Без Солнца
Без Солнца | |
---|---|
![]() Постер фильма | |
Режиссер | Крис Маркер |
Написал | Крис Маркер (в роли Шандора Красны) |
Рассказал | Флорентийская задержка (французская версия) Риёко Икеда (японская версия) Шарлотта Керр (немецкая версия) Александра Стюарт (английская версия) |
Кинематография | Крис Маркер (в роли Шандора Красны) |
Под редакцией | Крис Маркер |
Музыка | Крис Маркер (как Мишель Красна) |
Распространено | Аргос Фильмы |
Дата выпуска |
|
Время работы | 100 минут |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Без Солнца ( Французское произношение: [sɑ̃ sɔlɛj] ; «Sunless») — французский документальный фильм 1983 года режиссёра Криса Маркера . Это медитация о природе человеческой памяти , показывающая неспособность вспомнить контекст и нюансы памяти и то, как в результате это влияет на восприятие личной и глобальной истории. Название Sans Soleil взято из цикла песен «Sunless» Модеста Мусоргского , краткий фрагмент которого представлен в фильме. В состав Sans Soleil входят стоковые кадры , отрывки из японских фильмов и шоу, отрывки из других фильмов, а также документальные кадры, снятые Маркером.
По результатам опроса Sight and Sound 2014 года кинокритики назвали «Санс Солей» третьим лучшим документальным фильмом всех времен. [1]
Описание
[ редактировать ]Расширяя документальный жанр, этот экспериментальный фильм-эссе представляет собой композицию мыслей, образов и сцен, главным образом из Японии и Гвинеи-Бисау , «двух крайних полюсов выживания». [2] Некоторые другие сцены были сняты в Кабо-Верде , Исландии , Париже и Сан-Франциско . Женщина-рассказчик читает письма, предположительно отправленные ей (вымышленным) оператором Шандором Красной.
«Санс Солей» часто называют документальным фильмом, фильмом о путешествиях или фильмом-эссе. Несмотря на скромное использование в фильме художественного содержания, его не следует путать с псевдодокументальным фильмом . Вымышленное содержание, полученное в результате сопоставления повествования и изображения, придает фильму смысл, наряду с периодическими невзрачными перемещениями между локациями и отсутствием повествования, основанного на персонажах.
Крис Маркер сказал: «На более прозаичном уровне я мог бы сказать вам, что фильм задумывался и является не чем иным, как домашним фильмом. Я действительно думаю, что мой главный талант заключался в том, чтобы находить людей, которые могли бы платить за свои домашние фильмы. Если бы я родился богатым, я думаю, я бы снимал более или менее такие же фильмы, по крайней мере, о путешествиях, но никто бы о них не услышал, кроме моих друзей и посетителей». [3]
Название и вступительные цитаты
[ редактировать ]Название Sans Soleil взято из цикла песен «Без солнца Модеста Мусоргского », «хотя это лишь краткий фрагмент цикла песен Мусоргского (краткий отрывок из «Sur le fleuve», последней из песен цикла, посвященной смерти). слышно по ходу фильма». [4]
Оригинальная французская версия «Сан-Солей» открывается следующей цитатой Жана Расина из второго предисловия к его трагедии «Баязе» (1672):
«Расстояние стран в некотором роде компенсирует слишком близость времен».
(Расстояние между странами несколько компенсирует чрезмерную близость времен.)
Маркер заменил эту цитату следующей цитатой Т.С. Элиота из «Пепельной среды» (1930) для английской версии фильма:
«Потому что я знаю, что время всегда время
А место всегда и только место»…
(И то, что актуально, актуально только один раз
И только на одно место.) [5]
Производство
[ редактировать ]Sans Soleil содержит некоторые кадры , отрывки из японских фильмов и телепередач, а также несколько отрывков из других фильмов. Оригинальный документальный фильм был снят Маркером с помощью 16-миллиметровой немой кинокамеры Болье в сочетании с несинхронизированным портативным магнитофоном; в фильме нет синхронного звука . [6] Некоторые кадры видеоматериала были раскрашены с помощью видеосинтезатора EMS Spectre . Ряд эпизодов в «Сан-Солей» заимствованы у других режиссеров, которые не упоминаются до титров к фильму, за исключением кадра с исландским вулканом, повествование о котором принадлежит Гаруну Тазиеву . [7]
Режиссерами фильма, чьи кадры были использованы, но не упомянутыми в повествовании, являются Сана На Н'Хада , Жан-Мишель Юмо, Марио Марре, Эухенио Бентивольо и Даниэле Тессье. Пьер Камю был помощником режиссера; Анн-Мари Л'От и Кэтрин Адда, помощники редактора; Энтони Бонфанти и Поль Берто микшируют. [8]
Фильм был снят в основном в 1970-х годах, в период, когда Маркер был частью политической коммуны и предпочитал преуменьшать свою авторскую подпись, что может частично объяснить, почему он представлен в фильме письмами Шандора Красны. Название «Замысел и монтаж: Крис Маркер» в конце титров — единственное указание на то, что «Санс Солей» — это его фильм. [9]
Влияния
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Эпизод в Сан-Франциско отсылает к фильму Альфреда Хичкока 1958 года «Головокружение» и собственному фильму Маркера 1962 года «Жете» . Использование Маркером названия «Зона» для описания пространства, в котором трансформируются образы Хаяо Яманеко, является данью уважения к Сталкер фильму Андрея Тарковского « » 1979 года , как отмечается в одном из писем, прочитанных в фильме.
