Конституция Лесото
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2022 г. ) |
Конституция Лесото является основным законом, регулирующим деятельность Королевства Лесото . Он обеспечивает правовую основу структуры правительства и определяет права, гарантированные гражданам. Конституция была принята в 1993 году. Она была направлена на распределение власти между тремя ветвями власти при сохранении власти монархии.
С 1993 года в Конституцию вносились поправки пять раз.
Содержание
[ редактировать ]Конституция состоит из пятнадцати глав, содержащих 166 разделов, и трех приложений.
Глава 1: Королевство и его Конституция
В главе 1 описывается Королевство и его Конституция. Во-первых, он провозглашает Лесото суверенным демократическим королевством и определяет территорию королевства. Раздел 2 устанавливает Конституцию как высший закон Лесото. В главе также указывается, что официальными языками Лесото являются сесото и английский .
Глава 2: Защита основных прав и свобод человека
Глава 2 гарантирует определенные права и свободы гражданам, выступая в качестве билля о правах. Гражданам гарантируется право на жизнь, личную свободу и равенство перед законом. Кроме того, Конституция гарантирует свободу от бесчеловечного обращения, рабства, произвольного обыска, конфискации собственности и дискриминации. Также гражданам гарантируется свобода передвижения, слова, объединений и совести.
В этом разделе указывается, что на эти гарантии имеет право каждый человек в Лесото независимо от расы, пола, языка, религии, политических убеждений, национальности и имущественного состава.
Глава 3: Принципы государственной политики
В главе 3 изложены принципы государственной политики. Во-первых, Конституция обещает, что Лесото будет проводить политику, направленную на содействие равенству и справедливости. Далее в разделе говорится, что государство должно принять «соответствующие меры для обеспечения равенства обездоленных групп». Эти обязательства распространяются на защиту здоровья, образования, возможностей трудоустройства, условий труда и прав жертв. Наконец, раздел обещает защитить детей, инвалидов, маргинализированные культурные группы и даже окружающую среду.
Глава 4: Гражданство
В главе 4 описывается, как работает гражданство в Лесото. В начале раздела содержится заверение всех существующих граждан согласно Приказу о гражданстве Лесото 1971 года в том, что они сохраняют свое гражданство в соответствии с новой Конституцией. Гражданство распространяется на всех, кто родился в Лесото после принятия Конституции, детей и супругов рожденных в Лесото, а также на граждан, ранее отказавшихся от гражданства из-за брака. Парламент может разработать положения, позволяющие получить гражданство тем, кто не соответствует вышеупомянутым условиям.
Глава 5: Король
Глава 5 описывает должность и обязанности короля . Глава провозглашает короля Лесото конституционным монархом и главой государства. Они также уточняют, что король по-прежнему связан рамками Конституции. Коллегии вождей поручено управлять преемственностью и заменять монархов после их смерти. Эта ответственность распространяется и на выбор короля-регента . Наконец, королю и регенту предоставляется иммунитет от налогов.
Глава 6: Парламент
Глава 6 описывает структуру и обязанности Парламента . Парламент состоит из Короля, Сената и Национальной ассамблеи . Члены Сената назначаются королем, тогда как Национальное собрание избирается всенародно по смешанной пропорциональной системе. Члены парламента должны быть гражданами Лесото и говорить на английском языке Сесото. В этой главе также установлены такие должности, как президент и вице-президент Сената и заместитель спикера Национальной ассамблеи. Наконец, оно учредило независимую избирательную комиссию для защиты справедливости выборов.
Глава 7: Изменение Конституции
Глава 7 объясняет процесс внесения поправок в Конституцию. Эта возможность зарезервирована за парламентом, который может представлять королю законопроекты с рекомендациями по внесению изменений.
Глава 8: Руководитель
В главе 8 описывается исполнительная власть Лесото. Главой исполнительной власти является король, но на него по-прежнему распространяются положения Конституции и парламента. Король должен назначить премьер-министра. Этим кандидатом должен стать лидер доминирующей партии в Палате собрания. Эта глава также учреждает Кабинет министров , который дает советы королю и возглавляет парламент. Капитул также учреждает Государственный совет для дальнейшей помощи королю. В дальнейших разделах создаются главные секретари, правительственный секретарь, генеральный прокурор, директор прокуратуры , коллегия вождей и Национальный консультативный совет по планированию.
Глава 9: Земля
Глава 9 объясняет процесс распределения земли в новом демократическом королевстве. Право выделять землю сохраняется за королем, но парламент может принимать положения, регулирующие этот процесс.
Глава 10: Финансы
В главе 10 описывается, как будет работать финансовая система Лесото. Все доходы, собираемые правительством, идут в Консолидированный фонд . Этот фонд может быть получен только в том случае, если парламент согласует законопроект о расходах. Есть исключение, когда парламент должен выделить резервные фонды на случай чрезвычайных ситуаций.
