Доколониальная Мавритания

Доколониальная Мавритания , расположенная рядом с атлантическим побережьем на западной окраине пустыни Сахара , приняла и ассимилировала в свое сложное общество множество волн сахарских мигрантов и завоевателей.
Плиний писал, что территория к северу от реки Сенегал во Августа времена была заселена фарузиями и перорси. [1] Берберы двинулись на юг, в Мавританию, начиная с III века, а затем арабы в VIII веке, подчиняя и ассимилируя коренных жителей Мавритании.
Омейяды мусульманами , были первыми арабскими прибывшими в Мавританию. Во время исламских завоеваний они совершали вторжения в Мавританию и присутствовали в регионе к концу VII века. [2] Многие берберские племена в Мавритании бежали от прихода арабов в регион Гао в Мали . [3]
С 15 века европейская торговая деятельность также была ограничена, в основном гуммиарабиком .
Напряженность между племенными группами берберов, возникшими до прихода ислама, и арабизированными и мусульманскими Бени Хасаном достигла апогея во время войны Чар-Буба 1644–1674 годов. В результате победа Бени Хасана решила судьбу Мавритании как арабизированной мусульманской территории, последней части Африки, которая была присоединена к мусульманскому миру до того, как мусульманская экспансия была остановлена европейской схваткой за Африку в 19 веке.
существовало Французское присутствие на реке Сенегал с 17 века, а к 1840 году Сенегал стал постоянным владением Франции. Колонизация Мавритании представляла собой расширение территории французского контроля над Сенегалом, начавшееся в форме карательных экспедиций против Моров . Колониальный период Мавритании длился всего два поколения, с 1904 по 1960 год.Французским властям было трудно поддерживать порядок ввиду многочисленных и сложных конфликтов между многочисленными фракциями и подфракциями региона. Они попытались отменить рабство в 1905 году, но без особого успеха. [4] Независимость Мавритании была предоставлена в 1960 году после референдума 1958 года в рамках Пятой французской республики .
Характеристики
[ редактировать ]В 41 году нашей эры Светоний Пауллин, впоследствии консул, был первым из римлян, который повел армию через гору Атлас. В конце десятидневного перехода он достиг вершины, которая даже летом была покрыта снегом, и оттуда, миновав пустыню из черного песка и обожженных камней, прибыл к реке, называемой Гердж... затем он проник в страну канариев и перорсов, первые из которых населяли лесистую область, изобилующую слонами и змеями, а вторые были эфиопами, недалеко от фарусий и реки Дарас (современная река Сенегал) [5]
То, что сейчас является Мавританией, во времена классической античности представляло собой засушливую саванну, где независимые племена, такие как фарусии и перорси (а также нигриты у реки Нигер), вели полукочевой образ жизни, сталкиваясь с растущим опустыниванием Сахары.
Римляне исследовали Светонием эту область и, вероятно, вместе со Паулином достигли области Адрара . Есть свидетельства (монеты, фибулы) римской торговли в Акжуйте и Тамкарткарте недалеко от Тичита. [6]
Некоторые берберские племена переселились в Мавританию в III и IV веках, а после VIII века некоторые арабы вошли в регион в качестве завоевателей.
С 8-го по 15-й век черные королевства западного Судана , такие как Империя Гана , Империя Мали и Империя Сонгай , принесли свою политическую культуру с юга. [7]
Раскольнические тенденции различных групп внутри мавританского общества всегда работали против развития мавританского единства. И Конфедерация Санхаджа , находившаяся на пике своего развития с 8-го по 10-й век, и Империя Альморавидов , с 11-го по 12-й век, были ослаблены междоусобной войной и уступили дальнейшим вторжениям со стороны Империи Ганы и Империи Альмохадов. , соответственно. [7]
Первым внешним влиянием, которое имело тенденцию к объединению страны, был ислам . Исламизация Мавритании была постепенным процессом, продолжавшимся более 500 лет. Начавшись медленно через контакты с берберскими и арабскими купцами, участвовавшими в важной караванной торговле, и быстро продвигаясь через завоевания Альморавидов, исламизация не укрепилась до прибытия йеменских арабов в XII и XIII веках и завершилась лишь несколько столетий спустя. Постепенная исламизация сопровождалась и процессом арабизации , в ходе которого берберские хозяева Мавритании потеряли власть и стали вассалами своих арабских завоевателей. [7]
С 15 по 19 века в контактах европейцев с Мавританией преобладала торговля гуммиарабиком . Соперничество между европейскими державами позволило арабо-берберскому населению, морам (маврам), сохранить свою независимость, а затем требовать ежегодных платежей от Франции, чей суверенитет над рекой Сенегал и побережьем Мавритании был признан Венским конгрессом в 1815 году. Хотя проникновение за пределы побережья и реки Сенегал всерьез началось при Луи Файдербе , губернаторе Сенегала в середине 19 века, европейское завоевание или «умиротворение» всей страны началось только в 1900 году.
