Jump to content

Мамбо (Вуду)

(Перенаправлено с Мамбо (Вуду) )
Три гаитяских манбо на церемонии приведения к присяге вуду, проводимой Национальной конфедерацией гаитянского вуизана (KNVA) в Гарлеме, Нью-Йорк.

Манбо мамбо (также пишется как гаитянской ) — жрица (в отличие от унгана , жреца -мужчины ) в религии Вуду . [ 1 ] [ 2 ] Представления гаитянского вуду о священстве проистекают из религиозных традиций порабощенных людей из Дагомеи , на территории современного Бенина . [ 3 ] Например, термин манбо происходит от фон слова нанбо («мать магии»). Как и их западноафриканские коллеги, гаитянские манбо — женщины-лидеры в храмах Вуду, которые выполняют целительную работу и направляют других во время сложных ритуалов . [ 4 ] Эта форма женского лидерства распространена в городских центрах, таких как Порт-о-Пренс (столица Гаити). нет иерархии Как правило, среди манбо и унганов . Эти жрицы и священники служат главами автономных религиозных групп и осуществляют свою власть над преданными или духовными слугами в своих хунфо (храмах). [ 1 ]

Манбо и унганы призываются к власти посредством одержимости духами или откровений во сне . [ 5 ] Они получают квалификацию после завершения нескольких ритуалов инициации и технических упражнений, во время которых они изучают духов Вуду по их именам, атрибутам и символам. [ 2 ] [ 5 ] Первым шагом инициации является лаве тет (омовение головы), которое направлено на духов, обитающих в голове человека. Второй шаг известен как коуче (лежание), когда посвященный вступает в период уединения. Обычно последним шагом является обладание асоном ( священной погремушкой), который позволяет манбо или унганам начать свою работу. Одной из главных целей церемоний посвящения Вуду является укрепление манбо конесан знаний ( ) , определяющих жреческую власть. [ 2 ]

Особые навыки и знания, полученные манбо , позволяют им быть посредниками между физическим и духовным царствами. [ 2 ] Они используют эту информацию, чтобы призывать духов посредством песен, танцев, молитв, подношений и/или рисования вев (духовных символов). [ 6 ] Во время этих ритуалов манбо могут либо сами быть одержимы лоа (также пишется как lwa , духи вуду), либо могут контролировать владение другими преданными. [ 2 ] Одержимость духами играет важную роль в Вуду, поскольку она устанавливает связь между людьми и божествами или духами Вуду. Хотя лоа могут «оседлать» кого угодно, те, кто не принадлежит к священству Вуду, не обладают навыками прямого общения с духами или богами. Это потому, что человеческое тело — это всего лишь плоть, которую духи могут одолжить, чтобы проявить себя через одержимость. [ 1 ] однако манбо могут разговаривать и слышать от духов Вуду. [ 4 ] В результате они могут интерпретировать советы или предупреждения, посланные духом конкретным людям или сообществам. [ 7 ]

Сесиль Фатиман — гаитянский манбо, известный тем, что принес в жертву черную свинью во время церемонии вуду в августе 1791 года в Буа-Каймане — акт, который, как говорят, положил начало гаитянской революции . [ 8 ] также есть известные манбо В Соединенных Штатах . Мари Лаво (1801-1888), например, получила известность в Новом Орлеане , штат Луизиана , благодаря своему личному обаянию и луизианского вуду . практикам [ 9 ] Наследие Лаво, известной как «королева вуду» Луизианы, сохраняется в американской популярной культуре (например, в телесериале « Американская история ужасов: Шабаш »). [ 10 ] Мама Лола — еще один выдающийся духовный лидер манбо и вуду в Соединенных Штатах. Она приобрела известность после публикации Карен Маккарти Браун « этнографического отчета Мама Лола: жрица вуду в Бруклине» . Успех «Мамы Лолы» предоставил ей платформу, чтобы бросить вызов западным заблуждениям о гаитянском вуду и появиться на телевидении. [ 2 ] [ 11 ]

