Сан религия
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
Религия Сан — традиционная религия и мифология народа Сан . Это плохо засвидетельствовано из-за их взаимодействия с христианством.
Боги и мифические персонажи [ править ]
- ـКсам
Ксам молился Солнцу и Луне. Множество мифов приписывают различным звездам.
- ـKágge̥n (иногда преобразуется в «Cagn» [1] ) — Богомол , демиург и герой в фольклоре ـXam . [2] Он бог -обманщик , способный менять форму . Он и его жена Хунттуаттаттеен.
- ـHúnntuểattểatte̥n (также известный как «Коти» или искаженное его название) [1] ), Дасси усыновили !Xo, Дикобраза, как свою дочь. [3]
- !Хо , Дикобраз, как и их родители, Каггейн и Хуннтуататте, женились на Ихневмоне, сыном был Ихневмон. [3]
- /Квамманг-а , опасный незнакомец-хищник, женился на !Хо, сыном Ихневмона. [3]
- Ихневмон — маленький пушистый хищник мангуст . [3]
- ОКагара и ОХауну — зятья, которые сражались с помощью молний, вызвав сильные штормы на востоке. [4]
- Другой
- σXu - это койхойское слово σKhub , «богатый человек, господин», которое использовалось некоторыми христианскими миссионерами для перевода слова «Господь» в Библии и повторялось народом сан, сообщая о том, что им сказали койхой. [5] Оно используется в Джухоане как слово, обозначающее христианского бога. Его ошибочно истолковали как «создателя бушменов».
- !Xwe-/na-ssho-!ke , девушка, которая была одной из людей ранней расы. [6]
Транс [ править ]
Чтобы войти в духовный мир, транс должен инициировать шаман посредством охоты на духа-покровителя или животного силы . [7] Канна часто служит животным силы. [8] Жир канны символически используется во многих ритуалах, включая посвящения и обряды посвящения . Другие животные, такие как жираф, куду и хартебест, также могут выполнять эту функцию.
Одним из важнейших ритуалов религии Сан является великий танец, или транс-танец. Этот танец обычно имеет круговую форму: женщины аплодируют и поют, а мужчины ритмично танцуют. Хотя нет никаких доказательств того, что Калахари Сан регулярно употребляют галлюциногены, студенты-шаманы могут использовать галлюциногены, чтобы впервые войти в транс. [9]
Психологи исследовали галлюцинации и измененные состояния сознания в нейропсихологии . Они обнаружили, что энтоптические явления могут возникать посредством ритмических танцев, музыки, сенсорной депривации , гипервентиляции , длительной и интенсивной концентрации и мигрени . [10] Психологический подход объясняет наскальное искусство через три фазы транса. На первой фазе транса возникало измененное состояние сознания. Люди будут сталкиваться с геометрическими формами, широко известными как энтоптические явления. К ним относятся зигзаги, шевроны , точки, пятна, сетки , вихри и U-образные формы. Эти формы можно найти особенно в наскальных рисунках Южной Африки.
Во время второй фазы транса люди пытаются разобраться в энтоптических явлениях. Они разрабатывали форму, которую «видели», пока не создавали что-то, что казалось им знакомым. Шаманы, переживающие вторую фазу транса, включали мир природы в свои энтоптические явления, визуализируя соты или другие знакомые формы.
На третьей фазе происходит радикальная трансформация мысленных образов . Самое заметное изменение заключается в том, что шаман становится частью этого опыта. Субъекты в лабораторных условиях обнаружили, что они скользят по вращающемуся туннелю, входя в пещеры или ямы в земле. Люди на третьей фазе начинают терять контроль над реальностью и галлюцинируют монстров и животных сильного эмоционального содержания. На этом этапе териантропов в наскальных рисунках можно объяснить как повышенное сенсорное осознание, которое дает ощущение, что они претерпели физическую трансформацию. [10]
Транс-танец сан с участием сан из Ганзи , Ботсвана, появился в программе BBC Television « Вокруг света за 80 конфессий» 16 января 2009 года.
Наскальное искусство [ править ]
Пиктограммы можно найти по всей Южной Африке в таких местах, как пещерный песчаник Квазулу -Натал , Фри-Стейт и Северо-Восточный Кейп, гранит и песчаник Ватерберга в Северном Трансваале , песчаник Столовой горы в Южном и Западном Кейпе . [11] Изображения конфликтов и войн нередки. [12] Также часто встречаются изображения териантропов, которые имеют как человеческие, так и животные черты и связаны с понятием транса, но они представляют собой лишь часть всех изображений наскального искусства. [7] Чаще всего изображаются такие животные, как канна, хотя серый ребок и хартебест также встречаются в наскальных рисунках в таких местах, как Седерберг и Варм-Боккевельд. В парке УХахламба/Дракенсберг находятся картины возрастом около 3000 лет, на которых изображены люди и животные и которые, как полагают, имеют религиозное значение. В Твиле Мафаланенг в муниципалитете Мафубе есть каменное убежище с несколькими наскальными рисунками. Это место никогда не было задокументировано.
См. также [ править ]
- 229762 Гакунухомдима и 469705 قКагара , транснептуновые объекты, названные в честь мифологических персонажей Сан.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вудхаус, Берт (1986). Когда животные были людьми . Йоханнесбург: Публикации Криса ван Гинзбурга. п. 5. ISBN 0-86846-032-Х .
- ^ Доротея Ф. Блик , Словарь Бушмена , с. 296, в Google Книгах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Льюис-Уильямс, Дэвид (1997). «Богомол, канна и сурикаты» . Африканские исследования . 56 (2): 195–216. дои : 10.1080/00020189708707875 .
- ^ Ллойд, Люси (30 июля 1879 г.). «Битва ≠кагары с !хауну на востоке». тетради ксам . Том. VIII.
