История Серера
Средневековая история народа серер в Сенегамбии частично характеризуется сопротивлением исламизации , возможно, с 11 века во время движения Альморавидов (которое позже привело к миграции сереров из Такрура на юг). [1] XIX века к движению Марабут в Сенегамбии [2] [3] [4] и продолжение старых отцовских династий Сереров.
Сопротивление исламу, 11 век.
[ редактировать ]По словам Гальвана (2004), «устные исторические записи, письменные отчеты первых арабских и европейских исследователей, а также физические антропологические данные свидетельствуют о том, что различные народы серер мигрировали на юг из региона Фуута-Торо (долина реки Сенегал), начиная примерно с одиннадцатого века. когда ислам впервые пришел в Сахару». [5] : стр.51 На протяжении поколений эти люди, возможно, первоначально пастухи, говорящие на пулаарском языке , мигрировали через районы волофов и вошли в долины рек Сийн и Салуум. Этот длительный период контактов волоф-серер оставил нас неуверенными в происхождении общей «терминологии, институтов, политических структур и практик». [5] : стр.52
Профессор Этьен Ван де Валле привел несколько более позднюю дату, написав, что «Формирование этнической принадлежности серир восходит к тринадцатому веку, когда группа прибыла из долины реки Сенегал на севере, спасаясь от ислама, и недалеко от Ниакхара встретила другую группу мандинка. происхождения, называемые гелварами, пришедшими с юго-востока (Gravrand 1983). Фактическая этническая группа серир представляет собой смесь двух групп, и это может объяснить их сложную билинейную систему родства». [6]
После арабского вторжения в Северную Африку берберы севера распространили ислам через движение Альморавидов , проникнув в некоторые части Африки, Европы и Азии. [7] [8] После падения империи Ганы Сереры сопротивлялись обращению и участвовали в боях, чтобы защитить не только религию Серер , но также свою собственную власть и богатство, особенно «ламанический класс» Сереров, чье богатство и власть были достигнуты через Ламановскую линию . [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15]
Серер зарабатывали на жизнь сельским хозяйством, животноводством , рыболовством, строительством лодок (древняя традиция Серер) и перевозкой людей через реку. [16] [17]
Джихады , которые затронули Текрур сереров из Текрура, в 11 веке и привели к исходу затронули только тех сереров, которые жили в Текруре в то время. Это не распространялось на всех людей Серера. Люди Серер очень разнообразны и разбросаны по всей территории Сенегамбии, основав города и деревни, названия этих городов и деревень Серер сохраняются и сегодня. [18]
... Сереры пересекали огромные пространства территории в доколониальные времена и считали весь регион [регион Сенегамбии] своим домом, как ясно показывает история их миграции в этом районе ..
В Сенегамбии миграция на юг
[ редактировать ]В регионе Сенегамбия народом Серер правили Ламанес . Серер, мигрировавшие из Текрура , чтобы присоединиться к своим дальним родственникам Серер, создали миграцию на юг для мигрантов мандинка. Годфри Мвакикагиле предположил, что мандинки либо потерпели поражение в битве, либо были включены в общество Серер. [20] Сереры правили волофским королевством Джолоф . Они правили Джолофом до династий Челюсти , Нгома , Менге (или Мбенге ) и Нджие (все они были Серерами, за исключением династии Менге , которая была Лебу — Менге или Мбенге — фамилия Лебу). [21] Однако эти Серер и Лебу, правители Джолофа (преимущественно территории волофов), ассимилировались с культурой волофов.
