Jump to content

Кая (Миджикенда)

Координаты : 3 ° 55'55 "ю.ш., 39 ° 35'46" в.д.  / 3,93194 ° ю.ш., 39,59611 ° в.д.  / -3,93194; 39,59611
Священные леса Миджикенда Кая
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Расположение Прибрежная провинция , Кения
Включает
Рич Грэм

Как помочь Или мы Рич Маунтин Рич Рибе Раввин Кайас Разные Кая Или закон Синг Чони

Критерии Культурные: iii, v, vi
Ссылка 1231об.
Надпись 2008 г. (32-я сессия )
Область 1538 га (3800 акров)
Координаты 3 ° 55'55 "ю.ш., 39 ° 35'46" в.д.  / 3,93194 ° ю.ш., 39,59611 ° в.д.  / -3,93194; 39,59611
Кая (Миджикенда) находится в Кении.
Кая (Миджикенда)
Расположение Кая в Кении

Кая ) — (множественное число макая или каяс священное место народа миджикенда в бывшей провинции Кении прибрежной . Часто расположенная в священных лесах , кайя считается внутренним источником ритуальной силы и источником культурной самобытности; [ 1 ] [ 2 ] это также место молитвы представителей этнической группы Миджикенда. [ 3 ] Поселение, ритуальный центр и укрепленное ограждение, связанное с лесом, также являются частью кая . Эта экозона считается единственным живым примером того, какой была экосистема в период раннего заселения восточноафриканского побережья . [ 4 ] В настоящее время кайя также упоминается как традиционная организационная единица Миджикенды. [ 5 ] Одиннадцать из примерно 60 отдельных макая были сгруппированы вместе и внесены в список Священных лесов Миджикенда Кая, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО .

География

[ редактировать ]

Более 50 макая были обнаружены в округах Квале , Момбаса и Килифи . [ 6 ] Фактически, Национальные музеи Кении выявили 60 уникальных макая . с начала 1990-х годов [ 7 ] Площадь каждого из них составляет от 30 до 300 гектаров. [ 8 ] Они разбросаны по остаткам горного лесного экорегиона Мозаик Восточной Дуги , который простирается на 900 километров от Мозамбика до Сомали . [ 7 ] Тем не менее, они сконцентрированы на внутреннем участке протяженностью 200 километров (120 миль). [ 9 ] в южной прибрежной равнинной зоне Кении, между городами Момбаса и Килифи . [ 10 ] Хотя посетителям не разрешается входить в большую часть макая , Кая Кинондо, лес площадью 30 гектаров на пляже Диани , допускает посетителей и находится под эгидой проекта экотуризма Кая Кинондо. [ 11 ] Существуют определенные правила, которых посетители должны придерживаться при посещении Кая Кинондо, включая дресс-код, запрет на нарушение естественной флоры, фотографирование, разговоры слишком громко и ласки друг друга. [ 7 ]

Миджикенда - это слово, которое конкретно относится к девяти первоначальным субэтническим группам и соответствующим им поселениям макая , включая А'Гириаму, А'Каума, А'Чони, А'Камбе, А'Джихана, А'Рихе, А'Рахаи. , А'Дурума и А'Диго. Другие ученые различают эти девять групп просто как Гириама, Рабай, Чони, Каума, Камбе, Джибана, Рибе, Дурума и Диго. Кроме того, Миджи буквально означает деревни, а Кенда означает девять на языках банту. [ 12 ] Дурума и Диго- макайя — это явно южные поселения Миджикенды, отделенные от семи других первоначальных макая . [ 12 ]

Исследования подтверждают гипотезу о том, что первоначальные поселения кайя , как правило, концентрируются в несколько стесненных восточных горно-лесных районах побережья из-за наличия двух речных систем, рек Редкая и Галана , а также плодородных земель для скотоводства и скотоводства. сельское хозяйство. Но десять первоначальных макая также могли быть сосредоточены в этих областях, во многом благодаря безопасности, которую они обеспечивали от окружающих поселений чужаков суахили, ваата, квави и васеджу. [ 12 ] Первоначально народы миджикенда мигрировали в этот прибрежный регион Кении в конце 16 века со своей бывшей родины Шунгвая на севере. В конечном итоге, к концу девятнадцатого и началу двадцатого века эти десять первоначальных поселений были в значительной степени заброшены народами миджикенда, которые мигрировали в разные регионы и основали последующие макайя . [ 7 ]

