Конституция Уганды
Конституция Республики Уганда 1995 г. | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Юрисдикция | Уганда |
Ратифицирован | 22 сентября 1995 г. |
Дата вступления в силу | 8 октября 1995 г. |
Система | Унитарная президентская республика |
Структура правительства | |
Филиалы | Три |
Чемберс | Однопалатный ( парламент ) |
Исполнительный | Президент |
судебная власть | Верховный суд |
История | |
Поправки | 4 |
Последняя поправка | 5 января 2018 г. |
Автор(ы) | Конституционная комиссия Уганды |
Заменяет | Конституция Республики Уганда 1967 г. |
Полный текст | |
![]() |
Конституция Уганды является высшим законом Уганды . Четвертая и действующая конституция была обнародована 8 октября 1995 года. Она санкционирует республиканскую форму правления с могущественным президентом .
Первая Конституция была принята в 1962 году, но ее заменили четыре года спустя, в 1966 году. Конституция 1966 года, принятая в напряженной политической обстановке и без дебатов, была заменена в 1967 году. До того, как на смену ей пришла Конституция 1995 года, Конституция 1967 года пострадала от различных периоды приостановления деятельности полностью или частично.
В 2005 году в Конституцию были внесены поправки, предусматривающие многопартийную политическую систему.
Первая конституция (1962–1966)
[ редактировать ]Первая конституция Уганды была разработана Конституционной конференцией Уганды и вступила в силу в момент обретения независимости (9 октября 1962 г.). Он предусматривал систему парламентской демократии, подкрепленную конституционным превосходством . [1] Он предусматривал сложную систему передачи полномочий внутри Уганды: Королевство Буганда получило особенно сильные полномочия самоуправления; [1] [2] Королевства Буньоро, Аколи, Тооро и Анколе, а также территория Бусога также получили статус «федеральных штатов», и им было разрешено сохранить свои собственные законодательные органы; тогда как остальные районы и территория Мбале контролировались непосредственно центральным правительством. [1] Конституция 1962 года предусматривала прямое избрание большинства членов парламента. Единственным исключением из этого правила была Буганда, где депутаты избирались коллегией выборщиков, состоящей из членов Лукиико ( собственного субнационального парламента Буганды). [2]
В конституцию 1962 года вносились поправки трижды: во-первых, и это самое главное, в нее были внесены поправки в 1963 году, чтобы заменить королеву Елизавету II (представленную генерал-губернатором Уганды сэром Уолтером Куттсом ) в качестве главы государства на преимущественно церемониальную должность президента. , избранные из числа традиционных правителей и конституционных глав округов; в 1964 году в него были внесены поправки, вносящие незначительные изменения в дату роспуска Законодательного собрания Королевства Тооро; а в январе 1965 года в него в третий и последний раз были внесены поправки, чтобы придать силу результатам референдума проигравших округов . [3]
С 1963 по 1966 год Уганду называли «Суверенным государством Уганда» из-за сильного монархического элемента в конституционном устройстве Уганды.
Вторая конституция (1966–1967)
[ редактировать ]В феврале 1966 года, во время политического кризиса, окружавшего золотой скандал , тогдашний премьер-министр (и глава правительства) Милтон Оботе приостановил действие первой конституции. [3] [4] вскоре после этого стал главой государства и главой правительства. [1] 15 апреля была обнародована новая конституция. [3] [4] Эта невидимая «конституция по ячейкам» (названная так потому, что ее копии были расклеены по ячейкам членов парламента). [5] ) открыто задумывался как временная мера «до тех пор, пока Учредительное собрание, созданное Парламентом, не примет Конституцию вместо настоящей Конституции». [3] Дословно повторяя многие аспекты конституции 1962 года, конституция 1966 года переименовала должность лидера партии, имеющей наибольшую численность в Национальном собрании, на «президента». [3] Конституция 1966 года также понизила статус Буганды, чтобы привести его в соответствие со статусом других исторических королевств, например, отказавшись от предыдущей привилегии Буганды косвенно, а не напрямую избирать членов парламента Уганды. [3] и упразднение Высокого суда Буганды . [2] [4] Буганда отказался принять новую конституцию, что привело к изгнанию Кабаки Мутесы II (который до кризиса был первым президентом Уганды) и отсрочке национальных выборов до 1971 года. [1] [4] Первая поправка к конституции 1966 года вступила в силу 3 июня 1966 года, в результате чего Буганда стала еще ближе к королевствам Буньоро, Аколи, Тооро и Анколе, но понизила статус Бусоги до статуса округа. [3]
Третья конституция (1967–1995)
[ редактировать ]Эта конституция переименовала Уганду в «Республику Уганда».
