Буньоро
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Царство Света-Света Сухость Буньоро-Китара ( Нёро ) | |
---|---|
Девиз: Для Бога и моей страны «Для Бога и моей страны» | |
Гимн: «Гимн Буньоро-Китара». | |
![]() Расположение Буньоро (красный) в Уганде (розовый) | |
Капитал и крупнейший город | Хойма |
Официальные языки | Рукопись , английский |
Этнические группы | Баньоро , Багунгу |
Demonym(s) | Они хотят пить |
Правительство | Конституционная монархия |
• Господь | Соломон Игуру, прошу |
Эндрю Гуд Ньюс Атини | |
Консолидация 16 век | |
Область | |
17 век [1] | 80 000 км 2 (31 000 квадратных миль) |
сейчас | 16 114,6 км 2 (6221,9 квадратных миль) |
Население | |
• Оценивать | 1,4 миллиона |
Валюта | Угандийский шиллинг ( UGX ) |
Часовой пояс | Всемирное координированное время +3 |
Код вызова | 256 |
Человек | В нежном |
---|---|
Люди | Жаждут Они |
Язык | Это нежно |
Страна | Бу Нёро |
Буньоро , также называемый Буньоро-Китара , — традиционное банту королевство в Западной Уганде . Это было одно из самых могущественных королевств в Центральной и Восточной Африке с 13 по 19 век. Им правит король ( Омукама ) Буньоро-Китара. [2] [3] Нынешний правитель — Соломон Игуру I , 27-й Омукама . [4] [5]
Жители Буньоро также известны как Ньоро или Баньоро (единственное число: Муньоро ). Разговорный язык — нёро , также известный как рунёро. В прошлом традиционная экономика вращалась вокруг охоты на крупную дичь слонов : , львов , леопардов и крокодилов . Сегодня баньоро являются земледельцами , которые выращивают бананы , просо , маниоку , ямс , хлопок , табак , кофе и рис . Люди в основном христиане . [6]
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Королевство Буньоро было основано в начале 14 века Рукиди-Мпугой после распада империи Китара . [7] Основатели Буньоро-Китара были известны как Бабиито, народ, пришедший на смену Бахвези. [8]
Королевство Буньоро-Китара (Уганда)
[ редактировать ]Королевство образовалось после распада Империи Китара . Позже в районе Великих озер возникли новые королевства, такие как Нкоре , Мпороро , Буганда , Тооро , Бусога , Багису (на территории нынешних Кении и Уганды ), Руанда , Бурунди и сам Буньоро. Королевство пришло к власти и контролировало ряд самых святых святынь в регионе, а также прибыльные соляные копи Кибиро на озере Мвитанциге . Высочайшее качество металлургии в регионе сделало его одной из сильнейших экономических и военных держав в районе Великих озер. [9] [10]
Царство Буньоро - самый важный институт в королевстве. Король является отцовским, что означает, что он передается по мужской линии. Эта традиция исходит из мифа, который рассказывают жители Нёро. Жили-были три сына Мукамы, и все они носили одно и то же имя. Чтобы назвать их, Мукама попросил Бога помочь ему. Прежде чем получить имя, мальчики должны выполнить ряд заданий. Им троим пришлось сидеть всю ночь, держа в руках горшок с молоком. Молоко – священный напиток, используемый при важных событиях. Тот, у кого к утру все молоко останется в горшке, станет королем. Младший сын уронил молоко и попросил старших братьев дать ему немного своего, они это сделали. Когда наступило утро, старший сын уронил еще немного. Когда Бог и Мукама пришли посмотреть на горшки, старшего сына назвали в честь крестьян, которые не годятся для выпаса скота, так как у него не осталось молока. Среднего сына назвали в честь пастухов, а младшего сына назвали Оукама, а позже Мукама или король, потому что у него было больше всех. Этот миф показывает, как Нёро объединяет религию и королевскую власть. [11] [12] [13] [14]
Отклонить
[ редактировать ]Буньоро начал приходить в упадок в конце восемнадцатого века из-за внутренних разногласий. Буганда захватил у Буньоро регионы Куки и Будду в конце века. В 1830-х годах отделилась большая провинция Тооро , получившая права на большую часть прибыльных соляных заводов. На юге Руанда и Анколе быстро росли, захватив некоторые из более мелких королевств, которые были вассалами Буньоро.
