Чернокожие люди в Кембридже
Историю чернокожего населения Кембриджа (Великобритания) нелегко отделить от истории Кембриджского университета . привлекает студентов из Африки и диаспоры в Кембридж африканской Университет уже более двух столетий . Несколько известных чернокожих людей имели Кембриджскую ассоциацию в восемнадцатом и девятнадцатом веках, а в конце восемнадцатого века Кембридж стал центром аболиционистских настроений. С конца девятнадцатого века в университет начали принимать больше чернокожих студентов. Однако в последние десятилетия относительно небольшое количество чернокожих студентов, принятых в университет, стало темой комментариев средств массовой информации и общественной обеспокоенности. [ нужна ссылка ]
Жизнь чернокожих уроженцев Кембриджа документирована менее подробно, чем жизнь студентов Кембриджа. По переписи 2011 года 1,7% людей были чернокожими британцами и 1,0% представителями смешанной национальности с черным происхождением. [1]
восемнадцатый век
[ редактировать ]Поэт и ученый Фрэнсис Уильямс , родившийся в семье свободных чернокожих ямайцев , является первым зарегистрированным чернокожим писателем в Британской империи. По словам Эдварда Лонга , ямайского историка и апологета рабства, Уильямс получил образование в гимназии и в Кембриджском университете в рамках образовательного эксперимента, оплаченного Джоном Монтегю, 2-м герцогом Монтегю . Это сделает Уильямса первым чернокожим человеком, обучающимся в Кембридже. Однако, хотя Уильямса определенно отправили в Англию для обучения, независимых доказательств финансового участия Монтегю или того, что Уильямс действительно учился в Кембридже, нет. [2]
После в Цзун резни в 1781 году магистр Магдалины колледжа Питер Пекард начал проповедовать и писать брошюры против рабства. В 1782 году издательство Кембриджского университета опубликовало « Письма бывшего раба и композитора Игнатия Санчо» . В 1785 году Пекард организовал конкурс сочинений на латыни на тему Anne liceat invitos in servitutem Dare («Законно ли делать других рабами против их воли?»). [3] Томас Кларксон , недавно окончивший университет, выиграл конкурс, написав эссе против рабства, которое он перевел и опубликовал в виде брошюры в следующем году.
В 1789 году Пекард организовал и возглавил финансирование подписки на автобиографию бывшего раба и аболициониста Олауда Эквиано , также известного как Густав Васса. Эквиано женился на Сюзанне Каллен из Сохама , Кембриджшир , и пара поселилась в Сохаме. [4] была установлена каменная мемориальная доска в память о ней Их старшая дочь Анна умерла в возрасте четырёх лет в 1797 году, и возле Андреевской церкви в Честертоне :
Рядом с этим местом находится Погребенный
АННА МАРИЯ ВАССА
Дочь ГУСТАВА ВАССЫ, африканца.
Она умерла 21 июля 1797 года.
В возрасте 4 лет
Если простые деревенские стишки привлекут твой взгляд,
Незнакомец, как задумчиво проходишь ты мимо,
Знай, что рядом с этим скромным камнем лежит
Цветной ребенок, возможно, не твой.
Ее отец родился из загорелой африканской расы,
Оторванный от родного поля, ах грязный позор:
Через различные усилия, наконец, в Британию прибыл
Обрученный, как предначертало небо, английская дама,
И последовал за Христом; их надежда – двое дорогих младенцев.
Но здесь дремлет один, несчастный сирота.
Хоронить ее пришли деревенские дети.