- ^ Доротея Ф. Блик , Словарь Бушмена , с. 502, в Google Книгах . ISBN 9785882327261
- ^ Блик, Вильгельм Генрих Иммануэль; Ллойд, Люси; Тил, Джордж МакКолл (1911). Образцы бушменского фольклора . Дж. Аллен, Лимитед. стр. 72–78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Веселый, Питер (2002). «Териантропы в Сан-Рок-Арт» . Южноафриканский археологический бюллетень . 57 (176): 85–103. дои : 10.2307/3888859 . hdl : 11427/26837 . JSTOR 3888859 .
- ^ Льюис-Уильямс (1987). «Сон об Эланде: неизведанная составляющая сан-шаманизма и наскального искусства» . Мировая археология . 19 (2): 165–177. дои : 10.1080/00438243.1987.9980032 . JSTOR 124549 .
- ^ Дьякон, HJ; Диакон, Джанетт (1999). Человеческое начало в Южной Африке: раскрытие тайн каменного века . Издательство Дэвида Филипа. п. 170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фэган, Брайан М. (1998). От Черной Земли до Пятого Солнца: Наука о священных местах . Основные книги. ISBN 978-0-7382-0141-2 .
- ^ Стандартная энциклопедия Южной Африки . 1973.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Кэмпбелл, К. (1986). «Образы войны: проблема исследования искусства Сан-Рока» . Мировая археология . 18 (2): 255–268. дои : 10.1080/00438243.1986.9980002 . JSTOR 124619 .
Источники [ править ]
- Асанте, Молефи К.; Абарри, Абу Шардоу (1996). Африканское интеллектуальное наследие: Книга источников . Издательство Университета Темпл . стр. https://archive.org/details/isbn_9781566394031/page/n6 35]–37. ISBN 1-56639-403-1 .
- Барнард, Алан (1992). Охотники и пастухи Южной Африки . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-42865-3 .
- Бизель, М. (1993). Женщины любят мясо: фольклор и идеология собирательства Калахари Джу/хоан . Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда.
- Блик, WHI; Ллойд, LC (1911). Образцы бушменского фольклора . Лондон: Джордж Аллен.
- Гарлейк, PS (1995). Видение Охотника . Лондон: Издательство Британского музея.
- Гюнтер, М. (1999). Трикстеры и транссексуалы: религия и общество бушменов . Индиана: Издательство Университета Индианы.
- Гастингс, Джеймс (2003). Энциклопедия религии и этики. Часть 2 . Издательство Кессинджер . ISBN 0-7661-3670-1 .
- Хайнц, HJ. 1975. Элементы религиозных верований бушменов Ко. Антропос 70:17–41.
- Хьюитт, Р.Л. (1986). Рассказы о Южном Сане . Источники для койсанских исследований 2. Гамбург: Helmut Buske Verlag.
- Холлман, Дж., изд. (2007). Обычаи и верования бушменов Ксам . Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда.
- Кини, Б. (1999). Профили исцеления: целители-бушмены Калахари . Филадельфия: Ringing Rocks Press.
- Ланг, Эндрю (2003). Миф, ритуал и религия Часть 1 . Издательство Кессинджер. ISBN 0-7661-5668-0 .
- Ли, РБ (1967). «Трансовое лечение бушменов кунг». Естественная история . 76 (9): 31–37.
- Ли, РБ (1968). «Социология транс-перформанса! Кунг Бушмана». В Принсе, Р. (ред.). Транс и состояния одержимости . Монреаль: Мемориальное общество Р. М. Бака.
- Льюис-Уильямс, Дэвид (2000). Истории, доносящиеся издалека: фольклор предков народа сан Южной Африки . Новые книги Африки. ISBN 0-86486-462-0 .
- Льюис-Уильямс, Дэвид (2004). Корни, проявления и социальные последствия сан-духовности. Двухэтажный. ISBN 1-919930-65-5
- Маршалл, Л. 1999. Ньяэ Ньяе !Кунг. Кембридж (Массачусетс): Монографии музея Пибоди (номер 8), Гарвардский университет.
- Мохамед, Попс (2000). Бушмены Калахари (CD).
- МакНэми, Грегори (1996). Пустынный бестиарий . Издательство Большая Земля. ISBN 1-55566-176-9 .
- Мелетинский, Елеазар М.; Лануэ, Гай; Садецкий, Александр (2000). Поэтика мифа . Рутледж . ISBN 0-415-92898-2 .
- Мур, Элизабет; Льюис-Уильямс, Дж. Дэвид; Пирс, генеральный директор (2004). Сан-духовность: корни, выражение и социальные последствия . Роуман Альтамира . ISBN 0-7591-0432-8 .
- Соломон, Энн; Льюис, Энн (1998). Основное руководство по искусству Сан-Рок . Новые книги Африки. ISBN 0-86486-430-2 .
- Стуки, Лорена Лаура (2004). Тематический путеводитель по мировой мифологии . Издательская группа Гринвуд . ISBN 0-313-31505-1 .
- Винникомб, Патрисия (1976). Жители Канны: наскальные рисунки драконовских бушменов как отражение их жизни и мысли . Питермарицбург: Университет Наталь Пресс.
Внешние ссылки [ править ]
- Льюис-Уильямс, доктор юридических наук (1988). Реальность и нереальность в Сан-Рок-Арте (PDF) . Лекции Рэймонда Дарта (лекция 25). Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда. ISBN 1-86814-024-5 . ISSN 0079-9815 .
- Мировой цифровой библиотеки Презентация «Наскальная живопись 3008» S00568, Вифлеем, муниципалитет округа Дихлабенг, Фри-Стейт . Университет Претории .