Черная девушка (фильм 1966 года)
черная девушка | |
---|---|
![]() Афиша французского театрального релиза | |
Черный из… | |
Режиссер | Усман Сембен |
Написал | Усман Сембен |
Продюсер: | Андре Звобода |
В главных ролях |
|
Кинематография | Кристиан Лакост |
Под редакцией | Андре Годье |
Распространено | Видео жителя Нью-Йорка |
Дата выпуска |
|
Время работы | 55 минут |
Страны | Франция Сенегал |
Язык | Французский |
Черная девушка ( фр . La noire de... ) — французско-сенегальский драматический фильм 1966 года , сценарий и режиссёр Усман Сембен в его режиссёрском дебюте . [ 1 ] Он основан на рассказе из сборника Сембена «Вольтаик» 1962 года, который, в свою очередь, был вдохновлен случаем из реальной жизни. «Черная девушка» В фильме Мбиссин Тереза Диоп играет Диуану, молодую сенегальскую женщину, которая переезжает из Дакара , Сенегал, в Антиб , Франция, чтобы работать на французскую пару. Во Франции Диуана надеется продолжить свою прежнюю работу няней и предвкушает новый космополитический образ жизни. Однако по прибытии на Антиб Диуана подвергается жестокому обращению со стороны пары, которая заставляет ее работать служанкой. Она все больше осознает свое стесненное и отчужденное положение и начинает сомневаться в своей жизни во Франции.
«Черную девушку» часто считают первым фильмом африканского режиссера из стран Африки к югу от Сахары, получившим международное внимание. [ 2 ] Хотя после первого выхода он был плохо принят западными кинокритиками, к 2010-м годам он стал считаться классикой мирового кино .
Сюжет
[ редактировать ]Сюжет постоянно перемещается между нынешней жизнью Диуаны во Франции, где она работает прислугой, и воспоминаниями о ее предыдущей жизни в Сенегале.
В воспоминаниях выясняется, что она родом из бедной деревни недалеко от Дакара . Большинство людей неграмотны, и Диуана бродил по городу в поисках работы. Однажды персонаж «Мадам» приходит на площадь в поисках прислуги и выбирает Диуану среди безработных женщин. Диуану выбрали потому, что она не требует настойчиво работать, как другие женщины; в отличие от остальных, она не торопилась вперед, требуя работы. Первоначально мадам нанимает Диуану присматривать за ее детьми в Дакаре. В качестве подарка Диуана дарит своим работодателям традиционную маску, которую она купила у маленького мальчика за 50 гиней, и они выставляют ее у себя дома. Когда Диуана не работает, она гуляет со своим парнем. Затем месье и мадам предлагают Диуане работу у них во Франции. Диуана в восторге и сразу же начинает мечтать о своей новой жизни во Франции.

По прибытии Диуана занята приготовлением пищи и уборкой для богатой пары и их друзей. Мадам обращается с ней недоброжелательно, и Диуана не понимает ее роли. Она думала, что будет заботиться о детях, как в Сенегале, и сможет выйти на улицу и открыть для себя Францию. Тем не менее, во Франции она не выходит из квартиры, а только готовит и убирает в доме – явный контраст с ее предыдущей жизнью в Сенегале, где она проводила много времени на открытом воздухе. Когда Диуана работает, она носит маскарадное платье и туфли на каблуках. Хозяйка дома велит ей снять их, говоря: «Не забывай, что ты горничная». На одном из званых обедов пары один из их друзей целует Диуану в щеки в типичной европейской манере, объясняя: «Я никогда раньше не целовал черную девушку!»
Диуана получает письмо от матери, которое месье читает ей. Мать Диуаны спрашивает, почему она не получила известий от дочери, и просит денег. Диуана рвет письмо. Мадам не дает ей спать после завтрака и кричит, чтобы она пошла на работу. Диуана пытается забрать маску, которую она дала мадам, и начинается борьба. Мадам говорит Диуане, что если она не будет работать, она не сможет есть. Таким образом, Диуана отказывается работать. После того, как месье пытается выплатить ей зарплату, а Диуана отказывается принять ее зарплату, Диуана кончает жизнь самоубийством, перерезав себе горло в ванне семейного дома. Фильм заканчивается тем, что месье отправляется в Сенегал, чтобы вернуть чемодан, маску и деньги Диуаны ее семье. Он предлагает матери Диуаны деньги, но она отказывается. Когда месье покидает деревню, за ним бежит маленький мальчик в маске.
