Конституция Мавритании
![]() |
---|
|
![]() |
Действующая Конституция Мавритании была принята 12 июля 1991 года. [1] независимости в 1960 году было принято несколько конституций С момента обретения Мавританией .
Действующая конституция
[ редактировать ]Действующая конституция Мавритании была официально принята 12 июля 1991 года. Согласно Конституции ислам является государственной религией, и президент должен быть мусульманином. [2] [3]
Конституция также предусматривает всеобщее, равное и тайное избирательное право на выборах президента и парламента , прямых или косвенных, а также защиту общественных и индивидуальных свобод, включая право создавать политические партии, защиту от рабства, право на забастовку, и право на собственность. Специально перечисленные охраняемые свободы включают свободу передвижения, выражения мнений, собраний, ассоциаций, торговли и интеллектуального творчества. [4]
Согласно конституции, президент избирается всеобщим прямым голосованием и наделен исполнительной властью, включая высшее командование вооруженными силами, право назначения на гражданские и военные должности, а также обнародование и исполнение законов. [5] Он подвергается ограничениям со стороны Парламента . Парламент согласно конституции состоит из Национальной ассамблеи и Сената , членам которых предоставляется иммунитет от судебного преследования на основании их голосов. Конституция предусматривает ситуации, когда Президент может созвать внеочередную сессию Парламента. [6]
Конституция также гарантирует независимость судебной власти и защиту от произвольных задержаний , а также наличие Высокого суда в качестве верховного суда Мавритании. [7]
Согласно конституции, Высший исламский совет, Экономический и социальный совет и Национальная комиссия по правам человека также уполномочены выполнять функции консультативных советов. [8]
Референдум 2006 года внес первые изменения с момента его начала. [9]
Предыдущие конституции
[ редактировать ]Конституция 1961 года
[ редактировать ]Как только в октябре 1958 г. была провозглашена Исламская Республика Мавритания, Территориальная ассамблея сменила название на Учредительное собрание и немедленно приступила к работе над проектом национальной конституции; документ был единогласно принят Учредительным собранием в марте 1959 года вместо французской конституции, а 28 ноября 1960 года Мавритания провозгласила свою независимость. [10] Конституция была ратифицирована 20 мая 1961 года. [11]
Конституция 1961 года ясно отразила влияние Конституции Пятой Французской Республики в ее приверженности либерально-демократическим принципам и неотъемлемым правам человека, выраженным в Декларации прав человека 1789 года и во Всеобщей декларации прав человека . Кроме того, Конституция подчеркнула решительное стремление государства к независимости и единству, провозгласив ислам официальной религией. По иронии судьбы, свобода религии также была гарантирована. Строгое соблюдение обоих наборов принципов, казалось бы, привело бы к конфликту, особенно в области юриспруденции ; однако на практике правительство с приемлемым успехом стремилось сбалансировать требования этих двух стран. [11]
Согласно Конституции, правительство состояло из трёх ветвей: исполнительной , законодательной и судебной . Исполнительную власть возглавлял президент республики и включала назначаемых им министров и административную бюрократию. Президент избирался всеобщим голосованием сроком на пять лет и мог служить неопределенное количество сроков. С 1966 года до переворота 1978 года все кандидаты на этот пост должны были быть выдвинуты Мавританской народной партией ( Parti du Peuple Mauritanien — PPM), быть не моложе тридцати пяти лет и полностью осуществлять свои политические и гражданские права. . В отличие от своего французского предшественника, Конституция Мавритании усилила президентскую власть, объединив ее с функциями премьер-министра, но при этом подчинив Национальное собрание. Как премьер-министр, президент участвовал в законодательных процессах, которые в противном случае находились бы в ведении Национального собрания. В то же время Конституция не позволяла президенту распускать Национальное собрание, а также лишала собрание права смещать президента посредством вотума недоверия. [11]
В целом Конституция стала напоминать конституции других франкоязычных африканских государств , которые также были приняты под влиянием генерала Шарля де Голля и Пятой республики в ответ на ощущаемую потребность в сильном, централизованном руководстве. Однако в свете сильно фрагментированного политического устройства, типичного для большей части стран Африки к югу от Сахары в то время, система сдержек и противовесов считалась слишком громоздкой для решения непосредственных задач. [11]
Другие президентские полномочия включали командование вооруженными силами; назначение государственных служащих, офицеров армии, судей и послов; ратификация договоров и других международных соглашений; инициирование или изменение законодательства; получение консультативных заключений Верховного суда по предлагаемому законодательству; и применение временного вето на законодательство. Возможно, величайшая сила президента заключалась в его праве во время опасности объявлять чрезвычайное положение и осуществлять внеконституционные полномочия. [11]