Франция установила границы современной Мавритании и управляла ею до обретения независимости в 1960-х годах. Поскольку обширные контакты с европейцами начались так поздно в истории страны, традиционная социальная структура перешла в современность с небольшими изменениями. [7]
Французское правление ввело юридический запрет на рабство и положило конец межклановым войнам. В колониальный период население оставалось кочевым, но многие оседлые народы, чьи предки были изгнаны столетиями ранее, начали возвращаться в Мавританию. Когда страна обрела независимость в 1960 году, столица Нуакшот была основана на месте небольшой колониальной деревни Ксар, в то время как 90% населения все еще вело кочевой образ жизни.
Ранняя история
[ редактировать ]История Мавритании |
---|
![]() |
![]() |
Предыстория . региона Западной Сахары полностью не описана Есть некоторые письменные отчеты средневековых арабских торговцев и исследователей, которые достигли важных центров караванной торговли и суданских королевств восточной Мавритании, но основными источниками доевропейской истории являются устные истории, легенды и археологические свидетельства. Эти источники указывают на то, что в течение тысячелетий, предшествовавших христианской эпохе, Сахара была более обитаемым регионом, чем сегодня, и поддерживала процветающую культуру. На территории, которая сейчас является Мавританией, Бафур , протоберберский народ , чьи потомки, возможно, были прибрежными рыбаками Имрагуэна , были охотниками, скотоводами и рыбаками. Земледельцы долины, которые, возможно, были черными предками прибрежных народов тукулёр и волоф , жили рядом с Бафурами. Дхар Тичитт — старейшее из сохранившихся археологических поселений в Западной Африке и старейшее из всех поселений с каменным основанием к югу от Сахары. Его построили люди Сонинке (или Сереры [8] ) и считается предшественником империи Гана . Он был заселен около 2000 г. до н.э. [9] [10] Климатические изменения и, возможно , чрезмерный выпас скота привели к постепенному высыханию Сахары и движению этих народов на юг. [11]
Римляне совершили несколько экспедиций к югу от своей Мавретании Тингитана , возможно, достигнув территории к северу от реки Сенегал, населенной племенем фарузии. [12]
В III и IV веках эта миграция на юг из южного региона Атласа усилилась за счет прибытия с севера групп берберов, которые искали пастбища или спасались от политической анархии и войны. Широкомасштабная деятельность этих неспокойных берберских воинов стала возможной благодаря появлению верблюдов в этот период в Сахаре . Эта первая волна берберских захватчиков поработила и сделала вассалами тех Бафуров, которые не бежали на юг. Другие группы берберов последовали за ними в VII и VIII веках, сами в больших количествах бежавшие от арабских завоевателей Магриба . [11]
Арабские вторжения
[ редактировать ]Омейяды мусульманами , были первыми арабскими прибывшими в Мавританию. Во время исламских завоеваний они совершали вторжения в Мавританию и присутствовали в регионе к концу VII века. [13] Многие берберские племена в Мавритании бежали от прихода арабов в регион Гао в Мали . [14]
К 16 веку большинство чернокожих было вытеснено к реке Сенегал . Оставшиеся на севере стали рабами, обрабатывающими оазисы . [15]
После упадка империи Альморавидов в Мавритании начался длительный процесс арабизации, которому до сих пор успешно сопротивлялись берберы. Несколько групп йеменских арабов, побывавших на севере Африки, повернули на юг, в Мавританию. Поселившись на севере Мавритании, они нарушили караванную торговлю , в результате чего маршруты сместились на восток, что, в свою очередь, привело к постепенному упадку торговых городов Мавритании. Одна конкретная группа йеменцев, Бани Хасан , продолжала мигрировать на юг, пока к концу 17 века они не стали доминировать над всей страной. Последней попыткой берберов сбросить арабское иго стала Мавританская Тридцатилетняя война (1644–74), или Шарр Бубба, которую возглавил Наср ад-Дин , из Лемтуны имам . Однако освободительная война Санхаджи оказалась безуспешной; Берберы были вынуждены отказаться от меча и стали вассалами воинствующих арабских группировок. [15]
