Битва при Фандане-Тиутиуне
Битва при Фандане-Тиутиуне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() XIX веке Поддержка Сине в | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Мусульманские марабуты | Серер люди | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Маба Диаху Ба ( Алмами в восстании ) Дамель-Тейн Лат Диор Нгоне Латир Диоп (Король Кайора и Баола ) |
Маад и Синиг Кумба Ндоффене Остановка понимания (Король Сине — « Маад а Синиг » ) Маад Амад Нгоне Джуф (король Тиутиуна и дядя короля королей Тиутиуна) | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Маба Диаху - Лучшее из Мабы Диаху
|
Битва при Фандане-Тиутиуне (или Тиаутионе ), также известная как Битва при Сомбе или Битва при Сомбе-Тиутиуне , произошла 18 июля 1867 года. [ 2 ] [ 3 ] Это была религиозная война между народом Серер и мусульманскими марабутами XIX века в Сенегале и Гамбии , но она также имела политическое и экономическое измерение: вендетта и строительство империи. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Фандане , Тиутиун и Сомб были частью доколониального королевства Серер Сине , ныне являющегося частью независимого Сенегала.
Марабуты одержали победу в первые часы битвы, но армия Серера держалась стойко. В последних частях битвы марабуты потерпели поражение. Маба Диаху Ба был убит, а его тело обезглавлено. Дамель-Тень Лат Диор, Нгоне Латир Диоп и Бурба Джолоф Олбури Сайнабу Нджие бежали. Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак получил травму. Мама Гаоло Ньянг находилась в плену. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Фон
[ редактировать ]Перед этой битвой Маба Диаху Ба , лидер марабутов, находился под влиянием короля Кайора и Баола - Лат-Диора - и заставил его начать джихадистское нападение на Синус. [ 10 ] Лат-Диор злился на Маада а Синиг Кумбу Ндоффене Фамака Джуфа после того, как он потерпел поражение от французов в битве при Лоро 12 января 1864 года и был изгнан из своего королевства. Лат-Диор искал убежища у Маад а Синиг , который предоставил ему убежище. Дамель . - Тень попросил Маада а Синига одолжить ему часть своих войск, чтобы он мог сражаться против французов и вернуть себе трон Маад а Синиг отказался сделать это, потому что он уже был вовлечен в длительную битву против самих французов за суверенитет Джоала , одной из его провинций.
Ла-Диор обратился за помощью к Мабе, Альмами Ниоро -дю-Рип . Маба пообещал помочь Ла-Диору вернуть себе трон, если он примет ислам . Ла-Диор обратился в христианство и в 1867 году предложил Альмами начать джихад в Сине. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Марабуты удивили народ Серер из Мбин-о-Нгора, небольшой деревни Серер в Сине, «Сюрприз Мбин-о-Нгора» в апреле 1867 года. Хотя Серерам удалось отбросить силы марабут, мешавшие им завоевать свою страну, марабуты Атака нанесла значительный ущерб, прежде чем они были наконец вынуждены отступить. [ 14 ] Некоторые выдающиеся принцессы Серер, такие как Лингир Селбе Ндоффене Джуф, дочь Маада а Синига, были похищены и насильно выданы замуж за Абдулая Улимату Ба, брата Мабы Диаху. [ 15 ] [ 16 ] Принцесса Лингир Фатма Тиубе также была похищена вместе с Лингир Селбе Ндоффене и удерживалась в плену силами Марабут. Некоторые выдающиеся личности и принцы Серера, такие как Букари Нгоне Джуф (вар: Букар Нгоне Диуф или Букаро Нгоони Джуф ), который был родственником и советником короля Сине, были убиты в результате этого нападения.
