люди агумбы
Народ агумба , (также гумба ) — этническая группа населявшая леса горы Кения , но сейчас либо вымершая , либо ассимилированная. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Источники
[ редактировать ]Народ агумба известен только благодаря устной традиции народов кикуйю , эмбу и меру . [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Рутледж отмечает, что традиции, собранные среди кикуйю, «определенно привели к тому... эффекту, что аси предшествовали агумба и что последние два народа жили бок о бок в деревнях». [ 3 ] Однако, согласно традициям Меру, агумба предшествовала народу Ати в их районах оккупации. Конкретный пример традиции, связанной с ритуалами, также, кажется, подтверждает этот факт: «Традиции А-Ати предполагают, что (ритуалы) были заимствованы («куплены») у более ранних охотничьих народов, с которыми они столкнулись, входя в лес. [ 4 ] Ни один из этих случаев, похоже, не указывает на источник происхождения, кроме их присутствия на горе Кения.
Язык
[ редактировать ]Агумба традиции Меру говорила на календжинском диалекте, который имеет сходство с современными языками окиеков. « Доко», с которыми они очень похожи, говорили на масаи, но считалось, что они говорили на кушитском языке.
Рекорд времени
[ редактировать ]Агумба, похоже, использовали систему «возраста» для определения времени. Первым из этих эпох вспоминается Манджири, который в традиции Кикую связан с повествованием; «Когда Бог закончил мир, Он говорил с первым человеком, Мам-ба. Мам-ба велел своему сыну Нджи-ри отделить сушу от вод. Нджири вырыл каналы, и когда он пришел к морю отстроена песчаная отмеля. [ 3 ] Вторая эпоха, Мандоти, в традиции Кикую вспоминается как эпоха злодеев. [ 3 ] Согласно традиции Кикую, в третью эпоху – Кьеру – народ значительно увеличился. [ 3 ]
Отдельный пример традиции Кикую утверждает, что Ати жили с Агумбой. Они жили вместе, хотя и раздельно, но, похоже, по крайней мере некоторые семьи ассимилировались в обществе Агумбы...
...Утверждалось, что эти два племени даже дошли до смешанных браков.
- Рутледж, 1910 г. [ 3 ]
Размазывание красной землёй стало модным в эпоху, известную как Масаи, в то время как говорят, что Кикую пришли в эпоху, известную как Мататхи. Традиции указывают на то, что они откололись от Камбы. [ 3 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Мигранты банту обнаружили уникальный образ жизни, который практиковали гумбы, когда они впервые прибыли. [ 3 ]
Пропитание
[ редактировать ]Агумба помнят как невысоких охотников, использовавших луки и стрелы. Их также помнят как пчеловодов. [ 1 ] Агумба традиции Кикую, возможно, были скотоводами или, возможно, переняли скотоводство, когда они встретили «Аси», поскольку отмечено, что они «взяли на себя ответственность за стада», пока Ати бродили повсюду. [ 3 ]
Приют
[ редактировать ]Согласно некоторым традициям Кикую, Гумба жили в пещерах или ямах, вырытых в земле. [ 5 ] Рутледж уловил традиции, описывающие особую жилищную систему. Говорят, что у Агумбы есть:
...жили в лесах и рыли ямы, в которых строили свои хижины. Эти дома были большими и общими, их крыши были покрыты шестами, банановыми листьями и землей.
- Рутледж, 1910 г. [ 3 ]
Железо
[ редактировать ]Рутледж утверждает, что их информаторы сообщили им, что Агумба «использовал луки и стрелы, а также имел другое оружие». Они отмечают, что, по их мнению, «поэтому они должны были обладать железом». Однако, когда они раскопали несколько углублений в форме блюдца, которые, как говорят, были бывшими резиденциями Агумбы, они наткнулись только на фрагменты обсидиана. Они отмечают, что Британский музей подтвердил, что это было сделано вручную. На той же глубине трех футов они также нашли фрагменты керамики, остатки костра и банановые семена. Они отмечают, что после раскопок и установки палатки на поверхности почвы продолжали подниматься куски обсидиана. [ 3 ]
Современное понимание агумбы состоит в том, что они были производителями железа и керамики. [ 1 ] Считается, что в традиции кикуйю они научили кикуйю искусству изготовления железа. [ 5 ] Некоторые семьи, жившие вблизи месторождений, описанных ниже, все еще практиковали обработку железа. На момент записи эта традиция казалась настолько естественной, что была «очевидно результатом практики». Железо, производимое этими семьями, представляло собой «очень чистую форму стали, из которой (можно было) вытянуть проволоку или превратить в режущие инструменты». [ 6 ]
Депозиты
[ редактировать ]Рутледж наблюдал и описал некоторые месторождения, которые, как было отмечено, были единственными месторождениями в Кикую. Было заявлено, что единственные другие месторождения находились в 50 милях от Килиманджаро; однако для получения металла из этого источника требовалась торговля с акамбой или масаи, которые по состоянию на начало 20 века, по крайней мере, с точки зрения Рутледжа, казалось, «никогда не существовали в сколько-нибудь заметной степени». Работа описывается следующим образом; [ 6 ]
Они образуют непрерывный обнажение на одной стороне ущелья, скалу высотой около 150 футов, кремово-розового цвета, лишенную какой-либо растительности. Исходная порода, которая разрушается водой с образованием железосодержащего песка, представляет собой сильно разложившийся гранит, из которого также можно извлечь немалое количество слюдистого глинистого вещества, сильно окрашенного оксидом железа...
