Африканская философия
Африканская философия — это философский дискурс, созданный в Африке или коренными африканцами. Африканские философы работают в различных академических областях современной философии, таких как метафизика , эпистемология , моральная философия и политическая философия . [1]
Одна конкретная тема, о которой написали несколько современных африканских философов, касается свободы и того, что значит быть свободным или испытывать целостность. [2]
Термин « философия Африки » охватывает философию мыслителей африканского происхождения и других людей, чьи работы посвящены проблемам африканской диаспоры .
Философия в Африке имеет богатую и разнообразную историю, часть которой со временем была утеряна. [3] Некоторые из старейших в мире философских текстов были созданы в Древнем Египте , написаны иератическим языком и на папирусе , ок. 2200–1000 гг. до н.э. Одним из первых известных африканских философов был Птахотеп , древнеегипетский философ.
В целом древние греки признавали своих египетских предков, [1] а в пятом веке до нашей эры философ Исократ заявил, что первые греческие мыслители отправились в Египет в поисках знаний; один из них Пифагор Самосский, который «первый принес грекам всю философию». [4]
В 21 веке исследования египтологов показали, что само слово «философ» , по-видимому, происходит из Египта: «основополагающее греческое слово philosophos , любитель мудрости, само по себе является заимствованием и переводом египетского понятия мер-рех ( mr-rḫ ), что буквально означает «любитель мудрости» или знаний». [4]
В начале и середине двадцатого века антиколониальные движения оказали огромное влияние на развитие особой современной африканской политической философии , которая имела резонанс как на континенте, так и в африканской диаспоре. Одним из хорошо известных примеров экономических философских работ, появившихся в этот период, была африканская социалистическая философия Уджамаа, пропагандируемая в Танзании и других частях Юго-Восточной Африки . Эти африканские политические и экономические философские события также оказали заметное влияние на антиколониальные движения многих неафриканских народов по всему миру.
Определение [ править ]
Ведутся споры по поводу определения этнофилософских параметров африканской философии и выявления того, что отличает ее от других философских традиций. Одно из неявных предположений этнофилософии состоит в том, что конкретная культура может иметь философию, которая не применима и не доступна всем народам и культурам мира. В книге «Рассуждение об африканской философии: новый взгляд на Ubuntu и переходное правосудие в Южной Африке » Кристиан Б. Н. Гаде утверждает, что этнофилософский подход к африканской философии как к статичному групповому свойству весьма проблематичен. Его исследование Ubuntu представляет собой альтернативный коллективный дискурс об африканской философии, который серьезно принимает различия, исторические события и социальные контексты. По мнению Эдвина Этийибо и Джонатона О. Чимаконама в их статье «Африканская философия: прошлое, настоящее и будущее», исторический контекст играет важную роль в африканской философии. История предоставляет основу, в которой мы можем рассматривать философские проблемы. С точки зрения африканской философии, нужно смотреть на всю картину через призму африканской истории. «Без истории не бывает фактов». [5]
Африканскую философию можно формально определить как критическое мышление африканцев по поводу их опыта реальности. Философ нигерийского происхождения К. К. Аньянву определил африканскую философию как «то, что касается того, как африканские люди прошлого и настоящего осмысливают свою судьбу и мир, в котором они живут. [6]
Нигерийский философ Джозеф И. Оморегбе в широком смысле определяет философа как человека, который пытается понять мировые явления, цель человеческого существования, природу мира и место людей в этом мире. Эту форму натурфилософии можно идентифицировать в Африке еще до того, как в источниках можно будет выделить отдельных африканских философов. [7] Как и западная философия , африканская философия рассматривает восприятие времени, личности, пространства и других предметов.
