Jump to content

Усман Сембен

(Перенаправлено с Усмана Сембене )

Усман Сембен
Рожденный ( 1923-01-01 ) 1 января 1923 г.
Зигиншор , Казаманс , Французская Западная Африка
Умер 9 июня 2007 г. (09.06.2007) (84 года)
Дакар , Сенегал
Занятие Кинорежиссер, продюсер, сценарист, актер и автор
Язык Волоф , французский
Национальность Сенегальский
Годы активности 1956–2003
Известные работы Бором Саррет (1963)

Черная девушка (1966)

Мандаби (1968)
Веб-сайт
Официальный сайт

Усман Сембен (англ. Французский: [usman sɑ̃bɛn] ; 1 января 1923 г. или 8 января 1923 г. [1] — 9 июня 2007) — сенегальский кинорежиссер, продюсер и писатель. Газета Los Angeles Times считала его одним из величайших авторов Африки, и его часто называли «отцом африканского кино». [2]

Ему часто приписывали работу во французском стиле как Сембена Усмана , которую он, похоже, одобрял как способ подчеркнуть «колониальное навязывание» этого ритуала именования и ниспровергнуть его. [3]

Усман Сембен, происходящий из семьи Серер по линии матери по линии Матар Сен, особенно любил религиозные праздники Серер. Особенно его заинтриговал фестиваль Туур . [4]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сын рыбака и его жены, Усман Сембен родился в Зигиншоре в Казамансе в семье Лебу . С детства он был знаком с религией Серер через людей своей матери, особенно через фестиваль Туур , на котором его сделали «слугой культа». Хотя Туур требует подношений простокваши духам предков ( Пангул ), Сембен не относился серьезно к своим обязанностям культового служителя и был известен тем, что пил подношения, сделанные предкам. [4] Некоторые из его взрослых работ основаны на темах Серера . Его вырастила бабушка по материнской линии и оказала на него большое влияние. Женщины играют в его произведениях главную роль. [4]

Знание Сембеном французского и базового арабского языка , помимо волофа , его родного языка, последовало за его посещением медресе , как это было обычным для многих мусульманских мальчиков, и французской школы до 1936 года, когда он столкнулся с директором. Сембен работал со своим отцом (он был склонен к морской болезни) до 1938 года. В возрасте пятнадцати лет он переехал в Дакар , где выполнял различные работы ручного труда . [5]

В 1944 году, во время Второй мировой войны и после падения Франции , Сембен был призван в сенегальские тиралеры (корпус французской армии ). [6] Его более поздняя во время Второй мировой войны служба проходила в Силах Свободной Франции . После войны он вернулся на родину. В 1947 году он участвовал в длительной забастовке железнодорожников , на которой позже основал свой основополагающий роман « Божьи куски дерева» (1960).

В конце 1947 года Сембен тайно скрылся во Франции, где работал на заводе Citroën в Париже. Он отправился на юг, чтобы работать в доках Марселя , где стал активным участником французского профсоюзного движения. Он присоединился к возглавляемой коммунистами ВКТ и Коммунистической партии , помогая возглавить забастовку, чтобы воспрепятствовать поставкам оружия для французской колониальной войны во Вьетнаме . За это время он открыл для себя эпохи Возрождения гарлемского писателя Клода Маккея и гаитянского писателя-марксиста Жака Румена .

Ранняя литературная карьера

[ редактировать ]

Сембен научился читать и писать по-французски. Он использовал многие моменты своего жизненного опыта в своем дебютном романе « Le Docker Noir» , написанном на французском языке (1956, позже опубликованном на английском языке как «Черный докер »). [2] Это история Диау, африканского грузчика , который сталкивается с расизмом и жестоким обращением в доках Марселя . Диау пишет роман, который позже украден белой женщиной и опубликован под ее именем. Когда он противостоит ей, он случайно убивает ее. Его судят и казнят в сценах, очень напоминающих Альбера Камю » «Незнакомец (1942, также переведенный как «Посторонний »). [ нужна ссылка ]

