Гаитянский вуду на Кубе
Религия гаитянского вуду присутствует на Кубе по крайней мере с 18 века. Он был занесен на остров гаитянскими мигрантами, число которых быстро росло в начале 20 века, и практикуется в основном их потомками. Распространен преимущественно в восточных частях острова, особенно в Ориенте . На Кубе некоторые практикующие гаитянское вуду также стали участвовать в родственной афро-кубинской религии Сантерия .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Около 35 миль отделяют Республику Гаити от восточной оконечности Кубы . [ 1 ] Начиная с XVI века, западноевропейские колонисты перевезли большое количество порабощенных жителей Западной и Центральной Африки в две карибские колонии, где традиционные африканские религии, которые они принесли с собой, развились в новые традиции африканской диаспоры. На Гаити это приняло форму Гаитянского Вуду . [ 2 ] На эту религию в первую очередь повлияли традиционные религии народов фон и баконго . [ 3 ] но также впитал иконографию европейских традиций, таких как католицизм и масонство . [ 4 ] Эти элементы объединились в форму Вуду примерно в середине 18 века. [ 5 ]
Перевозка порабощенных жителей Западной и Центральной Африки на Кубу также привела к формированию различных афро-кубинских традиций. Самым известным из них была Сантерия , сформировавшаяся в основном из религии йоруба , которая взаимодействовала с римским католицизмом и спиритизмом . [ 6 ] Также присутствовал Пало , основанный преимущественно на религии Конго , но также впитавший римско-католические и спиритические идеи. [ 7 ] Третья афро-кубинская традиция — Абакуа , берущая свое начало среди тайных мужских обществ, практикуемых среди Эфик-Ибибио . [ 8 ] До конца 18-го века народ эве-фон/аджа также прибыл на Кубу, где их традиции породили арару , религию, распространенную преимущественно в западной и центральной частях острова. [ 1 ] Хотя его происхождение не от йоруба, Арара иногда считается ветвью Сантерии, а не отдельной системой. [ 9 ]
Прибытие на Кубу
[ редактировать ]Воду был привезен на Кубу гаитянскими мигрантами. [ 10 ] В 18 веке небольшое количество порабощенных африканцев бежало из французской колонии Сен-Доминго , которая позже стала Гаити, и бежало на восточную Кубу, где они поселились в лесных районах вокруг Сьерра-Маэстры. [ 11 ] Позже, во время беспорядков Гаитянской революции , свергнувшей французское колониальное правление, большее количество гаитян мигрировало на Кубу. [ 12 ] Социальное сходство между двумя плантационными колониями облегчило бы адаптацию этих гаитянских мигрантов. [ 13 ] Они обнаружили бы, что кубинские кабильдо похожи на гаитянские общества , и оба образуют социальные группы для людей африканского происхождения. [ 14 ] Гаитянские мигранты создали свои собственные такие группы на востоке Кубы, называемые Tumba Francesas или Tajones , и именно внутри этих групп они смогли сохранить свои собственные отличительные песни, танцы и стили игры на барабанах. [ 15 ]
Гаитянские мигранты узнали различные аспекты кубинской религии на основе своего прежнего опыта, включая католицизм, официально доминирующий на обоих островах, а также сохранившееся влияние религии Конго. [ 12 ] Например, использование спиртных напитков, содержащихся в бутылках и других сосудах, можно встретить как в гаитянском воде, так и в кубинском Пало, что отражает общее происхождение практик Конго. [ 16 ]
Гаитянское население восточной Кубы будет постоянно пополняться на протяжении XIX века и далее, поскольку туда мигрируют гаитянские мигранты в поисках лучших экономических возможностей. [ 17 ] В начале 20 века это резко возросло; между 1912 и 1916 годами ежегодная миграция гаитян на Кубу выросла с 8 784 до 79 274 человек. [ 17 ] Большинство этих мигрантов привезли с собой знакомство, если не реальную практику, с гаитянским вуду. [ 17 ]
Вера, практика и организация
[ редактировать ]Как записано в начале 21 века, гаитянское вуду, практикуемое в Ориенте, содержало различные элементы, знакомые по Гаити, включая почитание духов ива , которых можно разделить на различные нанчон (нации), а именно Раду и Петво . [ 18 ] Религиовед Джуалин Э. Додсон отметила, что почитание Ива Дамбаллы было «абсолютно фундаментальным» для Вуду в Ориенте. [ 18 ] Додсон также обнаружил, что преданность семье воина Ива также была «преобладающей» в этом регионе. [ 19 ]
В Ориенте Водоу организовано по родственному, семейному принципу. [ 20 ] Додсон, например, обнаружил, что каждый практикующий, с которым они столкнулись, имел «генеалогическую духовную связь с лидером группы». [ 19 ] Изолированные сельские территории в Сьерра-Маэстре часто были предпочтительными для практики ритуалов Вуду, но места также были активными в городах Сантьяго, Гуантанамо и Лас-Тунас. [ 21 ] Додсон считал, что участие в строительстве священных мест и ритуалов Вуду помогло «сохранить сознание особой гаитянской культурной самобытности» на Кубе. [ 22 ] Таким образом, они считали их «устройством памяти» даже для тех гаитянского происхождения, которые родились и выросли на Кубе. [ 23 ]
Некоторые люди практиковали как гаитянское вуду, так и сантерию. [ 24 ]
Распределение
[ редактировать ]На Кубе гаитянское вуду в основном практикуется в восточных частях острова, особенно в горных общинах Сьерра -Маэстра . [ 10 ] Хотя он в основном связан с провинцией Ориенте, он также встречается за пределами этой области, например, среди общин гаитянского происхождения в Сьего-де-Авила . [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Додсон 2008 , с. 104.