Миграция из Кабуу в Сине
[ редактировать ]Фактическое основание Королевства Сине неясно, но в конце 14 века мандинка в этот район прибыли мигранты . Их возглавлял матрилинейный клан, известный как Гельваар. Здесь они столкнулись с Серерами, которые уже создали систему ламанических властей, и основали государство под руководством Гельвааров со столицей в ламанском поместье Серер с центром в Мбиселе или рядом с ним . [5] : стр.54 [22] [23]
Браки между отцовскими кланами Серер, такими как Фэй и Джуф , с женщинами Гуелвар, создали отцовские династии Серер и материнскую династию Геловар. Согласно устной традиции Серера, король по имени Маад Синиг Майса Вали Джаксате Манне (много вариантов написания: Майсса Вали , Маисса Уолли, также известный как Майса Вали Джон или Майса Вали Дион ) - (годы правления 1350 г.) [24] был первым королем Геловара Сине. Проработав несколько лет юридическим советником Великого Совета Ламанов и ассимилировавшись с культурой Серер, он был избран и коронован первым королем Сине в (1350 г.). [25] [26] Его сестры и племянницы были выданы замуж за дворянство Серер и являются потомками этих союзов, где стали короли Сине, а затем Салума ( Маад Синиг и Маад Салум соответственно). [25] [26] [27] [28]
Генри Гравранд сообщил об устной традиции, описывающей то, что он назвал «Битвой при Трубанге», династической войной между двумя материнскими королевскими домами Наанко и Геловар , ответвлением и родственниками материнской династии Наанко ( Ньянтио или Ньянко ) Каабу. на территории современной Гвинеи-Бисау . [29] [30] Сообщая об этой традиции, Генри Гравран не заметил, что на самом деле это описание битвы при Кансале 1867 (или 1865) года . [23]
Король Нджааджан Нджие
[ редактировать ]Примеры и перспективы в этом разделе могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( Август 2015 г. ) |
Этот раздел может быть несбалансированным по отношению к определенным точкам зрения . ( август 2015 г. ) |
Njaajan Njie (английское написание в , Ndiandiane Ndiaye или N'Diaye написание в , , Гамбии Сенегале ) — французское также известное как Амуду Бубакар 'Умар N'Diadian [31] является традиционным основателем Империи Джолофов из народа волоф . Традиционные истории происхождения этого лидера различаются. Один предполагает, что он был «первым и единственным сыном благородного и святого арабского отца Абду Дардея и женщины из племени Тукулер Фатамату Парус». Это дает ему альморавидское происхождение, то есть берберское и исламское происхождение по отцовской линии, а также связь по материнской линии с Такруром . [32] [33] Джеймс Сиринг добавляет, что «во всех версиях мифа Нджаджаан Нджаай произносит свои первые слова на пулааре, а не на волофе, еще раз подчеркивая свой характер незнакомца благородного происхождения». Ньяаджан Нджие был основателем первого королевства волофов и считался волофами своим предком. [34] По поводу своего происхождения Саллах добавляет: «Некоторые говорят, что Нджажан Нджай был загадочным человеком фуланийского происхождения. Другие говорят, что он был принцем Серер ». [35]
Джон Доннелли Фейдж предполагает, что, хотя этому королю и основанию империи обычно приписываются даты начала 13 века (а другие говорят, что 12 века), более вероятный сценарий состоит в том, что «возвышение империи было связано с ростом волофов». власть за счет древнего суданского государства Такрур, и что это, по сути, было развитием четырнадцатого века». [36]
Поражение португальских налетчиков рабов
[ редактировать ]В 1446 году португальская каравелла, перевозившая португальского работорговца и его группу , Нуно Тристана попыталась проникнуть на территорию Серера, чтобы совершить набег на рабов . Никто из взрослых пассажиров той каравеллы не выжил. Все они стали жертвами отравленных стрел Серера , за исключением пяти молодых португальцев (или меньше). Одному из них было поручено зафрахтовать каравеллу обратно в Португалию . Нуно был среди убитых. [37] [38]
Движение Марабут XIX века
[ редактировать ]Битва при Фандане-Тиутиуне, также известная как Битва при Сомбе, была религиозной войной (но также частично мотивированной завоеванием – строительством империи ) между мусульманским движением Марабут в Сенегамбии и народом Серер из Сине. [39] [40] 18 июля 1867 года лидер марабутов Маба Диаху Ба начал джихад в Королевстве Серер Сине , но был разбит и убит силами Маада а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф , короля Сине. [41] [42] [43]
