Напряженные люди
Общая численность населения | |
---|---|
2,782,239 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 2,364,569 [1] [2] |
![]() | 417,670 [3] |
Языки | |
Язык тесо , английский язык | |
Религия | |
Христианство , Традиционная вера | |
Родственные этнические группы | |
другие народы Атекер и другие нилотские народы |
Напряженный | |
---|---|
Человек | Э тестот (м)/ А тестот (ж) |
Люди | Я дорожу |
Язык | Тесо |
Страна | Напряженный |

Итесо восточной (или народ Тесо) — нилотская этническая группа, проживающая в Уганде и западной Кении . Тесо — это традиционная родина Итесо, а Атесо — их язык. [4] [5]
Часть серии о |
Культура Уганды |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
фольклор |
Кухня |
Религия |
Музыка |
Спорт |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Точное происхождение Iteso остается неясным. Устная традиция Итесо утверждает, что они возникли в Джибути тысячи лет назад. Первое поколение Итесо называлось «Итунга», полуотшельническая группа, рожденная Одуком. В Итесо было шесть основных кланов, а именно:1. Икаривок – кто были лидерами и бойцами2. Икомоло – кто были предсказателями3. Ирарак – кто были собирателями4. Игория – кто были строителями5. Икатекок – кто был миротворцами6. Икином – кто были врачи.
Нынешнее поколение Iteso — 12-е. Итесо — это группа охотников-собирателей, которая также пасла крупный рогатый скот, коз, овец, карамелей и домашнюю птицу. Второе поколение Iteso называлось Omongoise. Это поколение получило свое название от великого пастуха, который привел группу итесо из Джибути в Эритрею, где они поселились. Третье поколение Итесо называлось Окори, в честь Окори, который привел Итесо из Эритреи в Эфиопию, где они встретились с Оромо и породили следующие подплемена Итесо:(а) Ингорок (современный Нгороко в Эфиопии)(б) Идидинга (современные динка в Эфиопии)(c) Идонгиро (ныне Донгирос в Эфиопии)(г) Лотуко(д) Цзе(е) Топоса.
Четвертое поколение Итесо называлось «Итикиро» в честь Отикира, который привел их из Эфиопии по берегам реки Нил. Некоторые из них также поселились в Мору-Киньет и Лолибайи, кустарниковом регионе Южного Судана. Позже они перебрались в Морото на севере Уганды, где их теперь стали называть «Итесо» — имя, придуманное группой молодых людей, которые говорили «Ите так ибарен», что означает, что они были в пути в поисках пастбища для своих животных, когда Старики сказали, что больше не могут передвигаться из-за старости, и решили поселиться в месте, которое сейчас называется «Карамоджа», оккупированном Карамоджонгом в Уганде, Карамоджонг . [6] между этими двумя группами существуют заметные культурные связи и лингвистические сходства; слово «Карамоджонг» буквально означает «старики, которые остались». [7]
Пятое поколение Iteso называлось Ijureta. Эта группа Итесо переместилась из Карамоджи в современный Тесоленд в Уганде, который начинается от реки Ириири, границы между Итесо и Карамоджонгом. Река эта была настолько крутой и скользкой, что некоторые итесо вместе со своими животными утонули и были унесены сильными водами. Те, кому удалось переправиться, называли себя «Иджурета». Они поселились в округе Катакви в Уганде, в месте под названием Мору Кабила, где построили алтарь в знак благодарности Богу за то, что он позволил им безопасно пересечь крутую и скользкую реку Ириири, а также за преодоление других многочисленных проблем в их передвижении. [8]
Шестое поколение Iteso называлось «Асонья». Эта группа предвидела наводнения при своем движении из Катакви в Сороти, поскольку между ними протекали реки, питавшие озеро Кьога. Таким образом, они были адекватно подготовлены к трудностям, с которыми столкнулись на своем пути. Асоня держала крупный рогатый скот, коз, овец и домашнюю птицу только потому, что их карамели поддались суровым и враждебным погодным условиям. Седьмое поколение Iteso называлось Ilemelemen. Эта группа под руководством Окапела пересекла реку Ауджа вдоль границы между районами Нгора и Сороти в Уганде. Они поселились в восточной части реки Ауджа и на вершинах холмов Капир, а некоторые распространились на район Куми в Уганде. Некоторые все же переехали в Палису через Акадот, Каньюм и Мконгоро.
