Кино Сенегала

Кино Сенегала ( по-французски : Cinéma du Sénégal ) — относительно небольшая киноиндустрия , которая переживала свой расцвет с 1960-х по начало 1980-х годов, но с тех пор сократилась до менее пяти художественных фильмов, выпущенных за последние десять лет. [1] [ нужно обновить ] Сенегал — столица африканского кино и важнейшее место африканского кинопроизводства после обретения независимости от Франции в 1960 году.
Кинематографическая история
[ редактировать ]Ранние фильмы: 1955–1969 гг.
[ редактировать ]Первый сенегальский фильм, Полена Виейры , «Африка-сюр-Сен» был снят в 1955 году. Виейра продолжил работу над следующими короткометражными фильмами «Африка в Москве» (1957), «Нигер сегодня» (1958), «Президенты Сенгор и Модибо Кейта» , «С африканскими женщинами». в Вене и «Присутствие Африки» в Риме (1959 г.) и «Независимость Камеруна, Того, Конго, Мадагаскара » (1960 г.), документальный фильм, освещающий независимость этих стран.
Однако только после обретения Сенегалом независимости эта отрасль начала развиваться. Писатель Усман Сембен в этот период стал одним из ведущих режиссеров страны, превратив многие из своих рассказов в фильмы. Его особенно беспокоили социальные перемены, и он рассматривал кино как способ охватить более широкую аудиторию. В 1963 году Сембен снял свой первый фильм — 20-минутную короткометражку «Баром Саррет» («Вагонер»). Этот фильм часто считают первым фильмом, когда-либо снятым в Африке чернокожим африканцем , и он изображает бедную жизнь, все еще преобладающую в Сенегале после обретения независимости, через повседневную рутину таксиста. [2]
В 1964 году он снял еще один короткометражный фильм под названием « Niaye» . В 1966 году он снял свой первый и первый в Сенегале полнометражный фильм «Черный…» , основанный на одном из его собственных рассказов; а также он стал первым художественным фильмом, когда-либо выпущенным режиссером из стран Африки к югу от Сахары. [1] Хотя фильм на французском языке длился всего 60 минут, он получил приз Жана Виго . [3] привлечение немедленного международного внимания как к кино в Сенегале, так и к африканскому кино в целом. Сембен последовал этому успеху с фильмом «Мандаби» 1968 года , достигнув своей цели – снять фильм на своем родном языке волоф . [3]
1970-е: «Золотые годы».
[ редактировать ]В 1970-е годы отрасль росла. В 1971 году Сембен снял фильм на языке диола и французском языке Emitaï . Режиссер Джибриль Диоп Мамбети за этот период выпустил ряд фильмов с глубоким социальным смыслом и репрезентацией. Как и многие его современники, Джибриль Диоп Мамбети использовал кинематографию, чтобы комментировать политические и социальные условия в Африке, и, как и Сембен, его фильмы были нетрадиционными, сюрреалистическими, динамичными, с социального реализма повествованиями .
В своих фильмах Мамбети сталкивался со сложностями и противоречиями развивающегося общества в Сенегале, изображая гибридность . Самый ранний фильм Мамбети, короткометражный фильм « Город контрас» (1968), противопоставил космополитизм в архитектуре Дакара в стиле барокко бедным районам. В 1970 году Мамбети выпустил свой следующий короткометражный фильм Badou Boy , еще один циничный взгляд на столицу Сенегала, в котором нонконформист изображен против сильно карикатурного полицейского, который преследует его по комично невероятным сценариям.

Полнометражный дебют Мамбети «Туки Буки» ( «Путешествие гиены ») 1973 года, который комментаторы считают его наиболее динамичным изображением гибридности, социальной изоляции и сопоставления в Сенегале, был снят с бюджетом в 30 000 долларов, по иронии судьбы частично финансируемым правительством Сенегала. В фильме представлены любовники Мори и Анта, которые символически фантазируют о бегстве из Дакара в романтизированную Францию, что отражает меняющуюся ситуацию в сенегальском обществе и переход в новую эпоху. О вкладе Мамбети в сенегальское кино в этот период Шейла Петти, ученый-африканист, отмечает: «В отличие от других африканских кинематографистов конца 1960-х и начала 1970-х годов, чьи фильмы были построены вокруг эссенциалистского националистического дискурса, сосредоточенного на бинарной оппозиции африканских ценностей и культурных ценностей». отчуждения, Мамбети стремился обнажить многообразие реальной жизни». [4]

Киноиндустрия набрала обороты в 1975 году с выпуском нашумевших фильмов « Кадду Бейкат » режиссеров Сафи Фэй и Ксала , также Сембена, финансируемых New Yorker Films , черной комедии , повествующей историю Эль-Хаджи, импотентного политика в Сенегале. со дня его женитьбы на третьей жене. В фильме сильно высмеивается коррупция в африканской политике с момента обретения независимости, а бессилие Эль-Хаджи символизирует неспособность многих правительств преодолеть жадность. [5] За этим последовал фильм «Седдо» (1977), который получил большую цензуру в Сенегале из-за своей тематики.