История [ править ]
Существует богатая и письменная история древней африканской философии – например, из Древнего Египта, Эфиопии и Мали (Тимбуктуту, Дженне). [1] [8] Когда речь идет о современной эпохе и 20-м веке, новое начало связано с 1920-ми годами, когда африканцы, получившие образование в Соединенных Штатах и Европе («западные» места), вернулись в Африку и размышляли о расовой дискриминации, с которой они столкнулись за границей. . Их возвращение в Африку вызвало чувство онума , которое является интерпретацией «разочарования». Онума ощущался как реакция на наследие колониализма в глобальном масштабе. Возрождение африканской философии в 20-м веке важно, потому что онума вдохновил некоторых, кто путешествовал и вернулся, чтобы сформулировать «систематическое начало» философствования африканской идентичности, места африканских народов в истории и вклада Африки в человечество. [9]
Критерии [ править ]
По мнению некоторых, два противоречивых компонента считаются неотъемлемой частью произведения, которое можно считать африканской философией. Во-первых, произведение должно иметь расовую направленность. Этот аспект ценится группами традиционалистов, которые утверждают, что африканская философия должна быть выражением мира, переживаемого африканцами. Африканская философия должна создаваться африканскими авторами. Напротив, группы универсалистов предполагают, что африканская философия должна представлять собой анализ и критическое взаимодействие отдельных африканских мыслителей. Работа представляет собой африканскую философию, основанную на традиции. Африканская философия должна опираться на африканские культурные корни или мыслительные процессы, но она должна быть независимой от расовых соображений и использовать слово «африканский» только как термин солидарности. [10]
Методы [ править ]
Коммунитарный метод [ править ]
Коммунитарный метод африканской философии подчеркивает мутуализм в мышлении. Чаще всего он используется исследователями, следящими за Ubuntu . Распространенное выражение Ubuntu гласит: «Человек — это человек через человека». Леонард Праег, Могобе Рамос и Фаинос Мангера реализуют коммунитарный метод. [11]
Дополнительный метод [ править ]
Дополнительный метод фокусируется на возможности найти недостающее звено. Все переменные важны при рассмотрении истории и идентичности, и ни одну переменную нельзя упускать из виду или недооценивать. Кроме того, все переменные влияют друг на друга, поэтому следует тщательно изучить взаимосвязь между ними и их влияние на другие переменные. Мезембе Эдет реализует дополнительный метод. [11]
Разговорный метод [ править ]
Разговорный метод создает мысль, оценивая взаимосвязь между оппозиционными произведениями. Защитника или сторонника называют «нва-сва», а нва-сва подвергается сомнению и подвергается сомнению несогласной стороной, известной как «нва-ню». Разговорный метод подчеркивает взаимосвязь сетей внутри реальности; чем точнее должна быть мысль, тем конкретнее должно быть место. Этот метод одобрен Традиционной школой психологии и используется Виктором Нвеке и Мсембе Эдет. [11]
Типы [ править ]
Домодернистский [ править ]
Северная Африка [ править ]
В Северной Африке , возможно, центральной в развитии древнеегипетской философской традиции Египта и Судана была концепция маат , которая в грубом переводе означает «справедливость», «истину» или просто «то, что правильно». Одним из самых ранних произведений политической философии были «Максимы Птахотепа» , которые веками преподавали египетским школьникам.
В Древнем Египте есть несколько философских текстов, которые изучались учеными в последние годы. В подкасте «Африканская философия» 2018 года философы Питер Адамсон и Чик Джефферс первые восемь выпусков посвятили египетской философии . [12] Американская философская ассоциация (АПА) опубликовала текст классического текста «Бессмертие писателей» («Будь писателем»), ок. 1200 г. до н.э. В статье в блоге APA также рассматривается «Спор между человеком и его Ба» , произошедший в XIX веке до нашей эры; Учение Ани , 13 век до н. э., даёт советы обычному человеку; «Сатира ремесел» Хети; и текст Аменнахта (действовал в 1170–1140 гг. до н.э.) из Дейр-эль-Медины , в учении которого говорится, что «хорошо окончить школу, лучше, чем запах цветущего лотоса летом». [13]
Древние египетские и другие африканские философы также внесли важный вклад в эллинистическую и христианскую философию . По словам Бусириса древнегреческого философа Исократа , родившегося до Платона , «все люди согласны с тем, что египтяне — самые здоровые и долгожители среди людей; а затем для души они ввели философское обучение [...]». [13] В эллинистической традиции влиятельная философская школа неоплатонизма была основана египетским философом Плотином в третьем веке нашей эры. Отец церкви и философ Августин Гиппонский (родившийся в Тагасте , современный Алжир, в 354 году) имел мать-христианку, Монику , которая была амазигом (берберкой), а Августин определял себя как африканца (или пуника финикийского святую происхождения). . [14]
Западная Африка [ править ]
Наиболее выдающейся из Западной Африки досовременных философских традиций можно назвать философскую традицию йоруба и особое мировоззрение, возникшее из нее на протяжении тысячелетий ее развития. Философские концепции, такие как Ифа , Омолуаби , Аше и Эми Омо Эсо, были неотъемлемой частью этой системы, а совокупность ее элементов содержится в том, что известно среди йоруба как Итан . Космологии и философии акан , догонов , сереров и дагомеев также имели большое значение.