И роняла отборные цветы, и шепелявила о своей ранней славе;
И те, кто любил ее больше всех, как будто неблагословенные,
Оросил слезами белый венок на груди;
Но она ушла и живет в этом жилище,
Где некоторые из всех стран будут радоваться в Боге. [5]
Дело аболиционистов было поддержано сетью евангелического духовенства и других людей, имевших связи с Кембриджем. Среди них были Уильям Уилберфорс , Уильям Питт Младший , Джордж Томлин , Исаак Милнер , Джон Мортлок , Роберт Робинсон и Бенджамин Флауэр . «Кембридж был одним из ведущих центров аболиционистских настроений, если не ведущим». [6] В 1808 году Перронет Томпсон , губернатор Сьерра-Леоне, предложил, чтобы Джон Торп и Джордж Колкер, сьерра-леонские дети, которых Захари Маколей привез на обучение к евангелистам в Клэпхэме , учились в колледже Томпсона в Квинсе ». [7]
История чернокожих студентов Кембриджского университета
[ редактировать ]Еще одним кандидатом на звание первого чернокожего студента Кембриджского университета является афро-польский скрипач Джордж Бриджтауэр , изучавший музыку в Тринити-холле и получивший степень бакалавра музыки в июне 1811 года. [8] Композиция Бриджтауэра была исполнена в церкви Святой Марии на церемонии назначения герцога Глостера в 1811 году на должность ректора университета . [9] [10]
Первым чернокожим студентом, о котором существуют полные университетские записи, является Александр Краммелл , который поступил в Куинс-колледж в 1849 году и окончил его в 1853 году. [11] Краммелл, сын освобожденного раба, был епископальным проповедником и памфлетистом-аболиционистом из Нью-Йорка . Во время учебы в Кембридже Краммелл принимал у себя лектора-аболициониста Уильяма Уэллса Брауна , сбежавшего из рабства в 1834 году. [12] «Меньшая знаменитость» в Кембридже, [13] На выпускном вечере Краммелл пережил момент расистских нападок, пока другой студент, Э. У. Бенсон , не выступил в его защиту:
Бледный, стройный студент [...] крикнул голосом, который эхом разнесся по всему зданию: «Позор, позор! Три стона для вас, сэр!» и сразу после этого: «Три ура Краммеллу!» Это было подхвачено во всех направлениях [...] и первоначальному преступнику пришлось наклониться, чтобы скрыться от бури стонов и шипения, разразившейся вокруг него. [12]
С 1875 по 1879 год Джордж Герни Никол , сьерра-леонский креол и внук Сэмюэля Аджаи Кроутера , учился в колледже Корпус-Кристи . Первый африканский выпускник Кембриджского университета, [14] Никол был рукоположен и вернулся в Западную Африку. [15] Фрэнсис Генри Фирон (1865–1906) из Сьерра-Леоне изучал право в колледже Святого Иоанна с 1887 по 1891 год. [16] Два студента с Золотого Берега , панафриканист Дж. Э. Кейсли Хейфорд и юрист Артур Бой Куарти-Папафио , приехали изучать право в Кембридж с 1893 по 1896 год. [17] [18] Оба начинали как студенты, не учившиеся в университете, хотя Кейсли Хейфорд, похоже, перевелась в Питерхаус . [19] и Куарти-Папафио поступил в Крайстс-Колледж . Племянник Куарти-Папафио Бенджамин, сын первого ганского врача Бенджамина Куарти-Папафио , также начал изучать медицину в Даунинг-колледже в 1917 году, но не получил ученую степень. [20]
Уроженец Нигерии Огастес Моладе Акивуми изучал право в колледже Фицуильям с 1912 года. [21] Барбадосец Ормонд Адольфус Форте , позже названный «деканом кливлендских негритянских газетчиков», перед Первой мировой войной изучал классику в Кембридже . [22] Ямайец Дэвид Клеметсон начал изучать право в Кембридже , но был зачислен в спортивные батальоны. с началом Первой мировой войны В 1915 году он стал офицером британской армии , но погиб в бою в 1918 году. [23] Барбадосский хирург и панафриканист Сесил Белфилд Кларк изучал медицину в Кембридже, который окончил в 1918 году. [24] Нигериец Виктор Адедапо Кайоде изучал право в Селвин-колледже с 1917 по 1921 год. [21] Его сын, политик Реми Фани-Кайоде , изучал право в Даунинг-колледже в 1940-х годах. [25] и его внуки, Акинола Феми-Кайоде и политик Феми Фани-Кайоде , также позже учились в Даунинге. Эдмунд Леон Огюст (1900–1970) из Сент-Люсии изучал медицину в Даунинг-колледже с 1919 по 1922 год, а затем работал врачом и медицинским работником