Третья конституция была обнародована 8 сентября 1967 года после трехмесячных дебатов в Учредительном собрании, сформированном из членов Национального собрания. [2] По сути, это была измененная версия конституции 1966 года. [2] но отменил всех традиционных правителей и все местные законодательные органы [4] и значительно расширил власть исполнительной власти (в то время возглавляемой Оботе) за счет законодательной власти. [1] Хотя конституция теоретически положила начало парламентской демократии, на практике Национальное собрание имело небольшое влияние. [1] В 1969 году СКП была официально объявлена единственной официальной партией Уганды, создавшей однопартийное государство . [1]
Действие третьей конституции было частично приостановлено при Иди Амине на основании Официального уведомления № 1 от 1971 года. [2] [4] и в значительной степени игнорировался во время его президентства. [2] В частности, поскольку уведомление приостановило действие статьи 1 (верховенство конституции), оно открыло Амину возможность править посредством указа. [6] Дальнейшие конституционные изменения, внесенные Указом о Конституции (изменениях) № 5 от 1971 года, который предусматривал, что все исполнительные полномочия должны были осуществляться председателем Совета обороны (титул, который носил сам Амин). [7] и Указ Парламента (о передаче полномочий) № 8 от 1971 года, который наделил законодательными полномочиями Амина и его совет министров. [6]
Правовой статус конституции 1967 года после свержения Амина в 1979 году не был ясен. [2] Юридическое уведомление № 1 от 1979 года аннулировало Юридическое уведомление № 1 от 1971 года и принципиально признало Конституцию 1967 года как еще раз высшую, но также приостановило действие некоторых ее частей и передало многочисленные исполнительные полномочия новому президенту Юсуфу Луле . [6] [8] Все законодательные полномочия, упомянутые в Конституции, должны были принадлежать Национальному консультативному совету (НКС) до тех пор, пока не будет избрано Законодательное собрание. [7] Несмотря на это, NCC предпочел пойти дальше и вообще отказаться от Конституции 1967 года. [2] Это разногласие способствовало тому, что NCC заменил Луле Годфри Бинаисой в июне 1979 года. [2] Вскоре после этого Официальное уведомление № 5 от 1980 года предусматривало создание Президентской комиссии . Он прямо предусматривал, что «в случае возникновения какого-либо противоречия между положениями настоящей Прокламации и положениями Конституции Уганды или любого другого писаного закона положения настоящей Прокламации имеют преимущественную силу». [7]
Конституция 1967 года была официально возобновлена Оботе после его возвращения к власти в конце 1980 года. [1] но после его свержения Базилио Олара-Окелло в июле 1985 года действие конституции было снова приостановлено. [9] При захвате власти в 1986 году Армия национального сопротивления под руководством Йовери Мусевени подтвердила, что конституция 1967 года имеет высшую силу, но частично приостановлена. [2] [6] В частности, действие положений конституции, касающихся существования национального парламента и выборов президента, было приостановлено на четыре года (позже продлено до восьми). [2] Подробности этого приостановления были изложены в Официальном уведомлении № 1 от 1986 года. [2] которое аннулировало Официальное уведомление № 1 от 1979 года и передало исполнительную власть непосредственно Мусевени. [7]
Четвертая конституция (1995 – настоящее время)
[ редактировать ]В 1988 году Совет национального сопротивления учредил Конституционную комиссию Уганды и поручил ей пересмотреть конституцию 1967 года и разработать новую конституцию. [2] [10] Мандат комиссии заключался в том, чтобы консультироваться с народом и вносить предложения по постоянной демократической конституции, основанной на национальном консенсусе. [10] В своем заключительном отчете от декабря 1992 года Комиссия рекомендовала, чтобы новая конституция была одобрена Учредительным собранием, избранным большинством голосов . Выборы в Учредительное собрание состоялись в марте 1994 года. [10]
