Jump to content

Конституция Ботсваны

Конституция Республики Ботсвана
Обзор
Юрисдикция Ботсвана
Дата вступления в силу 30 сентября 1966 г.
Система Республика
Структура правительства
Филиалы Три
Чемберс Однопалатное ( Национальное собрание )
Исполнительный Президент
судебная власть Верховный суд
История
Поправки 16
Последняя поправка 1 февраля 2021 г.
Полный текст
Конституция Республики Ботсвана в Wikisource

Конституция Ботсваны вступила в силу 30 сентября 1966 года. [1]

традиционную конституцию — свод законов, известный как молао использовали До того, как в Ботсване было установлено колониальное правление, вожди племен, или диКгоси , народа Ботсваны . [2] В первые годы существования протектората Бечуаналенд некоторые жители не-Ботсваны также подчинялись этим законам. [3] Администраторы протектората сохранили элементы этой традиционной конституции, хотя и не все; большая часть этого утрачена сегодня. [4]

В 1959 году Конституционный комитет Объединенного консультативного совета разработал первую официальную конституцию Протектората, которая вступила в силу в 1960 году. [5] В 1963 году начались консультации по второй конституции, которая предоставила бы самоуправление. [5] Всеобщие выборы 1965 года были проведены в соответствии с этой конституцией, которая была создана по образцу Вестминстерской системы парламентской демократии : существовал однопалатный законодательный орган; премьер-министр и кабинет из пяти министров, ответственных перед законодательным органом; и чисто консультативный характер «Нтло я Дикгоси» . [5]

Когда 30 сентября 1966 года Ботсвана добилась полной независимости , премьер-министра сменил президент, избранный законодательным органом (переименованный в Национальное собрание ) и получивший исполнительные полномочия. [6]

Ряд более поздних поправок к Конституции увеличил число избираемых членов Национального собрания и размер Нтло я Дикгоси. Другие конституционные изменения были внесены в 1994 и 1997 годах. [7]

Структура

[ редактировать ]

Конституция разделена на 9 глав, каждая из которых подробно описывает определенные области, такие как права личности и делегирование исполнительной власти. [8]

  1. Республика
  2. Защита основных прав и свобод личности
  3. Гражданство
  4. Исполнительный
  5. Парламент
  6. Судебная власть
  7. Государственная служба
  8. Финансы
  9. Разнообразный

Республика

[ редактировать ]

В этом разделе объявляется Ботсвана независимым государством, а также определяется государственная печать. [8]

Защита основных прав и свобод личности

[ редактировать ]

В этом разделе определяются права граждан. Он начинается с заявления о том, что каждому гарантированы права независимо от расы, вероисповедания или пола. Права заключаются в следующем: «(a) жизнь, свобода, неприкосновенность личности и защита закона; (b) свобода совести, выражения мнений, собраний и ассоциаций; и (c) защита частной жизни его или ее дома и другого имущества, а также от лишения имущества без компенсации, положения настоящей главы действуют с целью обеспечения защиты тех прав и свобод, с учетом таких ограничений этой защиты, которые содержатся в этих положениях, будучи ограничениями, разработанными обеспечить, чтобы пользование указанными правами и свободами любого человека не наносило ущерба правам и свободам других лиц или общественным интересам.

Исполнительный

[ редактировать ]

В этом разделе определяется исполнительная власть, включая президента, вице-президента и кабинет министров. [8]

Президент

[ редактировать ]

Президент является главой исполнительной власти государства. Президент избирается президентом членами Национального собрания. Эти члены указывают в бюллетенях для голосования, кого они поддержат на посту президента в случае избрания, а после выборов в Национальное собрание голосуют за того, кого они указали, что изберут президентом. Президент предъявляет следующие требования: (а) является гражданином Ботсваны по рождению или происхождению; (б) достиг возраста 30 лет; и (c) имеет право быть избранным членом Национальной ассамблеи. Срок полномочий президента ограничен 10 годами или любым сроком, в течение которого президент находится на посту в Национальной ассамблее. [8]

Исполнительная власть Ботсваны принадлежит исключительно президенту. Президент также является командующим вооруженными силами. Президент также имеет право помиловать человека, осужденного за преступление. [8]

Вице-президент

[ редактировать ]

