Арчи Мафедже
Арчи Мафедже | |
---|---|
![]() Арчи Мафедже в 1968 году | |
Рожденный | Арчибальд Бойс Монвабиси Мафедже 30 марта 1936 г. |
Умер | 28 марта 2007 г. | (70 лет)
Место отдыха | Нкамбеле, Цоло , Южная Африка |
Гражданство | |
Образование | Средняя школа Нкабары Средняя школа Хилдтауна Университет Кейптауна (бакалавр, магистр) Королевский колледж Кембриджского университета (доктор философии) |
Известный | Дело Мафехе Движение против апартеида Деколонизация африканской антропологии |
Супруг | Шахида Эль Баз |
Научная карьера | |
Поля | Социальная антропология Политическая антропология Городская социология Африканская история |
Учреждения | Университет Дар-эс-Салама Институт социальных исследований КОДЕСРИА Университет Намибии Американский университет в Каире |
Диссертация | Социальная и экономическая мобильность в крестьянском обществе: исследование коммерческих фермеров в Буганде (1968) |
Докторантура | Одри Ричардс |
Другие научные консультанты | Моника Уилсон (Массачусетс) |
Арчибальд Бойс Монвабиси Мафедже (30 марта 1936 — 28 марта 2007), широко известный как Арчи Мафейже , был южноафриканским антропологом и активистом. Он родился на территории нынешнего Восточного Кейптауна , получил ученые степени в Кейптаунском университете (UCT) и Кембриджском университете . Он стал профессором различных университетов Европы, Северной Америки и Африки. Большую часть своей карьеры он провел вдали от апартеида в Южной Африке после того, как в 1968 году ему запретили преподавать в UCT.
В изгнании Мафехе участвовал в активизме против апартеида. Его работа в области антропологии была тесно связана с его политической активностью, и он использовал свою ученость как инструмент для критики социальных и экономических структур, которые лежали в основе системы апартеида в Южной Африке. Его особенно интересовали вопросы землевладения и распределения ресурсов, и он утверждал, что апартеид построен на основе несправедливого распределения и эксплуатации земли.
Марксист , апартеида , Мафехе как социальный теоретик был известен своей критикой колониализма и других форм угнетения в Африке. Видный представитель африканских левых сил, он критиковал западные академические традиции и выступал за развитие африканскоцентрированного подхода к социальной теории и антропологии. Марксистская точка зрения Мафедже и его вклад в африканскую социальную теорию повлияли на науку и активизм в Африке и за ее пределами. Его работа повлияла на дебаты об африканской идентичности, автономии и независимости.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Арчибальд Бойс Монвабиси Мафедже родился 30 марта 1936 года в Губенше, отдаленной деревне в Нгкобо ( Тембуленд ), Капская провинция , Южно-Африканский Союз . [1] Мафедже исидуко (название клана) происходит от мпондомисе , субэтнической группы коса. [2] : 25 Его отец, Беннетт, был директором начальной школы Губенкса. [3] и его мать, Фрэнсис Лидия, была учительницей. [4] Его родители поженились в Ланге , Кейптаун, в 1934 году, а затем переехали в Губенчу, а затем в деревню Нкамбеле в Цоло . [2] Оба были членами Уэслианской методистской церкви. [2] : 25 Арчи был старшим из семи братьев и сестер, остальные - Вуисва (1940 г.р.), Мбулези (1942 г.р.), [примечание 1] Кхумбузо или Сикумбузо (1944 г.р.), Мзандиле или Мламли (1947 г.р.), Тозама (1949 г.р.) и Нандифа (1954 г.р.). [3]
В 1951 и 1952 годах Мафедже получил аттестат младшего класса в средней школе Нкабара, методистской миссионерской школе в Уиллоувейле . [5] Там Натаниэль Хононо , [5] Директор школы и лидер Ассоциации учителей Капской Африки (CATA) познакомил Мафехе и других учеников с политикой Движения неевропейского единства (переименованного в Движение единства Южной Африки в 1964 году). [3] Школа считалась одной из лучших средних школ для чернокожих в Южной Африке; однако, после принятия Закона об образовании банту 1953 года , правительство апартеида позже взяло школу под свой контроль в 1956 году. [3] [2] : 27

Затем в 1954 году Мафедже поступил в общеобразовательную школу Хилдтауна в Форт-Бофорте , методистским миссионером, в список выпускников которого входили Нельсон Мандела и Роберт Собукве . [4] Там на Мафедже оказало глубокое влияние Ливингстон Мкотси , учитель истории. [4] [6] и начал активно участвовать в группах, связанных с Движением неевропейского единства. [7] Бонгани Ньока утверждает, что в Хилдтауне Арчи стал радикальным атеистом. [2] : 28 В середине 1955 года Мафедже поступил в Колледж коренных жителей Форт-Хэйр , университет для чернокожих в Восточной Капской провинции, чтобы изучать зоологию, но ушел через год. [4] [8] [примечание 2]

Мафехе поступил в Кейптаунский университет (UCT) в 1957 году, присоединившись к меньшинству, насчитывающему менее двадцати цветных студентов в пятитысячном кампусе. [11] [2] : 28 В UCT он первоначально поступил на степень бакалавра наук (BSc) по биологии, но не смог пройти необходимые курсы. [2] : 28 [11] Мафехе вспоминал, что, когда он был студентом-биологом в конце 1950-х годов, мои белые профессора учили его тем же [расистским взглядам], которые, тем не менее, считали его «другим » . [11] [2] : 28 Он переключился на изучение социальной антропологии в 1959 году. В 1960 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук в области городской социологии с отличием, а затем степень магистра гуманитарных наук (MA) с отличием в области политической антропологии , прежде чем покинуть университет в 1963 году. [10] [12] [13] В UCT он был членом Общества молодой Африки (SOYA) и Студенческого союза Капского полуострова (КПСС). [7] [14] [15] Фрэнсис Уилсон (сын своего будущего наставника и руководителя Моники Уилсон ), Фикиле Бам и Мафедже проводили политические дебаты с другими студентами на «Площади Свободы» под ступенями Джеймсон -холла. [2] : 30 Хотя для получения ученой степени им приходилось читать Ленина и Троцкого , Фикиле Бам вспоминал, что Мафедже часто ссылался на Ленина в своих теоретических и политических спорах, будучи в состоянии цитировать точные отрывки вплоть до номеров страниц. [2] : 35 Тем не менее, друзья Мафехе вспоминают, что некоторых членов SOYA раздражал его интеллектуализм и предпочтение теоретических аргументов, поскольку они считали, что он проводит слишком много времени, «общаясь с белыми». [2] : 37
Моника Уилсон руководила магистерским проектом Мафехе. Мафедже использовал свои знания языка коса и связи своего отца. [примечание 3] завершить полевые работы в Ланге с ноября 1960 по сентябрь 1962 года. [16] [14] Mafeje опубликовал часть этого независимо. [17] а затем Моника Уилсон написала научную статью на основе работы под названием «Ланга: исследование социальных групп в африканском городке», опубликованной в виде книги издательством Oxford University Press в 1963 году. [16] Однако в начале 1970-х годов, когда критика Мафейже западной антропологии усилилась, [18] Мафехе дистанцировался от книги и указал на лежащую в основе Вильсона христианскую либеральную идеологию и либеральный функционализм как на ограничения, благоприятствующие евроцентристским теоретическим подходам. [3] [10] Мафедже также завершил полевые исследования о выборах 1960-х годов и политических процессах в этом районе для Гвендолен М. Картер . [2] : 50
16 августа 1963 года Мафехе разговаривал с группой, собранной незаконно, и в результате был задержан. [4] [19] Его отправили во Флагстафф предстать перед судом. [4] [19] Его оштрафовали и отправили обратно в Кейптаун вместо того, чтобы привлечь к ответственности. [4] [19] Затем Мафедже переехал в Великобританию сначала в качестве научного сотрудника в Кембриджском университете по рекомендации Уилсона, но затем получил степень доктора философии в области социальной антропологии под Одри Ричардс руководством в Королевском колледже Кембриджского университета. в конце 1960-х годов [12] [примечание 4] Работая над докторской диссертацией, он жил в Уганде и проводил исследования среди африканских фермеров. [22] одновременно работая приглашенным лектором в Университете Макерере . [2] : 53 Его докторская диссертация называлась « Социальная и экономическая мобильность в крестьянском обществе: исследование коммерческих фермеров в Буганде» . [2] : 33
Ричардс сомневался в трудовой этике Мафехе [примечание 5] и способность быть академиком, [примечание 6] особенно при работе с теориями, анализе текста и полевых работах. [10] Письмо Мафехе Ричардсу после получения докторской степени рассказывает об их отношениях: [10]
Хотя лично вы не виноваты и, по сути, сделали все, чтобы помочь, с вами связан этот опыт в Кембридже. Ваши частые обвинения в том, что я неблагодарен вам за разные вещи, которые вы для меня сделали... ничуть не улучшили мое самочувствие. На самом деле, я начал задаваться вопросом, почему вы вообще продолжаете помогать, если вы так относитесь к вещам. Какими бы ни были ваши жалобы, одно можно сказать наверняка: вы знали от меня, что я полностью осознаю и ценю все, что вы для меня сделали. Но по моим собственным причинам я не собирался позволять кому-либо «усыновлять» себя.
