Миф о создании Серера
Часть серии о |
Сереры и религия Сереров |
---|
![]() ![]() |
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |
Миф о сотворении мира Серер — традиционный сотворении миф о народа Серер в Сенегале , Гамбии и Мавритании . Многие Сереры, придерживающиеся принципов религии Серер, считают эти повествования священными . Некоторые аспекты религии Серер и традиций Ндут включены в повествования, содержащиеся в настоящем документе, но не ограничиваются ими.
У народа Серер много богов , богинь. [1] и Пангул ( святые Серер и духи предков, представленные змеями ), [2] но одно верховное божество и создатель по имени Руг (или Кукс на кангинских языках [3] ).
Миф о сотворении Серера развился из устных традиций Серера , религии Серера , легенд и космогонии . [4] [5] Специфика мифа встречается также в двух основных серерских источниках: A nax и A leep . Первый представляет собой краткое повествование для короткого мифа или пословицы , а второй — для более развитого мифа. [6] В широком смысле они эквивалентны глаголам и логотипам соответственно. [ нужны разъяснения ] , особенно при передаче фундаментального религиозного образования, такого как высшее существо и сотворение Вселенной . Помимо того, что они фиксируют серерские источники, они задают структуру мифа. [6]
Миф о сотворении народа Серер неразрывно связан с первыми деревьями, созданными на планете Земля Ругом. Формирование Земли началось с болота . Земля сформировалась спустя много времени после создания первых трех миров: вод подземного мира ; воздух , включавший в себя высший мир (т.е. солнце , луну и звезды ) и землю. Руг — создатель и создатель Вселенной и всего, что в ней. В основе создания лежит мифическое космическое яйцо и принципы хаоса . [5] [7]
Общие элементы
[ редактировать ]Существуют несколько разные и конкурирующие версии мифа. Однако сходств больше, чем различий, и различия дополняют друг друга в лучшем понимании мифологии творения Серера. [4] [5] Все они утверждают, что Вселенная и все, что в ней, было создано Ругом (или Куксом среди кангинов ), а создание планеты Земля было результатом болота , внутри которого выросло первое дерево. Первыми тремя мирами, созданными посредством мифического яйца и в соответствии с принципами хаоса, были: воды подземного мира , воздух, включая высший мир, и земля. Эти три были первыми первозданными мирами, созданными высшим существом посредством мысли , речи и действия . Планета Земля была создана спустя много времени после создания этих миров. Спорные моменты заключаются в том, какое из главных священных деревьев в обществе Серер (ниже) выросло не просто первым, но и в первозданном болоте на Земле :
- 1. Саас (вар: Sas ) — Акация белая . [8]
- 2. Нкуу (вар: Нгуд [5] или НГуу [9] ) - Guiera senegalensis [5] [9]
- 3. Сомб — Prosopis Africana. [8] [9] разновидность Просописа
- 4. Нкуал (вар: Нгаул [8] или НГавал [9] ) — Mitragyna inermis , часть рода Mitragyna семейства Rubiaceae. [8] [9]
- 5. Мбос – Gardenia ternifolia . [5]
Важность этих деревьев имеет решающее значение для формирования Земли, по крайней мере, в мировоззрении Серера , и их происхождение рассматривается в соответствующих разделах. Быть первым деревом не обязательно означает быть первым живым существом на Земле. В мифе о сотворении мира такие животные, как шакал , гиена , змея и страус, занимают видное место в конкурирующем повествовании о творении. В некоторых повествованиях деревья и животные сливаются, чтобы оправдать свою легитимность. Эти мифические животные могут рассматриваться как священные и тотемные в Серера тотемическом и разумном мировоззрении на животных и природу в целом. Значение деревьев в мифе о творении Серера не означает ни место обитания верховного божества, ни место обитания дьявола . Они являются жилищами освященных духов предков ( Пангул ). Культ дерева символичен Серер в религии . [5] Женский мир также сыграл важнейшую роль в процессе сотворения Вселенной и первых людей . [5] [6] Это связано с философией красоты Серера. [10] и Серер — числа, встречающиеся в религиозной символике Серер , причем цифра 3 символизирует женский мир, [6] число 4 — мужской мир , а число 7 (3 + 4) представляет баланс и совершенство, чего Сереры пытаются достичь в своей повседневной жизни и в той среде, в которой они находятся. [11]
До существования Вселенной Руг существовал сам по себе. [12] Не было ничего, кроме тишины и темноты. [12] и совершенстве иллюстрирует создание высшего духовного порядка и соответствует мотиву хаоса Представление Серера о равновесии . Его создание представляло собой союз мужского и женского принципов, при этом Руг, высшая сущность трансцендентного принципа, стал воплощением андрогинных Крестного отца и Крестной матери. Однако именно из женской составляющей высшего существа: «Ноо тииг тув» ( «из женской утробы » — ex utero ), божество произвело на свет предков современного человека, причем женщина , являющаяся первой, быть создан. [13] Произошла мифическая речь — первое слово [а], произнесенное высшим существом. Все конкурирующие версии подтверждают это. Этот миф является общепринятым и представляет собой абсолютную истину в первобытные времена Серера. [13] Главный конкурирующий миф, также основанный на хаосе, утверждает, что изначально произошла серия взрывов. Однако это во многом согласуется с общепринятым мнением о том, что деревья и животные были созданы первыми. [14] Взрыв впервые возник в растительном царстве и лопнуло первое дерево Сомб , согласно этому мифу, из которого (из его ствола) выскочили семена всех видов растений мира, покрыв планету Земля жизнью. [14] Во всех версиях Руг выступает и как создатель , и как демиург .
Космогония
[ редактировать ]сереров Космогония не так богата, как космогония догонов . Религиозные и этнические преследования сереров на протяжении нескольких столетий привели к их миграции туда и обратно. Несмотря на эту бурную историю , народ Серер имеет самую богатую космогонию среди всех сенгамбийских этнических групп . [15]
Создание Вселенной
[ редактировать ]Накс и Лип
[ редактировать ]Серерс связывает миф о сотворении мира и роль речи в формировании Вселенной . Два термина Серера выражают мифическое слово творения: «Накс» и «Лип» . Первый представляет собой краткое повествование о коротком мифе или пословице и эквивалентно глаголу . Последний ( А лип ) более продвинут и детализирует мифическое слово творения и само творение, предваряя миф фразой: «Наага рету реет» (так было вначале), прежде чем рассказать о событии. С глобальной точки зрения эти два слова примерно соответствуют глаголу и логотипу , особенно при передаче фундаментального религиозного образования, касающегося верховного божества и создания Вселенной . [6] Они формируют структуру и источники, на которых базируется повествование о творении. [6] «Лип» Логотип исправлен . [6]
Создание Вселенной основано на нескольких частях (см. ниже):
- 1. структура, составляющая основу повествования и значение цитируемого мифического слова.
- высшим существом (см. выше);
- 2. процесс создания на основе Serer-номеров;
- 3. генезис Вселенной;
- 4. пролог первобытного мифа, основанного на трёх ключевых стихиях: воде, воздухе и земле;
- 5. первозданный океан и формирование планеты Земля;
- 6. вращательное движение вокруг оси мира , создание деревьев и растительного мира ;
- 7. создание животных ;
- 8. создание людей и первой пары мужского и женского пола, дети и потомки которых заселили мир;
- 9. кризис, постигший планету Земля, и разделение человека и животного, и почему собака стала другом человека;
- 10. вмешательство Руга и процесс божественного вмешательства на различных стадиях творения и после первоначального беспорядка;
- 11. Серерское представление Вселенной – три мира: невидимый мир сверху , дневной земной мир и ночной мир. [16]
Процесс создания (Серер-номер 3)
[ редактировать ]Источнику Вселенной приписывают женскую и материнскую природу Руга. В символике Серер число 3 отнесено к женскому миру. Это число является составной частью процесса творения. Существовали три основных элемента , три части космоса и три мира. [7] Этот тройной ритм Руга и космоса также встречается у женщин, как рассказывает миф о Серере:
- «Руг А Бинда Адна Ноо Тийг Тью» (Руг создал мир своей женской природы). [7] "
Фраза «Тийг Тью» относится к женскому телу материнства и эквивалентна общему изречению Матери -Земли . [7] Фраза «No tiig tew» переводится как «из женской утробы» — ex utero . [13] Язык здесь символический. [7] Религия Серер и устная традиция наделяют Руга некоторыми довольно реалистичными аспектами первоначального творения. было три фазы В развитии существ внутри божественного существа :
- 1. Мыслью – внутри живого божественного яйца Руг развил формы и существа для творения. Оно заложило основы и знамения для будущих событий. [7]
- 2. на словах - Руг начал период вынашивания и на словах предоставил все для беспрепятственной реализации своего плана. [7]
- 3. действием – благодаря своей материнской природе Руг открыл и спроецировал эмбрион и плаценту таким же образом, как и при родах . [7]
Руг не создал и не породил всех существ всех видов. Он просто создал архетипы , не прототипы каждого вида , а семь архетипов, а именно : три основных элемента (воздух, земля и вода) и четыре верхних семени (первое дерево, первое животное и первая человеческая пара — женщина, тогда мужчина [5] ). [7] [13]
Генезис Вселенной (мифические слова)
[ редактировать ]Происхождение Вселенной встречается в «Анаксе» и «Алипе» . В котором утверждается, что: «В начале не было ничего , кроме тьмы и тишины, пока предсуществующее существо, Руг, не начало генезис мира» . [17] «[ Вселенная [18] ]. Устная традиция Серер не говорит о вынашивании Руга, вероятно, из-за культурного табу , а только тогда, когда было произнесено мифическое слово и что было произнесено высшим существом, которое встречается в Анаксе . Согласно Анаксу , первыми мифическими словами, сказанными Ругом, были:
ВОДА! ВОЗДУХ! ЗЕМЛЯ! [19]
Лип описывает сцену первобытного времени следующим образом:
- «Ты спал с бабушкой».