Вице-президент избирается Президентом из числа членов Национального собрания. Вице-президент заменяет Президента, когда Президент не может выполнять свои обязанности из-за болезни, смерти или по другим причинам. [8]

Вице-президент является заместителем президента и выполняет его миссии. [8]

Этот кабинет состоит из президента, вице-президента и не более шести министров, назначаемых президентом Национальным собранием. Министры в кабинете несут ответственность за консультирование президента по вопросам политики правительства. [8]

Парламент

[ редактировать ]

В этом разделе описываются как Национальная ассамблея, так и Нтло я Дикгоси, которые вместе создают Парламент Ботсваны. [8]

Национальное собрание

[ редактировать ]

Парламент состоит из президента и Национального собрания. Президент является членом Национального собрания с правом голоса. Есть еще 57 избранных членов Национального собрания. Есть также спикер Ассамблеи, который избирается членами Ассамблеи, но не обязательно сам должен быть членом Ассамблеи. Есть также заместитель спикера, избираемый Ассамблеей. [8]

Чтобы иметь право быть членом Ассамблеи, человек должен: быть гражданином Ботсваны, быть не моложе 18 лет, зарегистрирован для голосования и уметь говорить и читать по-английски. Существует множество условий, которые лишают члена права на участие, большинство из них связаны с верностью другим странам. [8]

Ботсвана разделена на количество округов, в которых есть члены парламента, так что каждый округ отправляет в Ассамблею одного члена. Жители Ботсваны имеют право голосовать, если они: 18 лет, являются гражданами и проживают в Ботсване 12 месяцев подряд. [8]

Палата лордов

[ редактировать ]

Помимо парламента, в Ботсване также есть Нтло я Дикгоси. Нтло я Дикгоси действует как консультативный орган при парламенте Ботсваны. Этот орган состоит из 33-35 членов. Чтобы иметь право стать членом, нужно быть гражданином 21 года. Для этого органа существуют такие же условия дисквалификации, как и для Национального собрания. Член назначается сроком на 5 лет. Ни один член не может участвовать в партийной политике, и многие члены являются вождями племен. Этот орган не обладает законодательной властью, включая право одобрения или вето, а скорее консультирует парламент по законопроектам и мерам. Полномочием, которым обладает этот орган, является вызов членов правительства предстать перед ним. [8]

Судебная власть

[ редактировать ]

В этом разделе описываются различные части судебной системы Ботсваны, включая Высокий суд, Апелляционный суд и Комиссию судебной службы. [8]

Высокий суд

[ редактировать ]

Высокий суд Ботсваны действует как высший источник права, в котором суд обладает неограниченной юрисдикцией первой инстанции для рассмотрения любых дел. В суде есть главный судья, а также ряд других судей, число которых определяется парламентом. Главный судья назначается президентом, как и все другие судьи, но парламент может порекомендовать их президенту. Чтобы иметь квалификацию судьи в этом суде, нужно быть либо судьей, либо адвокатом, либо профессором права с юридическим образованием, либо быть главным судьей. Назначения в этот суд производятся до тех пор, пока человеку не исполнится 70 лет. Единственная другая причина, по которой судья может покинуть высокий суд, - это если парламент решит, что человек больше не может должным образом выполнять свои обязанности. [8]

Высокий суд имеет право толковать конституцию. Если есть разногласия по поводу какой-либо интерпретации, эти разногласия разрешаются Высоким судом. [8]

Апелляционный суд

[ редактировать ]

Апелляционный суд имеет право рассматривать любое дело в Ботсване, в котором одна сторона обжаловала вынесенное решение. Этот суд состоит из председателя апелляционного суда, ряда других судей и всего Высокого суда. Как и Высокий суд, президент назначается президентом, как и другие судьи, по рекомендации парламента. Чтобы получить квалификацию, человек должен быть судьей, адвокатом или профессором права. Как и в случае с Высоким судом, лицо назначается до достижения 70-летнего возраста, за исключением случаев, когда Парламент не признает его недееспособным в течение срока его полномочий. [8]

Комиссия судебной службы

[ редактировать ]

Комиссия по судебной службе создана для консультирования президента по вопросам назначения судей. В его состав входят главный судья, председатель апелляционного суда, генеральный прокурор, председатель Комиссии по государственной службе, член Общества юристов, назначенный Обществом юристов, а также честный и опытный человек, который не практикующий юрист, назначаемый Президентом. [8]

