Jump to content

Люди Самбуру

Самбуру
Общая численность населения
333,471 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Округ Самбуру ( Кения )
Языки
Самбуру
Религия
Традиционные верования
Родственные этнические группы
Другие нилотские народы

Самбуру северо нилотский народ -центральной Кении . Это полукочевые скотоводы , которые в основном пасут крупный рогатый скот, но также содержат овец, коз и верблюдов. Они называют себя Локопом или Лойкопом , этот термин по-разному интерпретируется среди Самбуру. Некоторые считают, что это слово означает «владельцы земли» («ло» означает собственность, а «нкоп» означает землю), в то время как другие имеют другую интерпретацию.

Самбуру говорят на диалекте самбуру языка Маа , нилотского языка , на котором также говорят другие 22 подплемени сообщества Маа, широко известного как Масаи . Некоторые западные антропологи [ ВОЗ? ] попытались классифицировать самбуру как отдельное племя, отдельное от масаи, и эта точка зрения кажется [ нейтралитет оспаривается ] что некоторые люди Самбуру принимают сегодня. [ нужна ссылка ]

Национальный заповедник Самбуру — один из самых известных игровых парков в этом районе. В сообществе Маа в Кении и Танзании подплемя Самбуру является третьим по величине после кисонко (исикирари) в Танзании и пурко в Кении и Танзании.

Вото (иногда Отто, [2] *Do, To and Do) — локация, которую Самбуру считает своей родиной. Вото означает север на языке Самбуру . [3] Точное местонахождение неизвестно. Обычно считается, что он находится к северу от озера Туркана , а также предполагается, что он находится где-то на юге Эфиопии . [2]

Культурные связи

[ редактировать ]

У нанди есть традиция, согласно которой первым мужчиной, который практиковал обрезание в Нанди, был некий кипкенё, приехавший из страны под названием До. [4] (в других источниках То, с указанием интервокального календжинского звука *d – наиболее близкое произношение Тто).

История гласит, что у Кипкеньо было несколько братьев и сестер, которые все умерли, когда достигли половой зрелости, поэтому Кипкеньо решил, когда у него родилось несколько собственных детей, «изменить» их всех в этом возрасте. Поэтому он сделал им обрезание, и, поскольку ни один из его детей не умер, Нанди последовали его примеру, в результате чего обрезание стало повсеместным.

- Холлис, AC, Нанди - их язык и фольклор, 1909 г.

Это соответствует лингвистическим исследованиям, которые указывают на значительный культурный обмен между южными нилотами и восточными кушитами во время интенсивного взаимодействия до поселения южных нилотов в западной Кении. [5]

Культура

[ редактировать ]
Воины самбуру у озера Туркана .

Социальная организация

[ редактировать ]

Самбуру — геронтократия . Власть старейшин связана с верой в их проклятие, лежащее в основе их монополии на заключение браков и принятие новых жен. Это происходит за счет неженатых молодых мужчин, развитие которых до тридцати лет находится в состоянии социальной приостановки, продлевая их подростковый статус. [6]

вождь Самбуру

Мужчины носят ткань, часто розового или черного цвета, которая обертывается вокруг талии, подобно шотландскому килту . Они украшают себя ожерельями, браслетами и браслетами, как и другие подплемена общины масаи. Представители возрастной категории моран (то есть «воины») обычно заплетают волосы в длинные косы, которые сбривают, когда становятся старшими. Его можно покрасить красной охрой. Их тела иногда также украшают охрой. Женщины носят два куска синей или фиолетовой ткани: один обматывают вокруг талии, второй – на груди. Женщины бреют волосы и носят многочисленные ожерелья и браслеты. За последнее десятилетие традиционные стили одежды изменились. Некоторые мужчины могут носить красную клетчатую ткань в стиле 1980-90-х годов или темно-зеленую/синюю клетчатую ткань вокруг талии, называемую «кикой», часто с шортами под ней. Марани (Лмуран) [7] (воины) носят одежду цветочного или пастельного цвета. Некоторые женщины до сих пор носят два куска синей или красной ткани, но стало модным носить одежду с животными или цветочными узорами глубоких цветов. Женщины также часто могут носить небольшие майки с одеждой, а клетчатые юбки также стали обычным явлением. [8]