Сафи Фэй, которая впервые появилась в 1972 году в своем короткометражном фильме Прохожий « » , в котором она также снялась, была вдохновлена французским этнологом и режиссером Жаном Рушем использовать кинопроизводство в качестве этнографического инструмента. Он убедил ее продолжить образование в области кинопроизводства. Она изучала этнологию в Практической школе высоких исследований , а затем в Киношколе Люмьера и собирала деньги, необходимые для производства фильмов, соглашаясь на работу моделью, актером и созданием звуковых эффектов для фильмов . Она получила докторскую степень по этнологии в Парижском университете в 1979 году и сразу же начала изучать видеопроизводство в Берлине. Она получила финансовую поддержку «Кадду Бейкат» от Министерства сотрудничества Франции, и этот фильм стал первым художественным фильмом, снятым женщиной из Африки к югу от Сахары, который коммерчески распространялся и получил международное признание. [6] Однако после выпуска он был запрещен в Сенегале. [7] В 1976 году он получил премию ФИПРЕССИ Международной федерации кинокритиков и премию OCIC . Затем в 1979 году она выпустила Fad'jal и Goob na nu .
Также в 1970-х годах журналист Бен Диогай Бей начал снимать серию короткометражных фильмов в Сенегале. Его первый альбом « Черные принцы де Сен-Жермен-де-Пре» , выпущенный в 1972 году, также является его самым известным. [8] Это сатира на молодого безработного африканца, пытающегося жить по-другому во французской столице. [9] Его второй фильм «Самба Тали » вышел на экраны в начале 1975 года. [9] Он получил приз за лучший короткометражный фильм на Международном фестивале франкоязычных фильмов в Женеве в 1975 году и на фестивале в Карфагене в 1976 году. [9]
1980-е годы по настоящее время: спад кинопроизводства
[ редактировать ]К 1980 году в стране производилось пять полнометражных фильмов в год и множество короткометражных фильмов. В 1980 году Бей продюсировал и снял свой первый полнометражный фильм « Сей, Сейти », который вызвал резкую критику многоженства в Сенегале. [9] Он занял второе место в номинации «Лучший сценарий» на конкурсе, организованном для франкоязычных стран Агентством по техническому и культурному сотрудничеству. [9] Он получил почетное упоминание на кинофестивале в Локарно Prix de la Commune и Панафриканском кинофестивале в 1980 и 1981 годах соответственно. [9]
Сафи Фэй продолжала снимать в 1980-х годах фильмы «Ман Са Яй» в 1980 году и «Les âmes au Soleil» в 1981 году. В 1983 году Фэй сняла документальный фильм «Сельбе: одна среди многих », в котором рассказывается о 39-летней женщине по имени Сельбе, которая работает, чтобы поддержать ее. восемь детей с тех пор, как ее муж уехал из деревни в поисках работы. [10] Селбе регулярно разговаривает с Фэй, которая остается за кадром, и описывает ее отношения с мужем и повседневную жизнь в деревне. [11]
Хотя она продолжала снимать фильмы в 1980-х годах, с более поздними релизами, такими как Racines noires и Elsie Haas, Femme peintre et cinéaste d'Haiti в 1985 году и Tesito в 1989 году, ее фильмы, часто вызывающие споры внутри страны, показывались в Европе, но редко в Сенегале. или Африка. [ нужны разъяснения ] После 1983 года в сенегальском кино произошел значительный упадок, отчасти из-за отсутствия внутреннего финансирования. Такие режиссеры, как Сембене, были достаточно богаты, чтобы продолжать снимать фильмы, а затем «Камп де Тиарой» (1987) и «Гельваар» (1992), но стране не хватало внутренних ресурсов и финансов, необходимых для развития отрасли и реализации ее потенциала. Даже сегодня в Сенегале много кинематографистов и людей, которые знают кинопроизводство, особенно в Дакаре , но не имеют ресурсов. Все фильмы, снятые с тех пор, почти полностью финансировались из-за границы и демонстрировались на международных кинофестивалях, а не в Сенегале. [1]

Сембен, однако, продолжит снимать еще несколько художественных фильмов, но только благодаря постоянным инвестициям в его фильмы со стороны американских кинокомпаний, таких как New Yorker Films . В 2000 году он снял фильм «Фат Кине» , который дал важное критическое представление о современном постколониальном Сенегале и роли женщин в этом обществе. В фильме рассматриваются темы внебрачной беременности и супружеской измены, а также исследуются контрасты между средним и низшим классами, бедность с неравномерным распределением богатства и современности, а также борьба ценностей между прошлым и настоящим в Сенегале. Сембен снял свой последний фильм в 2004 году с полнометражным фильмом «Мулааде» . Он получил награды на Каннском кинофестивале и FESPACO кинофестивале в Уагадугу , Буркина-Фасо . Фильм, действие которого происходит в небольшой африканской деревне в Буркина-Фасо , исследует спорную тему калечащих операций на женских половых органах .