Этимология и история

[ редактировать ]

Гаитянское вуду берет свое начало в бывшем западноафриканском королевстве Дагомея , которое европейцы также называли «Бенинским заливом». Населенный народами фон , эве и йоруба , этот регион охватывает примерно территорию, известную сегодня как Бенин и западную Нигерию . Во время работорговли многие жители Дагомеи, говорящие на языке фон и эве, были порабощены и использовались в качестве рабочей силы для сахарной промышленности французского Сен-Доминго (современное Гаити ). [ 3 ] В результате в Воду есть элементы, которые можно проследить до людей Фон . Например, термин манбо происходит от фон термина нанбо , что означает «мать магии ». Подобно нанбо в западноафриканском воден , гаитянские манбо играют жизненно важную роль в храмах и ритуалах вуду. [ 4 ]

Контакт с божествами или духами считается опасным. По этой причине во многих западноафриканских религиях требуются профессионалы мужского и/или женского пола (жрецы, жрицы, прорицатели , травники и т. д.), знающие ритуалы, танцы, песни и предметы, которые можно использовать для приближения к божествам или духам, не расстраивая их. . Порабощенные африканцы принесли с собой в Новый Свет эти гендерные представления о религиозном лидерстве. В результате женщины-религиозные деятели являются частью религий африканской диаспоры (например, манбо в гаитянском вуду ). Доминирование женщин-практикующих воду позже стало преобладающим в городских условиях Гаити и Нового Орлеана девятнадцатого века во французской Луизиане . [ 12 ]

Жречество Вуду

[ редактировать ]

Как правило, манбо и унганы служат главами автономных религиозных групп Вуду, а не клерикальных иерархий, и осуществляют свою власть над преданными или духовными слугами в своих храмах . [ 1 ] Говорят, что они обладают способностью призывать божеств или духов, чтобы устранить барьеры между духовным и земным мирами. [ 13 ] Прежде чем они смогут применить эти навыки на практике, эти жрецы и жрицы получают техническое образование, в ходе которого они узнают о различных духах Вуду и ритуальных практиках. Они также должны развивать конесан ( знание ), которое обычно рассматривается как интуиция, психическая сила или «дар глаз». [ 1 ] Обладая сверхъестественными дарами, конесанс наделяет жрецов и жриц Вуду способностью читать людей и исцелять их. [ 1 ] [ 2 ] Это, в свою очередь, позволяет им диагностировать и лечить человеческие страдания, которые они приписывают живым, мертвым или духовному миру. [ 2 ]

Духи Вуду выбирают манбо и унганы либо через откровения во сне , либо через слова одержимого человека. Этих кандидатов на священство затем берут под опеку манбо или унгана на дни, месяцы или даже годы. Хотя любой может получить призыв духов стать жрецом, профессии унгана и манбо часто передаются по наследству. [ 1 ] Тем не менее, те, кто призван стать манбо или унганом, редко отказываются от этой должности, опасаясь сурового наказания со стороны богов. [ 14 ]

В хумфо (храме Вуду) манбо и унганы обычно называют манман (мать) и папа (отец) соответственно. [ 2 ] [ 5 ] Хунфос — это богато украшенные религиозные места поклонения, в которых есть один или несколько каменных алтарей для божеств или духов. Некоторые жрецы или жрицы привлекают в свои хунфо большое количество последователей , что помогает им завоевать выдающуюся репутацию. Таким образом, должность унгана или манбо приносит власть, престиж и богатство. [ 5 ] Однако существуют и другие должности и роли, призванные помогать главному жрецу или жрице. Например, хунси — это преданные, прошедшие обряд огня, подчиняющиеся приказам манбо и имеющие право помогать в ритуальных действиях. Хунси ( далее подразделяются в зависимости от конкретных задач (например, хунгеникон руководитель песни) и лаплас (церемониймейстер и держатель меча)). [ 15 ]

