Нубийцы (Уганда)
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | 28,772 (2014) [ 1 ] |
Языки | |
нубийский , английский | |
Религия | |
ислам |
Угандийские нубийцы , также известные как нубийцы или нуби , — это народ, который традиционно проживает в северной Уганде и обычно включает тех, кто идентифицирует себя как нубийцы. Кроме того, нубийская идентичность также связана с этническими, языковыми, культурными и социальными элементами, но они не применимы ко всем угандийским нубийцам.
По оценкам, в 2009 году в Уганде проживает около 15 000 нубийцев. [ 2 ] с одним из главных их населенных пунктов в городе Бомбо . [ 3 ] Они признаны коренной этнической группой Конституцией Уганды . [ 4 ] проживает отдельный народ нубийцы с родственной историей Кроме того, в Кении . [ 5 ] Согласно последней переписи населения 2019 года, кенийские нуби насчитывают 21 319 человек. [ 6 ]
Нубийская идентичность
[ редактировать ]В целом нубийская идентичность тесно связана с регионом Западного Нила в Уганде , с исламом и военной службой. [ 7 ] Кроме того, нубийцы традиционно ассоциировались с нубийским языком ( кинуби ) — вариантом торгового арабского языка, основанным на суданском арабском языке . [ 8 ] Нубийские мужчины традиционно практиковали ритуальное нанесение шрамов, при этом три параллельные отметки на лице считаются нубийским символом. [ 9 ] Этот знак, вероятно, произошел от клейм, которые давали некоторым суданским рабам в XIX веке. [ 10 ]
Такие эксперты, как Пол Ньюджент, утверждают, что угандийским нубийцам трудно дать определение, поскольку они представляют собой «чрезвычайно изменчивую категорию». [ 11 ] Европейцы и многие угандийцы традиционно считали нубийцев потомками солдат-рабов Эмина-паши , в основном мусульманских, которые бежали в Уганду после поражения от суданских сил махдистов в 1880-х годах. [ 8 ] Соответственно, название «нубийский» или «нубийский» происходит от исторического региона Нубия на севере Судана. [ 12 ] Несмотря на нубийское название, самые ранние угандийские нубийцы были выходцами из Южного Судана и Южного Кордофана. [ 13 ] Поскольку британцы считали нубийцев воинственным народом и предпочитали их в качестве рекрутов в британскую колониальную армию, многие северные угандийцы приняли нубийскую идентичность, когда намеревались вступить в армию. [ 7 ] Эта тенденция продолжилась и после обретения Угандой независимости, особенно при правлении президента Иди Амина , который отдавал предпочтение нубийцам в армии Уганды . Сам Амин заявлял, что нубийцами могли стать представители разных племен. [ 14 ] Мигранты из соседнего Судана, записавшиеся в армию Уганды, приняли нубийскую идентичность. [ 15 ] хотя коренные угандийские нубийцы в Бомбо , Китгуме и Гулу возмущались ими как иностранными наемниками. [ 16 ] По мнению эксперта Марка Леопольда, нубийская идентичность была «выборной, стратегической и потенциально альтернативной этнической принадлежностью» для людей из региона Западного Нила до 1979 года. Даже британский советник Амина Боб Астлс перенял традиционные нубийские шрамы. [ 17 ]
Многие нубийцы, привезенные в Уганду в военных целях, в конечном итоге поселились в городах. Они выполняли мелкие работы, становясь чернорабочими, домашней прислугой, водителями такси, ночными сторожами, механиками или предоставляли другие услуги богатым и среднему классу. Из-за их подчиненного экономического статуса и мусульманской религиозной идентичности христиане-банту в городах обычно относились к ним свысока и составляли блок городской бедноты. Многих привлекла военная и полицейская служба при Амине, поскольку она открывала возможности для экономического развития. [ 18 ]
В результате их связей с рабами-солдатами Эмина-паши, колониальными военными и правительством Амина другие угандийцы, а также европейцы ассоциировали нубийцев с насилием. [ 19 ] В результате нубийцы стали объектом дискриминации и расистского насилия после краха режима Амина во время войны между Угандой и Танзанией . [ 20 ] [ 21 ] Некоторые были лишены собственности и бежали в соседние страны, включая Кению. [ 3 ] Судан и Заир . Многие вернулись из изгнания только после того, как Йовери Мусевени захватил власть в 1986 году. Некоторые люди нубийского происхождения активно идентифицируют себя с представителями разных национальностей, чтобы избежать дискриминации. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ Какембо, Титус (26 февраля 2009 г.). «Консервативные нубийцы» . Новое видение . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вандера, Дэн (2 апреля 2018 г.). «Лидеры Бомбо возобновляют спрос на муниципалитет» . Ежедневный монитор . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Амон 2018 , с. 73.
- ^ Акчай, Ахмет Саит (2016). «Нубийцы по-прежнему остаются без гражданства в Кении спустя 150 лет» . Агентство Анадолу . Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда Кении 2019 г.: Том IV - Amazon S3 https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/s3.sourceafrica.net/documents/119795/VOLUME-IV-KPHC-2019.pdf
- ^ Перейти обратно: а б Леопольд 2005 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Леопольд 2005 , с. 10.
- ^ Леопольд 2005 , стр. 14–15.
- ^ Леопольд 2005 , с. 14.
- ^ Ньюджент 2012 , с. 233.
- ^ Амон 2018 , с. 66.
- ^ Махаджубу, Абудул (26 января 2022 г.). «СТАТУС ГРАЖДАНИНА Уганды: Как нубийцы превратились из наемников в граждан» . Отчет по Африке . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Ньюджент 2012 , стр. 233–234.
- ^ Харви, Рой (1979). «Внутренняя история Генри К.М. Киембы» . Сепия . Том. 28, нет. 7. стр. 28–30.
- ^ Отунну 2016 , с. 311.
- ^ Леопольд 2005 , с. 15.
- ^ Авирган и Хани 1983 , с. 7.
- ^ Леопольд 2005 , стр. 60–64.
- ^ Леопольд 2005 , стр. 18, 60–64.
- ^ Амон 2018 , с. 71–75.
- ^ Велленс 2017 , с. 20.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Амон, Чарльз (2018). «Спорное гражданство, религиозная дискриминация и рост нубийской идентичности в Северной Уганде» . Глобус: Журнал языка, культуры и коммуникации (6): 66–79. ISSN 2246-8838 .
- Авирган, Тони; Дорогая, Марта (1983). Война в Уганде: наследие Иди Амина Дар-эс-Салам: Издательство Танзании. ISBN 978-9976-1-0056-3 .
- Леопольд, Марк (2005). Внутри Западного Нила. Насилие, история и репрезентация на африканской границе . Оксфорд: Джеймс Карри. ISBN 0-85255-941-0 .
- Ньюджент, Пол (2012) [1-й паб. 2004]. Африка с момента обретения независимости (2-е изд.). Лондон: Red Globe Press. ISBN 978-0-230-27288-0 .
- Отунну, Огенга (2016). Кризис легитимности и политическое насилие в Уганде, 1890–1979 гг . Чикаго: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-319-33155-3 .
- Велленс, Инеке (2017). Нубийский язык Уганды: арабский креольский язык в Африке . Брилл. ISBN 9789047416227 .