в Сент-Люсии и на Золотом Берегу. Джеймс Вивиан Клинтон из Золотого Берега, который позже стал журналистом в Сьерра-Леоне и Нигерии , изучал право и историю в Даунинге с 1920 по 1923 год. [20] Адетокунбо Адемола , первый местный председатель Верховного суда Нигерии, изучал право в Селвине с 1928 по 1931 год. [26] Белый британский антрополог Кеннет Литтл «никогда не встречал человека африканского происхождения» до учебы в Кембридже в конце 1930-х годов. Продолжая работать в Кардиффе для получения степени доктора философии в Лондонской школе экономики , он отошел от биологической антропологии и сосредоточился на социологии расовых отношений . К такому сдвигу побудил его опыт « цветной полосы » в Кардиффе, «кусочка реальности, о которой мне рассказали мои африканские друзья в Кембридже». [27]
В 1945 году Глория Карпентер (позже Кампер) стала первой чернокожей женщиной, поступившей в университет, изучая право в Гиртон-колледже и получив степень бакалавра права. в 1946 году. [28] В конце 1940-х годов драматург Эфуа Сазерленд учился преподаванию в Хомертон-колледже . Мутеса II из Буганды учился в колледже Магдалины с 1945 по 1947 год. [26] Иезекииль Норукиор Иго из Нигерии изучал естественные науки в колледже Даунинг с 1945 по 1948 год, прежде чем вернуться на должность заместителя директора колледжа Урхобо в Эффуруне . [20]
Врач из Сьерра-Леоне Дэвидсон Никол был первым чернокожим африканцем, получившим первоклассную степень в Кембридже, а в 1957 году стал первым чернокожим африканцем, получившим стипендию в Кембриджском колледже. [29] Тринидадский политик и банкир Уильям Демас выиграл островную стипендию для обучения в колледже Эммануэль в 1947 году и оставался в Кембридже до 1955 года, получив степень магистра экономики и магистра литературы. [30] писатель Родившийся в Гайане и педагог Э.Р. Брейтуэйт учился в аспирантуре колледжа Кайус , получив степень магистра физики в 1949 году. [31] Ямайский драматург Барри Рекорд изучал английский язык в колледже Эммануэль с 1950 по 1953 год. [32] Тринидадский учился в Кембридже в 1950 - экономист Ллойд Бест х годах. [33] Афро-американский антрополог Джеймс Лоуэлл Гиббс учился в аспирантуре в Кембридже в 1953–1954 годах. [34]
К 1950-м и 1960-м годам некоторые африканские школы установили постоянные связи с колледжами Кембриджа: , Королевский колледж в Лагосе отправил нескольких студентов в Даунинг-колледж. например [20] С 1952 по 1954 год нигерийский историк Боланле Аве посещал школу для девочек Персе . [35] Барбадосский поэт Эдвард Камау Брэтуэйт изучал историю в Пембрук-колледже , который окончил в 1953 году и в следующем году получил диплом педагога. [36] Кенийский учёный Томас Одиамбо поступил в Квинс-колледж в 1959 году для изучения естественных наук, продолжил обучение в аспирантуре и получил докторскую степень по физиологии насекомых . [37]
Нигерийский писатель Чинуа Ачебе был рекомендован своим профессором Университетского колледжа Ибадана Джеймсом Уэлчем для выставки в Тринити-колледже . Однако Тринити его не приняла. [38] Однако нигерийский математик Джеймс Эзейло был принят в аспирантуру Куинс-колледжа и получил докторскую степень в 1959 году. [39] Белизский юрист и дипломат Эдвард А. Лэнг изучал право в Куинс-колледже с 1961 по 1966 год. [37]
В феврале 1965 года Джеймс Болдуин посетил Кембриджский союз , чтобы обсудить движение «Была ли американская мечта достигнута за счет американских негров» против правого Уильяма Ф. Бакли-младшего. Дебаты, которые Болдуин выиграл подавляющим большинством голосов. , [40] транслировался по Национальному образовательному телевидению . [41] В 1967 году Дюк Эллингтон исполнил Священный концерт в университетской церкви Великой Святой Марии . королева Эстер Марроу . На концерте пела [42]