Дело Мафехе
[ редактировать ]
Мафехе стремился вернуться в UCT и подал заявку на должность старшего преподавателя, которую UCT широко рекламировал в августе 1967 года. [23] Он был единогласно [24] [23] предложил должность старшего преподавателя социальной антропологии в Совете UCT. [8] [25] По закону UCT мог принимать только белых студентов, если в университетах для чернокожих не было подходящих курсов. [24] [23] Тем не менее, закон прямо не запрещает UCT нанимать небелых преподавателей. [24] [23] Планировалось, что Мафехе приступит к работе в мае 1968 года, но Совет UCT отозвал предложение Мафехе о работе, поскольку правительство пригрозило сократить финансирование и ввести санкции в отношении UCT, если оно его назначит. [8] [9] [25]
Решение Совета разозлило студентов UCT и привело к протестам, за которыми 15 августа 1968 года последовала сидячая забастовка с целью оказать давление на Совет с целью отменить это решение. [26] Сидячая забастовка получила международное освещение и считалась частью глобальных протестов 1968 года , получивших поддержку студентов, возводивших баррикады в Париже и Лондоне. [27] [28] Однако через девять дней протест потерпел крах, когда контрпротестующие штурмовали здание с оружием и собаками, а фотографии некоторых протестующих были распространены, чтобы определить цели для контрпротестующих. [29] Студенты, участвовавшие в сидячей забастовке, позже утверждали, что никогда не встречали Мафехе и никогда не пытались узнать, что с ним сталось. [30] Нцебеза утверждает, что, по мнению студентов, дело Мафехе касалось не Мафехе как личности, а, скорее, академической свободы и автономии университетов. [30]
В интервью в Лондоне Мафехе сказал: «Все это настолько поверхностно. Студенты говорят об этой университетской автономии. Но думают ли они, что могут иметь свободный университет в несвободном обществе». Он продолжил: «Предположим, мне разрешили поступить на факультет Кейптаунского университета, стали бы они протестовать против того факта, что меня заставят жить за пределами кампуса? ...что мне понадобится разрешение на пребывание в Кейптауне? Пока я могу сидеть с ними несколько часов в день в университетской столовой, многие из них называют это академической свободой». Однако Мафехе была удивлена количеством протестующих. [31]
Мафехе продолжил карьеру за границей. [25] В 1990-х годах, во время переговоров о прекращении апартеида , UCT предложил Мафехе должность старшего преподавателя в 1968 году по годовому контракту, но он отказался от этой должности, поскольку уже был признанным профессором. [30] Мафехе сказал, что считает это предложение «самым унизительным». [примечание 7] [32] В 1994 году Мафехе подал заявку на AC Jordan в UCT, но его заявка была отклонена, поскольку он был признан «неподходящим для этой должности». должность заведующего кафедрой африканских исследований [27] Вместо него был назначен Махмуд Мамдани , угандийский профессор индийского происхождения. [33] Он ушел из-за разногласий с администрацией по поводу проекта программы базового курса по Африке под названием « Проблематизация Африки» . [34] Это событие получило название « Дело Мамдани» . [35] [36]
В 2002 году вице-канцлер UCT Нджабуло Ндебеле вновь поднял вопрос о так называемом деле Мафехе. [30] В 2003 году UCT официально извинился перед Мафехе и предложил ему звание почетного доктора, но он не ответил на предложение UCT. [32] [30] В 2008 году, после смерти Мафехе, в 40-ю годовщину инцидента, UCT официально извинился перед семьей Мафехе. [37] Семья Мафехе приняла извинения. [27]
Академическая карьера
[ редактировать ]
Мафедже занял должность старшего преподавателя в 1969 году, а затем стал профессором и заведующим кафедрой социологии Университета Дар-эс-Салама в Танзании. [10] Однако в 1971 году он был серьезно ранен в автокатастрофе. [4] после чего ему пришлось уехать в Европу для реконструктивной хирургии. Он не вернулся после ссоры с директором университета и деканом факультета. [2] : 56 В период с 1972 по 1975 год Мафедже возглавлял программу городского развития и исследований труда в Международном институте социальных исследований в Нидерландах, где он впервые встретил Шахиду Эль-Баз ( араб . شهيدة الباز ), академика и активистку из Египта, которая позже стала его жена. [38] В 1973 году, в возрасте 36 лет, Мафехе королевы Юлианы . парламентским актом был назначен профессором социологии и антропологии развития [39] [4] Он стал гражданином Нидерландов [2] : 58 и был назначен одним из лордов королевы, а его имя было выгравировано на престижных синих страницах Национального управления Нидерландов, став одним из первых африканцев, удостоенных этой чести. [10] [40]
При содействии Мафехе в 1973 году был основан Совет по развитию социальных исследований в Африке (CODESRIA). [9] [примечание 8] Он был назначен профессором социологии и антропологии Американского университета в Каире (AUC) с 1978 по 1990 год, а затем в 1994 году. [4] [40] Он был известен тем, что не давал своим ученикам контрольных работ, предпочитая эссе, к которым можно было сделать существенные комментарии. По словам его дочери Даны, Мафехе считал, что «экзамены для глупых людей». [2] : 72
Мафедже присоединился к Фонду политической экономии Южной Африки (SAPES) в Хараре , Зимбабве, в 1991 году в качестве приглашенной стипендии. [2] : 72 Однако Мафехе ушел в том же году из-за разногласий с исполнительным директором траста Иббо Мандасой, который хотел, чтобы Мафехе продолжал работать с 09:00 до 17:00. [2] : 72 В 1992 году Мафедже начал однолетнюю стажировку в Северо-Западном университете в Эванстоне, штат Иллинойс , США. [2] : 72 был выбран руководителем Многопрофильного исследовательского центра Университета Намибии . После работы в Northwestern Мафехе в 1993 году [40] Жена Мафедже сказала, что его жизнь превратилась в ад из-за расистских намибийцев внутри и за пределами университета до такой степени, что ему потребовался телохранитель. [2] : 72 Этот опыт серьезно повлиял на Мафехе, и он покинул Намибию и вернулся в AUC в Каире в 1994 году. [2] : 72
Мафедже работал старшим научным сотрудником и приглашенным лектором в нескольких колледжах и исследовательских центрах Северной Америки, Европы и Африки. [4] [40] На протяжении всей своей карьеры Мафехе был консультантом Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО). [2] : 60 В 2000 году Мафехе вернулся в Южную Африку, проведя более 30 лет в изгнании, чтобы занять должность старшего научного сотрудника в Центре африканского возрождения Национального исследовательского фонда . [3] [4] Он также присоединился к Научному комитету CODESRIA в 2001 году. [4] [3]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Мафедже женился на медсестре Номфундо Норуване в 1961 году, и в 1962 году у них родился сын Ксолани. [2] : 51 Они развелись через несколько лет. [2] : 51 Мафедже женился на Шахиде Эль-Баз в 1977 году; У них родилась дочь Дана. [42] [43] [2] : 51 Мафедже пришлось принять ислам до того, как они поженились, потому что Эль-Баз был мусульманином. [2] : 59 В более поздние годы Мафехе описывал себя как «южноафриканца по рождению, голландца по гражданству, египтянина по месту жительства и африканца по любви». [2] : 58 Мафедже внимательно следил за социально-политическими и экономическими изменениями в Египте; хотя он и не любил Анвара Садата за преследование интеллектуалов, он никогда лично не участвовал в египетской политике. [2] : 65 Эль-Баз вспомнил, что Мафехе читал в своем кабинете 6 октября 1981 года, когда был убит Садат ; Во время просмотра телевизионных новостей Эль-Баз крикнул: «Арчи, Садата застрелили!» После того, как Мафедже спросил: «Он мертв?» и услышав утвердительный ответ, он открыл бутылку шампанского, чтобы произнести тост. [2] : 65