Хотя Сембен уделяет особое внимание жестокому обращению с африканскими иммигрантами, он также подробно описывает притеснение арабских и испанских рабочих. Он показывает, что эти проблемы касаются ксенофобии в такой же степени, как и расы . Это написано в стиле соцреализма , как и большая часть его последующих произведений. Его дебют положил начало литературной репутации Сембена. Успех этого романа обеспечил достаточную финансовую отдачу, чтобы он мог продолжать писать. [ нужна ссылка ]

Второй роман Сембена « O Pays, mon beau peuple!» ( О страна, мой прекрасный народ!, 1957), повествует история Умарфа. Он амбициозный чернокожий сенегальский фермер, который возвращается в свой родной Казаманс с новой белой женой и идеями по модернизации методов ведения сельского хозяйства в этом районе. Умар борется как с французским колониальным правительством, так и с общественным порядком деревни, и в конце концов его убивают. О Пэйс, мой прекрасный народ! имел международный успех, и Сембен получил приглашения со всего мира, особенно из коммунистических стран, таких как Китай, Куба и Советский Союз . [ нужна ссылка ]

Третий и самый известный роман Сембена — «Les Bouts de Bois de Dieu» ( «Божьи куски дерева» , 1960); [2] большинство критиков считают это его шедевром, с которым может соперничать только Ксала . Роман представляет собой вымышленное повествование о забастовке железнодорожников на линии Дакар-Нигер , которая продолжалась с 1947 по 1948 год. Хотя харизматичный и блестящий представитель профсоюза Ибрагима Бакайоко является самой центральной фигурой, в романе нет настоящего героя, кроме общины. сам. Люди объединяются перед лицом трудностей и угнетения, чтобы отстоять свои права. Соответственно, в романе фигурирует около пятидесяти персонажей как из Сенегала, так и из соседнего Мали , показывая удар со всех возможных сторон. В этом роман часто сравнивают с Эмиля Золя » «Жерминалем . [ нужна ссылка ]

Сембен Вслед за «Les Bouts de Bois de Dieu» выпустил рассказов сборник «Вольтаик» ( «Племенные шрамы» , 1962). В сборник вошли рассказы, повести и басни, в том числе « Черная ночь… », которую он позже адаптирует как свой первый фильм. В 1964 году он выпустил «Харматтан» ( « Харматтан» ), эпический роман о референдуме за независимость, который проходит в африканской столице.

С 1962 по 1963 год Сембен в течение года изучал кинорежиссуру на Киностудии имени Горького в Москве под руководством советского режиссера Марка Донского . Там же училась Сара Мальдорор , франко-гваделупская художница, ставшая первой женщиной, снявшей художественный фильм в Африке. [7]

Позже литературная карьера

[ редактировать ]

С публикацией в 1965 году новелл Le mandat, precédé de Vehi-Ciosane ( «Денежный перевод» и «Белый генезис ») акценты Сембена начали смещаться. Точно так же, как он когда-то атаковал расовое и экономическое притеснение, проводимое французским колониальным правительством, этими работами он обратил свое внимание на коррумпированную африканскую элиту, которая последовала за ней во время независимости.

Он был одним из авторов журнала Lotus , который был основан в Каире в 1968 году и финансировался Египтом и Советским Союзом . [8]

Сембен продолжил эту тему в романе «Хала» (1973), рассказавшем историю Эль-Хаджи Абду Кадер Бея, богатого бизнесмена. В самую ночь свадьбы со своей красивой молодой третьей женой Эль-Хаджи страдает импотенцией («ксала» на языке волоф) и считает, что это вызвано проклятием. Эль-Хаджи становится одержим идеей снять проклятие посредством посещения марабутов . Только потеряв большую часть своих денег и репутации, он обнаруживает, что был проклят нищим, живущим возле его офиса, которому он причинил вред, приобретая свое состояние.

Le Dernier de l'empire ( «Последний из Империи» , 1981), последний роман Сембена, изображает коррупцию и возможный военный переворот в новой независимой африканской стране. Его парные новеллы 1987 года Niiwam et Taaw ( Нивам и Таав ) продолжают исследовать социальный и моральный коллапс в городах Сенегала.

Благодаря Les Bouts de Bois de Dieu и Xala , Сембен считается одной из ведущих фигур в африканской постколониальной литературе . Самба Гаджиго отмечает, что его влияние достигло аудитории за пределами Африки: «Из десяти опубликованных литературных произведений Сембена семь были переведены на английский язык». [9] Напротив, нигерийские писатели-первопроходцы Чинуа Ачебе и Воле Сойинка писали свои произведения на английском языке, что облегчило их признание за пределами Нигерии.