Многие макая изначально были укрепленными деревнями различных этнических групп, включая народы диго , чони , камбе , дурума , каума , рибе , рабаи , джибана и гириама . В окрестностях деревень расположены равнинные тропические леса, до которых можно добраться по тропинкам, проходящим через лес. Лесная флора использовалась исключительно для сбора лекарственных трав. не разрешались рубка деревьев, выпас скота и расчистка сельскохозяйственных угодий В пределах кая . [ 3 ] [ 13 ]

Понятно, что поселения Миджикенда-кая на кенийском побережье были основаны в то же время, что и поселения суахили, но о суахили было опубликовано больше, чем о миджикенде. [ 12 ] Кроме того, некоторые археологи полагают, что макая были основаны в этом районе начиная с девятого века, что, возможно, делает их даже старше прибрежных поселений суахили. [ 7 ]

В настоящее время интенсивная вырубка лесов для сельскохозяйственных нужд и вырубка потребовала юридического объявления 38 лесных массивов кая национальными памятниками. Местные сообщества управляют этими территориями. [ 14 ]

Дикая природа и охрана

[ редактировать ]

Выявлена ​​дикая природа в районе Кая Кинодао, которую можно посетить в рамках проекта экотуризма. Выявлено 187 видов растений, 48 видов птиц и 45 видов бабочек. об обезьянах-колобусах и слоновьих землеройках с золотым крестцом . Сообщалось также [ 14 ]

Вход в лес диктовался традиционными правилами, установленными руководящим органом, называемым нгамби, сформированным из пожилых членов общины. Этот руководящий орган в первую очередь занимался управлением, сохранением и использованием биологических ресурсов в соответствии с традиционными представлениями о священности леса. Однако создание центрального органа управления повлияло на роль местных старейшин. [ 15 ] [ 2 ]

Проект экотуризма был запущен в 2001 году на средства, предоставленные Фондом Форда, с целью получения дохода для местного населения и поощрения экотуризма, чтобы помочь сохранить священность лесов. [ 14 ] В 2008 году одиннадцать Миджикенда- макая были сгруппированы и внесены в список Священных лесов Миджикенда-кая, объекта Всемирного наследия, в соответствии с критериями (iii), (v) и (vi). [ 9 ]

Сохранение макая стало трудной задачей для современной общины Миджикенда и других местных жителей из-за экологических угроз и отсутствия адекватной политики сохранения. Одним из примеров этого является Кая Мрима в Квале, которому угрожала канадская горнодобывающая фирма, которая наверняка нанесет непоправимый ущерб этому участку. [ 7 ] Кроме того, одна из неадекватных политик сохранения называется Законом о древностях и памятниках 1983 года, который был направлен на защиту кенийского наследия, но не соответствует требованиям, поскольку открыт для интерпретации. [ 7 ] Тем не менее, такие организации, как Отдел охраны прибрежных лесов, созданный Национальными музеями Кении, работают над сохранением макая и привлечением внимания местного сообщества. [ 7 ]

Мемориальный музей Крапфа в Рабаи создал точную копию кая, чтобы посетители, не являющиеся жителями Миджикенды, которым не разрешен физически входить в макай , могли на расстоянии взаимодействовать с историческим местом. Но выставка просуществовала только с 2001 по 2003 год, поскольку ее считали недостоверной. [ 7 ]

Археология

[ редактировать ]

Археологические исследования, такие как исследование Генри Муторо, опубликованное в 1987 году, проводились в макая. Муторо обследовал и раскопал восемь различных макая, включая Сингвайю, Бате, Камбе, Мудзи Мвиру, Мудзи Мпья, Бому, Фунго и Дагамру. Для каждой из этих кай Муторо и его команда применили метод закрытого траверса, чтобы нанести на карту ее границы, и несколько инструментов, таких как дальномерные шесты, алидада, планшет, отвес, компас и тридцатиметровая лента. . Ему удалось создать как контурные карты, так и карты отдельных поселений, а также карты, показывающие распространение макая по региону. [ 16 ]

Раскопки представляли собой сложную задачу для Муторо и его команды, поскольку останки захоронены на этом месте, и он опасался, что они случайно эксгумируют мертвых. Например, на участке Сингваяя они планировали выкопать мусор, также известный как дзала , но им пришлось избегать виканго , или могильных столбов кайя, разделив территорию на небольшие квадраты размером 1 х 1 метр. [ 16 ]

Культура

[ редактировать ]

Финго (защитные талисманы) похоронены в кая , и о них заботятся старейшины кая, которые защищают традиции Миджикенды. [ 17 ] Миджикенда верят, что они принесли амулеты финго из своего прародины Шунгвая , что является мифом о происхождении . В настоящее время многие финго утеряны или украдены и считаются предметами искусства . [ 18 ]