Таким образом, к середине девятнадцатого века Буньоро (также известный в то время как Уньоро ) был гораздо меньшим штатом, хотя он все еще был богатым благодаря доходам, полученным от контроля над прибыльными торговыми путями через озеро Виктория и сообщениями с побережьем Индийского моря. Океан . В частности, Буньоро получал выгоду от торговли слоновой костью . Из-за нестабильного характера торговли слоновой костью развернулась вооруженная борьба между народами баганда и баньоро . В результате столица была перенесена из Масинди в менее уязвимый Мпаро . После смерти Омакумы Кьебамбе III регион пережил период политической нестабильности, когда два короля правили в нестабильной политической среде. [15] [16]
В июле 1890 года было заключено соглашение, согласно которому вся территория Буганды к северу от озера Виктория была передана Великобритании . В 1894 году Великобритания объявила регион своим протекторатом . В союзе с Бугандой король Буньоро Омукама Кабалега сопротивлялся усилиям Великобритании, стремившейся взять под свой контроль королевство. Однако в 1899 году Омукама Кабалега был схвачен и сослан на Сейшельские острова , а Буньоро впоследствии был присоединен к Британской империи . Из-за сопротивления Буньоро британцам часть территории королевства Буньоро была передана Буганде и Тооро .
Страна была передана под управление администраторов Буганды. Баньоро восстали в 1907 году; восстание было подавлено, и отношения несколько улучшились. После того, как регион остался верным Великобритании во время Первой мировой войны, в 1933 году было заключено новое соглашение. [17] предоставление региону большей автономии. Буньоро остается одним из пяти составляющих королевств Уганды , наряду с Бугандой , Бусогой , Рувензуруру и Тооро . [16] [18]
Современное общество
[ редактировать ]Во время первого режима Милтона Оботе Королевство Буньоро первоначально выиграло от возвращения двух «потерянных графств» Буяга и Бугангайзи после референдума 1964 года . Однако оно было насильственно распущено в 1967 году. Королевство вместе с тремя другими, Буганда , Бусога , Тооро , оставалось запрещенным во время режима диктатора Иди Амина (1971–1979) и второго режима Милтона Оботе (1980–1985). [19] и оставался запрещенным до 1993 года.
В 1993 году [20] Королевство было восстановлено, и в 1995 году была принята новая конституция Уганды, разрешающая и признающая Королевства. Нынешнее Королевство охватывает районы Булииса , Хойма , Кибаале , Какумиро , Кагади , Кирьяндонго и Масинди .
По прогнозам 1997 года, общая численность населения Королевства составляет около 800 000 человек. [21] но их может быть 1 400 000 (в зависимости от источников), живущих в 250 000–350 000 домохозяйствах. 96% населения проживает в сельской местности, и только 1% населения использует электричество для освещения и приготовления пищи. Более 92% населения бедны и зарабатывают менее половины среднего показателя по Уганде, а около 50% населения неграмотно. [22] [23]
Культура
[ редактировать ]Загадки – Загадки
[ редактировать ]Вот некоторые из распространенных загадок Буньоро-Китара. Рассказчик говорит «Койкой» , а слушатель отвечает «Руквебе» . Затем рассказчик произносит *первую часть* загадки в колонке «Койкой» ниже, а слушатель дает ответ в колонке «Руквебе».