Государственная служба

[ редактировать ]

В этом разделе подробно описаны правила и положения, касающиеся государственной службы. В этом разделе говорится, что все, что не указано в конституции или акте парламента, будет находиться в юрисдикции президента. Также будет создана Комиссия по государственной службе в составе 2-4 членов, срок полномочий которых составит 3 года. Эта комиссия рассматривает все обращения государственных служащих, отстраненных от должности и желающих на нее вернуться. Если человек не согласен с решением этой комиссии, он может обратиться непосредственно к Президенту. Президенту разрешено назначать или снимать с должности людей: посла, Верховного комиссара, секретаря кабинета министров, генерального прокурора, директора государственной прокуратуры, постоянного секретаря, комиссара полиции и f. любой другой супермасштабный офис. Этот раздел также устанавливает 5-летний возобновляемый срок полномочий Генерального прокурора, а также устанавливает 60-летний возрастной предел для Директора государственного обвинения и Генерального аудитора. Наконец, этот раздел защищает ранее существовавшие пенсии для людей, получавших пенсию до создания Конституции. [8]

В этом разделе описываются различные финансовые правила. Он начинается с создания Консолидационного фонда, в котором все доходы, полученные страной, будут объединены в один фонд. Парламент регулирует использование этого фонда. Резервные фонды также могут создаваться Парламентом в чрезвычайных ситуациях, чтобы облегчить использование средств за пределами Консолидационного фонда. Существует должность Генерального аудитора, который отвечает за счета страны. [8]

Разнообразный

[ редактировать ]

Заключительная часть Конституции детализирует три основные идеи. Во-первых, он устанавливает процедуру ухода государственного служащего со своей должности. Во-вторых, в нем говорится, что человек может быть повторно назначен на должность государственного служащего, если это прямо не разрешено Конституцией или законом Парламента. В-третьих, он определяет сокращенные версии используемых фраз, таких как «Ассамблея», для Национального собрания. [8]

Научная критика Конституции

[ редактировать ]

Хотя конституция была относительно стабильной с точки зрения руководящего документа, некоторые ученые, в том числе Гретхен Бауэр, Друсцилла Скрибнер, Джон Холм, утверждали, что конституция не защищает должным образом женщин или меньшинства . [9] [10] [11] В Ботсване возникли движения, направленные на то, чтобы попытаться установить гендерные квоты в конституции, чтобы у женщин было больше возможностей получить места в Национальной ассамблее . [11] системой округа Это связано с избирательной , согласно которой женщинам любой партии сложнее получить места. [11] Хотя инициативы по гендерным квотам в стране оказались в значительной степени неэффективными, некоторые ученые утверждают, что они доказывают, что конституция не учитывает необходимость конституционных положений, защищающих женское представительство . [11]

Конституция Ботсваны известна своей исключительной гендерной нейтральностью : во всем документе имеется только одно упоминание о поле. [10] Некоторые утверждают, что это полезно, поскольку демонстрирует гендерное равенство; однако другие указывают на эту гендерную нейтральность как на признание фактической дискриминации . [10] Те, кто утверждает это, заявляют, что женщины должны бороться за законы в негативном смысле, поскольку они должны получить законы, позволяющие им делать то, что уже должно быть предоставлено им в конституции. [10]

Еще одна критика конституции заключается в том, что она была написана нынешней и пока единственной правящей партией в стране . [9] Демократическая партия Бечуаналенда (БДП) была основана Серетсе Кхамой до того, как Ботсвана стала независимым государством , и с момента обретения страной независимости БДП была единственной правящей партией , хотя и избиралась на демократических выборах . [9] Из-за продолжающегося правления этой единственной партии многие опасаются, что действующая конституция несправедливо склоняет электорат к партии и ее сторонникам. Это также привело к критике классовых и этнических конфликтов . [9]

Некоторые хвалят конституцию за то, что она допускает политическую конкуренцию. [12] Поскольку Национальное собрание избирается народом демократическим путем, оно допускает представительство меньшинств в Ассамблее. [12] Это важно, поскольку голоса меньшинств могут быть скрыты в определенных избирательных системах , но некоторые утверждают, что конституция Ботсваны защищает голоса меньшинств. [12]