Еда и общество

[ редактировать ]
Мужчины Самбуру разжигают огонь

Традиционно Самбуру полагался почти исключительно на свои стада, хотя торговля с соседями и использование дикой пищи также были важны. [9] [10] [11] До колониального периода коровье, козье и овечье молоко было основным продуктом питания. Устные и документальные данные свидетельствуют о том, что мелкое поголовье играло важную роль в питании и экономике, по крайней мере, начиная с восемнадцатого века. В двадцать первом веке крупный рогатый скот и мелкий скот по-прежнему играют важную роль в экономике и социальной системе Самбуру. Молоко по-прежнему является ценной частью современной диеты Самбуру, если оно доступно, и его можно пить как в свежем, так и в ферментированном виде; «Созревшее» молоко часто считается лучшим. Мясо крупного рогатого скота едят в основном в торжественных случаях или когда корова умирает. Мясо мелкого скота едят чаще, хотя и не регулярно. Сегодня Самбуру все больше полагается на покупную сельскохозяйственную продукцию (деньги, полученные в основном от продажи скота), и чаще всего из кукурузной муки готовят кашу. [12] Чай также очень распространен, его едят с большим количеством сахара и (если возможно) с большим количеством молока, и он является основным продуктом современной диеты Самбуру. [13] Кровь берут как у живых животных, так и собирают у забитых. Существует как минимум тринадцать способов приготовления крови, из которой можно приготовить полноценную еду. Некоторые самбуру в наши дни обратились к сельскому хозяйству с разными результатами.

Обрезание

[ редактировать ]

Самбуру практикуют мужское обрезание (крайней плоти) и женское обрезание (клитора). Калечащие операции на женских половых органах запрещены в Кении. Мальчикам делают обрезание в подростковом возрасте, а большинство девочек подвергаются женскому обрезанию до замужества. Девочек, не прошедших женское обрезание, будут изнасиловать в рамках практики, называемой «бисероплетением», и им не разрешат иметь детей. [14] [15]

Религия самбуру традиционно фокусируется на их многогранной божественности ( Нкаи ). Нкаи (существительное женского рода) играет активную роль в жизни современного Самбуру. Дети и молодые люди, особенно женщины, нередко сообщают о видениях Нкая. Некоторые из этих детей пророчествуют в течение определенного периода времени, а некоторые приобретают репутацию пророчеств на протяжении всей своей жизни. Помимо этих спонтанных пророков, в Самбуру есть ритуальные прорицатели или шаманы , называемые « лойбонок », которые предсказывают причины отдельных болезней и несчастий и направляют воинов. [16]

Самбуру верят, что Нкаи — источник всей защиты от опасностей их существования. Но Нкай также наказывает, если старший проклинает младшего за проявление неуважения. Гнев старейшины рассматривается как обращение к Нкаю, и именно Нкай решает, оправдано ли проклятие. Столкнувшись с несчастьем и проявив неуважение к пожилому человеку, жертва должна подойти к старшему и предложить возмещение ущерба в обмен на его благословение. Это успокаивает гнев старейшины и восстанавливает защиту Нкая. [17] Однако старший редко проклинает младшего. Проклятия предназначены для случаев крайнего неуважения. [18]

Многие Самбуру - христиане. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Самбуру широко изображался в популярной культуре, начиная от голливудских фильмов, крупных телевизионных рекламных роликов и массовой журналистики. В таких изображениях хорошо используются красочные культурные традиции Самбуру, но иногда в ущерб точности. Одно из первых появлений Самбуру в кино было в классическом фильме Джона Форда «Могамбо» 1953 года , в котором они служили фоном для таких звезд, как Кларк Гейбл, Грейс Келли и Ава Гарднер. [19]

В 1990-х годах 300 Самбуру отправились в Южную Африку, чтобы сыграть вместе с Кевином Бэконом в баскетбольной комедии « Воздух там наверху », в которой Самбуру изображается как группа под названием «Винаби», чей принц — потенциальная звезда баскетбола, которая подтолкнет Бэкона к карьере. Тренерская работа директора колледжа. Массовка Самбуру использовалась для изображения членов близкородственной, но более известной этнической группы масаи, как в фильме «Призрак и тьма » с Майклом Дугласом и Вэлом Килмером в главных ролях. [20] Фильм 2005 года «Белый масаи » о швейцарке, влюбившейся в мужчину самбуру, аналогичным образом объединяет две этнические группы, главным образом потому, что авторы и режиссеры считали, что никто не слышал о самбуру.

Танцующие Самбуру были включены в рекламу MasterCard. Бегуны Самбуру были широко представлены в рекламе Nike конца 1980-х годов, в которой слова мужчины Самбуру были переведены на английский как слоган Nike «Просто сделай это». Это было исправлено антропологом Ли Кронк, который, увидев рекламу, предупредил Nike и средства массовой информации о том, что мужчина из Самбуру говорил: «Мне это не нужно. Дайте мне большие туфли». Nike, объясняя ошибку, признался, что импровизировал диалог, и заявил, что «мы думали, что никто в Америке не узнает, что он сказал». [21]

Племя в третьем сезоне американского реалити-сериала « Выживший» , снятого в Кении в 2001 году, носило название Самбуру.