Восьмое поколение Итесо называлось «Ибвангета» в честь места под названием Кабвангаси, где шла война с вражескими племенами из-за их поселений в этом районе. Девятое поколение Iteso называлось «Имодинго». Эта группа двинулась из Кабвангаси и поселилась на склонах горы Элгон в направлении Мбале, Уганда. Десятое поколение Iteso называлось «Икутай» в честь дерева Экутат, из которого изготавливались сельскохозяйственные орудия. Это произошло потому, что эта группа начала традиционное земледелие. Икутай поселились в Тороро, Уганда и ее окрестностях.
Одиннадцатое поколение Iteso называлось Arionga. Они пересекли границу Уганды и Кении с Кенией около 1706 года и поселились вдоль границы на территории современного Тесоленда в Кении. [ нужна ссылка ] Это поколение Итесо шло в школу и получило формальное образование с приходом миссионеров, принесших с собой цивилизацию Запада. Двенадцатое и нынешнее поколение Iteso называется «Эморимори», что означает единство всех Iteso во всем мире. Эморимори возглавляет король Итесо, базирующийся в Сороти, Уганда, по имени Папа Эморимори Августин Осубан. Это поколение Итесо взрослое, хорошо образованное, цивилизованное и в основном христианское, выращивающее широкий спектр животных как для домашнего, так и для коммерческого использования, занимающееся сельским хозяйством с использованием современных технологий и занимающееся экономической деятельностью, полезной для общества в целом. [9] Нынешнее поколение (эморимори) населяет восточную часть Уганды и западную часть Кении. [10]
Миграция
[ редактировать ]Считается, что было две волны миграции. Первая миграция привела их в нынешнюю северо-восточную Уганду и западную Кению и была в основном постепенной и мирной. Легендарный герой Одук и его жена Амингин предположительно помогли Итесо во второй миграции в современный округ Бусия около 1500 года нашей эры, и к 19 веку они контролировали обширную территорию. Их агрессивная экспансия вовлекла их в конфликты с другими уже существующими этническими группами. Одуку приписывают военную организацию Итесо и помощь им в победе над соперниками. [11] Однако их успехи были обращены вспять, поскольку соседние этнические группы, союзные британцам, победили их. Большая часть традиционной культуры и организации Итесо была утрачена, когда они были завоеваны народом Ганда в 19 веке; [12] Язык северного Атесо находится под заметным влиянием Луганды из-за этого завоевания. Напротив, южный Атесо находился под влиянием языка туркана .
Британский колониализм и независимость
[ редактировать ]В течение 20-го века образ жизни народа Итесо претерпел радикальные изменения, перейдя от пастушеского образа жизни к плодовитому земледелию. [13] Многие мужчины Iteso уехали за границу, чтобы работать на заморских британских территориях, таких как Бирма. В 1902 году часть восточной Уганды была передана западной Кении, разделив Итесо; несмотря на это разделение, между ними мало культурной разницы. [14] Однако экономические и социальные пути этих двух стран сильно разошлись. На момент обретения независимости угандийцы Итесо были богаче, поскольку они не страдали от экономической маргинализации кенийских африканцев из-за белых поселенцев. Однако кенийский Iteso не страдал от такой степени политической нестабильности, как его угандийские собратья, а более развитая экономическая инфраструктура Кении позволила кенийскому Iteso обогнать угандийский Iteso по богатству.
Во время первого периода правления Милтона Оботе многие Итесо получили армейские и административные посты, что позволило им добиться относительного процветания, которое они снова вложили в стада крупного рогатого скота. [15] После Иди Амина свержения в 1979 году Карамоджонг приобрел большое количество оружия, которое они использовали для набегов на скот у в основном безоружных мирных жителей Итесо; Стада крупного рогатого скота Итесо были уничтожены, и многие из них впали в нищету. Во время второго периода правления Оботе угандийская армия состояла в основном из Итесо и Ачоли . Когда Йовери Мусевени пришел к власти, он распустил воинское подразделение, призванное остановить угон скота Карамоджонга, и уволил Итесо, Ачоли и Кумам за их предыдущую службу под командованием Оботе. из армии многих солдат [15] Эти недовольные солдаты, вернувшись на свою экономически лишенную родину из-за жестоких набегов скота, подняли оружие против режима Мусевени. Повстанческое движение Тесо продолжалось до конца 1980-х годов, из-за чего регион оставался неразвитым. [7] [15]
В 1992 году конфликт был прекращен благодаря совместным усилиям местных инициатив, посредников из числа коренных народов, церквей и Президентской комиссии по Тесо (PCT). Это привело к созданию военного мемориала недалеко от столицы Итесо Сороти и к возведению на престол короля Итесо Эморимора Папы Пафруса Имодота Эдиму . Несмотря на успех в прекращении насилия и смягчении оппозиции Тесо Мусевени, субрегион Тесо остается одним из самых бедных регионов Уганды, и Итесо чувствуют себя политически и экономически игнорируемыми, широко не доверяя администрации Мусевени. [15]
Распределение
[ редактировать ]Уганда
[ редактировать ]итесо проживают в основном в субрегионе Тесо т.е. в округах Амурия , Букедеа , Каберамайдо , Капелебьонг , Катакви , Куми , Нгора , Серере и Сороти , Бутебо В Уганде , в округах Тороро и Бусиа .