После этого инцидента Маад а Синиг отправил письмо лидеру марабутов Маба Диаху Ба, приглашая его на открытый бой. В этом письме он написал: «Эта атака недостойна... Если вы мужчина, я призываю вас вернуться и встретиться с полной армией Сине в открытом бою». [ 14 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Фандане-Тиутиун
[ редактировать ]После приглашения Маада а Синиг Кумба Ндоффене Фамака Мабе на открытый бой после «Сюрприза Мбин о Нгора», Маба и его армия отправились в Сине, приобретя оружие и боеприпасы в Британской Гамбии . 18 июля 1867 года «Наблюдатели» уведомили короля Сине о том, что армия Рипа (мусульманская армия из Ниоро-дю-Рип) приближается к Сине. [ 2 ]
Ритуалы
[ редактировать ]Согласно устной традиции Серера, прежде чем Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак и его армия направились на поле битвы, он созвал старейшин (своих советников) для выполнения древних ритуалов их предков. Затем он повелел своему Джарафу (главе знатного Совета выборщиков), также Салтигу , — Вассалы Сене совершить ритуал предков и предсказать исход. Сообщается, что Вассали Сен назвал имя Руга (Верховного Божества в религии Серер ), поднял свое копье к богам небес и ударил им о землю. Затем он воскликнул: «Победа!» [ 20 ] [ 21 ] Говорят , что во время битвы Маба Диаху Ба прочитала Шахаду (исламскую декларацию веры) из Корана .
Армии
[ редактировать ]Армия Маада а Синиг Кумба Ндоффене Фамака Джуфа, состоящая из Бууми Сомба (наследника престола Сомба со своей армией с востока); Великий Джараф и его армия с юга; Маад Патар (король Патара) и его армия с северо-востока; Сандиг-Ндиоб с севера; Маад Амад Нгоне Джуф (король Тиутиуна и дядя Маада Кумбы Ндоффене Фамака); Махуреджа Нгоне Джуф (вариант: Махухедия Нгоне, принц Сине и младший брат Букари Нгоне Джуф, убитый в Мбин-о-Нгоре); Великий Фарба (его генерал), а также армия Сине, прикрывающая запад и северо-запад; Маад Салум Садиука Мбодж (король Салума ); и т. д. Гриоты бьют в джунджунг Сине (боевые барабаны) - призыв к оружию. [ 22 ] [ 23 ]
Мабу Диаху Ба сопровождали его братья Усман Ба и Абдулай Ули Ба (не путать с историком Абду Бури Ба, внучатым племянником Мабы); король Кайора и Баола Дамель-Тень Лат Диор Нгоне Латир Диоп (и его армия); король Джолофа Бурба Джолоф Альбури Сайнабу Нджие (и его армия); Гамбо Гайе (король Санджала) - также пишется Гамбо Гайе; Биран Сисей (Биран Сиссе); его генералы, такие как Мама Гаоло Ньянг и Тафсир Са Лолли Джабу Самба (генерал и военный советник Мабы); и т. д. [ 24 ]
Битва
[ редактировать ]Армия Сине, выполнив необходимые ритуалы по обычаю Серера, Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф повела свою армию к Сомбу (в Королевстве Сине ), на поле битвы. Традиция Серер гласит, что Сомб был отправной точкой битвы, но на этом она не закончилась. Все закончилось в Фандане - Тиутиуне , где и был решен исход. Мусульманская традиция во многом согласуется с этим утверждением. [ 10 ] [ 25 ] [ 26 ]
В день боя шел сильный дождь. [ 27 ] [ 28 ] Маад Сему Галло Джуф (сын Маада Амада Нгонеха) со своим двоюродным братом Мбанье Сомб Фэй и их гриотами возглавили атаку на силы мусульман Марабута. Стратегия Серера заключалась в том, чтобы вытеснить мусульманские силы Марабута в Сомб, где было подготовлено сильное сопротивление, и не дать им войти в Тиутиун . Стратегия провалилась. Маба и его армия успешно вошли в Тиутиун. Однако в Тиутиуне армия Мабы столкнулась с сильным сопротивлением со стороны некоторых из свиты короля Амада Нгоне Тиутиуна, в которую входили Маад Сему Галло Джуф и принцы: Гниба Диор Джуф, Мадиор Латджиге и Бирам Джуф. Битва произошла между Сомбом и Тиутиуном и продолжалась три четверти утра. [ 1 ] На ранних этапах битвы мусульманские марабуты одержали верх. Принцы и Маад (король) Сему Галло Джуф были убиты. Принц Мбанье Сомб Файе покончил жизнь самоубийством, когда его схватили мусульманские марабуты. [ 12 ] Около 12 часов начался дождь. Маба и его армия укрылись в рощах , окружающих пруд Фандане , и попытались высушить руки. Примерно в это же время Маад Кумба Ндоффене Фамак покинул Ндоффан Кочевник со своей армией и двинулся в сторону Фандане, чтобы защищать его. Перед его прибытием Дамель - Тейн Лат-Диор Нгоне Латир и Бурба Джолоф Альбури Сайнабу (оба доблестные и опытные воины) подумывали о выходе из битвы около 14:00 ( время тисбара - время мусульманской молитвы во второй половине дня). Дамель-Тень Лат Диор сообщил Мабе, что он слышал звук приближающегося джунджунга Сине и Маад Кумба Ндоффене Фамак обязательно будет среди них. Он пытался обсудить стратегию выхода, потому что армия Сине была бы для них слишком сильна. Мабу не интересовала стратегия выхода, его миссией была исламизация и завоевание Серер Сине. [ 6 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 29 ] Когда Маад Кумба Ндоффене Фамак и его армия в сопровождении короля Патара; Король Пухама и Сандиг Ндиоб прибыли на место происшествия. Они встали между силами мусульманских марабутов и Королевством Салум, заперев марабутов в Сине и отрезав им путь выхода в Ниоро-дю-Рип (резиденция Мабы) через Салум. Дамель-Тень Лат Диор Нгоне Латир и Бурба Джолоф Олбури Сайнабу Нджие, понимая, что дело проиграно, бросили Мабу на поле боя. Они пробились с поля боя, Дамель-Тень сбежал и направился к Кайору , а Бурба- Джолоф - к Госсасу . [ 12 ] [ 30 ] [ 31 ] Армия Серера разбила мусульманских марабутов. Маба был убит в Фандане, как и серерский принц Махурея Нгоне Джуф, который, по некоторым данным, был ответственен за убийство Мабы. [ 30 ] [ 32 ] Король Сине был ранен. Многие из людей Мабы пали при Фандане-Тиутиуне. Его генералы, такие как Мама Гаоло Ньянг, находились в плену. Мама Гаоло была освобождена через два дня после боя, чтобы она поехала и рассказала об инциденте в своей стране. [ 12 ] [ 30 ] После того как Маба был убит, Мааду Кумбе Ндоффене Фамаку отрезали голову и расчленили конечности. Затем он послал руку и голову с письмом французскому коменданту Горе, чтобы объявить о своей победе. Останки тела Мабы были разбросаны по нескольким частям Сине, включая Фелир, Самба Туде, Ндиалге и в направлении Тиамассаса. [ 30 ] [ 33 ] [ 34 ] По мнению некоторых ученых, таких как Диань, Беккер, Шейх Диуф, Кляйн и др., письмо и действия Маада Кумбы Ндоффене Фамака представляли угрозу для французской администрации в Сенегале , особенно его последующее письмо, отправленное французскому губернатору, в котором перечислялись видные деятели Сенегала. Армия Мабы, павшая в Сине. [ 12 ] [ 33 ] [ 35 ] [ 36 ] Французская администрация в Сенегале под руководством Эмиля Пине-Лапрада осталась в стороне от битвы. Они не вооружили ни одну сторону и не задействовали свои силы. [ 37 ] Французы также имели ограниченные боеприпасы и силы (они умирали от войн и болезней). [ 38 ] Хотя Лампрад пытался получить больше оружия и французских войск из Франции для защиты французских интересов в колонии, французское правительство в Париже отказалось санкционировать это и решило направить все французские ресурсы во Францию из-за кризиса в Европе и их окончательного решения. поражение во франко-прусской войне . Таким образом, Лапраду было приказано «оставаться в обороне» и сказано, что «он даже не получит белые войска» для замены тех, кто умер от болезней. [ 39 ]