Острый | Ответ/Руквебе |
Он был пойман | Имбе собаки |
Он был пойман | Обезьяна, которую они взяли |
Они назвали мир призраками | Картофельные чипсы |
Они знают меня по плану и берут меня с планом | я посреди ночи |
Эгва Ибанда Тейя | Энджура из шерсти |
Gema engata, я приму тебя как должное | Человеческое тело |
Гуругуру не шпион | Эти вещи не работают |
Ифо, где я оставил солдат | Обукура |
Правильный вертолет | Зеленая кожа перепрыгивает через забор |
Морские огурцы | Голодная утка |
Какуду накудура икуду | Он умер |
Я оставил зерно в яме и вернулся, чтобы найти его в яме. | Шерсть коровы |
Это были змеи, которые нас укусили. | Лес – это дома |
Если у вас есть два, кто лучший? | Храм в доме |
Я удалил недостающий ключ здесь | Те, кто выжил |
Я разрезал автобус и посмотрел на поезд | Экиджудзюдзюзи Харвакё |
Я ухожу пьяный и возвращаюсь пьяный. | Хвост собаки |
Я ненавижу последствия этого | Дверь в дом |
Нкагиита нагибохеса амарагайо | Тип ученого |
Я принес палку и положил ее на спину, чтобы дети перестали играть. | Энжара |
Я пахал свой сад и не обрабатывал почву | Учитель Лэнси |
Я ушел и больше не вернулся | Сучок дерева |
Я порезал палку и не смог ее разрезать. | Картофельный стебель |
Двоих своих детей я родила от другой женщины, которая не женщина, но именно она беременна. | Картошка и стол |
Я родила Своих детей байкарру на том же месте. | Аматехе |
Я родила своих детей и буду их бить и собирать. | Абихондж Оро от Эбисиси |
Я родила всех детей и дала им красные одежды | Снежинки из картофеля |
Позволь мне построить мой дом, его ворота Магана. | Лес |
Нквесерекерейре | Деревня отключена |
Ойвале, я отправляю тебя в Зуми | Окруженный улыбкой |
Олега антаарва тотааха? | Энсохера посреди пустыни |
Омугуха губоха амаизи. | Большой |
Господь послал мне то, чего я никогда не увижу. | Ихембе — собака |
Выруби лес и я покажу тебе путь | Монстр поселения |
Тысячи и тысячи | Обуне ха рубаби |
Мы здесь, чтобы помочь вам | Он умер. |
Это не похоже на это | Аканьяпимпина ха рубаби |
Твину невозможно обмануть. | Позиция |
Йема нсири ньеме нсири, давай обнимем друг друга. | Публичные мероприятия |
Они будут мыть ноги | Обеды слона |
Кольца и кольца | Возбуждение |
Короли Буньоро-Китара
[ редактировать ]Династия | Король/Омукама | Клан | Отец | Мать | Клан Матери | Царствование | Место захоронения | |
1 | Бабиито (Царство королей) | Официальный трейлер «Исингома Рукиди и Мпууга» | Малыш | Кёмья | Ниваторо | Нравится им | начало 1400 г. | Краситель (Хилл/ролл), одежда (Масайгака-Чопе) |
2 | Окаки и Руангирра | Малыш | Рукиди I | Иремера | Тревожный | начало 1400, 9 лет | Ирангара, одежда | |
3 | Это музыкальный органайзер Игуру | Малыш | Рукиди I | Иремера | Тревожный | середина 1400 г. | Киногози-Бурули, одежда(Кигаджу-Кухукья) | |
4 | Птицы в округе Рубембека | Малыш | Ойо я | Документы | Нравится им | конец 1400 г. | Кибурара, Исинго/Ругонджо/Ссинго | |
5 | Ученый И. Рвитамаханга | Малыш | Виньи И | Ньягиро | Баниваги | начало 1500 г. | Калимби-Мутуба II, Исинго/Ругонджо/Ссинго | |
6 | Кролик на Релему | Малыш | Ученый я | Неизвестный | Таракан | середина 1500 г. | Муендже, одежда(Бусеса в Буяге) | |
7 | Виньи II Рубагирамасега | Малыш | Обезьяна я | Неизвестный | Тревожный | середина 1500 г. | Лапенье, Исинго/Ругонджо/Ссинго | |
8 | Олими II Рухундавенгве | Малыш | Вино II | Неизвестный | Нравится им | конец 15:00 | Буронго, Исинго/Ругонджо/Ссинго | |
