Jump to content

Сельское хозяйство в Мавритании

Река Сенегал

расположенная в зонах Сахеля и Сахары , Мавритания, имеет одну из самых бедных сельскохозяйственных баз в Западной Африке. Наиболее важным для сельской экономики является подсектор животноводства . В период с 1975 по 1980 год в скотоводстве было занято до 70 процентов населения, а оседлые земледельцы составляли около 20 процентов населения. Подавляющее большинство населения проживало в южной трети страны, где уровень осадков был достаточно высоким, чтобы поддерживать выпас скота. Сельское хозяйство было ограничено узкой полосой реки Сенегал , где количество осадков до 600 миллиметров в год и ежегодные разливы рек поддерживали производство сельскохозяйственных культур, а также большие стада крупного рогатого скота. В засушливых северных двух третях страны выпас скота ограничивался широко разбросанными пасторальными группами, разводившими верблюдов , овец и коз , а сельское хозяйство ограничивалось финиковыми пальмами и крохотными участками вокруг оазисов .

Основной причиной экономической стагнации Мавритании с середины 1970-х годов стал упадок сельского сектора. Государственные планировщики игнорировали скотоводство и сельское хозяйство до 1980-х годов, вместо этого сосредоточившись на развитии современного сектора. Сельский сектор серьезно пострадал от засух с 1968 по 1973 год и с 1983 по 1985 год, а в другие годы он страдал от спорадических засушливых периодов. В 1960-е годы животноводство и растениеводство вместе обеспечивали от 35 до 45 процентов ВВП (в постоянных ценах 1982 года). С 1970 по 1986 год их вклад в ВВП (в постоянных ценах 1982 года) составлял в среднем 28 процентов, причем на скотоводство приходилось около 20 процентов этой цифры, а производство сельскохозяйственных культур падал до 3-5 процентов в самые засушливые годы. [1]

Скотоводство

[ редактировать ]

Исторически выпас скота был самым важным видом экономической деятельности Мавритании. В 1980-х годах соотношение поголовья скота к людям составляло три к одному, что было самым высоким показателем в Западной Африке. Скотоводство обеспечивало существование до 70 процентов населения страны. На скотоводство серьезно повлияла хроническая засуха и связанное с ней быстрое распространение пустыни . Эти события вызвали изменения в моделях передвижения, составе стада и собственности, а также увеличили нагрузку на земли, также занимаемые оседлыми фермерами на юге.

Хотя источники расходятся во мнениях относительно размера стада, очевидно, что с 1960-х годов его численность снизилась. [2] Уменьшение размера стад, вероятно, отражает не столько широкомасштабное вымирание животных, сколько все более постоянный переход стад на более орошаемые земли в Сенегале и Мали.

Засуха также привела к изменениям в выпасе верблюдов (традиционно расположенных на более засушливом севере), а также овец и коз (удерживаемых группами по всей Мавритании). Однако эти изменения были менее драматичными, чем для крупного рогатого скота, поскольку верблюды, овцы и козы более устойчивы к засухе. Хотя сокращение поголовья овец, коз и верблюдов в засушливые годы могло быть значительным, восстановление было более быстрым и устойчивым. В годы после засухи 1968-73 годов размеры стад верблюдов, овец и коз увеличились до уровня, предшествовавшего засухе, или даже выше. Та же самая закономерность казалась очевидной во время засухи 1983-85 годов и в годы восстановления в конце 1980-х годов. Действительно, общий размер стад верблюдов, овец и коз, возможно, увеличился с 1960-х годов, поскольку эти более выносливые животные переместились в районы, покинутые стадами крупного рогатого скота. Эта закономерность, по-видимому, особенно справедлива для стад верблюдов.

В 1960-х годах стада крупного рогатого скота в Мавритании состояли из двух основных типов: более легких короткорогих зебу, или « мавр », которые составляли примерно 85 процентов национального поголовья; и более тяжелый длиннорогий зебу, или «фулани». Меньшие зебу обитали дальше на север и принадлежали кочевникам-пастухам. Более крупные зебу жили ближе к более орошаемым речным районам и принадлежали оседлым группам, которые помимо животноводства занимались сельским хозяйством.

Хотя традиционные модели выпаса скота сохраняются, произошли значительные изменения. После засухи 1968-73 годов количество осадков было ниже среднего. В период с 1973 по 1984 год, когда 150-миллиметровая линия изогиеты переместилась на юг, домашний скот часто был вынужден круглый год оставаться на пастбищах в сухой сезон ближе к реке Сенегал и за границей в Сенегале и Мали . [2] Таким образом, поголовье стад было сжато на меньшую территорию, что увеличило нагрузку на земельные ресурсы и усилило конкуренцию между скотоводческими группами, а также между пастухами и оседлыми земледельцами. Чрезмерный выпас скота во все более густонаселенных районах и вырубка деревьев и кустарников на дрова и корм (особенно для овец и коз) способствовали ускорению опустынивания и представляли угрозу для растениеводства.

