Джозайя Мванги Кариуки

Джозайя Мванги Кариуки (21 марта 1929 - 2 марта 1975), известный в народе как «Дж. М.», был кенийским политиком-социалистом во время правления Джомо Кеньятты правительства . Он занимал различные государственные должности с момента обретения Кении независимости в 1963 году до своего убийства в 1975 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дж. М. Кариуки родился в Кабати-ини городе в провинции Рифт-Валли в семье Кариуки Кигани и Мэри Ванджику. Он был единственным мальчиком в семье из пяти братьев и сестер. В 1938 году он ненадолго поступил в дневную школу Эвансона, но вскоре бросил учебу из-за отсутствия платы за обучение. Он работал на ферме европейского поселенца до 1946 года, когда он выиграл пари на лошадь на скачках в Накуру . Используя свой выигрыш, он повторно поступил в начальную школу и, хотя посещал несколько школ, наконец смог закончить начальное образование в 1950 году. Позже он поступил в Королевский колледж Будо в угандийском районе Вакисо , чтобы получить среднее образование.
Политическая жизнь
[ редактировать ]Начало политической карьеры Кариуки обычно относят к 1946 году, когда он слушал речь на политическом митинге, в которой Джомо Кеньятта осуждал то, как британское колониальное правительство обращалось с коренными кенийцами. Однако вполне вероятно, что он заинтересовался политикой в раннем возрасте. Еще до его рождения его родители были изгнаны в 1928 году со своей семейной земли Чинга в родном заповеднике Ньери , чтобы работать в «Белом нагорье». Там они стали скваттерами на ферме европейских поселенцев, были лишены прав на землю и, по сути, вынуждены работать на землях поселенцев за низкую заработную плату.
В конце 1940-х годов он присоединился к драматическому кружку начальной школы, который представлял пьесы, драматизирующие попытки сопротивления колониальному правлению. Находясь в Уганде для получения среднего образования, он внимательно следил за борьбой, с которой местные кенийцы столкнулись со стороны европейских поселенцев. 22 октября 1952 года он окончил среднюю школу и вернулся в Кению незадолго до того, как ввел в стране чрезвычайное положение новый губернатор сэр Эвелин Бэринг , и Кариуки присоединился к восстанию Мау-Мау . После того, как Кариуки принял присягу, он начал работать офицером связи Мау-Мау между Элдоретом и Кисуму . Он также помогал собирать деньги, обувь и жилье для Мау-Мау. Это привело к его аресту в отеле, который служил прикрытием для его политической деятельности. Затем он содержался в различных лагерях (включая Ковоп и Лангату) с 1953 года до своего освобождения, семь лет спустя, в 1960 году.
После освобождения ему удалось заручиться одобрением Кеньятты на открытие филиала Ньери Африканского национального союза Кении (KANU), посетив его в заключении. Когда Кения стала независимой, Кариуки работал личным секретарем Кеньятты в период с 1963 по 1969 год. В конце 1960-х - начале 1970-х годов отношения Кариуки с Кеньяттой становились все более натянутыми, поскольку Кариуки стал все более громко критиковать политику правительства Кеньятты и ее результаты, в том числе высокие уровень коррупции в правительстве, растущее неравенство и ухудшение отношений между Кенией и другими членами Восточноафриканского сообщества . Кроме того, правительство KANU под руководством Кеньятты не смогло оказать помощь в случае засухи и плохо управляло экономикой после нефтяного кризиса 1973 года . Основная критика касалась несправедливого распределения земли режимом Кеньятты. После обретения Кении независимости правительство Соединенного Королевства предоставило правительству Кеньятты средства на выкуп земли у европейских поселенцев. Однако выкупленная земля так и не была перераспределена между теми кенийцами, которые ранее жили в этих населенных пунктах: вместо этого большая часть ее была передана в дар семье и друзьям Кеньятты или в качестве взяток для оказания влияния на политических союзников.
Некоторые называли его «Мартином Лютером Кингом» Кении.
В 1974 году он был избран членом парламента Ньяндаруа и стал помощником министра в правительстве Кеньятты в период с 1974 по 1975 год. И это несмотря на то, что правительство предприняло все возможные усилия, чтобы помешать его переизбранию, поскольку его популярность среди простых кенийцев угрожали затмить деятельность Кеньятты. В последний раз его видели живым в отеле «Хилтон» в сопровождении телохранителя Кеньятты 2 марта 1975 года.
Смерть
[ редактировать ]Первое покушение на него произошло 1 марта 1975 года, когда взорвался автобус, в котором он должен был ехать в Момбасу. 2 марта 1975 года останки Кариуки были найдены в лесу Нгонг пастухом; ему отрубили руки, выкололи глаза, обожгли лицо кислотой и бросили в муравейнике. Когда стало известно о смерти Кариуки, студенты Найробийского университета прошли маршем протеста по улицам столицы. Марш был разогнан кенийской полицией по охране общественного порядка, а кампус был закрыт и больше не открывался при жизни Кеньятты.
В целом Кариуки был выдающейся фигурой на политической сцене Кении, и его насильственная кончина широко оплакивалась его соотечественниками. Он был плодовитым дарителем, и «Выразительная благотворительность» лучше всего описывает его благотворительность: она была вызвана его желанием выразить поддержку чему-то большему, чем он сам, и отражала его видение нации, граждане которой смогут постоять за себя. Соответственно, способ пожертвований JM был разработан так, чтобы оказать измеримое влияние на общество в целом.
Сегодня кенийцы помнят Дж.М. преимущественно как героя. Он все чаще стал представлять силу, противостоящую злу, которое причиняет стране вред по сей день. Широко запомнилась его цитата:
«Сегодня в Кении я вижу только рассвет июньского утра, величественно поднимающийся из белого забвения в безмятежность жизни». - Дж. М. Кариуки (1974)
Книга
[ редактировать ]Кариуки написал «Мау-Мау-задержанный» — отчет о своем опыте пребывания в лагерях во время восстания, которое привело Кению к независимости.
Кавычки
[ редактировать ]- «Кения стала страной 10 миллионеров и 10 миллионов нищих».
- «Каждый кенийский мужчина, женщина и ребенок имеет право на достойную и справедливую жизнь. Это право по рождению. Это не привилегия. Он имеет право, насколько это в человеческих силах, на равные возможности в области образования, работы и здравоохранения, независимо от его происхождения. раса или вероисповедание или место его происхождения на этой земле, если это так, следует предпринять целенаправленные усилия для устранения всех препятствий, которые сегодня стоят на пути к этой справедливой цели. Это основная задача механизма под названием Правительство: нашего правительства. ."
- «Мы боролись за независимость потом, кровью и своими жизнями. Многие из нас страдали непомерно много дней – прямо или косвенно. Многие из нас стали сиротами, вдовами и детьми в результате борьбы. Мы должны спросить: за что мы страдали? , и были ли мы оправданы в этих страданиях?».
Расследование смерти
[ редактировать ]Специальный парламентский комитет под председательством Элайджи Васике Мвангале был немедленно создан для расследования обстоятельств убийства Кариуки. В отчете комитета были назначены высокопоставленные полицейские: Игнатиус Ирига Ндери, Бен Гети, Ваньойке Тунгу, Патрик Шоу и другие высокопоставленные административные служащие и политики, но никто так и не был наказан. Наиболее вероятно, что комитет был средством, использованным правительством Кеньятты для смягчения потенциального восстания. Когда отчет был наконец опубликован, гнев утих, и вероятность восстания стала намного ниже.