Винти
Винти — афро-суринамская традиционная религия, зародившаяся в Суринаме . Это синкретизация различных африканских религиозных верований и практик, принесенных в основном порабощенными народами акан , фон и конго во время голландской работорговли. Религия не имеет ни письменных источников, ни центрального авторитета. Этот термин также используется для всех сверхъестественных существ или духов ( Винтис ), созданных Ананой , создателем вселенной.
Описание(я) [ править ]
Винти основана на трёх принципах: вере в верховного творца по имени Анана Кедьяман Кедьянпон ; вера в пантеон духов под названием Винти ; и почитание предков . Существует также вера в Ампуку (также известных как Апуку ), которые являются антропоморфными лесными духами. Ампуку может обладать людьми (как мужчинами, так и женщинами), а также может выдавать себя за другого духа. [1] Ампуку также могут быть водными духами и известны в таких случаях как Ватра Ампуку . [2]
К. Вудинг описал Винти в 1972 году как: «...афроамериканскую религию, в которой центральное положение занимает вера в персонифицированные сверхъестественные существа. Эти персонифицированные сверхъестественные существа могут завладеть человеческой личностью, отключить его сознание, поскольку были и тем самым раскрывают вещи, касающиеся прошлого, настоящего и будущего, а также вызывают и/или лечат болезни сверхъестественной природы». [3]
HJM Стивен описал Винти как: «...прежде всего религия, а это означает, что уважение к божественному, поклонение и молитва занимают центральное место. Кроме того, она имеет сильный магический аспект, который часто подчеркивался слишком однобоко и несправедливо. Магия предполагает воздействие на земные события сверхъестественными средствами».
История [ править ]
Во времена рабства были привезены представители различных западноафриканских племен в Суринам . Они происходили из царств, у которых были определенные общие религиозные аспекты, такие как вера в верховного Бога-творца, который живет вдали от людей, оставляя мир менее могущественным богам или духам, а также вера в бессмертную человеческую душу и родственное поклонение предкам.
После отмены рабства в 1863 году последовал десятилетний период экономического рабства, известный как «De Periode van Staatstoezicht» (Период государственного надзора). Оно закончилось в 1873 году, и за ним последовал очень длительный период умственного и культурного рабства. Бывшие рабы и их потомки были вынуждены принять христианство, и в течение почти 100 лет (1874–1971) практика Винти была запрещена законом. Их также заставляли говорить по-голландски ; образование на их родном языке, шранан тонго , было запрещено; детям не разрешалось говорить на языке шранан-тонго в школах.
На рубеже тысячелетий Винти набрала обороты. В 2006 году правительство Суринама включило фонд интересов Winti Tata Kwasi ku Tata Tinsensi в базу данных религиозных организаций. В 2011 году были назначены первые два брачных чиновника Винти. Священники Винти уже были назначены неофициально, но все еще не имели юридического статуса. В 2014 году Дорениа Бабель стала первым человеком, официально признанным священником Винти, назначенным правительством с целью развития Винти в общественной сфере. В 2019 году психиатр Гленн Хелберг публично призвал христианские конфессии Суринама рассматривать Винти как равную религию.
Душа [ править ]
Считается, что у человека есть три духовных аспекта: Дёдё , Кра и Йорка . Благодаря этим аспектам люди интегрируются в сверхъестественный мир. Дёдьо . — сверхъестественные родители, которые защищают своих детей и могут быть высшими или низшими духами Они получили чистую душу Кра от Ананы и передали ее ребенку. Кра определяют ваш разум и образ мышления и Дёдё , а биологические родители обеспечивают кровь и физическое тело. Йорка , другая духовная часть, впитывает жизненный опыт. После смерти физического тела Кра возвращается в Дёдё , а Йорка — в царство мёртвых.
Пантеоны [ править ]
Есть четыре пантеона или группы.
- 1. Земной пантеон с Гороном Винти .
- 2. Водный пантеон с Ватра Винти .
- 3. Лесной пантеон с Буси Винти .
- 4. Небесный пантеон с Тапу Винти .
Определенные группы маронов также выделяют пятый пантеон — царство смерти.
Земной пантеон [ править ]
- Лед
- Интерьер
- Идти
- Еда
- Луангу
- Гронг-Инги
Водный пантеон [ править ]
- Я видел Инги
- За Хроманти
Лесной пантеон [ править ]
- Свеча зажигания Инги
- Дорогой
- Ваша позиция
- Адуманкама
Небесный пантеон [ править ]
- Опете или Тата Ананка Яу
- София-Бада
- потрясающе
- Алади
- Гисри
- Тандо
- Жареный
- Аджаини
Библиография [ править ]
- Вудинг, Ч.Дж. (1984) Исцеляющие призраки. Этнопсихиатрия как новое направление в голландской антропологии . Гронинген: Констап.
- Стивен, HJM (1983). Винти, афро-суринамская религия и магические ритуалы в Суринаме и Нидерландах . Амстердам: Карнак.
- Стивен, HJM (1986). Сила Фодоэ-винти: Ритуалы Фодоэ в культе винсти в Суринаме и Нидерландах . Амстердам: Карнак.
- Стивен, HJM (1986). Лексикон культуры Винти. На пути к лучшему пониманию культуры Винти . З.пл.: Де Вест.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Центр исследований Латинской Америки и Карибского бассейна Утрехтского университета (1979). Новый путеводитель по Вест-Индии . Том. 53–55. Найхофф. п. 14.
- ^ Вим Хугберген (2008). Из рабства: история суринамских корней . ЛИТ Верлаг Берлин-Гамбург-Мюнстер. п. 215. ИСБН 9783825881122 .
- ^ Вудинг, Ч.Дж. (1972). Винти: афроамериканская религия в Суринаме; культурно-исторический анализ религиозных явлений в Пара . Меппель: Крипс.