Jump to content

Сенгверские люди

Народ Сенгвер (также известный как Черангани, а ранее как Секкер, Сигер, Сигерай, Сегелай, Сенгер, Сенгуэль и Джангвел). [ 1 ] ) — коренное сообщество, которое в основном проживает в лесу Эмбобут в западном высокогорье Кении. [ 2 ] и в отдельных районах округов Транс-Нзоя , Западный Покот и Эльгейо-Мараквет . [ 3 ] Сенгверов иногда изображают как часть народа мараквет, но они представляют собой отдельную этническую группу. [ 4 ] [ 5 ] с отдельным языком [ 6 ] .

Народ Сенгвер в настоящее время представляет собой маргинализованное сообщество и сталкивается со значительными угрозами своей идентичности и исконным землям. [ 7 ] Международные и правозащитные организации, включая Организацию Объединенных Наций , [ 8 ] Международная амнистия [ 9 ] а Комиссия по правам человека Кении признает Сенгвер коренным народом , чьи претензии на этот район насчитывают сотни лет, и неоднократно выражали обеспокоенность по поводу нарушений прав человека против них. [ 10 ] : 31–33  [ 11 ] : 3, 32–33, 60–61  [ 12 ]

До 19 века

[ редактировать ]

Этимология

[ редактировать ]

После своей экспедиции в Джубу Макдональд (1899) отметил «Сенгера», который ранее «жил на плато Уасин Гишу», заявив, что «Поскольку «l» и «r» взаимозаменяемы, «Сенгер» из экспедиции в Джубу, очевидно, один и тот же. слово «Джангвел», термин, который, как обнаружил г-н К. Хобли, применялся нанди для обозначения своего племени». [ 13 ]

В зарегистрированных отчетах о колониальной эпохе в Кении люди, сегодня известные как Сенгвер, обычно называли себя таковыми.

...Когда-то черангани были могущественной расой под названием Сенгвер...

Вождь Сенгвера Арап Камусейн на ферме АЧоуи, 2 октября 1932 года. [ 3 ]

Другие источники по этимологии считают, что это имя происходит от Каримаджонга. Каримаджонг стали называть их по названию украшения из ракушек каури, которым украшали себя женщины Сенгвера 1700-х и 1800-х годов - свисающая раковина каури, называемая эсигирайт, мн. Нгисигира в Каримоджонге. Таким образом, в некоторых источниках они стали известны как Сигер, Сигерай, Сегелай и Лосегелай.

Территория

[ редактировать ]

В наибольшей степени территория Сенгвера охватывала северные части Уасин-Гишу , а также части Эльгейо-Мараквета , Транс-Нзои и южную часть Западного Покота ;

...Начинается от реки Кипорум в районе Уасин Гишу. Он простирается вдоль реки Капсумбейвет через центр Зива (Сириква), Мойбен Поста и холмы Козе в Уасин Гишу. С холмов Козе она спускается вниз и впадает в реку Мойбен. Граница проходит вверх по реке Мойбен до слияния ручьев Конгипсебе и Кимово. Он поворачивает на восток, чтобы охватить районы подлокации Марон в локации Эмбопут в районе Мараквет. Повернув на запад, он затем идет в Камолокон вдоль границы Мараквет/Западный Покот и Мараквет. Отсюда она опускается до Себита, Сомора, затем до Конгелая и вверх по реке Свом. От реки Свом до слияния рек Свом и Чептенден. От реки Чептенден до места слияния рек Чептенден и реки Мойбен, где эти две реки впадают в Кибуром.

Руководитель Сенгвера Арап Камусейн перед Земельной комиссией Кении 2 октября 1932 г. [ 3 ]

Образ жизни

[ редактировать ]

До XIX века сенгверы пасли особый тип длиннорогого черного скота, который Лэмфир (1994) постулировал как помесь санги с шейно-грудным горбом.