Как автор, озабоченный социальными изменениями, Сембен хотел затронуть широкую аудиторию. Он понимал, что его письменные произведения дойдут только до культурной элиты, а фильмы — это «вечерняя школа для народа». [2] и может охватить гораздо более широкую африканскую аудиторию.

В 1963 году Сембен снял свой первый короткометражный фильм « Баром Саррет» («Вагонер»). В 1964 году он снял еще один короткометражный фильм под названием « Ниайе» . В 1966 году он снял свой первый полнометражный фильм « Черный мир…» , основанный на одном из его собственных рассказов; это был первый художественный фильм, когда-либо выпущенный режиссером из стран Африки к югу от Сахары. Несмотря на то, что фильм на французском языке длился всего 60 минут, он получил приз Жана Виго . [2] привлечение немедленного международного внимания как к африканскому кино в целом, так и к Сембену в частности. Сембен последовал этому успеху с фильмом «Мандаби» 1968 года , осуществив свою мечту о создании фильма на своем родном языке волоф . [2]

Его более поздние фильмы на языке волоф включают «Ксала » (1975, основанный на его собственном романе), «Седдо» (1977), «Кэмп де Тиарой» (1987) и «Гельваар» (1992). Сенегальский выпуск «Седдо» подвергся жесткой цензуре , якобы из-за проблем с документами Сембена, хотя некоторые критики предполагают, что эта цензура была больше связана с интерпретацией правительством того, что можно было считать антимусульманским содержанием в фильме. [10] [11] [12]

Сембен сопротивлялся этому действию, распространяя в кинотеатрах листовки с описанием цензурированных сцен, и выпустил фильм неразрезанным для международного рынка.

В 1971 году Сембен также снял фильм на французском языке и Диоле под названием Emitaï . Он был представлен на VII Московском международном кинофестивале , где получил серебряный приз. Он был запрещен правительствами всей Французской Западной Африки. [10] [13] [14] Его фильм 1975 года «Хала» был представлен на 9-м Московском международном кинофестивале . [15]

В 1977 году его фильм «Седдо» был представлен на X Московском международном кинофестивале . [16] В том же году Сембена пригласили стать членом жюри 27-го Берлинского международного кинофестиваля . [17] На 11-м Московском международном кинофестивале в 1979 году он был удостоен Почетной премии за вклад в кинематограф. [18]

Постоянными темами фильмов Сембена являются история колониализма , недостатки религии, критика новой африканской буржуазии и сила африканских женщин.

Его последний фильм, полнометражный фильм «Мулааде» 2004 года , получил награды на Каннском кинофестивале 2004 года. [19] и FESPACO кинофестиваль в Уагадугу , Буркина-Фасо . Фильм, действие которого происходит в небольшой африканской деревне в Буркина-Фасо, исследует спорную тему калечащих операций на женских половых органах .

Сембен часто играет эпизодическую роль в своих фильмах. Например, в «Мандаби» он играет писателя на почте. [20]

Усман Сембен умер 9 июня 2007 года в возрасте 84 лет. Он болел с декабря 2006 года и умер в своем доме в Дакаре, Сенегал, где его похоронили в саване, украшенном стихами Корана. [21] У Сембена остались трое сыновей от двух браков. [22]

Сейпати Булане Хопа, генеральный секретарь Панафриканской федерации кинематографистов (FEPACI), охарактеризовал Сембена как «светило, которое зажгло факел для простых людей, чтобы они могли идти по пути света... голос, который говорил без колебаний, человек с безупречный талант, который непоколебимо придерживался своих художественных принципов и делал это с большой честностью и достоинством». [23]

Министр искусств и культуры Южной Африки Палло Джордан пошел еще дальше, восхваляя Сембена как «всесторонне развитого интеллектуала и исключительно культурного гуманиста… информированного социального критика, [который] предоставил миру альтернативные знания об Африке». [23]