Абдулай Ули Ба (брат Мабы) не погиб в бою. В качестве мести он был кастрирован за участие в сюрпризе Мбин о Нгора, похищении Лингир Селбе Ндоффене Джооф (дочери Маада Кумбы Ндоффене Фамак), насильном женитьбе на ней и забеременении. Несмотря на то, что его освободили, он на некоторое время пропал без вести, и люди думали, что он погиб, как и два его брата (Маба и Усман) в бою. Он вновь появился в январе 1868 года во время набегов на мандинка княжества Ниани и Ули в Гамбии . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Гимн Победы Сине
[ редактировать ]В конце битвы победоносный король Сине Кумбы Ндоффене Фамак залечил свои раны и повел свою армию домой. Гриоты Сине избили джунджунга и скандировали в его честь следующий гимн (гимн в его честь поют до сих пор): [ 43 ]
Фап Хамад Джуф Танде фо Каэт О или По шляпе Фандане Дала Нгот Бофуд это дерьмо Мбай а Варанам Сан и Джаху Йе из Болгарии Я долго скучаю Держись за Йерера г-жа Соука Нделла Он пнул ногой, доктор! Мбель Фандане, ага Рынок Грибной Драконьей Ямы Давайте самба хумна Мука, черт возьми, лол Звонок Да, да! Тиг э фухуна Хан О Даль Ин да Руг а Таха Мбай, О Кор Нади Вара, следуй за ним! Ясин О! Мбомбе О! Кумба Ндоффене и вар Маба Ох, да Хо, Тугал О! О бай ум от Sedu Таф вокруг Тангегета Сун не на Джаху Доб Тонкатер или сумасшедший. |
Отец Хамад Джуф, [ 44 ] Танде и Каэт, разрушения, которые они оставили в Фандане и разбил лагерь в Нготе. Чтобы успокоить и успокоить мой желудок пусть Мбайе убьет его. Этот бык Джаху. Возвращаясь, он прошел мимо Сомба , он не мог пойти выпить в Тиутиун . Мбайе, сын Соки Нделлы, [ 45 ] он оттолкнул маленькую талибу. [ 46 ] У бархатцев [ 47 ] Фандане ! , эй барабаны бьют громко Страницы [ 48 ] запечатан Джаху начинает плакать Талибе оставляет нас в покое. Привет! Моя мать! Нет времени для гнева Но посмеяться: Это Руг [ 49 ] будет ли это Мбайе, брат Нади, Убил Марабута. Привет, Ясин! Эй, Мбомбе! Дома Ндоффене убил Мабу. Ваш муж! Его голова в Европе! [ 50 ] Его руки на Седиу ! Его ноги в Тенгееже ( Руфиске )! Бык Джаху Доба [ 51 ] |
«Кумба Ндоффене подавил их восстание. Маба Диаху, лидер повстанцев, будет уничтожен вместе со своими войсками и без помпы похоронен в самом сердце Сине».
Пате Диань, [ 54 ]
Споры
[ редактировать ]мавзолее Министерство культуры Сенегала заявляет, что Маба был похоронен в Мбель Фандане – , который почитается людьми в честь Мабы. [ 55 ] Устная традиция Серер Сине опровергает это. По словам Сереров Сине , после того, как Маба был убит, его расчленили , а части его тела разбросали по разным частям страны. Рука и голова были отправлены французскому коменданту в Горе вместе с письмом от Маада а Синиг Кумба Ндоффене Фамака Джуфа. Далее в их традиции говорится, что почитаемым мавзолеем является мавзолей Махуреджи Нгоне Джуфа, а не мавзолея Мабы Диаху Ба. Там был похоронен Махурея Нгоне, а не Маба. [ 12 ] [ 56 ] [ 57 ] По словам Шейха Диуфа, в письме от 31 июля 1867 года, хранящемся в Национальном архиве Сенегала , французы ответили на предыдущее письмо Маада Кумбы Ндоффене Фамака, в котором они спрашивали: «Что вы хотите, чтобы мы сделали с его останками?» [ 58 ]
См. также
[ редактировать ]
|
|
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Диуф, Ниохобайе. стр. 727–729 (стр. 16–18)
- ^ Jump up to: а б Сарр, Алиун. История Сине-Салума. Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987 гг. стр. 37-39
- ^ Диуф, Ниохобайе. Хроника королевства Сине. Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). (стр. 727–729, стр. 16–18)
- ^ Сарр, Алиун . История Сине-Салума. Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987 гг. стр. 37-39
- ^ Диуф, Ниохобайе. «Хроника Королевства Сине». Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). (стр. 727–729, стр. 16–18)
- ^ Jump up to: а б Кляйн, стр. 63-236.
