Хронология истории Серера
Это хронология истории и развития религии Серер и народа Серер в Сенегале , Гамбии и Мавритании . Эта временная шкала просто дает обзор их истории, состоящей из выверенных археологических открытий в странах Серер , религии Серер, политики , королевской власти и т. д. Даты указаны в соответствии с нашей эрой . Для получения информации об этих событиях см. Руг , Религия Серер , Миф о сотворении Серер , Предыстория Серер , Ламане , Государства , возглавляемые Серер Ламанес , История Серер и народ Серер .
Предыстория
[ редактировать ]- Период Такрура представляет собой предысторию народа Серер. Период Сенегала, Намандиру и Ваало открывает историю Серера. [1]
Средневековая эпоха (Золотой век Западной Африки)
[ редактировать ]9 век
[ редактировать ]- 800 г. н. э.: Джон Тримингем перечисляет штаты Сенегала: «800 штатов Сенегала: Сангана (Серер), Такрур, Силла и Галам (Сонинке)». [2]
Многие из названий деревень и городов Серер, которые они основали, сохранились до сих пор.
- 850 г. н. э.: Государство с центром вокруг Такрура , возможно, возникло в это время либо в результате притока фулани с востока, поселившегося в долине Сенегала. [3] [4] или, по словам Джона Доннелли Фейджа, образовались в результате взаимодействия берберов из Сахары и «негритянских земледельческих народов», которые «по сути были серерами». [5]
11 век
[ редактировать ]«Сегодня Серер сохранили большую часть своей старой культуры, обычаев и традиций. На самом деле, нередко можно услышать, как культура Серер выжила на протяжении веков, несмотря на все силы, которые пытались ее разрушить».
- Начало 11 века: Согласно традиции Серера, Ламане Джеган Джуф основал Тукар (часть современного Сенегала ).
- 1030: Война Джаби узурпировал трон Такрура после революции и стал королем Такрура.
- 1035: Примерно в это же время Вар Джаби революционер принял ислам и ввел принудительное обращение своих подданных, а также законы шариата под руководством своих союзников из Альморавидов , Абдаллы ибн Ясина в частности . Большая часть его религиозных преследований была направлена на людей Серер , которые отказались подчиниться исламу , а также на ламанский класс Серер , хранителей религии Серер и обладателей экономической и политической власти (см. «Преследование Сереров »). С этого момента и до 1042 года сереры Такрура стали объектом преследований и джихада со стороны африканских новообращенных в ислам, таких как фула и тукулеры, и их союзников из Альморавидов. [7] Сереры разгромили армию мусульманской коалиции, вынудив их искать убежища в Мавритании, но позже были окончательно покорены и побеждены мощной армией мусульманской коалиции. [ нужна ссылка ]
Эта эпоха знаменует собой исход Сереров Такрура. Те, кто пережил войны и отказался принять ислам, мигрировали на юг, в то, что позже стало известно как Серерские королевства Сине , Салум и ранее Баол , вместо того, чтобы принять ислам. На юге им предоставили убежище их дальние родственники Серер, одобренные Великим Советом Ламанес , высшим судом в стране Серер. Тримингем отмечает, что Такрур первым в регионе принял ислам, но полностью утратил свою идентичность Серера. [8] Войн Джаби умер в 1040 году, и ему наследовал его сын Леб (или Лаби), также главный союзник Альморавидов. [9] Сообщается, что Леб сражался на стороне Альморавидов в 1056 году. [10] вероятно, в результате подчинения Такрура Альморавидами в 1042 году и строгого соблюдения законов шариата. [11] Экономически Королевство Такрур выиграло от введения ислама. Это также создало политические связи с Севером . Многие фулани/тукулеры входили в состав армии Альморавидов, завоевавшей часть Европы. [ нужна ссылка ]
13 век
[ редактировать ]- в. 1235: Манса Джолофинг (серерский король Джолофа ) разграбил караван с золотом, посланный Сундиатой Кейтой для покупки лошадей в Джолофе. После этого Манса Сундиата послал своего генерала и двоюродного брата Тирамахана Траоре в Джолоф, чтобы убить Манса Джолофинга.
- в. 1285/7: Ламане Джо на троне Джолофа . [12] Во время своего правления Манса Сакура ( манса империи Мали ) начал экспедицию в Сенегал (ок. 1285 г.), завоевал Джолофа и низвел Ламане Джо до простого вождя провинции.