В сельских районах Гаити часто преобладают патриархальные структуры с мужским духовенством. С другой стороны, женское лидерство часто наблюдается в городских центрах, таких как Порт-о-Пренс (столица Гаити). Автономный характер жречества Вуду позволяет манбо осуществлять лидерство совершенно независимо от мужского контроля. [ 12 ] Несмотря на то, что Воду обеспечивает женщинам-практикующим большую социальную мобильность, он по-прежнему отражает аспекты женоненавистничества в гаитянской культуре. Например, унганы более склонны подвергаться пристальному вниманию из-за плохого обращения с женщинами -хунси в их храмах. [ 2 ]

Ритуалы инициации

[ редактировать ]
Сцены из ритуала Вуду на Гаити, изображающие движения тела женщины-практикующей Вуду.

Манбос должен пройти многоэтапный процесс инициации , чтобы стать жрецом и установить связь с духами Вуду. Вуду – укрепить манбо конесансы главных целей церемоний инициации Одна из . Первым шагом инициации является лаве тет (омовение головы), которое направлено на духов, обитающих в голове человека. Считается, что в голове находится гво бонандж (большой ангел-хранитель ) — дух, который направляет сознание человека и дает наследственную/духовную мудрость. Возбужденный гво бонандж может привести к тому, что человек потеряет проницательность и понимание. Мытье головы помогает обойти эту проблему, «освежая» эти беспокойные духи. [ 2 ]

Канзо , испытание огнём , является второй ступенью посвящения. Во время этого обряда посвящения в левую руку и левую ногу посвященного прижимаются горячие материалы из кипящих котлов. [ 2 ] Этот шаг используется для очищения посвященного и преобразования его страданий в силу. Ритуал канзо важен, потому что он помещает посвященного под непосредственную опеку лоа ( также пишется как lwa , духи вуду). [ 1 ]

Следующий шаг известен как коуче (лежание), когда посвященный вступает в период уединения. [ 2 ] Будущего манбо запирают в djévo ( комнате посвящения) на девять дней вместе с асоном . [ 14 ] Асон это погремушка из бусинок, которую манбо и унганы используют на юге Гаити, чтобы получить рычаг воздействия в духовном мире. Последним шагом инициации является передача владения обучающемуся или унгану асоном . манбо Владение асоном позволяет посвященным взять на себя свои формальные роли и начать целительскую работу. [ 2 ]

Ассон, погремушка из бисера, используемая унганами и манбо в линиях ассон .

Существуют разные причины, по которым практикующие Вуду выполняют ритуалы и церемонии . Некоторые верующие рассматривают свои отношения с богами и духами как обязывающий контракт, по которому люди обязаны проводить ритуалы или церемонии духов в обмен на защиту. Служа духам и общаясь с ними посредством ритуалов, преданные могут принести удачу, отразить зло и исцелить больных. Как религиозные специалисты, манбо знают духов Вуду по их именам, атрибутам и символам. [ 5 ] Они используют эту информацию во время ритуалов, чтобы призывать духов и взаимодействовать с ними — посредством песни, танца, молитвы, подношений или рисования вевес (духовных символов). [ 6 ] Театральные аспекты, такие как игра на барабанах, пение и танцы, используются манбо как средство «разогрева» процесса, посредством которого человек входит в состояние одержимости или транса . [ 5 ]

