Мараголи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
Кухня |
Мараголи среди , или Логоли ( Ава-Логооли ), в настоящее время являются второй по величине этнической группой 6-миллионной нации Лухья в Кении, насчитывающей около 2,1 миллиона человек, или 15% народа Лухья, согласно последней переписи населения Кении . Их язык называется логоли, лулоголи, улулоголи или мараголи. Название Мараголи, вероятно, возникло позже, после взаимодействия народа с миссионерами квакерской церкви. [ нужна ссылка ]
Мараголи также относится к территории, которую потомки человека по имени Мулоголи (также известного как Мараголи) поселились и заняли в тринадцатом веке нашей эры на обширных землях округа Вихига. Тирики Абаньоре, затем субплемена Мараголисы занимают большую часть вихиги, за ними следуют - нг'анг'а, Сува, Йонга, хеар, гисемба ... (Префикс Ва- относится к людям или потомкам и иногда пишется как Ба-, Ава- или Аба- .)
Мараголисы обладают уникальной культурой, которая довольно проста, но сложна для других подплемен Лухья. Считается, что диалект лулоголи нелегко понять другим подплеменам лухья, но мараголисы буквально понимают большинство языков на земле лухья. Многие мараголи мигрировали в другие районы из-за нехватки земли и основали поселения в Трансойе, район Лугари. Поскольку мараголисы ценят свое происхождение, они перенесли свои местные имена в места, которые они в настоящее время занимают. Короче говоря, они клонировали свои собственные места, чтобы сохранить свою идентичность. Они также называют своих детей в честь своих предков.
Происхождение
[ редактировать ]Устная история
[ редактировать ][ 1 ] История Мараголи фиксирует миграцию из северо-восточной Африки . История народа Мараголи начинается с человека по имени Мулоголи. Он был потомком Кинту, который привел прародителей Лухья в их нынешнюю территорию из области, которую они называли Мисри , теперь широко известной как Северный Судан и Египет .
Когда прародители Лухья впервые прибыли на территорию современной Северной Кении , Южной Эфиопии и Южного Судана , правителем Лухья в то время был Китанга. Позже народ туркана занял территорию, где поселились предки Лухья, и назвал ее Лок-Китанг, что означает «место Китанга». ( Локитаунг — современный город на северо-западе Кении ). [ 2 ]
Мулоголи родился от союза Андими и Мванзу. У Андими было три жены: Мванзу, мать Мулоголи; Амуволие, у которой не было детей, и Ндиегу, мать Мвендже или Аньеле (это ваньоре, населяющие район Вихига вместе с мараголи). Ньорес и Мараголи — одно целое; они из одного запаса, стока Андими. У Мулоголи была жена по имени Халиеса. У нее было четверо детей мужского пола. Эти четверо составляют четыре основных клана. Дети были Мусаали; Кизунгу; Килима и Ммави.
На языке Мараголи слово Абалухья или Авалухья означает «люди севера», «люди более высокого места», «люди с севера» или просто «северяне».
Предки лухья двинулись дальше на юг, вероятно, по реке Туркувел . Основным источником Турквела является река Суам. Лухьяс, народ, который нуждался в постоянном источнике воды для выращивания сельскохозяйственных культур, животноводства и различных отраслей промышленности, таких как металлообработка и строительство, продолжал двигаться вдоль реки Суам в зависимости от различных экологических или человеческих факторов, в то, что сейчас является западной Кенией и восточной Угандой . поселились недалеко от истока этой реки, горы Элгон .
Они вытеснили народ, родственный койсанам на юге Африки. [ 3 ] и поселились на своей нынешней родине, на территории нынешней западной Кении . Люди мараголи жили и строили то, что сейчас является каменными руинами Тимлич-Охинга, прежде чем луо переселились в этот район и поселились. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Культура Лухья сравнима с большинством культурных практик банту. Многоженство было обычной практикой в прошлом, но сегодня его практикуют лишь несколько человек. Однако народ Авалогооли традиционно был моногамным, как и патриарх Мулогооли. Брак имел особое значение для молодых людей, поскольку до брака им не разрешалось владеть имуществом.
Деревню традиционно составляло от 10 до 15 семей под председательством деревенского старосты – лигуту . Лигуту / ригуту означает «слушатель/ухо» – как такой лигуту может судить. В семье высшим авторитетом был хозяин дома, за которым следовал его первенец. В полигамной семье первая жена занимала самое престижное положение среди женщин.