В этот период социальные группы, схожие по своей концепции с кланами, по-видимому, играли роль в социальной организации Сенгвера. Один из этих «кланов» был известен как Кацепкай. Этот клан был перемещен во время вторжения Туркана в Мору Ассигер и, как говорят, стал прорицателем ряда различных народов в регионе горы Элгон. [ 14 ] : 96  [ 15 ]

Сенгверам приписывают огромные мистические способности, и гадание, по-видимому, играло большую роль в их культуре. Конфедерация дала начало линии прорицателей Метурона среди туркана, прорицателей Качепкай из Покота и прорицателей Талай из племени Уас Нкишу Масаи, Нанди и Кипсиги . [ 14 ] : 96  [ 15 ]

Наиболее примечательным элементом культуры Сенгвер было украшение из единственной раковины каури, прикрепленной к чубу женщин Сенгвера, прическа, которая также была распространена у оропом, соседствовавших с ними на западе и северо-западе. Эту свисающую раковину каури называли esigirait, мн. нгисигира, и именно из-за этой культурной особенности Сенгверы, как говорят, получили свое название.

К концу 18 века разразилась засуха, вошедшая в фольклор как Аояте – долгая засушливая пора. Похоже, что факторы, приведшие к голоду, в совокупности уничтожили идентичность Сенгвера.

Длиннорогий скот, который держали Сенгверы, был опустошен засухой Аояте . Засуха уничтожила стада Сенгверов, и община распалась. Многие голодающие беженцы, которые пытались двинуться на восток, умерли от голода возле Мору Эрис, хотя некоторые нашли убежище у Дассанетч , Покот и Каримоджонг . [ 14 ] : 91 

На севере общества атекеров, особенно появившиеся туркана , жившие на границах территории Сенгвера, начали вторгаться на высокогорные пастбища Сенгвера. Эти общества вели образ жизни, радикально отличающийся от Сенгвера, спартанского пасторального мировоззрения, основанного на раннем обладании выносливыми горбатыми зебу, которые были гораздо более устойчивы к тепловому стрессу, засухе и болезням. Туркана какое-то время граничила с Сенгвером, и их первоначальные взаимоотношения были мирными, хотя конфликт, вероятно, спровоцированный засухой, разгорелся к концу 18 века. Большая часть общины Сенгвер, уже уничтоженная засухой, была поглощена растущей идентичностью Туркана, став территориальной частью, известной как Сигер , и, вероятно, образовав несколько новых кланов Туркана, включая кланы Сигер, Свалика и Нголерото. [ 14 ] : 91 

Согласно традиции масаи, Чемнгал подверглись нападению со стороны союза общин Уасин Гишу и Сирия Лойкоп. [ 16 ]

На востоке также развивалось соперничество с лойкопами (также известными как «кор»), союзом, говорящим на языке маа, который жил в тесных связях с различными народами, говорящими на кушитском языке. Как и туркана, кор сохранили часть выносливых зебусов, что позволило им противостоять аойате намного лучше, чем сенгверам, и поглотить членов общины, когда их общество рухнуло.

На юге некоторые беженцы бежали от наступлений Турканы, которые совершали набеги на юг, в Уасин Гишу, где они были известны как Какесира и могут быть связаны с масаи Лосегелаи (Сигер = Сигерай = Сегелай) конца 19 - начала 20 века. [ 14 ] : 91 

Небольшое количество Сенгверов отступило в леса и в небольшие анклавы среди формирующегося общества Мараквет , где они сохранили элементы своей идентичности. Масаи придумали уничижительный термин для Сенгверов после того, как они потеряли свой скот.

... Карамоджонги украли у нас скот, а затем масаи посмеялись над нами, потому что у нас не было скота, и назвали нас Черангани...

- Окружной комиссар Эльгейо/Мараквет, Тамбах, отчет от 11 октября 1927 г. [ 3 ]

К началу 20 века,

... Сенгвер (Черангани) [были] меньшинством, непризнанным, маргинализированным, угнетаемым и дискриминируемым в отношении коренной группы охотников-собирателей...

