Люди Ланго
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
![]() Субрегион языка | |
Общая численность населения | |
---|---|
2,131,495 [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Уганда | |
Языки | |
диалект ланго , английский | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Другие нилотские народы, особенно народы луо. [3] |
Ланго . — нилотская этническая группа [4] Они живут в северо-центральной части Уганды , в регионе, который охватывает территорию, ранее известную как округ Ланго до 1974 года, когда она была разделена на районы Апак и Лира , а затем на несколько дополнительных округов . Нынешний регион Ланго теперь включает районы Амолатар , Алебтонг , Апак , Доколо , Коле , Лира , Оям , Отуке и Квания . [5] Общая численность населения округа Ланго в настоящее время составляет [ когда? ] около 2 884 000. [6]

Люди ланго говорят на языке ланго , западно-нилотском языке группы южного луо . [7]
Ранняя история
[ редактировать ]
ланго Устная традиция утверждает, что они были частью «расы ланго» в период миграции . Эта группа позже разделилась на несколько отдельных групп, прежде чем войти в Уганду. [8] (см. Тарантино, Одве, Крацоллара, Узойгве). Название «Ланго» встречается в словарях Тесо , Кумам , Карамоджонг , Цзе и Лабвор , отражая то, как эти группы когда-то принадлежали к расе Ланго. [8] [9] [10]
Хатчинсон (1902) утверждает
«Одной из главных наций позднего королевства Уньоро являются люди ланго (Ланго, Лонго), которые, хотя часто группируются с нилотскими неграми, на самом деле принадлежат к галльскому происхождению и языку. Фактически они образуют важное звено в цепь хамитских народов, простирающаяся от земли Галла через Уньоро и Уганду на юг до озера Танганьика . Их территория, занимающая оба берега Сомерсета или Виктории-Нила между Фовейрой и Магунго, простирается на восток за пределы Униоро до долины реки Чол . из главных верхних ветвей Собата . [11] [12] [13] Они все еще сохраняли свой родной язык среди банту и негроидов и отличаются своим независимым духом, живут небольшими группами и не признают ни одного вождя племени , за исключением тех, кто выбран для защиты общих интересов во время войны». [8] (с. 360).
Хатчинсон (1902) добавляет:
«Ланго особенно известны тщательностью, уделяемой их тщательно продуманным и весьма фантастическим головным уборам. Преобладающую моду можно описать как своего рода шлем... Женщины ланго, которые являются одними из лучших и наиболее симметричных жителей экваториальных озерных регионов. Носите мало одежды и украшений, кроме западных полос, ожерелий, нарукавников и браслетов на щиколотке» (стр. 360).
Икая (Исайя) Огвангуджи, MBE
[ редактировать ]Рвот Огвангуджи родился в 1875 году в деревне Абедпини округа Лира (Окино, Патрик, и Одонго, Бонни). Он был сыном Рвота (вождя) – Рвота Олета Апара, лидера клана Оки. [14] Его первым административным титулом был Джаго (заместитель начальника) Лиры. В 1918 году он был избран главой округа (Рвот) округа Эруте, Ланго. Он продолжал занимать должность Рвота округа Эруте до 28 февраля 1951 года, а позже был повышен до звания Рвот Адвонг (старший вождь). Рвот Огвангуджи известен как руководитель, который соединил «старое Ланго» с «новым Ланго» благодаря своему обширному опыту работы в период многих изменений в 20 веке в Уганде. Он был награжден MBE в новогодних почестях в 1956 году и впоследствии вышел в отставку в декабре 1957 года. [14] (Райт, М.Дж., Журнал Уганды, том 22, выпуск 2, 1958 г.). [15]
Военный
[ редактировать ]Дриберг описал народ Ланго как
«храбрые и отважные воины, завоевавшие страх и уважение своих соседей... не являющиеся праздными свидетелями несчастий своих соседей... относящиеся к фактам жизни без чувства ложной скромности...». [13]