Первенец первой жены обычно был главным наследником своего отца, даже если он был моложе своих сводных братьев от других жен отца. Дочери не имели постоянного положения в семьях Лухья, поскольку со временем они становились женами других мужчин. Они не наследовали имущество и были исключены из семейных собраний по принятию решений. Сегодня женщины могут наследовать имущество и часто принимать решения от имени своих семей в соответствии с законодательством Кении и отдельными семьями.
Детей называют в честь предков клана, в честь их бабушек и дедушек, в честь событий или погоды. Бабушка и дедушка по отцовской линии имеют приоритет, так что первенец обычно будет назван в честь своего деда по отцовской линии ( гука / гуга ), а дочь-первенец будет названа в честь бабушки по отцовской линии ( гуку ).
Последующие дети могут быть названы в честь бабушек и дедушек по материнской линии или в честь значительных событий. Некоторые имена Мараголи имеют особое значение, а другие - нет. Например, такие имена, как Инджугу (родившийся во время сбора арахиса), Кабвони (родившийся во время сбора сладкого картофеля) и Анзала (родившийся во время сильной засухи), имеют значение. Другие имена, такие как Афанди, Инзирия, Мвачи, Аливиза и Асава, не имеют известного значения. Названия событий также распространены. Например, Имбарамбара (родился во время строительства дороги), Мсуруве (родился, когда белая миссионерка по имени мисс Ривз впервые приехала на землю Мараголи) и Сиринджи (родился, когда на этой земле впервые появились деньги).
Традиционно Лухьяс практиковали браки по расчету. Родители мальчика подходили к родителям девушки с просьбой руки и сердца. Если бы девушка согласилась, переговоры о приданом начались бы . Обычно это 12 голов крупного рогатого скота и такое же количество овец или коз, которые родители жениха должны заплатить семье невесты. Как только приданое было доставлено, сестры жениха забрали девушку, чтобы она начала новую жизнь в качестве жены.
Случаи побега были и остаются обычным явлением. Молодые люди сбегали с желающими девушками, а переговоры о приданом должны были проводиться позже. В таких случаях молодой человек также выплатит штраф родителям девушки. В редких случаях похищения были обычным явлением, но молодому человеку пришлось заплатить штраф. Поскольку многоженство было разрешено, мужчина среднего возраста обычно имел от 2 до 3 жен.
Когда человек очень старел и передавал управление своим усадьбой своим сыновьям, сыновья иногда находили молодую девушку, на которой старик мог жениться. Обычно такими девушками были те, кто не мог найти мужчину, который мог бы выйти за них замуж, обычно потому, что у них были внебрачные дети. Наследование жены также практиковалось и практикуется. Вдова обычно наследует брат или двоюродный брат мужа. Сегодня наследование жены является редкостью или вообще не существует.
В некоторых случаях старший сын также унаследовал вдов своего отца (но не собственную мать). Современные лухья не соблюдают некоторые традиционные обычаи, поскольку большинство из них приняли христианский образ жизни. Многие лухья также большую часть своей жизни живут в городских поселках и возвращаются, чтобы поселиться в сельской местности только после выхода на пенсию или смерти родителей в сельской местности.
У Лухья были обширные обычаи, связанные со смертью. В доме умершего устраивался большой праздник, траур длился до сорока дней. Если покойный был богатым или влиятельным человеком, выкорчевывали большое дерево и хоронили там покойного. После захоронения еще одно дерево – мукуму сажали . Это было священное дерево, и его можно встретить на большинстве миграционных путей Лухья; его могла посадить только праведная женщина, обычно девственница или пожилая женщина).
В настоящее время траур занимает более короткие промежутки времени (около недели) и торжества проводятся во время захоронения. Овогого и ровего — это церемонии после погребения, проводимые для завершения траурных обрядов.
Традиционно практиковались также жертвоприношения животных. Был большой страх перед авароджи ( ведьмами ) и бабини ( волшебниками ). Это были «ночные бегуны», которые бродили обнаженными, бегая от одного дома к другому, произнося заклинания.
Большинство современных Лухья — христиане, и для некоторых, если не для всех, слово «Бог» — Ньясае или Ньясаэ .
Слово Ньясаэ в переводе на английский язык примерно соответствует Нья (из) и Асаэ / Асайе / Сае / Сайе (Бог). Лухья традиционно поклонялись одноименному богу. Когда христианство было впервые представлено в начале 1900-х годов различными христианскими миссионерами из Европы и Америки, Лухья взяли имя своего традиционного бога Ньясаэ и дали это имя христианскому богу . Первые лухиа, обратившиеся в христианство, взяли слова, определявшие некоторые аспекты их религиозных традиций, и применили их к Христу и христианскому богу.