Бросать
[ редактировать ]- Мбиссин Тереза Диоп в роли Гомиса Диуана
- Анн-Мари Елинек в роли мадам
- Роберт Фонтейн, как месье
- Момар Нар Сене — парень Диуаны
Темы
[ редактировать ]Этот фильм посвящен последствиям колониализма и расизма в Африке и Европе. Эти темы подчеркиваются повторяющимся появлением африканской маски , которую Диуана дарит своим работодателям в первый день работы в доме в Дакаре. Сначала они поместили маску вместе с другими произведениями африканского искусства, а позже во Франции маска висит одна на белой стене в квартире французской пары. Маска имеет разные значения:
- В основном он представляет Диуану; вначале, когда она передает маску французской семье, они кладут маску между другими местными масками, поскольку она все еще находится на своей родине, в окружении знакомых ей людей и знакомой обстановки. Но когда они переезжают во Францию, маска остается одна на белой стене, как Диуана один во Франции, окруженный белыми стенами и белыми людьми.
- Кроме того, это означает тех африканцев, которые вынуждены переезжать со своей родины в Европу в поисках счастья, ставя под сомнение мобильность, «визуальную гегемонию» и изгнание, колониальную динамику и ее наследие. [ 2 ]
- Другая аналогия между маской и Африкой, например, в последней сцене, когда за белым человеком следует ребенок в маске, представляет собой прошлое Африки, которое всегда будет преследовать ее колонизаторов, но также означает неопределенное будущее Африки.
- Более того, последний акт неповиновения Диуаны очень важен для статуса Африки; Мадам и Диуана борются за маску как Франция, но в более общем плане Европа боролась за свое господство на африканских территориях, но в конце 20-го века африканские территории получили независимость, поскольку Диуана в конце битвы получил маску.
Маска является символом единства и идентичности, но сегодня для неафриканцев это всего лишь «сувенир».
Маска представляет собой новый дом Диуны. Маски в Африке — это место, где обитают духи умерших и продолжают оставаться частью жизни. В сочетании с мальчиком эта сцена является мощным свидетельством, ставшим классикой африканского кино. Диуана не умер. Она — часть будущего (представленная ребенком): Сцена означает «Будущее наблюдает за тобой».
По ходу фильма Диуана становится все более подавленным и одиноким. С каждым днем ее африканская идентичность ухудшается, поскольку ее считают не чем иным, как служанкой мадам. Теоретики объяснили, что помещение любого человека в подчиненное положение в контексте дискурса вызывает большое умственное напряжение. Фанон утверждает, что это заставляет и разум, и тело чувствовать себя неполноценными, в результате чего колонизированные люди меньше чувствуют себя людьми. [ 3 ] Именно такой опыт имеет Диуана. В фильме показано, как колониализм может разрушить все мышление человека и заставить его столкнуться с личным ущербом помимо разрушений, уже причиненных колониализмом.
Концепция грамотности также является очень ценным аспектом изображения колониализма. Автор Рэйчел Лэнгфорд подчеркивает важность этого события и то, как у него отнимают личность Диуаны. Из-за ее неграмотности, когда ее мать отправляет Диуане письмо, мадам и месье берут на себя ответственность написать за нее ответ Диуаны, прося ее исправить их, если они сделают что-то не так. Пока Диуана страдает, они начинают говорить ее матери, что она прекрасно и полноценно проводит время во Франции. Диуана приходит в ярость, рассказывая, что это не ее письмо, хотя и не поправляет пару. [ 4 ] Этот сценарий важен для темы колониализма, поскольку Диуана не развивает свою жизнь и личность. Его создал для нее колонизатор. В фильме показан ущерб, который колониализм может нанести отдельному человеку.