9 | Деревня Ньярва и Омузарра | Малыш | Олимпия II | Это лениво | Багвери | конец 1500/начало 1600 | Кьяка - Торо | |
10 | Чва И, потому что я посылаю дважды | Малыш | Мисс я | Это лениво | Багвери | начало 1600 г. | Руанда | |
11 | Омуджвера (Принцесса) Масамба Га Виньи | Малыш | Вино II | Неизвестный | Нравится им | начало 1600, 5 лет | Рвембуба, Бугангази | |
12 | Кьебамбе I Похороны | Малыш | Чоу я | Рубашка | Малыш | начало 1600 г. | Киджагузо, Ньякабимба-Торо | |
13 | Виньи III Флай Маколя | Малыш | Кембабе I | работа | Нравится им | середина 1600 г. | Гром, Дым-Огонь | |
14 | История Омураги Маколии | Малыш | Вино III | Неизвестный | Неизвестный | конец 1600 г. | Кихвера, Пробуждение | |
15 | Король II Бикаджу | Малыш | Вино III | Это безумие | Неизвестный | конец 1600/начало 1700 | Семья, Саза | |
16 | Вода III Отсутствие | Малыш | Киембабе II | Дай мне духовный | Малыш | 1710-1731, 21 год | Кигухё-Буяга, одежда в Бухонде Бугангайзи | |
17 | Спасибо за обучение | Малыш | Олимпия III | Кинди | Прекрати это | 1731-1782, 51 год | Ирангарра Муйтба III, Медицина | |
18 | Олими IV Касома | Малыш | Дорогой я | Неизвестный | Таракан | 1782-1786, 4 года | Побег – в воздух, шоппинг | |
19 | Кьебамбе III Красный | Малыш | Ученый IV | Это узко | Бачва | 1786 - 1835, 49 лет. | Кибеди-Ньяманунда, Шторм | |
20 | Характеристики невесты Ньябонго II | Малыш | Кьебамабе III | Каяджа | Запросы | 1835 – 1848, 13 лет. | Буконда Сабагабо - Шторм, одежда в Китонзеи, Мутуба I | |
21 | Олими IV Рвакабале | Малыш | Глава II | Неизвестный | Они святы | 1848 – 1852, 4 года | Дождь, Район III, Шторм | |
22 | Кьябамбе IV Камураси | Малыш | Глава II | Неизвестный | Неизвестный | 1852 – 1869, 17 лет. | Бусибика я был, Буянджа | |
23 | Чва II Кабалига Джон | Малыш | Камураси | Кеньянге Ньямутахингурава | Они не будут | 1870 - 1899, 29 лет. | Мпаро, Хойма | |
24 | Китахимба и Карукара Джосия | Малыш | Чва II Кабалига | Марта все еще беременна, Акиики | Малыш | 1898-1902, 4 года | Ньяревейо, Процветание | |
25 | Духага II Бисеро Эндрю | Малыш | Чва II Кабалига | Марта все еще беременна, Акиики | Малыш | 1902-1924, 22 года | Киногоси, Бухимба-Хойма | |
26 | Победитель IV, Титус Гафабуса | Малыш | Чва II Кабалига | Марта все еще беременна, Акиики | Малыш | 1925-1967, 42 года | Мпаро, Хойма | |
27 | Игуру I, Соломон Гафабуса | Малыш | IV | Гетруда Гафабуса Комверу Афины | Малыш | 1994 – настоящее время | Н/Д | |
- Более ранние даты рассчитаны с использованием:
Бабиито. Полнолунное затмение в Бихарве, которое произошло в 1520 году нашей эры, когда Омукама Олими I Рвитамаханга находился в экспедиции из Руанды и Анколе.
- Значение некоторых титулов/имен королей.
- Рукиди или киди - означает камень
- Окаки - Начнем
- Ойо – Крыса
- Виньи - Слушай
- Олими - В гости к тебе
- Меч - узурпатор
- Чва – резак
Отношения
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Июль 2020 г. ) |
Баньоро традиционно были полигамным народом, когда могли себе это позволить. Многие браки длились недолго, и разводы были обычным явлением. По этой причине выплата семье девушки обычно выплачивалась только после нескольких лет брака. Добрачный секс также был очень распространен.
Всеми семьями управлял старший мужчина в семье (называемый Ньинека ), а деревней управлял специально избранный старейшина, которого выбирали все старейшины деревни. Он был известен как мукуру вомугонго .