Во время ритуалов манбо могут либо сами быть одержимы лоа , либо контролировать владение другими преданными. [ 2 ] Одержимость духами — одна из самых важных целей ритуалов Вуду, поскольку она позволяет людям напрямую контактировать с духами. [ 7 ] Во время одержимости сознание и чувство контроля человека покидают его тело, что увеличивает ментальное и телесное восприятие духов. [ 2 ] Одержимый человек становится сосудом, в котором дух раскрывает свою личность и космические знания. [ 6 ] Это важно, потому что духи Вуду могут давать советы, исцеление или даже предупреждения людям, находящимся в месте поклонения. [ 7 ] Хотя лоа могут воплощаться в ком угодно, близость, предоставляемая преданным, не включает прямое общение с духами или богами. Это потому, что человеческое тело — это всего лишь плоть, которую духи могут одолжить, чтобы проявить себя через одержимость. Однако манбо обладают знаниями и подготовкой, необходимыми для того, чтобы разговаривать и слышать духи Вуду. [ 1 ] Поскольку контакт человека с духовным миром может быть опасным, манбо используют свои навыки, чтобы контролировать имущество и активно возвращать людей обратно в сознание. [ 13 ] [ 16 ]

[ редактировать ]
Портрет неизвестной креолки, ранее ошибочно идентифицированной как жрица вуду Нового Орлеана Мари Лаво.

Сесиль Фатиман широко известна своим участием в церемонии Вуду в августе 1791 года в Буа-Каймане , которая считается катализатором гаитянской революции . Эта историческая жрица вуду вдохновила первый акт восстания, принеся в жертву черную свинью и поделившись ее кровью с другими рабами. [ 8 ] [ 17 ] После церемонии в Буа-Каймане восстание рабов 1791 года началось 21 августа , которое привело к разрушению плантаций вокруг Кап-Франсэ (современный Кап-Аитьен ) и гибели тысяч французских мужчин, женщин и детей . [ 17 ]

Еще одним известным манбо была Мари Лаво (1801–1888), креолка из Луизианы, ставшая легендарной практикующей вуду в Новом Орлеане. [ 9 ] Как и его гаитянский аналог, новоорлеанское вуду было завезено порабощенными африканцами из Западной Африки во французскую Луизиану во время работорговли. Вопреки распространенному мнению, гаитянское вуду и луизианское вуду — это не одно и то же: эти религии африканской диаспоры имеют свою собственную историю и самобытность. С самого начала женщины-практикующие играли доминирующую роль в новоорлеанском вуду. Говорят, что во времена Лаво примерно восемьдесят процентов лидеров вуду были женщинами. [ 12 ] Сама Лаво получила большую известность благодаря своему личному обаянию и практикам Вуду. Сегодня она по-прежнему известна как «королева вуду» Луизианы. [ 9 ] Ее наследие и имидж практикующей вуду живут в современной массовой культуре. Например, выдуманная Мари Лаво (которую играет актриса Анджела Бассетт ) появляется в третьем сезоне « Американской истории ужасов» . [ 10 ]