Армия Ланго была объединена под руководством одного военачальника, выбранного из числа доступных людей, и все должны были согласиться, чтобы он руководил им. [12] [8] Эти военачальники поведут армию Ланго против других группировок. Их власть закончилась, когда война закончилась, и все они вернулись в свои кланы и возобновили свои повседневные занятия и не имели права на какие-либо особые льготы. Известными военачальниками были Онгора Окубал, который привел ланго на их нынешнюю землю, Опьен, сменивший Онгору Окубала, за которым последовал Арим Ороба, и Агоро Абванго. Агоро Абванго повел своих людей на битву с Баньоро и был убит в Буньоро . [16] В устной литературе Ланго говорится, что, когда солдаты, пришедшие на помощь Кабалеге, отступили к Нилу, они помогли Кабалеге и Мванге, свергнутым королям Буньоро и Буганды соответственно, пересечь реку Нил . [12] Их переместили по северному коридору озера Квания. В то время там находился воин по имени Обол Арио, который завоевал большую часть северной части озера. Считается, что он помог переправить двух свергнутых королей в Доколо , где они поселились в Кангае . Обол Арио из клана Апак Окверо Нгек Айита в конце концов поселился в Амаке, где позже умер и был похоронен. [11]
Землевладение
[ редактировать ]Земля в доколониальную эпоху была общей землей , и любая необработанная территория принадлежала первому человеку или семье, которая ее обрабатывала, и передавалась старшему сыну. [17] «Землю, которая не обрабатывалась в прошлом, могла обрабатывать любая семья, и, когда она была обработана, община считала ее собственностью семьи, чей предок первым обрабатывал ее». [16] Традиционное землевладение по-прежнему широко используется в сельской местности. [14] [11] [7]
Культура
[ редактировать ]Хотя многие ланго исповедуют ислам или христианство, влияние традиционных верований по-прежнему играет значительную роль в религиозной жизни ланго. В традиционном мифе Ланго у каждого человека есть дух-хранитель и метафизическая душа. культы предков и вера в верховного бога Джока . Кроме того, большую роль в религии играли [18] [9]
Основные занятия народа ланго включают охоту, земледелие и животноводство. [18]
Клан Ланго
[ редактировать ]У народа Ланго более 148 зарегистрированных кланов в Культурном фонде Ланго, культурном учреждении, наделенном полномочиями организовывать, контролировать и представлять все кланы в общинах Ланго. [19] [20]
Ланго танец
[ редактировать ]У народа Ланго есть несколько традиционных танцев. К ним относятся Океме и Абуда, которые очень популярны и исполняются во время культурных мероприятий, свадеб или других церемоний. [21] [ не удалось пройти проверку ]
Известные люди
[ редактировать ]- Милтон Оботе , второй президент Уганды после обретения независимости [22] [23]
- Джейн Асенг , министр здравоохранения Уганды с 2016 г. [24] [ не удалось пройти проверку ]
- Бетти Средини , министр по гендерным вопросам, труду и социальному развитию с 2021 года. [25] [ не удалось пройти проверку ]
- Питер Огванг , государственный министр спорта [26] [ не удалось пройти проверку ]
- Асен Доркус , представитель женщин района Алебтонг с 2021 года. [ нужна ссылка ]
- Денис Хэмсон Обуа , главный кнут парламента Уганды с 2022 года. [27] [ не удалось пройти проверку ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Уганда — Всемирный справочник меньшинств и коренных народов» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ «Уганда — Всемирный справочник меньшинств и коренных народов» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
- ^ «Уганда — Всемирный справочник меньшинств и коренных народов» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
- ^ «Инвестируйте в Ланго» (PDF) . Инвестиционное управление Уганды.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Уганды 2014 г. – Основной отчет» (PDF) . Статистическое бюро Уганды. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Ланго | Язык, культура, традиции | Британика» . www.britanica.com . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Узойгве, Г.Н. Начало общества Ланго: обзор фактических данных . ОСЛК 38562622 .