Верблюжий рынок в Нуакшоте

Структура владения стадом также изменилась из-за засухи и обнищания сельского сектора. Стада все чаще принадлежали городским инвесторам (в основном правительственным чиновникам и торговцам) и находились под присмотром наемного персонала (из числа обездоленных скотоводов, которые, потеряв стада, мигрировали в городские районы). Пастухи начали использовать доступ к общественным колодцам, чтобы выпасать стада на территориях, традиционно контролируемых племенными группами. Масштабы этой растущей системы «заочного выпаса» было трудно оценить; но к середине 1980-х годов считалось, что в этом задействовано до 40 процентов национального поголовья.

Министерство сельского развития Мавритании отвечало за животноводство и сохранение природных ресурсов. Национальный департамент животноводства министерства (Direction Nationale d'Elevage - DNE) отвечал за полевые услуги и за ежегодную кампанию вакцинации против чумы крупного рогатого скота. В середине 1980-х годов DNE со штаб-квартирой в Нуакшоте управляла одиннадцатью полевыми центрами в региональных столицах и девятнадцатью полевым ветеринарными станциями, главным образом расположенными в южной трети страны. Эти полевые станции, используемые в основном в ежегодных кампаниях по вакцинации, предлагали мало других ветеринарных и консультативных услуг. Министерство также управляло Национальной школой обучения и распространения знаний в сельской местности (Ecole Nationale de Formation et Vulgarisation Rurale — ENFVR) в Каэди , которая с 1968 года занимается подготовкой полевого ветеринарного персонала.

В 1981 году правительство учредило автономное государственное сбытовое предприятие — Мавританскую компанию по маркетингу животноводства (Société Mauritanienne de la Commercialization du Betail — SOMECOB). Это агентство имело официальную, но неосуществимую монополию на экспорт скота и право вмешиваться в рыночные операции для стабилизации внутренних цен на скот. SOMECOB также отвечал за скотобойню Каэди, построенную в 1975 году как экспортную бойню. К 1986 году он функционировал только для местного муниципального потребления, что было намного ниже его мощности, а экспорт SOMECOB был незначительным. Частный экспорт живого скота осуществлялся без препятствий со стороны SOMECOB. Эта торговля состояла в основном из незарегистрированных перемещений в Сенегал, Мали и страны южнее. В середине 1980-х годов наиболее важным рынком для мавританского крупного рогатого скота был внутренний рынок, сосредоточенный в Нуакшоте, Нуадибу и горнодобывающих центрах.

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Хотя это большая страна, большая часть Мавритании представляет собой пустыню. В конце 1980-х годов пахотных земель было мало, и, за исключением некоторых оазисов, производство сельскохозяйственных культур ограничивалось узкой полосой вдоль южных границ с Сенегалом и Мали. Фермеры практиковали четыре типа сельского хозяйства: богарное земледелие на засушливых землях, называемое диери; посев в период спада наводнений вдоль реки Сенегал и ее сезонных притоков, называемых уало; выращивание оазисов, наименее важное; и современное орошаемое земледелие.

Наиболее важные методы, диери и уало , полностью зависели от ограниченных и нерегулярных осадков, а также от ежегодного разлива реки Сенегал и ее единственного постоянного притока в Мавритании, реки Горголь . [3] Выращивание диери происходило в сезон дождей, с июня-июля по сентябрь-октябрь, в районах, где выпадает достаточное количество осадков (от 400 до 450 миллиметров в год) для выращивания проса и гороха. Посадки уало проводились в холодный засушливый сезон с ноября по март, чтобы воспользоваться влагой почвы, когда паводковые воды рек Сенегал и Горголь отступают. Сорго было основной культурой этого сезона. Возделывание оазиса получало воду из подземных источников и поэтому не зависело от дождей. Действительно, в районах, где располагались оазисы, могли годами не выпадать значительные осадки. Современное орошаемое земледелие лишь частично зависело от годового количества осадков. Удержание воды от ежегодного подъема уровня воды в реках в результате дождей, выпадающих вверх по течению, зависело в первую очередь от плотин. Что касается реки Сенегал, эти дожди выпали в основном в верховьях восточной части Мали и Гвинеи.