Его сверстники воспринимали Мафехе как независимого мыслителя, который к тому же был чрезвычайно «трудным», а его ученики - как человека, который «не терпел дураков с радостью». [2] : 37 Во время одной из своих лекций Тандика Мкандавире попросил Мафедже разъяснить или иным образом прокомментировать осуждение профсоюзов, участвовавших в забастовках в Дурбане в 1973 году. Вместо ответа на вопрос Мкандавире Мафедже сказал: «Я знаю, что вы из Малави . Вы Не имеете права задавать мне вопросы о Южной Африке, пока Малави поддерживает апартеид». Через три дня после лекции Мкандавиру позвонил Мафедже, который сильно извинился и сказал, что совершил серьезную ошибку. Мкандавире принял извинения и пригласил Мафехе на ужин в его резиденцию в Стокгольме. [2] : 69
Мафехе прославился высказыванием: «Если перед лицом очевидного поражения мы не можем максимизировать наши достижения, то крайне важно минимизировать наши потери». [44]
Мафехе умер в Претории 28 марта 2007 года. [1] и был похоронен рядом со своими родителями в Нкамбеле. [2] : 76
Активизм, исследования и идеология
[ редактировать ]Антиапартеид и марксизм
[ редактировать ]Мафехе входил в состав SOYA и Демократического союза африканских народов Южной Африки (APDUSA), который позже стал Движением неевропейского единства . APDUSA и Движение неевропейского единства выступали за отказ от сотрудничества с угнетателями. Они выступали за полные демократические права для всех угнетенных народов на основе своего Плана из десяти пунктов, который поставил земельный вопрос в центр освободительного движения Южной Африки. [45] [46] По словам Мафедже, APDUSA лучше воспринимается как ленинистская , чем троцкистская , поскольку она подчеркивает революционный потенциал союза между рабочими и «безземельными крестьянами». [45]
Проблема «безземельного крестьянства» оставалась важной в работе Мафехе. [2] : 31 хотя позже он стал критиковать Движение Единства. [4] [47] Его особенно интересовали вопросы владения землей и распределения ресурсов, и он утверждал, что система апартеида была построена на основе несправедливого распределения и эксплуатации земли. Мафехе выступал за более целостный подход к земельной и аграрной реформе, учитывающий разнообразные потребности и интересы сельских общин. Он утверждал, что земельная реформа не должна навязываться сверху, а должна основываться на коллективном и демократическом процессе, в котором участвуют местные сообщества. Мафехе также подчеркнул необходимость увязки аграрной реформы с более широкими социальными и экономическими преобразованиями, включая расширение прав и возможностей женщин и продвижение устойчивых методов ведения сельского хозяйства. [47]
Мафехе критически относился к неоклассическим экономическим теориям, которые, по его словам, лежали в основе многих земельных и сельскохозяйственных политик Африки, которые, как он утверждал, часто основывались на ошибочных предположениях и не учитывали сложности африканских обществ. [47] Одним из них была либеральная идея борьбы с бедностью, которую он критиковал как основанную на узком понимании бедности, ориентированном исключительно на доходы, а не на более широкие структурные факторы, которые в первую очередь создают бедность. Он утверждал, что бедность — это не просто проблема людей, не имеющих достаточного дохода, а результат неравного распределения богатства и власти, заложенного в колониальных и постколониальных социальных структурах. Таким образом, Мафехе считал, что реальное решение проблемы бедности повлечет за собой фундаментальную реструктуризацию, а не благотворительность или помощь бедным. Он утверждал, что только посредством комплексной программы земельной реформы, аграрной реформы и экономического перераспределения можно устранить коренные причины бедности. [2] : 215–249
Мафейже с большим уважением относился к Ленину и Мао , но не к Троцкому, которого Мафейже обвинял в евроцентризме . [47] : 66 Однако, по мнению Бонгани Ньока, «Письмо Троцкого южноафриканским революционерам» [48] опровергает это представление. [2] : 33 Мафехе считал, что социализма в одной стране недостаточно для осуществления подлинных социальных преобразований, и его необходимо добиваться на региональном и континентальном уровнях. Он утверждал, что социализма невозможно достичь изолированно, но он должен быть частью более широкого движения к социальной справедливости и равенству во всей Африке. [2] : 333 По его мнению, борьба за социализм должна включать солидарность и сотрудничество между африканскими странами, а целью должно быть создание единой, самостоятельной и социально справедливой Африки. [2] : 333 [ не удалось пройти проверку ]
Мафехе был активистом против апартеида в изгнании. [49] Его идеология основывалась на марксистской и антиколониальной перспективе. Он считал, что слаборазвитость Африки является прямым результатом ее истории колониализма, который создал зависимые и неравные отношения между Африкой и колониальными державами на Западе. Мафехе выступал за альтернативный подход к развитию, основанный на опоре на собственные силы и африканском единстве. Он утверждал, что африканским странам необходимо уделять приоритетное внимание собственным потребностям и ресурсам развития, а не полагаться на иностранную помощь и модели внешнего развития. Мафехе также считал, что африканским странам необходимо работать вместе для достижения экономической и политической независимости, а не конкурировать друг с другом за западную помощь и инвестиции. [50]

В изгнании Мафехе разделял враждебность с белыми членами Коммунистической партии Южной Африки (SACP), в том числе с Джо Слово , Дэном О'Мирой и Дунканом Иннесом. [2] : 63 Мафехе обвинил их в « превосходстве белых » и «идеологическом превосходстве». [44] : 2 хотя Дункан Иннес был неотъемлемой частью протеста по делу Мафехе в 1968 году. [8]
Деколонизация африканской идентичности
[ редактировать ]Считающийся важным панафриканским интеллектуалом, Мафехе изучал и писал об истории и антропологии Африки . [52] [49] Мафехе опубликовал весьма влиятельные социологические эссе и книги в области развития. [53] и аграрные исследования , [54] [55] экономические модели, [56] [57] политика, [58] и политика производства социальных научных знаний в Африке. [59] Его считают одним из ведущих современных африканских антропологов; однако его считают скорее критическим теоретиком, чем полевым исследователем. [60]
Научная работа Мафедже внесла значительный вклад в деколонизацию африканской идентичности и ее исторического прошлого. [61] [62] критикуя типично европоцентричные методы антропологии [63] и убеждения. [64] [65] Он потребовал, чтобы империалистические [66] и западные идеалы [67] быть исключены из антропологии чернокожих африканцев, [50] что привело к изучению основополагающих принципов дисциплины и методов, с помощью которых ученые подходили к изучению приписываемого другого . [68] [69] CODESRIA , пропагандировавшая афроцентризм. [70] и исключил западную точку зрения из панафриканских исследований. [9]
Мафехе критиковал основные теории развития своего времени, которые, по его мнению, увековечивали эти неравные отношения. [61] Мафехе также критиковал академический и интеллектуальный истеблишмент Африки, который, по его мнению, был слишком тесно связан с колониальными структурами власти. [50] Он считал, что африканским ученым и интеллектуалам необходимо бросить вызов доминирующим западным взглядам и разработать свои собственные теории и системы знаний, основанные на реалиях африканской жизни. [66] [67]