- ^ Jump up to: а б «Культура Ланго | Радио Ва» . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Дриберг, Джек Герберт (1923). Ланго: нилотское племя Уганды (1-е изд.). Лондон: T. Fisher Unwin Ltd., с. 34. LCCN 2021666779 .
- ^ Jump up to: а б с Тарантино, А (1949). Кланы Ланго . Библиотека Университета Макерере: Журнал Уганды.
- ^ Jump up to: а б с Одада, Массачусетс (1971). Кумам: Ланги или Итесо . Национальная библиотека Уганды: Журнал Уганды.
- ^ Jump up to: а б «Ланго: нилотское племя Уганды» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Еримайо, Олич (1936). Помазание глав кланов среди ланго . Библиотека Университета Макерере: Журнал Уганды.
- ^ Райт, MJ (1958). «Ранняя жизнь Рвота Исайи Огвангуджи, MBE» . Угандийский журнал . 22 (2): 131–138. ISSN 0041-574X .
- ^ Jump up to: а б Чтобы потусоваться, с. 22
- ^ Керли, Ричард Т.; Керли, Ричард Тернер (1 января 1973 г.). Старейшины, тени и женщины: церемониальная перемена в Ланго, Уганда . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02149-5 .
- ^ Jump up to: а б Якан, Мохамад (2017). Альманах африканских народов и наций . Рутледж. ISBN 978-1-351-28930-6 .
- ^ «Учреждение культуры | Алебтонгский район» . alebtong.go.ug . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Страница публикации» . www.langodevelopmentforum.org . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ « Эхо Лавино» приносит в театр два стихотворения» . Восточноафриканский . 16 июня 2023 г. Проверено 16 января 2024 г.
- ^ «Милтон Оботе | 1-й президент Уганды, панафриканизм и наследие | Британника» . www.britanica.com . 24 декабря 2023 г. . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ веб-админ (30 апреля 2013 г.). «Его превосходительство Аполлон Милтон Оботе — бывший канцлер» . Университет Макерере . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ «Достопочтенный доктор Джейн Рут Эйсенг Очеро» . Министерство здравоохранения | Правительство Уганды . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Амонги Бетти Онгом – Министерство гендерного труда и социального развития» . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Домашняя страница» . Министерство образования и спорта . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Вождь кнута Обуа высоко оценивает трансформацию УПДФ» . Новое видение . Проверено 8 января 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Юлиус Питер Одви 2013 «Трехсотлетие народа ланго в Уганде».
- Кихангире, Киприан (1957). «Брачные обычаи племени Ланго (Уганда) в связи с каноническим правом»
- Керли, Ричард Т (1973). Старейшины, тени и женщины: церемониальная смена в Ланго, Уганда.
- Тош, Джон (1979). Лидеры кланов и вожди колоний в Ланго: политическая история восточноафриканского общества без гражданства 1800–1939 гг.
- Хатчинсон, Х.Н., Уолтер, Дж., и Лидеккер, Р. (1902). Живущие расы человечества: популярный иллюстрированный отчет об обычаях, привычках, занятиях, праздниках и церемониях человеческих рас во всем мире.
- Юлиус П.О. Одве. Предложение отпраздновать трехсотлетие (300-летие) существования, значения и вклада Ланго в Уганду. Предложение о конференции, представленное премьер-министру Культурного фонда Ланго, Лира (Уганда), 11 ноября 2011 года.
- Райт, MJ (сентябрь 1958 г.), «Молодая жизнь Рвота Исайи Огвангуджи, MBE», том 22, выпуск 2. Стр. 131–138.
- «Первый дворец Ланго». New Vision онлайн, 18 ноября 2013 г.
- Тарантино, Анджело. Lango i kare acon (Ланго до колониализма). Издательство «Фонтан», 2004.