Зикизм
Зикизм — это система политической мысли, приписываемая Ннамди Азикиве («Зик»), одному из отцов-основателей современной Нигерии и первому президенту Нигерии . Азикиве расширил эту философию в своих опубликованных работах, таких как «Возрождение Африки» (1973) и автобиографии «Моя Одиссея» .
Зикизм также побудил группу молодых людей занять воинственную позицию против колониального правления в Нигерии. [1]
Обзор
[ редактировать ]Зикизм характеризуется пятью принципами освобождения Африки:
- Духовное равновесие
- Проявлять сочувствие к взглядам других людей и признавать их право придерживаться таких взглядов.
- Социальное возрождение
- Изгнать из себя национальные, религиозные, расовые, племенные, политико-экономические и этические предрассудки.
- Экономический детерминизм
- Осознать, что экономическая самодостаточность является основой для спасения возрождающейся Африки.
- Психическое освобождение
- Быть хорошо осведомленным об истории и достижениях Африки и отвергать любые комплексы, проявляемые какой-либо расой или племенем.
- Политическое возрождение
- Чтобы вернуть суверенитет, который Африка потеряла из-за колонизаторов. [2]
Зикистское движение
[ редактировать ]В колониальной Нигерии 1940-х годов идеи Азикиве об африканцах, управляющих своими делами, и его борьба против колониальных властей стали источником вдохновения для молодых людей, которые хотели политической и экономической свободы. [3] Среди этих людей был Нвафор Оризу , который посвятил главу в своей книге « Без горечи», опубликованной в 1944 году, идеологии зикизма. В книге Оризу изложил идеалы, хотя и двусмысленные, о построении нового африканского общества с новым взглядом на семейную, политическую, социальную и экономическую жизнь. [4]
В 1946 году группа молодых нигерийцев, вдохновленная речами и произведениями Азикиве и Оризу, сформировала движение Зикистов, молодежное крыло внутри NCNC, но имеющее собственный флаг, песню и логотип. [3] [5] Первая встреча движения прошла в зале методистской средней школы Тинубу, и на ней присутствовало множество людей, которые позже сыграли видную роль на пути Нигерии к независимости. [6]
Ранний период движения был наиболее активным. В октябре 1948 года в Том Джонс-холле на собрании под председательством Тони Энахоро Осита Агвуна , помощник редактора Daily Comet, произнесла враждебную речь против колониализма под названием « Призыв к действию» . Воинственный тон привлек внимание колониальных чиновников, которые опасались социалистических взглядов многих зикистов и их потенциала стать основой финансирования Советским Союзом продвижения марксизма. [5] Члены движения Агвуна, Энтони Энахоро, Фред Аньям, Раджи Абдаллах , Смарт Эбби и Огед Маколей были арестованы и обвинены в подстрекательстве к мятежу. В зале суда Абдалла и Агвуна вели себя вызывающе, но большинство из них были признаны виновными и впоследствии оштрафованы или заключены в тюрьму. [5] Два других события также способствовали повышению авторитета движения. В 1949 году, в разгар забастовки шахтеров, кризис возник после того, как неудачная попытка полицейских переместить взрывчатку привела к убийству шахтеров в долине Ива Энугу, а также инцидент с расовыми предрассудками в отеле Bthe ristol, в Икойи подстегнул членов возглавить протесты против колониального правления посредством позитивных действий . Но попытка убийства колониального офицера лицом, предположительно являвшимся членом движения, привела к официальному запрету движения в апреле 1950 года. [7]
Хотя идеалы движения были синонимом личности и ораторского искусства Азикиве, Азикиве неоднозначно относился к их политическим и экономическим взглядам, и они не получили от него существенной поддержки, как надеялись многие члены. Кроме того, социалистическая и яростная антиколониальная кампания не вызвала такого же интереса у некоторых членов NCNC. [5]
Цитаты о зикизме
[ редактировать ]Что касается великого Зика, среди его приверженцев и сторонников стало модно быть зикистом. Но зикизм не был синонимом этнической идеологии и не был причиной разногласий. Вместо этого зикизм был скорее идеологией африканского Возрождения, подчеркивающей восстановление достоинства чернокожего человека после столетий колониального навязывания и эксплуатации. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вспоминая зикистское движение» . Пунш Газеты . 14 февраля 2016 года . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Идике, Эммануэль Э. (2000). Зикизм — политическая философия Ннамди Азикиве .
- ^ Jump up to: а б Абдулрахим, Таджудин; Олукоши, Адебайо (1986). «Левые в нигерийской политике и борьбе за социализм: 1945–1985» . Обзор африканской политической экономии . 13 (37): 64–80. дои : 10.1080/03056248608703700 . ISSN 0305-6244 . JSTOR 4005819 .
- ^ Олусанья, ГО (1966). «Движение зикистов — исследование политического радикализма, 1946–50» . Журнал современных африканских исследований . 4 (3): 323–333. дои : 10.1017/S0022278X00013501 . ISSN 0022-278X . JSTOR 159203 . S2CID 154971162 .
- ^ Jump up to: а б с д Линн, Линн, изд. (2001). «Глава 2. Политика политических волнений: зикисты и расстрелы Энугу, май 1948 г. - ноябрь 1949 г. Номера документов 46–84». Британские документы по проекту «Конец империи» . Том. 7. Канцелярия. стр. лив, 160–200.
- ^ «Зикизм: Нигерия и Рисорджименто» . Новости Авангарда . 06.12.2014 . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Этекпе, Амбили (2009). Африканская политическая мысль и ее значение в современном мировом порядке . Порт-Харкорт, штат Риверс, Нигерия. стр. 121–123. ISBN 978-978-49115-2-8 . OCLC 897660814 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Осисиома, профессор Бен Чука. «СОХРАНЕНИЕ ЕДИНСТВА НИГЕРИИ: УРОКИ НАЦИОНАЛИЗМА И ПОЛИТИКИ ЗИКА» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )