Jump to content

Конституция Уганды

Конституция Республики Уганда 1995 г.
Обзор
Юрисдикция Уганда
Ратифицирован 22 сентября 1995 г.
Дата вступления в силу 8 октября 1995 г.
Система Унитарная президентская республика
Структура правительства
Филиалы Три
Чемберс Однопалатный ( парламент )
Исполнительный Президент
судебная власть Верховный суд
История
Поправки 4
Последняя поправка 5 января 2018 г.
Автор(ы) Конституционная комиссия Уганды
Заменяет Конституция Республики Уганда 1967 г.
Полный текст
Конституция Республики Уганда в Wikisource

Конституция Уганды является высшим законом Уганды . Четвертая и действующая конституция была обнародована 8 октября 1995 года. Она санкционирует республиканскую форму правления с могущественным президентом .

Первая Конституция была принята в 1962 году, но ее заменили четыре года спустя, в 1966 году. Конституция 1966 года, принятая в напряженной политической обстановке и без дебатов, была заменена в 1967 году. До того, как на смену ей пришла Конституция 1995 года, Конституция 1967 года пострадала от различных периоды приостановления деятельности полностью или частично.

В 2005 году в Конституцию были внесены поправки, предусматривающие многопартийную политическую систему.

Первая конституция (1962–1966)

[ редактировать ]

Первая конституция Уганды была разработана Конституционной конференцией Уганды и вступила в силу в момент обретения независимости (9 октября 1962 г.). Он предусматривал систему парламентской демократии, подкрепленную конституционным превосходством . [1] Он предусматривал сложную систему передачи полномочий внутри Уганды: Королевство Буганда получило особенно сильные полномочия самоуправления; [1] [2] Королевства Буньоро, Аколи, Тооро и Анколе, а также территория Бусога также получили статус «федеральных штатов», и им было разрешено сохранить свои собственные законодательные органы; тогда как остальные районы и территория Мбале контролировались непосредственно центральным правительством. [1] Конституция 1962 года предусматривала прямое избрание большинства членов парламента. Единственным исключением из этого правила была Буганда, где депутаты избирались коллегией выборщиков, состоящей из членов Лукиико ( собственного субнационального парламента Буганды). [2]

В конституцию 1962 года вносились поправки трижды: во-первых, и это самое главное, в нее были внесены поправки в 1963 году, чтобы заменить королеву Елизавету II (представленную генерал-губернатором Уганды сэром Уолтером Куттсом ) в качестве главы государства на преимущественно церемониальную должность президента. , избранные из числа традиционных правителей и конституционных глав округов; в 1964 году в него были внесены поправки, вносящие незначительные изменения в дату роспуска Законодательного собрания Королевства Тооро; а в январе 1965 года в него в третий и последний раз были внесены поправки, чтобы придать силу результатам референдума проигравших округов . [3]

С 1963 по 1966 год Уганду называли «Суверенным государством Уганда» из-за сильного монархического элемента в конституционном устройстве Уганды.

Вторая конституция (1966–1967)

[ редактировать ]

В феврале 1966 года, во время политического кризиса, окружавшего золотой скандал , тогдашний премьер-министр (и глава правительства) Милтон Оботе приостановил действие первой конституции. [3] [4] вскоре после этого стал главой государства и главой правительства. [1] 15 апреля была обнародована новая конституция. [3] [4] Эта невидимая «конституция по ячейкам» (названная так потому, что ее копии были расклеены по ячейкам членов парламента). [5] ) открыто задумывался как временная мера «до тех пор, пока Учредительное собрание, созданное Парламентом, не примет Конституцию вместо настоящей Конституции». [3] Дословно повторяя многие аспекты конституции 1962 года, конституция 1966 года переименовала должность лидера партии, имеющей наибольшую численность в Национальном собрании, на «президента». [3] Конституция 1966 года также понизила статус Буганды, чтобы привести его в соответствие со статусом других исторических королевств, например, отказавшись от предыдущей привилегии Буганды косвенно, а не напрямую избирать членов парламента Уганды. [3] и упразднение Высокого суда Буганды . [2] [4] Буганда отказался принять новую конституцию, что привело к изгнанию Кабаки Мутесы II (который до кризиса был первым президентом Уганды) и отсрочке национальных выборов до 1971 года. [1] [4] Первая поправка к конституции 1966 года вступила в силу 3 июня 1966 года, в результате чего Буганда стала еще ближе к королевствам Буньоро, Аколи, Тооро и Анколе, но понизила статус Бусоги до статуса округа. [3]

Третья конституция (1967–1995)

[ редактировать ]

Эта конституция переименовала Уганду в «Республику Уганда».