- Помощник окружного комиссара Мараквет, письмо комиссару провинции Найваша от 1 октября 1918 г. [ 3 ]

Новейшая история

[ редактировать ]

Сенгвер по-прежнему остается маргинализованным сообществом, которое в настоящее время сталкивается с отдельными и серьезными угрозами как своей идентичности, так и землям предков. [ 7 ] [ 17 ]

К 1980 году давление роста населения лесных общин в Кении, в том числе Сенгвера, противоречило желанию и усилиям правительства по контролю над лесами. С тех пор предпринимались неоднократные попытки выселения. [ 18 ] [ 19 ]

16 января 2018 года пастух Роберт Киротич был застрелен, а Дэвид Кипкосгей Киптилкеси был ранен сотрудниками лесной службы Кении. В то время жители Сенгвера пасли скот. Оба были безоружны. По состоянию на 17 января 2018 года Европейский Союз приостановил финансовую поддержку Программы правительства Кении по защите водонапорных башен и смягчению последствий изменения климата и адаптации (WATER) в результате продолжающихся нарушений прав человека коренных народов в заповедных зонах. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

22 января 2018 года суд в Элдорете издал судебный запрет, требующий от правительства прекратить выселения до тех пор, пока 27 февраля 2018 года не будет рассмотрено дело общины Сенгвер. [ 2 ] По состоянию на октябрь 2018 года Сенгвар готовили международную петицию для подачи в Африканский суд по правам человека и народов в Аруше , Танзания . [ 24 ]

Милка Чепкорир, как представитель народа Сенгвер, документировала все различные свидетельства о последствиях выселения для народа Сенгвер. Она сказала: [ 25 ]

Evictions have been affecting children from an early age, making it harder for girls to acquire the education that would help them recognize their legal rights, and develop alternative economic ways to provide for their families. Evictions not only affect Sengwer women, but also affect Sengwer girls, making them susceptible to harsh experiences and exposing them to situations where they are more vulnerable like getting into unions at an early marriage and most often with older men, thereby compromising their childhoods, and rights like education, play, reproductive health

Выселение продолжалось до 2020 года и в разгар пандемии COVID-19 . Кенийская лесная служба использовала причину выселения из соображений защиты и сохранения лесов. [ 26 ] Хотя жители Сенгвера рассказывают, что их традиция сохраняла лес издавна. [ 27 ]