- в. 1290: Маад Ндаах Нджеме Джуф , предок династии Джуфов Сине и Салума, унаследовал трон Лааха в Баоле . [13]
14 век
[ редактировать ]- 1350–1400: переименовано Королевство Сине . Период Геловара начинается с 1350 года. Маад а Синиг Майса Вали Джаксатех Маннех избран первым королем Геловара, когда-либо правившим в одной из стран Серер (Королевство Сине). Выдвигался и избирался Серерами Сине и Великим Советом Ламанесов, совету которого он служил юрисконсультом в течение 15 лет и выдал замуж своих сестер и племянниц. Майса Вали правил в 1350–1370 гг. Браки между потомками древнего ламанского класса Серер и женщинами Геловар создали отцовские династии Серер и материнскую династию Геловар, которые просуществовали более 600 лет. Некоторые представители знати Серер были против выдвижения и избрания Майсы Вали, в частности Ламане Панга Яя Сарр (много вариаций: Пенга Яйе Сарр и т. д.), поскольку у Майсы Вали не было ни отца Серера, ни матери Серер, несмотря на о его ассимиляции в культуре Серер, долгой службе Великому Совету и том, что он сам происходил из королевской семьи. Ни один из потомков Маада а Синиг Майса Вали не правил ни в одном из королевств Серер после него. Дети и потомки мужчин Серер и женщин Геловар стали Серерами из верности Религия Серер , народ Серер , страны Серер, культура и язык, а также все связи с Каабу были разорваны. В этот период старые отцовские династии Серер выжили, но старая материнская династия Вагаду распалась в Сине, а затем в Салуме, за исключением Баола и других мест. Период Геловара - последний период династической периодизации Серер. [14]
- 1360: Устная традиция сообщает, что Ндиадиан Ндиайе (также называемый Бурба Джолоф Нджаджаан Нджие) основал Империю Джолоф , империю, основанную добровольной конфедерацией государств. [15] [16] Джон Доннелли Фейдж предполагает, что, хотя этому королю и основанию империи обычно приписываются даты начала 13 века (а другие говорят, что 12 века), более вероятный сценарий состоит в том, что «возвышение империи было связано с ростом волофов». власть за счет древнего суданского государства Такрур, и что это, по сути, было развитием четырнадцатого века». [17] Говорят, что Маад а Синиг Майса Вали сыграл важную роль в основании этой империи, назначив Нджаджаана Нджи возглавить Империю Джолофа и призвал другие государства присоединиться к этой конфедерации под властью Нджаджаана, что они и сделали, согласно эпосам о Нджаджаане и Майсе Вали. Таким образом, Маад а Синиг присоединили к своей конфедерации Королевство Сине . Хотя создание этой империи было добровольным, ее упразднение не произошло, что привело к битве при Данки в 1549 году. Эта эпоха знаменует собой упадок Малийской империи, поскольку она начала терять некоторые из своих бывших вассальных государств. Хотя Имперский Мали и не рухнул полностью, он уже не был таким могущественным, как когда-то. [18]
15 век
[ редактировать ]- 1446: Португальский работорговец Нуну Тристан и его группа предприняли попытку совершить набег на рабов на территории Серера. Все они стали жертвами отравленных стрел Серера , за исключением пяти молодых португальцев (или меньше). Одному из них пришлось зафрахтовать каравеллу обратно в Португалию . Нуно был среди убитых. [19] [20]
- 1455: венецианский работорговец и летописец Альвизе Кадамосто, купив рабов- волофов в Кайоре , решил остановить свой корабль у общины Серер, живущей на границе волоф-Кайор. Алвизе написал, что сообщество Серер выглядело угрожающим и неприветливым. Затем он рассказал, что, увидев приближающийся корабль, эта община Серер стояла на страже на пляже. Капитан корабля приказал никому не покидать корабль, и корабль был припаркован подальше от пляжа. Альвизе Кадамосто послал своего переводчика-волофа пойти и обсудить условия рабства с этой общиной Серер, пока он (Альвизе) и его португальская группа оставались на корабле. Переводчик-волоф был убит на месте этими серерами за то, что он привел работорговцев на их территорию. Никто из группы Альвизе не ушел, вместо этого корабль отбыл и направился в сторону Гамбии . Альвисе также испортил Королевство Сине, назвав его Королевством Барбачим , а народ Серер Сине - Барбацинами среди других названий, которые многие европейцы той эпохи называли народом Серер, как на своих старых картах (См.: Королевство Сине ). [21] [22]
- 1493: Маад Салум Мбеган Ндур , король Салума , взошел на трон. [23]
16 век
[ редактировать ]- 1549: Битва при Данки , Амари Нгоне Собель Фаалу помогал его двоюродный брат принц Мангинак Джуф (белый: Мангинак Диуф, член старой династии Джуфов Баола), оба племянники Тейне Ньюко Нджие (последнего члена Серера). по отцовской линии), династия, правившая Баолом ), победила короля Джолофа Леле Фуули Фаак Нджие и упразднила Империю Джолофа. Леле Фуули был убит в Данки. Амари Нгоне временно объединил старого Баола и Кайора , [24] Мангинак Джооф был удостоен титула Бер Джак Кайора (эквивалент премьер-министра ). С распадом Империи Джолоф государства-члены конфедерации, такие как Королевство Сине , Королевство Салум , Ваало , Баол и т. д., вернулись в независимые государства. [25] [26] Семья Фаал не Сереры. [27] Нджие Ндиайе или ) ( [28] и семья Джооф .
- 1567: Маад Салум Малавтан Джуф , дольше всех правивший король Салума (45 лет на троне), унаследовал трон. [23]
Ранний современный период
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]- 1678: Сереры Сине и Баола отказались приветствовать французских купцов, которые обосновались на Маленьком Коте и, таким образом, подали жалобу своим королям ( Мааду а Синигу (королю Сине) и Тейну (королю Баола). В следующем году король Сине и Баола со своими армиями разграбил французский пост. В следующем году адмирал дю Касс предпринял атаку мести и разгромил их. [29]
18 век
[ редактировать ]- в. Ньеке Джуф основал королевский дом Сему 1717: Маад Сему Ньеке Джуф . Третий и последний королевский дом, основанный семьей Джуфов .