В доколониальной Сенегамбии (современные Гамбия и Сенегал ) философ 17-го века Коч Барма Фолл (р. 1586) выделялся как один из известных философов в истории Сенегамбии . Его пословицы до сих пор повторяют как сенегальцы, так и гамбийцы, в том числе в популярной культуре Сенагамбии, например, в таких фильмах Усмана Сембене , как «Гельваар». [15] [16] Среди других известных мыслителей-философов — гамбийский историк Алиу Эбрима Чам Джуф и малийский этнолог Амаду Хампате Ба .
Одним из выдающихся ученых Тимбукту был Ахмед Баба (1556–1627), который выступал против того, что он называл «расовым рабством». [17] Одной из ведущих женщин-философов и писательниц халифата Сокото на территории современной Нигерии была принцесса Нана Асмау (1793–1864). [18]
Африканский Рог [ править ]
На Африканском Роге есть ряд источников, документирующих развитие особой эфиопской философии, начиная с первого тысячелетия. Среди наиболее ярких примеров этой традиции можно назвать работы философа 17-го века Зера Якоба и его ученика Вальды Хейвата . [19] Якоб в своих произведениях обсуждает религию, мораль и существование. [20] Он приходит к убеждению, что каждый человек будет считать свою веру правильной и что все люди созданы равными. [21] [22]
Южная Африка [ править ]
В Южной Африке и Юго-Восточной Африке развитие своеобразной философии банту, обращающейся к природе существования, космосу и отношению человечества к миру после миграции банту, оказало наиболее значительное влияние на философское развитие указанных регионов, с развитием философия Ubuntu как один из ярких примеров этого мировоззрения.
и Восточная Африка Центральная
Многие центральноафриканские философские традиции до миграции банту на юг Центральной Африки были идентифицированы как объединяющая характеристика многих нилотских и суданских народов, что в конечном итоге привело к возникновению особых мировоззрений, выявленных в концепциях времени, сотворения мира, человеческой природы, и правильные отношения между человечеством и природой, преобладающие в мифологии динка , мифологии масаи и подобных традициях.
Африканская диаспора [ править ]
Также были выявлены некоторые досовременные философские традиции африканской диаспоры , в основном созданные потомками африканцев в Европе и Америке. Одним из выдающихся африканских философов из диаспоры досовременного периода был Энтони Уильям Амо в 18 веке, который был взят в рабство из Авукену на территории нынешней Ганы и вырос и получил образование в Европе, где он получил докторскую степень в области медицины и философии, а впоследствии стал профессором философии в университетах Галле и Йены в Германии.
Современный [ править ]
Кенийский философ Генри Одера Орука выделил то, что он называет четырьмя тенденциями в современной африканской философии: этнофилософия, философская проницательность, националистически-идеологическая философия и профессиональная философия. [23] На самом деле было бы более реалистично назвать их кандидатами на пост африканской философии, понимая, что более чем один из них может соответствовать всем требованиям. (Позже Орука добавил две дополнительные категории: литературно-художественную философию, такую как работы таких литературных деятелей, как Нгоги ва Тионго , Воле Сойинка , Чинуа Ачебе , Окот п'Битек и Табан Ло Лийонг , и герменевтическая философия, анализ африканских языков, чтобы найти философское содержание.) В африканской диаспоре американский философ Маулана Каренга также отличился тем, что представил разнообразные определения для понимания современной африканской философии, особенно в том, что касается ее самых ранних источников.
Одним из выдающихся деятелей профессиональной философии является Ахилле Мбембе . Он взаимодействует со множеством современных тем, включая мысли о государственности, смерти, капитале, расизме и колониализме. Он привлекает внимание к моральным и политическим аргументам через тон морали в своих работах. Многие недавние статьи Мбембе, в том числе «Критика черного разума» , предполагают, что понимание Европы как силы, не находящейся в центре вселенной, — это точка, с которой философия и общество должны смотреть на мир. Мбембе утверждает, что он одновременно находится в нескольких мирах существования. Этот метод создает эмпатическую точку, с которой можно смотреть на мир. [24]
Этнофилософия и философская проницательность [ править ]
Генри Одера Орука из Кении придумал философию мудреца, и ему приписывают философскую проницательность. Этнофилософия использовалась для записи верований, присущих африканским культурам. Такой подход рассматривает африканскую философию как состоящую из набора общих убеждений, ценностей, категорий и предположений, которые неявно присутствуют в языке, практиках и верованиях африканских культур; Короче говоря, уникальное африканское мировоззрение . Как таковое, оно рассматривается как предмет общественной собственности, а не как индивидуальная деятельность.