Другой аргумент, который приводят некоторые ученые, касается власти президента . [13] большими Конституция наделяет должность президента полномочиями , а поскольку в стране существовала только одна правящая партия, существует мало ограничений в отношении того, кто становится президентом и кто может давать советы и давать согласие на определенные президентские действия. [13] Это побудило некоторых ученых призвать к проведению прямых выборов президента, чтобы президент был более подотчетен народу, а также Национальной ассамблее . [13]

Другая критика касается конституций, касающихся племен и племенного права . [14] Конституция поддерживает племенную систему, включая Нтло я Дикгоси или племенной консультативный орган; однако некоторые утверждают, что это несправедливо благоприятствует могущественным племенам, оставляя более мелкие племена под управлением органа, который не представляет их интересы. [14] Этот аргумент гласит, что в конституцию следует внести поправки, включив в нее более простой и справедливый способ разделения власти между племенами, особенно потому, что нынешнее разделение было создано конституцией 1966 года. [14]

Жаклин Солуэй, Мфо Моломо и Лидия Ньяти-Рамахобо, среди других ученых, хвалят конституцию Ботсваны за то, что она была чрезвычайно прогрессивной для своего времени в попытке обеспечить гендерное равенство и равенство меньшинств ; однако есть ученые, которые утверждают, что Конституция требует серьезной работы, чтобы быть равной и справедливой. [9] [10] [11] [12] [13] [14]

  1. ^ ( http://www.hydrant.co.uk ), Сайт разработан и создан компанией Hydrant. «Ботсвана: Конституция и политика | Содружество». thecommonwealth.org . Проверено 4 октября 2018 г.
  2. ^ Мафела, Лили (15 декабря 2007 г.). Женщины Батсваны и право. Тетради по Африке . 47 (187–188): 523–566. doi : 10.4000/studiesafricaines.7962 . ISSN   0008-0055
  3. ^ Гриффитс, JES (1970). [www.jstor.org/stable/40980765 «Записка о местном самоуправлении в Ботсване»] Проверить |url= ценность ( помощь ). Примечания и записи Ботсваны . 2 : 64–70 – через JSTOR.
  4. ^ ВУЛРИЧ, Остин (1990). «Кромвельский протекторат: военная диктатура?». История . 75 : 207–231 – через JSTOR.
  5. ^ Jump up to: а б с Барри, Мортон. Исторический словарь Ботсваны . Рамзи, Джефф, На основе (работы): Мортон, Фред, 1939- (Пятое издание). Лэнхэм, Мэриленд. ISBN   9781538111321 . ОСЛК 1037884220
  6. ^ Себудубуду, Дэвид (декабрь 2011 г.). «Распределение богатства для предотвращения конфликтов и экономического роста: пример использования природных ресурсов Ботсваны для мира и развития». Университет Ботсваны .
  7. ^ Потеете, Эми. (2018). Пересмотр исполнительной власти и исполнительно-законодательных отношений в Ботсване.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Ботсвана 1966 (ред. 2002)» . Составить . Проверено 9 апреля 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Холм, Джон Д. «Ботсвана: патерналистская демократия». Мировые дела 150.1 (1987): 21–30.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Скрибнер, Друсцилла и Присцилла А. Ламберт. «Конституционализация различий: анализ тематического исследования гендерных положений в Ботсване и Южной Африке». Политика и гендер 6.1 (2010): 37-61.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Бауэр, Гретхен и Дженни Э. Бернет. «Гендерные квоты, демократия и представительство женщин в Африке: некоторые идеи из демократической Ботсваны и автократической Руанды». Международный форум женских исследований . Том. 41. Пергам, 2013.
  12. ^ Jump up to: а б с д Солуэй, Жаклин С. «Навигация по нейтральному государству: права меньшинств в Ботсване». Журнал исследований Южной Африки 28.4 (2002): 711-729.
  13. ^ Jump up to: а б с д Моломо, Мфо Г. «Демократия в осаде: президентство и исполнительная власть в Ботсване». (2000).
  14. ^ Jump up to: а б с д Ньяти-Рамахобо, Лидия. «Из телефонного звонка в высокий суд: известность вайейи и кампания Ассоциации Каманакао за языковые и культурные права в Ботсване». Журнал южноафриканских исследований 28.4 (2002): 685-709.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a135286e54d41311297846a64ef7820__1688874480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/20/4a135286e54d41311297846a64ef7820.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Botswana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)