В середине 1970-х годов Кембриджский университет стал небольшим ядром черной литературной деятельности. В 1973–1974 годах нигерийский драматург Воле Сойинка провел год в качестве приглашенного научного сотрудника в Черчилль-колледже . Сойинка вспоминает, как ему пришлось преодолеть постоянное «непреодолимое желание» разбить статую Уинстона Черчилля, мимо которой он ежедневно проходил на лестнице колледжа. Во время учебы в Кембридже Сойинка написал и прочитал первое чтение своей пьесы « Смерть и королевский всадник» . [43] Кафедра английского языка Кембриджа не предоставила Сойинке постоянную должность, но разрешила ему проводить занятия по теме «Миф, литература и африканский мир». Его единственным учеником был Генри Луис Гейтс-младший , первый афроамериканец, получивший стипендию Меллона , который приехал в 1973 году для изучения английской литературы в Клэр-колледже . [44] Гейтс подружился с британско-ганским теоретиком культуры Кваме Аппиа , который в 1972 году поступил на факультет философии в Клэр-колледж . [45] и Аппиа познакомил Гейтса с Сойинкой. Сойинка привила Гейтсу страсть к африканистике и решимость проследить происхождение афроамериканской литературы от литературных традиций Африки и Карибского бассейна . Проведение этого исследования в Кембридже означало некоторые споры с профессорско-преподавательским составом университета:
Мне недвусмысленно сказали, что я могу написать о Мильтоне или Шекспире , может быть, даже о Паунде или Элиоте , которые совсем недавно познакомились с каноном, но уж точно не о чем-то африканском или афроамериканском. И после нескольких месяцев споров мне разрешили выбрать в качестве темы эпоху Просвещения , XVIII век, и посмотреть, как европейцы писали о первых африканских – и тех, кого мы сейчас называем афроамериканскими – писателях, которые публиковались на английском и английском языках. Французский, немецкий и голландский. [46]
Другими писателями из черной диаспоры, изучавшими английскую литературу примерно в это время, были южноафриканский писатель и академик Нджабуло Ндебеле , получивший степень магистра в Черчилль-колледже в 1975 году. [47] и гайанский писатель Дэвид Дабидин . [48] В 1977 году зимбабвийка Цици Дангарембга начала изучать медицину в Кембридже, но столкнувшись с расизмом и изоляцией, не закончила курс. [49]
За последние несколько десятилетий двадцатого века большее количество чернокожих британских в Кембриджском университете обучалось студентов. Политик-лейборист Дайан Эбботт , например, изучала историю в Ньюнхэм-колледже в начале 1970-х годов. [50] Консервативный политик Кваси Квартенг изучал классику и историю в Тринити-колледже в 1990-х годах. [51] Писательница Хелен Ойеми училась в колледже Корпус-Кристи с 2001 по 2004 год. [52] Писательница Лола Адезиойе училась в Робинсон-колледже с 2001 по 2004 год. Шотландский регбист Джо Ансбро учился в Робинсон-колледже с 2003 по 2006 год. [53]
В 2004 году Ато Куэйсон , который в 1990-х годах был аспирантом Пембрук-колледжа , стал первым чернокожим человеком, получившим полный срок пребывания в Кембридже, когда его назначили читателем по литературе Содружества и постколониальной литературы. [54]
Чернокожие студенты Кембриджского университета сегодня
[ редактировать ]В университете существует несколько обществ чернокожих студентов. Существует Африканское общество Кембриджского университета (ASCU). [55] Ганское общество Кембриджского университета (CUGhS) было основано в 1990 году. [56] Общество Африки и Карибского бассейна Кембриджского университета (CUACS) было основано в 2005 году. [57] В 2015 году Нджоки Вамай и другие студенты Кембриджского университета основали Исследовательское общество черных кантабов как «контристорический проект». [58] [59] В октябре 2019 года Месяца черной истории на фотовыставке «Черные кантабы: творцы истории» были представлены портреты чернокожих пионеров Кембриджского университета: Фрэнсиса Уильямса; Джордж Бриджтауэр; Александр Краммелл; Дэвид Клеметсон; Элизабет Багаая , Батебе Королевства Торо ; британский государственный служащий Шэрон Уайт ; Дайан Эбботт; южноафриканский антрополог Арчи Мафедже ; композитор Эрроллин Валлен ; писательница Зэди Смит ; актрисы Тэнди Ньютон и Наоми Харрис ; писательница и исполнительница Юстина Кехинде ; и студент Без Адеосун. [58]