Рождение
[ редактировать ]Через несколько месяцев после рождения ребенку давали имя. Обычно это делал близкий родственник, но последнее слово всегда оставалось за отцом. Даны два имени: личное имя и традиционное имя Эмпаако. Имена часто были связаны с особенностями ребенка, особыми обстоятельствами при рождении ребенка или как способ почтить память бывшего члена семьи. Большинство названий являются настоящими словами языка ньоро, а некоторые этимологически являются словами языка луо. Имена Эмпаако или Мпако включают Окаали (только для королей); Апуули , Ачаали , Араали и Ббала (только для мужчин) и Адьери , Абуки , Абвули , Амоти , Атиеньи , Атвуки и Акиики , которые могут использоваться как для мужчин, так и для женщин. (Стивен Рвагвери Атвоки, ED -Engabu za Tooro). (Ми пако или Мпако на языке луо означает «честь/в честь» , следовательно, Эмпаако или Мпаако/Мпако — это почетный титул, даже на языке луо. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Почти всегда считалось, что смерть — это дело рук злой магии, призраков или чего-то подобного. Считалось, что сплетни магическим образом влияют на людей или вредят им. Смерть рассматривалась как реальное существо. Когда человек умирал, старейшая женщина в доме очищала тело, стригла волосы и бороду и закрывала глаза умершего. Тело оставили для осмотра, и женщинам и детям разрешили плакать/рыдать, а мужчинам – нет. Если умерший был главой семьи, ему в руку клали смесь зерна (называемую энсигосиго ), и его дети должны были взять небольшую часть зерна и съесть ее, передавая таким образом его (магические) силы.
Через один или два дня тело заворачивали в ткань и проводили ряд обрядов. Следующие обряды предназначены только для глав семей: [24]
- Племянник должен снести центральный столб хижины и бросить его посреди двора.
- Племянник также брал лук и миску усопшего и бросал их шестом.
- Камин в избе бы погас
- В кучу также добавили банан с семейной плантации и горшок с водой.
- Семейного петуха пришлось поймать и убить
- Главному быку семьи пришлось оградить его от спаривания во время траура путем кастрации.
- После четырех дней траура быка убивали и съедали, тем самым заканчивая период траура.
- Дом покойного больше не будет использоваться
Захоронение . не производилось в середине дня, так как считалось опасным, чтобы солнце светило прямо в могилу Когда тело несли в могилу, женщины должны были умерить плач, а плакать на могиле запрещалось. Также беременным женщинам было запрещено участвовать в похоронах, поскольку считалось, что негативные магические силы, связанные с похоронами, будут слишком сильны, чтобы будущий ребенок мог выжить. После похорон семья стригла часть своих волос и клала их на могилу. После погребения все участники тщательно мылись, так как считалось, что негативные магические силы могут навредить посевам.
Если у покойного была обида или другое незавершенное дело с другой семьей, его рот и анус набивали глиной, чтобы призрак не преследовал. [ нужна ссылка ]
Год Буньоро
[ редактировать ]Периодичность/календарь (Обусуми) в Буньоро-Китара
Изучение периодичности рынков Китары должно основываться на концепции обусуми (календаря или времени). Он похож на европейский календарь, но связан с движением Луны и других небесных тел. Например, от появления новой луны до появления следующей составлял месяц. В этом месяце примерно тридцать дней.
Этот двенадцатимесячный год обусуми делится на Исамбья и Ирумби. Исамбья длится с Игесы (январь) до Рвенконзи (июнь). Их можно назвать летними месяцами.
Румби длится от Исеньямаро (июль) до Ньямигануро-Кьянда (декабрь) и соответствует осени.
Ирумби далее делится на две равные части: кьянда (сухой сезон) с декабря по январь и Итумба (сезон дождей с сентября по ноябрь, в течение которого осадков достаточно для роста сорняков, сельскохозяйственных культур и травы).
Исамбья также разделена на две равные части: Касамбура — сухой сезон с июня по август, период сбора урожая; и Итойго, сезон дождей, который длится с марта по май и который также является периодом посадки.
Каждый из двенадцати месяцев года имеет свое название, определяемое циклом производства. Пример,
- Игеса означает период сбора урожая проса и фасоли.
- Иджубьямиёнга-Бвансва (март) означает месяц, когда после сбора урожая начинаются дожди.
- Мачанда (апрель) — месяц, когда сеют/сажают симсим;
- Исига (сентябрь), когда сеют/сажают сельскохозяйственные культуры (например, просо); слово Исига означает посев.
- Иджуба или Качунгирамверу (октябрь) — месяц прополки,
- Рвенсенен — месяц, когда собирают кузнечиков.
- Нямиганура в период сбора урожая
- Рвенконзи - происходит от энконзиконзи, вида травы, используемой для изготовления метел. Рвенконзи - это место, полное этих травянистых растений.
- Ньямуджуна – буквально означает «спаситель». В этом месяце урожай начинает давать урожай еще до начала сбора урожая, что означает, что мы были спасены.
- Каяга – ветреный месяц
- Кукокоба – подготовка сада путем удаления травы, обычно путем ее сжигания.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бриггс, Филип; Робертс, Эндрю (2007). Уганда . Брэдт Путеводители. п. 10. ISBN 978-1-84162-182-1 .
На пике своего развития в 17 веке Буньоро занимал территорию площадью около 80 000 км2. 2 к югу и западу от Нила и озера Виктория.
- ^ Стоукс, Джейми (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока, Том 1 . Издательство информационной базы. стр. 506–509.
- ^ «AfriWetu Ep16 - Королевство Буньоро-Китара - Серия африканских цивилизаций от AfriWetu» .
- ^ Факты о Королевстве, https://www.scribd.com/doc/35682709/2010-01-21-Bunyoro-Kitara-Kingdom-General-Information.
- ^ «Культура и традиции» . Фонд Кабалеги . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ буньоро» . www.101lasttribes.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Мвамбутсия, Ндебеса, « Докапиталистическая социальная формация: случай баньянколе на юго-западе Уганды. Архивировано 1 марта 2008 г. в Wayback Machine » Обзор исследований социальных наук Восточной Африки 6, вып. 2; 7, нет. 1 (июнь 1990 г. и январь 1991 г.): 78–95.
- ^ Узойгве, Дж. Н. (1973). «Наследование и гражданская война в Буньоро-Китаре». Международный журнал африканских исторических исследований . 6 (1): 49–71. дои : 10.2307/216973 . JSTOR 216973 .
- ^ «Культура БАНЬОРО | Путеводитель по Уганде» . 07.08.2014 . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Петна (24 апреля 2020 г.). «Культура баньоро - племя баньоро, племена и культура Уганды» . Петна . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Империя Китара: одна из старейших африканских империй, существовавшая с 900 года нашей эры по настоящее время» . Theafricanhistory.com . 2 мая 2021 г.
- ^ Дэвис, JNP (январь 1959 г.). «Развитие научной медицины в африканском королевстве Буньоро-Китара» . Медицинская история . 3 (1): 47–57. дои : 10.1017/s0025727300024248 . ПМЦ 1034446 . ПМИД 13632207 .
- ^ Кесарево сечение – Краткая история (2008). Национальная медицинская библиотека, часть 2
- ^ «Королевство Буньоро-Китара — Королевство Буньоро-Китара (Республика Уганда) — Самое могущественное королевство в Восточной Африке!» . www.bunyoro-kitara.org . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Бриггс, Филип (2007). Уганда, 5-е место: Путеводитель по Брэдту . Брэдт Путеводители. стр. 11–14.
- ^ Jump up to: а б Дойл, Шейн (2006). Кризис и упадок в Буньоро: население и окружающая среда западной Уганды, 1860-1955 гг . Лондон Оксфорд Кампала Афины, Огайо: Британский институт в Восточной Африке совместно с издательством James Currey Fountain Publishers Ohio University Press. ISBN 978-0-8214-1634-1 .
- ^ https://kituochakatiba.org/sites/default/files/legal-resources/THE%20BUNYORO%20AGREEMENT%201933.pdf Соглашение Буньоро 1933 г.
- ^ Дойл, Шейн (2000). «Сокращение численности населения и задержка восстановления в Буньоро, 1860-1960 годы» . Журнал африканской истории . 41 (3): 429–458. дои : 10.1017/S0021853700007751 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 183476 . S2CID 162522723 .
- ^ «Конституция Уганды 1967 года» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2010 г. Проверено 5 октября 2010 г.
- ^ Закон о традиционных правителях (реституция активов и собственности) 1993 г. [1]. Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ [2] Архивировано 18 декабря 2009 г. в прогнозах Wayback Machine за 1997 год. Актуального номера не существует
- ^ Узойгве, Дж. Н. (1972). «Доколониальные рынки в Буньоро-Китаре» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 14 (4): 422–455. дои : 10.1017/S0010417500006794 . ISSN 0010-4175 . JSTOR 178036 . S2CID 145160791 .
- ^ «Баньоро | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Культура и люди Уганды: баньоро, политическая система, домашняя и социальная структура, экономика, брак» . Архивировано из оригинала 15 января 2010 г. Проверено 10 октября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]