Мари Тереза ​​Алурдес Масена Шампанское Ловински, также известная как Мама Лола (1933–2020), была выдающимся духовным лидером манбо и вуду в Соединенных Штатах, родившейся и выросшей на Гаити. Она приобрела общественную известность после публикации Карен Маккарти Браун « этнографического отчета Мама Лола: жрица вуду в Бруклине» . В 1963 году, в возрасте тридцати лет, Мама Лола эмигрировала в Бруклин , Нью-Йорк, в поисках больших возможностей. Во время одного из ее визитов на Гаити дух-воин Ого овладел матерью Мамы Лолы Филомизой Масеной и открыл Маме Лоле, что духи желают, чтобы она выполнила свое призвание в священстве Вуду. Чтобы завершить этот высокий уровень посвящения, она прошла серию ритуалов на Гаити в ходе нескольких визитов. Браун объясняет, что ее роль практикующего манбо «сочетала в себе навыки врача, психотерапевта, социального работника и священника». Мама Лола проводила большую часть своей духовной работы в Бруклине, играла активную роль в своем родном городе посредством посещений и материальной поддержки, а также проводила ритуалы и целительную работу на востоке Соединенных Штатов, в Канаде, в других странах Карибского бассейна и в Бенине. Ее большая известность после публикации Мама Лола: жрица вуду в Бруклине и растущее участие в общественной сфере предоставили ей платформу для изменения американского восприятия вуду, достижения большего признания в гаитянском сообществе Нью-Йорка и привлечения внимания людей, незнакомых с Гаити и вуду. [ 2 ] Одно из ее выступлений в популярных СМИ США включало в себя роль гостя в 2007 году в 7-й серии 2-го сезона («Мама Лола знает лучше») реалити-шоу « Тори и Дин: Дом, сладкий Голливуд» . [ 11 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Метро, ​​Альфред (2016). Вуду на Гаити . Издательство Pickle Partners. ISBN  9781787201668 . ОСЛК   969020248 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Браун, Карен Маккарти (2001). Мама Лола: жрица вуду из Бруклина . Университетской пресс-группы Ltd. ISBN  9780520224759 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Фандрич, Ина Дж. (9 марта 2007 г.). «Влияние йоруба на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . ISSN   0021-9347 . S2CID   144192532 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Блиер, Сюзанна Престон (1995). Африканский водун: искусство, психология и власть . Издательство Чикагского университета . ISBN  0226058581 . OCLC   717640759 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кессель, Уильям Б. (2011). Лютеранская миссионерская работа среди гаитянских вудуистов . Архивировано из оригинала 4 июня 2019 г. Проверено 4 июня 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Уоткинс, Анджела Дениз (2014). Мамбос, жрицы и богини (Тезис). Университет Айовы. дои : 10.17077/etd.putbe084 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Макалистер, Элизабет (2018), «Обряд крещения в гаитянском вуду» , «Религии Соединенных Штатов на практике», том 2 , Princeton University Press , стр. 362–372, doi : 10.2307/j.ctv346rkb.34 , ISBN  9780691188133
  8. ^ Перейти обратно: а б Косентино, Дональд Дж., 1941- (1995). Сакральное искусство гаитянского вуду . Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. ISBN  0930741463 . OCLC   906668425 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б с Уорд, Марта (2004). Королева вуду: энергичная жизнь Мари Лаво . Университетское издательство Миссисипи . ISBN  1578066298 . OCLC   896142435 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Д'Анджело, Рафи (30 января 2014 г.). «Есть ли справедливость для Мари Лаво?» . Сланец . Проверено 11 мая 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Тори и Дин: Дом, милый Голливуд» . Официальный сайт кислорода . 16 февраля 2014 г. Проверено 7 мая 2019 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Фандрич, Ина Дж. (21 апреля 2005 г.). Таинственная королева вуду Мари Лаво . дои : 10.4324/9780203942628 . ISBN  9780203942628 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Толивер, Виктория (1995). «Вудунская иконография во Дворце Павлина Уилсона Харриса». Каллалу 18 (1): 173–190. дои : 10.1353/кал.1995.0018 . ISSN   1080-6512 . S2CID   161093564 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Ферер, Жерар А. (1978). «Гаитянское вуду: его истинное лицо». Карибский ежеквартальный журнал . 24 (3–4): 37–47. дои : 10.1080/00086495.1978.11829297 . ISSN   0008-6495 .
  15. ^ Риго, Одетт М.; Метро, ​​Альфред; Метро, ​​Рода; Метро, ​​Альфред; Метро, ​​Рода (1946). «Пир богов в гаитянском воде». Карибский ежеквартальный журнал . 19 (1/2): 1–58. дои : 10.2307/3316153 . ISSN   0887-3925 . JSTOR   3316153 .
  16. ^ Андерсон, Мишель (1982). «Настоящее вуду — синтетическое». Обзор драмы: TDR . 26 (2): 89–110. дои : 10.2307/1145433 . ISSN   0012-5962 . JSTOR   1145433 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Хуанг, Ричард М. Морриссетт, Ноэль Энн. (2012). Африка и Америка: культура, политика и история: многопрофильная энциклопедия . АВС-КЛИО . ISBN  9781849723800 . OCLC   858902344 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37a330e358d712980a0b1aeb661978c9__1714618260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/c9/37a330e358d712980a0b1aeb661978c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manbo (Vodou) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)