- в. 1724–1735: Маад а Синиг Букар Тилас Сангхайе Джуф, сын Маада Семоу Ньеке Джуфа, правил Королевством Сине . [30]
Современная история
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]- 1848: Эль-Хадж Умар Талл XIX века ( джихадист ), обращаясь к своим ученикам, сказал им :
- «Благородные качества встречаются в странах Серер, хотя им не хватает только ислама...» [29]
- 1851: Смерть военачальника Серера Сандига Ндиоба Ниокобая Джуфа (отца короля Амы Джуфа Гнилане Фэй Джуф из Сине )
- 1853: умер Маад а Синиг Ама Джуф Гнилане Фэй Джуф .
- Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф сменил Маада Ама Джуфа на посту короля Сине.
- 1853–1871: Государственный гимн, девиз и флаг Сине исполнялись во время правления Маада Кумбы Ндоффене Фамака Джуфа. [31]
- Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф сменил Маада Ама Джуфа на посту короля Сине.
- 1857: Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф (король Сине ) предоставил Тейн Чай Ясину Фаалу (вар: Тиес Ясин Фолл, король Баола ) убежище после того, как он был побежден и изгнан французами в битве при Пури. [31]
- 18 мая 1859 года: битва при Логандеме . Луи Файдерб, французский губернатор Сенегала, победил народ серер Сине и Маад а Синиг при Логандеме.
- 1859–1865: Файдерб сделал Кайор и Баол (бывшее государство Серер) протекторатами .
- Битва при Нанджигуи (1859 г.): король Салума - Маад Салум Кумба Ндама Мбодж (вар: Кумба Ндама) убит мусульманскими силами Марабута во время джихадистской экспедиции в Салуме . Джихад под руководством Мабы Диаху Ба. [32]
- 1861: Великий Джогомай Тине из Горома [33] был недоволен, когда Дамель Маджохо Фаал [34] (поддерживаемый Францией марионеточный король Кайора [35] ) уступил свою провинцию французскому губернатору — Луи Файдербу . Дамель - Тейн Лат Джорр Нгоне Латир Джобе, у которого теперь сложились хорошие отношения с французами, был приглашен французами оккупировать регион, включая провинцию Джогомая Тине. Французы объявили Маджохо слишком некомпетентным. [35] Жогомай Тайн отказался подчиняться ни Лат-Джорру, ни французам, а также отказался разрешить серерскому населению своей провинции участвовать в переписи 1863 года . В апреле 1863 года губернатор Эмиль Пине-Лапрад Франции разрешил французским войскам войти в его провинцию. Он был убит выстрелом из пистолета. [29]
- Недовольные члены мусульманского джихадистского движения ( Марабуты ), такие как Самбу Уманне Турей, которому помогали Шейху Джобе и Манджи Хорея, возглавили джихад в Сабахе и Санджале и убили последних Фаранка Сабаха и Фаранка Санджала. [36] Самбу аннексировал оба государства и назвал его Сабах-Санджал. После победы мусульман в этих двух штатах они начали джихад в Нгае (ок. 1861 г.) и в Кайморе (ок. 1863 г.) и убили Бууми Нгае, Бириаму Джогопа, которые отказались подчиниться исламу. Вали Ньянг, гриот и советник Бууми, избил своего там-тама и призвал к мученической смерти в соответствии с принципом Серера Джома, а не поддаваться исламу. Джом на языке Серер означает «честь». Религия Серер допускает самоубийство только в том случае, если оно удовлетворяет принципу Джома (см.: Религия Серер ). [37] [38] Маба Диаху Ба , лидер мусульманских марабутов, не участвовал в нападении на Каймор. Нападение на Каймора было совершено недовольной троицей без его разрешения. [37] но участвовал в нападении на Нгайе. [38]
- 1862: Битва при Чикате, Маба Диаху Ба начал джихад в Королевстве Серер Салум в Чикате против Маада Салума Самбы Лаобе Лацуки Сиры Джогопа Фаала. [32] [39] В том же году он начал джихад против королевства Баол .
- 6 октября 1862 года: Самба Лаобе Лацука Сира Джогоп Фаал (сын принцессы Лацука Сира Джогоп Мбодж из Салума) - вынужден был сразиться со своим собственным отцом Ма Коду Джуфом Фаалом. [40] король Кайора, который ранее отвергал трон Салума в пользу Кайора, пока не был побежден и изгнан из Кайора французами. Когда он попытался вернуть себе трон Салума после своего поражения, Великий Джараф [41] и его Благородный совет отказался короновать его королем Салума. Молодой король Салума (Самба Лаобе) разгромил своего отца, дядю по отцовской линии и их армии и изгнал их из Салума. [32]
- Июль 1863 года: Сереры устроили резню французских солдат в гарнизоне Пута . Французскому сержанту едва удалось спастись. Пине Лапрад (французский губернатор Сенегала ) в течение нескольких дней отомстил за массовые убийства и построил первый форт в Тиесе . [29]
- в. 12 января 1864 года: Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф (король Сине) предоставил убежище Лат Джорру Нгоне Латиру Джобе (королю Кайора) после того, как он был побежден и сослан французским губернатором в Сенегале ( Эмиль Пине-Лапрад ). Согласно устной традиции Серера, Лат Джорр был хорошо принят в Сине, так же как был хорошо принят Эль-Хадж Умар Талль, когда он посетил Сине. Однако, по их словам, Лат Джорр предал Королевство Сине, когда встал на сторону Мабы Диаку Ба в «Сюрпризе Мбин о Нгора» и в битве при Фандане-Тиутиуне . [42] [43]
- 1867: Неожиданность Мбин-о-Нгора - мусульмане удивили народ Серер из Мбин-о-Нгора, небольшой деревни в Королевстве Сине .