Маба Диаху, довольно харизматичный лидер секты Марабут, считал распространение ислама в Сенегамбии и исламской империи своей божественной миссией. [44] Хотя он и не создал исламскую империю, ему удалось завоевать несколько деревень в Сенегале и Гамбии , и его движение несет ответственность за исламизацию многих сенгамбийцев . [44]
Эффекты ислама
[ редактировать ]Хотя к концу двадцатого века большинство сереров приняли ислам (около 85% к 1990-м годам), [45] История сопротивления народа Серер от Средневековья до XIX века в сопротивлении исламизации создала разделение на «верующих» в ислам и «неверующих», таких как ортодоксальные Сереры, которые придерживаются религии Серер . [46] [47] [48] Кляйн отмечает, что:
- «Самым важным фактором, разделяющим народы Сенегамбии, было различное влияние ислама. В этом отношении серер выделялся как единственная группа, которая не подверглась обращению». (Мартин А. Кляйн) [48]
Это разделение не только религиозное, но и имеет этническое измерение. Поскольку они являются противниками ислама на протяжении почти тысячелетий , анти-Серерские настроения не являются редкостью. [49] Однако страны Серер, особенно район Сине в Сенегале, как сообщается, являются настоящим бастионом антиисламских настроений . [47] [50]
Подарок
[ редактировать ]В настоящее время численность сереров оценивается в более чем 1,8 миллиона человек, исходя из данных о численности населения Сенегала , Гамбии и Мавритании (2011 г.), исключая сереров, живущих на Западе и в других местах. В Сенегале их больше, чем в Гамбии и Мавритании. Хотя сереры традиционно являются смешанными фермерами, строителями лодок и землевладельцами, они встречаются во всех основных профессиях, включая политику, медицину, литературу, торговлю, право, сельское хозяйство и т. д. [51] поликультуру Некоторые Сереры до сих пор практикуют и строительство лодок. Благодаря ламанической земли системе наследования у них , как правило, есть ценная земля. Однако недавно Абдулая Вада президента закон о земельной реформе затронул многие фермерские общины Серер в Сенегале, и они потеряли свою собственность. [52]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Мвакикагиле , Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии: , стр. 224 и Гамбия и ее народ: , стр. 138; Кляйн, Ислам и империализм в Сенегале Sine-Saloum, 1847–1914 , стр. 7 и 63, Gravrand , vol. 1. Книга «Цивилизация», Cossan, стр. 115–18; & Цивилизация Сирер, Пангул, стр. 13
- ↑ Кляйн, Мартин , Ислам и империализм в Сенегале, Sine-Saloum, 1847–914, стр. 62–93.
- ^ Сарр , История Sine Saloum , стр. 37–39.
- ^ Диуф, Ниохобайе. стр. 727–729 (стр. 16–18)
- ^ Перейти обратно: а б с Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале, Беркли, University of California Press, 2004, стр. 51
- ^ Ван де Валле, Этьен (2006). Африканские домохозяйства: переписи и обследования . Я Шарп. п. 80. ИСБН 978-0-7656-1619-7 .
- ^ Дэвид Робинсон. Мусульманские общества в истории Африки .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Ломбард, Морис, Золотой век ислама , стр. 84. Маркус Винер (2003), ISBN 1-55876-322-8
- ^ Диуф, Мамаду и Лейхтман, Мара, «Новые взгляды на ислам в Сенегале: обращение, миграция, богатство, власть и женственность» , Палгрейв Макмиллан (2009), Мичиганский университет, ISBN 0-230-60648-2
- ^ Диуф, Мамаду, «История Сенегала: модель исламо-волофа и ее окраины» , Maisonneuve & Larose (2001), ISBN 2-7068-1503-5
- ^ Оливер, Роланд Энтони и Фейдж, доктор медицинских наук, «Журнал африканской истории» , том 10, Cambridge University Press (1969)
- ^ «Африканский археологический обзор» , тома 17–18, Plenum Press (2000)
- ^ Хопкинс, JFP, и Левцион, Нехемия , «Свод ранних арабских источников по истории Западной Африки» , стр. 77–79, Cambridge University Press (1981) (ученый)
- ^ Тримингем, Джон Спенсер, «История ислама в Западной Африке» , стр. 174, 176 и 234, Oxford University Press, США (1970).
- ^ Для получения дополнительной информации о линии и классе Серер Ламаний см.: Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня:»
- ^ Грегг, Эмма, Трилло, Ричард Раф, путеводитель по Гамбии , стр. 247, Rough Guides, 2003, ISBN 1-84353-083-X
- ^ Мвакикагиле, Годфри, Гамбия и ее народ , стр. 11; & Этническое разнообразие стр. 97
- ^ См.: Гэмбл, Дэвид П. и Салмон, Линда К. (с Альхаджи Хасаном Нджие); (на французском языке) Беккер, Чарльз, «Исторические пережитки, вещественные свидетели прошлого в странах Серир», Дакар, 1993 г., CNRS – ORS TO M
- ^ Мвакикагиле, Годфри , «Гамбия и ее народ: этническая идентичность и культурная интеграция в Африке», стр. 136. (2010), ISBN 9987-16-023-9
- ^ Мвакикагиле, Годфри, «Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии» , стр. 225.
