Люди Рендилла
![]() Женщина Рендилле в красочном воротнике | |
Общая численность населения | |
---|---|
96,313 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Рендилл | |
Религия | |
Традиционная религия , христианство , ислам [ 2 ] | |
Родственные этнические группы | |
|
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Рендилл Рендилл также известный как Рендили , Реендил , Рэндилл , Рандали , Рандил и ( [ 3 ] ) — кушитская этническая группа, Восточную провинцию Кении населяющая . [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Этноним переводится как « Рендилле Держащие Жезл Божий». [ 3 ]
Обзор
[ редактировать ]Считается, что рендилли первоначально мигрировали вниз по Великим озерам после того, как отделились от кушитоязычных народов в регионе Рога в результате широкого расширения населения различными нилотов и банту . этническими группами [ 3 ]
Традиционно они были кочевым скотоводами , пасущими верблюдов , овец , коз и крупный рогатый скот . [ 5 ] Верблюдов обычно держали в северных частях их территории, а крупный рогатый скот - в южной. [ 3 ] Рендиллы традиционно практикуют инфибуляцию . [ 6 ] Эта практика берет свое начало в Древнем Египте , что хорошо документировано. По словам Грассиваро-Галло и Вивиани, некоторые люди полагают, что этот обычай был занесен на Африканский Рог с Аравийского полуострова в древности. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Также известные как «Держатели Жезла Бога», Рендилле населяют суровые климатические условия между округом Марсабит и озером Туркана в Северной Кении. Они соседи Бораны , Габры и Самбуру . [ 8 ] Предполагается, что первоначально они мигрировали вниз по Великим озерам из Эфиопии, но были вынуждены отправиться к горе Марсабит из-за частых конфликтов с другими этническими группами из-за пастбищ и воды для своих животных. [ 9 ]
Визуально рендилли напоминают другие кушитские группы своими чертами лица . По существу, они совершенно отличаются от нилотов и банту в Африке. [ 10 ] Лингвистически Рендилле тесно связаны с Авиром . В культурном отношении они наиболее близки к Габрам , имеющим схожие обрядовые традиции. Это кочующие скотоводы, пасущие коз, курдючных овец и верблюдов. [ 11 ] [ 12 ]
Одна широко распространенная история их происхождения заключается в том, что они произошли от сомалийцев и когда-то были мусульманами. [ 9 ] Несмотря на то, что это одна из наиболее доминирующих теорий, также очевидно, что этот аргумент основан только на апостериорных объяснениях общих лингвистических сходств. [ 13 ]
Поскольку они жили на пустынной земле с неблагоприятными климатическими условиями, британские колонизаторы не были заинтересованы в захвате их земель, и поэтому Рендиль не сильно пострадал от колониального правления в Кении. [ 14 ]
Первое этнологическое исследование Рендилла было опубликовано на рубеже 20-го века Уильямом А. Ченлером . В исследовании описывался несмешанный Рендиль, с которым он столкнулся, как высокий, стройный, с красновато-коричневым цветом лица, с мягкими прямыми волосами и узкими чертами лица. [ 15 ] Чанлер также отметил, что многие из Рендилл обладали «свирепыми» голубыми глазами. [ 15 ] физическая особенность, которая позже была отмечена Огастесом Генри Кином (1900), [ 16 ] Джон Скотт Келти (1904) [ 17 ] и Джон Генри Паттерсон (1909). [ 18 ]
Распределение
[ редактировать ]По данным Ethnologue , в 2006 году на рендилле говорили около 94 700 человек. [ 5 ] Большинство из них сосредоточено в пустыне Кайсут и на горе Марсабит в округе Марсабит Кении северо -восточной провинции . [ 5 ] [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Люди Рендилле говорят на языке Рендилле как на родном языке (также известном как Рендиле или Рандиле (как его называет соседний Самбуру). Он принадлежит к кушитской ветви афроазиатской семьи. [ 5 ]
Кроме того, некоторые Рендилле используют английский или суахили в качестве рабочих языков для общения с другим населением. [ 5 ] [ 3 ]
Подгруппа ариаалов рендилля, имеющая смешанное нилотское и кушитское происхождение, говорит на восточно-нилотском языке самбуру народа самбуру, с которым они сожительствуют. [ 5 ] [ 19 ]
Генетика
[ редактировать ]Недавние достижения в области генетического анализа помогли пролить некоторый свет на этногенез народа Рендиль. Генетическая генеалогия , хотя и представляет собой новый инструмент, использующий гены современных популяций для отслеживания их этнического и географического происхождения, также помогла прояснить возможное происхождение современного Рендилла.
мтДНК
[ редактировать ]Согласно исследованию мтДНК, проведенному Castri et al. (2008), материнское происхождение современного Рендилла состоит из смеси афро-азиатских линий и гаплогрупп к югу от Сахары, что отражает значительный поток женских генов из соседних популяций к югу от Сахары. Около 30% рендиллей принадлежали к западноевразийским гаплогруппам I (15%), N1a (8%), M1a (3%) и R0 /pre-HV (3%). южнее Сахары L Остальные образцы содержали различные субклады макрогаплогруппы , в основном состоящие из L0a (22%) и L2a (8%). [ 20 ]
Аутосомная ДНК
[ редактировать ]Рендилла Аутосомная ДНК была изучена в комплексном исследовании Тишкоффа и др. (2009) о генетической принадлежности различных популяций Африки. Согласно байесовскому кластерному анализу, рендилли обычно группируются с другими афроазиатскоязычными популяциями, населяющими район Великих озер, при этом эти озерные группы образуют кластер, отличный от кластера афроазиатскоязычных популяций Африканского Рога, Северной Африки и Сахары. Это различие было объяснено заметным генетическим обменом между Рендиллем и соседними общинами Нило-Сахары и Банту . [ 21 ]
Религия
[ редактировать ]С точки зрения вероучения, Рендилле происходят из практики традиционных религий, сосредоточенных вокруг поклонения Вааку. [ 3 ] обозначая монотеистическую архаическую доавраамическую религию, которой придерживались кушитские группы. [ 22 ]
Совсем недавно Рендилле приняли христианство благодаря христианской миссионерской работе на протяжении 20 и 21 веков. [ 23 ]
.