- 18 июля 1867 года: битва при Фандане-Тиутиуне (также известная как битва при Сомбе), Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф (король Сине) победил мусульманских марабутов , а Маба Диаху Ба известный джихадист был убит и расчленен.
- 1881–1914 (Первая мировая война): борьба за Африку . Европейские имперские державы делят Африку . Пострадали страны Серер, и старые открытые границы перестали существовать.
- Июль 1890 года: Священный камень Мпал (также известный как «Камень Маме Кантар» ) был построен и поклонялся местному населению Серер , а также народу Лебу на протяжении многих поколений, разрушен Лимаму и его мусульманскими учениками. [44]
20 век
[ редактировать ]- в. 1905/1906: Французы помогали волофам против сереров в битве при Диобасе. Волофы одержали победу. [45]
- 1909: В Руфиске стал первым африканцем , Галанду Диуф избранным должностным лицом в колониальный период.
- последний король Сине -Маада Синиг Махекор Джуф . 28 января 1924 г.: на трон взошел [46] [47]
- 1929: Появление негритюда . В Сенегале возглавляет Леопольд Седар Сенгор.
- в. 1930: Алиун Сарр , историк и писатель, разработал свой знаменитый труд « История Сине-Салоума ». Произведение, ставшее одной из вех средневековой истории Серера .
- 1934: Смерть Блеза Дианя и избрание Галанду Диуфа Национальным собранием Франции.
- последний король Салума Маад Салум Фоде Н'Гуйе Джуф . На трон унаследовал [46]
- 1938: Первые забастовки железнодорожников в Тиесе .
- Создание Фондового института черной Африки (ИФАН) в Дакаре . Несмотря на то, что оно было основано с целью цивилизации , оно предоставило интеллигенции Серер , такой как Леопольд Седар Сенгор и т. д., а также другим сенегальским группам платформу для демонстрации своей работы.
- 1940: Во время Второй мировой войны будущий президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор, сражаясь на стороне Франции, был схвачен нацистами и заключен в тюрьму на два года, когда они вторглись во Францию .
- 1946: Союз Ламина Гея и Леопольда Седара Сенгора.
- Октябрь 1947 г. - март 1948 г.: Забастовка железнодорожников в Тиесе.
- Расширение Французской Западной Африки
- 1948: Политический раскол Леопольда Седара Сенгора и Ламина Гея и основание Сенегальского демократического блока (BDS).
- 1958: Распад Французской Западной Африки (AOF)
- 1959: Альхаджи Алиу Эбрима Чам Джуф, историк гамбийский , писатель, националист и политик, организовал и возглавил демонстрацию «Хлеб с маслом» в Гамбии против британского колониализма .
- 6 сентября 1960 года: Леопольд Седар Сенгор стал первым президентом Сенегала .
- 1 мая 1963 года: Альхаджи Алиу Эбрима Чам Джуф , Гамбии ведущий националист и панафриканист колониальной эпохи, выступил с речью на первой в истории конференции Организации африканского единства, проходившей в Аддис-Абебе . Обращаясь к государствам-членам, Чам Джуф посоветовал им сделать все возможное для искоренения колониализма и неоколониализма в Африке и, в конечном итоге, во всем мире. [48]
- 31 декабря 1980 года: Леопольд Седар Сенгор покинул пост президента Сенегала .
- 1 января 1981 года: Абду Диуф сменил Леопольда Седара Сенгора на посту второго президента Сенегала .
- 1986: Программа президента Абду Диуфа по борьбе со СПИДом привела к тому, что в Сенегале наблюдается один из самых низких показателей заболеваемости ВИЧ-СПИДом в Африке . [49]
- 1989: Ибрагима Моктар Сарр , мавританский журналист, политик и соучредитель Африканских освободительных сил Мавритании , освобожден из тюрьмы после заключения за защиту гражданских прав чернокожего народа Мавритании.
- 16 декабря 1991 года: Пап Сейн , гамбийский и Бабукаром Гэем основал газету The Point Newspaper издатель и редактор, вместе с Дейдой Хидарой .
21 век
[ редактировать ]- 1 апреля 2000 г.: Президент Абду Диуф , как и его предшественник Леопольд Седар Сенгор, мирным и демократическим путем передал власть после своего поражения на всеобщих выборах в Сенегале 2000 года.
- 6 мая 2001 г.: смерть судьи Лайти Камы , первого президента Международного уголовного трибунала по Руанде . Он также был одним из судей этого Трибунала с самым большим стажем работы.
- 20 декабря 2001 г.: смерть Леопольда Седара Сенгора.
- 2 февраля 2009 г.: Пап Сейн арестован полицией Гамбии по подозрению в «публикации и распространении ложной информации» , после чего последовала серия дальнейших арестов и ложных обвинений.
- 2010: Пап Сейн , гамбийский издатель газеты The Point, удостоен звания Героя мировой свободы прессы от Международного института прессы за его работу в области свободы прессы .