Один из сторонников этой формы, Плацид Темпельс , утверждал в «Философии банту» , что метафизические категории народа банту отражены в их лингвистических категориях. Согласно этой точке зрения, африканскую философию лучше всего можно понять как вытекающую из фундаментальных предположений о реальности, отраженных в языках Африки.
Другим примером такого рода подхода является работа Эбигбери Джо Алагоа из Университета Порт-Харкорта в Нигерии доказывает существование африканской философии истории, вытекающей из традиционных пословиц дельты Нигера , который в своей статье «Африканская философия истории» . История в устной традиции». Алагоа утверждает, что в африканской философии возраст рассматривается как важный фактор в обретении мудрости и интерпретации прошлого. В поддержку этой точки зрения он цитирует такие пословицы, как «Больше дней, больше мудрости» и «То, что старик видит сидя, юноша не видит стоя». Истина видится вечной и неизменной («Истина никогда не гниет»), но люди подвержены ошибкам («Даже четвероногий конь спотыкается и падает»). Судить по внешности опасно («Большие глаза не означают острое зрение»), но наблюдениям из первых рук можно доверять («Кто видит, тот не ошибается»). Прошлое не рассматривается как принципиально отличающееся от настоящего, но вся история — это современная история («Рассказчик не рассказывает о другом времени года»). Будущее остается за пределами познания («Даже птица с длинной шеей не может видеть будущего»). Тем не менее сказано: «Бог переживет вечность». История считается жизненно важной («Тот, кто не знает своего происхождения, не человек»), а историки (известные как «сыны почвы») пользуются большим уважением («У сына земли зоркие глаза питона»). Однако эти аргументы следует воспринимать с долей культурного релятивизма, поскольку культурный диапазон в Африке невероятно огромен, среди населения существуют патриархаты, матриархаты, монотеисты и традиционные религиозные деятели, и поэтому взгляды групп дельты Нигера не могут быть восприняты с долей культурного релятивизма. быть применено ко всей Африке.
Другое, более спорное применение этого подхода воплощено в концепции Негритюда . Леопольд Сенгор , сторонник негритюда, утверждал, что отчетливо африканский подход к реальности основан на эмоциях, а не на логике, проявляется в участии, а не в анализе, и проявляется через искусство, а не науку. Шейх Анта Диоп и Мубабинге Билоло, с другой стороны, согласившись с тем, что африканская культура уникальна, бросили вызов взгляду на африканцев как на людей по своей сути эмоциональных и артистичных, утверждая, что Египет был африканской культурой, чьи достижения в области науки , математики , архитектуры и философии были выдающийся. Эту философию также можно оклеветать как чрезмерно редукционистскую из-за очевидных научных и академических триумфов не только Древнего Египта, но также Нубии, Мероэ, а также великой библиотеки Тимбукту, обширных торговых сетей и королевств Северной Африки, Западной Африки. , Центральная Африка, Африканский Рог и Великая Зимбабве и другие крупные империи Южной, Юго-Восточной и Центральной Африки.
Критики этого подхода утверждают, что настоящая философская работа по созданию последовательной философской позиции выполняется академическим философом (таким как Алагоа), и что высказывания одной и той же культуры могут быть выбраны и организованы множеством различных способов, чтобы создают очень разные, часто противоречивые системы мышления.
Философская проницательность — это своего рода индивидуалистическая версия этнофилософии, в которой фиксируются убеждения определенных особых членов сообщества. Предпосылка здесь состоит в том, что, хотя большинство обществ требуют от своих членов определенной степени соответствия убеждений и поведения, некоторые из этих членов достигают особенно высокого уровня знаний и понимания мировоззрений своей культуры; такие люди мудрецы. В некоторых случаях мудрец выходит за рамки простого знания и понимания и переходит к размышлениям и вопросам — они становятся объектами философской проницательности.