Работает

[ редактировать ]
  • Сембен, Усман (1956). Черный Докер . Париж: Дебресс. Также новое издание издательства Présence Africaine 2002 года.
  • Сембен, Усман (1957). О Страна, мой прекрасный народ! . Амио Дюмон, 1957 год. OCLC   1009422560 .
  • Сембен, Усман (1988). Божьи деревяшки: Банти мам йалл . [Париж]: Современная книга. OCLC   62109468 . Более позднее издание оригинала 1960 года.
  • Сембен, Усман (1962). Вольтова ( фр . ) . Париж: Африканское присутствие. OCLC   312515053 . Короткие рассказы.
  • Сембен, Усман (1964). Харматтан (роман) . Париж: Африканское присутствие. OCLC   460661419 . Перепечатано в 1973 году.
  • Сембен, Усман (1965). Vehi-Ciosane или Blanche-Genèse, за которым следует Mandate . Париж: Presence Africaine (Лигуже, имп. Обена). OCLC   460661424 .
  • Сембен, Усман (1973). Ксала . Париж: африканское присутствие.
  • Сембен, Усман (1981). Последний из Империи . Париж: L'Harmattan. ISBN  9782858021697 . OCLC   405576233 .
    • Сембен, Усман (1983). Последний из Империи: Сенегальский роман . Перевод Адамса, Адриана. Лондон: Хайнеманн. ISBN  9780435902506 . ОСЛК   10030343 . «Ключ к сенегальской политике» – Вернер Глинга.
  • Сембен, Усман (1987). Ниивам: новости . Париж: африканское присутствие. ISBN  9782708704862 . OCLC   631337297 .
    • Сембен, Усман (1991). Ниивам и Таау [две новеллы] . [Кейптаун]: Д. Филип. ISBN  9780864861221 . ОСЛК   24360778 . Также Оксфорд и Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann, 1992.

Избранная фильмография

[ редактировать ]

Среди фильмов Сембена: [24] [25] [26] [27]

Год Фильм Жанр Роль Продолжительность (мин)
1963 Бором Саррет Драма короткометражка
Портрет бедного сенегальца.
Первый фильм, снятый чернокожим африканцем. [26]
Режиссер и писатель 20 м
1964 Ниайе Драма короткометражка
Скандал с беременной девушкой
Режиссер и писатель 35 м
1966 Black Girl (оригинальное название: La noire de... ) Драматический фильм
Сенегальская девушка становится служанкой во Франции
Режиссер и писатель 65 м
1968 Мандаби Драматический фильм
Сенегалец должен справиться с денежным переводом из Парижа
Режиссер и писатель 92 м
1970 Таув Драма короткометражка
Молодой человек обустраивает дом для своей беременной девушки
Режиссер и писатель 24 м
1971 Эмитай Драматический фильм
Жители Джолы протестуют против во время Второй мировой войны призыва французов
Режиссер и писатель 103 м
1975 Тетя Комедия
Коррумпированный политик проклят бессилием
Режиссер и писатель 123 м
1977 Я сдаюсь Драматический фильм
В знак протеста посторонние ( Седдо , немусульмане) похищают черную принцессу.
Режиссер и соавтор сценария с Кэрри Сембене 120 м
1988 Лагерь Тиарой Историческая драма
в 1944 году Во время резни в Тиаройе французские войска убили восставших вернувшихся чернокожих солдат.
Сорежиссер и соавтор сценария с Тьерно Фати Соу 147 м
1992 Истинный Драматический фильм
Религиозно-политическая сатира на ошибочное захоронение
Режиссер и писатель 115 м
2000 Фаат Кине Драматический фильм
Незамужняя мать добивается профессиональных успехов
Режиссер и писатель 120 м
2004 Мулааде Драматический фильм
Женщины протестуют против калечащих операций на женских половых органах
Режиссер и писатель 124 м