- ^ Н. Диуф. стр. 727-729 (стр. 16-18)
- ^ Кляйн, стр. 90-91.
- ^ Сарр. стр. 16-18
- ^ Jump up to: а б с Танцуй, Абдол. стр. 20–22
- ^ Jump up to: а б Диуф, Ниохобайе. стр. 727-729
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сарр, стр. 37-39.
- ^ Ба, Тамсир Усман. Исторический очерк Рипа ( Bur Sine Mahecor Diouf ; Latgarand N'Diaye & Abdou Boury Bâ). БИФАН. 1957 год
- ^ Jump up to: а б Ба, Тамсир Усман. Исторический очерк о Рипе (Бур Сине Махекор Диуф; Латгаран Н'Диай - шеф-повар округа Соконе и Абду Бури Ба). БИФАН, XIX, с. 585
- ^ Сар, Алиун, 36–39.
- ^ Камара, Альхаджи Саит. «Маба Диаху» Суну Коссане. ГРТС ( Гамбия )
- ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале, Sine-Saloum 1847-1914. Издательство Эдинбургского университета (1968). ISBN 0-85224-029-5 . стр. 90-91
- ^ Эпос о Санмун Фэй. Обзор культуры чернокожих африканских народов Ethiopiques n°54, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- ^ Диуф, Ниохобайе. Хроника королевства Сине. Далее следуют «Заметки об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Синус», написанные Чарльзом Беккером и Виктором Мартином (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4, 1972 г. (стр. 726–727; стр. 16–18).
- ^ Диуф, Махава. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРИМЕР СИИН. Обзор культуры чернокожих африканских народов Ethiopiques n°54, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847-1914. Эдинбург в университетском издательстве (1968). стр. 90-91
- ^ Диуф, Ниохобайе, стр. 729 (стр. 18).
- ^ Кляйн, стр.91
- ^ Диуф, Ниохобайе. стр729 (стр18)
- ^ "Семья Юуф". [в] эпосе о Санмун Фэй. Ethiopiques n°54, выпускаемый два раза в год обзор черной африканской культуры. Новая серия, том 7, 2-й семестр (1991)
- ^ Диуф, Ниохобайе. Хроника королевства Сине. Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). (стр. 727–729, стр. 17–18)
- ^ Сарр, стр. 37-38.
- ^ Кляйн, стр. 90-91.
- ^ Липшуц, Марк Р. и Расмуссен, Р. Кент. Словарь африканской исторической биографии. 2-е издание. Калифорнийский университет Press , 1989. ISBN 0-520-06611-1 . стр. 128
- ^ Jump up to: а б с д Диуф, Ниохобайе. стр. 728-729
- ^ Кляйн, стр. 90.
- ^ Ба, Абду Бури. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. стр. 20-22
- ^ Jump up to: а б Диуф, Шейх. Налогообложение и колониальное господство: на примере Сине: 1859-1940 гг. Дакарский университет Шейха Анта Диопа - (2005 г.)
- ^ Диань, Пате. Традиционная политическая власть в Западной Африке: очерки доколониальных политических институтов. Африканское присутствие, 1967. стр. 93-94.
- ^ Перепечатку этой телеграммы от Маад Сине Кумба Ндоффене Фамак см. Сарр, стр. 37-39. Отчет Самбы Фолла о смерти Мабы также можно найти в Сарре. Отчет Самбы Фолла более подробный, в нем указано количество смертей и т. Д. См. Также:
- Диуф, Ниохобайе. стр. 728-729
- ^ Кляйн, стр. 46-235.
- ^ Маленький, стр. 92.
- ^ Кляйн, стр. 88-89; 94
- ^ Кляйн, стр. 88-89, 94.
- ^ Диуф, Шейх. Налогообложение и колониальное господство: на примере Сине: 1859-1940 гг. университет Шейха Анта Диопа - (2005 г.) Дакарский
- ^ Ба, Абду Бури. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. стр. 20-23
- ↑ О появлении Абду Ба см.: Кляйн, стр. 98.