- 2 апреля 2011 г.: смерть Альхаджи Алиу Эбримы Чам Джуфа .
См. также
[ редактировать ]- Блюдо
- Салтиг
- Сенагамбийские каменные круги
- Чекин Тумулус
- История Сенегала
- История Гамбии
- История Мали
- Плато Адрар
- Адрарский регион
- Тичит
- Список лет в Сенегале
- Хронология Сенегала
- Годы в Мавритании
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Гравран, Генри, «Цивилизация Сирир, Косаан », стр. 62.
- ^ Тримингем, Джон Спенсер, «История ислама в Западной Африке», Oxford University Press, США, 1970, стр. 234.
- ^ Хрбек, И. (1992). Всеобщая история Африки, том 3: Африка с 7 по 11 век: Африка с седьмого по одиннадцатый век, т. 3 (Всеобщая история Африки ЮНЕСКО (в сокращении)) . Джеймс Кэри. п. 67. ИСБН 978-0852550939 .
- ^ Криви, Люси (август 1996 г.). «Ислам, женщины и роль государства в Сенегале». Журнал религии в Африке . 26 (3): 268–307. дои : 10.1163/157006696x00299 . JSTOR 1581646 .
- ^ Фадж, Джон Доннелли (1997). «Верхняя и Нижняя Гвинея» . У Роланда Оливера (ред.). Кембриджская история Африки, том 3 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521209816 .
- ^ Мвакикагиле, Годфри , «Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии: земля, люди и культура» (2010), стр. 231, ISBN 9987932223
- ^ Пейдж, Уилли Ф., «Энциклопедия африканской истории и культуры: африканские королевства (500–1500 гг.)», стр. 209. Том 2, Имеющиеся факты (2001), ISBN 0-8160-4472-4
- ^ Тримингем, Джон Спенсер, «История ислама в Западной Африке», стр. 174, 176 и 234, Oxford University Press, США (1970).
- ^ Пейдж, Уилли Ф., «Энциклопедия африканской истории и культуры: африканские королевства (от 500 до 1500)», стр. 676, Том 2, Факты в файле (2001), ISBN 0-8160-4472-4
- ^ Ниан, Джибрил Тамсир , «Всеобщая история Африки: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век», стр. 119–120, ЮНЕСКО, 1984, ISBN 9231017101 [1]
- ^ Абдур Рахман И. Дой, «Ислам в Нигерии», Gaskia Corp., 1984, стр. 9.
- ^ Нноли, Оквудиба, «Этнические конфликты в Африке», стр. 241. CODESRIA, 1998. ISBN 2-86978-070-2
- ^ « Семья Юуф » [в] «Эпос о Санмун Фае», в Éthiopiques, № 54, том. 7, 2 полугодие 1991 г.
- ^ О старых отцовских династиях Серер, таких как семья Джуф или Диуф и материнская династия Вагаду, см.: (на английском языке) Филлипс, Люси Колвин, «Исторический словарь Сенегала», Scarecrow Press, 1981, стр. 52–71. ISBN 0-8108-1369-6 ; (на английском языке) Кларк, Эндрю Ф. и Филипс, Люси Колвин, «Исторический словарь Сенегала», второе издание (1994 г.); и (на французском языке) Фундаментальный институт Черной Африки. Бюллетень Фундаментального института Черной Африки, том 38. ИФАН, 1976. стр. 557–504. О Геловарах см.: (на французском языке) Сарр, Алиун , «Histoire du Sine-Saloum » , Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987, стр. 239 (с. 21) – *
- ^ Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине» , за которой следуют заметки об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине, написанные Чарльзом Беккером и Виктором Мартином. Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4, 1972. стр. 706.
- ^ Чарльз, Юнис А., «Доколониальный Сенегал : Королевство Джолоф, 1800-1890», Центр африканских исследований, Бостонский университет , 1977. стр. 1–3.
- ^ Фадж, Джон Доннелли (1997). «Верхняя и Нижняя Гвинея» . У Роланда Оливера (ред.). Кембриджская история Африки, том 3 . Издательство Кембриджского университета. п. 484. ИСБН 978-0521209816 .
- ^ Конрад, Дэвид К., «Империи средневековой Западной Африки », стр. 12, Infobase Publishing, 2005, ISBN 1-4381-0319-0
- ^ Волосы, Пол Эдвард Хедли, «Использование африканских языков в афро-европейских контактах в Гвинее: 1440-1560» , [в] «Sierra Leone Language Review» , вып. 5, 1966, с. 13 [2]
- ^ Волосы, Пол Эдвард Хедли, «Встреча с Африкой: европейские контакты и свидетельства, 1450–1700» , Variorum, 1997, стр. 213–15 и 248, ISBN 0-86078-626-9
- ^ Это было искажение Альвизе, см.: Булег, Жан, «Le Grand Jolof, (18–16 века)», (Париж, Edition Façades), Картала (1987), стр. 16.