Согласно отчету Статистического бюро Уганды за 2014 год, численность Итесо составляет около 2,36 миллиона человек (7,0% населения Уганды). [16] До 1980 года они были второй по величине этнической группой в Уганде; эта доля населения, вероятно, уменьшилась из-за того, что Тесо бежал от политической нестабильности и насилия. [17] Некоторые Итесо утверждают, что они по-прежнему являются второй по величине этнической группой в Уганде, и эта цифра предположительно была занижена, чтобы ограничить политическую власть Итесо, поскольку национальный бюджет распределяется в зависимости от численности населения. [15]
Кения
[ редактировать ]В Кении насчитывается около 578 000 итесо, живущих в основном в округе Бусиа, к югу от горы Элгон. В основном они населяют два округа: Северный Тесо и Южный Тесо, но их можно найти в округах Бугома и Транс-Нзоя .
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Итесо известны тем, что в начале 1900-х годов быстро освоили плуг для быков. [12] Женщины занимались сельским хозяйством и собирали пищу, а мужчины пасли скот. [9]
Хлопок является основной товарной культурой среди Iteso. [12] Его выращивают и мужчины, и женщины на отдельных участках во время коротких дождей. Еще одна выращиваемая товарная культура — табак. [9] В 1980-х годах кенийские кооперативные хлопкоочистительные заводы, спонсируемые правительством Кении, не смогли оплатить хлопок, поставляемый Iteso и другими компаниями. Затем Iteso начала экспериментировать с другими товарными культурами, такими как табак, с помощью кредитов крупных сельскохозяйственных компаний. Однако с 1990-х годов хлопковая отрасль частично возродилась. [9]
Скотоводство
[ редактировать ]Раньше скотоводство было основным видом экономической деятельности итесо, особенно мужчин. [9] Крупный рогатый скот играет большую социальную роль среди итесо, поскольку он играет ключевую роль в переговорах о выкупе за невесту и других важных общественных мероприятиях. Когда отец дает сыну собственный скот, это сигнализирует о взрослении сына, способного управлять собственным имением и создать собственную семью. [7]
Культура
[ редактировать ]Кухня
[ редактировать ]Основным продуктом питания итесо является пальчатое просо (« акима ») и сорго (« имомва »). [18] Во время колонизации маниока была введена колониальными властями в качестве пищевой добавки. [9] Они также едят тыкву, лесные ягоды, горох, арахис и фасоль. Мясо домашних и диких животных потреблялось наряду с молоком, маслом и рыбой. [6]
Культурным напитком народа Итесо является « аджон », ферментированный напиток, приготовленный из сушеного пальчатого проса (обычно сорта эмироити ), который обычно употребляют во время местных церемоний, общественных собраний и важных мероприятий. Его можно употреблять в калебасе или в общей кастрюле, где участники пьют напиток из длинных трубочек. [19] [20] Существует обычай держать мать, недавно родившую ребенка, в течение трех дней дома, а затем аджон в рот младенцу кладут . Некоторые христиане Итесо критикуют обычаи, связанные с айоном . [20] В современную эпоху производство ахона стало коммерциализированным, а его производство и продажа являются важным источником дохода для семей, которые специализируются на его производстве. [19]
Традиционно жители Тесо любили петь и танцевать познавательные народные песни по разным поводам. В число этих песен входят «Атайкатиака Китисо» о единстве народа Тесо, «Акидай Имоджонг» — песня об уважении и заботе о старших, и «Иялама Имоджонг» — о том, как ценить старших среди других. [21]
Загробная жизнь
[ редактировать ]Согласно устной традиции, легендарный Одук был ответственным за практику Итесо по эксгумации тел из кустов спустя несколько лет. [11] Традиционная религия Итесо утверждает, что после смерти тело отделяется от своего духа (« эпараит »), который уходит жить в кусты. В идеале дух будет продвигаться все дальше и дальше в кусты, но духи недовольства могут вернуться и беспокоить живых, требуя подношений еды и питья. [22] Эксгумация тел через несколько лет призвана «охладить» их и сделать более пригодными для живых. Многие Итесо не хотят или даже боятся быть похороненными в гробах, полагая, что их нельзя «охладить», и тем самым душат мертвых. [22]