Английская рок-группа Kasabian использовала звуковой клип из документального фильма в своем альбоме 2009 года West Ryder Pauper Lunatic Asylum в начале песни "West Ryder Silver Bullet".
Прием
[ редактировать ]«Санс Солей» получил признание критиков и вошел во многие списки «лучших фильмов»:
- «От «Истории игрушек» до «Психо» : 100 величайших фильмов всех времен» ( The Daily Telegraph , 2019): №62 [10]
- «50 величайших документальных фильмов всех времен по мнению критиков» ( Sight & Sound , 2014): №3 [11] [12]
Однако не все критики были столь позитивны. В The Guardian Питер Брэдшоу присвоил ему 3 звезды из 5, заявив, что он «иногда сбивает с толку, часто интригует, иногда излишен. Модифицированные видеоизображения городских суматохи и партизанской войны вместе с синтезаторной партитурой Moog выглядят немного причудливо. " [13] В «Нью-Йорк Таймс » Винсент Кэнби высказался отрицательно, заявив: «Г-н Маркер делает вид, что исследует качество современной жизни, хотя на самом деле он исследует свои собственные, не всегда последовательные или особенно интересные реакции на наш мир. Sans Soleil» . это полностью эгоцентричный фильм, который закрывает глаза на всех, кроме самых преданных студентов Маркера». [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «BFI/Sight & Sound: Величайшие документальные фильмы всех времен | 2014 — Список фильмов» . МУБИ . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ «Личные вещи: охраняемая близость Сан-Солей» . Коллекция критериев . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ «Письмо Криса Маркера Терезе - За завесами Сан-Солей | Крис Маркер» . Крис Маркер . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ Валкола, Ярмо (2012). Мысли об изображениях: философская оценка Ярмо Валколы . Зета Книги. ISBN 9786068266237 . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ "Расин/Элиот" из буклета к DVD La Jetée/Sans Soleil, выпущенного Criterion
- ^ «Заметки о кинопроизводстве», эссе Криса Маркера в буклете, прилагаемом к DVD La Jetée / Sans Soleil, выпущенному Criterion.
- ^ Луптон, Кэтрин (2006). Крис Маркер: воспоминания о будущем (ред.). Лондон: Книги реакции. стр. 156 . ISBN 978-1861892232 .
- ^ Лен (13 апреля 1983 г.). «Картины: Сан Солей». Разнообразие . 310 (11): 20. ПроКвест 1438388986 .
- ^ Лопате, Филипп (зима 1992 г.). «В поисках Кентавра: Фильм-эссе». Трехгрошовый обзор . 48 (48): 19–22. JSTOR 4384052 .
- ^ «От «Истории игрушек» до «Психо»: 100 величайших фильмов всех времён . Телеграф . 8 сентября 2017 г.
- ^ «Величайшие документальные фильмы всех времен | Вид и звук» . Британский институт кино . 25 апреля 2019 г.
- ^ «Ное кино возглавило рейтинг документальных фильмов» . Новости Би-би-си . 1 августа 2014 г.
- ^ Брэдшоу, Питер (15 ноября 2002 г.). «Фильм: Сан Солей» . Хранитель .
- ^ Кэнби, Винсент (26 октября 1983 г.). «Фильм: 'Санс Солей'. Взгляды людей» . Нью-Йорк Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1983 года
- Экзистенциалистские фильмы
- Фильмы режиссера Криса Маркера
- Французский авангард и экспериментальное кино
- Действие фильмов происходит в Гвинее-Бисау.
- Фильмы, действие которых происходит в Японии
- Фильмы, снятые в Токио
- Фильмы, снятые в Кабо-Верде
- Фильмы, снятые в Сан-Франциско
- Фильмы, снятые в Исландии
- Фильмы, снятые в Париже
- Документальные фильмы о психологии
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1980-х годов
- Япония в неяпонской культуре
- Коллаж фильм
- Французские фильмы 1980-х годов.
- Постмодернистские фильмы