- ^ Альвизе Кадамосто, исследователь XV века в современной Сенегамбии, никогда не ступал в страну Серер. Его корабль направился в Гамбию после того, как один из его переводчиков-волофов, посланный для переговоров об условиях рабства с местной общиной серер, жившей на границе с Кайором, был убит на месте этой общиной серер. Ни Альвизе, ни кто-либо из его группы не покинули корабль. Корабль проследовал в Гамбию. Поскольку Альвизе никогда не был в стране сереров, большинство его мнений о серерах исходило от его переводчиков-волофов. Волофы Кайора находились в постоянной войне с общиной Серер, живущей на их границе, и боялись этих Сереров, как рассказал сам Альвис. В Керре Альвизе называет Сереров без королей. Однако эти Сереры жили на границе с Волоф-Кайором и отказались подчиниться королям Кайора. Альвизе не знал, что Королевство Сине на самом деле было королевством Серер, где проживали Барбачини - (испорченное слово волоф «Бур Ба Сине», что означает «король Сине»). Видеть: (на французском языке) Булег, Жан, «Великий Жолоф, (XVIII – XVI век)», (Париж, Edition Façades), Картала (1987), стр. 16. Также: (на английском языке) Керр, Роберт, «Всеобщая история» о путешествиях и путешествиях конца XVIII века», стр. 238–240, Дж. Баллантайн и компания, 1811 г.; (на французском языке) Верье, Фредерик, «Введение. Путешествия в черной Африке d'Alvise Ca'da Mosto (1455 и 1456)», стр. 136, Шандейн, Париж, 1994; (на английском языке) Рассел, Питер Э., «Принц Генри «Навигатор»: жизнь , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2000, стр. 299–300.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ба, Абду Бури. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. Опубликовано в Бюллетене Фундаментального института Черной Африки. стр. 10–27
- ↑ Миссия, ускользнувшая от династии Фаал (вар: Падение) с 16 по 19 века. См. Осень.
- ^ Осень, Танор Лацукабе, Сборник о жизни дамели, представлено и прокомментировано Чарльзом Беккером и Виктором. Мартин, BIFAN, том 36, серия B, № 1 , январь 1974 г.
- ^ Булег, стр. 169–180.
- ^ Они тоже не волофы . Первоначально они были черными маврами ( Наари Каджор означает мавры Кайора ), однако они стали волофизированными и переняли культуру волофов.
- ^ Диоп, Шейх Анта , Модум, Эгбуна П., «На пути к африканскому возрождению: очерки африканской культуры и развития», 1946–1960, стр. 28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д (на французском языке) Ндиай, Усман Сему, «Разнообразие и уникальность Серера: пример региона Тьес » , Ethiopiques, № 54, обзор негро-африканской культуры, проводимый два раза в год, новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г. [3]
- ^ Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине», за которой следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 722–733
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (на французском языке) Диуф, Махава, «ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРИМЕР СИИН», Ethiopiques n°54. Обзор негро-африканской культуры, проводимый два раза в год. Новая серия, том 7. 2 семестр 1991 г. [4]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сарр, «История Сине-Салума», стр. 33–5.
- ^ Вариант: Диогомай (французское написание Джогомай в Сенегале ).
- ^ Французское правописание в Сенегале: Madiodio Fall
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кляйн, Мартин, «Ислам и империализм в Сенегале , Sine-Saloum », стр. 130.
- ^ Титулы вождя Сабаха и Санджала соответственно. Оба государства были данниками Королевства Салум.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кляйн, стр. 74–75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Камара, Альхаджи Саит, [в] программах GRTS , «Суну Чоссан»
- ^ Вариации: Самба Лаобе Фолл или Самба Лаобе Лацук Сира Диогоп Фолл.
- ^ Вариант: Манг Коду
- ^ Глава благородного совета выборщиков, ответственного за избрание королей из королевской семьи. Он был эквивалентом премьер-министра в стране Серер.
- ^ Сарр, стр. 37–38.
- ^ Диуф, Ниохобайе, стр. 726–727.
- ^ Кестелут, Лилиан; Мбодж, Шериф; Ба, Сейду, сказки и мифы волофов (критик), (редакторы: Лилиан Кестелут, Шериф Мбодж), Nouvelles Éditions Africaines, 1983, стр. 15, 111, 179–80
- ^ Джон Д. Таксил, Гэри Пол Набхан, Всемирный фонд природы, Королевские ботанические сады, Кью, «Люди, растения и охраняемые территории: Руководство по управлению на месте», стр. 50
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кляйн, Мартин А. «Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914». Издательство Эдинбургского университета (1968). р XV
- ^ Солнце (Сенегал)
- ^ См . Альхаджи Алиу Эбрима Чам Джуф . Аннотация, напечатанная в газете The Point : «Послание отцам-основателям ОАЕ на их первой конференции в Аддис-Абебе, 1 мая 1963 года» (2006 г.).
- ^ Мередит, «Судьба Африки», стр. 367, Public Affaires (2005).
Библиография
[ редактировать ]- Гравран, Генри , "La Civilization Sereer - Pangool", том 2, Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal, 1990, ISBN 2-7236-1055-1
- Гравран, Генри, «Цивилизация Сирер, ТОМ 1, Косаан: истоки», Nouvelles Editionsafricaines, 1983, ISBN 2723608778
- Гравран, Генри, «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОВИДИТЕЛЯ: ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА» [в] Ethiopiques , номер 31, социалистический обзор негро-африканской культуры, 3-й квартал 1982 г.
- Эволюция человека в рамках программы «Происхождение человека» Смитсоновского института.
