Люди Самбуру
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
333,471 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Округ Самбуру ( Кения ) | |
Языки | |
Самбуру | |
Религия | |
Традиционные верования | |
Родственные этнические группы | |
Другие нилотские народы |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
Кухня |
Самбуру — северо нилотский народ -центральной Кении . Это полукочевые скотоводы , которые в основном пасут крупный рогатый скот, но также содержат овец, коз и верблюдов. Они называют себя Локопом или Лойкопом , этот термин по-разному интерпретируется среди Самбуру. Некоторые считают, что это слово означает «владельцы земли» («ло» означает собственность, а «нкоп» означает землю), в то время как другие имеют другую интерпретацию.
Самбуру говорят на диалекте самбуру языка Маа , нилотского языка , на котором также говорят другие 22 подплемени сообщества Маа, широко известного как Масаи . Некоторые западные антропологи [ ВОЗ? ] попытались классифицировать самбуру как отдельное племя, отдельное от масаи, и эта точка зрения кажется [ нейтралитет оспаривается ] что некоторые люди Самбуру принимают сегодня. [ нужна ссылка ]
Национальный заповедник Самбуру — один из самых известных игровых парков в этом районе. В сообществе Маа в Кении и Танзании подплемя Самбуру является третьим по величине после кисонко (исикирари) в Танзании и пурко в Кении и Танзании.
История
[ редактировать ]Вото (иногда Отто, [2] *Do, To and Do) — локация, которую Самбуру считает своей родиной. Вото означает север на языке Самбуру . [3] Точное местонахождение неизвестно. Обычно считается, что он находится к северу от озера Туркана , а также предполагается, что он находится где-то на юге Эфиопии . [2]
Культурные связи
[ редактировать ]У нанди есть традиция, согласно которой первым мужчиной, который практиковал обрезание в Нанди, был некий кипкенё, приехавший из страны под названием До. [4] (в других источниках То, с указанием интервокального календжинского звука *d – наиболее близкое произношение Тто).
История гласит, что у Кипкеньо было несколько братьев и сестер, которые все умерли, когда достигли половой зрелости, поэтому Кипкеньо решил, когда у него родилось несколько собственных детей, «изменить» их всех в этом возрасте. Поэтому он сделал им обрезание, и, поскольку ни один из его детей не умер, Нанди последовали его примеру, в результате чего обрезание стало повсеместным.
- Холлис, AC, Нанди - их язык и фольклор, 1909 г.
Это соответствует лингвистическим исследованиям, которые указывают на значительный культурный обмен между южными нилотами и восточными кушитами во время интенсивного взаимодействия до поселения южных нилотов в западной Кении. [5]
Культура
[ редактировать ]Социальная организация
[ редактировать ]Самбуру — геронтократия . Власть старейшин связана с верой в их проклятие, лежащее в основе их монополии на заключение браков и принятие новых жен. Это происходит за счет неженатых молодых мужчин, развитие которых до тридцати лет находится в состоянии социальной приостановки, продлевая их подростковый статус. [6]
Одежда
[ редактировать ]Мужчины носят ткань, часто розового или черного цвета, которая обертывается вокруг талии, подобно шотландскому килту . Они украшают себя ожерельями, браслетами и браслетами, как и другие подплемена общины масаи. Представители возрастной категории моран (то есть «воины») обычно заплетают волосы в длинные косы, которые сбривают, когда становятся старшими. Его можно покрасить красной охрой. Их тела иногда также украшают охрой. Женщины носят два куска синей или фиолетовой ткани: один обматывают вокруг талии, второй – на груди. Женщины бреют волосы и носят многочисленные ожерелья и браслеты. За последнее десятилетие традиционные стили одежды изменились. Некоторые мужчины могут носить красную клетчатую ткань в стиле 1980-90-х годов или темно-зеленую/синюю клетчатую ткань вокруг талии, называемую «кикой», часто с шортами под ней. Марани (Лмуран) [7] (воины) носят одежду цветочного или пастельного цвета. Некоторые женщины до сих пор носят два куска синей или красной ткани, но стало модным носить одежду с животными или цветочными узорами глубоких цветов. Женщины также часто могут носить небольшие майки с одеждой, а клетчатые юбки также стали обычным явлением. [8]
Еда и общество
[ редактировать ]Традиционно Самбуру полагался почти исключительно на свои стада, хотя торговля с соседями и использование дикой пищи также были важны. [9] [10] [11] До колониального периода коровье, козье и овечье молоко было основным продуктом питания. Устные и документальные данные свидетельствуют о том, что мелкое поголовье играло важную роль в питании и экономике, по крайней мере, начиная с восемнадцатого века. В двадцать первом веке крупный рогатый скот и мелкий скот по-прежнему играют важную роль в экономике и социальной системе Самбуру. Молоко по-прежнему является ценной частью современной диеты Самбуру, если оно доступно, и его можно пить как в свежем, так и в ферментированном виде; «Созревшее» молоко часто считается лучшим. Мясо крупного рогатого скота едят в основном в торжественных случаях или когда корова умирает. Мясо мелкого скота едят чаще, хотя и не регулярно. Сегодня Самбуру все больше полагается на покупную сельскохозяйственную продукцию (деньги, полученные в основном от продажи скота), и чаще всего из кукурузной муки готовят кашу. [12] Чай также очень распространен, его едят с большим количеством сахара и (если возможно) с большим количеством молока, и он является основным продуктом современной диеты Самбуру. [13] Кровь берут как у живых животных, так и собирают у забитых. Существует как минимум тринадцать способов приготовления крови, из которой можно приготовить полноценную еду. Некоторые самбуру в наши дни обратились к сельскому хозяйству с разными результатами.