Результатом этого процесса стала четвертая конституция Уганды от 22 сентября 1995 года, принятая Ассамблеей 27 сентября. [10] и обнародован 8 октября. [2] Гораздо более подробная, чем предыдущие конституции, [2] он санкционирует республиканскую форму правления с могущественным президентом . Однако по сравнению с конституцией 1967 года конституция 1995 года более открыто пытается достичь баланса власти между исполнительной, законодательной властью и другими органами, независимость которых гарантируется конституцией. [5] Например, в последнем случае назначения министров и государственные займы должны быть одобрены парламентом; а государственная служба назначается независимой Комиссией по государственной службе и Комиссией по судебной службе . [5] Президент больше не имеет права распускать парламент, и парламент может преодолеть президентское вето большинством в две трети. [5] В конституции 1995 года подчеркивается идея независимой судебной власти, при которой Верховный суд является последней апелляционной инстанцией. [5]
Конституция Уганды 1995 года восстановила все традиционные монархии, за исключением Королевства Анколе , но ограничивает полномочия монархов Уганды только вопросами культуры.
Поправки 2005 года сняли ограничения на президентский срок и легализовали многопартийную политическую систему . Однако в 2018 году были внесены поправки, и новые ограничения на президентский срок были сняты.
В соответствии со статьей 102, лицо, имеющее право быть избранным президентом, должно быть гражданином Уганды по рождению не моложе тридцати пяти лет и иметь право быть членом парламента. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Узойгве, Дж.Н. (1983). «Уганда и парламентское правительство». Журнал современных африканских исследований . 21 (2): 253–271. дои : 10.1017/s0022278x00023260 . JSTOR 160775 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мухоли, Дэвид (1995). Полный путеводитель по четвертой конституции Уганды: история, политика и закон . Издательство «Фонтан». ISBN 978-9970-02-084-3 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моррис, Х.Ф. (1966). «Конституция Уганды, апрель 1966 г.». Журнал африканского права . 10 (2): 112–117. дои : 10.1017/s0021855300004575 . JSTOR 744686 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Йоргенсен, Ян Елмерт (1981). Уганда: современная история . Тейлор и Фрэнсис. стр. 229–231, 279. ISBN. 978-0-85664-643-0 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рукаре, Дональд. «Реализация конституции 20 лет спустя: табель успеваемости Уганды». В Фомбаде, Чарльз Манга (ред.). Реализация современных африканских конституций: вызовы и перспективы (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 апреля 2018 г. Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бруно, Айебаре (16 июня 2016 г.). «Заметки о конституционном праве II» . ayebarebruno.blogspot.co.uk . Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Секинди, Фредрик Дерек (27 мая 2015 г.). «Критический анализ правовой конструкции президентства в Уганде после 1995 года» (PDF) . Брюнельский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2018 г. Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Отчет Конституционной комиссии Уганды: анализ и рекомендации . Конституционная комиссия Уганды. 1993. с. 317. Архивировано из оригинала 07 февраля 2022 г. Проверено 29 апреля 2018 г.
Прокламация в официальном уведомлении № 1 от 1979 года, подозреваемая в главах IV и V Конституции. Официальное уведомление № 1 от 1971 года было аннулировано.
- ^ «Офицеры Уганды приостанавливают действие Конституции» . Нью-Йорк Таймс . 29 июля 1985 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Конституционная история Уганды» . КонституцияНет . Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ «Уганда» . Юристы Индии - Закон Индии / Индийский юрист, Интернет-правовые решения юристов юридической фирмы Индии . Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Полный текст Конституции Республики Уганда в Wikisource.
- Конституция 1962 года
- Конституция 1966 года
- Конституция 1967 года
- Конституция. Архивировано 6 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Государственный дом Уганды.