- Гудман М., Тагле Д., Фитч Д., Бэйли В., Челюсняк Дж., Куп Б., Бенсон П., Слайтом Дж. (1990). «Эволюция приматов на уровне ДНК и классификация гоминоидов». J Mol Evol 30 (3): стр. 260–266.
- Декамп, Сир, «Вклад в предысторию Западного Сенегала», диссертация, Париж, стр. 315. (неопубликовано: стр. 126)
- Диуф, Махава, «ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРИМЕР СИИН», Ethiopiques n°54. Обзор негро-африканской культуры, проводимый два раза в год . Новая серия, том 7. 2-е полугодие 1991 г.
- Декамп, Сир, «Некоторые размышления о неолите Сенегала», том. 1, стр. 145–151, Западноафриканский журнал археологии (1981).
- Даган, Т., Доисторическое место Тьемассас (Сенегал), стр. 432–438, Бюллетень Французского института Черной Африки (1956).
- МакМахон, Робин, «О происхождении разнообразия», Filament Publishing Ltd, 2011 г., ISBN 1905493878
- ЮНЕСКО , Всеобщая история Африки , том 1, Методология и предыстория Африки, (Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории Африки), Heinemann Publishers, University of California Press, ЮНЕСКО, 1981, ISBN 0-435-94807-5 (в футляре)
- Клементина Фаик-Нзужи Мадия, Канадский музей цивилизации , «Отслеживание памяти: глоссарий графических знаков и символов в африканском искусстве и культуре» , Канадский центр исследований народной культуры, Международный центр африканского языка, литературы и традиций (Лувен, Бельгия) . ISBN 0-660-15965-1 . стр. 27, 115
- Рейк, Алан , Новый африканский ежегодник , тома 1999–2000 гг., Africa Book Center Limited, 2000 г., ISBN 0905268636
- Ригби, Леонард Д. Кац, Эволюционные истоки морали: междисциплинарные перспективы , Выходные данные Academic, ISBN 0719056128
- Сарр, Алиун , «История Сине-Салума », Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987 гг.
- Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине», за которой следуют заметки об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине, написанные Чарльзом Беккером и Виктором Мартином. Бюллетень Ифана , том 34, серия B, № 4, 1972 г.
- Даймонд, Джаред (1999). Оружие, микробы и сталь . Нью-Йорк: Нортон Пресс. ISBN 0-393-31755-2 .
- А. Сека, И. Соу и М. Ниасс. Соавторы: А. Д. Ндойе, Т. Канте, А. Тиам, П. Фэй и Т. Ндиай. Сенегал, «Horticonsult, Биоразнообразие традиционных листовых овощей»
- Мвакикагиле, Годфри , Гамбия и ее народ: этническая идентичность и культурная интеграция в Африке (2010), ISBN 9987-16-023-9
- Мвакикагиле, Годфри, Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии: земля, люди и культура , (2010), ISBN 9987932223
- Университет Калгари. Кафедра археологии, Общество археологов-африканистов в Америке, Общество археологов-африканистов, Информационный бюллетень африканской археологии , выпуски 47–50», Кафедра археологии, Университет Калгари, 1997 г.
- Беккер, Чарльз: Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серера . Дакар. 1993. CNRS – ОРС ТО М
- Фольц, Уильям Дж., От Французской Западной Африки до Федерации Мали , том. 12 исследований Йельского университета по политологии», стр. 136, Yale University Press, (1965).
- Шаване, Бруно А., Деревни древнего Текрура , Том 2. Мужчины и общества. Африканские археологии, KARTHALA Editions, 1985, ISBN 2865371433
- Лауд, Жан, Искусство Черной Африки , Калифорнийский университет Press, 1973 (перевод Джин Декок), ISBN 0520023587
- Бен-Йоканнан, Йосеф, Черный человек из Нила и его семья , изд. 2, Black Classic Press, 1972, ISBN 0933121261
- Аджайи, Дж. Ф. Аде, Краудер, Майкл, История Западной Африки , Том 1, Лонгман, 1985, ISBN 0582646839
- Ассоциация африканских исследований, История Африки, Том 11, Ассоциация африканских исследований, 1984, Мичиганский университет.
- Монтей, Шарль, «Fin de siècle à Médine» (1898–1899), Bulletin de l’IFAN , vol. 28, серия Б, № 1–2, 1966 г.,
- Монтей, Чарльз, «Официальная легенда о Сундиате, основателе империи Мандин», Бюллетень Комитета исторических и научных исследований AOF, том VIII, № 2, 1924 г.;
- Корневен, Робер, История Африки , Том I: от истоков до 16 века (Париж, 1962).
- Краудер, Майкл, Западная Африка: введение в ее историю; , Лонгман, 1977 г.,
- Делафосс, Морис , Верхний Сенегал-Нигер: Le Pays, les Peuples, les Langues»; «l'Histoire»; «les Civilizations» . Тома 1–3, Париж: Эмиль Лароз (1912), (редакторы: Мари Франсуа Джозеф Клозель )
- Монтей, Шарль, «Этнологические смеси», Мемуары ИФАН (Дакар), 1953, вып. 23
- Филлипс, Люси Колвин, Исторический словарь Сенегала , Scarecrow Press, 1981, ISBN 0-8108-1369-6
- Фундаментальный институт Черной Африки . Бюллетень Фундаментального института Черной Африки , Том 38. ИФАН, 1976 г.