- Роксондокс или Маага,
- гад'ва руг,
- это просто весело». [20]
Что переводится как:
- Слова прыгают в космос ,
- Он нес море на своей голове,
- небосвод , на его плечах
- земля в его руках. [20]
Мифические слова установили три мира (воду, воздух и землю) на основе пролога происхождения Серера, предоставленного Анаксом . [17] В A leep указан порядок, в котором они были созданы и доработаны. Лип утверждает, что со слов Руга три мира ( Вселенная начали обретать форму ). Первыми были созданы глубоководные морские воды (воды подземного мира ); вторым был воздух, включая высокие небеса ( Куул на в Серере ), такие как солнце , луна и звезды ; и третьим была земля. Однако Земля не была одним из первых сформировавшихся первичных миров. Пройдет много времени, прежде чем воды и Земля разделятся. [21]
Первое болото и создание Земли ( Нкаул )
[ редактировать ]Создание Планеты Земля основано на мифе о Нкауле (разновидность дерева — Mitragyna inermis ). [22] В этом мифе образование Земли началось с болота . [22] Болота являются неотъемлемой частью культуры и традиций Серер и имеют параллели с этим Нкаулом. Основание деревень, городов, домов и т. д. Серер во многих случаях даже сегодня начиналось с болота. [22] Нкаул также играет важную роль в истории Сереров . В то время, когда количество осадков было обильным, в сезон дождей основатели древних деревень и городов Серер часто удивлялись, когда первые дожди приносили наводнения (см. Салтиг ). [22] Точное археологическое датирование показало, что многие из мест, рядом с которыми они решили поселиться, представляли собой мелководья . [22] [23] [24] Традиция Серер гласит, что однажды наводнение причинило серьезный ущерб, в результате чего многие люди потеряли свои дома, урожай и еду, которую они выращивали . После ущерба сбежавшие люди вернулись, чтобы оценить ущерб и посочувствовали друг другу. Они вспомнили древний миф – миф о Нкауле : [22]
- «Ко адокс а адакс Нкаул» (Вы начинаете как начало Нкауля). [22]
Эта фраза напоминает о первобытном болоте и дереве Нкаул , которое росло внутри первоначального болота. [22] Эта традиция до сих пор сохраняется среди сереров, поскольку эта поговорка широко распространена в стране сереров . [22] Это другой вид дерева, чем Саас ( акация белая ). [22] Хотя некоторые источники Серера утверждают, что Саас был первым деревом на Земле, устная традиция Серера утверждает, что Саас не был Нкуалом (первоначальным деревом на болоте). Вместо этого Саас относят к одному из священных деревьев, полезных для общего здоровья . [22] Другое священное дерево — Нкуи также считается первым деревом. Тем не менее, по общему мнению, Нку , обладающий свойствами излечивать змеиные укусы, рос на берегу реки , в то время как Нкуал рос внутри первобытного болота. [22]
Вращательное движение вокруг оси мира
[ редактировать ]Согласно повествованию Серера, этот первоначальный островок не был статичным, а оживлялся вихрем вокруг оси мира . Сереры умели символизировать земную ось и вихрь на геометрической диаграмме. В космологии Серера на диаграмме изображены две скрещенные линии, представляющие вращательное движение, и точки пересечения, представляющие ось мира. Одна из линий изображает ось, идущую с востока на запад , другая — с севера на юг . В то же время они представляют собой Эмпирейские Небеса , где, как говорят, верховное божество уступило место первым элементам. В мифе Руг изображается как мифическое божество, которое каким-то образом «включилось». По мере того как божество вращалось в пространстве, его быстрые движения расширялись вместе с первобытным миром, который оно впервые создало. [25] Движение Руга также повлияло на ось космоса . Жизненные энергии, которые он излучал, вращались по спирали , создавая тем самым небесные объекты . [25]
Со времен древних Серер Ламанес народ Серер представлял ось мира в виде стелы , символизирующей стелы Руга. [25] В доме Серера, иногда во дворе, они представляют собой самое священное место дома, служащее центром божественных энергий и одним из полюсов коронации тяжести . В быту эти стелы сделаны из деревянных плит, образующих священное дерево . Иногда это высокие стелы, поддерживаемые тремя стержнями, а иногда просто зеленые деревья. Их символика может быть небесной или земной в зависимости от расположения окружающих их жезлов. Если двенадцать стержней расположены по кругу , они символизируют мир небесный, четыре стержня, образующие квадрат, символизируют мир земной. Они всегда строятся на основе принципов символизма Серер и образуют семейную святыню, посвященную высшему существу (см. Древнюю историю Серера ). [25]
Создание деревьев и растительности
[ редактировать ]Нкаул
[ редактировать ]
Создание первых деревьев и растительности сохранилось в устной традиции Серер . Религия Серер предлагает руководство, основанное на изначальном семени. Это вопрос интерпретации, поэтому существуют конкурирующие версии относительно того, какие деревья были созданы первыми и в каком порядке они появились. В обществе Серер деревья рассматриваются как священные объекты , а некоторым деревьям предоставляется более высокий религиозный статус в зависимости от Пангулов ( древних святых Серер и духов предков, представленных змеями ), связанных с ними, их медицинской и духовной ценности для жизни Серер и т. д. Некоторые Семьи Серер также связаны с некоторыми Пангулами (единственное число: Фангул ). Жреческий класс Серер ( Сальтиги ), хранители религии, науки и этики Серер, до сих пор не могут прийти к единому мнению ни о том, какое дерево было впервые создано на Земле, ни о порядке появления первых деревьев. [28] Эти различия, вероятно, связаны с обширными территориями, которые когда-то населяли прото-сереры . [28] В настоящее время Нкаул (собственно: НГавул , [9] вар: Грохот [8] или — mitragyna inermis ) и дерево Нку представляет ортодоксальную и преобладающую точку зрения Серера, [28] следовательно, в мифе о сотворении Земли, планеты , которая, как предполагалось, возникла в результате первобытного болота , дерево Нкаул росло внутри болота, а Нкуи росло на берегу реки , тем самым делая их первыми деревьями на Земле, согласно к мифологии создания Серера, где Нкаул имел приоритет, поскольку он рос в первобытном болоте. [28] В мифе о сотворении Саасу присвоен высокий духовный и лечебный статус как одному из древних деревьев, и он является частью Серерского представления Вселенной. Однако это было не оригинальное дерево, а именно дерево, которое упало с «позором» после того, как попыталось «злоупотреблять своими силами». [28]
Помимо того, что Нкаул был первым деревом и был связан с созданием Земли, многие из оригинальных повествований о Нкауле были потеряны для истории. В стране Серер его используют как лекарственное и ветеринарное растение для лечения различных недугов . Листья используются против лихорадки , гипертонии и для стимуляции работы кишечника ; коры отвар обладает мочегонным действием и стимулирует работу кишечника при гипертонии , лихорадке и т. д. Кору прикладывают также к ранам для улучшения процесса заживления. [29]
Обычно
[ редактировать ]Дерево Нкуу (собственно: НГуƭ , [9] вариант: Нгуд [8] — guiera senegalensis ) высоко ценится за свои лечебные свойства и применяется для лечения различного рода болезней, ран и змеиных укусов . Традиционные целители Серер, специализирующиеся на змеиных укусах, часто используют высушенный порошок в своих методах лечения . [28]
В повествовании Серера считалось, что корни дерева движутся в подземном мире, чтобы выжить. После того, как были созданы первоначальные деревья, появились другие деревья. Эти новые деревья отправят свои корни в ближайший Нку, чтобы питаться от него перед началом зимовки . Переждав зимние месяцы, питание, полученное от Нкуи перед зимовкой, увеличило их стволов . рост [28] В это время деревья двигались и разговаривали. Это были перелетные деревья. [30] Днем они погружались глубоко в подземный мир и вновь появлялись ночью. Дерево считается «деревом удачи и хорошего здоровья». [28] В деревне Ланг-о-Маак (ныне часть современного Сенегала дерево ) почитается : xu'doox o'baal (большое дерево guiera senegalensis в форме горшка). Во времена древних дерево появилось однажды ночью, и все его увидели. Кто-то пытался его срубить, и в итоге он умер. [28]
Сереры считали, что все деревья подобны людям и животным, происходящим из одной божественной плаценты и разделяющим одну и ту же судьбу и предназначение. [28]
Саас
[ редактировать ]Дерево Саас (на языке Серер и некоторых языках Кангин , вар: Сас ) — это дерево акации белой .