Что касается представления расизма, то оно выражается в отношениях Диуаны и мадам. Эти персонажи представляют проблему властных отношений между Африкой и западным государством. [ 5 ] В начале фильма показана большая группа женщин, которые каждое утро ждут на обочине улицы в надежде, что их возьмут на работу. Эта простая сцена сразу показывает разницу в силе между двумя государствами. Каждая из этих женщин мечтает прожить фантастическую жизнь по прибытии в Европу, но сталкивается с негативной реальностью. Когда Диуану нанимают и она приезжает во Францию, она обнаруживает, что находится в изоляции от окружающего мира и вынуждена ежедневно сталкиваться с проблемой расизма. Даже когда в дом приходят гости, ее выставляют напоказ гостям. Из-за цвета ее кожи и страны происхождения ее считают новинкой, а не человеком, о котором нужно заботиться.
В фильме подчеркивается социальная иерархия и то, как раса используется для создания этого разделения. Выражается, что социальный порядок может быть поддержан только при сотрудничестве как эксплуататора, так и эксплуатируемых. [ 6 ] Единственный способ обеспечить услужливость эксплуатируемых — это сломить их дух, разрушив их идентичность, уделив особое внимание их расе. Этот метод использовали многие колонизаторы, и он изображен в этом фильме.
Значение
[ редактировать ]В своей книге 1997 года «Кино как политика » Джонатан Розенбаум приводит доводы в пользу «Черной девушки» как символического происхождения африканского кинопроизводства к югу от Сахары, по крайней мере, в той степени, в которой авторство принадлежало рожденному и воспитанному африканцу. [ 7 ]
Кроме того, фильм, снятый с точки зрения сенегальской женщины, является редким отражением голосов колонизированных людей. Хотя Сенегал обрел независимость в 1960 году (до того, как действие фильма происходит), колониальное угнетение все еще процветает на протяжении всего фильма. Это проявляется в объективации Диуаны и подавлении ее мечтаний и амбиций. Ее объективируют мадам, которая обращается с ней как со служанкой, и несколько других персонажей, включая друга мадам, который целует Диуану в щеки в типичном европейском приветствии, не спрашивая. Ее амбиции подавляются отсутствием образования и финансов как у мадам, так и у Диуаны, хотя она отказывается принимать зарплату. Диуана мечтает пойти во французские магазины, увидеть красивые виды и вести роскошный образ жизни, но у нее нет на это ресурсов. Отчасти эту мечту она пытается выразить, надевая платья и туфли на каблуках во время работы; однако мадам кричит ей, чтобы она сняла эту одежду, и напоминает Диуане, что она горничная, поэтому такая одежда ей не нужна. При этом мадам подавляет мечты и надежды Диуаны, одновременно утверждая неравенство между их характерами. Для Диуаны Франция должна была стать ее шансом на свободу, богатство и счастье. Сембен показывает в своем фильме, что, хотя у Диуаны (и колонизированных людей) есть возможность прямо за ее дверью, в буквальном смысле, она никогда не сможет осуществить свои мечты из-за угнетения мадам (колонизатора) и институциональной дискриминации, укоренившейся в обществе. ; и колонизатор предлагает эту мечту как способ манипулировать колонизированными, заставляя их угнетаться. [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]Критический прием
[ редактировать ]Критики в США и Европе изначально не признавали Черной девушки непреходящую силу « 1969 года ». Рецензия New York Times от была вялой, выражая восхищение «простотой, искренностью и сдержанным гневом по отношению к новому бремени освобожденного чернокожего человека», но обнаруживая недостатки в том, что он «неравномерно распределен» по отношению к белой паре, особенно к месье которого рецензент описывает как «растерянного, но внимательного джентльмена». [ 9 ] В отрицательной рецензии 1969 года Роджер Эберт описывает фильм как «медленный и заурядный». Он также жалуется, что «предпринимается мало попыток проникнуть в сознание персонажей», особенно белой пары, нанимающей главного героя. [ 10 ] В обзоре The Village Voice 1973 года фильм назван «чрезмерно дидактическим и мелодраматичным», но признается, что он предлагает ценную африканскую перспективу, которая находит отклик у зрителей в бывших французских колониях. [ 11 ]
Тем не менее, уже в 1981 году Анджела Дэвис отмечает (о домашних работниках): «Их трагическое положение блестяще запечатлено в фильме Усмана Сембена под названием «Черный мир… » [ 12 ]
Когда критики вновь обратились к фильму после его реставрации в 2016 году, они нашли больше похвал. В статье, посвященной Черной девушки пятидесятилетию « », А. О. Скотт из The New York Times описывает фильм как «одновременно мощный и неизменно современный», добавляя, что «сила искусства г-на Сембена — явная красота, которая является самой яркой чертой его ранних фильмов, заключается в его гуманизме». [ 13 ] В эссе 2017 года для The Criterion Collection Эшли Кларк характеризует «Черную девушку» как «элегантно резкую инсценировку постколониальной боли». Он отмечает, что Мадам будет главным героем евроцентристской версии этой истории, но что «фокус полностью сместился», сосредоточив внимание на опыте Диуаны, которого Кларк описывает как «освежающе многомерного персонажа». [ 14 ] В статье для The Guardian Джордан Хоффман описывает «Черную девушку» как «ослепительную» и «необходимую для просмотра всестороннему любителю кино». [ 15 ]
Награды
[ редактировать ]- 1966, Приз Жана Виго за лучший художественный фильм.
