Кино Гвинеи-Бисау
Кино Гвинеи-Бисау возникло вместе с обретением страной независимости. После войны за независимость Гвинеи-Бисау кино в стране оставалось недостаточно финансируемой отраслью, контролируемой государством. [ 1 ] Самое раннее кинопроизводство в стране было создано под влиянием взглядов Амилкара Кабрала на пропаганду и состояло из документации войны за независимость. Хотя война была задокументирована иностранными кинематографистами, Кабрал организовал обучение четырех молодых жителей Бисау-Гвинеи на Кубе технике кино. Ранние фильмы Бисау-Гвинеи были сняты этой группой и представляли собой пропагандистские документальные фильмы о революционной борьбе, хотя большая часть их материалов сейчас утеряна.
Кинопроизводство в стране после обретения независимости пострадало из-за отсутствия государственной поддержки и средств, хотя в это время был основан Национальный институт кино. также Государственный переворот 1980 года прервал кинопроизводство в стране. Первые художественные фильмы Гвинеи-Бисау были сняты в 1987 году, хотя к 1995 году в стране было снято всего несколько художественных фильмов. Фильмы Гвинеи-Бисау по-прежнему во многом зависят от иностранного совместного производства и сотрудничества. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Революционное начало
[ редактировать ]
Гвинея-Бисау получила независимость от Португалии в 1974 году после 15-летнего конфликта. [ 1 ] Раннее отношение к кино в развивающейся стране возникло из идеологии Амилкара Кабрала , лидера революционной Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) . Кабрал считал, что кино является средством, хорошо подходящим для пропаганды борьбы за независимость страны , и что жители Бисау-Гвинеи должны использовать кино, чтобы представить свои собственные образы и представления о себе. С этой целью Кабрал в 1967 году отправил старшеклассников Хосе Баламу Колумбу, Жозефину Крато, Флору Гомес и Сану на Н'Хада в Кубинский институт киноискусства, где они должны были изучить технику кино под руководством Сантьяго Альвареса и закончить учебу. [ 3 ] [ 2 ] Правительство Кубы было солидарно с целями ПАИГК, а сам Альварес был сторонником движения «Третье кино» , которое подчеркивало неколониальную и революционную перспективу в кино, а также экспериментальный малобюджетный стиль. Эта школа революционного кинопроизводства оказала влияние на жителей Бисау-Гвинеи. По возвращении с Кубы четверо режиссеров задокументировали продолжающуюся войну за независимость под руководством сенегальского режиссера Паулина Суману Виейры . Группа собирала остатки пленки, чтобы отправиться в «буш», чтобы задокументировать войну. В этот период связи с кубинским кино сохранялись: одним из первых фильмов, снятых в Гвинее-Бисау, стал «Мадина де Боэ» кубинского режиссера Хосе Массипа (1969). Большинство фильмов, снятых в этот период, были сняты иностранными кинематографистами, которые стремились стимулировать помощь ПАИГК за рубежом. [ 4 ] Раннее кинопроизводство в Гвинее-Бисау было сосредоточено на документальных фильмах, связанных с революционной концепцией популярного участия . [ 1 ] Многие боевики ПАИГК не доверяли создателям фильма, что затрудняло запись отснятого материала. [ 4 ]
Большая часть видеоматериалов, снятых кинематографистами Бисау и Гвинеи во время войны, не использовалась в качестве внутренней пропаганды, поскольку в стране не было лабораторий для проявления пленки, что привело к тому, что большая часть их была экспортирована. По словам Н'Хады, большая часть отснятого была отправлена «в Конакри , и мы больше никогда не услышим о его местонахождении». Даже кадры провозглашения независимости страны оказались в Советском Союзе . [ 4 ] Основополагающим фильмом Бисау-Гвинеи является 30-минутный документальный фильм «O regresso de Amílcar Cabral» («Возвращение Амилкара Кабрала»). Фильм, снятый совместно пятью кинематографистами в 1976 году, в том числе четырьмя видеооператорами, получившими образование на Кубе, использует живые кадры и неподвижные изображения для документирования шествия тела Кабрала из Конакри в Бисау после убийства революционера. [ 5 ] Другой фильм этого периода - Anos de oca luta («Годы борьбы») (1978), авторство которого принадлежит Гомешу. [ 6 ]
Пост-независимость