Благодаря миссионерскому влиянию духи умерших стали ассоциироваться с аджокинами , маленькими обитателями кустарника, и оба стали ассоциироваться с дьяволом. [22]
Религия
[ редактировать ]До европейских миссионерских усилий Итесо верили во всемогущего бога по имени Акудж и Бога бедствий по имени Эдеке. [12]
Известные люди
[ редактировать ]- Джессика Алупо , нынешний вице-президент Республики Уганда
- Анита Аннет Среди , действующий спикер парламента Уганды
- Джедже Одонго , нынешний министр иностранных дел
- Кристин Аполот , угандийский политик
- Соспетер Оджаамонг , кенийский политик
- Джон Боско Икоджо , угандийский политик
- Кевин Оджинга - Я не боюсь (официальное видео)
- Майк Мукула , угандийский политик
- Муса Фрэнсис Экверу , государственный министр строительства и транспорта в кабинете министров Уганды
- Енох Олинга , выдающийся член Веры Бахаи , Рыцарь Бахауллы , был назначен самым молодым Десницей Дела.
- Олубайи Олубайи , член правления Kiwimbi Organization
- Патрисия Аполот , профессиональный боец боевых искусств из Уганды.
- Просковия Аленгот Оромайт , угандийский политик. В 19 лет она была самым молодым членом парламента в Уганде и Африке.
- Сайлас Аогон , угандийский политик
- Шабан Ополот , угандийский военный
- Фердинанд Омурва , кенийский спринтер
- Питер Элвелу (генерал-майор), нынешний заместитель командующего Силами обороны Уганды.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ «Уганда» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов .
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Декабрь 2019.
- ^ Карп, Иван (1978). Поля перемен среди итесо Кении . Рутледж; Репринтное издание (2005 г.). ISBN 0-415-32990-6 .
- ^ «Тесо | Традиции, культура и история Тесо | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Тесо» (PDF) . Национальный ресурсный центр африканского языка.
- ^ Jump up to: а б с «Бен Джонс: Ослабление инфраструктуры безопасности Уганды в 1980-х годах помогло вызвать восстание Тесо» . Хранитель . 24 февраля 2009 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ «Люди Итесо вокруг национального парка Маунт-Элгон» . Внутри национального парка Маунт-Элгон . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бвиндигорилла (1 ноября 2021 г.). «Teso People | Iteso People — лучшее из Уганды и Кении » Национальный парк Бвинди-Форест . Получено 2 ноября.
- ^ "Напряженный" . Британский.
- ^ Jump up to: а б «Одук: История завоевателя Итесо» . Google Искусство и культура . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Тесо | люди» . Британская энциклопедия . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Кеннеди, Франция (1937). Кланы Тесо . Национальный архив: Журнал Уганды.
- ^ Мвакикагиле, Годфри (2009). Этническая принадлежность и национальная идентичность в Уганде: земля и ее народ . Новая Африка Пресс. ISBN 978-9987-9308-7-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бакли-Зистел, Сюзанна (2008), «Эффективная история и начало повстанческого движения Тесо» , Трансформация конфликта и социальные изменения в Уганде , Palgrave Macmillan UK, стр. 54–73, doi : 10.1057/9780230584037_4 , ISBN 978-1-349-35930-1 , получено 30 мая 2020 г.
- ^ Всероссийская перепись населения и жилищного фонда 2014 года . Кампала, Уганда: Статистическое бюро Уганды. 2014. с. 20.
- ^ Бакли-Зистел, Сюзанна, 1969- (2008). Трансформация конфликта и социальные перемены в Уганде, вспоминая последствия насилия . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-58403-7 . OCLC 1131998608 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Уганда: От земли к столу — традиционные продукты и блюда . Слоу Фуд Интернешнл. 2018. с. 7.
- ^ Jump up to: а б «Уганда/Тесо: Аджон – начало и конец каждого праздника» . Комбинские миссионеры . 21 сентября 2018 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Уганда: От земли к столу — традиционные продукты и блюда . Слоу Фуд Интернешнл. 2018. с. 23.
- ^ «День первый: люди Iteso и их музыка | Singing Wells» . 18 февраля 2018 года . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Люди Итесо и их культура» . Проверено 2 ноября 2021 г.