Конституция Ганы
![]() |
---|
Конституция |
![]() ![]() |
Конституция Ганы является высшим законом Республики Гана . Он был одобрен 28 апреля 1992 года на национальном референдуме после поддержки 92%. [1] [2] Он определяет фундаментальные политические принципы, устанавливая структуру, процедуры, полномочия и обязанности правительства, структуру судебной и законодательной власти , а также излагает основные права и обязанности граждан. Он состоит из 26 глав, не считая преамбулы. [3]
Частично конституция была разработана для децентрализации правительства в Гане. [4]
Фон
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]С момента обретения независимости в 1957 году Гана претерпела несколько серьезных изменений как в типе правительства, так и в самом демократическом правительстве. [5] Впервые Гана была провозглашена республикой в 1960 году под руководством премьер-министра Кваме Нкрумы . [5] К 1964 году Гана перешла от республики к однопартийному государству с президентской системой, где права граждан были размыты, а участие в политической жизни полностью запрещено. [6] В Гане будет нестабильная политическая обстановка с несколькими военными переворотами в 1966 , 1972 , 1978, 1979 и 1981 годах, несмотря на установление демократических администраций в 1969 и 1979 годах. [5] 28 апреля 1992 года был начат референдум, на котором была одобрена Конституция 1992 года, образующая нынешнюю Четвертую республику Ганы. [7] Конституция 1992 года была основана на демократических принципах, установленных Конституциями 1957, 1969 и 1979 годов, а также на Комитете экспертов из 258 членов, которые представили множество конституционных предложений, которые должны были быть одобрены Консультативной ассамблеей. [7] Конституция 1992 года предусматривала большую свободу прессы и гарантии прав человека, аналогичную американской исполнительную власть с президентом, избираемым на четырехлетний срок, а также усиление унитарного правительства, допуская при этом местные органы власти. [6] Первое правительство Четвертой республики было официально приведено к присяге 7 января 1993 года. [7]
Первые правительства
[ редактировать ]Конституция Ганы 1957 года напоминала парламентскую демократию Великобритании: где исполнительная власть принадлежала королеве и генерал-губернатору как ее представителю; Кабинет состоял из членов парламента ; и Парламент как основной законодательный орган , контролирующий правительство Ганы. [8] Конституция 1957 года сформировала региональные ассамблеи : гарантировав создание офиса вождя, «Палаты вождей» для каждого региона и Государственного совета для решения конституционных вопросов в регионе. [8]
Вторая республика
[ редактировать ]Конституция Второй Республики Ганы была разработана в январе 1968 года. [9] В Конституции утверждается, что традиционное разделение властей устарело, и задача Президента — сохранять независимость институтов. [9] Исполнительная власть независима от законодательной и судебной ветвей власти. [9] Конституция Второй республики использовала децентрализованную форму правления, при которой местные администрации служили продолжением центрального правительства, что определяло прерогативу местной администрации. [10]
Третья республика
[ редактировать ]Перед инаугурацией первого правительства Конституции Третьей республики Гана учредила «национальное правительство», которое будет править в качестве переходного правительства «по крайней мере» четыре года. [11] Третья республика установила децентрализованный стиль правления посредством создания региональных комиссаров со статусом кабинета министров, контролирующих политическую инициативу на местности и идеально балансирующих этнические интересы. [12] Конституция установила положение, которое защищало средства массовой информации от цензуры и предоставляло равные возможности государственным СМИ. [13]
Обрамление
[ редактировать ]Преамбула
[ редактировать ]Вступительное заявление к конституции Ганы. гарантирует принцип всеобщего избирательного права взрослых; Свобода; Справедливость, честность и подотчетность; а также защита и сохранение основных прав и свобод человека, «Единство и стабильность». [14] Конституция 1992 года основывалась главным образом на уроках предыдущих конституций 1957, 1960, 1969 и 1979 годов, а также моделей конституций Великобритании и США. В преамбуле четко указано, что будет использовать Конституция Ганы 1992 года, когда она станет высшим законом Ганы. [15]
Статья 11
[ редактировать ]Статья 11 устанавливает, что законодательство Ганы состоит из Конституции, законодательства, вспомогательных или подзаконных актов, законов, существовавших до Конституции 1992 года, и, наконец, общего права. [16] В этой статье устанавливается, откуда будет взято и, как следствие, принято законодательство Ганы. Статья 11 устанавливает вклад каждой ветви власти в законодательство и судебную систему. [16]
Статья 17