Валерио Труффа – еще один из самых известных кинорежиссеров Сенегала. Он также является главой киношкол в Бенине и на Мадагаскаре . Амаду Тидиан Ниаган был директором по кинематографии Министерства культуры Сенегала в 2007 году. [12]
Известные кинорежиссеры
[ редактировать ]Известные фильмы
[ редактировать ]- Африка-сюр-Сен (1955)
- Бором Саррет (1963)
- Ниайе (1964)
- Черная женщина... (1966)
- Мандаби (1968)
- Город контрас (1968)
- Баду Бой (1970)
- Тоуки Буки (1973)
- Тётя (1974)
- Седдо (1977)
- Джом или История народа (1982)
- Лагерь Тиарой (1988)
- Гуелвар (1992)
- Фаат Кине (2000)
- Мулааде (2004)
- Огни Мансаре (2009)
- Юле (2011)
- Пирог (2012)
- Тей (2012)
- Звезды (2013)
- Фелисити (2017)
- Застрельщики (2022)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Школа независимых учебных проектов международного обучения, Дакар, Сенегал и l'Atelier FIWE Бенин и Мадагаскар, осень 2007 г.» . Каннский кинофестиваль. 2007. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Дэвид Бордвелл и Кристон Томпсон, История кино: Введение , 2e (McGraw Hill, 2003), стр. 548.
- ^ Jump up to: а б «Усман Сембене, 84 года. Сенегальца называют «отцом африканского кино» » . Лос-Анджелес Таймс . 14 июня 2007. Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Петти, Шейла (сентябрь 2003 г.). «Джибриль Диоп Мамбети: кинорежиссер против зерна» . Найдите статьи . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ «Усман Сембене: Хала» . Хранитель . 21 декабря 2000 года . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Укадике, стр.30
- ^ «Африка за пределами» . Би-би-си . 2007. Архивировано из оригинала 21 октября 2007 года . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ «Кто есть кто в Fespaco: Бен Диогай Бэй» . Всемирная служба Би-би-си . Британская радиовещательная корпорация . 2005 . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Бей Бен Диогай» . Сельское хозяйство (на французском языке). 20 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 2 января 2013 г. Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Таквей (2003), стр.153
- ^ Таквей (2003), стр.154
- ^ «Дакар без большого экрана: кино мертво?» . В Сенегале, сердце Сенегала (на французском языке). 12 января 2019 года. Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 12 января 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шаул, Махир «Искусство, политика и коммерция во франкоязычном африканском кино», в книге Махира Шаула и Ральфа Остина, ред. Просмотр африканского кино в XXI веке: художественные фильмы и видеореволюция в Нолливуде , стр. 133–159. Издательство Университета Огайо, 2010 г., ISBN 978-0-8214-1931-1
- Шмидт, Нэнси Дж. (1999). «Женщины-кинематографисты из стран Африки к югу от Сахары». В Харроу, Кеннет В. (ред.). Африканское кино: постколониальные и феминистские чтения . Африка Уорлд Пресс . ISBN 978-0-86543-697-8 .
- Такуэй, Мелисса (2003). Африка наносит ответный удар: альтернативные перспективы франкоязычных стран к югу от Сахары . Издательство Джеймса Карри. стр. 151–155. ISBN 0-85255-576-8 .
- Укадике, Нвачукву Франк ; Тешоме Х. Габриэль (2002). Вопросы африканского кино: беседы с кинематографистами . Университет Миннесоты Пресс . стр. 29–40. ISBN 0-8166-4004-1 .
- Кристофер, Майкл (2011). «Путь к постколониальности: по дороге на TGV-Express». В: Manycinemas 2/2011 , стр. 68–81. Онлайн на сайте Manycinemas.org. Архивировано 1 октября 2021 г. в Wayback Machine .