Небольшое количество чернокожих студентов в Кембриджском университете оказалось в центре внимания средств массовой информации и общественной обеспокоенности. Фотокампания CUACS «Черные люди Кембриджского университета» стала вирусной в 2017 году, подчеркнув, что в 2015 году университет принял только пятнадцать чернокожих студентов-мужчин. Расследование свободы информации , проведенное депутатом Дэвидом Ламми, установило, что только каждый четвертый колледж Кембриджа делал предложения. чернокожим британским студентам каждый год в период 2010–2015 годов. [60] В 2018 году грайм-художник Стормзи учредил в Кембридже «Стипендию Стормзи для чернокожих британских студентов». В настоящее время схема предусматривает оплату обучения для двух студентов и гранты на содержание для четырех студентов. [61] [62]
В апреле 2019 года университет объявил, что начинает двухлетнее академическое исследование того, каким образом университет способствовал развитию колониального рабства и извлекал из него выгоду . [63] [64] Шестнадцать колледжей заявили о своем сотрудничестве в расследовании, а четыре из них объявили о планах провести собственные независимые расследования. [65]
Черная жизнь в городе Кембридж
[ редактировать ]Альберт Гордон, приехавший в Великобританию с Ямайки в 1960 году, стал первым чернокожим владельцем паба в Кембридже в 1971 году, управляя таверной Midland Tavern на Девоншир-стрит вместе со своей женой Лорной. Он получил лицензию на танцы в пабе и был «движущей силой Вест-Индской культуры города» на протяжении 1970-х годов. [66] [67] В 1980 году была создана Кембриджская группа поддержки чернокожих женщин (CBWSG) как домашняя группа, предоставляющая социальные и образовательные возможности чернокожим женщинам и праздничные игры для детей. В 1990 году CBWSG открыла детский сад Мэри Сикол. [68] Женщины из группы читали произведения афроамериканских писательниц, таких как Элис Уокер , Нтозаке Шанг и Одри Лорд , и вместе ходили на встречу с Тони Моррисон , когда она посещала Кембридж. [69]
Движение против апартеида было заметно в Кембридже с 1960-х годов. В пятую годовщину резни в Шарпевиле городской совет Кембриджа проголосовал за запрет на продажу южноафриканских продуктов в своем гражданском ресторане. [70] В феврале 1969 года двести участников кампании Южно-Африканского комитета Кембриджского университета (CUSAC) прошли маршем против Тринити-колледжа в знак протеста против запланированного тура по стране драматического общества колледжа, Общества Драйдена. Участники кампании предложили переименовать дорогу Кимберли в честь Нельсона Манделы , однако жители сопротивлялись, утверждая, что Мандела был коммунистом и террористом. Однако офисы городского совета на Риджент-стрит были успешно названы Домом Манделы. [71] В 1985 году городской совет и Кембриджское отделение Движения против апартеида посвятили детскую площадку на Гвидир-стрит памяти убитого Соуэто школьника Гектора Питерсона . [72]
Кембриджский фестиваль африканского кино (CAFF) был основан в 2002 году. Сегодня CAFF, который проводится ежегодно в октябре, является старейшим фестивалем африканского кино в Великобритании. [73] Месяц черной истории , впервые проведенный в Великобритании в 1987 году, начал отмечаться в Кембридже в 2005 году. Кембриджская африканская сеть (CAN) была основана в 2008 году. [74] CAN организует мероприятия, призванные объединить африканское сообщество в Кембридже. [75]
По данным переписи 2011 года 1,7% (2097 из 123 867) жителей Кембриджа указали себя как африканцы, карибцы или другие чернокожие британцы, а 1,0% (1198) человек сообщили о себе как о представителях смешанной этнической принадлежности с черным происхождением. [1] В 2011 году Касл , Питерсфилд и Кингс-Хеджес Кембриджа были округами с наибольшим количеством чернокожего населения. [76]
5 июня 2020 года несколько тысяч человек посетили демонстрацию Black Lives Matter на Parker's Piece в Кембридже. [77] Активисты Black Lives Matter призвали убрать витраж 1989 года в колледже Гонвилл и Кайус, посвященный памяти евгеника и статистика Рональда Фишера. [78] а в июне 2020 года колледж объявил, что окно уберут из-за его связи с евгеникой. [79]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Управление национальной статистики , LC2101EW — Этническая группа по полу и возрасту , Номис. По состоянию на 20 июня 2020 г.