Обрезание
[ редактировать ]Самбуру практикуют мужское обрезание (крайней плоти) и женское обрезание (клитора). Калечащие операции на женских половых органах запрещены в Кении. Мальчикам делают обрезание в подростковом возрасте, а большинство девочек подвергаются женскому обрезанию до замужества. Девочек, не прошедших женское обрезание, будут изнасиловать в рамках практики, называемой «бисероплетением», и им не разрешат иметь детей. [14] [15]
Религия
[ редактировать ]Религия самбуру традиционно фокусируется на их многогранной божественности ( Нкаи ). Нкаи (существительное женского рода) играет активную роль в жизни современного Самбуру. Дети и молодые люди, особенно женщины, нередко сообщают о видениях Нкая. Некоторые из этих детей пророчествуют в течение определенного периода времени, а некоторые приобретают репутацию пророчеств на протяжении всей своей жизни. Помимо этих спонтанных пророков, в Самбуру есть ритуальные прорицатели или шаманы , называемые « лойбонок », которые предсказывают причины отдельных болезней и несчастий и направляют воинов. [16]
Самбуру верят, что Нкаи — источник всей защиты от опасностей их существования. Но Нкай также наказывает, если старший проклинает младшего за проявление неуважения. Гнев старейшины рассматривается как обращение к Нкаю, и именно Нкай решает, оправдано ли проклятие. Столкнувшись с несчастьем и проявив неуважение к пожилому человеку, жертва должна подойти к старшему и предложить возмещение ущерба в обмен на его благословение. Это успокаивает гнев старейшины и восстанавливает защиту Нкая. [17] Однако старший редко проклинает младшего. Проклятия предназначены для случаев крайнего неуважения. [18]
Многие Самбуру - христиане. [ нужна ссылка ]
В западной популярной культуре
[ редактировать ]Самбуру широко изображался в популярной культуре, начиная от голливудских фильмов, крупных телевизионных рекламных роликов и массовой журналистики. В таких изображениях хорошо используются красочные культурные традиции Самбуру, но иногда в ущерб точности. Одно из первых появлений Самбуру в кино было в классическом фильме Джона Форда «Могамбо» 1953 года , в котором они служили фоном для таких звезд, как Кларк Гейбл, Грейс Келли и Ава Гарднер. [19]
В 1990-х годах 300 Самбуру отправились в Южную Африку, чтобы сыграть вместе с Кевином Бэконом в баскетбольной комедии « Воздух там наверху », в которой Самбуру изображается как группа под названием «Винаби», чей принц — потенциальная звезда баскетбола, которая подтолкнет Бэкона к карьере. Тренерская работа директора колледжа. Массовка Самбуру использовалась для изображения членов близкородственной, но более известной этнической группы масаи, как в фильме «Призрак и тьма » с Майклом Дугласом и Вэлом Килмером в главных ролях. [20] Фильм 2005 года «Белый масаи » о швейцарке, влюбившейся в мужчину самбуру, аналогичным образом объединяет две этнические группы, главным образом потому, что авторы и режиссеры считали, что никто не слышал о самбуру.
Танцующие Самбуру были включены в рекламу MasterCard. Бегуны Самбуру были широко представлены в рекламе Nike конца 1980-х годов, в которой слова мужчины Самбуру были переведены на английский как слоган Nike «Просто сделай это». Это было исправлено антропологом Ли Кронк, который, увидев рекламу, предупредил Nike и средства массовой информации о том, что мужчина из Самбуру говорил: «Мне это не нужно. Дайте мне большие туфли». Nike, объясняя ошибку, признался, что импровизировал диалог, и заявил, что «мы думали, что никто в Америке не узнает, что он сказал». [21]
Племя в третьем сезоне американского реалити-сериала « Выживший» , снятого в Кении в 2001 году, носило название Самбуру.