[ редактировать ]Статья 17 Конституции Ганы напрямую затрагивает проблему неравенства и незаконности дискриминации по «причинам пола, расы, цвета кожи, этнического происхождения, религии, вероисповедания или экономического статуса». [17] Раздел 3 статьи 17 определяет дискриминацию как «средство предоставления различным людям только или главным образом их соответствующих описаний по признаку расы, места происхождения, политических взглядов, цвета кожи, гендерной профессии, религии или вероисповедания, в результате чего лица одного описания подвергаются или ограничения." [17] Статья 17 юридически определяет широкий термин «дискриминация», применяя концепцию всеобщего избирательного права для взрослых к основе национального законодательства Ганы. [18]
Статья 24
[ редактировать ]Статья 24 устанавливает экономические права граждан Ганы. [17] Статьи 1 и 2 устанавливают право на труд в удовлетворительных, безопасных, здоровых условиях и равную оплату с обеспечением выходных дней по требованию и в праздничные дни. [17] Кроме того, пункт 3 статьи 24 предоставляет право гражданину Ганы создавать профсоюзы или вступать в них для «продвижения и защиты своих экономических и социальных интересов». [17]
Статья 25
[ редактировать ]Статья 25 описывает права на образование в Гане. Статья 1 устанавливает право граждан Ганы на доступ к равным возможностям образования и необходимым для этого средствам. [17] В подпунктах a–e статьи 25 подробно описывается, почему базовое образование является обязательным и бесплатным; среднее образование будет доступно всем гражданам; высшее образование будет доступно для всех на основе возможностей соответствующего университета принять студентов; устанавливает право на грамотность; и право школьной системы на предоставление адекватных условий для преподавания. [17] Статья 2 предоставляет гражданам право на домашнее обучение и создание частных школ в соответствии с правами на образование, установленными статьей 1. [17]
Статья 29
[ редактировать ]Статья 29 устанавливает права инвалидов на доступ к возможностям образования и защиту от институционального насилия. [17] В пунктах 1–4 описаны права инвалидов и подробно описаны меры защиты инвалидов от дискриминации и жестокого обращения, как это определено статьей 17 конституции. [17] Статья 5 гарантирует, что инвалид является стороной в собственном судебном разбирательстве, при этом учитываются судебные факторы, связанные с умственными и физическими способностями инвалида. [17] Статьи 6 и 8 гарантируют право инвалидов на доступ к государственным и частным объектам без дискриминации, а статья 7 устанавливает специальные стимулы для предприятий, которые привлекают или нанимают на работу значительное количество людей с ограниченными возможностями. [17] Статья 8 устанавливает, что парламент должен принимать законы, обеспечивающие соблюдение статьи 29 и всех ее положений. [17]
Статья 41
[ редактировать ]Статья 41 возлагает на отдельных граждан Ганы обязанности и гласит, что осуществление прав и свобод, гарантированных Конституцией, неотделимо от выполнения гражданином своих обязанностей. [19] Обязанности, предусмотренные статьей 41, охватывают гражданскую, политическую, экономическую, социальную и культурную практику, которую практикуют жители Ганы. [19]
Разделение полномочий
[ редактировать ]Конституция 1992 года, как высший закон страны, предусматривает разделение полномочий между президентом, парламентом, кабинетом министров, Государственным советом и независимой судебной системой. Благодаря своей системе сдержек и противовесов он избегает предоставления преобладающей власти какой-либо конкретной ветви власти. Исполнительную власть разделяют президент, Государственный совет из двадцати пяти членов и многочисленные консультативные органы, включая Совет национальной безопасности. Президент является главой государства, главой правительства и главнокомандующим вооруженными силами Ганы. Он также назначает вице-президента. [20]
Законодательные функции возложены на Национальный парламент, который состоит из однопалатного органа, состоящего из 200 членов, плюс президент. Чтобы стать законом, закон должен получить одобрение президента, который имеет право вето на все законопроекты, за исключением тех, к которым применяется голосование о срочности. Члены парламента избираются всеобщим голосованием взрослых сроком на четыре года, за исключением военного времени, когда срок полномочий может быть продлен не более чем на двенадцать месяцев за пределы четырех лет. [20]
Структура и власть судебной власти независимы от всех других ветвей власти. Верховный суд обладает широкими полномочиями по судебному надзору; он выносит решения о конституционности любого законодательного или исполнительного действия по требованию любого потерпевшего гражданина. Иерархия судов во многом основана на британских юридических формах. Иерархия, называемая Высшим судебным судом, состоит из Верховного суда Ганы, Апелляционного суда (Апелляционного суда), Высокого суда, региональных трибуналов и судов или трибуналов низшей инстанции, которые может учредить парламент. Суды обладают юрисдикцией по всем гражданским и уголовным делам. [20]
Конституция 1992 года, как и предыдущие конституции, гарантирует институт вождя вместе с его традиционными советами, установленными обычным правом и обычаями. Национальная палата вождей, не имеющая ни исполнительной, ни законодательной власти, консультирует по всем вопросам, затрагивающим вождя страны и обычное право. [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Кваме Боафо-Артур (15 февраля 2007 г.). Гана . ISBN 978-1-84277-829-6 .