Серер выступает за постулат Сааса о том, что Саас — это древо жизни и, следовательно, источник жизни на Земле . [4] Другие отвергают эту точку зрения и утверждают, что Саас не был тем деревом, которое росло в первобытном болоте, и, следовательно, не оригинальным деревом. Тем не менее, Саасу присвоен религиозный и лечебный статус, полезный для общего здоровья, и он считается одним из древних деревьев, а не оригинальным деревом. Как и дерево Нкуал , многие оригинальные повествования были потеряны для истории. В этих противоположных взглядах некоторые исследователи традиции Серер о происхождении жизни постулируют, что повествование Сааса , по-видимому, соответствует более широкому западноафриканскому мифу о творении с точки зрения поведения и суждений, и любой исследователь мифологии Серера о происхождении жизни не может игнорировать важность Сааса . [4] [31]
В этом мифе сообщается, что трансцендентность вселилась в семя акации, жизненно важное для получения энергии, а Саас сыграл ключевую роль в передаче жизни. [4] [31] Считается, что Саас когда-то был живым деревом. Далее в повествовании говорилось, что женщины, которые хотели родить ребенка, приходили к нему, потому что в более широкой мифологии и легендах Серера это считалось счастливым деревом. Новорожденных также дарили Саасу, чтобы привлечь в жизнь ребенка удачу, долгие годы жизни, крепкое здоровье и благополучие. Аналогично, если животное приближалось к Саасу, ему суждено было прожить долгую жизнь. Согласно мифу, Саасы любили людей и, возможно, слишком сильно. Иногда он опускал свои колючие концы, чтобы люди могли его обнять . Любой, кто это увидел, сразу понял, что Саасу нужна их компания. [4] Он не двигался до заката . Он исцелял раненых, натирая своей корой кровоточащую рану. Со временем Саас стал утомительным для людей, когда начал злоупотреблять своими сверхъестественными способностями. Его обычно рассматривают как дерево, упавшее с позором. Древние называли его Ньясом , именем, имеющим два значения: шрам или сгусток . Миф о Саасе по-прежнему сохраняет определенную степень важности, особенно когда он касается потребности в жизненной энергии, например, во время роста, во время брака, во время болезни и после смерти. Многие считают его деревом плодородия . [32] В представлении Вселенной Серера Миф о Саасе является частью геометрической диаграммы.
Дерево плодородия
[ редактировать ]
Считается, что Саас обладает удобряющими свойствами, которые сконцентрированы в его зеленых ветвях и влаге . Эти оплодотворяющие компоненты можно абстрагировать только с помощью собственного символа, передаваемого через молитву. При рождении ребенка ветку Сааса клали наверх вольера, где ребенок и его мать оставались в уединении в течение восьми дней ( Летучей мыши ). церемония [33] ). Ритуал был направлен на защиту от злых духов , поэтому небольшой Саас на перекрестке был выбран . Ритуал требует, чтобы ветка была помещена наверх вольера, когда ребенок спит, в то время как человек, проводящий ритуал, читал соответствующие молитвы. Небольшую палочку Сааса молодые мальчики и девочки также носят на поясе, чтобы сохранить свою будущую плодовитость. На свадьбах палочку растения кладут под кровать молодоженов, чтобы улучшить фертильность пары. [34]
Саас также играл важную роль в древних похоронах Серера . Помимо сопровождения умершего погребальным инвентарем , палка Сааса была помещена в могилу мертвого Серера . Целью этого ритуала было помочь умершим перейти в Яанийв (обитель душ). Если этот ритуал не был проведен, считается, что души умерших остаются в мире живых, к ужасу живых. Палка Сааса (с Серервиатикумом ) в их могиле помогает им в путешествии в следующую жизнь. Когда мужчины Серера заканчивали хоронить умерших, они обычно мыли руки в калебасе, поставленном у входа в дом. В этом калебасе были ветки Сааса, смоченные водой. В отличие от деревьев саванны , которые теряют листья в засушливый сезон , Саас зелен в течение всего засушливого и дождливого сезонов. По сути, Саас был и до сих пор считается Серерами деревом жизни. [34]
Дерево Саас имеет экономическую ценность для Сереров. Его двойная экономическая роль приносит пользу как земледельцам , так и скотоводам Сереров. Дерево Саас на поле проса увеличивает производство проса. Листья удобряют почву, ветки и плоды действуют как своего рода луг сереров стад , который экономит воздух и тем самым предотвращает голодную смерть . Существует также связь между плотностью Сааса на гектар и демографическим давлением на гектар. Обильный Саас позволяет осуществлять севооборот и интенсивное земледелие , например, треугольный участок Диохин - Нгайокхем - Накхар (части страны Серер ). Несмотря на обвинения, выдвинутые против него древними, многие Сереры до сих пор верят, что Саас — это древо жизни, священное и трансцендентное . [28] [34]
Мбос
[ редактировать ]Основываясь на мифе о Мбосе ( гардении тернифолии ), мбос был первым деревом, созданным высшим существом. Однако он рос и продолжал расти, пока не достиг высшего существа. Божество-создатель рассердилось на него, отрубило ему голову и сказало: «Дерево мбос, вернись на Землю». Пристыженное словами божества, дерево мбос быстро вернулось на землю, переплетя свои ветви так, что никто не мог подняться на него или пройти под его тенью. [5] Когда Руг создал предков современных людей ( маак – великий или старейший), эти древние существа согласно мифу спрятались под деревом мбос. После создания этих существ Руг создал донга (младшего). Эти новые существа бродили по земле, пытаясь найти маака , которого они нашли спрятанным под деревом мбос. С этого дня дерево мбос стало очень востребовано для изготовления защитных амулетов . [5] В символике Серера мбос является символом защиты. [35] Мбос означает выкидыш , как в песне, которую поют по ночам посвященные в классические учения Ндут : Вагоксаам Мбос (Я заперся в Мбос), песня со скрытым смыслом. [35]
Дерево баобаб ( мбудай-баак ) также имеет большое религиозное значение среди сереров и в религии сереров. Как и большинство почитаемых деревьев в мифологии Серера, прежде чем это дерево можно будет срубить (что бывает очень редко), [36] принято произносить воплощенную молитву ( джат, муслаай, лимаай ) перед топором ), перед тем, как срубить дерево, . В мифе баобаб рассматривается как «перелетное дерево». [37] и, таким образом, связан с первыми деревьями на Земле. Это также может быть алтарь и, при определенных обстоятельствах, священное место захоронения. [5] [38]
Сомб
[ редактировать ]После того, как древние потеряли доверие к Саасу , было принято дерево Сомб ( prosopis africana, разновидность просописа ). Сомб . — одно из самых больших и загадочных деревьев, встречающихся в стране Серер Его древесина очень твердая и устойчивая к гниению . Это сложнее, чем каилседрат и окуме . Это та же самая древесина, найденная в курганах Серер , которые остаются нетронутыми уже более тысячи лет. Колышки, выстилающие погребальную камеру знатных людей Серера, мумифицированных и захороненных в своих гробницах, не были изъедены термитами и до сих пор остаются нетронутыми, несмотря на течение времени. В 1976–1978 годах Декамп и его команда провели археологические раскопки этих древних мест. золотая пектораль золото, серебро, доспехи ( в частности, ), металл и другой погребальный инвентарь В этих погребальных камерах были найдены . Город Сомб на территории современного Сенегала получил свое название от этого дерева. Дерево Сомб — символ бессмертия в религиозной символике Серера. Сомб большинством Сереров , рассматривается как Древо Жизни придерживающихся принципов Серерская религия . Это ортодоксальная точка зрения. [13] [39] В мифе о творении это единственное дерево, которое бросает серьезный вызов дереву Нквал . Хотя Нкуал был первым тремя на Земле с тех пор, как оно выросло в первобытном болоте, дерево Сомб является семенем , которое произвело его и все виды растений , населявшие мир. [39]
Создание Сомба высшим существом находится в рамках герменевтики религии Серер и традиций . Мыслью Руг сначала нарисовал формы всех будущих деревьев и видов растений. С помощью мифических слов Руг создал свою плаценту из изначального семени – семени дерева Сомб . В это семя Руг поместил все виды растений, включая их репродуктивную энергию — мужскую и женскую . Через свой женский принцип Руг открылся и «проецировал зародыш Сомба», который стал носителем всех видов растений, обитающих на земле и в подземном мире . Семя Сомба проникло в землю, в плаценту Руга, где оно пустило корни и выросло. Вырастая из этой плаценты, он сохранял в своем стволе все виды растений. Когда оно стало большим деревом, его ствол немного раздулся и раскрылся, как будто в результате кесарева сечения или взрыва . Благодаря этому событию открылись все виды растений, встречающиеся на Земле, и вращательное движение Вселенной разбросало их по всему миру.Таким образом, семена овощей, полученные в божественное яйцо и помещенное в Сомба, созданное Ругом, было спроецировано в космос во время взрыва Сомба. Так Земля стала покрываться травой, растениями и деревьями. Таким образом, семена овощей были смоделированы внутри высшего существа (Руга) и его результатов ex utero. Изначальное мифическое дерево — Сомб — было переносчиком и передатчиком этих семян, неся в себе собственные принципы размножения . Оплодотворенная этими микробами жизни, водно-болотные угодья покрылись растительностью первые леса . , и появились [39]
Сотворение животных ( Ɓoxo-koƥ )
[ редактировать ]
Существуют две основные различные версии относительно создания первых животных ( нелюдей ). В обеих версиях шакал считается первым животным на Земле , что соответствует преобладающему мнению Серера. [5] [40] Хотя существуют различия в интерпретации, они сходятся в определенных моментах более широкого понимания значения шакала в мифологии Серера. В одном аспекте шакала можно рассматривать как водолаза, посланного на Землю Ругом, в другом — как падшего пророка за неподчинение законам божественного. В одном повествовании миф не упоминает его по имени, а лишь намекает на него. [40] или когда это происходит, негативные коннотации становятся неясными из-за его прежней близости к божественному, прежде чем он был опозорен за неподчинение законам Руга, из чрева которого он вырос. [40]
Создание оригинальных животных происходит из мифа о oxo-koƥ (вар: «o ɓoox o koƥ» [41] или «боксокоб» [5] ), что переводится как: лесная собака (шакал). [5]
В первом повествовании творение ознаменовалось появлением акации и шакала. [40] Следующее повествование дает дополнительную информацию о поведении шакала, хотя и неясно:
- «[Шакал] был первым на Земле.
- И оно будет последним.
- Руг отправил своего посланника на Землю.
- К чему это приведет все человечество.
