка лесов для сельскохозяйственных нужд и вырубка потребовала юридического объявления 38 лесных массивов кая национальными памятниками. Местные сообщества управляют этими территориями. [ 14 ]
Дикая природа и охрана
[ редактировать ]Выявлена дикая природа в районе Кая Кинодао, которую можно посетить в рамках проекта экотуризма. Выявлено 187 видов растений, 48 видов птиц и 45 видов бабочек. об обезьянах-колобусах и слоновьих землеройках с золотым крестцом . Сообщалось также [ 14 ]
Вход в лес диктовался традиционными правилами, установленными руководящим органом, называемым нгамби, сформированным из пожилых членов общины. Этот руководящий орган в первую очередь занимался управлением, сохранением и использованием биологических ресурсов в соответствии с традиционными представлениями о священности леса. Однако создание центрального органа управления повлияло на роль местных старейшин. [ 15 ] [ 2 ]
Проект экотуризма был запущен в 2001 году на средства, предоставленные Фондом Форда, с целью получения дохода для местного населения и поощрения экотуризма, чтобы помочь сохранить священность лесов. [ 14 ] В 2008 году одиннадцать Миджикенда- макая были сгруппированы и внесены в список Священных лесов Миджикенда-кая, объекта Всемирного наследия, в соответствии с критериями (iii), (v) и (vi). [ 9 ]
Сохранение макая стало трудной задачей для современной общины Миджикенда и других местных жителей из-за экологических угроз и отсутствия адекватной политики сохранения. Одним из примеров этого является Кая Мрима в Квале, которому угрожала канадская горнодобывающая фирма, которая наверняка нанесет непоправимый ущерб этому участку. [ 7 ] Кроме того, одна из неадекватных политик сохранения называется Законом о древностях и памятниках 1983 года, который был направлен на защиту кенийского наследия, но не соответствует требованиям, поскольку открыт для интерпретации. [ 7 ] Тем не менее, такие организации, как Отдел охраны прибрежных лесов, созданный Национальными музеями Кении, работают над сохранением макая и привлечением внимания местного сообщества. [ 7 ]
Мемориальный музей Крапфа в Рабаи создал точную копию кая, чтобы посетители, не являющиеся жителями Миджикенды, которым не разрешен физически входить в макай , могли на расстоянии взаимодействовать с историческим местом. Но выставка просуществовала только с 2001 по 2003 год, поскольку ее считали недостоверной. [ 7 ]
Археология
[ редактировать ]Археологические исследования, такие как исследование Генри Муторо, опубликованное в 1987 году, проводились в макая. Муторо обследовал и раскопал восемь различных макая, включая Сингвайю, Бате, Камбе, Мудзи Мвиру, Мудзи Мпья, Бому, Фунго и Дагамру. Для каждой из этих кай Муторо и его команда применили метод закрытого траверса, чтобы нанести на карту ее границы, и несколько инструментов, таких как дальномерные шесты, алидада, планшет, отвес, компас и тридцатиметровая лента. . Ему удалось создать как контурные карты, так и карты отдельных поселений, а также карты, показывающие распространение макая по региону. [ 16 ]
Раскопки представляли собой сложную задачу для Муторо и его команды, поскольку останки захоронены на этом месте, и он опасался, что они случайно эксгумируют мертвых. Например, на участке Сингваяя они планировали выкопать мусор, также известный как дзала , но им пришлось избегать виканго , или могильных столбов кайя, разделив территорию на небольшие квадраты размером 1 х 1 метр. [ 16 ]
Культура
[ редактировать ]Финго (защитные талисманы) похоронены в кая , и о них заботятся старейшины кая, которые защищают традиции Миджикенды. [ 17 ] Миджикенда верят, что они принесли амулеты финго из своего прародины Шунгвая , что является мифом о происхождении . В настоящее время многие финго утеряны или украдены и считаются предметами искусства . [ 18 ]
Кайя имеет специфическую структуру, которую, по мнению ученых, изучающих ее, можно легко обобщить. Обычно они окружены густым лесом и имеют по две тропы с каждой стороны, ведущие к нескольким деревянным воротам, укрепленным камнем. Количество ворот на этих путях варьируется от кая к кая. Финго отображается у первых ворот на каждом пути, с правой стороны. Более важные и часто старые макая имели более крупные ритуальные символы, называемые мафинго , которые могли достигать 2 метров в высоту. В конце тропинок находится широкое пространство с морони , большим домом, напоминающим купол, посередине расположенным между фиговым деревом и баобабом, муганди и мую соответственно. [ 16 ]
Местные женщины рассказывают множество мифов и поверий, касающихся священности этих лесов. Распространено мнение, что в лесах обитают духи. Макая считаются местом упокоения основателей народа Миджикенда, называемых Корма или духами. [ 12 ] Некоторые из них считают, что рубка дерева мачете может привести к тому, что мачете отскочит и причинит травму ноги, которую можно исцелить, только предложив ткань деревенским старейшинам во время церемонии. Также считается, что еда, приготовленная из древесины этого священного леса, может вызвать болезнь, а также что жилище, построенное из древесины, добытой в лесу, обрушится. Сохранение священности леса было направлено на сохранение его темноты. [ 19 ] [ 2 ] Кроме того, молитвы о дожде , молитвы о мире, молитвы о политической стабильности и молитвы об экономической стабильности — все это примеры ритуальных практик Миджикенды, которые происходят на каях даже в настоящее время. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паркин 2006 , стр. 37.