- ^ Косентино 1995 , с. 29.
- ^ Беллегард-Смит и Мишель 2006 , с. XIX.
- ^ Косентино 1995 , с. 26; Дерби 2015 , с. 396.
- ^ Дерби 2015 , с. 397.
- ^ Каштан 2007 , с. 137; Виртц 2007 , с. 29.
- ^ Фернандес Элмос и Парависини- Геберт 89 ,
- ^ Хагедорн 2001 , стр. 22–23; Мейсон 2002 , с. 88.
- ^ Хагедорн 2001 , стр. 22–23, 105.
- ^ Jump up to: а б с Додсон 2008 , с. 105.
- ^ Додсон 2008 , стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б Додсон 2008 , с. 107.
- ^ Додсон 2008 , с. 109.
- ^ Додсон 2008 , стр. 109–110.
- ^ Додсон 2008 , с. 110.
- ^ Макалистер 2002 , стр. 100–104.
- ^ Jump up to: а б с Додсон 2008 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Додсон 2008 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Додсон 2008 , с. 114.
- ^ Додсон 2008 , стр. 113–114.
- ^ Додсон 2008 , стр. 117–118.
- ^ Додсон 2008 , с. 121.
- ^ Додсон 2008 , с. 122.
- ^ Хагедорн 2001 , с. 133.
Источники
[ редактировать ]- Беллегард-Смит, Патрик; Мишель, Клодин (2006). "Введение". В Беллегард-Смит, Патрик; Мишель, Клодин (ред.). Гаитянское вуду: дух, миф и реальность . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. стр. xvii – xxvii. ISBN 978-0253218537 .
- Кастаньеда, Анджела Н. (2007). «Африканская диаспора в Мексике: Сантерия, туризм и представительства государства». В Теодоре Луи Тросте (ред.). Африканская диаспора и изучение религии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 131–50. дои : 10.1057/9780230609938_8 . ISBN 978-1403977861 .
- Косентино, Дональд Дж. (1995). «Представь рай». Дональд Дж., Косентино (ред.). Священное искусство гаитянского вуду . Лос-Анджелес: Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. стр. 25–55. ISBN 0-930741-47-1 .
- Дерби, Лорен (2015). «Имперские идолы: ревенанты Франции и США в гаитянском вуду». История религий . 54 (4): 394–422. дои : 10.1086/680175 . JSTOR 10.1086/680175 . S2CID 163428569 .
- Додсон, Джуалин Э. (2008). Священные места и религиозные традиции на Востоке Кубы . Альбуркерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0826343536 .
- Фернандес Элмс, Маргарет; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Водоу и Сантерии к Обиа и спиритизму (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-6228-8 .
- Хагедорн, Кэтрин Дж. (2001). Божественные высказывания: исполнение афро-кубинской сантерии . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. ISBN 978-1560989479 .
- Мейсон, Майкл Этвуд (2002). Жизнь Сантерии: ритуалы и опыт афро-кубинской религии . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. ISBN 978-1588340528 .
- Макалистер, Элизабет (2002). Рара! Вуду, власть и производительность на Гаити и в ее диаспоре . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520228221 .
- Виддал, Грета (2012). «Воду Шик: гаитянская религия и фольклорное воображение на социалистической Кубе» . NWIG: Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 86 (3/4): 205–235. дои : 10.1163/13822373-90002414 . JSTOR 24713388 . S2CID 145157609 .
- Вирц, Кристина (2007). Ритуал, дискурс и сообщество в кубинской Сантерии: разговор о священном мире . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0813030647 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Франко-гаитянское вуду в кубинской культуре [ мертвая ссылка ]
- Дэниел, Ивонн. Танцующая мудрость: воплощенные знания в гаитянском воде, кубинском йоруба и баианском кандомбле .
- Женщины и новые и африканские религии . АВС-КЛИО, 2010.