- ^ Мвакикагиле, Годфри, «Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии» , стр. 224.
- ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале. Сине-Салум, 1847–1914 , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. [1] ISBN 978-0-8047-0621-6 стр.8
- ^ Перейти обратно: а б Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал) Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. 1986-87, стр. 19.
- ^ О правлении Майсы Вали см.: Сарр, Алиун, «Histoire du Sine-Saloum» (Сенегал), (введение, библиография и примечания Чарльза Беккера), в Bulletin de l'IFAN, том 46, серия B, № 3– 4, 1986–1987. стр. 19. См. также: (на французском языке) Éthiopiques, Том 2, стр. 100–101, Great African Printing (1984).
- ^ Перейти обратно: а б Нгом, Бирам ( Бабакар Седих Диуф ). «Вопрос Гельваара и история Сиина» , Дакар, Университет Дакара, 1987, 69 стр.
- ^ Перейти обратно: а б Сарр, Алиун, «История Сине-Салума» (Сенегал) (введение, библиография и примечания Чарльза Беккера), в Bulletin de l'IFAN, том 46, серия B, №№ 3–4, 1986–1987. стр. 19
- ^ Гравран, Генри, «Ле Габу в устных традициях Нгабу» , специальный выпуск Éthiopiques 28 No, социалистический журнал черной африканской культуры (1981)
- ^ Сарр, Алиун, стр. 19.
- ^ Иннес, Гордон, Psychology Press, 1974, « Сунджата : три версии мандинка» , стр. 128, Psychology Press, ISBN 0-7286-0003-X
- ^ Фейдж, Дж. Д., Оливер, Роланд Энтони, «Кембриджская история Африки» , стр. 282, Cambridge University Press, 1975. ISBN 0-521-20413-5
- ^ А. А. Бартран (1979). Джон Ральф Уиллис (ред.). Исследования по истории ислама в Западной Африке: Том 1: Культиваторы ислама . Рутледж. п. 102. ИСБН 978-0-7146-1737-4 .
- ^ Сиринг, ДЖЕЙМС (2003). Западноафриканское рабство и атлантическая торговля: долина реки Сенегал, 1700–1860 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-0-521-53452-9 .
- ^ Фиона Мак Лафлин; Саликоко С. Муфвене (2008). «Восхождение волофа как городского разговорного языка и национального лингва-франка в Сенегале» . Сесиль Б. Вигуру, Саликоко С. Муфвене (ред.). Глобализация и жизнеспособность языков: перспективы Африки . Континуум. п. 148. ИСБН 978-0-8264-9515-0 . Архивировано из оригинала 29 сентября 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ↑ Anyidoho, Кофи, «Перекрестные ритмы» , Том 1, «Случайные статьи по африканскому фольклору» , стр. 118, Trickster Press (1983)
- ^ Саллах, Тиджан М., Волоф: (Сенегал) , The Rosen Publishing Group, Inc (1995), стр. 21 ISBN 9780823919871 [2]
- ^ Фадж, Джон Доннелли (1997). «Верхняя и Нижняя Гвинея» . У Роланда Оливера (ред.). Кембриджская история Африки, том 3 . Издательство Кембриджского университета. п. 484. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
- ^ Волосы, Пол Эдвард Хедли, «Использование африканских языков в афро-европейских контактах в Гвинее: 1440-1560» , [в] «Sierra Leone Language Review» , вып. 5, 1966, с. 13 [3]
- ^ Волосы, Пол Эдвард Хедли, «Встреча с Африкой: европейские контакты и свидетельства, 1450–1700» , Variorum, 1997, стр. 213–15 и 248, ISBN 0-86078-626-9
- ^ Сарр, Алиун, «История Сине-Салума» , Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3-4, 1986–1987. стр. 37-39
- ^ Диуф, Ниохобайе. «Хроника Королевства Сине» Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся Королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). (стр. 727–729, стр. 16–18)
- ^ Сарр, Алиун, «История Сине-Салума» (Сенегал) Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. 1986-87, стр. 37-39.
- ^ Кляйн, стр. 90-91 и 103.
- ^ Диуф, Ниохобайе, стр. 728–29.