Критики этого подхода отмечают, что не все размышления и вопросы носят философский характер; кроме того, если бы африканскую философию определяли исключительно с точки зрения философской проницательности, то мысли мудрецов не могли бы быть африканской философией, поскольку они не записывали их от других мудрецов. Кроме того, с этой точки зрения единственной разницей между неафриканской антропологией или этнологией и африканской философией кажется национальность исследователя.
, несомненно, существует важное различие Критики далее утверждают, что проблема как этнофилософии, так и философской мудрости заключается в том, что между философией и историей идей , хотя другие философы считают эти две темы удивительно похожими. [25] верования таких народов, как акан или йоруба Аргумент состоит в том, что какими бы интересными ни были для философа , они остаются верованиями, а не философией. Назвать их философией — значит использовать второстепенный смысл этого термина, например: «Моя философия — живи и давай жить другим».
Профессиональная философия [ править ]
Профессиональная философия обычно определяется как философия, созданная африканскими философами, обученными в западной философской традиции, которая охватывает универсальный взгляд на методы и проблемы философии. [23] Философы, отнесенные к этой категории, часто явно отвергают предположения этнофилософии и принимают универсалистское мировоззрение философии, которое требует, чтобы вся философия была доступна и применима ко всем народам и культурам в мире. [23] И это несмотря на то, что конкретные философские вопросы, приоритетные для отдельных национальных или региональных философий, могут различаться. [23] Некоторые африканские философы, отнесенные к этой категории, - это Одера Орука, Полин Хунтонджи, Питер Бодунрин, Кваси Виреду, Ценай Серекеберхан, Марсьен Това и Лансана Кейта. [23]
Националистическая и идеологическая философия [ править ]
Националистическую и идеологическую философию можно рассматривать как особый случай философской мудрости, субъектами которого являются не мудрецы, а идеологи. Альтернативно, это рассматривалось как подкатегория профессиональной политической философии. В любом случае одна и та же проблема возникает с сохранением различия между идеологией и философией, а также между наборами идей и особым способом рассуждения. Примеры включают африканский социализм , нкрумаизм , харамби и аутентичность .
этика Африканская
Хотя Африка чрезвычайно разнообразна, похоже, что среди многих этнических групп существуют общие моральные идеи. [26] В ряде африканских культур этика сосредоточена на характере человека, и фраза «у него нет морали» переводится как «у него нет характера». [26] Характер человека отражает совокупность его поступков и привычек поведения; следовательно, его можно изменить в течение жизни человека. [26] В некоторых африканских культурах «личность» относится к взрослому человеку, проявляющему моральные добродетели, а тот, кто ведет себя плохо, не считается человеком, даже если его считают человеком. [26]
Хотя многие традиционные африканские общества очень религиозны, их религия не раскрывается, и, следовательно, этика не сосредоточена на божественных повелениях. [26] Напротив, этика гуманистична и утилитарна : она фокусируется на улучшении социального функционирования и процветании человека. [26] С другой стороны, социальное благосостояние — это не просто совокупность индивидуального благосостояния; скорее, существует коллективное «социальное благо», воплощающее ценности, которых хочет каждый, например, мир и стабильность. [26] В целом африканская этика является скорее социальной или коллективистской, чем индивидуалистической и объединенной идеологией. [26] Сотрудничество и альтруизм считаются решающими. [26] В отличие от большей части западной этики, африканская этика придает большее значение обязанностям просоциального поведения, чем правам как таковым. [26]
Африканская философия [ править ]
Африканская философия — это работа философов африканского происхождения и других людей, чьи работы посвящены проблемам африканской диаспоры . Это относительно новое (с 1980-х годов) и развивающееся название, данное африканской мысли, и ему уделяется должное внимание со стороны профессиональных организаций, включая Американскую философскую ассоциацию. [27]
Африканская философия включает в себя философские идеи, аргументы и теории, представляющие особый интерес для людей африканского происхождения. Некоторые из тем, исследуемых африканской философией, включают: досократовскую африканскую философию и современные дебаты, обсуждающие раннюю историю западной философии , постколониальную письменность в Африке и Америке, сопротивление чернокожих угнетению, черный экзистенциализм в Соединенных Штатах и значение слова «чернота» в современном мире. [26]
Список философов африканских
Это список известных философов, теоретизирующих в африканской традиции, а также философов с африканского континента.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Wiredu, Квази, изд. (01.01.2005). Спутник африканской философии . дои : 10.1002/9780470997154 . ISBN 9780470997154 .
