Миджикенда народы
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
2 488 691 (Кения) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Миджикенда • Суахили • Английский | |
Родственные этнические группы | |
Покомо , Чони , Диго , Гириама , Джибана , Суахили , другие народы банту . |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Миджикенда («Девять племен») — группа из девяти родственных банту этнических групп , населяющих побережье Кении , между реками Сабаки и Умба , на территории, простирающейся от границы с Танзанией на юге до границы с Сомали в север. Археолог Чапурука Кусимба утверждает, что миджикенда раньше проживали в прибрежных городах, но позже поселились во внутренних районах Кении, чтобы избежать подчинения доминирующим португальским силам, которые тогда контролировали ситуацию. [2] называли эти этнические группы Миджикенда ньика или ника Исторически сложилось так, что посторонние . Это уничижительный термин, означающий «люди кустарника».
Девять этнических групп, составляющих народы Миджикенда, — это Чони , Камбе , Дурума , Каума , Рибе , Рабай , Джибана , Гириама и Диго . Диго - это южный Миджикенда , а остальные - северный Миджикенда. [3] Диго также обитают в Танзании из-за их близости к общей границе.
Культура
[ редактировать ]
У каждой из групп Миджикенда есть священный лес, кая , который является местом молитвы. Одиннадцать из примерно 30 лесов кайя были внесены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия – Священные леса Миджикенда Кая. [4] Жители Миджикенда также известны созданием деревянных погребальных статуй киганго , которые выставляются в музеях по всему миру и продаются на международном арт-рынке. Эти артефакты когда-то легально продавались авторитетными художественными галереями и антикварными магазинами в период с начала 1970-х по 1990-е годы; однако было обнаружено, что другие статуи киганго были украдены из культурных объектов и незаконно проданы.
Каждая этническая группа Миджикенда имеет свои уникальные обычаи и диалекты языка Миджикенда , хотя эти диалекты похожи друг на друга и на суахили .
История и этнография народов Миджикенды
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Ортодоксальная точка зрения на происхождение миджикенды состоит в том, что народы миджикенда возникли в Шунгвайе (Сингвайя) и различных других частях северного побережья Сомали, а затем были вытеснены на юг галлой ( оромо ) и достигли Кении примерно в 16 веке. Этот взгляд на происхождение народа миджикенда аргументировал Томас Спир в книге « Комплекс Кая» , [5] и было также подтверждено многими устными традициями Миджикенда. Более того, устная традиция утверждает, что точной причиной того, что галла вытеснили миджикенда из Сингвайи, было убийство члена племени галла молодым человеком миджикенда и последующий отказ племени миджикенда выплатить компенсацию галле. [6] Однако было также высказано предположение, что народы миджикенда могли возникнуть примерно в тех же местах, где они проживают в настоящее время. [7] Одним из возможных объяснений этого является то, что народы миджикенда приняли нарратив сингвайя, чтобы создать этническую идентичность, которая позволила им создать родство с суахили, которые также заявляли о своем происхождении сингвайя. [8] Устная традиция также утверждает, что народы Миджикенда разделились на шесть отдельных народов во время миграции на юг после того, как они были изгнаны из Сингвайи. Эти шесть групп впоследствии заселили первоначальные шесть кайя . [5]
На рубеже 17-го века миджикенда поселились на вершине холма в шести укрепленных каях , где они построили свои усадьбы. Эти первоначальные шесть кай позже были расширены до девяти кай . Легенда о происхождении служит повествованием о реальной миграции, произошедшей в определенный момент времени в реальное место, но также служит повествованием о мифической миграции, произошедшей в течение культурного времени из общего происхождения. Он способствует более высокому единству группы из девяти отдельных этнических групп, составляющих народ миджикенда. Миджикенда считают Сингвайю своей общей точкой происхождения, а также местом зарождения их языка и традиций. [5]
Эта легенда о происхождении также определяет некоторые взаимоотношения этнических групп, составляющих народы Миджикенда, например, одна из версий устной традиции гласит, что диго первыми покинули Сингвайю и, таким образом, считаются другими группами как старшие, а затем считаются старшими. Рибе ушли, а за ними последовали Гириама, Чони и Джибана. [5]
Розовый
[ редактировать ]
Кая были первыми усадьбами народа миджикенда после их исхода из Сингвайи. Устная традиция утверждает, что именно диго первыми мигрировали на юг и основали первую кайю . Период после создания кайи , который в этих устных традициях изображался как время стабильности, закончился в середине-конце 19 века с подъемом колониализма. [8] Кайя . также представляла собой важный политический символ для народа миджикенда, а также важный культурный символ для народа миджикенда Политическая символика кайя также сыграла свою роль в сопротивлении колониализму народов Миджикенды. Где-то в конце 19 века народы миджикенда начали покидать свои усадьбы кая и селиться в других местах. [8]
