Jump to content

Доколониальная Мавритания

Горы в Адрарском районе; Сцены пустыни продолжают определять ландшафт Мавритании с классических времен.

Доколониальная Мавритания , расположенная рядом с атлантическим побережьем на западной окраине пустыни Сахара , приняла и ассимилировала в свое сложное общество множество волн сахарских мигрантов и завоевателей.

Плиний писал, что территория к северу от реки Сенегал во Августа времена была заселена фарузиями и перорси. [1] Берберы двинулись на юг, в Мавританию, начиная с III века, а затем арабы в VIII веке, подчиняя и ассимилируя коренных жителей Мавритании.

Омейяды мусульманами , были первыми арабскими прибывшими в Мавританию. Во время исламских завоеваний они совершали вторжения в Мавританию и присутствовали в регионе к концу VII века. [2] Многие берберские племена в Мавритании бежали от прихода арабов в регион Гао в Мали . [3]

С 15 века европейская торговая деятельность также была ограничена, в основном гуммиарабиком .

Напряженность между племенными группами берберов, возникшими до прихода ислама, и арабизированными и мусульманскими Бени Хасаном достигла апогея во время войны Чар-Буба 1644–1674 годов. В результате победа Бени Хасана решила судьбу Мавритании как арабизированной мусульманской территории, последней части Африки, которая была присоединена к мусульманскому миру до того, как мусульманская экспансия была остановлена ​​европейской схваткой за Африку в 19 веке.

существовало Французское присутствие на реке Сенегал с 17 века, а к 1840 году Сенегал стал постоянным владением Франции. Колонизация Мавритании представляла собой расширение территории французского контроля над Сенегалом, начавшееся в форме карательных экспедиций против Моров . Колониальный период Мавритании длился всего два поколения, с 1904 по 1960 год.Французским властям было трудно поддерживать порядок ввиду многочисленных и сложных конфликтов между многочисленными фракциями и подфракциями региона. Они попытались отменить рабство в 1905 году, но без особого успеха. [4] Независимость Мавритании была предоставлена ​​в 1960 году после референдума 1958 года в рамках Пятой французской республики .

Характеристики

[ редактировать ]

В 41 году нашей эры Светоний Пауллин, впоследствии консул, был первым из римлян, который повел армию через гору Атлас. В конце десятидневного перехода он достиг вершины, которая даже летом была покрыта снегом, и оттуда, миновав пустыню из черного песка и обожженных камней, прибыл к реке, называемой Гердж... затем он проник в страну канариев и перорсов, первые из которых населяли лесистую область, изобилующую слонами и змеями, а вторые были эфиопами, недалеко от фарусий и реки Дарас (современная река Сенегал) [5]

То, что сейчас является Мавританией, во времена классической античности представляло собой засушливую саванну, где независимые племена, такие как фарусии и перорси (а также нигриты у реки Нигер), вели полукочевой образ жизни, сталкиваясь с растущим опустыниванием Сахары.

Римляне исследовали Светонием эту область и, вероятно, вместе со Паулином достигли области Адрара . Есть свидетельства (монеты, фибулы) римской торговли в Акжуйте и Тамкарткарте недалеко от Тичита. [6]

Некоторые берберские племена переселились в Мавританию в III и IV веках, а после VIII века некоторые арабы вошли в регион в качестве завоевателей.

С 8-го по 15-й век черные королевства западного Судана , такие как Империя Гана , Империя Мали и Империя Сонгай , принесли свою политическую культуру с юга. [7]

Раскольнические тенденции различных групп внутри мавританского общества всегда работали против развития мавританского единства. И Конфедерация Санхаджа , находившаяся на пике своего развития с 8-го по 10-й век, и Империя Альморавидов , с 11-го по 12-й век, были ослаблены междоусобной войной и уступили дальнейшим вторжениям со стороны Империи Ганы и Империи Альмохадов. , соответственно. [7]

Первым внешним влиянием, которое имело тенденцию к объединению страны, был ислам . Исламизация Мавритании была постепенным процессом, продолжавшимся более 500 лет. Начавшись медленно через контакты с берберскими и арабскими купцами, участвовавшими в важной караванной торговле, и быстро продвигаясь через завоевания Альморавидов, исламизация не укрепилась до прибытия йеменских арабов в XII и XIII веках и завершилась лишь несколько столетий спустя. Постепенная исламизация сопровождалась и процессом арабизации , в ходе которого берберские хозяева Мавритании потеряли власть и стали вассалами своих арабских завоевателей. [7]

С 15 по 19 века в контактах европейцев с Мавританией преобладала торговля гуммиарабиком . Соперничество между европейскими державами позволило арабо-берберскому населению, морам (маврам), сохранить свою независимость, а затем требовать ежегодных платежей от Франции, чей суверенитет над рекой Сенегал и побережьем Мавритании был признан Венским конгрессом в 1815 году. Хотя проникновение за пределы побережья и реки Сенегал всерьез началось при Луи Файдербе , губернаторе Сенегала в середине 19 века, европейское завоевание или «умиротворение» всей страны началось только в 1900 году.

Франция установила границы современной Мавритании и управляла ею до обретения независимости в 1960-х годах. Поскольку обширные контакты с европейцами начались так поздно в истории страны, традиционная социальная структура перешла в современность с небольшими изменениями. [7]

Французское правление ввело юридический запрет на рабство и положило конец межклановым войнам. В колониальный период население оставалось кочевым, но многие оседлые народы, чьи предки были изгнаны столетиями ранее, начали возвращаться в Мавританию. Когда страна обрела независимость в 1960 году, столица Нуакшот была основана на месте небольшой колониальной деревни Ксар, в то время как 90% населения все еще вело кочевой образ жизни.

Ранняя история

[ редактировать ]

Предыстория . региона Западной Сахары полностью не описана Есть некоторые письменные отчеты средневековых арабских торговцев и исследователей, которые достигли важных центров караванной торговли и суданских королевств восточной Мавритании, но основными источниками доевропейской истории являются устные истории, легенды и археологические свидетельства. Эти источники указывают на то, что в течение тысячелетий, предшествовавших христианской эпохе, Сахара была более обитаемым регионом, чем сегодня, и поддерживала процветающую культуру. На территории, которая сейчас является Мавританией, Бафур , протоберберский народ , чьи потомки, возможно, были прибрежными рыбаками Имрагуэна , были охотниками, скотоводами и рыбаками. Земледельцы долины, которые, возможно, были черными предками прибрежных народов тукулёр и волоф , жили рядом с Бафурами. Дхар Тичитт — старейшее из сохранившихся археологических поселений в Западной Африке и старейшее из всех поселений с каменным основанием к югу от Сахары. Его построили люди Сонинке (или Сереры [8] ) и считается предшественником империи Гана . Он был заселен около 2000 г. до н.э. [9] [10] Климатические изменения и, возможно , чрезмерный выпас скота привели к постепенному высыханию Сахары и движению этих народов на юг. [11]

Римляне совершили несколько экспедиций к югу от своей Мавретании Тингитана , возможно, достигнув территории к северу от реки Сенегал, населенной племенем фарузии. [12]

В III и IV веках эта миграция на юг из южного региона Атласа усилилась за счет прибытия с севера групп берберов, которые искали пастбища или спасались от политической анархии и войны. Широкомасштабная деятельность этих неспокойных берберских воинов стала возможной благодаря появлению верблюдов в этот период в Сахаре . Эта первая волна берберских захватчиков поработила и сделала вассалами тех Бафуров, которые не бежали на юг. Другие группы берберов последовали за ними в VII и VIII веках, сами в больших количествах бежавшие от арабских завоевателей Магриба . [11]

Арабские вторжения

[ редактировать ]

Омейяды мусульманами , были первыми арабскими прибывшими в Мавританию. Во время исламских завоеваний они совершали вторжения в Мавританию и присутствовали в регионе к концу VII века. [13] Многие берберские племена в Мавритании бежали от прихода арабов в регион Гао в Мали . [14]

К 16 веку большинство чернокожих было вытеснено к реке Сенегал . Оставшиеся на севере стали рабами, обрабатывающими оазисы . [15]

После упадка империи Альморавидов в Мавритании начался длительный процесс арабизации, которому до сих пор успешно сопротивлялись берберы. Несколько групп йеменских арабов, побывавших на севере Африки, повернули на юг, в Мавританию. Поселившись на севере Мавритании, они нарушили караванную торговлю , в результате чего маршруты сместились на восток, что, в свою очередь, привело к постепенному упадку торговых городов Мавритании. Одна конкретная группа йеменцев, Бани Хасан , продолжала мигрировать на юг, пока к концу 17 века они не стали доминировать над всей страной. Последней попыткой берберов сбросить арабское иго стала Мавританская Тридцатилетняя война (1644–74), или Шарр Бубба, которую возглавил Наср ад-Дин , из Лемтуны имам . Однако освободительная война Санхаджи оказалась безуспешной; Берберы были вынуждены отказаться от меча и стали вассалами воинствующих арабских группировок. [15]

Таким образом, современную социальную структуру Мавритании можно датировать 1674 годом. Группы воинов или арабов доминировали над берберскими группами, которые обратились к клерикализму, чтобы восстановить определенную степень господства. В нижней части социальной структуры находились рабы, подчинявшиеся как воинам, так и исламским святым людям. Все эти группы, языком которых был арабский хасания , стали известны как моры . Ожесточенное соперничество и обиды, характерные для их социальной структуры, позже были полностью использованы французами. [15]

Конфедерация Санхаджа

[ редактировать ]

Одной из групп берберов, прибывших в Мавританию в VIII веке, были лемтуны . К 9 веку лемтуны достигли политического господства в регионах Адрар и Ходх . Вместе с двумя другими важными берберскими группами, мессуфа и годала , они создали Конфедерацию Санхаджа . Из своей столицы Аудагаста лемтуны контролировали эту свободную конфедерацию и западные маршруты караванной торговли Сахары, которая начала процветать после появления верблюдов. На пике своего развития, с восьмого по конец десятого века, Конфедерация Санхаджа представляла собой децентрализованное государство, основанное на двух отдельных группах: кочевых и очень независимых берберских группах, которые сохраняли свои традиционные религии, и мусульманских городских берберских торговцев, который вел караванную торговлю. [16]

Несмотря на преобладание купцов Санхаджа , караванная торговля имела северную конечную точку в Магриби торговом городе Сиджилмаса и южную конечную точку в Кумби-Салехе , столице Ганской империи . Позже южный торговый путь завершился в Тимбукту , столице империи Мали . Золото , слоновую кость и рабов везли на север в обмен на соль (древние соляные шахты возле Кедит-Иджил на севере Мавритании до сих пор разрабатываются), медь , ткань и другие предметы роскоши. [16]

Вдоль торговых путей развивались важные города. Самый простой, хотя и не самый короткий, маршрут между Ганой и Сиджилмасой пролегал из Кумби-Салеха через Аудагаст , Уалату , Тичит и Уадан . Эти города вдоль маршрута стали важными торговыми и политическими центрами. Арабский летописец XI века Аль-Бакри описывает Аудагаст с его населением от 5000 до 6000 человек как большой город с большой мечетью и несколькими мечетями поменьше, окруженный большими орошаемыми посевными площадями. Уалата была основным перевалочным пунктом на торговом пути золота и соли, а также главным пунктом сбора паломников, направлявшихся в Мекку . немусульманский король Ганы Кумби Салех был большим космополитическим городом, состоящим из двух отдельных частей: мусульманского квартала с его архитектурой в арабском стиле и черного квартала с традиционной соломенной и глиняной архитектурой, где проживал . Другим важным мавританским торговым городом Конфедерации Санхаджа был Шингетти , позднее важный религиозный центр. Хотя Кумби Салех не пережил падение Ганской империи, Аудагаст и особенно Уалата сохраняли свое значение даже в 16 веке, когда торговля начала перемещаться на побережья, контролируемые европейцами. [16]

Альморавиды

[ редактировать ]

К 11 веку традиционные религиозные обряды процветали. всего региона Западной Сахары Завоевание Альморавидами в XI веке сделало возможной более ортодоксальную исламизацию всех народов Мавритании. [17]

Распад Конфедерации Санхаджа в начале 11 века привел к периоду волнений и войн среди берберских групп Санхаджа в Мавритании. Примерно в 1039 году вождь Годалы Яхья Абдаллаха ибн Ибрагим вернулся из паломничества в Мекку, взяв с собой теолога Санхаджи ибн Ясина , чтобы преподавать более ортодоксальный ислам. Отвергнутые годалой два года спустя, после смерти Ибн Ибрагима, Ибн Ясин и некоторые из его последователей-санхаджи удалились в укромное место, где построили укрепленный религиозный центр — рибат , привлекший множество санхаджи. В 1042 году аль-мурабитун (люди рибата), как стали называть последователей Ибн Ясина, начали джихад , или священную войну, против неверующих и еретиков среди санхаджи, положив начало тому, что позже стало известно как движение Альморавидов. Первоначальной целью Альморавидов было создание политического сообщества, в котором будут строго соблюдаться этические и юридические принципы ислама. [17]