Критика этнографии
[ редактировать ]Мафехе критически относился к этнографии , которую он считал продуктом колониализма и империализма. Он утверждал, что этнография как инструмент западной социальной науки имеет тенденцию создавать искаженный и экзотизированный образ африканских обществ и часто используется для оправдания колониального господства и эксплуатации. Взгляды Мафехе на этнографию не ограничиваются теорией, но включают практическую методологию проведения исследований. Мафехе считал, что к этнографическим исследованиям следует подходить с осторожностью и скептицизмом и что исследователи должны осознавать динамику власти и исторический контекст, в котором они работают. Он выступал за более саморефлексивный и критический подход к этнографии, который признает ограничения и предубеждения исследователя и внимателен к политическим и экономическим структурам, которые формируют социальные отношения. Мафехе выступал за альтернативный подход к этнографии, который включал больший акцент на диалоге и сотрудничестве между исследователем и субъектом, а также более рефлексивный и критический подход к роли исследователя в формировании исследовательского процесса и результатов. [71] [72] [2] : 133–179
Мафехе был одним из первых ученых, посвятивших себя деконструкции идеологии трайбализма . [73] Его работа демонстрирует сдвиг от его прежних либеральных функционалистских взглядов к более радикальному и критическому взгляду на африканские общества и их историю. Мафехе критиковал либеральный функционализм — теоретическую основу, которая утверждает, что общества работают лучше всего, когда они организованы вокруг эффективного выполнения специализированных задач отдельными людьми и учреждениями. Он утверждал, что эта точка зрения часто использовалась для оправдания сохранения колониальных структур власти и экономических систем, которые эксплуатировали и угнетали африканцев. Мафехе особенно критично относился к идее о том, что ключом к развитию Африки является создание сильных централизованных государств и введение правовой и экономической системы западного образца. Он утверждал, что этот подход не учитывает разнообразие африканских обществ и важность местных форм управления и экономической организации. Вместо этого он выступал за более восходящий подход к развитию, который отдавал бы приоритет потребностям и чаяниям местных сообществ и признавал важность традиционных знаний и социальных институтов. [3]
В своей работе «Идеология трайбализма» он бросает вызов понятию трайбализма как политической и социальной концепции. Он утверждает, что идея трайбализма — это колониальная конструкция, используемая для оправдания доминирования и эксплуатации, а также для увековечения разделений и неравенства в постколониальных африканских обществах. Он исследует исторический контекст, в котором возникла эта концепция, и то, как она использовалась для поддержания властных структур и подавления инакомыслия. Он утверждает, что африканские общества основаны не на жесткой племенной принадлежности, а, скорее, на подвижных и гибких отношениях между различными группами. Он также критикует идею культурного эссенциализма , которая предполагает, что существует существенная и неизменная африканская культура. Мафехе утверждает, что культура не статична, а постоянно меняется и адаптируется к новым ситуациям. Работа Мафедже направлена на то, чтобы бросить вызов и ниспровергнуть доминирующие представления об африканских обществах и их предполагаемом трайбализме. Вместо этого он представляет более тонкое и сложное понимание африканских обществ и культур. [73]
Дебаты с другими учеными
[ редактировать ]Мафедже участвовал в серии дебатов и полемики с такими учеными, как Рут Ферст , [74] Гарольд Вольпе , [75] Али Мазруи , [76] Ахилле Мбембе , [77] и Салли Фальк Мур , [78] который был антропологом и заведующим кафедрой Гарвардского университета . [18] [79]
Рут Ферст
[ редактировать ]
Мафедже и Рут Ферст разошлись во мнениях по поводу восстания в Соуэто в 1976 году. Мафедже написал статью, в которой критиковал реакцию правительства апартеида на восстание и широко анализировал политические и экономические условия, которые к нему привели. Мафехе утверждал, что восстание продемонстрировало более широкую социальную и экономическую напряженность в Южной Африке и что реакция правительства апартеида только усугубила эту напряженность. [74]
Однако Во-первых, кто был редактором журнала, в котором была опубликована статья, [80] ответил в том же выпуске на гнев Мафехе. [2] : 62
Статья First «После Соуэто: ответ» была критическим ответом на статью Мафедже «Соуэто и его последствия». Первый утверждал, что анализ Мафехе был слишком ограниченным и не смог полностью учесть сложности и нюансы ситуации в Южной Африке в то время. Она считала, что Мафехе уделяет слишком много внимания действиям государства и игнорирует влияние и сопротивление черного сообщества. Сначала также раскритиковал использование Мафедже термина «африканский национализм» и заявил, что он затемняет классовые и политические аспекты борьбы. Вместо этого она подчеркнула важность марксистского анализа и необходимость понять роль капиталистической эксплуатации в угнетении чернокожих южноафриканцев. [81]
Ливингстон Мкотси , южноафриканский активист и ученый, ответил как Мафедже, так и Ферсту в статье под названием «После Соуэто: еще один ответ». В своей статье Мкотси критикует акцент Мафедже на «спонтанном» характере восстания в Соуэто, утверждая, что оно стало результатом давних обид и организованного сопротивления. Он также критикует анализ Мафехе роли черного среднего класса и утверждает, что протестующие не составляли однородную группу, а включали как прогрессивные, так и реакционные элементы. Мкотси также критикует ответ Ферст, утверждая, что она недооценила роль политических организаций и переоценила роль отдельных лиц в борьбе против апартеида. Мкотси выступал за более детальное понимание сложной социальной и политической динамики, которая привела к восстанию в Соуэто и более широкой борьбе против апартеида в Южной Африке. [82]
По некоторым сведениям, Мафехе написал опровержение ответа First, которое так и не было опубликовано. [2] : 62
Гарольд Вулпе
[ редактировать ]Гарольд Вольпе и Мафедже в 1970-х годах провели знаменитую дискуссию о природе южноафриканской экономики и роли трудовых мигрантов в ее развитии. Вулпе утверждал, что экономика основана на эксплуатации черного труда, который был отделен от земли и ограничен пределами родины. [83] Мафехе утверждал, что точка зрения Вольпе была основана на статичном и редукционистском понимании сельской экономики и не учитывала свободу действий и творческий потенциал сельских жителей. [75] По словам Нцебезы, дебаты отражали более широкие дискуссии в рамках южноафриканской социальной науки того времени о взаимоотношениях между сельским и городским секторами и о том, как колониализм и апартеид изменили социальный и экономический ландшафт страны. [84]
Али Мазруи
[ редактировать ]В начале 1990-х годов между Мафедже и Али Мазруи разгорелись заметные дебаты, сосредоточенные вокруг концепции « африканскости » и роли африканских интеллектуалов в определении и формировании африканской культуры и идентичности. Мазруи выступал за более широкое определение африканскости, охватывающее разнообразные культурные традиции континента. [76] В то же время Мафехе занял более критическую позицию и поставил под сомнение идею особой африканской идентичности. [85]