Таким образом, современную социальную структуру Мавритании можно датировать 1674 годом. Группы воинов или арабов доминировали над берберскими группами, которые обратились к клерикализму, чтобы восстановить определенную степень господства. В нижней части социальной структуры находились рабы, подчинявшиеся как воинам, так и исламским святым людям. Все эти группы, языком которых был арабский хасания , стали известны как моры . Ожесточенное соперничество и обиды, характерные для их социальной структуры, позже были полностью использованы французами. [15]
Конфедерация Санхаджа
[ редактировать ]Одной из групп берберов, прибывших в Мавританию в VIII веке, были лемтуны . К 9 веку лемтуны достигли политического господства в регионах Адрар и Ходх . Вместе с двумя другими важными берберскими группами, мессуфа и годала , они создали Конфедерацию Санхаджа . Из своей столицы Аудагаста лемтуны контролировали эту свободную конфедерацию и западные маршруты караванной торговли Сахары, которая начала процветать после появления верблюдов. На пике своего развития, с восьмого по конец десятого века, Конфедерация Санхаджа представляла собой децентрализованное государство, основанное на двух отдельных группах: кочевых и очень независимых берберских группах, которые сохраняли свои традиционные религии, и мусульманских городских берберских торговцев, который вел караванную торговлю. [16]
Несмотря на преобладание купцов Санхаджа , караванная торговля имела северную конечную точку в Магриби торговом городе Сиджилмаса и южную конечную точку в Кумби-Салехе , столице Ганской империи . Позже южный торговый путь завершился в Тимбукту , столице империи Мали . Золото , слоновую кость и рабов везли на север в обмен на соль (древние соляные шахты возле Кедит-Иджил на севере Мавритании до сих пор разрабатываются), медь , ткань и другие предметы роскоши. [16]
Вдоль торговых путей развивались важные города. Самый простой, хотя и не самый короткий, маршрут между Ганой и Сиджилмасой пролегал из Кумби-Салеха через Аудагаст , Уалату , Тичит и Уадан . Эти города вдоль маршрута стали важными торговыми и политическими центрами. Арабский летописец XI века Аль-Бакри описывает Аудагаст с его населением от 5000 до 6000 человек как большой город с большой мечетью и несколькими мечетями поменьше, окруженный большими орошаемыми посевными площадями. Уалата была основным перевалочным пунктом на торговом пути золота и соли, а также главным пунктом сбора паломников, направлявшихся в Мекку . немусульманский король Ганы Кумби Салех был большим космополитическим городом, состоящим из двух отдельных частей: мусульманского квартала с его архитектурой в арабском стиле и черного квартала с традиционной соломенной и глиняной архитектурой, где проживал . Другим важным мавританским торговым городом Конфедерации Санхаджа был Шингетти , позднее важный религиозный центр. Хотя Кумби Салех не пережил падение Ганской империи, Аудагаст и особенно Уалата сохраняли свое значение даже в 16 веке, когда торговля начала перемещаться на побережья, контролируемые европейцами. [16]
Альморавиды
[ редактировать ]К 11 веку традиционные религиозные обряды процветали. всего региона Западной Сахары Завоевание Альморавидами в XI веке сделало возможной более ортодоксальную исламизацию всех народов Мавритании. [17]
Распад Конфедерации Санхаджа в начале 11 века привел к периоду волнений и войн среди берберских групп Санхаджа в Мавритании. Примерно в 1039 году вождь Годалы Яхья Абдаллаха ибн Ибрагим вернулся из паломничества в Мекку, взяв с собой теолога Санхаджи ибн Ясина , чтобы преподавать более ортодоксальный ислам. Отвергнутые годалой два года спустя, после смерти Ибн Ибрагима, Ибн Ясин и некоторые из его последователей-санхаджи удалились в укромное место, где построили укрепленный религиозный центр — рибат , привлекший множество санхаджи. В 1042 году аль-мурабитун (люди рибата), как стали называть последователей Ибн Ясина, начали джихад , или священную войну, против неверующих и еретиков среди санхаджи, положив начало тому, что позже стало известно как движение Альморавидов. Первоначальной целью Альморавидов было создание политического сообщества, в котором будут строго соблюдаться этические и юридические принципы ислама. [17]
Сначала Альморавиды напали и подчинили себе Годалу, вынудив их признать ислам. Затем, объединив другие берберские группы западной Сахары, Альморавидам удалось воссоздать политическое единство Конфедерации Санхаджа и добавить к нему религиозное единство и цель. К 1054 году Альморавиды захватили Сиджилмасу в Магрибе и отбили Аудагаст у Ганы. [17]