Третья конституция была обнародована 8 сентября 1967 года после трехмесячных дебатов в Учредительном собрании, сформированном из членов Национального собрания. [2] По сути, это была измененная версия конституции 1966 года. [2] но отменил всех традиционных правителей и все местные законодательные органы [4] и значительно расширил власть исполнительной власти (в то время возглавляемой Оботе) за счет законодательной власти. [1] Хотя конституция теоретически положила начало парламентской демократии, на практике Национальное собрание имело небольшое влияние. [1] В 1969 году СКП была официально объявлена ​​единственной официальной партией Уганды, создавшей однопартийное государство . [1]

Действие третьей конституции было частично приостановлено при Иди Амине на основании Официального уведомления № 1 от 1971 года. [2] [4] и в значительной степени игнорировался во время его президентства. [2] В частности, поскольку уведомление приостановило действие статьи 1 (верховенство конституции), оно открыло Амину возможность править посредством указа. [6] Дальнейшие конституционные изменения, внесенные Указом о Конституции (изменениях) № 5 от 1971 года, который предусматривал, что все исполнительные полномочия должны были осуществляться председателем Совета обороны (титул, который носил сам Амин). [7] и Указ Парламента (о передаче полномочий) № 8 от 1971 года, который наделил законодательными полномочиями Амина и его совет министров. [6]

Правовой статус конституции 1967 года после свержения Амина в 1979 году не был ясен. [2] Юридическое уведомление № 1 от 1979 года аннулировало Юридическое уведомление № 1 от 1971 года и принципиально признало Конституцию 1967 года как еще раз высшую, но также приостановило действие некоторых ее частей и передало многочисленные исполнительные полномочия новому президенту Юсуфу Луле . [6] [8] Все законодательные полномочия, упомянутые в Конституции, должны были принадлежать Национальному консультативному совету (НКС) до тех пор, пока не будет избрано Законодательное собрание. [7] Несмотря на это, NCC предпочел пойти дальше и вообще отказаться от Конституции 1967 года. [2] Это разногласие способствовало тому, что NCC заменил Луле Годфри Бинаисой в июне 1979 года. [2] Вскоре после этого Официальное уведомление № 5 от 1980 года предусматривало создание Президентской комиссии . Он прямо предусматривал, что «в случае возникновения какого-либо противоречия между положениями настоящей Прокламации и положениями Конституции Уганды или любого другого писаного закона положения настоящей Прокламации имеют преимущественную силу». [7]

Конституция 1967 года была официально возобновлена ​​Оботе после его возвращения к власти в конце 1980 года. [1] но после его свержения Базилио Олара-Окелло в июле 1985 года действие конституции было снова приостановлено. [9] При захвате власти в 1986 году Армия национального сопротивления под руководством Йовери Мусевени подтвердила, что конституция 1967 года имеет высшую силу, но частично приостановлена. [2] [6] В частности, действие положений конституции, касающихся существования национального парламента и выборов президента, было приостановлено на четыре года (позже продлено до восьми). [2] Подробности этого приостановления были изложены в Официальном уведомлении № 1 от 1986 года. [2] которое аннулировало Официальное уведомление № 1 от 1979 года и передало исполнительную власть непосредственно Мусевени. [7]

Четвертая конституция (1995 – настоящее время)

[ редактировать ]