В своих работах Мафехе подчеркивает необходимость того, чтобы африканские интеллектуалы активно участвовали в борьбе за социальные и политические преобразования, а не были простыми академическими наблюдателями. Он выступает за необходимость «аборигенного» производства знаний, основывая его на африканском опыте и перспективах, а не полагаясь исключительно на западные теоретические основы. Таким образом, он стремится дать африканским народам возможность взять под контроль свою судьбу и противостоять доминирующим силам империализма и неоколониализма. [85] [86]
Ахилле Мбембе
[ редактировать ]Мафехе и Ахилле Мбембе разошлись во мнениях относительно концепции афропессимизма . В своей книге «О постколонии » Мбембе раскритиковал то, что он считал широко распространенной африканской верой в неизбежность упадка и неудачи, которую он назвал «афро-пессимизмом». Мафехе, в свою очередь, не согласился с характеристикой этой концепции, данной Мбембе, утверждая, что наблюдавшийся им пессимизм не присущ африканской культуре, а является продуктом исторического и политического контекста, в котором развивалась Африка. Мафехе утверждал, что африканским интеллектуалам следует сосредоточиться на анализе и критике этих структурных факторов, а не приписывать проблемы Африки культурным или расовым факторам. [87] [88]
Кроме того, в 2000 году Мафехе прочитал лекцию под названием «Современность Африки и трудности колониализма: размышления о книге Ахилла Мбембе «О постколонии»», в которой он раскритиковал идеи Мбембе о природе власти в постколониальных африканских государствах и использование им концепции « постколония ». [88]
Салли Фальк Мур
[ редактировать ]Одной из ключевых областей разногласий между Мафедже и Салли Фальк Мур был характер социальной формации в доколониальной южной Африке. Мафехе утверждал, что общества основаны на классовых отношениях и что социальное расслоение существовало в доколониальную эпоху. Он бросил вызов доминирующему мнению о том, что африканские общества по своей сути эгалитарны и лишены социальной дифференциации, как в Европе. [71]
С другой стороны, Фальк Мур утверждал, что Мафехе неправильно понял природу социальной дифференциации в африканских обществах. Она утверждала, что формы социального расслоения в доколониальной Африке несопоставимы с классовыми структурами Европы. Она подчеркнула, что важно понять конкретные способы распределения власти и авторитета в африканских обществах. [78]
Их дебаты были частью более широкого академического дискурса о природе африканских обществ и влиянии колониализма на социальные и экономические отношения на континенте. Хотя они расходились во мнениях по некоторым ключевым моментам, их работа помогла продвинуться в понимании сложной динамики африканских доколониальных и колониальных обществ. [89]
Мафехе считался частью первого поколения исследователей из числа коренных народов , отвергавших колониалистские и неоколониалистские интерпретации Африки. [90] По мнению Мафехе, колониалистская (или белая) антропология по своей сути проблематична, поскольку она основана на стремлении к инаковости , которая порождает расизм и апартеид, как показывает история Южной Африки. [71] [89] Таким образом, колониальная антропология обречена в той степени, в которой она воплощает разделение субъекта (белый антрополог) и объекта (африканцы). [72] [91] Это стало известно как «эпистемология инаковости в антропологии». [68] Однако Салли Фальк Мур отвергла утверждения Мафедже и обвинила его в необоснованных личных нападках при «попытке убить мертвую лошадь», то есть в колониальной антропологии. [78]
Другие
[ редактировать ]В своей статье «Беседы и конфронтации с моими рецензентами» Мафейхе подвергает критике различных ученых, включая себя. Главный аргумент Мафехе заключается в том, что его работа направлена не на пропаганду научных знаний как на абсолютную истину, а на то, чтобы бросить вызов представлению о их нейтральности и объективности . Он утверждает, что на производство знаний всегда влияют социальные, экономические и политические факторы, и что любые претензии на универсальную истину должны быть тщательно изучены в этом контексте. Мафехе утверждает, что он выступает за более детальный и рефлексивный подход к производству знаний, учитывающий социальные и исторические контексты, в которых это происходит. [79]
Мафехе считается одним из самых выдающихся интеллектуалов Африки, и его помнят за то, что он сочетал свои знания и опыт угнетенного чернокожего человека. [92] [93] [94] Его работы посмертно привлекли широкое внимание. [95] [96] и вызвал растущий интерес со стороны других африканских ученых, [97] [98] [14] [99] [68] [100] такие как Фрэнсис Б. Ньямнджо , [101] [102] Дэни Вадада Набудере , [4] Хельми Шарави, [103] Под редакцией Нцебезы [84] и Слава Змее. [104] [105]
Награды и почести
[ редактировать ]Хотя вклад Мафедже в африканскую науку и активизм получил широкое признание, при жизни он не получил крупных наград или наград за свою работу. Мафедже был избран членом Африканской академии наук в 1986 году. [106] Он получил почетное пожизненное членство CODESRIA в 2003 году и был назван почетным членом CODESRIA в 2005 году. [4]
Посмертно, в 2008 году, Кейптаунский университет (UCT) присвоил Мафехе звание почетного доктора социальных наук, учредил стипендию в его честь и переименовал зал заседаний Совета (который протестующие держали на протяжении всего дела Мафехе ) в зал Мафехе, установив с мемориальной доской в честь Мафехе, стоящей перед залом. [107] UCT также основал кафедру Арчи Мафехе по критическим и деколониальным гуманитарным наукам. [108] В 2010 году он был удостоен звания почетного доктора литературы и философии Университета Уолтера Сисулу . [2] : 76 Кроме того, докторская стипендия Арчибальда Мафедже . в 2014 году Фондом Тисо была учреждена [109] В 2016 году Институт Африки Южной Африки (AISA) инициировал серию ежегодных лекций памяти Арчи Мафедже . [110] В 2017 году Университет Южной Африки учредил Институт прикладных исследований социальной политики Арчи Мафедже (AMRI) . [111] [112]
Публикации
[ редактировать ]- Мафехе, Арчи (1971). «Идеология «трайбализма» » . Журнал современных африканских исследований . 9 (2). Издательство Кембриджского университета: 253–261. дои : 10.1017/S0022278X00024927 . ISSN 0022-278X . JSTOR 159443 . S2CID 154652842 . Проверено 17 января 2023 г.
- Мафехе, Арчи (1976). «Аграрная революция и земельный вопрос в Буганде». В Аренсе, Уильям (ред.). Век перемен в Восточной Африке . Де Грюйтер Мутон. стр. 23–46. дои : 10.1515/9783110800098.23 . ISBN 978-90-279-7879-0 . Проверено 17 января 2023 г.
- Мафехе, Арчи (1977). «Неоколониализм, государственный капитализм или революция?». В Гуткинде — Питер Клаус Вольфганг; Уотерман, Питер (ред.). Африканские социальные исследования: радикальный читатель . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. стр. 412–422. ISBN 0-85345-381-0 . ОСЛК 3103484 . Проверено 17 января 2023 г.
- Мафехе, Арчи (1978). Наука, идеология и развитие: три очерка теории развития . Уппсала: Скандинавский институт африканских исследований. ISBN 91-7106-134-7 . OCLC 4592269 .
- Мафехе, Арчи (1991). Теория и этнография африканских социальных формаций: на примере межозерных королевств . Лондон: Кодесрия. ISBN 1-870784-09-Х . OCLC 25268543 .
- Мафехе, Арчи (1992). В поисках альтернативы: Сборник очерков по революционной теории и политике . Хараре: Книги SAPES. ISBN 0-7974-1087-2 . ОСЛК 29526084 .
- Мафехе, Арчи (1992). Африканские философские прогнозы и перспективы коренизации политического и интеллектуального дискурса . Хараре: Книги SAPES. ISBN 0-7974-1141-0 . OCLC 30867290 .
- Мафехе, Арчи (1997). Национальный вопрос в поселенческих обществах Южной Африки . Хараре: Книги SAPES. ISBN 1-77905-059-3 . OCLC 48418757 .