[ редактировать ]После окончания войны у правительства Гвинеи-Бисау не было ресурсов для поддержания кинопрограммы, и вместо этого он уделял приоритетное внимание другим потребностям, таким как здравоохранение. [ 7 ] После обретения независимости Гвинея-Бисау под руководством брата Амилкара Кабрала Луиса поощрял , которого иностранный режиссер Леннарт Малмер стимулировать кинопроизводство в стране, направила своих видеооператоров на производство новостных программ по образцу Кубы и Мозамбика. Кадры были сняты для запланированной программы Jornais de Atualidades , но так и не транслировались, и создателям фильма не было предоставлено особого творческого контроля над проектом. [ 4 ] Большая часть фильмов, снятых в этот период, была снята для Jornais de Atualidades , часто о государственных мероприятиях, таких как визиты политиков. [ 8 ] В любом из 1977 г. [ 4 ] или 1978 год, [ 9 ] Н'Хада стал соучредителем Национального института кино (INC) вместе с ангольцем Марио Пинту де Андраде . [ 9 ] Режиссер Крис Маркер провел время с группой кинематографистов Бисау-Гвинеи в 1979 году, используя кадры, снятые Н'Хадаа в фильме «Сан-Солей» , в то время как Малмер закупал оборудование для INC, включая 16-миллиметровые камеры Arriflex, осветительное оборудование и гитару Стейнбека. [ 4 ] [ 10 ]
Несмотря на то, что благодаря партнерству с Советским Союзом существовали кинотеатры, которые показывали в основном португальские, а позже и незападные фильмы, нет никаких свидетельств того, что документальные фильмы местного производства когда-либо действительно демонстрировались в Гвинее-Бисау, за исключением сообщений некоторых представителей Бисау-Бисау. Гвинейские кинематографисты. [ 4 ] Несмотря на это, кинопроизводство в стране оставалось недофинансированным. В 1979 году создатели фильма наконец получили грант на производство фильма «Гвинея-Бисау, Seis Anos Depois» («Гвинея-Бисау, шесть лет спустя»), который отразил бы достижения страны со времени обретения независимости. Однако производство было прекращено из-за государственного переворота в Гвинее-Бисау в 1980 году . [ 4 ] Многие ранние документальные фильмы были утеряны после переворота, а уцелевшие остались малоизвестными и уязвимыми. [ 10 ] Жоау Бернарду Виейра , новый лидер страны, запретил фильм «О регрессе Амилкара Кабрала » из-за его пропагандистской ценности по отношению к предыдущему режиму. [ 4 ]
Первым художественным фильмом Бисау-Гвинеи стал «Нтурруду» (1987) режиссера Умбана у'Ксета. В том же году Флора Гомеш приступила к созданию « Морту Нега» , который станет первым полнометражным художественным фильмом Бисау-Гвинеи, снятым при поддержке правительства. [ 7 ] [ 11 ] Вслед за Морту Нега Гомеш выпустил второй полнометражный фильм « Голубые глаза Йонты» (1992), который снова был снят правительством, на этот раз с помощью Института кинематографии Португалии и других португальских спонсоров. К 1995 году в стране было выпущено всего несколько фильмов, таких как «Ксиме » Н'Хады (1994), совместная работа голландцев и французов, дебютировавшая в Каннах » Гомеса , и «Тушь для ресниц (1993). [ 12 ] [ 6 ] Национальный институт кино начал работать с Министерством образования над расширением возможностей Гвинеи-Бисау по производству и распространению фильмов. [ 11 ] Гомес выпустил Po di Sangui в 1996 году и Nha Fala в 2002 году. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адесокан, Акин (2011). «Флора Гомес, кинорежиссер в поисках нации». Черная камера . 3 (1): 31–53. дои : 10.2979/blackcamera.3.1.31 . ISSN 1536-3155 .
- Андраде-Уоткинс, Клэр (1995). «Португальское африканское кино: исторические и современные перспективы: 1969–1993 годы». Исследования африканской литературы . 26 (3): 134–150. ISSN 0034-5210 .
- Аренас, Фернандо (2017). «Фильмография Саны На Н'Хада из Гвинеи-Бисау: от возвращения Амилкара Кабрала к угрозе глобального оборота наркотиков». Португальские литературные и культурные исследования . 30–31: 68–94. ISSN 2573-1432 .
- Ларанжейру, Катарина (2021). «Кино Бисау-Гвинеи: нация». В Блюме, Франсуаза; Кириаку, Элоиза; Мурр, Мартин; Басто, Мария-Бенедита; Гуиди, Пьер; Потье, Селин; Риллон, Офелия; Рой, Алексис; Веззадини, Елена (ред.). Социализмы в Африке (на французском языке). Editions de la Maison des Sciences de l'homme. стр. 519–535. doi : 10.4000/books.editionsmsh.51480 . ISBN 978-2-7351-2698-9 .
- Укадике, Н. Франк; Гомес, Флора (1995). «В Гвинее-Бисау кино ослабевает: интервью с Флорой Гомес». Исследования африканской литературы . 26 (3): 179. ISSN 0034-5210 .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Укадике 1995, с. 179
- ^ Перейти обратно: а б Аренас 2017, с. 69
- ^ Брюнель, Рафаэль (30 марта 2013 г.). «Филипа Сезар» . Фриз . Нет. 153. ISSN 0962-0672 . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ларанжейру, Катарина (2021), Блум, Франсуаза; Кириаку, Элоиза; Мурр, Мартин; Басто, Мария-Бенедита (ред.), «Кино Бисау-Гвинеи: нация» , Socialismes en Afrique (на французском языке), Éditions de la Maison des Sciences de l'homme, стр. 519–535, doi : 10.4000/books.editionsmsh.51480 , ISBN 978-2-7351-2698-9 , получено 8 июня 2024 г.
- ^ Арены 2017, с. 70
- ^ Перейти обратно: а б с Адесокан 2011, с. 32
- ^ Перейти обратно: а б Укадике 1995, с. 180
- ^ Адесокан 2011, с. 36
- ^ Перейти обратно: а б Аренас 2017, с. 71
- ^ Перейти обратно: а б Кавулакос, Софи (8 июня 2024 г.). «MoMA представляет: ролик с заклинаниями Филипы Сезара» . МОМА . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андраде-Уоткинс 1995, стр. 145-146.
- ^ Укадике 1995, с. 181