- ^ Сотрудники европейских изданий (2002). Африка к югу от Сахары, 2003 г. Рутледж. ISBN 1-85743-131-6 .
- ^ «Конституция Ганы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 января 2019 г. Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Фомбад, Чарльз М.; Стейтлер, Нико (10 сентября 2019 г.). Децентрализация и конституционализм в Африке . Издательство Оксфордского университета. п. 285. ИСБН 978-0-19-258503-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Профиль Ганы — Хронология» . Новости Би-би-си . Май 2018.
- ^ Перейти обратно: а б «Конституционная история Ганы» . Конституция Сеть . Международный институт демократии и помощи выборам.
- ^ Перейти обратно: а б с Нинсин, Кваме А. (1993). «Некоторые проблемы перехода Ганы к демократическому управлению» . Развитие Африки / Afrique et Développement . 18 (2): 5–22. JSTOR 43657921 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Швельб, Эгон (1960). «Республиканская конституция Ганы» . Американский журнал сравнительного права . 9 (4): 634–656. дои : 10.2307/838815 . JSTOR 838815 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фолсон, БДГ (1971). «Новая конституция Ганы» . Переход (38): 17–28. дои : 10.2307/2934307 . JSTOR 2934307 .
- ^ Да, Джозеф Р.А. (1992). «Децентрализация в соответствии с Четвертой республиканской конституцией Ганы» . Verfassung und Recht in Übersee / Право и политика в Африке, Азии и Латинской Америке . 25 (4): 394–406. JSTOR 43110139 – через JSTOR.
- ^ Ламсден, Д. Пол (1980). «На пути к Третьей республике Ганы». Канадский журнал африканских исследований . 13 (3): 471–477. дои : 10.2307/484971 . JSTOR 484971 .
- ^ Чазан, Наоми (1982). «Этническая принадлежность и политика в Гане» . Политология ежеквартально . 97 (3): 461–485. дои : 10.2307/2149995 . JSTOR 2149995 .
- ^ Твумаси, Яу (1981). «Средства массовой коммуникации и Третья республиканская конституция Ганы» . Дела Африки . 80 (318): 13–27. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a097280 . JSTOR 721428 – через JSTOR.
- ^ «Конституция Ганы 1992 года с поправками, внесенными до 1996 года» (PDF) . Создать проект .
- ^ «Гана – ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКА» . Countrystudies.us .
- ^ Перейти обратно: а б «Исследование законодательства Ганы — ГлобаЛекс» . www.nyulawglobal.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Гана: Конституция, статьи 17, 24, 25, 29 и 38» . DigitalCommons@ILR . Корнелльский университет, школа ILR.
- ^ «Конституция Республики Гана 1992 года с поправками 1996 года» . Constitutions.unwomen.org .
- ^ Перейти обратно: а б Куфуор, Кофи О. (1993). «Границы прав человека: некоторые аспекты Четвертой республиканской конституции Ганы в перспективе» . Verfassung und Recht in Übersee / Право и политика в Африке, Азии и Латинской Америке . 26 (4): 362–371. JSTOR 43110760 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д
В этой статье использованы общедоступные материалы из «Гана» . Федеральный исследовательский отдел . Библиотека Конгресса .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Афари-Гьян, Квадво (1 января 1995 г.). Создание четвертой республиканской конституции Ганы . Фонд Фридриха Эберта, офис в Гане. ISBN 978-9988-572-02-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция Республики Гана. Архивировано 25 января 2019 г. в Wayback Machine.