- Мафехе, Арчи (2008). Лишенные избирательных прав: перспективы истории выборов в Южной Африке . Издательство Южно-Африканского университета. ISBN 978-1868884414 . ОСЛК 706020991 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известен как Кеке. Мбулези был усыновлен другом Беннета, у которого не было собственных детей. принято Среди народа коса доверять близкому другу семьи собственного ребенка. [3]
- ↑ Некоторые источники утверждают, что его исключили за поощрение политической деятельности. [7] [9] в то время как Нцебеза утверждает, что Мафедже не прошел испытания. [10]
- ↑ Отец Мафедже преподавал в средней школе Ланги в 1930-х годах. [16]
- ↑ Год является спорным, поскольку в некоторых источниках упоминается 1966 год. [20] 1968, [21] или 1969 год. [10] [19]
- ↑ Ричардс сказал: «Я не понимаю, что его удерживает. Он быстр и блестящ в дискуссиях и является популярным руководителем — всегда производит впечатление на новичков. Однако он, похоже, не способен прочитать документ и извлечь из него что-либо… Его все это похоже на умного человека, который не работает, но его товарищи говорят (неспровоцировано), что он одержимый работник!» [10]
- ↑ Ричардс сказал: «Несмотря на его быстроту и способности, теперь я точно знаю, что у Арчи нет академических способностей, хотя я думаю, что он преуспеет на организаторской работе в университете из-за его обаятельных манер, быстроты и энтузиазма». [10]
- ↑ Мафедже писала: «Я не понимаю, как после 18 лет работы профессором на международном уровне мне могли предложить исследовательскую стипендию в звании старшего преподавателя в Кейптаунском университете. Это становится еще более непонятным, если вспомнить, что я был мне предложили должность в том же звании в том же университете еще в 1968 году... После 27 лет изгнания я не намерен возвращаться в Южную Африку ни при каких условиях. Некоторые из руководящих сотрудников Кейптаунского университета должны были это сделать. понял это». [32]
- ^ Акинвуми Адесина не признает причастность Мафедже к созданию CODESRIA. [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Конгресс, Библиотека. «Мафехе, Арчи - Служба связанных данных LC: авторитетные источники и словари | Библиотека Конгресса, из Службы связанных данных LC: авторитетные источники и словари (Библиотека Конгресса)» . id.loc.gov . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Ньока, Бонгани (июнь 2017 г.). Арчи Мафедже: интеллектуальная биография (докторская диссертация). Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Банк, Эндрю; Свана, Вуисва (2013), Банк, Эндрю; Бэнк, Лесли Дж. (ред.), « Говоря изнутри»: Арчи Мафехе, Моника Уилсон и совместное производство «Ланги: исследование социальных групп в африканском городке» , , Африканская антропология изнутри: Моника Уилсон и ее переводчики , Международная африканская библиотека, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-139-33363-4 , заархивировано из оригинала 12 июня 2018 г. , получено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Набудере, Д. Вадада (2011). Арчи Мафедже: ученый, активист и мыслитель . Коллектив африканской книги. ISBN 978-0-7983-0286-9 .
- ^ Jump up to: а б «Натаниэль Импи Хононо | История Южной Африки в Интернете» . www.sahistory.org.za . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Арчибальд Бойс Монвабиси Мафедже (Короли '64)» . Общество исследования черных кантабов . 2022-06-30. Архивировано из оригинала 31 декабря 2022 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Джейкобс, Питер Т. (2 июля 2020 г.). «Мафехе: ученый-активист с благородными убеждениями» . Обзор африканской политической экономии . 47 (165): 494–503. дои : 10.1080/03056244.2020.1815184 . ISSN 0305-6244 . S2CID 225152211 .
- ^ Jump up to: а б с д Плаут, Мартин (2010). «Студенческий протест в Южной Африке, 1968 год: воспоминания о сидячей забастовке в Мафедже» . Журнал исторической мастерской . 69 (69): 199–205. дои : 10.1093/hwj/dbp035 .
- ^ Jump up to: а б с д Мэттис-Барнс, Лиза (28 февраля 2021 г.). «Доктор Арчибальд Мафехе: социальный антрополог Африки» . Представления . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Нцебеза, Лунгисиле (2016). «Чему мы можем научиться у Арчи Мафедже о пути к демократии в Южной Африке?» . Развитие и изменения . 47 (4): 918–936. дои : 10.1111/деч.12244 . ISSN 1467-7660 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Мафедже, Арчи. Африканскость: комментарий в качестве заключения . OCLC 870104768 .
- ^ Jump up to: а б Беккер, Хайке. «Студенческие протесты в Южной Африке, 1968–2016 годы» . Международное социалистическое обозрение . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «Глобал 1968» на Африканском континенте – Фонд Розы Люксембург . www.rosalux.de . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Шарп, Джон (04 ноября 2011 г.), «Мафехе и Ланга» , «Постколониальный поворот » , Langaa RPCIG, стр. 71–88, doi : 10.2307/j.ctvk3gm9f.9 , получено 30 декабря 2022 г.
- ^ Ньока, Бонгани (2018). «Арчи Мафехе: заметка о трех группах его работы» . Трансформация: критический взгляд на юг Африки . 97 (1): 111–123. дои : 10.1353/trn.2018.0013 . ISSN 1726-1368 . S2CID 158578240 .
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, М.; Мафехе, А. (июнь 1966 г.). «Ланга: исследование социальных групп в африканском городке». Мужчина . 1 (2): 269. дои : 10.2307/2796395 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2796395 .
- ^ Мафейхе, Арчи (1 апреля 1963 г.). «Глава посещает город» . Государственное управление и развитие . 2 (2): 88–99. дои : 10.1002/j.1099-162X.1963.tb00603.x . ISSN 0271-2075 .
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1976). «Проблема антропологии в исторической перспективе: исследование роста социальных наук» . Канадский журнал африканских исследований . 10 (2): 307–333. дои : 10.2307/483835 . ISSN 0008-3968 . JSTOR 483835 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Годовой отчет 2015» . Королевский колледж Кембриджа . п. 185. Архивировано из оригинала 31 декабря 2022 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Бертон, Стюарт Робертс, Анушка (28 сентября 2018 г.). «Черные кантабы: творцы истории» . Кембриджский университет . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ КАБВЕГИЕР, ТАРСИС Б. (1975). «Земля и рост социального расслоения в Уганде» . Журнал восточноафриканских исследований и разработок . 5 (1): 1–17. ISSN 0251-0405 . JSTOR 24325667 .
- ^ Амзель, Жан-Лу (15 декабря 2007 г.). Кокери-Видрович, Кэтрин (ред.). «Арчи Мафедже (1937–2007)» . Тетради по африканистике (на французском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хендрикс, Фред (3 декабря 2008 г.). «Дело Мафехе: Кейптаунский университет и апартеид» . Африканские исследования . 67 (3): 423–451. дои : 10.1080/00020180802505061 . ISSN 0002-0184 . S2CID 145251370 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Студенты Белого университета Кейптауна сидят за переназначение чернокожего профессора, 1968 год | Глобальная база данных ненасильственных действий» . nvdatabase.swarthmore.edu . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сидячая забастовка «Дело Мафехе» 1968 года, 50 лет спустя | Специальные коллекции библиотек» . Специальные коллекции Кейптаунского университета . 15 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 г. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ «Сидячая забастовка «Дело Мафехе» 1968 года, 50 лет спустя | Специальные коллекции библиотек» . www.specialcollections.uct.ac.za . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Запоздалое извинение за жертвы апартеида» . Би-би-си . 6 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ РОАПЕ (29 мая 2018 г.). « Власть народу: восстание 1968 года в Африке - ROAPE» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Varsity , Студенческая газета Кейптаунского университета, том 27, номера 20 и 21, 14 и 21 августа 1968 г.; Архивы УКТ
- ^ Jump up to: а б с д и Нцебеза, Лунгисиле (04 мая 2014 г.). «Сага о Мафехе и UCT: незавершенное дело?» . Социальная динамика . 40 (2): 274–288. дои : 10.1080/02533952.2014.946254 . ISSN 0253-3952 . S2CID 144275150 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Мафехе считает протест безнадежным делом» . Аргус . 21 августа 1968 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2023 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Рамупи, Нео Лекготла Лага (2014). «Африканские исследования и стипендии: 20 лет упущенных возможностей для преобразования высшего образования в Южной Африке» . Уфахаму: Журнал африканских исследований . 38 (1). дои : 10.5070/F7381025032 . ISSN 2150-5802 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «UCT в войне за« образование банту » » . Почта и Хранитель . 11 марта 2011 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ «Является ли африканистика в UCT новым домом для образования банту?» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 21 апреля 2015 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ «20 лет спустя после «дела Мамдани» старый противник вновь присоединяется к UCT» . Почта и Гардиан . 05.06.2018. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Камола, Исаак А. (2011). «Стремление к совершенству в «африканском университете мирового класса»: дело Мамдани и политика глобального высшего образования» . Журнал высшего образования в Африке / Revue de l'enseignement superieur en Afrique . 9 (1–2): 147–168. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Фарбер, Таня. «Лидеры UCT собираются, чтобы вспомнить студенческую сидячую забастовку» . www.iol.co.za. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Покойная Шахида Эль-Баз - Арабская социологическая ассоциация [Покойная Шахида Эль-Баз – Арабское социологическое общество] (на арабском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «Гигант двинулся дальше» (PDF) . Кодесрия . 3 : 1. Архивировано (PDF) из оригинала 19 апреля 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Профессор Арчи Мафедже: Биография» . www.news.uct.ac.za. Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Ньока, Бонгани (июнь 2017 г.). Арчи Мафедже: интеллектуальная биография (дипломная работа). п. 60. Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Мемориальная доска в память о переименовании Зала Сената» . www.news.uct.ac.za. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Албаз, Шахида (11 декабря 2013 г.). «أخلاق المناضل» [Нравственность активиста]. Шороукньюс (на арабском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2012 г. Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1997). Национальный вопрос в поселенческих обществах Южной Африки . SAPES Траст. Хараре: Книги SAPES. п. 2. ISBN 1-77905-059-3 . OCLC 48418757 .