В 1988 году Совет национального сопротивления учредил Конституционную комиссию Уганды и поручил ей пересмотреть конституцию 1967 года и разработать новую конституцию. [2] [10] Мандат комиссии заключался в том, чтобы консультироваться с народом и вносить предложения по постоянной демократической конституции, основанной на национальном консенсусе. [10] В своем заключительном отчете от декабря 1992 года Комиссия рекомендовала, чтобы новая конституция была одобрена Учредительным собранием, избранным большинством голосов . Выборы в Учредительное собрание состоялись в марте 1994 года. [10]

Результатом этого процесса стала четвертая конституция Уганды от 22 сентября 1995 года, принятая Ассамблеей 27 сентября. [10] и обнародован 8 октября. [2] Гораздо более подробная, чем предыдущие конституции, [2] он санкционирует республиканскую форму правления с могущественным президентом . Однако по сравнению с конституцией 1967 года конституция 1995 года более открыто пытается достичь баланса власти между исполнительной, законодательной властью и другими органами, независимость которых гарантируется конституцией. [5] Например, в последнем случае назначения министров и государственные займы должны быть одобрены парламентом; а государственная служба назначается независимой Комиссией по государственной службе и Комиссией по судебной службе . [5] Президент больше не имеет права распускать парламент, и парламент может преодолеть президентское вето большинством в две трети. [5] В конституции 1995 года подчеркивается идея независимой судебной власти, при которой Верховный суд является последней апелляционной инстанцией. [5]

Конституция Уганды 1995 года восстановила все традиционные монархии, за исключением Королевства Анколе , но ограничивает полномочия монархов Уганды только вопросами культуры.

Поправки 2005 года сняли ограничения на президентский срок и легализовали многопартийную политическую систему . Однако в 2018 году были внесены поправки, и новые ограничения на президентский срок были сняты.

В соответствии со статьей 102, лицо, имеющее право быть избранным президентом, должно быть гражданином Уганды по рождению не моложе тридцати пяти лет и иметь право быть членом парламента. [11]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Узойгве, Дж.Н. (1983). «Уганда и парламентское правительство». Журнал современных африканских исследований . 21 (2): 253–271. дои : 10.1017/s0022278x00023260 . JSTOR   160775 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мухоли, Дэвид (1995). Полный путеводитель по четвертой конституции Уганды: история, политика и закон . Издательство «Фонтан». ISBN  978-9970-02-084-3 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Моррис, Х.Ф. (1966). «Конституция Уганды, апрель 1966 г.». Журнал африканского права . 10 (2): 112–117. дои : 10.1017/s0021855300004575 . JSTOR   744686 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Йоргенсен, Ян Елмерт (1981). Уганда: современная история . Тейлор и Фрэнсис. стр. 229–231, 279. ISBN.  978-0-85664-643-0 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Рукаре, Дональд. «Реализация конституции 20 лет спустя: табель успеваемости Уганды». В Фомбаде, Чарльз Манга (ред.). Реализация современных африканских конституций: вызовы и перспективы (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 апреля 2018 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Бруно, Айебаре (16 июня 2016 г.). «Заметки о конституционном праве II» . ayebarebruno.blogspot.co.uk . Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Секинди, Фредрик Дерек (27 мая 2015 г.). «Критический анализ правовой конструкции президентства в Уганде после 1995 года» (PDF) . Брюнельский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2018 г. Проверено 29 апреля 2018 г.
  8. ^ Отчет Конституционной комиссии Уганды: анализ и рекомендации . Конституционная комиссия Уганды. 1993. с. 317. Архивировано из оригинала 07 февраля 2022 г. Проверено 29 апреля 2018 г. Прокламация в официальном уведомлении № 1 от 1979 года, подозреваемая в главах IV и V Конституции. Официальное уведомление № 1 от 1971 года было аннулировано.
  9. ^ «Офицеры Уганды приостанавливают действие Конституции» . Нью-Йорк Таймс . 29 июля 1985 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д «Конституционная история Уганды» . КонституцияНет . Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 13 апреля 2018 г.
  11. ^ «Уганда» . Юристы Индии - Закон Индии / Индийский юрист, Интернет-правовые решения юристов юридической фирмы Индии . Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c9ee07f84aa3d9c8eaaa27a7a58f8cc__1698228600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/cc/6c9ee07f84aa3d9c8eaaa27a7a58f8cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Uganda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)