- Рутледж, 1910 г. [ 6 ]
Ритуал
[ редактировать ]Говорят, что Агумба традиции Меру знали и использовали ритуалы проклятия - практику, которой они обучали кланы до Меру. [ 7 ]
Традиции А-Ати, записанные Фадиманом, отражают развитие этих ритуалов проклятия. Они предполагают, что эти ритуалы были разработаны первыми охотниками, отправившимися в лес, как защитные механизмы против страха. В горном (запомнившемся как «черный») лесу обитали крупные животные, такие как буйволы, которые представляли смертельную угрозу для А-Ати. В ответ на эту проблему эти охотники за мясом и медом разработали ряд защитных ритуалов. Известным и, возможно, первым примером является «удар» (ua) или «укус» (uma). Ритуал «дуния», например, заключался в выдувании порошкообразной травяной смеси в направлении ветра с повторением фразы «только муравьев на тропинках мы не увидим ничего плохого». Это имело психологический эффект, создав движущуюся зону безопасности. [ 4 ]
Согласно традиции А-Ати, защитные ритуалы, такие как укус и удар, могли быть подготовлены только снимающими проклятия, известными как Ага. Помнится, что Ага были товарищами А-Ати (т.е. охотниками). Травяная смесь «подавалась» охотнику Ати только по запросу и всегда в обмен на определенное количество меда, шкур, мяса или рогов (используемых в качестве контейнеров). Эта договоренность фактически создала рынок для этих ритуалов. [ 4 ]
Первоначальные «укус» и «удар» были быстро развиты по схожим принципам и включали создание стационарных зон безопасности вокруг более постоянных охотничьих лагерей. Это было известно как «Нкима», слово, которое, как отмечает Фадиман, имеет лингвистический оттенок «жесткости», но которое «А-Ати переводится как «череп». Это включало размещение объекта, например, рога, наполненного травяными отварами, или округлой массы шкур и шкур, в центре лагеря. Предполагаемый эффект заключается в том, что это создало психологическую зону безопасности для спящих там. [ 8 ]
Традиции А-Ати гласят, что в 1700-х годах в развитии этих ритуалов проклятия начинают появляться концептуальные изменения. Судя по всему, они возникли в результате слияния прежней практики с практикой Ати «топор, красная земля и огненная палка», которая, по-видимому, изначально представляла собой систему прав собственности и использования демаркационной системы. В результате был создан «Ндинди», по сути, палка, изогнутая с клановыми отметками и намазанная ярко-красной охрой для улучшения видимости. Эта палка была «общественно проклята», а затем использовалась для разграничения охотничьих зон сообщества, использующего ее. [ 9 ]
Эти традиции изображают развитие, возникшее из-за «проблем с использованием земли». Фадиман отмечает это, заявляя, что охотники за мясом и медом «из каждого региона горы оказались вынуждены постоянно подниматься в гору... в регионы, которые становились все холоднее, круче и менее благоприятными как для ульев, так и для дичи». Эти традиции изображают конфликт землепользования как конфликт между скотоводческим сообществом. Они отмечают, что после развития ритуала Ндинди контакты между этими общинами неуклонно сокращались. [ 10 ]
Ассимиляция
[ редактировать ]Рутледж отмечает, что кикуйю утверждают, что агумба постепенно исчезли с земель после поселения Кикую. Они отмечают, что одна традиция гласит, что они пошли «на запад, в большой лес». В другом повествовании о кикуйю утверждается, что агумба были прогнаны аистами марабу, посланными Мвене Ньягой, чтобы освободить место для кикуйю. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дистефано, Джон (1990). «Охотники или жертвы? К истории окиеков Кении». История в Африке . 17:47 . дои : 10.2307/3171805 . JSTOR 3171805 . S2CID 162229708 .
- ^ Джон Пайк. «Ранняя Кения» . globalsecurity.org . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рутледж, Уильям Скорсби (1910). Доисторический народ акикую из Британской Восточной Африки представляет собой некое описание образа жизни и образа мышления, существовавшего среди нации при ее первом контакте с европейской цивилизацией . Лондон: Э. Арнольд. п. 3-6 .
- ^ Jump up to: а б с Фадиман, Дж. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 75.
- ^ Jump up to: а б Чилдресс, Дэвид (1989). Затерянные города и древние тайны Африки и Аравии . Иллинойс: Приключения без ограничений Press. п. 268-269 . ISBN 0932813062 .
- ^ Jump up to: а б с Рутледж, Уильям Скорсби (1910). Доисторический народ акикую из Британской Восточной Африки представляет собой некое описание образа жизни и образа мышления, существовавшего среди нации при ее первом контакте с европейской цивилизацией . Лондон: Э. Арнольд. п. 81 -87.
- ^ Фадиман, Дж. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 89. ИСБН 9780520086159 .
- ^ Фадиман, Дж. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 75–76.
- ^ Фадиман, Дж. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 77.
- ^ Фадиман, Дж. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 76–78.