Кайя имеет специфическую структуру, которую, по мнению ученых, изучающих ее, можно легко обобщить. Обычно они окружены густым лесом и имеют по две тропы с каждой стороны, ведущие к нескольким деревянным воротам, укрепленным камнем. Количество ворот на этих путях варьируется от кая к кая. Финго отображается у первых ворот на каждом пути, с правой стороны. Более важные и часто старые макая имели более крупные ритуальные символы, называемые мафинго , которые могли достигать 2 метров в высоту. В конце тропинок находится широкое пространство с морони , большим домом, напоминающим купол, посередине расположенным между фиговым деревом и баобабом, муганди и мую соответственно. [ 16 ]

Местные женщины рассказывают множество мифов и поверий, касающихся священности этих лесов. Распространено мнение, что в лесах обитают духи. Макая считаются местом упокоения основателей народа Миджикенда, называемых Корма или духами. [ 12 ] Некоторые из них считают, что рубка дерева мачете может привести к тому, что мачете отскочит и причинит травму ноги, которую можно исцелить, только предложив ткань деревенским старейшинам во время церемонии. Также считается, что еда, приготовленная из древесины этого священного леса, может вызвать болезнь, а также что жилище, построенное из древесины, добытой в лесу, обрушится. Сохранение священности леса было направлено на сохранение его темноты. [ 19 ] [ 2 ] Кроме того, молитвы о дожде , молитвы о мире, молитвы о политической стабильности и молитвы об экономической стабильности — все это примеры ритуальных практик Миджикенды, которые происходят на каях даже в настоящее время. [ 7 ]

  1. ^ Паркин 2006 , стр. 37.
  2. ^ Jump up to: а б с Винн-Джонс, Стефани; Лавиолетт, Адриа, ред. (2017). Мир Суахили . дои : 10.4324/9781315691459 . ISBN  978-1-315-69145-9 . [ нужна страница ]
  3. ^ Jump up to: а б Ньямверу, Селия (осень 1996 г.). «Священные рощи, которым угрожает развитие: леса Кая в Кении» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . «Кто здесь местный?» Политика участия в развитии. 20 (3) . Проверено 14 декабря 2013 г.
  4. ^ Масао, Фиделис; Муторо, Генри (1988). «Восточноафриканское побережье и Коморские острова». Всеобщая история Африки: Том 3 . Издательство ЮНЕСКО.
  5. ^ Булума, Роджерс (2 июля 2013 г.). «Пожилые люди стали объектом убийства» . Новости24 . Проверено 15 декабря 2013 г.
  6. ^ «Досье номинации на включение в список всемирного наследия священных лесов Миджикенда Кайя» (PDF) . ЮНЕСКО. Январь 2008. с. 10 . Проверено 15 декабря 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тинга, Каингу Калуме (сентябрь 2004 г.). «Представление и интерпретация ритуальных мест: дело Миджикенда Кая» . Международный музей . 56 (3): 8–14. дои : 10.1111/j.1350-0775.2004.00476.x . S2CID   162459142 .
  8. ^ «Священные леса Миджикенда Кая — Кения» . Всемирное наследие Африки . Проверено 14 декабря 2013 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Священные домашние леса Миджикенды » ЮНЕСКО Получено 14 декабря.
  10. ^ «Священные леса Миджикенда Кая – Кения» . Всемирное наследие Африки . Проверено 15 декабря 2013 г.
  11. ^ «Проект экотуризма Кая Кинондо » Экотуризм Кения. из оригинала 18 декабря. Архивировано Получено 14 декабря.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Муторо, Генри Вангутуси (1985). «Пространственное распределение поселений Миджикенда Кая на внутреннем побережье Кении». Трансафриканский исторический журнал . 14 : 78–100. JSTOR   24328520 .
  13. ^ Геархарт, Ребекка; Джайлз, Линда Л. (2014). Спорные идентичности: миджикенда и их соседи в прибрежном обществе Кении . Африка World Press. ISBN  978-1-59221-897-4 . OCLC   864911325 . [ нужна страница ]
  14. ^ Jump up to: а б с Цеппель 2006 , с. 136.
  15. ^ Троспер 2011 , с. 58.
  16. ^ Jump up to: а б с Муторо, HW (1987). Археологическое исследование поселений Миджикенда Кая на внутреннем побережье Кении (Диссертация).
  17. ^ Нджогу и Миддлтон 2009 , стр. 296–297.
  18. ^ Трилл 2013 , с. 551
  19. ^ Итон и Лоренцен 2004 , с. 48
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af703e8eabc1b3fc0a5cd43ef7b62d04__1719496980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/04/af703e8eabc1b3fc0a5cd43ef7b62d04.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaya (Mijikenda) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)