- 1966, Танит д'Ор, Карфагенский кинофестиваль. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ноуэлл-Смит, Джеффри (1996). Оксфордская история мирового кино . ISBN 0-19-874242-8 .
- ^ Jump up to: а б Понзанези, Сандра и Верена Бергер. «Введение: жанры и образы в постколониальном кино в Европе», Transnational Cinemas, Vol. 7, № 2, 2016 г.
- ^ Рэйчел Лэнгфорд, «Черное и белое в черно-белом: идентичность и кинематография в фильме Усмана Сембена La Noire de… / Black Girl (1966)», Исследования французского кино 1, вып. 1 (2001), 14.
- ^ Лэнгфорд, «Черное и белое», 20.
- ^ Лэнгфорд, «Черное и белое», 13.
- ^ Аня Лумба, «Положение колониальных и постколониальных исследований», Колониализм / Постколониализм, 3-е изд. (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2015), 134.
- ^ Розенбаум, Джонатан (1997). Кино как политика . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 284 . ISBN 0-520-20615-0 .
- ^ Хамид, Рахул (12 декабря 2002 г.). «Знакомство с черной девушкой» . Чувства кино . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Вейлер, АХ (13 января 1969 г.). «Экран: 2 из Сенегала: полнометражный и короткометражный фильмы в журнале New Yorker» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Эберт, Роджер (9 октября 1969 г.). «Черная девушка / Бором Саррет» . rogerebert.com . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ «The Village Voice — Поиск в архиве новостей Google» . news.google.com . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Дэвис, Анджела (1981). Женщины, раса и класс . Случайный дом.
- ^ Скотт, АО (17 мая 2016 г.). «Черной девушке» Усмана Сембена исполняется 50 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Кларк, Эшли. «Черная девушка: одержимая собой» . Коллекция критериев . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ «Рецензия на «Черную девушку»: революционный фильм Усмана Сембена поражает воображение спустя 50 лет» . Хранитель . 18 мая 2016 года . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ La noire de... — IMDb , дата обращения 6 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Черная девушка на IMDb
- Черная девушка в AllMovie
- Черная девушка в базе данных TCM Movie
- (на французском языке) на сайте ousmanesembene.com.
- Введение в Senses of Cinema
- Обзор журнала Slant
- Вейлер, АХ (13 января 1969 г.). «Экран: 2 из Сенегала: полнометражный и короткометражный фильмы в журнале New Yorker» . Нью-Йорк Таймс .
- Черная девушка: Я, обладатель эссе Эшли Кларк из Criterion Collection
- Кино тогда, кино сейчас: Черная девушка - обсуждение фильма в 1994 году, которое вел Джерри Карлсон из CUNY TV.
- фильмы 1966 года
- Сенегальские драматические фильмы
- Фильмы режиссера Усмана Сембена
- Фильмы, снятые в Сенегале
- Французские драматические фильмы
- Французское независимое кино
- Французскоязычные фильмы 1960-х годов
- Фильмы, действие которых происходит в Сенегале
- Фильмы, действие которых происходит на Французской Ривьере.
- Французские черно-белые фильмы
- Сенегальские черно-белые фильмы
- Африканские независимые фильмы
- Фильмы об иммиграции во Францию
- Французские фильмы 1960-х годов.
- Фильмы, действие которых происходит во Французской колониальной империи.