- Посланник облетел Землю.
- Он вернулся и сказал:
- «Там ничего нет.
- Остался только [шакал]». [42]
Повествование дает второе указание на поведение шакала во время кризиса первых существ, созданных Ругом. Как одно из первых животных на Земле, появившихся из первой божественной плаценты, оно высушило последующую плаценту, из которой возникла следующая фаза творения Руга. [40] Текст намеренно неясен. Уважение к высшему существу и всем существам, вовлеченным в генезис Вселенной, является ключевым в религии и традиции Серер, а также в мифе о шакале, который был близок Ругу до того, как он превратился в лесную собаку (или бледную лисицу, согласно некоторым ). [5] [40] Вот почему оно не названо, а лишь намеком. Шакал был первым разумным существом на Земле до прихода людей. Считается, что он все еще останется на земле после того, как люди вернутся к божественному. [40] Сереры верят, что он не только заранее знает, кто умрет, но и заранее прослеживает следы тех, кто пойдет на похороны. За движениями шакала внимательно наблюдают, ведь животное рассматривается как провидец. [40] пришедшего из трансцендентного и поддерживающего с ним связь. Хотя считается, что другие животные отвергли его в кустах и лишили его первоначального разума, его все еще уважают, потому что он осмелился противостоять высшему существу, которое все еще поддерживает его жизнь. [40]
«Миф о создании провидцев» Иссы Лайе Тиала дает еще одно описание шакала. В этом мифе он назван и проклят, но повествование все еще неясно:
По легенде о локсо-ко (лесной собаке) [5] или «дикая собака» (в переносном смысле) [41] — шакал ), шакал — первое живое существо, созданное верховным божеством Ругом . Шакал облетел мир за день, и две его руки превратились в лапы . Высшее существо дало ему дерево нгуд ( guiera senegalensis ), и таким образом нгуд стал первым деревом и вторым творением, созданным Ругом. [5] После создания нгуда было создано дерево налафун ( combretum метельчатое ), которому божество сказало: «Иди и составь компанию дереву нгуд, оно одиноко». [5] За жизненный цикл налафуна дерево вырастает настолько высоким, что устремляется к небу. Верховное существо сочло это оскорблением, резко хлопнуло его по голове ( мак в Серере ) и сказало: «Ты груб. Иди! Повернись и возвращайся туда, откуда ты только что пришел». После этого события налафун никогда не вырастал так высоко, как раньше, и всегда был согнутым. [5]
- «Самыми маленькими животными были те, кто сопротивлялся Ругу». [42]
Другое повествование указывает на то, что все животные (не люди) были созданы той или иной формой мирового родителя , за исключением шакала. В этом мифе Руг прошел период вынашивания . Мыслью Руг спланировал это новое творение — животный мир. С помощью мифических слов Руг осознал божественную плаценту и внутреннее вынашивание эмбриона животного , называемого Мбокор . [43] Затем Руг поместил в эмбрион этого животного, который был самым большим из творений, включавший яйца или семена всех будущих животных, включая их организмы и репродуктивную энергию. После периода беременности Руг спроецировал на Землю эмбрион Мбокора, который нес на себе все виды животных на Земле. Эмбрион Мбокора акклиматизировался к земле, питаясь травой и водой. Он быстро рос, достигнув значительных размеров, поскольку нес в себе зародыши животной жизни . На заключительных стадиях вынашивания яиц и эмбрионов, находившихся внутри него, животное разрывало и выпускало все находящиеся внутри него виды. Первыми были созданы самки животных, некоторые из которых распространились по суше, воде, мифическому морю и т. д. После рождения этих животных Мбокор умер, но животная жизнь, исходящая от божества-создателя , распространилась по всему миру. [43]
Хотя Мбокор был принесен в жертву, чтобы принести животную жизнь на Землю, повествование не дает точной информации о личности этого животного. [40] Некоторые постулируют, что это было, вероятно, самое крупное животное в Африке , возможно, толстокожее животное , такое как: бегемот , носорог , слон и т. д. [40] Слово Мбокор означает «Мать» (или «Мать» на старом Серере) — мать всех животных, кроме шакала. [44] Также вероятно, что Мбокор — это то же самое, что Ɓoxo-koƥ (лесная собака — «шакал»). Однако в настоящее время никто не знает, что это был за зверь Мбокор . [40] В любом случае, большинство Сереров, придерживающихся принципов религии Серер, считают, что оксо-ко (т. е. шакал) является первым живым существом, которое божество Руг (или Кукс) поместило на Землю. [5] [40]
Дерево и змея
[ редактировать ]Змей . связан с Серера космологией и мифологией Сама змея является символом Пангулов ( древних святых Серер или духов предков ). Фангул, единственное число Пангула, на языке Серер означает змею. [45] Яал Пангул — мастера культа. [46] В мифологии Серера существует связь между деревьями и змеей. В религии Серер реинкарнация душ является прочным убеждением. Когда мертвые покидают мир живых,их души или «двойники» превращаются в животное, обычно в змею, поэтому в культуре Серер запрещено убивать змей. Религия Серер утверждает, что души умерших должны попасть в Яанив (обитель добрых душ). [47] [48] Превращение в змей (обычно в черную змею) — один из первых этапов их усилий по достижению Яанива . Превращаясь в змей, они прячутся на деревьях. Змея, спрятавшаяся на дереве, имеет два основных символических значения. Это может означать либо то, что человек умер, а его душа перевоплотилась ( ciiɗ на языке серер [49] ) или человек может умереть. В последнем случае убийство змеи приведет к их ранней смерти. [5]
Дерево нгаан мбул ( celtis integrifolia ) или, в частности, мбой ха нафад , имеет большое значение в этом процессе реинкарнации. Это дерево поддерживает двойного человека-змея, под которым находится большая дыра, в которой обитает нежить . [5]

Как змея и другие животные, кайман и ламантин также имеют значение в мифологии Серера. Кайман является хранителем тайн прошлого, а ламантин хранит секреты будущего. [52]
Происхождение звезд (числа Серера)
[ редактировать ]Рассказ Серера о происхождении звезд можно найти в космологии Серера , особенно Звезды «Юнир» (в Серере и Кангине ), более известной как Звезда Сириуса , чисел Серера и символизма. Юнир (Сириус) — Серерское представление Вселенной и трансцендентности . Его пять ветвей символизируют людей на Земле , стоящих с высоко поднятой головой и поднятыми руками, что символизирует работу и молитву. [53] Звезда раскинулась по небесам и на Земле в переносном смысле, символизируя знак верховного божества (Руга или Кукса) и образ человека. [53] В числах Серера во время первоначального творения вступили в игру три важных числа: число 3, число 4 и число 7. Число 3 представляет как женский мир , так и божественный; Число 4 представляет мужской мир , а также людей, а число 7 представляет божественное в людях, что является совершенным числом и представляет баланс или гармонию. Число 3 напоминает небесный мир и представлено кругом . Как и в доме Серер, двенадцать стержней, расположенных по кругу вокруг стелы Руга, символизируют пространство, окутанное божественными силами. Таким образом, число 3 является символическим числом Руга, тогда как число 4 ассоциируется с человеческим и земным миром (видимым миром). Этот Земной мир представлен двумя скрещенными линиями, обращенными к четырем сторонам света . В дополнение к культуре Серер , именно по этой религиозной причине женщинам Серер разрешено участвовать во всех религиозных , политических и королевских институтах , поскольку они имеют то же число, что и божество, создавшее Вселенную посредством своего женского принципа. У людей Серер их число 4. Прикрепленные к четырем сторонам света, они были «Хозяинами Земли» ( ламанический класс ). [11]
Происхождение звезд предлагает несколько противоречивую версию и связано с договором между страусом и божеством. Согласно мифу, страус стоял в песчаной долине, осматривая раскинувшуюся вокруг нее лесистую саванну. Почувствовав, что пришло время совершить извечный жест подобный , он был обездвижен из-за угроз , угрожавших его потомству. Каждый раз ему удавалось спрятать яйца от других животных, но в этот раз олень был полон решимости родить потомство. Чувствуя себя бессильной против зверя перед ней, страус попросил защиты у Руга, и верховное божество вмешалось, создав звезды, которые вдохновили ее на первый удар. Вдохновленный силой божества, страус нарисовал на земле пять следов, символизирующих небесные звезды. Затем страус вторгся в это пространство и отложил яйца внутри звезды, засыпав их песком. После этого поступка она произнесла следующую молитву, отдав себя и свое потомство под защиту божественного: [54]
«Сюй так зол! Сюй ретна, ба гар! Сюй гарна, ба рет! Ба га нутна монета! Сюй гана, ба орех! Адна, разрежь складку! Исправление мелеса! Вегорам и его Руг, Вагерна Роог, мы собираемся подняться!» |
«Кто откроет рот, тот снова его закроет! Кто закроет рот, тот еще больше его откроет! Кто придет, тот не вернется! Кто уйдет, тот снова вернется! Кто закрывает глаза, тот значит больше! Кто увидит, тому глаза навсегда закроются! Земля! Поглотила их тьма! Без проблем и без ремиссий! Я заключаю тебя во имя Руга! Они бессильны против Руга! Ничто не может быть против меня!» [54] |