- ^ Перейти обратно: а б Липшуц, Марк Р. и Расмуссен, Р. Кент, «Словарь африканской исторической биографии» , стр. 128, 2-е издание, University of California Press (1989), ISBN 0-520-06611-1
- ^ Олсон, Джеймс Стюарт (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. п. 516. ИСБН 978-0313279188 .
- ^ Тиау, Исса Лэй , «Религиозность сиров до и во время их исламизации» , Éthiopiques, №: 54, Полугодовой обзор негро-африканской культуры. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тиам, Иба Дер , «Маба Диаху Ба Алмами дю Рип» (Сенегал), Париж, ABC, Дакар-Абиджан, NEA, 1977, стр. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Малый, стр 7
- ^ Тиау, Исса Лэй, «Религиозность сиров до и во время их исламизации» , Éthiopiques, №: 54, Семестровый обзор негро-африканской культуры, новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- ^ Гальван, «Государство должно быть нашим хозяином огня:» , стр. 41, 44, 65, 260 и 305.
- ^ Бланше, Жиль «Элиты и изменения в Африке и Сенегале» , ORSTOM (1983), стр. 182–185.
- ↑ Юбинк, Джанин М., Хукема, Андре Дж., Ассис, Виллем Дж., «Легализация земельных прав: местная практика, реакция государства и гарантии владения в Африке, Азии и Латинской Америке» , стр. 259–287, Amsterdam University Press, 2010. ISBN 90-8728-056-4
Библиография
[ редактировать ]- Беккер, Чарльз, «Исторические останки, материальные свидетели прошлого в странах Серир», Дакар, 1993 г., CNRS – ORS TO M
- Асанте, Молефи К., «История Африки: поиск вечной гармонии», Routledge (2007), ISBN 0-415-77139-0
- Мвакикагиле, Годфри , «Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии: земля, люди и культура» (2010), ISBN 9987-9322-2-3
- Мвакикагиле, Годфри, «Гамбия и ее народ: этническая идентичность и культурная интеграция в Африке» (2010), ISBN 9987-16-023-9
- Кляйн, Мартин А. , «Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум , 1847–1914», Издательство Эдинбургского университета (1968), ISBN 0-85224-029-5
- Гравранд, Генри , «Цивилизация Сирер, Коссан – истоки», т. 1, Новые африканские издания (1983), ISBN 2-7236-0877-8
- Гравран, Анри «Цивилизация Sereer, Pangool», Nouvelles Editionsafricaines du Sénégal (1990), ISBN 2-7236-1055-1
- Сарр, Алиун , «История Сине-Салума», (Сенегал), Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987 гг.
- Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине» (Сенегал). Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4, (1972)
- Филлипс, Люси Колвин, «Исторический словарь Сенегала», Scarecrow Press (1981), ISBN 0-8108-1369-6
- Кларк, Эндрю Ф. и Филипс, Люси Колвин, «Исторический словарь Сенегала», второе издание, Scarecrow Press (1994), ISBN 0-8108-2747-6
- Фундаментальный институт Черной Африки. Бюллетень Фундаментального института Черной Африки, том 38. ИФАН, 1976.
- Гэмбл, Дэвид П. и Салмон, Линда К. (с Альхаджи Хасаном Нджи), Гамбийские исследования № 17. «Люди Гамбии. I. Волофы» (с примечаниями о Серере и Лебу), Сан-Франциско, 1985 г.
- Страйд, Г.Т., Ифека, Кэролайн, «Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории, 1000–1800», Africana Pub. Корпорация, (1971),
- Ломбард, Морис, «Золотой век ислама», Markus Wiener Publishers (2003), ISBN 1-55876-322-8
- Пейдж, Уилли Ф., «Энциклопедия африканской истории и культуры: африканские королевства (с 500 по 1500 год)», Том 2, Имеющиеся факты (2001), ISBN 0-8160-4472-4
- Хопкинс, JFP, Левцион, Нехемия, «Свод ранних арабских источников по истории Западной Африки» («аль-Умари в Левционе и Хопкинсе», ред. и перевод «Корпус» ), Markus Wiener Publishers (2000), ISBN 1-55876-241-8
- Хопкинс, JFP, и Левцион, Нехемия, «Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки», Cambridge University Press (1981). (Ученый)
- Стрейссгут, Томас, «Сенегал в картинках, визуальная география», вторая серия, Книги XXI века (2009), ISBN 1-57505-951-7
- Аджайи, Дж. Ф. Аде и Краудер, Майкл, «История Западной Африки», Vol. 1, Лонгман (1985), ISBN 0-582-64683-9
- Холт, Питер Малкольм, «Индийский субконтинент, Юго-Восточная Азия, Африка и мусульманский Запад», Vol. 2, Часть 1, Издательство Кембриджского университета (1977), ISBN 0-521-29137-2
- Оливер, Роланд Энтони, Фейдж, доктор юридических наук, «Журнал истории Африки», том 10, Cambridge University Press (1969)
- Кэтчпол, Брайан, Акинджогбин, Айова, «История Западной Африки в картах и диаграммах», Collins Educational (1983).