- ^ Джон Гилмор, «Уильямс, Фрэнсис», ОДНБ , 57050.
- ^ «Янус: Документы Томаса Кларксона» . Кембриджский университет.
- ^ Джеймс Уолвин, «Экиано, Олауда [Густав Васса]», ОДНБ , 57028.
- ^ Олауда Эквиано , Церковь Святого Андрея, Честертон. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Кейт Харт (1996). «Кларксон, Кембридж и Международное движение за права человека» .
- ^ Файф, Кристофер (1962) История Сьерра-Леоне . Издательство Оксфордского университета. Цитируется по Коркоран, Крис. 1998. Место креольского английского языка побережья Гвинеи (GCCE) и крио Сьерра-Леоне (SLK) в дебатах об афрогенезисе , 1998 год.
- ^ Жозефина Р.Б. Райт, «Джордж Полгрин Бриджтауэр: африканский вундеркинд в Англии 1789–99», The Musical Quarterly , Vol. 66, № 1 (январь 1980 г.), стр. 65–82.
- ^ «Бриджтауэр, Джордж Огастес Полгрин (BRGT811GA)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Роберт Файкс-младший (1982). «Они заставили скрипку петь: Три черных виртуоза» . Кризис . 89 (5): 203. ISSN 0011-1422 .
- ^ Венн
- ^ Jump up to: а б Джон Твигг, «Александр Краммелл» , The Record , 1986, стр. 9–10.
- ↑ Замечательная история Александра Краммелла , 20 октября 2011 г.
- ^ Акинтола Дж. Г. Вайз (1989). Крио Сьерра-Леоне: интерпретирующая история . Издательство C. Hurst & Co. п. 34. ISBN 978-1-85065-031-7 .
- ^ «Никол, Джордж Герни Мэзер (NCL875GG)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Штеффен Рункель (2017). «Африканский аболиционист на Золотом Берегу: дело Фрэнсиса П. Фирона» . В Ребекке Шамуэй; Тревор Р. Гетц (ред.). Рабство и его наследие в Гане и диаспоре . Издательство Блумсбери. стр. 156–. ISBN 978-1-4742-5665-0 .
- ^ «Хейфорд, Джозеф Эфраим Кейсли (HFRT893JE)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ «Кварти-Папафио, Артур Бой (QRTY893AB)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Общество исследования черных кантабов, «Колледж Питерхауса: Джозеф Эфраим Кейсли Хейфорд (1866-1930)» , Черные кантабы , 10 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дженни Ульф, «Ранние черные кантабы Даунинга» , Даунинг-Колледж, 2018.
- ^ Jump up to: а б Черные кантабы 1900-1930 гг ., 20 июня 2016 г. По состоянию на 30 июня 2020 г.
- ^ Форте, Ормонд Адольфус , Энциклопедия истории Кливленда . По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ↑ Вайолет Сфинкс, Дэвид Луи Клеметсон , Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж , 9 июля 2014 г.
- ^ Дэвид Киллинрей, Кларк, Сесил Белфилд , Оксфордский центр афроамериканских исследований.
- ↑ Эммануэль Аджибулу, вождь Реми Фани-Кайоде: факты, а не вымысел , Современная Гана , 30 ноября 2009 г. По состоянию на 30 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ксавье Биситс, «Миссионеры, президенты и члены королевской семьи: первые чернокожие мужчины, поступившие в Кембриджский университет» , The Tab , 22 февраля 2016 г.