- ^ Мукале, Эргимино Педро (осень 2015 г.). «Либертарианская парадигма в Нгоэнхе: вклад в африканскую философию». Философия Африканская . 17 : 45–54. дои : 10.5840/philafricana20151715 .
- ^ Холтон, Роберт; Нассон, Уильям Ричард (29 сентября 2009 г.). Мировые цивилизации и история развития человечества . Публикации EOLSS. ISBN 978-1-84826-213-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хербьёрнсруд, Даг (17 декабря 2018 г.). «Радикальная философия Египта: забудьте Бога и семью, пишите!» . Блог АПА . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Этийибо, Эдвин; Чимаконам, Джонатан (осень 2015 г.). «Африканская философия: прошлое, настоящее и будущее». Философия Африканская .
- ^ Питерс, Р.С. (1959). Полномочия, ответственность и образование . Лондон: Дж. Аллен и Анвин.
- ^ Морис Мухатия Макумба, Введение в африканскую философию: прошлое и настоящее (2007), с. 25.
- ^ «Африканская философия: Антология» . Wiley.com . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Чимаконам, Джонатан. «История африканской философии» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Геке, Кваме (1987). Очерк африканской философской мысли: концептуальная схема Акан . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Виреду, Кваси (1989). Об определении африканской философии . Публикации приложений.
- ^ «Нахождение и обсуждение доколониальной африканской философии | История философии без пробелов» . Historyofphilosophy.net . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хербьёрнсруд, Даг (17 декабря 2018 г.). «Радикальная философия Египта: забудьте Бога и семью, пишите!» . Блог АПА . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ Труппа, Кэлвин Л. (1995). «Августин Африканский: критик римского колониалистского дискурса» . Ежеквартальный журнал Риторического общества . 25 (1–4): 91–106. дои : 10.1080/02773949509391034 . ISSN 0277-3945 . JSTOR 3886277 .
- ^ Уэр, Рудольф Т., Ходячий Коран: исламское образование, воплощенные знания и история в Западной Африке, UNC Press Books (2014), стр. 101, ISBN 9781469614311 [1]
- ^ Мерфи, Дэвид, Сембене: Воображая альтернативы в кино и художественной литературе. Издательство Джеймса Карри (200), с. 63, ISBN 978-0-85255-555-2
- ^ Ханвик, Дж. О. (октябрь 1964 г.). «Новый источник биографии Ахмада Бабы аль-Тинбукти (1556–1627)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 27 (3): 568–593. дои : 10.1017/S0041977X00118385 . ISSN 1474-0699 . S2CID 162780325 .
- ^ «До канона: неевропейские женщины, основавшие философию – Даг Хербьёрнсруд | Очерки Эона» . Эон . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Якоб и Амо: африканские предшественники Локка, Юма и Канта - Даг Хербьёрнсруд | Очерки Эона» . Эон . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ Хербьёрнсруд, Даг (10 мая 2019 г.). «За пределами деколонизации: глобальная интеллектуальная история и реконструкция сравнительного метода» . Глобальная интеллектуальная история . 6 (5): 614–640. дои : 10.1080/23801883.2019.1616310 . ISSN 2380-1883 . S2CID 166543159 .
- ^ Самнер, Клод (1994). Эфиопская философия .
- ^ Менн, Стивен; Смит, Джастин Э.Х. (05 сентября 2020 г.). Философские диссертации Антона Вильгельма Амо о разуме и теле . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-750162-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Сэмюэл Олуоч Имбо, Введение в африканскую философию (1998), стр. 38-39,
- ^ говорит: Шака Иисус. «ТЕЛО, Ахилл» . ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ . Получено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Обзор африканской философии» , с. 172, Сто философов , Питер Дж. Кинг, Зебра, 2006 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гекье, Кваме (9 сентября 2010 г.). «Африканская этика» . Стэнфордская энциклопедия философии . Выпуск осень 2011 года . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Преступник-младший, Люциус Т. (2017), «Африканская философия» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено в 2019–2012 гг. -17
- ^ Окере, Теофил. Африканская философия: историко-герменевтическое исследование условий ее возможности . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки, 1983.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Амо, Антин Вильгельм Амо: Философские диссертации Антона Вильгельма Амо о разуме и теле (отредактированные и переведенные Стивеном Менном и Джастином Э. Х. Смитом ) (2000: Oxford University Press)
- К.К. Аньянву (и Э.А. Руч), Африканская философия: Введение , Католическое книжное агентство, 1981 г.