  1. ^ Макдональд, младший (1899). «Заметки по этнологии племен, встретившихся в ходе Джубинской экспедиции 1897-99 гг.» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. дои : 10.2307/2843005 . JSTOR   2843005 .
  2. ^ Jump up to: а б Ланг, Крис (15 февраля 2018 г.). «В Кении продолжаются угрозы выселения коренного населения Сенгвер» . REDD-Монитор . Проверено 21 января 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «Кто мы?» . СЕНГВЕР ЭТНИЧЕСКОЕ МЕНЬШИНСТВО КОРЕННЫЕ НАРОДЫ . Проверено 21 января 2019 г.
  4. ^ РАЗРУШЕННЫЕ СЕМЬИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ КОРЕННЫХ НАСЕЛЕНИЙ В ЛЕСЕ ЭМБОБУТ, КЕНИЯ (PDF) . Лондон: Международная амнистия. 2018 . Проверено 15 апреля 2019 г.
  5. ^ Линч, Габриель (8 марта 2016 г.). «Что в имени? Политика присвоения названий этническим группам на холмах Черангани в Кении» . Журнал восточноафриканских исследований . 10 (1): 208–227. дои : 10.1080/17531055.2016.1141564 .
  6. ^ Фаллетти, Федерико (2023). Трехъязычный словарь Сенгвера . Университет Мой.
  7. ^ Jump up to: а б Мурая, Джозеф (4 января 2018 г.). «Лес — это наша исконная земля», — заявляет община Сенгвер, сопротивляясь выселению» . Столичные новости . Проверено 21 января 2019 г.
  8. ^ «Кения / Лес Эмбобут: эксперт ООН по правам человека призывает защитить коренные народы, которым грозит выселение ЖЕНЕВА» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . 13 января 2014 года . Проверено 22 января 2019 г.
  9. ^ «Кения: выселение Сенгвера из леса Эмбобут ошибочно и незаконно» . Международная амнистия . 15 мая 2018 года . Проверено 22 января 2019 г.
  10. ^ ДНИ НА ХОЛОДЕ: Отчет KHRC о выселениях из леса Эмбобут . Найроби, Кения: Комиссия по правам человека Кении. 2014.
  11. ^ Национальная комиссия Кении по правам человека (апрель 2018 г.). ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ НЕЗАВИСИМОЙ МИССИИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ФАКТОВ В ЛЕСЕ ЭМБОБУТА В ОКРУГЕ ЭЛГЕЙО-МАРАКВЕТ ОТЧЕТ KNCHR (PDF) . Найроби: НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ КЕНИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (KNCHR) . Проверено 22 января 2019 г.
  12. ^ Видал, Джон (7 января 2014 г.). «Кенийские семьи покидают лес Эмбобут, чтобы избежать принудительного выселения полицией» . Хранитель . Проверено 22 января 2019 г.
  13. ^ Макдональд, младший (1899). «Заметки по этнологии племен, встретившихся в ходе Джубинской экспедиции 1897-99 гг.» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. дои : 10.2307/2843005 . JSTOR   2843005 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и Спир, Т.; Уоллер, Р. (1993). Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке . Лондон: Джеймс Карри. ISBN  0852552165 .
  15. ^ Jump up to: а б Лэмфир, Джон (1988). «Люди Серого Быка: Происхождение и распространение Турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 34. дои : 10.1017/S0021853700035970 . JSTOR   182237 . S2CID   162844531 .
  16. ^ Дженнингс, Кристиан (2005). «1» (PDF) . Рассеяние Восточной Африки: пересмотр идентичности и истории Паракуйо, ок. 1830-1926 (доктор философии). Техасский университет в Остине. п. 98 . Проверено 21 августа 2019 г.
  17. ^ Мванза, Кевин (24 января 2018 г.). «Сенгвер «прячется в лесу» на фоне давления на Кению с требованием остановить выселения» . Рейтер . Проверено 21 января 2019 г.
  18. ^ Мвирария, Том (6 июля 2018 г.). «Лес Эмбобут: единственный дом, который знают Сенгверы» . Ежедневная нация . Проверено 21 января 2019 г.
  19. ^ Хадсон, Майкл В. (26 октября 2015 г.). «08:00 утра по восточному времени. В кенийском лесу проект, поддерживаемый Всемирным банком, угрожает образу жизни» . Хаффингтон Пост . Проверено 15 апреля 2019 г.
  20. ^ «ЕС приостанавливает поддержку водонапорных башен ввиду сообщений о нарушениях прав человека» . Делегация Европейского Союза в Кении . 17 января 2018 года . Проверено 21 января 2019 г.
  21. ^ Агуту, Нэнси (18 января 2018 г.). «ЕС приостанавливает водный проект стоимостью 3,6 миллиарда шиллингов из-за нарушений прав Сенгвера» . Просто сохранение . Проверено 21 января 2019 г.
  22. ^ Руто, Стивен (17 января 2018 г.). «Возмущение после того, как надзиратели КФС убили пастуха Сенгвер в лесу Эмбобут» . Звезда Кении . Проверено 21 января 2019 г.
  23. ^ Мейер, Якуб (22 марта 2018 г.). «Кения жестоко изгоняет коренное племя во имя сохранения воды» . Журнал острова Земли . Проверено 22 января 2019 г.
  24. ^ Лангат, Энтони (1 октября 2018 г.). «У Сенгверов есть план по защите леса Эмбобут и их образа жизни» . Межконтинентальный крик! . Проверено 15 апреля 2019 г.
  25. ^ Масуди, Хамиму (26 июня 2019 г.). «Кения: «У нас не было жизни с тех пор, как нас выгнали из леса». " . Группа по правам меньшинств . Проверено 20 апреля 2022 г.
  26. ^ Бхалла, Нита (23 июля 2020 г.). «Лесным общинам Кении грозит выселение с исконных земель – даже во время пандемии» . Рейтер . Проверено 20 апреля 2022 г.
  27. ^ Лангат, Энтони (4 ноября 2020 г.). «Традиции, которые могут спасти леса страны» . www.bbc.com . Проверено 20 апреля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4bf01aa01140b7c049864509898d1b11__1722266280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/11/4bf01aa01140b7c049864509898d1b11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sengwer people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)