Остальные животные не смогли противостоять потомству страуса, окруженного звездой, благодаря Ругу, который предложил им полную защиту. Мощные хищники также пришли, чтобы сожрать яйца, но они не смогли пересечь линии, выгравированные на песке. Далее в мифе говорилось, что черный пастух был свидетелем высиживания яиц. После ухода страуса со своим потомством он пришел на место происшествия и обнаружил звезду, выгравированную на том месте, где вылупились яйца. Он понял, что звезда защитила страусиные яйца с помощью верховного божества. Именно по этой причине мамы Серер в своих молитвах вспоминают страуса о защите своих детей при их отъезде в другую страну. [55]
Помимо упоминания страуса, миф играет важную роль в принятии нового религиозного символа (звезды) и его передаче человечеству. Это прежде всего « начало яйца » страуса. Звезда Юнир — религиозный символ религии Серер. Пять его ветвей отмечены и отмечены в классических учениях Ндут . Это звезда Серер и символ народа Серер Сине . оно имеет Среди сереров религиозный, медицинский и националистический подтекст . [56]
Солнце (Гулухар)
[ редактировать ]Гулоксаар – это псалом , посвященный богу Солнца , поскольку предки народа Серер поклонялись Солнцу – многие до сих пор поклоняются (см. также древнюю историю Серер ). Слово Гулоксаар на простом языке Серер означает Солнце. [57] В религиозном смысле это означает «тот, кто обязан прийти». [58] Само Солнце, будучи звездой , связано с мифом о сотворении мира Серера. Самая древняя и тайная молитва посвящена Солнцу. [58] (отрывок):
В Серере
По -английски
|
В Серере
| На английском языке (стих 2)
|
Эти тайные молитвы открываются юным Серерам только во время их путешествия в другую страну. Его читают только утром и вечером, на восходе и закате . Второй стих – это молитва поклонения . хозяин системы За звездой вызывается . Солнечной Высшее существо представлено Солнцем. Яркий свет Солнца — это просто прозрение его существования . Молитва имеет мистический подтекст. [60]
Первый дождь (Нгам)
[ редактировать ]Миф о Нгаме ( «Нгам джем, о яс джем» ) повествует о первом появлении дождя (суть жизни) на планете Земля . Это повествование описывает событие в хаотичной манере . [61] Согласно этому мифу, первым событием было открытие небес Ругом. Когда небеса открылись, небо грозило тяжелыми и темными облаками. Торнадо возник по прямой линии, сметал все на своем пути, неся гром в облаках . Яркие молнии отобразили тьму, и небесные воды, сначала захламленные ветром, разбрызгались во все стороны, прежде чем превратиться в регулярные, освежающие и питательные ливни. [62]
Пословица « Нгам джем, о йас джем» (дождь с миром! Сейте с миром) — это первое слово, которое фермеры Серер произносят во время первого дождя . Точно так же Сереры поздравляют друг друга с Новым годом. Это не только выражение, но и религиозная молитва. Первый дождь сезона — это договор между трансцендентной силой и человечеством. Это знак жизни, который продолжает передаваться этой охранительной силой, которая уже давно соблюдает пакт. Обычай предписывает первые три шага по сырой земле первого дождя делать босиком, чтобы соединиться с матерью-природой. Отцу или матери семейства давали калабаш с водой первого дождя, чтобы вся семья могла пить. Эта вода свята и считается священной, которая защитит их от всех несчастий, которые могут произойти в сезон дождей. Под деревом Саас были установлены емкости для сбора воды, соприкасающейся с деревом. Эту воду использовали для купания в знак защиты. [56]
Создание людей
[ редактировать ]Первая человеческая пара
[ редактировать ]До появления людей существовало три стадии создания Вселенной, и каждый из этих этапов следовал определенному порядку. [44] Первой фазой были первые три элемента: воздух, земля и вода. Мифические слова Руга , найденные в Анаксе , привели к образованию неба, земли и моря.Вторым этапом творения были первичные деревья (т.е. Сомб, Нкаул, Нкуи и т. д.). Третьим этапом было создание животного мира: шакала и «Мбокора» (что означает «Мать»). [44] ) — мать всех животных, кроме шакала. [44] На каждой из этих фаз и до создания первой человеческой пары верховное божество не создавало каждый вид напрямую, а только прародителей , которые затем заселили мир всеми видами растительной и животной жизни. [44] То же самое было и при сотворении первых людей. [44] Мыслью верховное божество планировало создание людей (женщины и мужчины). [44] По словам Руга, он прошел через фазу беременности, которая сигнализировала о зачатии мужчины и женщины, соединенных в божественной плаценте. [44] Благодаря своей материнской природе Руг спроецировал человеческое существо женского и мужского пола, как при родах . [44] Первым человеком была женщина по имени ЯАБ. [63] Вторым человеком был мужчина по имени ЙОП (вар: ЙОБ ). [63]
ЯАБ и ЙОП были первыми людьми, ходившими по Земле Согласно повествованию, . Древняя и священная деревня Яабо-Ябо (вар: Ябоябо или ЯБО-ЯБО , на территории современного Сенегала ) также получила свое название от этой пары. [44]
Ковчег Ябо-Ябо
[ редактировать ]Считается, что ковчег Яабо-Ябо является древней реликвией . [64] Говорят, что первые люди на Земле (ЯАБ и ЙОП - соответственно женщина и мужчина) поднялись на борт этого ковчега, когда они покинули Эмпирейские Небеса после их создания верховным божеством (Ругом). [64] Считается, что эта реликвия находится под опекой Яабо-Ябо, одной из священных деревень религии Серер. [64] Однако это одна из священных реликвий Серера, имеющая большое религиозное значение. [64]
Считается, что реликвия существует до сих пор и пользуется большим уважением. [64] Большинство домов Серер [64] [65] имеют в своем распоряжении древние реликвии прошлого, включая мебель, которая ревностно охраняется. [64] [65] Некоторые из них религиозные, а другие светские. [65] [66] Ковчег Яабо-Ябо сделан из дерева, предположительно сделанного из дерева Сомб . В доколониальном королевстве Сине Серер он называется МААК (вар: Маак ), за исключением Диохина (бывшая территория Сине в стране Серер ), где он называется Бадир . [64] Охраняемый старейшинами, он имеет форму скамейки. Считается, что когда ЯАБ и ЙОП родились у Руга на Эмпирейских Небесах, их поместили в ковчег и перенесли на Землю. ЯАБ прибыла первой, поскольку она была первенцем, за ней последовал ЙОП. Когда они прибыли на Землю, первые близнецы вступили в контакт с Матерью-Землей, которая стала их питать . [64]
Исторические личности
[ редактировать ]Легенда об Унане и Нгуре , вероятно, восходит к железному веку . [67] Унан - женщина, а Нгур - мужчина. Хотя это и не первая человеческая пара, которую создало верховное божество Руг (или Кукс), [67] как и легенда о Джамбуне и Агайре (см. Мыс Сангомар ), они составляют фундаментальную часть мифологии Серера. [67] Легенда во многом согласуется с общим мнением о том, что сначала была создана женщина, а затем мужчина. Но в этом повествовании делается попытка представить Унан и Нгур как первую человеческую пару.
- «Первым человеком, созданным Ругом, была женщина.
- Она жила обнаженной там, где ее поместил Руг.
- Ночью она спала на земле,
- искусанные блохами земными .
- Она не могла спать.
- Руг перенес ее в другое место.
- В это время она была одна.
- Мужчина находит ее и спрашивает: «Что ты ешь? Из земли?
- Что ты пьешь? Вода?"
- Женщина ответила: «Я не знаю, что я ем, потому что я не голодна.
- У меня нет воды, чтобы пить».
- Он спрашивает ее имя. Она говорит: «Унан».
- Она оставляет его жить в другом месте.
- Мужчина следил за ней несколько лет [зимних лет].
- Она дала этому человеку имя Нгур,
- ибо мужчина — это тот, кто приходит к женщине за компанию.
- Кузнец нашел Унан и Нгур.
- Он сказал им: «Я могу делать железо, чтобы вы могли работать» [землю].
- Они выковали мотыгу и мачете .
- Пришел Пангул и испортил работу.
- Кузнец сделал им защитные талисманы » [68]
Талисманы должны были защитить их от сверхъестественного существа, проникшего в их царство. [67]
Имя Унан означает «тот, кто складывает просо» , в переносном смысле «норишер». [67] Нгур (или Нгор ) — имя мужественного мужчины. [67] Эти имена обозначают функции женщины и мужчины, но это не их настоящие имена . [67] Повествование вспоминает первых людей, созданных Ругом, первой из которых была женщина, и испытания, с которыми они столкнулись. [44] Это также напоминает имя Руга, считающегося Всемогущим , который по своей отцовской природе действовал как хороший отец и переместил женщину в более удобное место, когда она жаловалась на свой дискомфорт. [44] Это показывает, что он всегда доступен своим детям. [44] Появление мужчины сначала удивило женщину, которую она назвала Нгур (мужественный), однако позже они стали компаньонами и произвели потомство . [44]
Кризис и перестройка Вселенной
[ редактировать ]Кризис
[ редактировать ]Первоначально все животные на Земле жили вместе с людьми и деревьями в гармонии. Однако этому мирному обитанию Земли внезапно пришел конец, когда один из , получеловека - полузверя львов оплодотворил девочку, в результате чего она родила обезьяну . Мужское общество этого далекого прошлого пришло в ярость и вызвало всех животных на слушание, чтобы определить виновника . [69] Лев, опасаясь наказания, которое он может получить от этих людей, отказался назвать себя ответственным за этот поступок, пока собака не указала на него как на виновника. Война разразилась между человеческим населением, нечеловеческими животными и деревьями. Люди победили и загнали животных в кусты, за исключением собаки, которая стала компаньоном человека . [69] Однако на этом кризис не закончился, как показывает этот рассказ из «А Липа» :
- «Между всеми существами разгорелся конфликт.
- Деревья, животные и люди убивали друг друга.
- Руг вмешался и наказал их всех.
- Он уменьшил размеры людей, которые изначально были гигантами .
- Он парализовал и сделал деревья немыми и слепыми.