Сначала Альморавиды напали и подчинили себе Годалу, вынудив их признать ислам. Затем, объединив другие берберские группы западной Сахары, Альморавидам удалось воссоздать политическое единство Конфедерации Санхаджа и добавить к нему религиозное единство и цель. К 1054 году Альморавиды захватили Сиджилмасу в Магрибе и отбили Аудагаст у Ганы. [17]

Со смертью Ибн Ясина в 1059 году руководство движением на юге перешло к Абу-Бакру Ибн-Умару , эмиру Адрара, и Юсуфу ибн Ташфину на севере. При Ибн Ташфине берберы захватили Марокко и основали Марракеш в качестве своей столицы в 1062 году. К 1082 году весь западный Магриб (по крайней мере, до современного Алжира ) находился под властью Альморавидов. В 1086 году андалузские эмираты , подвергшиеся нападению испанского христианского короля Альфонсо и христианскому завоеванию Испании , призвали Ибн Ташфина и его берберских воинов пересечь Гибралтарский пролив и прийти им на помощь. Альморавиды победили испанских христиан и к 1090 году установили правление Альморавидов и Малики в мусульманской Испании. школу исламского права [17]

В Мавритании Абу Бакр возглавил Альморавидов в войне против Ганы (1062–1076 гг.), Кульминацией которой стал захват в 1076 г. Кумби Салеха. Это событие ознаменовало конец господства Ганской империи. Но после смерти Абу Бакра в 1087 году и Ибн Ташфина в 1106 году традиционное соперничество между санхаджами и новое мусульманское реформистское завоевание во главе с Зенатой Альмохадами (1133–1163) разрушили империю Альморавидов. [17]

В течение короткого времени мавританская династия Санхаджа империи Альморавидов контролировала огромную территорию, простиравшуюся от Испании до Сенегала . Единство, установившееся между Марокко и Мавританией в период Альморавидов, продолжало иметь определенное политическое значение в 1980-х годах, поскольку оно составляло часть основы для претензий Марокко на Мавританию. Но самым большим вкладом Санхаджи и Альморавидов стала исламизация западного Магриба. Этот процесс останется доминирующим фактором в истории региона в течение следующих нескольких столетий. [17]

Суданские империи и королевства

[ редактировать ]

Хотя Альморавиды имели существенные контакты с Магрибом, влияние черных суданских королевств Гана , Мали и Сонгай играло важную роль в истории Мавритании на протяжении около 700 лет — с 8-го по 15-й век. Гана, первое из великих западноафриканских суданских королевств, включала в свою территорию всю юго-восточную Мавританию вплоть до Таганта . Гана достигла своего апогея в IX и X веках, когда ее власть распространилась на берберов Санхаджа. Это большое и централизованное королевство контролировало южную точку транссахарской торговли золотом, слоновой костью и солью. [18]

Захват Кумби Салеха в 1076 году Альморавидами ознаменовал конец гегемонии Ганы , хотя королевство продолжало существовать еще 125 лет. Манде . под предводительством легендарного Сундиата основали второе великое суданское королевство – Мали К концу 13 века Малийская империя распространилась на ту часть Мавритании, которая ранее контролировалась Ганой, а также на остальные регионы Сахеля и долину реки Сенегал . Сундиата и его преемники взяли на себя роль Ганы в торговле с Сахарой, а также в управлении и сборе дани с обширных территорий Судана и Сахеля. [18]

Медленный упадок Малийской империи, начавшийся в конце 14 века, произошел из-за внутренних разногласий и восстаний жителей вассальных государств, в том числе сонгаев Гао . К концу 15 века империя Сонгай заменила империю Мали и распространилась на Мавританию и верхнюю часть долины реки Сенегал. В конце XVI века крупные марокканские силы разгромили сонгайцев, положив конец семивековому господству над западным Суданом (и значительной частью Мавритании) сильных централизованных черных королевств. [18]

Раннее европейское участие

[ редактировать ]

Несмотря на доминирование Альморавидов в Испании в XI и XII веках, в то время, похоже, мало свидетельств контактов между Мавританией и Европой. Негостеприимное побережье Мавритании продолжало отпугивать путешественников, пока португальцы не начали свои исследования Африки в 15 веке. Территория Мавритании не представляла особого интереса ни для арабских, ни для европейских завоевателей; о существовании золотых запасов во внутренних районах еще не было известно, а важные торговые пути проходили по территории далеко на востоке, через Тимбукту . Династия Саади завоевала большую часть внутренних районов Сахары, но не проявила интереса к расширению своей территории на запад.