- ^ Jump up to: а б Кайзер, Робин; Адхикари, Мохамед (1 января 2004 г.). «Крестьянин и пролетарий: история Демократического союза африканских народов Южной Африки» . Клейо . 36 (1): 5–27. дои : 10.1080/00232080485380011 . ISSN 0023-2084 . S2CID 162312590 . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Иббо., Магубане, Бернард. Мандаза (1988). Куда Южная Африка? . Африка World Press. ISBN 0-86543-049-7 . OCLC 18584147 . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 6 марта 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Арчи, Мафехе (1992). В поисках альтернативы: Сборник очерков по революционной теории и политике . Книги САПЕС. ISBN 0-7974-1087-2 . OCLC 493950534 . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ «Лев Троцкий: Письмо южноафриканским революционерам (апрель 1933 г.)» . www.marxists.org . Архивировано из оригинала 06 марта 2023 г. Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лекаба, Франк (15 марта 2016 г.). «Арчи Мафедже: незабываемый африканский интеллектуальный гигант | Новости Памбазуки» . Новости Памбазуки . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 г. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Мафехе, А. (1998). «Белые либералы и черные националисты: странные товарищи по постели» . Политический и экономический ежемесячник Южной Африки . 11 (13): 45–48. Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Гельке, Адриан (21 августа 1968 г.). «Университет против Ворстера» . Университет . п. 1. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ Мафехе, Арчи (1986). «Южная Африка: динамика осажденного государства» . Африканский журнал политической экономии . 1 (1): 95–119. ISSN 1017-4974 . JSTOR 23500221 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи (1978). Наука, идеология и развитие: три очерка теории развития . Уппсала: Скандинавский институт африканских исследований. ISBN 91-7106-134-7 . OCLC 4592269 .
- ^ Мафехе, Арчи (1973). Аграрная революция и земельный вопрос в Буганде . Институт социальных исследований. Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи; Развитие, Институт социальных исследований ООН (2003). «Аграрный вопрос, доступ к земле и реакция крестьян в странах Африки к югу от Сахары» . Архивировано из оригинала 01 марта 2021 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи (декабрь 1998 г.). «Экономические модели и практика в Африке» . Диоген . 46 (184): 117–127. дои : 10.1177/039219219804618412 . ISSN 0392-1921 . S2CID 143598894 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи (1972). «Заблуждение двойной экономики» . Восточноафриканский журнал . 9 (2): 30–34. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи (1978). «Соуэто и его последствия» . Обзор африканской политической экономии . 5 (11): 17–30. дои : 10.1080/03056247808703347 . ISSN 0305-6244 .
- ^ Заннер-Китинг, Аманда; Проктор, Джессика; Дональдсон, Линдси; Мэттис-Барнс, Лиза; Макилвейн-Ньюсад, Хизер; Вальдес, Лиза; Пирсон, Брайан; Брюстер, Чиаран; Фельдмайер, герцог; Хейс, Эрин; МакКлорин, Ирма; Ой, Жанель; Селигсон, Кен; Брафф, Лара; Солис, Лори. «Обращение к колониальному наследию антропологии» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Ньока, Бонгани (01 марта 2019 г.). «Арчи Мафедже как революционный социолог» . Теория . 66 (1): 1–27. дои : 10.3167/th.2019.6615801 . S2CID 171833286 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1992). Африканские философские прогнозы и перспективы коренизации политического и интеллектуального дискурса . SAPES Траст. Хараре: Книги SAPES. ISBN 0-7974-1141-0 . OCLC 30867290 .
- ^ Змея, Бонгани (2019). Голоса освобождения: Арчи Мафедже . ХСРЦ Пресс. ISBN 978-0-7969-2564-0 . OCLC 1113104370 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи (1986). «Южная Африка: динамика осажденного государства» . Африканский журнал политической экономии . 1 (1): 95–119. ISSN 1017-4974 . JSTOR 23500221 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи (1992). В поисках альтернативы: Сборник очерков по революционной теории и политике . SAPES Траст. Хараре: Книги SAPES. ISBN 0-7974-1087-2 . ОСЛК 29526084 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Постколониальный поворот: переосмысление антропологии и Африки . Лангаа РПКИГ. 2011. doi : 10.2307/j.ctvk3gm9f . ISBN 978-9956-726-65-3 . JSTOR j.ctvk3gm9f . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1998). «Антропология и независимые африканцы: самоубийство или конец эпохи?» . Африканское социологическое обозрение / Revue Africaine de Sociologie . 2 (1): 1–43. ISSN 1027-4332 . JSTOR 44895983 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1997). Национальный вопрос в обществах поселенцев Южной Африки . Книги САПЕС. ISBN 978-1-77905-059-5 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Адесина, Дж.О. (2008). «Арчи Мафедже и стремление к эндогенности: против инаковости и экстраверсии» . Развитие Африки . 33 (4). дои : 10.4314/ad.v33i4.57349 . ISSN 0850-3907 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «talks.cam: Деколонизация африканских исследований: возвращение к Арчи Мафедже о теории и методе» . talks.cam.ac.uk . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Теория и этнография африканских социальных формаций: на примере Межозерных королевств» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Ньока, Бонгани (2 января 2019 г.). «Концепция этнографии в Мафехе» . Международный журнал исследований африканского возрождения – мульти-, меж- и трансдисциплинарность . 14 (1): 6–26. дои : 10.1080/18186874.2019.1587587 . ISSN 1818-6874 . S2CID 181542262 .
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1991). Теория и этнография африканских социальных формаций: на примере межозерных королевств . КОДЕСРИЯ. ISBN 1-870784-09-Х . OCLC 466433232 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1971). «Идеология «трайбализма» » . Журнал современных африканских исследований . 9 (2): 253–261. дои : 10.1017/S0022278X00024927 . ISSN 0022-278X . JSTOR 159443 . S2CID 154652842 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (январь 1978 г.). «Соуэто и его последствия» . Обзор африканской политической экономии . 5 (11): 17–30. дои : 10.1080/03056247808703347 . ISSN 0305-6244 .
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (октябрь 1981 г.). «О сочленении способов производства: обзорная статья» . Журнал южноафриканских исследований . 8 (1): 123–138. дои : 10.1080/03057078108708037 . ISSN 0305-7070 .
- ^ Jump up to: а б Ндлову-Гатшени, Сабело Дж. (февраль 2015 г.). «Али Мазруи об изобретении Африки и постколониальных затруднениях: «Моя жизнь — это одни долгие дебаты» » . Ежеквартальный журнал третьего мира . 36 (2): 205–222. дои : 10.1080/01436597.2015.1013317 . ISSN 0143-6597 . S2CID 143547596 .