- Кларк, Эндрю Ф. и Филипс, Люси Колвин, Исторический словарь Сенегала , второе издание (1994)
- Тримингем, Джон Спенсер, История ислама в Западной Африке , Oxford University Press, США, 1970.
- Гэмбл, Дэвид П. и Салмон, Линда К. (совместно с Альхаджи Хасаном Нджи), Гамбийские исследования № 17. «Люди Гамбии. I. Волофы. с примечаниями о серерах и лебу», Сан-Франциско, 1985 г.
- Страйд, Г.Т., Ифека, Кэролайн, Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории, 1000–1800 гг ., паб Africana. Корпорация (1971)
- Хоутсма, М.Т., L-Moriscos , (редактор: М.Т.Хоутсма), BRILL, 1993, ISBN 9004097910
- Пейдж, Уилли Ф., Энциклопедия африканской истории и культуры: африканские королевства (с 500 по 1500 год) , Том 2, Имеющиеся факты (2001), ISBN 0-8160-4472-4
- Ниан, Джибрил Тамсир , Всеобщая история Африки: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век , ЮНЕСКО, 1984, ISBN 9231017101
- Ниан, Джибрил Тамсир, История мандинго Запада: королевство Габу , KARTHALA Editions, 1989, ISBN 2865372367
- Абдур Рахман И. Дой, Ислам в Нигерии , Gaskia Corp., 1984, стр. 9.
- Бюллетень Фундаментального института Черной Африки , вып. 26–27, 1964 г.
- Нноли, Оквудиба, Этнические конфликты в Африке , CODESRIA, 1998. ISBN 2-86978-070-2
- Семья Юуф [в] «Эпосе о Санмун Фае», в Éthiopiques , № 54, том. 7, 2 семестр
- Нгом, Бирам ( Бабакар Седих Диуф ), «Вопрос Гельваара и история Сиина » , Университет Дакара , Дакар, 1987 г.
- Чарльз, Юнис А., Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800–1890 гг ., Центр африканских исследований, Бостонский университет, 1977 г.
- Конрад, Дэвид К., Империи средневековой Западной Африки , Infobase Publishing, 2005 г., ISBN 1-4381-0319-0
- Волосы, Пол Эдвард Хедли, Встреча с Африкой: европейские контакты и свидетельства, 1450–1700 гг. , Variorum, 1997 г. ISBN 0-86078-626-9
- Булег, Жан, Ле Гран Жолоф, (18-16 века) , (Париж, Edition Façades), Картала (1987)
- Керр, Роберт, Общая история путешествий и путешествий до конца 18 века , стр. 238–240, Дж. Баллантайн и компания, 1811;
- Верье, Фредерик, Введение. Путешествие по черной Африке Альвизе Каада Мосто (1455 и 1456) , стр. 136, Шанден, Париж, 1994 г.
- Рассел, Питер Э., Принц Генри «Навигатор»: жизнь , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2000, стр. 299–300.
- Ба, Абду Бури, «Очерк истории Салума и Рипа ». Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. Опубликовано в Бюллетене Фундаментального института Черной Африки , стр. 10–27.
- Осень, Танор Лацукабе, «Recueil sur la Vie des Damel», Представлено и прокомментировано Чарльзом Беккером и Виктором. Мартин, BIFAN, том 36, серия B, № 1, январь 1974 г.
- Ндиай, Усман Сему, «Разнообразие и уникальность Серера: пример региона Тьес », Ethiopiques , № 54, обзор негро-африканской культуры, проводимый два раза в год, новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914 , Издательство Эдинбургского университета (1968), ISBN 0-85224-029-5
- Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале», Беркли, University of California Press, (2004). ISBN 978-0-520-23591-5 .
- Прайс, Джоан А., Священные Писания мировых религий: Введение , Международная издательская группа Continuum (2010), ISBN 082642354X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сонко-Годвин, Терпение , «Этнические группы региона Сенегамбия », Sunrise Publishers Ltd (2003), ASIN B007HFNIHS
- Сонко-Годвин, Терпение, «Лидеры региона Сенегамбии», Реакция на европейское проникновение 19-20 веков, Sunrise Publishers Ltd (1995), ISBN 9983-8600-2-3
- Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение в безмятежном мире», Les Nouvelles Edition Africaines (1983), ISBN 2-7236-0868-9
- Крусс, Бернар, Ле Брис, Эмиль и Ле Рой, Этьен, «Спорные территории в черной Африке: местные земельные практики», Картала, ISBN 2-86537-146-8
- Гастеллу, Жан-Марк, «Экономический эгалитаризм серера Сенегала», ORSTOM, Париж, 1981, ISBN 2-7099-0591-4 (Диссертация по экономическим наукам защищена в Парижском университете 10 в 1978 г.)
- Сир Декамп, Гай Тилманс и Ю. Томмере Курганы из ракушек островов Салум (Сенегал), Бюллетень ASEQUA, Дакар, Университет Шейха Анта Диопа , Дакар, 1979, № 54
- Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала», (« Знание ночи »), L'Harmattan (1997), ISBN 2-7384-5196-9
- Нгом, Пьер, Гай, Алиу и Сарр, Ибрагима, «Этническое разнообразие и ассимиляция в Сенегале: данные переписи 1998 года», Пенсильванский университет - Проект анализа переписи населения Африки (ACAP), (февраль 2000 г.)