- ^ Кляйн стр.91
- ^ Амад Нгоне Джуф (король Тиутиуна). См. Сарра и Диуфа, Ниохобайе.
- ↑ Маад и Синиг Кумба Ндоффене — отец Фамака. См.: Диуф, Ниохобайе.
- ^ Талибе - английское написание в Гамбии или Талибе - французское написание в Сенегале может означать маленького нищего (детей, которых их учителя Корана отправляют просить милостыню в Сенегамбии, см. Хьюман Райтс Вотч ) или ученика (религиозного ученика)
- ^ Небольшой ручей. См.: Гравранд. Горизонты Африки, стр. 15
- ↑ Имя лошади Мабы, которую он взял с собой в битву. См.: Сарр и Ниохобай Диуф.
- ^ Верховное Божество в религии Серер
- ^ Французский квартал в Сенегале
- ^ Джаху Доб (французский язык в Сенегале : Диаху Дьее или Джаху Джаай в англоязычной Гамбии ) была матерью Мабы. См.: Гравранд. Горизонты Африки, No. 68. стр 15.
- ^ Гравран, Анри. Горизонты Африки, № 68, стр. 15
- ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847-1914. Издательство Эдинбургского университета (1968). стр. 91
- ^ Диань, Пате. Традиционная политическая власть в Западной Африке: очерки доколониальных политических институтов. Опубликовано: Африканское присутствие, 1967. стр. 94.
- ^ См.: РЕГИОН ФАТИК, Департамент Фатик, коммуна Фатик, запись номер 12. Архивировано 20 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- ↑ Диуф, Ниохобайе, стр. 727–729 (стр. 16–18).
- ^ Диань, Пате. стр. 93-94
- ^ Диуф, Шейх. Налогообложение и колониальное господство: на примере Сине: 1859-1940 гг. университет Шейха Анта Диопа Дакарский - (2005 г.)
Библиография
[ редактировать ]- Ба, Абду Бури. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. Опубликовано в Бюллетене Фундаментального института Черной Африки. Том 38, серия B, № 4, октябрь 1976 г., с. 813-860.
- Ба-Карри, Жинетт . В поисках Мабы: эпос XIX века из Сенегамбии, Западная Африка (предисловие к пьесе Эдриса Макварда, заслуженного профессора африканской литературы, Университет Висконсина, США), Phoenix Press International, Мэриленд, 2011 [Категория: Драма].
- Диуф, Ниохобайе. Хроника королевства Сине. Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972).
- Ба, Тамсир Усман. Исторический очерк Рипа ( Bur Sine Mahecor Diouf ; Latgarand N'Diaye & Abdou Boury Bâ). БИФАН. 1957 год
- Диуф, Шейх. Налогообложение и колониальное господство: на примере Сине: 1859-1940 гг. Дакарский университет Шейха Анта Диопа - (2005 г.)
- Гравран, Анри . Горизонты Африки, № 68, стр. 15
- Диань, Пате. Традиционная политическая власть в Западной Африке: очерки доколониальных политических институтов. Опубликовано: Африканское присутствие, 1967 г.
- Эпос о Санмун Фэй. Обзор культуры чернокожих африканских народов Ethiopiques n°54, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- Диуф, Шейх. Налогообложение и колониальное господство: на примере Сине: 1859-1940 гг. Дакарский университет Шейха Анта Диопа - (2005 г.)
- Диуф, Махава. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРИМЕР СИИН. Обзор культуры чернокожих африканских народов Ethiopiques n°54, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914 гг. Эдинбург в университетском издательстве (1968).
- Липшуц, Марк Р. и Расмуссен, Р. Кент. Словарь африканской исторической биографии. 2-е издание. Калифорнийский университет Press, 1989. ISBN 0-520-06611-1 .
- Сарр, Алиун . История Сине-Салума. Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987 гг.
- Тиам, Иба Дер . Маба Диаху Ба, Алмами дю Рип (Сенегал), Париж, ABC, Дакар-Абиджан, NEA, 1977, стр. 44.