- Но он не сделал их глухими.
- Вот почему деревья больше не видят, не движутся, не говорят, но слышат.
- Руг свел животных с ума.
- Самый маленький сопротивлялся Ругу.
- Но дух человека был самым умным.
- Через свой дух он доминировал над всеми этими существами». [70]
Повествование отражает враждебность человека по отношению к животным, особенно ко льву, «дикому зверю». Первопричиной войны также идентифицируются обезьяны, чьи предшественники в том древнем прошлом, как полагают, были ближе к человеку, как и все животные и растения, из той же божественной плаценты». [71]
Он также представляет собой микрокосм убийства животных людьми в сопровождении собак в охотничьих лагерях после первоначального создания. [72] Мало того, что люди охотились на животных, деревья рубили ближайших к ним людей, а животные убивали друг друга, как это показано в мифе о гиене и говорящем дереве. [72] Этот беспорядок привел к прямому вмешательству Руга и его реорганизации Вселенной, что, как говорится в повествовании, будет иметь последствия для планеты Земля. [73]
Реорганизация Вселенной Ругом
[ редактировать ]После первоначального кризиса на планете Земля , когда люди, животные и растения сражались друг против друга, Руг вмешался и наказал их всех. Традиция гласит, что Руг был отцом и матерью его создания, которые изначально предоставили некоторую свободу его первому творению. Однако после первого беспорядка Руг организовал мир на новых основах. Эта реорганизация не была вторым творением, но она имела глубокие последствия для Вселенной и особенно для Земли.Руг проявил свои силы и будет продолжать их проявлять. Такие фразы Серера, как «Только Руг — король» и «Мы все произошли от руки Руга», являются примерами решения совести о божественном вмешательстве в события жизни, как и в судьбы наций и человечества. Руг будет присутствовать в деятельности человека и космоса.Хотя деревья больше всего пострадали от своей неподвижности, деревьям был предоставлен особый статус, такой как дерево жизни, способность исцелять, дома для определенных духовных сущностей и способность слышать людей, даже Пангулов. Они являются объектом уважения в обществе Серер. О вырубке лесов в стране Серер почти ничего не слышно. [73]
Решение Руга серьезно повлияло и на животных. Несмотря на то, что они стали дикими и «безумными», они все еще сохраняют свои инстинкты, хотя их отношения с людьми изменятся навсегда. Некоторые стали домашними животными, другие сохранили свободу вдали от человеческого жилья. Несмотря на это разделение, животных уважают, и они составляют часть темизма Серера . [73]
Меньше всего пострадали люди. Единственное, что они потеряли, — это первоначальный размер и продолжительность жизни. Считалось, что первые люди были не только гигантами, но и имели большие глаза и кости, чем нынешние. Руг не затронул человеческий дух. Вместо этого это позволило им развить свой разум и создать свой собственный бренд на Земле. [73]
Представление Вселенной
[ редактировать ]
В космогонии Серера Вселенная представлена схематически . Было три мира: мир невидимый сверху; дневной земной мир и ночной мир. Геометрическим звезда представлением этих трёх миров является Серер . [75] Невидимый сверху мир является источником энергий и жизни. Дневной земной мир (например, Солнце) разделен на две ветви: дерево Саас, символизирующее древо жизни , и людей, которым помогает ночной мир ( Пангул ). Ночной мир изображает роль луны , Пангула ( древних святых Серер и духов предков), Сиида (собственно, вар: Ciiƭ или Cyid , бестелесных душ в поисках повторной человечности или реинкарнации) и «Яаниив» или «Гонолу». ( священное жилище ушедших душ). После принесения в жертву домашних животных и/или предложения проса Пангулу и предкам жизненная энергия возвращается. [75]
Невидимый мир сверху
[ редактировать ]Невидимый мир представляет собой жизненные энергии, происходящие из трансцендентных сил Руга , которые распространяются по всему миру. Высшее существо является источником всей жизни в космосе, а также людей. В мире Руга некоторым сущностям и возвышенным людям дарована святость и они призваны жить с Ругом. Они образуют полубогов, святых и духов предков (Пангул) и т. д. [76]
Дневной земной мир
[ редактировать ]Ежедневный земной мир представлен вокруг сети актуальных или утопических трансцендентностей. Тематически он сосредоточен вокруг священных мест, людей или доступных мест. Утопически оно живет в воображении. На Земле есть два типа людей: видимые люди и невидимые, живущие вдали от людей со своими путями и местом обитания. Эти невидимые люди проживают в подземном мире. [76]
Ночной мир (Яани)
[ редактировать ]Яанив – обитель, куда отправляются души умерших. Их звезда — не солнце (звезда, освещающая дневной мир), а луна, освещающая деятельность ночи и существ ночных . Перелетая из Яанива в Циид , их цель – вернуться на землю для нового курса человеческой эволюции . [76]
«Подобно тому, как сегодня глава мусульманского государства обращается к «священному лесу» и приносит в жертву быка или быка, я видел христианку, практикующего врача, консультирующуюся у сирира «Пангола» [змей священных дерево] По правде говоря, повсюду в Черной Африке «религии откровения» коренятся в анимизме, который до сих пор вдохновляет поэтов и художников, я имею все возможности знать это и сказать это [...]»
Влияние на сенгамбийскую культуру
[ редактировать ]Точно так же, как религия Серер повлияла на религиозные верования Сенегамбии , мифология Серера также повлияла на сенегамбийскую культуру . [78] Некоторые из наиболее почитаемых произведений искусства в Сенегамбии, особенно в Сенегале, где сереры составляют третью по величине этническую группу , основаны на мифологии, легендах и культуре сереров . [78] Некоторые из них включают работы Сафи Файе (т.е. Моссане [78] и Кадду Бейкат ), произведения первого президента Сенегала покойного Леопольда Седара Сенгора ( «Песни для Signare» , стихотворение, вдохновленное легендой о Джамбунье и Агайре на мысе Сангомар , [79] "Песни омбре" [52] [80] и «Aux tirailleurs Sénégalais morts pour la France» ). Легенда о Сангомаре также вдохновила президента Сенгора назвать в честь Сангомара президентский самолет Сенегала, купленный в 1978 году . Другие произведения, на которые повлияла мифология, легенды и культура Серера, включают: Фамы Дианя Сена ( «Mbilem ou le baobab du Lion» спорная пьеса, которая оттолкнула класс жрецов Серера - Saltigues ), [81] Янди Коду, «La griotte de Senghor» Янде Коду Сена , Папы Амаду Фаля и «Ятал Гуэу » Шейху Кулибали (расширяя круг) для избирательной кампании в Сенегале 2001 года, [82] мбалакс , возникший из традиции Серер ньюуп , популяризированной Юссу Н'Дуром и другими сенегальскими художниками (см. Обряд инициации Ндут ) и т. д. [83] С глобальной точки зрения к ним относятся работы Кэтрин Клеман , Стива Кокса и Рос Шварц — Theo's Odyssey . [84]
См. также
[ редактировать ]- Фаро (мифология) (Бамбара)
- Миф о создании Манде
- Номмо (Высокий)
- Мифология Ашанти
- Мифология Дагомеи
- Юмбоес ( сказка Лебу )
- Традиционная африканская религия
- Список мифов о сотворении мира
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ (на английском языке) Келлог, Дэй Отис и Смит, Уильям Робертсон, «Британская энциклопедия: последнее издание. Словарь искусств, наук и общей литературы», том 25, стр. 64, Вернер (1902)
- ^ Гравран, Генри, «La Civilization Sereer - Pangool », стр. 180, 305–402.
- ^ (на французском языке) Ндиай, Усман Сему, «Разнообразие и уникальность Серера: пример региона Тьес», Éthiopiques, no. 54, том. 7, 2 полугодие 1991 г. [1]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пангул, стр. 125–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В (на французском языке) Тиау, Исса Лей , «Миф о сотворении мира по мнению мудрецов Серира», стр. 45–50, 59–61 [в] «Укоренение и открытие» – «Призыв к межрелигиозному диалогу» , Фонд Конрада Аденауэра (23 и 24 июня 2009 г.), Дакар [2] (Проверено: 25 мая 2012 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гравранд, «Пангул», стр. 193–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гравранд, «Пангул», стр. 194–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г (на французском языке) Лериколле, Андре, «Управление ландшафтом? Сахелизация, чрезмерная эксплуатация и пренебрежение терруарами Серер в Сенегале», Западная Африка, Дакар (21–26 ноября 1988 г.), ORSTOM, [3] Названия лекарственных растений Серер и соответствующие им латинские названия см.: Нкаул пишется как Нгаул (стр. .8), Мбос (стр. 5 и 8), Сомб (стр. 8), Нгуд (стр. 8 ), Налафун (стр. 8), Нгол (стр. 8), Саас пишется Сас (стр. 5). и [4] (Проверено 3 июня 2012 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г (на французском языке) Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала» – Знание ночи, L'Harmattan, 1997, стр. 291, ISBN 2-7384-5196-9
- ^ (на французском языке) Фэй, Амаде, «Провидец красоты: от мифической модели к поэтическому мотиву», [в] Ethiopiques, № 68, Негро-ариканский обзор литературы и философии (1-й семестр 2002 г.) [5]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 457–58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 189.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и (на английском языке) ( Генри Гравран , «Цивилизация Sereer - Pangool ») [в] Университете Франкфурта-на-Майне , Институте Фробениуса, Немецком обществе культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: Сообщения по культурным исследованиям, тома 43–44» , Ф. Штайнер (1997), стр. 144-5, ISBN 3515028420
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (на французском языке) + (на английском языке) Ниангоран-Буа, Жорж, «Вселенная Акан весов для взвешивания золота: веса в обществе», Les nouvelles éditionsafricaines - MLB, (1987), стр. 25, ISBN 2723614034
- ^ Гравранд, Генри , «Цивилизация Серир - Пангул », том. 2. Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 125−6, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 194–218.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 195–6.