В планировке поселений кайя обычно в центре располагались зоны, посвященные лидерству и поклонению, а вокруг них располагались другие зоны, посвященные церемониям инициации, зоны для развития магии и медицины, а также зоны, посвященные захоронениям и развлечениям. Леса кая, окружающие поселение, служили буфером между самим поселением и внешним миром. По мере роста населения этих кайя росла и безопасность, что привело к периоду стабильности, который позволил народу Миджикенда распространиться вдоль побережья и на юг вдоль границы Танзании. В конце концов, все девять первоначальных кай были заброшены, поскольку миджикенда поселились в других местах, однако важность этих кай не уменьшилась, и они по-прежнему считались священными местами. [9]
Рабство
[ редактировать ]В доколониальный период жители Миджикенды занимались садоводством и скотоводством и имели хорошо налаженную торговлю с прибрежными народами суахили. Жители внутренних районов (народы Миджикенда, Покомо и Сегеджу ) выращивали продукты питания, от которых зависел прибрежный народ суахили. Эти торговые отношения основывались на экономических, военных и политических союзах. Народы Миджикенда даже участвовали в политике Момбасы . [10]
Однако в колониальный период под британской властью этот регион был отдан прибрежным народам суахили и арабским народам. Прибрежная полоса земли вблизи Внутренних земель была признана принадлежащей султану Омана, впоследствии миджикенды могли переселяться туда только как скваттеры и в любой момент находились под угрозой изгнания. Колониальная власть над прибрежными районами распространялась также на внутренние регионы, где проживал народ миджикенда. [10]
Одна группа народов миджикенда, известная как народы гириама , не доверяла британскому колониальному правительству, поскольку до колонизации Великобританией прибрежных и внутренних районов эта группа захватила своих людей арабами и работорговцами суахили в 19 веке. [10]
Существуют разные версии этого периода: некоторые источники утверждают, что эти порабощенные народы гириама участвовали в сложных отношениях покровителя и клиента , которые были важны для создания крупномасштабных плантаций на восточноафриканском побережье. [11] Далее в этом отчете говорится, что эти порабощенные народы гириама были интегрированы в семьи суахили и арабов, владеющих землей, и иногда их называли иждивенцами, а не рабами. В целом обращение с этими рабами не было очень суровым из-за легкости побега, системы покровителей-клиентов, основанной на родстве, а также запрета ислама на жестокое обращение с рабами. Это контрастирует с обращением с рабами на близлежащих островах, таких как Пемба или Занзибар , где с рабами обращались более жестко. Поскольку рабовладение на восточноафриканском побережье пришло в упадок, многие из бывших рабов начали искать работу в качестве ручного труда на плантациях своих бывших хозяев и получали часть урожая в качестве компенсации в тех же отношениях патрон-клиент, что и раньше. [10]
Однако в некоторых источниках говорится, что рабство, которому подвергся народ Гириама, было более жестоким, чем считалось ранее. [12] Известно, что порабощенные жители Гириамы сотнями бежали в любое убежище, какое только могли, в некоторых случаях ища убежища на христианских миссионерских станциях, в других случаях бегая в поселения беглых рабов. Кроме того, идея о том, что переход от бывших рабов к чернорабочим был затруднен из-за опасений членов колониального правительства, что беглые и освобожденные рабы начнут восстание. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
- ^ Гилберт, Эрик; Рейнольдс, Джонатан Т. (2008). Африка в мировой истории: от предыстории до современности . Пирсон Эдьюкейшн, Лимитед. п. 229 . ISBN 9780136154389 .
- ^ Сперлинг, Дэвид Колтон (1988). «Рост ислама среди миджикенда на побережье Кении, 1826–1933 гг.» . Университет Стратмора. п. 29 . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Канадский парк ископаемых, исландский вулканический остров и архипелаг в Йемене среди объектов, добавленных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО. 7 июля 2008 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Копье, Томас (1978). Комплекс Кая . Кенийское литературное бюро.
- ^ Республика Кения. ДОСЬЕ НОМИНАЦИИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ СВЯЩЕННЫХ ЛЕСОВ МИДЖИКЕНДА КАЯ. ЮНЕСКО.орг. КОНВЕНЦИЯ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ, январь 2008 г. Интернет. 17 октября 2016. Стр. 51 - Стр. 61
- ^ Уолш, Мартин. «ИСТОРИЯ МИДЖИКЕНДА: ОБЗОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ». Трансафриканский исторический журнал . 21 .
- ^ Jump up to: а б с Бреснахан, Дэвид П. Священные пространства, политическая власть и динамика традиций в истории Миджикенды. Диссертация. 2010. Нп: нп, нд печать.
- ^ Послушай, Каингу Калуме. «Презентация и интерпретация ритуальных мест: дело Миджикенда Кая». Международный музей . 56 .
- ^ Jump up to: а б с д и Геархард, Ребекка; Джайлз, Линда (2013). Оспаривание идентичности: миджикенда и их соседи в прибрежном обществе Кении . Трентон, Нью-Джерси: African World Press.
- ^ Купер, Фредерик (1977). Плантация рабства на восточноафриканском побережье . Пирсон Образование.
- ^ Мортон, Фред (2008). Дети Хама: освобожденные рабы и беглые рабы на побережье Кении, 1873–1907 годы . iUniverse.