- ^ Jump up to: а б с Винн-Джонс, Стефани; Лавиолетт, Адриа, ред. (2017). Мир Суахили . дои : 10.4324/9781315691459 . ISBN 978-1-315-69145-9 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Ньямверу, Селия (осень 1996 г.). «Священные рощи, которым угрожает развитие: леса Кая в Кении» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . «Кто здесь местный?» Политика участия в развитии. 20 (3) . Проверено 14 декабря 2013 г.
- ^ Масао, Фиделис; Муторо, Генри (1988). «Восточноафриканское побережье и Коморские острова». Всеобщая история Африки: Том 3 . Издательство ЮНЕСКО.
- ^ Булума, Роджерс (2 июля 2013 г.). «Пожилые люди стали объектом убийства» . Новости24 . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ «Досье номинации на включение в список всемирного наследия священных лесов Миджикенда Кайя» (PDF) . ЮНЕСКО. Январь 2008. с. 10 . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тинга, Каингу Калуме (сентябрь 2004 г.). «Представление и интерпретация ритуальных мест: дело Миджикенда Кая» . Международный музей . 56 (3): 8–14. дои : 10.1111/j.1350-0775.2004.00476.x . S2CID 162459142 .
- ^ «Священные леса Миджикенда Кая — Кения» . Всемирное наследие Африки . Проверено 14 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Священные домашние леса Миджикенды » ЮНЕСКО Получено 14 декабря.
- ^ «Священные леса Миджикенда Кая – Кения» . Всемирное наследие Африки . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ «Проект экотуризма Кая Кинондо » Экотуризм Кения. из оригинала 18 декабря. Архивировано Получено 14 декабря.
- ^ Jump up to: а б с д и Муторо, Генри Вангутуси (1985). «Пространственное распределение поселений Миджикенда Кая на внутреннем побережье Кении». Трансафриканский исторический журнал . 14 : 78–100. JSTOR 24328520 .
- ^ Геархарт, Ребекка; Джайлз, Линда Л. (2014). Спорные идентичности: миджикенда и их соседи в прибрежном обществе Кении . Африка World Press. ISBN 978-1-59221-897-4 . OCLC 864911325 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Цеппель 2006 , с. 136.
- ^ Троспер 2011 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Муторо, HW (1987). Археологическое исследование поселений Миджикенда Кая на внутреннем побережье Кении (Диссертация).
- ^ Нджогу и Миддлтон 2009 , стр. 296–297.
- ^ Трилл 2013 , с. 551
- ^ Итон и Лоренцен 2004 , с. 48
- Библиография
- Итон; Лоренцен (8 сентября 2004 г.). Экофеминизм и глобализация: изучение культуры, контекста и религии . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-585-48276-7 .
- Хелм, Р.М. (январь 2000 г.). «Недавние археологические исследования фермерских сообществ прибрежной Кении, занимающихся обработкой железа». Азания: Археологические исследования в Африке . 35 (1): 183–189. дои : 10.1080/00672700009511601 . S2CID 162862742 .
- Муторо, Генри Вангутуси (1985). «Пространственное распределение поселений Миджикенда Кая на внутреннем побережье Кении». Трансафриканский исторический журнал . 14 : 78–100. JSTOR 24328520 .
- Нджогу, Кимани; Миддлтон, Джон (2009). СМИ и идентичность в Африке . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-22201-5 .
- Паркин, Дэвид (16 марта 2006 г.). Священная пустота: пространственные образы работы и ритуалов среди гириама в Кении . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02498-3 .
- Тинга, Каингу Калуме (сентябрь 2004 г.). «Представление и интерпретация ритуальных мест: дело Миджикенда Кая». Международный музей . 56 (3): 8–14. дои : 10.1111/j.1350-0775.2004.00476.x . S2CID 162459142 .
- Трилло, Ричард (1 мая 2013 г.). Грубый путеводитель по Кении . Грубые гиды. ISBN 978-1-4093-3018-9 .
- Троспер, Рональд Л. (14 октября 2011 г.). Традиционные знания о лесах: поддержание сообществ, экосистем и биокультурного разнообразия . Спрингер. ISBN 978-94-007-2144-9 .
- Цеппель, Хизер (2006). Экотуризм коренных народов: устойчивое развитие и управление . КАБИ. ISBN 978-1-84593-125-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Леса кая в священных местах Кении, внесенных в список ЮНЕСКО. Архивировано 19 октября 2011 г., онлайн-видео на Wayback Machine (14 минут).