- ^ «Современная африканская философия> Примечания (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Мур, Салли Фальк (1998). «Рецепты Арчи Мафеджи для академического будущего» . Африканское социологическое обозрение / Revue Africaine de Sociologie . 2 (1): 50–57. ISSN 1027-4332 . JSTOR 44895985 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мафехе, Арчи (1998). «Беседы и противостояния с моими рецензентами» . Африканское социологическое обозрение / Revue Africaine de Sociologie . 2 (2): 95–107. ISSN 1027-4332 . JSTOR 24487433 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «В первую очередь вспоминая Рут» . tribunemag.co.uk . Архивировано из оригинала 10 марта 2023 г. Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Во-первых, Рут (январь 1978 г.). «После Соуэто: ответ» . Обзор африканской политической экономии . 5 (11): 93–100. дои : 10.1080/03056247808703353 . ISSN 0305-6244 .
- ^ Мкотси, Л. (январь 1979 г.). «После Соуэто: еще один ответ» . Обзор африканской политической экономии . 6 (14): 97–106. дои : 10.1080/03056247908703388 . ISSN 0305-6244 . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Вулпе, Гарольд (1 ноября 1972 г.). «Капитализм и дешевая рабочая сила в Южной Африке: от сегрегации к апартеиду» . Экономика и общество . 1 (4): 425–456. дои : 10.1080/03085147200000023 . ISSN 0308-5147 . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Нцебеза, Лунгисиле (01 июля 2016 г.). «Чему мы можем научиться у Арчи Мафедже о пути к демократии в Южной Африке?» . Развитие и изменения . 47 (4): 918–936. дои : 10.1111/деч.12244 . ISSN 0012-155X .
- ^ Jump up to: а б Мафедже, Арчи (04 ноября 2011 г.), «Африканити» , «Постколониальный поворот » , Langaa RPCIG, стр. 31–44, doi : 10.2307/j.ctvk3gm9f.7 , заархивировано из оригинала 25 марта 2023 г. , извлечено 2023-03-10
- ^ Арчи, Мафехе (1992). Африканские философские прогнозы и перспективы коренизации политического и интеллектуального дискурса . Книги Сапеса. ISBN 0-7974-1141-0 . ОСЛК 901801026 .
- ^ Нлетьяна, Мчебиси (2008). Африканские интеллектуалы в 19 и начале 20 века: Южная Африка . ХСРЦ Пресс. ISBN 978-0-7969-2207-6 . OCLC 190418437 .
- ^ Jump up to: а б Ситас, Ари (2007). «Размышления о постколонии: Арчи Мафехе и Ахилле Мбембе». Журнал «Африканские идентичности» .
- ^ Jump up to: а б Хьюстон, Дж. (05 марта 2021 г.). «Арчи Мафедже: афроцентрическая социальная наука?» . Ткань инакомыслия: общественные интеллектуалы в Южной Африке . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Хантер, Маркус Энтони (2018). Новые черные социологи: исторические и современные перспективы . Рутледж. ISBN 978-1-138-04658-0 . OCLC 1017599607 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Мафехе, Арчи (1977). Неоколониализм, государственный капитализм или революция? . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Социальная и политическая мысль Арчи Мафедже – Бонгани Ньока» . www.polity.org.za . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ РОАПЕ (20 мая 2021 г.). «О гладиаторской стипендии – РОАПЕ» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Освободительная борьба в Южной Африке» , Социальная и политическая мысль Арчи Мафедже , Wits University Press, стр. 201–228, 01 сентября 2020 г., doi : 10.18772/12020095942.11 , ISBN 9781776145959 , S2CID 240525413 , заархивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. , получено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Для чего нужна деколонизация?» . africasacountry.com . 22 февраля 2021 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2023 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ «Современная африканская философия> Примечания (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Африканские сообщества в поисках самоидентичности. Академический вклад Арчи Мафейже . ГРИН Верлаг. 2021-11-02. ISBN 978-3-346-61556-5 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Мойо, Сэм (2018). «Обсуждение земельного вопроса в Африке с Арчи Мафейже» . Аграрный Юг: Журнал политической экономии . 7 (2): 211–233. Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Шарп, Джон (1998). «Кто за кого говорит? Ответ на книгу Арчи Мафеджи «Антропология и независимые африканцы: самоубийство или конец эпохи?» (PDF) . Африканский социологический обзор . 2 (1): 66–73. JSTOR 44895987 . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 г. Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Амин, Самир (2008). «Посвящение Арчи Мафейже» (PDF) . Бюллетень CODESRIA (3): 12–14. дои : 10.57054/cb03-042008530 . S2CID 260144847 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2023 г. Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Ньямнджо, Фрэнсис Б. (2013). «От придирок к сути: ответ на ответы» . Африканский спектр . 48 (2): 127–139. дои : 10.1177/000203971304800210 . ISSN 0002-0397 . JSTOR 24589103 . S2CID 142595056 .
- ^ Ньямнджо, Фрэнсис Б. (август 2012 г.). «Ослепленные зрением: предсказывая будущее антропологии в Африке» . Африканский спектр . 47 (2–3): 63–92. дои : 10.1177/000203971204702-304 . ISSN 0002-0397 . S2CID 143283428 .
- ^ «Конец антропологии» , Политическая и социальная мысль в Африке , CODESRIA, стр. 199–210, 29 декабря 2014 г., doi : 10.2307/j.ctvk3gpv2.18 , получено 6 марта 2023 г.
- ^ Ньока, Бонгани (2 января 2019 г.). «Концепция этнографии в Мафехе» . Международный журнал исследований африканского возрождения – мульти-, меж- и трансдисциплинарность . 14 (1): 6–26. дои : 10.1080/18186874.2019.1587587 . ISSN 1818-6874 . S2CID 181542262 .
- ^ Ньока, Бонгани (01 августа 2020 г.). Социальная и политическая мысль Арчи Мафейже . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-77614-598-0 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Мафей Арчибальд | ААС» . www.aasciences.africa . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Мемориальная доска в память о переименовании Зала Сената» . www.news.uct.ac.za. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Фонд, Меллон. «Кафедра Арчи Мафедже критических и деколониальных гуманитарных наук: Кейптаунский университет» . Фонд Меллона . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Стипендия Арчибальда Мафедже для углубленного обучения» . Фонд ТИСО . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Цель ежегодной мемориальной лекции Арчи Мафедже, проведенной Селаре Макгетланенг (Pambazuka News), 31 марта 2016 г. | История Южной Африки в Интернете» . www.sahistory.org.za . Архивировано из оригинала 27 февраля 2023 г. Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ «Институт прикладных исследований социальной политики Арчи Мафехе» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Университет Южной Африки | Научно-исследовательский институт Арчи Мафедже» . Исследовательский институт Арчи Мафедже, Университет Южной Африки . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ньока, Бонгани (2020). Социальная и политическая мысль Арчи Мафедже . Издательство Университета Витса. дои : 10.18772/12020095942 . ISBN 978-1-77614-595-9 . S2CID 225280421 .
- Змея, Бонгани (2019). Голоса освобождения: Арчи Мафедже . ХСРЦ Пресс. ISBN 978-0-7969-2564-0 . OCLC 1101875097 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Олсобрук, Кристофер (04 марта 2021 г.). Бонгани Ньока о социальной и политической мысли Арчи Мафедже .
- Африка — страна-телевидение (27 апреля 2021 г.). Был ли Мафедже марксистом? .
- Члены Африканской академии наук
- 1936 рождений
- смертей в 2007 г.
- Южноафриканские политические писатели
- Южноафриканские активисты
- Академический состав Университета Намибии
- Академический состав Университета Дар-эс-Салама
- Деканы факультетов американских университетов и колледжей
- Выпускники Кембриджского университета
- Академики Кембриджского университета
- Выпускники Кейптаунского университета
- Южноафриканские антропологи
- Люди коса