Церковь Друзей (квакеры) открыла миссию в Каймоси , а Церковь Бога Андерсона, Индиана , США, взяла на себя миссию в Буньоре . В тот же период в район Мумиаса прибыл католический орден братьев Милл-Хилл . Церковь Божья прибыла в 1905 году и начала работу в Киме в Буньоре. Другие христианские группы, такие как англиканцы (CMS), пришли в 1906 году. В 1924 году Пятидесятнические ассамблеи Канады начали свою работу в Ньянгори. Армия Спасения прибыла в Малакиси в 1936 году. Баптисты прибыли в западную Кению в начале 1960-х годов.
Первый перевод Библии на язык лухья был выполнен Николасом Стэмпом на диалекте Ванга. Осундва говорит, что сделал этот перевод в Мумиасе, бывшей столице королевства Ванга Мумия. В двадцатом веке среди Лухья было сильное христианское свидетельство. Религиозная секта, известная как Дини йа Мсамбва, была основана Элайджей Масинде в 1948 году. Они поклоняются Веру , богу горы Элгон , и в то же время используют отрывки из Библии для обучения своих новообращенных. Они также практикуют традиционное искусство, называемое колдовством. Первоначально движение возникло как часть антиколониального сопротивления.
По оценкам различных источников, 75–90% Лухья исповедуют христианство. [ 4 ]
2002 – Ириамуба; 2009 - DC (Диси ва кавага)
Другое посвящение Лухья
[ редактировать ]Лухья, за исключением марамов и саамов, практиковали мужское обрезание . Семья Мараголи не практиковала клиторидэктомию .
Традиционно обрезание было периодом обучения молодежи взрослым обязанностям. У Какамега Лухья обрезание проводилось каждые четыре или пять лет, в зависимости от клана. В результате были созданы различные возрастные наборы, в частности Колонголо , Кананачи , Киквамети , Киньикеу , Ньянге , Майна и Сава именно в этом порядке.
Абаньяла, живущие в Навахоло, проводят посвящение своих мальчиков раз в два года, особенно в четный год. Посвященным было от 8 до 13 лет, и за церемонией следовал период уединения для посвященных. Когда они выходили из уединения, в деревне устраивался пир, после которого следовала консультация группы старейшин.
Вновь инициированные молодые люди затем строили друг для друга холостяцкие хижины, называемые симба или эсимба , где они оставались, пока не становились достаточно взрослыми, чтобы стать воинами. Этот вид посвящения больше не практикуется среди Какамега Лухья, за исключением Тирики. В настоящее время посвященных обычно обрезают в больнице по состоянию здоровья, и период изоляции не проводится. После исцеления проводится вечеринка для посвященного, который затем обычно возвращается в школу, чтобы продолжить учебу. Среди букусу , тахони и, в гораздо меньшей степени, ньяла и кабрас, сохраняются традиционные методы инициации. Обрезание проводится каждый четный год в августе и декабре (последнее только у тахони и кабров), и посвященным обычно от 11 до 15 лет. Однако традиции изменились вместе с динамикой жизни, и в настоящее время, как и в большинстве общин в Кении, мальчиков инициируют в то время, когда родитель считает это уместным, и теперь это обычно происходит в младенчестве с символическими обрядами посвящения в предподростковые годы.
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Лухья традиционно являются земледельцами и выращивают разные культуры в зависимости от региона. Рядом с озером Виктория саамы занимаются в основном рыбаками и торговцами, а их основной сельскохозяйственной деятельностью является выращивание маниоки . Букусу . и Ванга в основном занимаются выращиванием товарных культур , выращивая сахарный тростник в районах Бунгома и Мумиас соответственно Букусу также выращивают пшеницу в окрестностях Китале . Исукха в районе Какамега и Мараголи в Вихиге выращивают чай , а каменистая земля Ньоре используется для сбора камней и гравия для строительства. В районе Букура кхиса являются мелкими фермерами, выращивающими кукурузу исключительно для собственного пропитания. Они также в небольших масштабах разводят крупный рогатый скот, овец, коз и кур. Кабрас в районе Малавы в основном выращивают кукурузу на уровне прожиточного минимума, а некоторые также выращивают сахарный тростник .
В связи с быстрой модернизацией Кении многие молодые люди Лухья эмигрировали в Найроби и другие города в поисках работы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон, Эндрю (3 января 2018 г.). «Что нужно знать о койсанах, первых людях Южной Африки» . Культурное путешествие . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 2 июля 2011 года . Проверено 21 января 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Брэкспир, Патрик (2008). О сафари в Африке: 101 вещь, которую нужно знать, отправляясь в путь . На сафари в Африке. п. 186. ИСБН 978-0-9805048-0-4 .
- ^ Сеть сообщества Абингео