Национальное собрание подчинялось президенту. После обретения независимости ассамблея насчитывала сорок депутатов, все из которых избирались всеобщим голосованием на пятилетний срок. К 1971 году их число выросло до пятидесяти, а к 1975 году — до семидесяти восьми, включая новых депутатов от аннексированной части Западной Сахары Тириса аль-Гарбийю . Председатель ассамблеи был второй по величине должностью в правительстве и часто был центром традиционалистской оппозиции Дадде . Наряду с тремя вице-президентами и двумя секретарями президент ассамблеи избирался из числа депутатов. Ограниченные полномочия собрания вытекают из статьи 39 Конституции и включают разработку широкой политики в области национальной обороны, образования, труда и государственного управления. Собрание также отвечало за принятие законов о гражданских правах и налогообложении. Все остальные законодательные полномочия, включая реализацию конкретных политических решений, перешли к президенту. В целом подход Дадды к политическим вопросам подчеркнул дисбаланс между двумя ветвями власти. Например, хотя президент был обязан представлять ежегодное послание нации и мог также предоставлять дополнительные заявления ассамблее, он единолично определял, какой информацией делиться с законодателями, которые не могли заставить его быть более откровенным. Президент также мог бы полностью обойти законодательный орган, вынеся предложенный законопроект на всенародный референдум. Наконец, относительно короткая сессия ассамблеи, рассчитанная на четыре месяца в год, ограничивала количество законов, которые она могла принять. [11]
Поправки к конституции были допустимы, если они не угрожали государству или его республиканской форме правления . Либо президент, либо Национальное собрание может предложить поправку, которая затем потребует двух третей голосов в законодательном органе, чтобы стать законом. Если предложенная поправка получит лишь простое большинство, президент сможет вынести ее на референдум. Фактически, последний процесс никогда не был необходим. Две основные поправки были приняты в 1960-х годах: одна в 1965 году, институционализирующая однопартийное правительство, а вторая в 1968 году, касающаяся местной администрации, статуса судей и назначения арабского языка хасания официальным языком. [11]
Хотя Конституция не предусматривала системы сдержек и противовесов, у ассамблеи было три способа ограничить президентскую власть. Во-первых, оно могло отказаться от запрошенных бюджетных ассигнований, хотя президент мог обойти бюджетное вето ассамблеи, просто обнародовав промежуточный бюджет, основанный на общих поступлениях за предыдущий год. Во-вторых, если собрание сможет набрать две трети голосов, оно может привлечь к ответственности президента или любого из его министров за измену или заговор против государства. Верховный суд, орган, назначаемый президентом, будет рассматривать обвинения в таких случаях. Наконец, ассамблея могла бы, по сути, преодолеть президентское вето, если бы после второго чтения закон получил абсолютное большинство в ассамблее и был признан конституционным Верховным судом. [11]
проект конституции 1980 года
[ редактировать ]Военный режим, свергнувший Дадду в июле 1978 года, отменил Конституцию, ратифицированную 20 мая 1961 года. Затем, в декабре 1980 года, когда он неожиданно объявил о возвращении к гражданскому правлению, Хайдалла провозгласил новую временную конституцию. Этот проект конституции предусматривал многопартийную систему и свободу объединений, и Хайдалла надеялся, что эти положения привлекут поддержку профсоюзного движения. Однако после неудавшейся попытки государственного переворота в марте 1981 года, предпринятой бывшими членами военного правительства, Хайдалла отказался от своего намерения вернуть Мавританию под гражданское правление и отменил проект конституции. [11]
Конституционная хартия 1985 года
[ редактировать ]Конституционный устав Военного комитета национального спасения (ВКНС), обнародованный 9 февраля 1985 года, стал фактической конституцией. [11] Хартия однозначно устранила любые претензии на демократию, воплощенные в конституции 1961 года. В то же время он пообещал соблюдать Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, а также уставы Организации Объединенных Наций (ООН), Организации африканского единства (ОАЕ) и Лиги арабских государств (Лига арабских государств). [11] [12] Хартия также провозгласила ислам государственной религией, а шариат – единственным источником права. [12] Однако статья 14 предвещала возвращение к демократическим институтам и новую конституцию, которая будет иметь некоторое сходство с Конституцией 1961 года. [11]
Основные полномочия и обязанности CMSN, изложенные в статье 3 Хартии, включали определение общей политики страны, издание постановлений о проведении политики, мониторинг действий правительства, ратификацию международных соглашений и предоставление амнистии, за исключением случаев карательное правосудие и религиозные преступления (см. «Закон и преступность», гл. 5). Статьи с 4 по 10 касались внутренней организации CMSN и президентской преемственности. Члены CMSN были назначены постановлением этого органа, и только он определял процедуры, в соответствии с которыми он будет вести свою деятельность. В состав CMSN входил Постоянный комитет, состоящий из всех членов CMSN, командированных в Нуакшот . Постоянный комитет собирается на очередную сессию один раз в пятнадцать дней и на внеочередную сессию по созыву президента. CMSN должен был собираться на очередную сессию каждые три месяца и на внеочередную сессию, когда она созывалась президентом после одобрения Постоянного комитета или по требованию одной трети членов. Если президент временно отсутствовал, президент CMSN назначал члена Постоянного комитета для выполнения повседневных государственных дел. Если бы президент был временно недееспособен, Постоянный комитет назначал бы одного из своих членов для управления государственными делами на срок, не превышающий одного месяца. В случае смерти президента или его долгосрочной недееспособности Постоянный комитет назначал одного из своих членов для выполнения функций президента в течение одной недели, после чего весь CMSN назначал нового президента из числа своих членов. [12]