Глава 11: Судебная власть
В главе 11 описываются структура и обязанности судебной власти. Эта глава учреждает Апелляционный суд, Высокий суд, нижестоящие суды и парламентские трибуналы. Высокий суд обладает неограниченной юрисдикцией решать, какие дела он может рассматривать. Его судьи избираются парламентом, и будет главный судья. Все судьи Высокого суда являются штатными и могут быть отстранены от должности только в том случае, если будет доказано ненадлежащее поведение.
Глава 11А: Комиссия по правам человека
Глава 11А учреждает независимую комиссию по правам человека , которая занимается мониторингом прав человека в Лесото. Эта комиссия будет готовить годовой отчет и представлять его парламенту для реформирования.
Глава 12: Омбудсмен
Глава 12 устанавливает должность омбудсмена , который имеет полномочия расследовать жалобы на правительство. Они могут расследовать действия государственных чиновников и учреждений. На деятельность омбудсмена распространяются ограничения, которые могут быть установлены парламентом.
Глава 13: Государственная служба
В главе 13 описывается государственная служба. Сначала он учреждает Комиссию по государственной службе, которая осуществляет надзор за организацией и контролем государственной службы. Они несут ответственность за назначение и увольнение государственных служащих. В этой главе описываются структуры полиции, военного апелляционного суда, Службы национальной безопасности, Исправительной службы, Учебной службы и Сил обороны.
Глава 14: Разное
В главе 14 рассматриваются различные аспекты правительства Лесото, которые не рассматривались в предыдущих разделах. Государственные служащие могут уйти в отставку, когда захотят, и быть назначены повторно, если имеют соответствующую квалификацию. В этой главе также разъясняются некоторые потенциальные проблемы интерпретации формулировок документа.
Глава 15: Переходные и временные положения
В главе 15 объясняется, как существующие законы будут продолжать действовать после принятия новой Конституции. Та же самая логика применима к королю и премьер-министру, которые сохранят свои посты. Все другие должности и должности, предусмотренные Конституцией, будут созданы сразу после ее принятия.
Подразумеваемое
Многие ученые считают Конституцию Лесото ответом на апартеид в Южной Африке. Они воспринимают гарантии свободного, равноправного и справедливого общества как тонкий удар по своему эксклаву. Несмотря на наличие омбудсмена, Билля о правах и комиссии по правам человека, в Лесото доминируют патриархальные нормы. Хотя Конституция была написана в 1993 году, она во многом заимствовала Конституцию Басутолендов, которая предшествовала обретению страной независимости. Конституция была призвана создать сильные национальные и культурные идеологии, чтобы отличить Лесото от Южной Африки, но ученые сомневаются в ее эффективности.
Ссылки
[ редактировать ]Коплан, Дэвид Б.; Куинлан, Тим (1997). «Вождь народа: нация против государства в Лесото». Африка: Журнал Международного африканского института. 67 (1): 27–60. doi : 10.2307/1161269 ISSN 0001-9720.
Проктор, Дж. Х. (1969). «Построение конституционной монархии в Лесото / FORMATION D’UNE MONARCHY CONSTITUTIONAL AU LESOTHO». Цивилизации. 19 (1): 64–86. ISSN 0009-8140.
Вайсфельдер, Ричард Ф. (1976). «Упадок прав человека в Лесото: оценка внутренних и внешних факторов». Выпуск: Журнал мнений. 6 (4): 22–33. doi : 10.2307/1166558 ISSN 0047-1607. Лимон, Энтони (1996). «Лесото и Новая Южная Африка: вопрос регистрации». Географический журнал. 162 (3): 263–272. doi : 10.2307/3059649 ISSN 0016-7398.
Коббе, Джеймс (1991). «Лесото: что произойдет после падения апартеида?». Африка сегодня. 38 (1): 18–32. ISSN 0001-9887.
Вайсфельдер, Ричард Ф. (1992). «Лесото и внутренняя периферия Новой Южной Африки». Журнал современных африканских исследований. 30 (4): 643–668. ISSN 0022-278X.
УИЛЬЯМС, КРИСТОФЕР (2019). «ЛЕСОТО В 2019 ГОДУ: Оглядываясь назад, чтобы найти путь вперед».
С любовью, Рой (1996). «Лесото: от внутренней к внешней периферии?». Обзор африканской политической экономии. 23 (67): 75–80. ISSN 0305-6244.
Гордон, Элизабет Болтсон (1994). «Бедственное положение женщин Лесото: пересмотр на фоне упадка апартеида?». Журнал исследований чернокожих. 24 (4): 435–446. ISSN 0021-9347.
Туркон, Дэвид (2008). «Простолюдины, короли и подчиненные: политическая фракционность и структурированное неравенство в Лесото». Обзор политической и правовой антропологии. 31 (2): 203–223. ISSN 1081-6976.
Поултер, Себастьян. «Место законов Леротоли в правовой системе Лесото». Дела Африки , том. 71, нет. 283, 1972, стр. 144–62, JSTOR 720875 . По состоянию на 9 мая 2022 г.