Недавние конфликты

[ редактировать ]

В статье 2009 года MSNBC провел читателей по местам, предположительно находящимся в округе Самбуру , утверждая при этом, что конфликты между Самбуру и соседним народом Покот были результатом того, что обе стороны голодали, потому что у них было больше скота, чем могли прокормить пастбища. [22]

Вооруженный конфликт между племенами Самбуру и Покот обострился с 2010 года и почти полностью сосредоточен на сокращении пастбищ, доступных для увеличения размеров стада крупного рогатого скота, насчитывающего сейчас до 1500 голов крупного рогатого скота в одном стаде. Из-за повторяющихся засух с 2010 года и катастрофической засухи 2017 года битвы за пастбища привели к вторжению обеих сторон в природные заповедники округа Лайкипия . Вооруженный конфликт разжигается политиками всех сторон, которые используют его как средство повышения своей репутации среди скотоводческих сообществ.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Где находится оригинальный дом Самбуру? «РАЙСКИЙ САД»
  3. ^ Наш Самбуру, Самбуру Ла онлайн
  4. ^ Холлис, AC, Нанди - Их язык, привет и фольклор, Оксфорд, 1909 г.
  5. ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Университет Вирджинии, 1998 г., стр. 179.
  6. ^ Спенсер, Пол, 1965, Самбуру: исследование геронтократии в кочевого племени , Рутледж и Кеган Пол, Лондон. Спенсер, Пол, 1973, Кочевники в союзе: симбиоз и рост среди рендиллей и самбуру в Кении , Oxford University Press, Лондон.
  7. ^ Множественное число слова «моран», как написано народом Самбуру. Лесас, Дэвид Лтадале, 2014 г., член клана Лмасула (Илтарросеро) субплемени Самбуру.
  8. ^ Прямо, Билинда. 2005. Cutting Time: четки, секс и песни в создании памяти Самбуру Масаи. Стр. 267-283 В качествах времени: временные измерения социальной формы и человеческого опыта. Венди Джеймс и Дэвид Миллс (ред.). Серия монографий ASA, Берг. [1]
  9. ^ Собания, Нил. 1980. Историческая традиция народов восточного бассейна озера Туркана ок. 1840-1925. доктор философии Диссертация, Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета.
  10. ^ Собания, Нил. 1988. Пастухи: существование, выживание и культурные изменения в Северной Кении. Журнал африканской истории 29 (1): 14–40.
  11. ^ Собания, Нил. 1991. Праздники, голод и друзья: обмен и этническая принадлежность девятнадцатого века в восточном регионе озера Туркана. Стр. 118-142 В книге Джона Г. Галати и Пьера Бонте (ред.) Пастухи, воины и торговцы: скотоводство в Африке. Боулдер, Колорадо: Westview Press.
  12. ^ Хольцман, Джон. 2009. Неопределенные вкусы: память, двойственность и политика питания в Самбуру, Северная Кения. Беркли: Издательство Калифорнийского университета [2] .
  13. ^ Хольцман, Джон. 2003. «В чашке чая: товары и история скотоводов самбуру в Северной Кении». Американский этнолог 30: 136-59.
  14. ^ «Обряды посвящения Самбуру: бисероплетение, женское и мужское обрезание» . Изменить понимание . 15 мая 2012 г. Проверено 9 июля 2018 г.
  15. ^ Дэвид Маккензи (11 мая 2011 г.). «Активист борется с кенийской традицией изнасилования «бусами» » . CNN .
  16. ^ Прямо, Билинда. 2007. Чудеса и необычайный опыт в Северной Кении. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. [3]
  17. ^ Спенсер, Пол, 2003, Время, пространство и неизвестное: конфигурации силы и провидения масаи. Рутледж, Лондон. (стр.67-97, «Провидение и космология несчастья»).
  18. ^ Лесас, Дэвид Лтадале, 2014 г., член клана Лмасула Самбуру.
  19. ^ Ченевикс-Тренч, Чарльз 1993 Люди, которые правили Кенией. Лондон: IB Taurus.
  20. ^ Аскью, Келли 2004. «Удар Самбуру и бешеная корова: Приключения в Антропополливуде». Стр. 31–68 в книге «Вне сцены/на показе: близость и этнография в эпоху общественной культуры» под редакцией Эндрю Шрайока. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  21. ^ «Мнение | ТЕМА ВРЕМЕН: Если туфля не подошла» . Нью-Йорк Таймс . 15 февраля 1989 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 9 февраля 2023 г.
  22. ^ «Мировой блог – Кенийцы сражаются за ресурсы с помощью оружия и мечей» . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 г. Проверено 15 мая 2011 г.

Дополнительное чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47e47013c1383c54d7f0f50b20958db7__1721513340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/b7/47e47013c1383c54d7f0f50b20958db7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samburu people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)