Покот люди
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Народ покот (также пишется покот ) живет в округах Западный Покот и Баринго в Кении , а также в округе Покот восточного региона Карамоджа в Уганде . Они составляют часть этнической группы календжин и говорят на языке покут , который во многом похож на родственные мараквет, нанди, тукен и другие члены языковой группы календжин .
История
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Покотская идентичность сформировалась в долине Керио, возможно, еще в конце 18-го и уж точно не позднее середины 19-го века. [ 1 ] Он возник в результате ассимиляции Чока эпохи Сирква частью Покотозеков Малири .
Ассимиляция
[ редактировать ]В отчетах о Покоте начала 20-го века идентифицируются две отдельные ветви сообщества с оговоркой, что, хотя подробно описаны два образа жизни, они были одним народом. [ 2 ]
Бич (1911) выявил существенные различия между земледельческими и пастушескими частями Покота; клятвы, наказание за убийство и убийство, наказание за нападение, наказание за колдовство, наказание за кражу и грабеж, брак и развод, обращение в случае невыплаченного долга и землевладения. [ 3 ] Однако он отмечает, что «поэтому следует иметь в виду, что, хотя здесь они описаны как две отдельные части, холм и пасторальный Сук по сути одно и то же». [ 4 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Даже на ранних стадиях ассимиляции между двумя покотскими группировками не было заметных различий в вопросах социальной организации, инициации или управления. В социальном отношении мужчины Покота были разделены на три группы; Карачона или мальчики, Мурен или обрезанные мужчины и Пои или старики. Мальчики, прошедшие обрезание, присоединялись к возрастной группе. [ 5 ]
Межплеменные отношения
[ редактировать ]Этнические группы туркана , самбуру и покот организовали друг против друга набеги скота. Обе группы прошли через многочисленные периоды войны и мира.
Новейшая история
[ редактировать ]Демография
[ редактировать ]Число говорящих на покоте в Кении оценивается в 783 000 человек. [ 6 ] (последняя перепись населения Кении проводилась в 2009 году), а число говорящих на языке покот в Уганде оценивается в 130 000 человек. [ 7 ]
Культура
[ редактировать ]Фольклор
[ редактировать ]Словесное искусство очень важно среди покотов. Пословицы используются универсально как для обучения, так и для выражения своей точки зрения. На собрании старейшин человек может использовать пословицы, чтобы показать, какой он хороший оратор. Их также используют, чтобы научить молодых людей последствиям отклонения от нравственного пути. Популярная история о клане Лувиалан рассказывается, чтобы предостеречь от гордыни. Другая распространенная история — это история о слепой девушке, вернувшейся после смерти. [ 8 ] . Загадки (Тянгои) в основном используются как способ отточить сообразительность детей и привлечь их внимание во время рассказывания историй. [ 9 ]
У покотов есть различные описательные термины для разных классов речи, которыми занимается человек. Они следующие:
Лёкой: Новости других мест
Чиран: Новости о том, что происходит по соседству
Кокво: Серьезные разговоры делового характера
Кируок: Разговоры юридического характера (отсюда происходит, кируокот, юрист)
Нголионтокёнь: разговоры о старых временах [ 10 ]
Даже с введением западного образования покоты по-прежнему используют фольклор как средство обучения. [ 11 ]
Таможня
[ редактировать ]В ноябре 2014 года за рубежом произошел общественный резонанс, когда на Западе были опубликованы фотографии обрезания молодых девушек из Покота, несмотря на юридический запрет Кении на эту практику. [ нужна ссылка ]
Известные личности
[ редактировать ]
Ключевые личности последнего времени из сообщества включают:
- Камама Асман Абонгутум , политик
- Саймон Качапин , первый округа губернатор Западный Покот
- Тегла Лорупе , бегун, двукратный победитель Нью-Йоркского марафона
- Джон Кроп Лоньянгапуо , второй губернатор округа Западный Покот
- Сэмюэл Погизио , сенатор округа Западный Покот
- Лона Чемтай Салпетер (1988 г.р.), израильский олимпийский марафонец кенийского происхождения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр. 3–4.
- ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. The Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр. 4–15.
- ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. The Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр. 28–36.
- ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр. 4.
- ^ Бук MWH, Сук - их язык и фольклор. The Clarendon Press, Оксфорд, 1911, стр. 4–8.
- ^ Проект Джошуа, Календжин, Покот в Кении , онлайн
- ^ Проект Джошуа, Календжин, Покот в Уганде, онлайн
- ^ HK Schneider Журнал Института фольклора Vol. 4, № 2/3, [Специальный выпуск: Африканский фольклор] (июнь – декабрь 1967 г.), стр. 265–318.
- ^ Chesaina, Ciarunji 1994. Pokot , Rosen Publishing Group, стр.47
- ^ HK Schneider Журнал Института фольклора Vol. 4, № 2/3, [Специальный выпуск: Африканский фольклор] (июнь – декабрь 1967 г.), стр. 265–318.
- ^ Chesaina, Ciarunji 1994. Pokot , Rosen Publishing Group, стр.47
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бароха, Томас Эррерос 1998. Pökot-English, English-Pökot Dictionary, изд. Качелиба.
- Бук, MWH (1911). Сук. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Бьянко, Барбара 1992. Историческая антропология миссионерской больницы на северо-западе Кении. Доктор философии. диссертация Нью-Йоркского университета.
- Боллинг, Майкл 1996. Выкуп невесты и дружба с товарами, накопление безопасности посредством взаимного обмена». В Angewandte Sozialforschung, 1996–1997, Том 20: (1-2) 57-72.
- Кокс, ПСВ 1972. Характер заболеваний карапокотов и их связь с окружающей средой и культурой. Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Лондонский университет.
- Дитц, Т. 1987. Скотоводы в отчаянном положении; Стратегии выживания и внешние стратегии, Вмешательства в полузасушливый регион на границе Кении и Уганды: Западный Покот, 1900-1986 гг. Доктор философии. диссертация Амстердамского университета.
- Кьяртан Йонссон 2006. Покот мужественности, роль ритуалов в формировании мужчин. Доктор философии. диссертация, Рейкьявик: Университет Исландии, факультет социальных наук.
- Мейерхофф, Элизабет Л. 1981. Социально-экономические и ритуальные роли женщин Покота. Доктор философии. диссертация, Колледж Люси Кавендиш, Кембридж.
- Мейерхофф, Элизабет Л. (январь 1982 г.). «Находящиеся под угрозой пути кенийского народа покот». Нэшнл Географик . Том. 161, нет. 1. С. 120–140. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
- Рекерс, Уте, 1992. Возраст кочевого скота в Кении: Восточный Покот с точки зрения экологии человека (работа Института африканских исследований, том 83). Гамбург: Институт африканских исследований в рамках Фонда немецкого зарубежного института. ISBN 3-928049-12-7
- Рейнольдс, Джон Эрик 1982. Развитие сообщества, этническая принадлежность и расслоение в сельской местности: Мнагеи, Кения. Доктор философии. диссертация, Вашингтонский университет.
- Роббинс, Пэт 2010. Краснопятнистый бык: жизнь в Покоте (Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA))
- Шладт, Маттиас 1997. Когнитивные структуры словарей частей тела в кенийских языках (Африканистские монографии, том 8). Кельн: Институт африканских исследований / Кельнский университет. (особенно стр. 40–42)
- Шнайдер, Гарольд К. 1953. Пакот (Сук) Кении, с особым акцентом на роль домашнего скота в их натуральном хозяйстве. Докторская диссертация, Северо-Западный университет.
- Талли, Дорин Р. 1985. Экология человека и политический процесс: контекст рыночной регистрации в округе Западный Покот, Кения. Доктор философии. диссертация, Вашингтонский университет.
- Виссер, Дж. Дж. 1989. Религия Покута. Oegstgeest: Институт Хендрика Кремера.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Покутский язык в «Этнологе»
- Покот людей в индексе Art&Life in Africa UIOWA.
- Календжин Онлайн - Покот