В 1455 году португальцы основали торговый форт в Аргене , к юго-востоку от Кап-Блана (современный Рас-Нуадибу ). Король Португалии также содержал торгового агента в Уадане в Адраре, пытаясь перенаправить золото, путешествующее на север в караване. Добившись лишь незначительного успеха в поисках золота, португальцы быстро приспособились к торговле рабами. вывозилось до 1000 рабов в год В середине 15 века из Аргена в Европу и на португальские сахарные плантации на острове Сан-Томе в Гвинейском заливе . [19]

После слияния португальской и испанской корон в 1580 году испанцы стали доминировать на побережье. Однако в 1638 году их заменили голландцы, которые первыми начали эксплуатировать торговлю гуммиарабиком . Этот гуммиарабик, производимый акации деревьями Трарзы и Бракны и используемый в печати текстильных узоров , считался превосходящим тот, который ранее получали в Аравии. К 1678 году французы изгнали голландцев и основали постоянное поселение в Сен-Луи в устье реки Сенегал, где французская компания Сенегала вела торговлю более пятидесяти лет. [19]

Моры , с которыми европейцы торговали, считали постоянное соперничество между европейскими державами признаком слабости и быстро поняли преимущества игры одной державы против другой. Например, они согласились одновременно передать монополии французам и голландцам. Моры также при любой возможности пользовались преимуществом европейцев, так что, когда французы вели переговоры с эмиром Трарзы , чтобы обеспечить монополию на торговлю гуммиарабиком, эмир взамен потребовал значительное количество подарков. Так начался кутюм — ежегодная плата, которую Моры ожидали за ведение бизнеса с правительством или компанией. К 1763 году британцы изгнали Францию ​​с побережья Западной Африки, и Франция восстановила контроль только тогда, когда Венский конгресс в 1815 году признал французский суверенитет над побережьем Западной Африки от Кап-Блана на юг до Сенегала. [19]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Карта с указанием фарисеев и персов.
  2. ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN  9781622735822 .
  3. ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN  9781622735822 .
  4. ^ в 1981 и 2007 годах были возобновлены попытки запретить рабство, несмотря на это Мавритания остается страной с наибольшей долей порабощенного населения в мире.
  5. ^ Журнал Лондонского королевского географического общества , Vol. 1-10. Королевское географическое общество (Великобритания). страница 7
  6. ^ Сахара в классической древности: Карта римского присутствия и археологические находки в регионе Западной Сахары (стр. 514)
  7. ^ Jump up to: а б с д Уорнер, Рэйчел. «Историческая обстановка». В Хэндлофе.
  8. ^ Гравран, Генри , La Civilization Sereer - Pangool , Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 9, 20, 77, ISBN   2-7236-1055-1
  9. ^ Фадж, JD (1976). Кембриджская история Африки, Том 5. Издательство Кембриджского университета: стр. 338 339. ISBN   0-521-21592-7 , ISBN   978-0-521-21592-3 .
  10. ^ Кокери-Видрович, Екатерина. История африканских городов к югу от Сахары. Принстон: Markus Wiener Publishers, 2005, стр. 42,43. ISBN   1-55876-303-1
  11. ^ Jump up to: а б Уорнер, Рэйчел. «Ранняя история». В Хэндлофе.
  12. ^ Фарузианское племя
  13. ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN  9781622735822 .
  14. ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN  9781622735822 .
  15. ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Арабские вторжения». В Хэндлофе.
  16. ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Конфедерация Санхаджа». В Хэндлофе.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Уорнер, Рэйчел. «Альморавиды». В Хэндлофе.
  18. ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Суданские империи и королевства». В Хэндлофе.
  19. ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Ранние европейские контакты». В Хэндлофе.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 349f4eae920adb1950c4b57948dfc656__1718720760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/56/349f4eae920adb1950c4b57948dfc656.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Precolonial Mauritania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)