- ^ Кеннет Литтл (1998). Негры в Британии: исследование расовых отношений в английском обществе . Психология Пресс. п. 7. ISBN 978-0-415-17630-9 .
- ^ Мартин Л. Фридланд (2020). В поисках УПМ Кеннеди: Биография загадки . Издательство Университета Торонто, отдел научных публикаций. п. 292. ИСБН 978-1-4875-3392-2 .
- ^ Кристофер Файф, Никол, Дэвидсон Сильвестр Гектор Уиллоуби, ОДНБ, 55166
- ^ Комптон Борн, Демас, Уильям Гилберт , Оксфордский центр афроамериканских исследований. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Сьюзи Томас, Брейтуэйт, Юстас Эдвард Адольф Рикардо [известный как Э.Р. Брейтуэйт] , Оксфордский национальный биографический словарь , 2020.
- ^ Общество исследования черных кантабов, Колледж Эммануэля: Барри Рекорд , Черные кантабы , 9 марта 2017 г.
- ^ Кем был Ллойд Бест? , Карибский институт Ллойда Беста. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Фрэнк А. Саламон, Гиббс, Джеймс Лоуэлл , Оксфордский центр афроамериканских исследований. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Адейеми Букола Ойенийи, Трепет, Боланле , Оксфордский центр афроамериканских исследований. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ↑ Линн Иннес, Эдвард «Некролог Камау Брэтуэйта» , The Guardian , 5 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Общество исследования черных кантабов, Куинс-колледж - доктор Томас Рисли Одхиамбо . По состоянию на 29 июня 2020 г.
- ^ Эзенва-Охаэто (1997). Чинуа Ачебе: Биография . Издательство Джеймса Карри. стр. 51–2. ISBN 978-0-85255-545-3 .
- ^ Джей Джей О'Коннор и Э. Ф. Робертсон, Джеймс Окойе Чуквука Эзейло , MacTutor, последнее обновление: март 2019 г. По состоянию на 29 июня 2020 г.
- ^ Николас Буккола, Огонь над нами: Джеймс Болдуин, Уильям Ф. Бакли-младший и дебаты по поводу расы в Америке , Princeton University Press, 2019.
- ^ Джеймс Болдуин против Уильяма Ф. Бакли: легендарные дебаты 1965 года. Переиздано с разрешения Кембриджского союза. Доступ 1 августа 2020 г.
- ^ Кэтрин Тэкли (2017). « Искусство или разврат?» Прием Эллингтона в Великобритании» . В Джоне Хоуленде (ред.). Исследования Дюка Эллингтона . Издательство Кембриджского университета. стр. 101–5. ISBN 978-0-521-76404-9 .
- ↑ Эндрю Гамбель, «Воле Сойинка о том, как он пришел к написанию «Смерти и королевского всадника» , The Guardian , 8 апреля 2009 г.
- ^ Общество исследования черных кантабов, «Колледж Клэр: профессор Генри Луи Гейтс-младший». , Black Cantabs , 27 февраля 2017 г. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Николь Сили, «Аппиа, Кваме» , Оксфордский центр афроамериканских исследований. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Мэг Грин (2012). Генри Луи Гейтс-младший: Биография . АВС-КЛИО. стр. 69–73. ISBN 978-0-313-38046-4 .
- ^ Общество исследования черных кантабов, «Колледж Черчилля: Нджабуло Симакахле Ндебеле» , Черные кантабы , 27 февраля 2017 г.
- ^ Николас Райнхарт, Дабидин, Дэвид , Оксфордский центр афроамериканских исследований.
- ^ Джордж, Розмари Маранголи; Скотт, Хелен; Дангарембга, Цици (1993). «Интервью с Цици Дангарембгой» . Роман: Форум художественной литературы . 26 (3): 309–319. дои : 10.2307/1345839 . ISSN 0029-5132 . JSTOR 1345839 .
- ^ Лейла Кио, Эбботт, Дайан , Оксфордский центр афроамериканских исследований.
- ^ «Политическая база данных telegraph.co.uk» . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 10 мая 2010 г.
