Люди Гису
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2018 г. ) |

Народ Гису , или Бамасаба народ в Элгоне , — банту. племя [1] и говорящая на банту этническая группа народа масаба в восточной Уганде , тесно связанная с народом букусу в Кении . Бамасаба живут в основном в округе Мбале в Уганде, на склонах горы Элгон . По данным Национальной переписи населения Уганды 2014 года, Багису насчитывает около 1 646 904 человек, что составляет 4,9% от общей численности населения. [2] [3]
Религия
[ редактировать ]Большинство людей Багису - христиане, в основном англиканцы ( Церковь Уганды ), по оценкам, 45,7%, в то время как значительный процент составляют католики , по оценкам, 29,1%. около 14% жителей багису исповедуют ислам Согласно переписи населения Уганды 2002 года, , а 5,3% являются пятидесятниками . [4]

Предок
[ редактировать ]Народы Масаба , Букусу и Лухья считали, что их предками были Мунду и Сера. [5] У жителей Эфиопии и Эфиопского нагорья нет названия Кунду, за исключением того, что это горная вершина в Оромии.
Бамасабы Предок , Масаба мигрировал из Эфиопских гор, путешествуя через озеро Туркана в Сиронко , и поселился вокруг Будуды , где влюбился в девушку масаи , известную как Набарва. Семья Набарвы потребовала , чтобы Масаба женился на их дочери, чтобы он прошел обряд обрезания. Он согласился это сделать.
Культура
[ редактировать ]

Обрезание в Африке – это старая культура, практикуемая народом Бамасааба в Восточной Уганде .Культура . обрезания была перенята Бамасабой от своих родственников, народа масаи Мужчины племени Багису проходят церемонии инициации, известные как Имбалу . [6] Церемонии посвящения Бамасаабы проводятся каждые два года в августе.
Банан — основной продукт питания народа Гису. Его обычно называют «Матоке». [7]
Предки Бамасаабы жили на побегах бамбука , также известного как Малева на языке Лумасаба. Эти побеги бамбука собирают с бамбуковых деревьев на вершине горы Элгон. [8]
Происхождение имени Багису
[ редактировать ]Первым сыном Масвахабы от Набарвы был Мвамбу, которого его дяди-масаи прозвали Нкису, укравшие у него коров его отца. Масавахаба не смог произнести прозвище Нкису, означающее бык на языке масаи , данное его сыну его дядей , и произнес его как Мугису.Имя Багису произошло от прозвища Нкису, данного Мвамбу зятем Масвабабы масаи . [9] [10]
Бамасаба говорят на диалекте языка Лумасаба , называемом Лумасаба , который полностью понятен другим диалектам, а также понятен букусу. Бамасаба во многом схожи с букусу из Кении. У них общая культура, и, согласно Букусу, Бамасаба — их настоящие братья, их разделяет только граница. [11] [12]
Экономика
[ редактировать ]Общины Багису занимаются земледелием. Те, кто живет на высоте 5000 футов над уровнем моря, выращивают кофе арабика, большая часть которого продается кооперативному союзу Бугису. Они также выращивают другие культуры, такие как хлопок и табак, кукуруза, фасоль, просо, сорго, ямс и маниока. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мвакикагиле с. 194.
- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б «АФРИКА | 101 последнее племя — народ багису» . www.101lasttribes.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Состав населения» (PDF) . ubos.org . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Народы и культуры Уганды . Кампала, Уганда: Издательство Fountain Publishers . 2011. с. 100. ИСБН 9789970250349 .
- ^ «Праздник Имбалу: Почему мальчики сталкиваются с ножом в Бугису» . Монитор . 04.06.2022 . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Писатель, ITKT Рекомендуемый (10 февраля 2023 г.). «Жить вполне локально в Мбале, Уганда» . Знающий путешественник . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ «Вабуле придает малева свежесть» . Монитор . 24 февраля 2023 г. Проверено 7 января 2024 г.
- ^ гориллатреккинг (18 мая 2019 г.). «Багису | племена Уганды | культурные туры по Уганде | культуры Уганды» . Походы по гориллам и сафари . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ горилла (13 января 2024 г.). «Люди гису, люди гису, Бамасаба в Восточной Уганде » Национальный парк Бвинди-Форест . Получено 0 февраля 2024 г.
- ^ Петна (23 апреля 2020 г.) «Багису / Бамасаба Уганды - угандийские племена и культура » Петна . Получено 0 января 2024 г.
- ^ «Люди багису. Люди Бамасаба. Национальный парк Маунт-Элгон» . Внутри национального парка Маунт-Элгон . Проверено 7 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мвакикагиле, Годфри (2009). Этническая принадлежность и национальная идентичность в Уганде: земля и ее народ . Новая Африка Пресс. ISBN 9789987930876 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Имбалу: Ритуал инициации среди Бамасаба в Уганде , 2000 г.
- Маегу, Андреа Каука (1952). История племени Бамасаба
- Трансафриканский исторический журнал , 1982, тома 11–13 — стр. 190.
- Пласид, Джон и Воцуна Хамалва (2004). Идентичность, сила и культура: Имбалу: Ритуал инициации среди ...
- Вторая международная фольклорная конференция в Африке сегодня , 1984 г.
- Годфри Мвакикагиле, (1969), Сафари , Том 1, Страница 28
- Исторический обзор Кении , 1974 г., том 2, стр. 44
- Были, Гидеон С., (1967). История Абалуйи на западе Кении: ок. 1500-1930 , Страница 43
- Дипио, Доминика и Стюарт Силларс (2014). Исполнение мудрости: пословицы в современном угандийском обществе
- Нваогвугву, Клетус Чуквуэмека, (2011). Христология предков: христианская оценка культа предков в традиционной религии стран Африки к югу от Сахары
- Хилд, Сюзетт (1989). Контроль гнева: социология насилия в Гису , страница x
- Пол Накитаре. Я пойду один , страница 107
- Соломон, Томас (2015). Африканская музыка в контексте: институты, культура, идентичность , стр. 314
- Кеюн, пастор Стивен (2012). Формирование общества Христианство и культура: специальный справочник по...
- Сильвия А. и Томас Соломон (2012). Этномузыкология в Восточной Африке: перспективы Уганды и за ее пределами
- Что ты ел, Франциск-Ксавье Серуфуса, (1976). Традиционная религия, обычаи и христианство в Уганде: как
- Еще, Дэвид (1998). Треккинг в Восточной Африке , Страница 270
- Оскорбление, Пол Асака (1980). Традиционная история Абакурии: 1400–1914 канадских долларов , стр.
- Электронный журнал Уганды , 1980 г., стр. 46.
- Трипп, Айли Мари . Женщины и политика в Уганде , стр. 127
- Флейш, Аксель и Рианнон Стивенс (2016). Занимаясь концептуальной историей в Африке , стр. 133
- Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США , 2012 г., страница B-41
- Мэй, Элизабет (1983). Музыка многих культур: Введение , стр. 189
- Бендер, Джон Б. и Дэвид Э. Веллбери (1991). Хронотипы: конструкция времени , стр. 251
- Коэн, Дэвид Уильям (1994). Прочесывание истории , стр. 218
- Сушон, Дункан и Майкл Уолтон (2007). Горы Африки , Страница 125
- Смолл, Кристофер (2011). Музыкование: значение исполнения и прослушивания
- Сфера: иллюстрированная газета для дома , 1906 г.