- Тримингем, Джон Спенсер, «История ислама в Западной Африке», Oxford University Press, США (1970)
- Вудсон, Картер Годвин , «Очерк африканского происхождения: или Справочник по изучению негров», Ассоциация по изучению жизни и истории негров , Inc., (1936)
- Аялон, Дэвид, и Шарон, Моше, «Исследования по исламской истории и цивилизации: в честь профессора Дэвида Аялона», BRILL (1986), ISBN 965-264-014-Х
- Олсон, Джеймс Стюарт, «Народы Африки: этноисторический словарь», Greenwood Publishing Group (1996), ISBN 0-313-27918-7
- Берман, Люси К., «Братья-мусульмане и политика в Сенегале», издательство Гарвардского университета (1970)
- Буа, Ф. К., «Западная Африка с 1000 года нашей эры: исторические заметки», тома 1–2, Macmillan.
- «Введение в историю Западной Африки», стр. 21, Архив CUP.
- Диуф, Мамаду и Лейхтман, Мара, «Новые взгляды на ислам в Сенегале: обращение, миграция, богатство, власть и женственность», Пэлгрейв Макмиллан (2009), Мичиганский университет, ISBN 0-230-60648-2
- Диуф, Мамаду, «История Сенегала: модель исламо-волофов и ее окраины», Maisonneuve & Larose (2001), ISBN 2-7068-1503-5
- «Африканский археологический обзор», тома 17–18, Plenum Press (2000).
- Грегг, Эмма, Трилло, Ричард «Примерный путеводитель по Гамбии», Rough Guides (2003), ISBN 1-84353-083-X
- Жюльен, Шарль Андре, и Ле Турно, Роджер, «История Северной Африки», том. 2, Прегер (1970)
- Фундаментальный институт Черной Африки. Бюллетень, тома 26–27. ИФАН (1964)
- Фундаментальный институт Черной Африки. Мемуары Фундаментального института Черной Африки, выпуск 91, часть 2. ИФАН (1980).
- Диуф, Марсель Махава, «Мужские копья: Леопольд Седар Сенгор и традиции Серера», Центр лингвистических и исторических исследований через устную традицию (1996).
- Сонко-Годвин, Терпение , «Этнические группы Сенегамбии: краткая история», Sunrise Publishers (1988), ISBN 9983-86-000-7
- Оливер, Роланд; Фейдж, Джон Доннелли и Сандерсон, Дж. Н., «Кембриджская история Африки», Cambridge University Press, 1985. ISBN 0-521-22803-4
- Фаал, Дауда, «Народы и империи Сенегамбии: Сенегамбия в истории, 1000–1900 гг. н. э.», Современная типография Саула (1991)
- Гальван, Деннис К., «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают устойчивое развитие в Сенегале», University of California Press (2004), ISBN 978-0-520-23591-5
- Гастеллу, Жан-Марк, Экономический эгалитаризм серера Сенегала. Том 128, Труды и документы ОРСТОМ. Издания ИРД (1981) ISBN 2-7099-0591-4
- Нгом, Бирам Нгом, «Вопрос Гельваара и история Китая » , Дакар, Дакарский университет (1987)
- Булег, Жан, «Большой Жолоф (18–16 века)», (Париж, Edition Façades), Картала (1987)
- Дьяо, Йоро, «Сенегальские легенды и обычаи», Cahiers de Yoro Dyao: опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом (Э. Леру, 1912).
- Международный научный комитет по написанию всеобщей истории Африки, «Всеобщая история Африки», ЮНЕСКО (1980), ISBN 92-3-201710-5
- Иннес, Гордон; Сусо, Бамба; Кануте, Мужчины; И Кануте, Дембо, « Сунджата : три версии мандинка», Psychology Press (1974), ISBN 0-7286-0003-X
- Гравран, Анри , «Le Gabou dans les Traditionals orales du Ngabou», специальный выпуск Éthiopiques 28 № «Социалистический журнал черной африканской культуры» (1981).