- ^ В первоисточнике говорится «Плата Адны» , что переводится как « Вселенная », см.: (на французском языке) Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала», La Knowledge de la nuit , L'Harmattan (1997), стр. 293, ISBN 2-7384-5196-9
- ^ « Накс » [в] Гравранд, «Пангул», с. 195
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Лип » [в] Гравранд, «Пангул», с. 195
- ^ « Прыжок » [в] Гравранд, «Пангул», стр. 195–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гравранд, Пангул, стр. 196–7.
- ^ Декамп, Сир, «Вклад в предысторию Западного Сенегала», диссертация, Париж, стр. 315. (неопубликованная: неопубликованная версия, стр. 126)
- ^ Берк, Эндрю и Элс, Дэвид, «Гамбия и Сенегал», 2-е издание - сентябрь 2002 г., Lonely Planet Publications Pty Ltd, стр. 13
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гравранд, «Пангул», стр. 197–8.
- ^ (на французском языке) Арбонье, М., «Деревья, кустарники и лианы в засушливых районах Западной Африки», CIRAD, Монпелье (2000). ISBN 2-87614-431-X
- ^ (на английском языке) «База данных лекарственных растений Prelude» (в) Metrafo (Проверено: 3 июня 2012 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гравранд, «Пангул», стр. 198–9.
- ^ (на французском языке) Потель, Анн-Мари, «Лекарственные растения в Сенегале». Отчет об исследовании Анн-Мари Потель, проведенном в Нгуекохе (Сенегал), 2002 г. Зарегистрировано в главе «Серая литература» банка данных PRELUDE (на французском языке) [6] [в] Базе данных лекарственных растений Prelude (на английском языке) [7] ]
- ^ Дерево, обладающее сверхъестественной способностью перемещаться из одного места в другое. См. Тиау, «Миф о сотворении мира, который заключается в том, что мудрецы видят»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравран, Генри, «Обзор африканской психопатологии», Дакар (1971).
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 126.
- ^ Гравранд, «Пандур», с. 231
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пангул, с. 126−7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 284.
- ^ Это священное дерево. См. Тиау «Миф о сотворении мира по мнению мудрецов Серира».
- ^ Дерево с особыми способностями, обладающее сверхъестественной способностью перемещаться в другое место.
- ^ Некоторые гриоты Серер когда-то были похоронены внутри открытого баобаба с погребальным инвентарем . Серера Эта культура вызвала критику со стороны драматурга Фамы Диань Сена, что вызвало большие споры среди класса священников Серер ( Сальтиг ). Хотя религия Серер требует, чтобы каждый Серер имел право на захоронение в пирамиде с погребальным инвентарем, захоронение в пирамиде было предназначено в первую очередь для высших эшелонов общества Серер (см. Религия Серер ). Некоторых гриотов Серера не похоронили в пирамиде. Фама Диань Сен изобразила это предубеждение в одной из своих работ и практически оттолкнула класс священников Серер. См. Fama Diagne Sène : (на французском языке) « MBILEM OU LE BAOBAB DU LION » de Fama Diagne Sène: Une конфронтация между традицией и современностью , [на] PiccMi.com [8] (Проверено: 10 мая 2012 г.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гравранд, "Пангул, стр. 199-200.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Гравранд, «Пангул», стр. 201–203.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Serer + (на английском языке) «Serere-English / English-Serere Dictionary», составленный PCV: Бетани Арнольд (Хади Диуф), Крисом Карпентером (Ндиума Диоме),Гай Пледжер (Арфон Сарр) и Джек Браун (Бабакар Ндиайе), с. 8, (май 2010 г.), первое издание, Корпус мира - Сенегал
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Ɓoxo-koƥ » [в] Гравранд, «Пангул», с. 201
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Мбокор » [в] Гравранд, «Пангул», стр. 202−3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Гравранд, Генри, «Цивилизация Серир - Пангул », том. 2. Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 205−8, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ (на французском языке) Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала» – Знание ночи, L'Harmattan, 1997, стр. 329, ISBN 2-7384-5196-9
- ^ (на французском языке) Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала» – Знание ночи, L'Harmattan, 1997, стр. 48, ISBN 2-7384-5196-9
- ^ Гравранд, Генри , «Цивилизация Серир, Косаан : истоки», том 1, Nouvelles Editionsafricaines (1983), стр. 33, ISBN 2-7236-0877-8
- ^ Фэй, Луиза Дьен, «Смерть и рождение в мире мира», Les Nouvelles Editions Africaines, 1983. стр. 17-25. ISBN 2-7236-0868-9
- ^ (на французском языке) Фэй, Луи Дьен , «Mort et Naissance Le Monde Sereer», Les Nouvelles Edition Africaines (1983), стр. 9−10, ISBN 2-7236-0868-9
- ^ Гравран, «Провидец цивилизации: Пангул» , с. 20
- ^ Мадия, Клементина Фаик-Нзуджи, «Канадский музей цивилизации», Канадский центр исследований народной культуры, «Международный центр африканского языка, литературы и традиций» (Лувен, Бельгия), стр. 27, 155, ISBN 0-660-15965-1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сенгор, Леопольд Седар, «Chants d'ombre» [в] «Избранные стихи ЛЕОПОЛЬДА СЕДАРА СЕНГОРА», Архив CUP, стр. 103, 125 [9]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 21 и 468.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, Пангул, стр. 98–99.
- ^ Гравранд, "Пангул", стр. 99-100.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 100.
- ^ Гравранд, «Пангул», с. 165
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравран, «Пангул», с. 164
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравран, Генри, «Серьер цивилизации» - «Пангул», т. 2. стр. 164–65.
- ^ Гравранд, «Пангул», с. 164−5
- ^ О творении из хаоса см. Леонард, Скотт А. и МакКлюр, Майкл, «Миф и знание – введение в мировую мифологию», McGraw-Hill (2004), стр. 32, 63–172, ISBN 076741957X
- ^ Гравранд, «Пангул», с. 101
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Бытие YAAB и YOP», рассказанное «Арманом Диуфом» из Ндимаага ( Сенегал ), [в] Гравране, Генри, «La Civilization Sereer - Pangool », vol. 2. Новые африканские издания Сенегала (1990), с. 204, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гравранд, «Пангул», стр. 208–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с (на французском языке) Беккер, Чарльз, «Исторические останки, вещественные свидетели прошлого в странах Серир», CNRS-ORSTOM, Дакар, 1993, [10] (Проверено: 25 мая 2012 г.)
- ^ Университет Калгари . Кафедра археологии, Общество археологов-африканистов в Америке, Общество археологов-африканистов, «Информационный бюллетень африканской археологии, выпуски 47–50», Кафедра археологии, Университет Калгари, 1997, стр. 27, 58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гравранд, Генри, «Цивилизация Сирир - Пангул », том. 2. Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 204−5, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ «Легенда об Унане и Нгуре», рассказанная «Ндофеном Ндуром» из Нджагамбы [в] Гравранд, Генри, «La Civilization Sereer - Pangool », том. 2. Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 204−5, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джон Балло Диуф» и «Арман Диуф» из Ндимаага, декламация из « Прыжка » [в] Гравране, Генри, «La Civilization Sereer - Pangool », том. 2. Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), с. 209, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ «Арман Диуф» из Ндимаага, декламация из « Прыжка » [в] Гравране, Генри, «La Civilization Sereer - Pangool », том. 2. Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), с. 209, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Гравранд, «Пангул», с. 2101
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 210–11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гравранд, «Пангул», стр. 212–14.
- ^ Гравран, Генри, «Пангул», с. 216
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравран, «Пангул», с. 215−6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гравранд, «Пангул», стр. 217–8.
- ^ Сенгор, Леопольд Седар, Предисловие: «Un Regard Neuf pour l'Afrique Noire»; [в] «Новый взгляд на Черную Африку»; [в] Александр, Пьер, «АФРИКАНЦЫ» (1981); [в] Камара, Фату Кине (доктор философии) и Сек, Абдурахман (доктор философии), «Светскость и свобода религии в Сенегале: между конституционным роком и жесткой реальностью», стр. 2–3 (860 и 859), (11 /26/2010) [11]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с (на английском языке) Армс, Рой, «Африканское кинопроизводство: север и юг Сахары», Indiana University Press (2006), стр. 80, ISBN 0253218985 [12] (Проверено: 25 мая 2012 г.)
- ^ Сенгор, Леопольд Седар , «Песни для Синьяре», в «Ноктюрнах: стихи», под ред. дю Сей, Париж, 1961 год.
- ^ В честь двух его сестер-близнецов Тенинг-Ндьаре и Тьягум Ндьаре, на основе мифа о мертвых Серер (мертвые теряют меланин в мифологии Серер):
- « Тиральеры » с афоническими криками бросили в круг шапки, и мои сестры танцевали, как прыгающее пламя / Тенинг-Ндьяре и Тьягум-Ндьяре, теперь ярче, чем медь из-за моря . Сенгор, Леопольд Седар, «Chants d'ombre» [в] Фрейзер, Роберт, «Западноафриканская поэзия: критическая история», Cambridge University Press (1986), стр. 51, ISBN 052131223X [13]
- ^ (на французском языке) «« MBILEM OU LE BAOBAB DU LION » от FAMA DIAGNE SENE: противостояние традиции и современности», [на] PiccMi.com [14] (Проверено: 10 мая 2012 г.)