Со смертью Ибн Ясина в 1059 году руководство движением на юге перешло к Абу-Бакру Ибн-Умару , эмиру Адрара, и Юсуфу ибн Ташфину на севере. При Ибн Ташфине берберы захватили Марокко и основали Марракеш в качестве своей столицы в 1062 году. К 1082 году весь западный Магриб (по крайней мере, до современного Алжира ) находился под властью Альморавидов. В 1086 году андалузские эмираты , подвергшиеся нападению испанского христианского короля Альфонсо и христианскому завоеванию Испании , призвали Ибн Ташфина и его берберских воинов пересечь Гибралтарский пролив и прийти им на помощь. Альморавиды победили испанских христиан и к 1090 году установили правление Альморавидов и Малики в мусульманской Испании. школу исламского права [17]
В Мавритании Абу Бакр возглавил Альморавидов в войне против Ганы (1062–1076 гг.), Кульминацией которой стал захват в 1076 г. Кумби Салеха. Это событие ознаменовало конец господства Ганской империи. Но после смерти Абу Бакра в 1087 году и Ибн Ташфина в 1106 году традиционное соперничество между санхаджами и новое мусульманское реформистское завоевание во главе с Зенатой Альмохадами (1133–1163) разрушили империю Альморавидов. [17]
В течение короткого времени мавританская династия Санхаджа империи Альморавидов контролировала огромную территорию, простиравшуюся от Испании до Сенегала . Единство, установившееся между Марокко и Мавританией в период Альморавидов, продолжало иметь определенное политическое значение в 1980-х годах, поскольку оно составляло часть основы для претензий Марокко на Мавританию. Но самым большим вкладом Санхаджи и Альморавидов стала исламизация западного Магриба. Этот процесс останется доминирующим фактором в истории региона в течение следующих нескольких столетий. [17]
Суданские империи и королевства
[ редактировать ]Хотя Альморавиды имели существенные контакты с Магрибом, влияние черных суданских королевств Гана , Мали и Сонгай играло важную роль в истории Мавритании на протяжении около 700 лет — с 8-го по 15-й век. Гана, первое из великих западноафриканских суданских королевств, включала в свою территорию всю юго-восточную Мавританию вплоть до Таганта . Гана достигла своего апогея в IX и X веках, когда ее власть распространилась на берберов Санхаджа. Это большое и централизованное королевство контролировало южную точку транссахарской торговли золотом, слоновой костью и солью. [18]
Захват Кумби Салеха в 1076 году Альморавидами ознаменовал конец гегемонии Ганы , хотя королевство продолжало существовать еще 125 лет. Манде . под предводительством легендарного Сундиата основали второе великое суданское королевство – Мали К концу 13 века Малийская империя распространилась на ту часть Мавритании, которая ранее контролировалась Ганой, а также на остальные регионы Сахеля и долину реки Сенегал . Сундиата и его преемники взяли на себя роль Ганы в торговле с Сахарой, а также в управлении и сборе дани с обширных территорий Судана и Сахеля. [18]
Медленный упадок Малийской империи, начавшийся в конце 14 века, произошел из-за внутренних разногласий и восстаний жителей вассальных государств, в том числе сонгаев Гао . К концу 15 века империя Сонгай заменила империю Мали и распространилась на Мавританию и верхнюю часть долины реки Сенегал. В конце XVI века крупные марокканские силы разгромили сонгайцев, положив конец семивековому господству над западным Суданом (и значительной частью Мавритании) сильных централизованных черных королевств. [18]
Раннее европейское участие
[ редактировать ]Несмотря на доминирование Альморавидов в Испании в XI и XII веках, в то время, похоже, мало свидетельств контактов между Мавританией и Европой. Негостеприимное побережье Мавритании продолжало отпугивать путешественников, пока португальцы не начали свои исследования Африки в 15 веке. Территория Мавритании не представляла особого интереса ни для арабских, ни для европейских завоевателей; о существовании золотых запасов во внутренних районах еще не было известно, а важные торговые пути проходили по территории далеко на востоке, через Тимбукту . Династия Саади завоевала большую часть внутренних районов Сахары, но не проявила интереса к расширению своей территории на запад.
В 1455 году португальцы основали торговый форт в Аргене , к юго-востоку от Кап-Блана (современный Рас-Нуадибу ). Король Португалии также содержал торгового агента в Уадане в Адраре, пытаясь перенаправить золото, путешествующее на север в караване. Добившись лишь незначительного успеха в поисках золота, португальцы быстро приспособились к торговле рабами. вывозилось до 1000 рабов в год В середине 15 века из Аргена в Европу и на португальские сахарные плантации на острове Сан-Томе в Гвинейском заливе . [19]
После слияния португальской и испанской корон в 1580 году испанцы стали доминировать на побережье. Однако в 1638 году их заменили голландцы, которые первыми начали эксплуатировать торговлю гуммиарабиком . Этот гуммиарабик, производимый акации деревьями Трарзы и Бракны и используемый в печати текстильных узоров , считался превосходящим тот, который ранее получали в Аравии. К 1678 году французы изгнали голландцев и основали постоянное поселение в Сен-Луи в устье реки Сенегал, где французская компания Сенегала вела торговлю более пятидесяти лет. [19]
Моры , с которыми европейцы торговали, считали постоянное соперничество между европейскими державами признаком слабости и быстро поняли преимущества игры одной державы против другой. Например, они согласились одновременно передать монополии французам и голландцам. Моры также при любой возможности пользовались преимуществом европейцев, так что, когда французы вели переговоры с эмиром Трарзы , чтобы обеспечить монополию на торговлю гуммиарабиком, эмир взамен потребовал значительное количество подарков. Так начался кутюм — ежегодная плата, которую Моры ожидали за ведение бизнеса с правительством или компанией. К 1763 году британцы изгнали Францию с побережья Западной Африки, и Франция восстановила контроль только тогда, когда Венский конгресс в 1815 году признал французский суверенитет над побережьем Западной Африки от Кап-Блана на юг до Сенегала. [19]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Карта с указанием фарисеев и персов.
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN 9781622735822 .
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN 9781622735822 .
- ^ в 1981 и 2007 годах были возобновлены попытки запретить рабство, несмотря на это Мавритания остается страной с наибольшей долей порабощенного населения в мире.
- ^ Журнал Лондонского королевского географического общества , Vol. 1-10. Королевское географическое общество (Великобритания). страница 7
- ^ Сахара в классической древности: Карта римского присутствия и археологические находки в регионе Западной Сахары (стр. 514)
- ^ Jump up to: а б с д Уорнер, Рэйчел. «Историческая обстановка». В Хэндлофе.
- ^ Гравран, Генри , La Civilization Sereer - Pangool , Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 9, 20, 77, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Фадж, JD (1976). Кембриджская история Африки, Том 5. Издательство Кембриджского университета: стр. 338 339. ISBN 0-521-21592-7 , ISBN 978-0-521-21592-3 .
- ^ Кокери-Видрович, Екатерина. История африканских городов к югу от Сахары. Принстон: Markus Wiener Publishers, 2005, стр. 42,43. ISBN 1-55876-303-1
- ^ Jump up to: а б Уорнер, Рэйчел. «Ранняя история». В Хэндлофе.
- ^ Фарузианское племя
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN 9781622735822 .
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (28 июня 2019 г.). Кочевники Мавритании . ISBN 9781622735822 .
- ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Арабские вторжения». В Хэндлофе.
- ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Конфедерация Санхаджа». В Хэндлофе.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уорнер, Рэйчел. «Альморавиды». В Хэндлофе.
- ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Суданские империи и королевства». В Хэндлофе.
- ^ Jump up to: а б с Уорнер, Рэйчел. «Ранние европейские контакты». В Хэндлофе.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Хэндлофф, Роберт Э., редактор. Мавритания: страновое исследование . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (июнь 1988 г.). В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе.
- Журнал Лондонского королевского географического общества, Vol. 1-10 Королевское географическое общество, Великобритания. (Редактор Дж. Мюррей, 1832 г.). Гарвардский университет, 2007 г.
- Гравран, Анри , La Civilization Sereer - Pangool , Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 9, 20, 77, ISBN 2-7236-1055-1