- Мубабинге Билоло, Вклад в историю признания философии в традиционной черной Африке (1978: Киншаса, католические факультеты Киншасы, лицензия по философии и африканским религиям)
- Мубабинге Билоло, Философские космо-теологии Древнего Египта. Проблемы, герменевтические предпосылки и основные проблемы . Академия африканской мысли, секта. Я, т. 1 (1986: Киншаса-Мюнхен-Либревиль, исследования африканских университетов)
- Питер О. Бодунрин, Философия в Африке: тенденции и перспективы (1985: University of Ife Press)
- Бабаджиде Дасаолу/Демиладе Оелакун, Концепция зла в мыслях йоруба и игбо: некоторые сравнения в: Philosophia: Электронный журнал философии и культуры – 10/2015.
- Эммануэль Чуквуди Эз (ред.): Африканская философия. Антология (1998: издательство Blackwell Publishers)
- Кристиан Б.Н. Гейд, «Рассуждение об африканской философии: новый взгляд на Ubuntu и правосудие переходного периода в Южной Африке» (2017: Lexington Books)
- Даг Хербьёрнсруд , Африканское Просвещение . Эон , декабрь 2017.
- Даг Хербьёрнсруд, Радикальная философия Египта: Забудьте о Боге и семье, пишите! Блог Американской философской ассоциации, декабрь 2018 г.
- Полин Дж. Хунтонджи, Африканская философия: миф и реальность (1983: Bloomington, Indiana University Press)
- Сэмюэл Олуоч Имбо, Введение в африканскую философию (1998: Rowman & Littlefield) ISBN 0-8476-8841-0
- Янхайнц Ян , Мунту: африканская культура и западный мир (1990: Гроув Вайденфельд) ISBN 0802132081
- Брюс Б. Янц, Африканская философия (PDF)
- Алексис Кагаме , Банту-руандийская философия бытия (перепечатка Джонсона, 1966 г.)
- Гекье Кваме, Очерк африканской философской мысли: концептуальная схема Акан (1995: Temple University Press) ISBN 1-56639-380-9
- Сафро Кваме, Чтение африканской философии: Коллекция Акан (1995: University Press of America) ISBN 0-8191-9911-7
- Т. Узодинма Нвала, Философия игбо , ISBN 978-245-453-2
- Джозеф И. Оморегбе, Африканская философия: вчера и сегодня (в Бодунрине; ссылки на переиздание в [EC Eze] [ред.] Африканская философия: Антология (1998: Oxford, Blackwell))
- Х. Одера Орука (редактор), Мудрая философия [Том 4 философии истории и культуры ] (1990: Э. Дж. Брилл) ISBN 90-04-09283-8 , ISSN 0922-6001.
- Ценай Серекеберхан (редактор), Африканская философия: основные материалы для чтения (1991: Paragon House) ISBN 1-55778-309-8
- Пласид Темпельс , Философия банту французском языке , Элизабетвиль, 1945. Полный текст на здесь .
- Кваси Виреду , Философия и африканец (1980: Издательство Кембриджского университета)
- Кваси Виреду (редактор), Товарищ по африканской философии (2004: Блэквелл)
- Кваси Виреду на пути к деколонизации африканской философии и религии в: Ежеквартальный журнал африканских исследований, Интернет-журнал африканских исследований, том 1, выпуск 4, 1998 г.
- Олабийи Бабалола Яй, (приглашенный редактор), Ежеквартальный журнал африканских исследований , том 1, выпуск 4 (1998): Религия и философия в Африке
Внешние ссылки [ править ]
- Джонатан О. Чимаконам, История африканской философии в Интернет-энциклопедии философии
- Гейл М. Пресби, Философия африканских мудрецов в Интернет-энциклопедии философии
- Люциус Т. Аутло младший. «Африканская философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Igwebuikepedia: Интернет-энциклопедия африканской философии
- Африканская философия — Центр африканских исследований
- Серия «Африканская философия» « История философии без пробелов » подкаста