- ^ Нджоки Вамай, Corpus Christi , Исследовательская группа черных кантабов, 27 февраля 2017 г. По состоянию на 1 июля 2020 г.
- ^ Нненда Чинда, Колледж Робинсона , Исследовательская группа черных кантабов , 26 февраля 2017 г. По состоянию на 1 июля 2020 г.
- ^ Общество исследования черных кантабов, «Профессор Ато Куэйсон» , Черные кантабы , 4 марта 2017 г.
- ^ «Африканское общество Кембриджского университета» . Без названия . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Ганское общество Кембриджского университета .
- ^ Справочник клубов и обществ: Африканско-карибское общество Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б Проект «Черные кантабы»
- ^ Анушка Бертон и Стюарт Робертс, Черные кантабы: творцы истории , 2019.
- ^ Джейсон Осамед Окундайе, Big up Stormzy. Но Оксбридж должен сделать больше для чернокожих студентов , The Guardian , 16 августа 2018 г. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Нанн, Сэм (15 августа 2018 г.). «Стипендия Stormzy для чернокожих студентов из Великобритании» . www.undergrade.study.cam.ac.uk . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ «Stormzy объявляет о втором курсе «Стипендии Stormzy», схемы финансирования студентов Кембриджского университета» . Кембриджский университет . 16 августа 2019 г. Проверено 2 июня 2020 г.
- ↑ Салли Уил, Кембриджский университет, изучающий, как он получил прибыль от колониального рабства , The Guardian , 30 апреля 2019 г. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ Мириам Франсуа, «Пока Кембридж исследует свое прошлое, пришло время признать, что рабство является расовой привилегией, существующей по сей день» , The Guardian , 7 мая 2019 г. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ^ «Шестнадцать колледжей будут сотрудничать с расследованием наследия рабства» , Varsity , 19 июня 2019 г. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- ↑ Дебби Люксон, первая чернокожая владелица паба в Кембридже, преодолевшая все социальные барьеры , Cambridge News , 11 октября 2020 г. По состоянию на 7 ноября 2020 г.
- ^ Пенни Гордон, Воспоминания о взрослении в таверне «Мидленд» , Кембриджский музей . По состоянию на 7 ноября 2020 г.
- ^ Джулия Садбери (2005). «Другие виды мечтаний»: организации чернокожих женщин и политика трансформации . Рутледж. п. 277. ИСБН 978-1-134-70521-4 .
- ^ Натали Томлинсон (2016). Раса, этническая принадлежность и женское движение в Англии, 1968–1993 гг . Спрингер. п. 101. ИСБН 978-1-137-44280-2 .
- ^ Бдение в память о жертвах Шарпевиля.
- ^ Рональд Грей; Дерек Стаббингс (2000). Названия улиц Кембриджа: их происхождение и ассоциации . Издательство Кембриджского университета. п. viii. ISBN 978-1-139-43549-9 .
- ^ Джулия Юанс, Баня, улица Гвидир , Исторический проект Милл-Роуд, октябрь 2015 г., стр.53.
- ^ Кембриджский фестиваль африканского кино
- ^ Кембриджская африканская сеть: О нас
- ^ Дебби Люксон, «Блестящие чернокожие люди делают Кэмбс лучше - как вы номинированы на Месяц черной истории» , Cambridge News , 1 ноября 2019 г., обновлено 13 января 2020 г.
- ^ Кембридж-Сити: Ежегодный демографический и социально-экономический отчет , апрель 2011 г. По состоянию на 20 июня 2020 г.
- ↑ Эбигейл Рэббетт и Фиона Лейшман, «На фотографиях видны огромные толпы людей в Кембридже, когда тысячи протестующих Black Lives Matter выходят на Parker's Piece» , Cambridge News , 6 июня 2020 г. По состоянию на 27 июня 2020 г.
- ^ «Активисты по борьбе с расизмом раскрывают список памятников, которые они хотят снести, включая окно Кембриджа» , ITV News, 10 июня 2020 г.
- ^ Басби, Матта (27 июня 2020 г.). «Кембриджский колледж уберет окно, посвященное памяти евгеника» . Хранитель . Проверено 28 июня 2020 г.