- ^ Биография «Пейп и Шейх» [в] [15] «Художники» Womad.org, автор Энди Морган (июль 2003 г.)
- ^ Сай, Абдурахман (28 февраля 2010 г.). «Реми Джегаан Диох: Sur un aircultural etcultural» . Ферлоо . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года . Проверено 28 мая 2012 г.
- ^ Клеман, Кэтрин , Кокс, Стив и Шварц, Рос, «Одиссея Тео», Arcade Publishing (1999), стр. 459, ISBN 1559704993 [16] (Проверено: 13 июня 2012 г.)
Библиография
[ редактировать ]- Келлог, Дэй Отис и Смит, Уильям Робертсон, «Британская энциклопедия: последнее издание. Словарь искусств, наук и общей литературы», том 25, стр. 64, Вернер (1902)
- Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала» – Знание ночи , L'Harmattan, 1997, стр. 48, 291, 293, 329, ISBN 2-7384-5196-9
- Университет Франкфурта-на-Майне , Институт Фробениуса, Немецкое общество культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: сообщения о культурных исследованиях, тома 43–44», Ф. Штайнер (1997), стр. 144–5, ( Генри Гравранд , « Ла цивилизация Серир-Пангул" [в]) ISBN 3515028420
- Ниангоран-Буа, Жорж, «Вселенная Акан гирь для взвешивания золота: гири в обществе», Новые африканские издания - MLB, (1987), стр. 25, ISBN 2723614034
- Международный африканский институт , Программа обучения по вопросам окружающей среды, «Окружающая среда Африки, Том 11, вопросы 1-2», Программа обучения по вопросам окружающей среды (2002), стр. 104 и 117.
- Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение в мире мира», Les Nouvelles Editions Africaines (1983), стр. 9–10, 17–25, 44, ISBN 2-7236-0868-9
- Мадия, Клементина Фаик-Нзужи, «Канадский музей цивилизации», Канадский центр исследований народной культуры, «Международный центр африканского языка, литературы и традиций», (Лувен, Бельгия), стр. 27, 155, ISBN 0-660-15965-1
- Кестелут, Лилиан, «Введение в религии черной Африки», sn, 2007, стр. 50,
- Гравранд, Генри , «Цивилизация Серир – Пангул », т. 2. Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), ISBN 2-7236-1055-1
- Гравранд, Генри, «Цивилизация сиреров, Косаан : истоки», том. 1, Новые африканские издания (1983), стр. 33, ISBN 2-7236-0877-8
- Гравран, Генри, «Символизм Серера: миф о Саасе и символах», «Revue de Psycho-Pathologie», том. 9Н тот 2 Дакар (1971) (Опубликовано и рассмотрено под названием «Lesymbolisme serer» [в] Psychopath. Afric. 1973, IX, 2, 237–265 [в] Psychopathologie africaine ) - (Ссылка получена: 21 июля 2012 г.)
- Декамп, Сир, «Вклад в предысторию Западного Сенегала», диссертация, Париж, стр. 315 (неопубликовано: стр. 126).
- Берк, Эндрю и Элс, Дэвид, «Гамбия и Сенегал», 2-е издание - сентябрь 2002 г., Lonely Planet Publications Pty Ltd, стр. 13
- Арбонье, М., «Деревья, кустарники и лианы в засушливых районах Западной Африки», CIRAD, Монпелье (2000). ISBN 2-87614-431-X
- Рейк, Алан , «Новый африканский ежегодник», тома 1999–2000 гг., Africa Book Center Limited, 2000, стр. 391, ISBN 0905268636
- Serer + (на английском языке) «Serere-English / English-Serere Dictionary», составленный PCV: Бетани Арнольд (Хади Диуф), Крисом Карпентером (Ндиума Диом), Гаем Пледжером (Арфон Сарр) и Джеком Брауном (Бабакар Ндиайе), п. 8, (май 2010 г.), первое издание, Корпус мира - Сенегал
- Диоп, Шейх Анта , «Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность» Л. Хилл (1974), стр. 196–197, ISBN 1-55652-072-7
- Леонард, Скотт А., и МакКлюр, Майкл, «Миф и знание – введение в мировую мифологию», McGraw-Hill (2004), стр. 32, 63–172, ISBN 076741957X
- Университет Калгари . Кафедра археологии, Общество археологов-африканистов в Америке, Общество археологов-африканистов, «Информационный бюллетень африканской археологии, выпуски 47–50», Кафедра археологии, Университет Калгари, 1997, стр. 27, 58.
- Сенгор, Леопольд Седар , « Песни для Синьяре », в «Ноктюрнах: стихи», под ред. дю Сей, Париж, 1961 год.
- Дюпир, Маргарита , «Sagesse sereer: Очерки познания мысли», KARTHALA Editions (1994), стр. 54, ISBN 2865374874
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Генри Гравран , «Молитва Серера», Религиозный опыт и язык [в] «Африканские религии и христианство», Международная конференция в Киншасе (1978), том. 1, Киншаса (1979), 106f. [в] Бенезе, «Введение в африканское богословие», с. 22 (Проверено: 25 мая 2012 г.)
- Гравран, Генри, «Символизм Серера: миф о Саасе и символах», «Revue de Psycho-Pathologie», том. 9Н тот 2 Дакар (1971) (Опубликовано и рассмотрено под названием «Le символизм серер» [в] Psychopath. Afric. 1973, IX, 2, 237–265 [в] Psychopathologie africaine ) - (Ссылка получена: 21 июля 2012 г.)
- Ндиай, Усман Сему, «Большое разнообразие и уникальность: пример региона Тьес», Éthiopiques, no. 54, том. 7, 2-е полугодие 1991 г. [17] (Проверено: 10 мая 2012 г.)
- Тиау, Исса Лей , «Миф о сотворении мира по мнению мудрецов Серира», стр. 45–50, 59-61 [в] «Укоренение и открытие» - «Призыв к межрелигиозному диалогу», Фонд Конрада Аденауэра (23 и 24 июня 2009 г.), Дакар [18] (Проверено: 25 мая 2012 г.)
- Тиау, Исса Лей, «Религиозность Сириров до и во время их исламизации». Ethiopiques №: 54, Полугодовой обзор негро-африканской культуры, Новая серия, том 7, 2-й семестр (1991) [19] (Проверено: 25 мая 2012 г.))
- Лериколле, Андре, «Управление ландшафтом? Сахелизация, чрезмерная эксплуатация и пренебрежение землями Серер в Сенегале», Западная Африка, Дакар (21–26 ноября 1988 г.), ORSTOM, [20] . Чтобы узнать о названиях лекарственных растений Серер и соответствующих им латинских названиях, см.: Нкаул пишется как Нгаул (стр. 8), Мбос (стр. 5 и 8), Сомб (стр. 8), Нгуд (стр. 8), Налафун (стр. 8). 8), Нгол (стр. 8), Саас пишется Сас (стр. 5, 9), [21] (Проверено 3 июня 2012 г.)
- Фэй, Амаде, «Провидец красоты: от мифической модели к поэтическому мотиву», [в] Ethiopiques, № 68, Негро-ариканский обзор литературы и философии (1-й семестр 2002 г.) [22]
- Беккер, Чарльз: «Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серир», Дакар (1993), CNRS - ORS TO M. [23] (Проверено: 25 мая 2012 г.)
- «База данных лекарственных растений Prelude» [в] Metrafo [24] (Проверено: 3 июня 2012 г.)
- Потель, Анн-Мари, «Лекарственные растения в Сенегале». Отчет об исследовании Анн-Мари Потель, проведенном в Нгекохе ( Сенегал ), 2002 г. Зарегистрировано в главе «Серая литература» банка данных PRELUDE (на французском языке) [25] [в] Базе данных лекарственных растений Prelude (на английском языке) [26] ] (Проверено: 3 июня 2012 г.)
- Сенгор, Леопольд Седар , «Chants d'ombre» [в] «Избранные стихи ЛЕОПОЛЬДА СЕДАРА СЕНГОРА», Архив CUP, стр. 103, 125 [27] (Проверено: 3 июня 2012 г.)
- Армс, Рой, «Африканское кинопроизводство: север и юг Сахары», Indiana University Press (2006), стр. 80, ISBN 0253218985 [28] (Проверено: 25 мая 2012 г.)
- Сенгор, Леопольд Седар , « Песни омбре » [в] Фрейзер, Роберт, «Западноафриканская поэзия: критическая история», Cambridge University Press (1986), стр. 51, ISBN 052131223X [29]
- Сенгор, Леопольд Седар, Предисловие: « Un Regard Neuf pour l'Afrique Noire »; [в] «Новый взгляд на Черную Африку»; [в] Александр, Пьер, «АФРИКАНЦЫ» (1981); [в] Камара, Фату Кине (доктор философии) и Сек, Абдурахман (доктор философии), «Секулярность и свобода религии в Сенегале: между конституционным роком и суровой реальностью», стр. 2–3 (860 и 859), (11 /26/2010) [30]
- « МБИЛЕМ, ИЛИ БАОБАБ ЛЬВА », Фама Диань Сен : Противостояние традиции и современности , [на] PiccMi.com [31] (Проверено: 10 мая 2012 г.)
- Биография «Пейп и Шейх» [в] [32] «Художники» Womad.org, автор Энди Морган (июль 2003 г.)
- Сай, Абдурахман (28 февраля 2010 г.). «Реми Джегаан Диох: Sur un aircultural etcultural» . Ферлоо . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года . Проверено 28 мая 2012 г.
- Клеман, Кэтрин , Кокс, Стив и Шварц, Рос, «Одиссея Тео», Arcade Publishing (1999), стр. 459, ISBN 1559704993 [33] (Проверено: 13 июня 2012 г.)