Подразделения
[ редактировать ]Согласно Спенсеру (1973), Рендилле организованы в возрастных категорий систему групп по отцовской линии ( кейя ), которые входят в состав пятнадцати кланов ( групп ). Из них только девять считаются подлинными Рендилем. Следовательно, эти северные рендилли или собственно рендилли являются единственными, которые включены в традиционную часть рендилля ( белези ). Остальные шесть кланов, исключенные из фратрии, состоят из смешанных особей. Пять из этих кланов имеют происхождение Рендилле (кушитское) и Самбуру (нилотское). В совокупности последние гибридные группы называются Ариал или Южный Рендиль. [ 19 ] [ 24 ] Сомалийцы проводят различие между «оригинальными» или «хорошими» этническими рендилле (известными как асил ) и «плохими» или ассимилированными рендилле («теми, кто говорит на самбуру»). [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Рендиль» . Этнолог . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джон А., Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 249–250. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Рот, Эрик Абелла (1993). «Пересмотр регулирования численности населения в Рендилле» . Американский антрополог . 95 (3): 597–611. дои : 10.1525/aa.1993.95.3.02a00030 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Этнолог - Рендиль
- ^ Хикс, Эстер Кремхильда (1986). Инфибуляция: статус через увечье . Университет Эразма в Роттердаме. п. 45 . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Пиа Грассиваро Галло, Франко Вивиани (июль 1992 г.). «Происхождение инфибуляции в Сомали: этологическая гипотеза» . Эволюция и поведение человека . 13 (4): 253–265. дои : 10.1016/0162-3095(92)90025-Y . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ atlasofhumanity.com. «Кения, племя Рендилле» . Атлас человечества .
- ^ Перейти обратно: а б Шлее, Гюнтер. «Социальная система и система верований Рендилла: верблюжьи кочевники Северной Кении» (PDF) . Кафедра «Интеграция и конфликт» . VII : 9.
- ^ «Культурный профиль народа Рендилл в Кении» . www.dentonisd.org .
- ^ «Культурный профиль народа Рендилл в Кении» . www.dentonisd.org .
- ^ Уоллер, Ричард (1995). «Обзор идентичностей в движении: клановость и скотоводство в Северной Кении» . Исследования Северо-Восточной Африки . 2 (2): 197–201. ISSN 0740-9133 . JSTOR 41931212 .
- ^ Шле, Гюнтер (1989). Идентичности в движении: клановость и скотоводство в Северной Кении . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-3010-9 .
- ^ «Культурный профиль народа Рендилл в Кении» . www.dentonisd.org .
- ^ Перейти обратно: а б Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии (1897 г.). «Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 26:78 . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Кин, Огастес Генри (1901). Этнология: В двух частях . Университетское издательство. п. 389.
- ^ Келти, Джон Скотт; Королевское географическое общество (1904 г.). «Географический журнал» . Географический журнал . 23 :227 . Проверено 6 июля 2012 г.
- ^ Паттерсон, Джон Генри (1909). В хватке Ньики: Дальнейшие приключения в Британской Восточной Африке . Компания Макмиллан. стр. 285 .
- ^ Перейти обратно: а б Пэррис, Рональд Г. (1994). Рендилл . Издательская группа Розен. стр. 13 . ISBN 978-0-8239-1763-1 .
- ^ Кастри (2008). «Кенийский перекресток: миграция и поток генов в шести этнических группах из Восточной Африки» (PDF) . Журнал антропологических наук . 86 : 189–92. ПМИД 19934476 .
- ^ Сара Тишкофф; и др. (2009). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» (PDF) . Наука . 324 (5930): 1035–44. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ 2947357 . ПМИД 19407144 .
Мы включили географические данные в анализ байесовской кластеризации, предполагая отсутствие примесей (программное обеспечение TESS) (25) и выделили шесть кластеров в пределах континентальной Африки (рис. 5А).[...] Еще один географически непрерывный кластер простирается через Северную Африку (синий) Мали (догоны), Эфиопия и северная Кения. За исключением догонов, эти народы говорят на афроазиатском языке [...] нило-сахарском и кушитском языках из Судана, Кении и Танзании, а также на некоторых носителях банту из Кении, Танзании и Руанды (хуту/ Тутси) составляют еще один кластер (фиолетовый), отражающий лингвистические свидетельства потока генов среди этих популяций за последние ~5000 лет (28, 29).
См. также Дополнительные данные . - ^ Мохамед Дирие Абдуллахи, Культура и обычаи Сомали , (Greenwood Publishing Group: 2001), стр.65.
- ^ Таблино, Паоло (2004). Христианство среди кочевников: Католическая церковь в Северной Кении . Публикации Paulines Африка. п. 290. ИСБН 978-9966-21-784-4 .
- ^ Сато, Шун (1980). «Пастырские движения и натуральное хозяйство Рендилла в Северной Кении: с особым упором на экологию верблюдов» (PDF) . Сенри Этнологические исследования . 6 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2012 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Шле, Гюнтер (1989). Идентичности в движении: клановость и скотоводство в Северной Кении . Издательство Манчестерского университета. п. 210 . ISBN 978-0-7190-3010-9 . Проверено 1 апреля 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Спенсер, Пол (1973). Кочевники в Альянсе . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-713576-1 .