Недавние конфликты
[ редактировать ]В статье 2009 года MSNBC провел читателей по местам, предположительно находящимся в округе Самбуру , утверждая при этом, что конфликты между Самбуру и соседним народом Покот были результатом того, что обе стороны голодали, потому что у них было больше скота, чем могли прокормить пастбища. [22]
Вооруженный конфликт между племенами Самбуру и Покот обострился с 2010 года и почти полностью сосредоточен на сокращении пастбищ, доступных для увеличения размеров стада крупного рогатого скота, насчитывающего сейчас до 1500 голов крупного рогатого скота в одном стаде. Из-за повторяющихся засух с 2010 года и катастрофической засухи 2017 года битвы за пастбища привели к вторжению обеих сторон в природные заповедники округа Лайкипия . Вооруженный конфликт разжигается политиками всех сторон, которые используют его как средство повышения своей репутации среди скотоводческих сообществ.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Где находится оригинальный дом Самбуру? «РАЙСКИЙ САД»
- ^ Наш Самбуру, Самбуру Ла онлайн
- ^ Холлис, AC, Нанди - Их язык, привет и фольклор, Оксфорд, 1909 г.
- ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университет Вирджинии, 1998 г., стр. 179.
- ^ Спенсер, Пол, 1965, Самбуру: исследование геронтократии в кочевого племени , Рутледж и Кеган Пол, Лондон. Спенсер, Пол, 1973, Кочевники в союзе: симбиоз и рост среди рендиллей и самбуру в Кении , Oxford University Press, Лондон.
- ^ Множественное число слова «моран», как написано народом Самбуру. Лесас, Дэвид Лтадале, 2014 г., член клана Лмасула (Илтарросеро) субплемени Самбуру.
- ^ Прямо, Билинда. 2005. Cutting Time: четки, секс и песни в создании памяти Самбуру Масаи. Стр. 267-283 В качествах времени: временные измерения социальной формы и человеческого опыта. Венди Джеймс и Дэвид Миллс (ред.). Серия монографий ASA, Берг. [1]
- ^ Собания, Нил. 1980. Историческая традиция народов восточного бассейна озера Туркана ок. 1840-1925. доктор философии Диссертация, Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета.
- ^ Собания, Нил. 1988. Пастухи: существование, выживание и культурные изменения в Северной Кении. Журнал африканской истории 29 (1): 14–40.
- ^ Собания, Нил. 1991. Праздники, голод и друзья: обмен и этническая принадлежность девятнадцатого века в восточном регионе озера Туркана. Стр. 118-142 В книге Джона Г. Галати и Пьера Бонте (ред.) Пастухи, воины и торговцы: скотоводство в Африке. Боулдер, Колорадо: Westview Press.
- ^ Хольцман, Джон. 2009. Неопределенные вкусы: память, двойственность и политика питания в Самбуру, Северная Кения. Беркли: Издательство Калифорнийского университета [2] .
- ^ Хольцман, Джон. 2003. «В чашке чая: товары и история скотоводов самбуру в Северной Кении». Американский этнолог 30: 136-59.
- ^ «Обряды посвящения Самбуру: бисероплетение, женское и мужское обрезание» . Изменить понимание . 15 мая 2012 г. Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Дэвид Маккензи (11 мая 2011 г.). «Активист борется с кенийской традицией изнасилования «бусами» » . CNN .
- ^ Прямо, Билинда. 2007. Чудеса и необычайный опыт в Северной Кении. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. [3]
- ^ Спенсер, Пол, 2003, Время, пространство и неизвестное: конфигурации силы и провидения масаи. Рутледж, Лондон. (стр.67-97, «Провидение и космология несчастья»).
- ^ Лесас, Дэвид Лтадале, 2014 г., член клана Лмасула Самбуру.
- ^ Ченевикс-Тренч, Чарльз 1993 Люди, которые правили Кенией. Лондон: IB Taurus.
- ^ Аскью, Келли 2004. «Удар Самбуру и бешеная корова: Приключения в Антропополливуде». Стр. 31–68 в книге «Вне сцены/на показе: близость и этнография в эпоху общественной культуры» под редакцией Эндрю Шрайока. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ «Мнение | ТЕМА ВРЕМЕН: Если туфля не подошла» . Нью-Йорк Таймс . 15 февраля 1989 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Мировой блог – Кенийцы сражаются за ресурсы с помощью оружия и мечей» . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 г. Проверено 15 мая 2011 г.
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Найджел Пэвитт, «Самбуру», ISBN 1-85626-429-7