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Самба Гаджиго (6 мая 2010 г.). Усман Сембен: Становление воинствующего художника . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN  978-0-253-00426-0 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «Усман Сембене, 84 года. Сенегальца называют «отцом африканского кино» » . Лос-Анджелес Таймс . 14 июня 2007 года . Проверено 11 ноября 2017 г.
  3. ^ Жонассэн, Жан (2010). «Кино Сембена Усмана, (двойная) контрэтнография: (Заметки к исследованию)» . Этнологии (на французском языке). 31 (2): 241–286. дои : 10.7202/039372ар . ISSN   1481-5974 . S2CID   192052034 .
  4. ^ Jump up to: а б с (на английском языке) Гаджиго, Самба, «Усман Сембен: Становление воинствующего художника», Indiana University Press, (2010), стр. 16, ISBN   0253354137 [1] (Проверено: 10 августа 2012 г.)
  5. ^ «Усман Сембене: Жизнь революционного художника» . newsreel.org . Проверено 4 октября 2016 г.
  6. ^ Буш, Аннетт; Аннас, Макс (2008). Усман Сембен: Интервью . Университетское издательство Миссисипи. ISBN  9781934110867 .
  7. ^ Хардинг, Джереми (23 мая 2024 г.). « Меня интересуют только женщины, которые борются» ». Лондонское обозрение книг : 31–34.
  8. ^ Фирозе Манджи (3 марта 2014 г.). «Возникновение и значение Лотоса» . КОДЕСРИА . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 24 октября 2021 г.
  9. ^ Самба Гаджиго «УСМАН СЕМБЕНЕ: ЖИЗНЬ РЕВОЛЮЦИОННОГО ХУДОЖНИКА» Калифорнийская кинохроника, Сан-Франциско [2]
  10. ^ Jump up to: а б «Эмитай Седдо» . Проверено 17 октября 2013 г.
  11. ^ Берридан, Бренда Ф. (2004), «Трансатлантический звуковой ландшафт» Ману Дибанго и Седдо , в фокусе африканских фильмов . Издательство Университета Индианы, стр. 151.
  12. ^ Буш, Аннетт и Макс Аннас (редакторы), (2008). Усман Сембен: Интервью . Университетское издательство Миссисипи, с. 135.
  13. ^ «Седдо Эмитай Усман Сембене» . 2 февраля 1998 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 17 октября 2013 г.
  14. ^ «7-й Московский международный кинофестиваль (1971)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 года . Проверено 24 декабря 2012 г.
  15. ^ «9-й Московский международный кинофестиваль (1975)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 6 января 2013 г.
  16. ^ «10-й Московский международный кинофестиваль (1977)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 13 января 2013 г.
  17. ^ «Берлинале 1977: Жюри» . berlinale.de . Проверено 19 июля 2010 г.
  18. ^ «11-й Московский международный кинофестиваль (1979)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 года . Проверено 20 января 2013 г.
  19. ^ «Каннский фестиваль: Мулааде» . фестиваль-канны.com . Проверено 2 декабря 2009 г.
  20. ^ Франсуаза, Пфафф (1993). «Уникальность кино Усмана Сембене» . Вклад в исследования чернокожих . 11 (1).
  21. Каллимачи, Рукмини «Отец африканского кино, похороненный в Сенегале» 12 июня 2007 г. [3] Архивировано 22 августа 2007 г. в Wayback Machine.
  22. ^ Макнаб, Джеффри (13 июня 2007 г.). «Некрологи – Усман Сембене » . Независимый . Архивировано из оригинала 12 октября 2011 года . Проверено 14 ноября 2009 г.
  23. ^ Jump up to: а б Дань уважения Усману Сембене: 1923–2007. Архивировано 24 сентября 2007 года в Wayback Machine , screenafrica.com.
  24. ^ «Усман Сембен. Режиссер, сценарист, актер, продюсер, сценарист, заинтересованное лицо. Сенегал» . africulturals.com (на французском языке). Сельское хозяйство. Миры в отношениях. 2023 . Проверено 8 октября 2023 г.
  25. ^ «Усман Сембен Кинорежиссер, писатель, актер, продюсер, сценарист, заинтересованное лицо» . africine.org . Африканская федерация кинокритиков (FACC). 2020 . Проверено 8 октября 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б Усман Сембен на IMDb
  27. ^ «Директор Усман Сембен» . Нью-Йорк: Фестиваль африканского кино, Inc. (AFF) . Проверено 8 октября 2023 г.
[ редактировать ]

На французском языке

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03e615311fd56ebb3b2bba4c6619af3a__1720212300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/3a/03e615311fd56ebb3b2bba4c6619af3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ousmane Sembène - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)