Две крупные засухи в африканском Сахеле продлились в Мавритании из-за периодических засушливых периодов. Результатом стал серьезный спад общего сельскохозяйственного производства. В 1960-е годы Мавритания удовлетворяла около половины своих потребностей в зерне. К 1983-85 годам урожаи зерна упали до уровня, обеспечивающего лишь от 3 до 8 процентов потребностей страны в зерне. Дефицит зерновых был восполнен за счет сочетания коммерческого импорта и международной продовольственной помощи, основным донором которой были Соединенные Штаты. В годы наиболее серьезной засухи, с 1983 по 1985 год, продовольственная помощь составляла более 61 процента имеющихся поставок зерна в Мавританию, коммерческий импорт риса правительством покрывал примерно 20 процентов, а импорт муки частными торговцами обеспечивал еще 13 процентов. [3] Местное производство смогло покрыть лишь 5 процентов потребности. В последующие три года местное производство восстановилось в достаточной степени, чтобы удовлетворить около одной трети годовой потребности в зерне, оцениваемой в 1986 году в 260 000 тонн. В том году местное производство покрыло 35 процентов потребностей, государственный импорт обеспечил 30 процентов, а продовольственная помощь покрыла 35 процентов.

Хотя точные данные отсутствовали, производство всех зерновых в годы восстановления с 1985 по 1987 год выросло до 68 000–120 000 тонн, что значительно превышает рекордно низкий показатель в 20 000 тонн в 1984 году (см. рис. 8). Таким образом, валовое производство в период с 1985 по 1987 год достигло уровня, которого не было с середины 1960-х годов. Тем временем рост населения означал, что, несмотря на столь значительное восстановление, страна по-прежнему зависела от импорта зерна для удовлетворения своих потребностей.

Основными культурами Мавритании были просо и сорго, за ними следовали рис и кукуруза. До 1980-х годов просо и сорго составляли от 70 до 80 и более процентов общего производства зерна. Производство риса в 1970-е годы составляло в среднем от 5 до 10 процентов, а кукурузы — от 10 до 25 процентов. В 1980-е годы значение производства риса возросло, поскольку в национальном планировании упор делался на орошаемое земледелие (в котором предпочтение отдавалось рису) и изменение привычек питания.

Выращивалось еще несколько культур. Ежегодно в оазисах страны производится от 10 000 до 15 000 тонн фиников, в основном для местного потребления. В 1960-е годы традиционное производство гуммиарабика (см. Глоссарий) выросло примерно до 5000 тонн в год. Однако к 1980-м годам производство гуммиарабика прекратилось. Необдуманная вырубка деревьев с целью увеличения краткосрочного производства в сочетании с засухой привела к уничтожению практически всех деревьев акации в Мавритании, производящих камедь .К 1986 году фермеры, обрабатывающие орошаемые земли, произвели около 35 процентов урожая зерновых в стране. Из потенциально орошаемой площади, оцениваемой в 135 000 гектаров, в 1985–1986 годах в производстве находились лишь около 13 700 гектаров. [4] Большая часть орошаемых земель (около 65 процентов) находилась под крупномасштабными застройками (500 гектаров и более) с центрами в Боге и Каэди, которые контролировались правительством через Национальную корпорацию развития сельских районов (Société Nationale pour le Développement Rural — SONADER). ). Остальные представляли собой небольшие предприятия (менее пятидесяти гектаров), развивавшиеся недавно активным частным сектором, сосредоточенным в основном в Россо.

В 1980-х годах правительство уделяло повышенное внимание развитию сельского сектора. Стратегия правительства по планированию в рамках Программы экономического восстановления на 1985-88 годы отдавала высший приоритет развитию сельских районов (35 процентов запланированных инвестиций). Особое внимание должно было быть обращено на модернизацию существующих земель и развитие нового орошаемого земледелия и земледелия, связанного с рецессией наводнений. Существовали также планы с участием Мавритании, Мали и Сенегала по интеграции развития сельских районов и борьбы с водными ресурсами и наводнениями через Управление по развитию реки Сенегал (Organisation pour la Mise en Valeur du Fleuve Sénégal — OMVS), когда огромные Диама и плотины Манантали были полностью введены в эксплуатацию ( см. Отношения с другими африканскими государствами, гл. 4.

Землевладение

[ редактировать ]

В 1980-е годы система землевладения находилась в переходном состоянии. Факторы, способствовавшие этому переходу, включали отмену правительством многовековой практики рабства , включающей племенные и этнические отношения между различными скотоводческими и оседлыми общинами, включая адвабу ; государственная политика развития, особенно в отношении земельной реформы и крупномасштабных ирригационных систем; и огромные изменения в моделях землеустройства и выпаса скота из-за засухи.