Статьи 11 и 12 определяли порядок назначения президентом гражданских и военных членов правительства. Будучи главой государства и главнокомандующим Вооруженными силами, президент выдвигал все кандидатуры на гражданские и военные должности, а также на членов правительства. Точно так же он мог уволить назначенца в любое время. Последние четыре статьи Конституционной хартии касались поддержания общественного порядка и исполнения постановлений CMSN. [12]
Второе постановление, изданное одновременно с уставом, регулировало внутреннюю организацию CMSN и дополняло устав. Преамбула этого постановления недвусмысленно наделяла CMSN национальным суверенитетом и легитимностью, но только до тех пор, пока она не будет заменена демократическими институтами. [12]
Первые три статьи устанавливали де-юре членство и ранг в CMSN, а также очерчивали отношения между членами правительства и CMSN. Члены CMSN имели более высокий рейтинг, чем члены правительства. Соответственно, ни один член CMSN не может быть привлечен к ответственности, подвергнут обыску, арестован, задержан или предан суду при исполнении служебных обязанностей. Ни один член не может быть арестован или привлечен к ответственности по уголовным делам или мелким правонарушениям без разрешения полного состава CMSN или Постоянного комитета, если только его не поймают на месте преступления . [12]
Вторая статья касалась выбора и ответственности президента CMSN, который был избран тайным голосованием большинством в две трети его членов и мог быть смещен таким же образом. Президент председательствовал на дебатах и следил за тем, чтобы Постоянный комитет соблюдал устав и правила комитета. Он также контролировал дебаты и мог приостановить заседание в любой момент. Внутри CMSN входили пять консультативных комиссий, занимающихся культурными и социальными вопросами, вопросами безопасности, общественными работами и развитием, экономикой и финансовыми вопросами, а также образованием и правосудием. Комиссии следили за реализацией политики в своих областях. [12]
В действительности, CMSN в 1987 году представлял собой кружок офицеров, большинство из которых были Морами , представляющими множество иногда пересекающихся, а иногда и отдельных корпоративных и этнических интересов. Среди его членов ранг, статус и влияние сильно различались. В дебатах, которые решались консенсусом, мнения и позиции признанных «больших людей» вряд ли могли открыто оспариваться членами с более низким статусом, которые вместо этого могли участвовать в тайных маневрах или закулисных заговорах. Самым влиятельным членом CMSN в конце 1980-х годов был полковник Ульд Тайя , которого часто описывали как трудолюбивого и преданного своему делу человека, чьи достижения были результатом целеустремленности, а не политических амбиций. Второй по влиятельности фигурой был министр внутренних дел, информации и телекоммуникаций подполковник Джибрил ульд Абдаллах, которого часто называли «сильным человеком Тайи». [12]
Военное правительство действовало через кабинет министров, члены которого, как гражданские, так и военные, назначались президентом, предположительно после консультаций с членами CMSN. В 1987 году примерно одна треть из пятнадцати членов кабинета министров также были членами CMSN, хотя это соотношение менялось с каждой перестановкой в кабинете министров. Должностные лица кабинета министров отвечали за реализацию политики, инициированной CMSN. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мавритания: Конституция от 12 июля (1991 г.) —» . aceproject.org . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ магистр права, проф. доктор Аксель Ченччер. «Индекс» . www.servat.unibe.ch . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ магистр права, проф. доктор Аксель Ченччер. «ICL > Мавритания > Конституция» . www.servat.unibe.ch . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Раздел I Общие положения и основополагающие принципы Полная конституция с поправками до 2012 г. https://www.constituteproject.org/constitution/Mauritania_2012.pdf
- ^ Раздел II Полной Конституции исполнительной власти с поправками до 2012 г. https://www.constituteproject.org/constitution/Mauritania_2012.pdf
- ^ Раздел III Законодательной власти Полная конституция с поправками до 2012 г. https://www.constituteproject.org/constitution/Mauritania_2012.pdf
- ^ Раздел VII Полной Конституции судебной власти с поправками до 2012 г. https://www.constituteproject.org/constitution/Mauritania_2012.pdf
- ^ Раздел IX О консультативных учреждениях Полная конституция с поправками до 2012 г. https://www.constituteproject.org/constitution/Mauritania_2012.pdf
- ^ «Конституция Мавритании получила 96,96% голосов «за». Архивировано 20 октября 2006 г. в Wayback Machine , Middle East Online, 28 июня 2006 г.
- ^
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Роберт Э. Хэндлофф (июнь 1988 г.). Роберт Э. Хэндлофф (ред.). Мавритания: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Независимость и гражданское правление.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Рэйчел Уорнер (июнь 1988 г.). Роберт Э. Хэндлофф (ред.). Мавритания: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Конституция.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Рэйчел Уорнер (июнь 1988 г.). Роберт Э. Хэндлофф (ред.). Мавритания: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Конституционная Хартия.