- Колвин, Люси Галлистел, «Исторический словарь Сенегала», Scarecrow Press/Metuchen. Нью-Джерси – Лондон (1981) ISBN 0-8108-1885-X
- Эфиопы, Том 2, Великая африканская типографская компания (1984)
- (Нинг и Сайн, 1972) [в] Колвин, Люси Галлистел, «Исторический словарь Сенегала», Scarecrow Press/Metuchen. Нью-Джерси – Лондон (1981) ISBN 0-8108-1885-X
- Анидохо, Кофи, «Перекрестные ритмы», Том 1, «Случайные статьи по африканскому фольклору», Trickster Press (1983)
- Таал, Эбу Момар, «Сенегамбийские этнические группы:» общее происхождение и культурное сходство, факторы и силы национального единства, мира и стабильности, (2010)
- Фольц, Уильям Дж., «От Французской Западной Африки до Федерации Мали», том 12 Йельских исследований по политологии, Yale University Press (1965)
- Диоп, Анта Шейх и Модум, Эгбуна П., «На пути к африканскому возрождению: очерки африканской культуры и развития», 1946–1960, Карнакский дом (1996), ISBN 0-907015-85-9
- Волосы, Пол Эдвард Хедли, «Использование африканских языков в афроевропейских контактах в Гвинее: 1440–1560», [в] « Сьерра-Леоне Обзор языка », вып. 5, (1966)
- Волосы, Пол Эдвард Хедли, «Встреча с Африкой: европейские контакты и свидетельства, 1450–1700», Variorum, 1997, ISBN 0-86078-626-9
- Койфман, Виктория Бомба, «История волофского штата Джолоф до 1860 года, включая сравнительные данные из волофского штата Вало», Университет Висконсина - Мэдисон (1969)
- Хиндсон, Эд и Канер, Эргун, «Популярная энциклопедия апологетики: исследование доказательств истинности христианства», Harvest House Publishers (2008) ISBN 0-7369-2084-6
- Хэм, Энтони, «Западная Африка», Lonely Planet (2009), ISBN 1-74104-821-4
- Мессье, Рональд А., «Альморавиды и значение джихада», ABC-CLIO (2010), ISBN 0-313-38589-0
- Пауэлл, Джон, «Путеводитель Мэгилла по военной истории: A-Cor», Salem Press, (2001), ISBN 0-89356-015-4
- Джонсон, Дж. Уэсли, «Появление черной политики в Сенегале: борьба за власть в четырех коммунах, 1900–1920», Stanford University Press (1971), ISBN 0-8047-0783-9
- «Исследование африканской литературы», том 37. Техасский университет в Остине. Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета в Остине, Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета (в Остине) (2006 г.)
- Липшуц, Марк Р. и Расмуссен, Р. Кент, «Словарь африканской исторической биографии», стр. 128, 2-е издание, University of California Press (1989), ISBN 0-520-06611-1
- Комитет Сената (США) по международным отношениям, «Ежегодный отчет о международной религиозной свободе», (2004 г.), составлено Государственным департаментом (США), правительственной типографией (2005 г.), ISBN 0-16-072552-6
- Grolier Incorporated, «Американская энциклопедия», том 12, Grolier (2000), ISBN 0-7172-0133-3
- Азума, Джон Алембилла, «Наследие арабского ислама в Африке: поиски межрелигиозного диалога», neworld (2001), ISBN 1-85168-273-2
- Тиау, Исса Лэй , «Религиозность сиров до и во время их исламизации», Éthiopiques, №: 54, Полугодовой обзор негро-африканской культуры. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- Тиам, Иба Дер , " Маба Диаху Ба Альмами дю Рип" (Сенегал), Париж, ABC, Дакар - Абиджан , NEA, (1977)
- Бланше, Жиль «Элиты и изменения в Африке и Сенегале», ORSTOM (1983)
- Убинк, Джанин М; Хукема, Андре Дж; и Ассис, Виллем Дж., «Легализация земельных прав: местная практика, реакция государства и гарантии владения в Африке, Азии и Латинской Америке», Amsterdam University Press, 2010. ISBN 90-8728-056-4