Исторически землевладение и управление пастбищами основывались на племенных отношениях и этнических моделях расселения. Пастбищные угодья для выпаса скота контролировались племенной собственностью на колодцы; вокруг оазисов группы рабов обрабатывали пахотные участки, хотя традиционные дворянские кланы владели землей. В более южных сельскохозяйственных районах форма собственности варьировалась от региона к региону и от деревни к деревне, в зависимости от этнической модели расселения. Право собственности на землю могло принадлежать вождю клана или деревни как представителю группы, а земля распределялась навечно между семейными единицами, имеющими узуфрукт. В других местах традиционная знать могла владеть землями, обрабатываемыми ранее порабощенными группами, обладавшими традиционным узуфруктом. Хотя глава деревни не мог продавать землю, принадлежащую клану (что могло бы оттолкнуть семейные группы от земли), традиционные благородные кланы могли легче продать собственность и эффективно вытеснить или лишить наследства группы рабов. К концу 1980-х годов еще не было известно, в какой степени официальная отмена рабства повлияла на традиционные земельные отношения между дворянскими и бывшими рабскими группами. Также неизвестным было влияние заявленной политики правительства по отдаче приоритета группам бывших рабов при перераспределении земель, на которые можно было претендовать в рамках выдающихся владений.

Потенциально гораздо большее значение в сфере аренды земли имел Закон о земельной реформе 1983 года . [5] Основной первопричиной этого закона был неотъемлемый и первостепенный интерес государства в освоении земель. Согласно закону, правительство могло предоставить право собственности на участки неосвоенной земли (которые, очевидно, включали в себя залежь) тому, кто обещал улучшить ее и в то же время обладал необходимыми ресурсами. Хотя экономическая необходимость этого закона не вызывала сомнений, социальные издержки присвоения ценных земель в бассейне реки Сенегал, гипотетически контролируемых чернокожими, и перераспределения их среди богатых Моресов с дальнего севера могли оказаться неприемлемыми. Однако было очевидно, что ситуация существенно менялась.

Крупномасштабные государственные ирригационные проекты и планы комплексного развития, основанные на региональном управлении водными ресурсами, создали еще один набор переменных для традиционных моделей землепользования и собственности. Группы, расположенные в районах за плотинами или в районах, которые либо будут постоянно затапливаться, либо будут лишены ежегодных наводнений с повышенным уровнем контрольного разлива в реке Сенегал, подвергались процессу контролируемого переселения. Формирование кооперативных производственных групп, которые должны были расселяться на земле – часто в порядке очереди – имело важное значение для реализации проекта.

Государственное регулирование

[ редактировать ]

В 1986 году государственными учреждениями, занимавшимися сельскохозяйственным производством, маркетингом и распределением продуктов питания, были SONADER, CSA и SONIMEX. SONADER, созданный в 1975 году, был государственным агентством, находившимся под контролем Министерства сельского развития. Его общие обязанности были сосредоточены на планировании сельских сельскохозяйственных программ, включая строительство и эксплуатацию ирригационных проектов, обучение фермеров новым методам, необходимым для улучшения орошаемых культур, а также предоставление кредитов и таких ресурсов, как удобрения и насосное оборудование. Созданное в 1982 году из двух других агентств, CSA стало отвечать за стабилизацию цен на зерно, поддержание запасов продовольствия посредством рыночного вмешательства, мониторинг производства и дефицита продовольствия, а также распределение продовольственной помощи. SONIMEX начала свою деятельность в 1966 году как совместное предприятие, контролируемое государством. Компания владела монополией на импорт основных товаров (в основном риса , чая , сахара и томатной пасты), которые перепродавала частным лицам для розничной торговли. Роль частного сектора в импорте зерновых была юридически ограничена пшеница и мука . Однако многочисленные частные торговцы в сбытовой цепочке не были охвачены (или были охвачены лишь частично) CSA и SONIMEX. Не было точных данных о масштабах внутреннего производства, продаваемого частными торговцами, по сравнению с CSA, или о масштабах торговли зерном через реку Сенегал, которая находилась вне контроля SONIMEX.

В эту статью включен текст, являющийся общественным достоянием, из Библиотеки Конгресса.
  1. Мавритания: Сельская экономика , Библиотека Конгресса , июнь 1988 г., дата обращения 11 июня 2008 г.
  2. ^ Jump up to: а б Мавритания: Хердинг , Библиотека Конгресса , июнь 1988 г., дата обращения 11 июня 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б Мавритания: Сельское хозяйство , Библиотека Конгресса , июнь 1988 г., дата обращения 11 июня 2008 г.
  4. Мавритания: Культуры , Библиотека Конгресса , июнь 1988 г., дата обращения 11 июня 2008 г.
  5. Мавритания: Землевладение , Библиотека Конгресса , июнь 1988 г., дата обращения 11 июня 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 643904c9a2c42675d6e116508b583ab6__1701721320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/b6/643904c9a2c42675d6e116508b583ab6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agriculture in Mauritania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)