Jump to content

Головокружение (фильм)

Головокружение
Афиша театрального релиза Сола Басса
Режиссер Альфред Хичкок
Автор сценария
На основе
Продюсер: Альфред Хичкок
В главных ролях
Кинематография Роберт Беркс
Под редакцией Джордж Томасини
Музыка Бернард Херрманн
Производство
компания
Альфред Дж. Хичкок Продакшнс
Распространено Парамаунт Пикчерз [а]
Дата выпуска
  • 9 мая 1958 г. ( 09.05.1958 )
Время работы
128 минут
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 2,5 миллиона долларов [3]
Театральная касса 7,3 миллиона долларов [4]

«Головокружение» — американский психологический триллер 1958 года , режиссёр и продюсер Альфред Хичкок . История была основана на романе «D'entre les morts» ( «Из мертвых ») Буало-Нарсежака 1954 года по сценарию Алека Коппеля и Сэмюэля А. Тейлора . В фильме снимается Джеймс Стюарт в роли бывшего Сан-Франциско полиции детектива , вышедшего на пенсию после инцидента при исполнении служебных обязанностей, из-за которого у него развился сильный страх высоты, сопровождающийся головокружением . Его нанимают частным детективом , чтобы сообщить о странном поведении жены знакомого ( Ким Новак ).

Фильм снимался на натуре в Сан-Франциско, а также в Миссии Сан-Хуан-Баутиста , государственном парке Биг-Бейсин-Редвудс , Сайпресс-Пойнт на 17-мильной дороге и на студии Paramount Studios в Голливуде . В качестве пленки негатива камеры использовалась Eastman 25 ASA вольфрам-балансированная 5248 с обработкой и печатью Technicolor . [5] [6] Это был первый фильм, в котором использовалась тележка-зум встроенный в камеру эффект , искажающий перспективу, вызывающий дезориентацию и передающий акрофобию Скотти; эту технику часто называют « эффектом головокружения » в связи с ее использованием в фильме. В 1996 году фильм подвергся капитальной реставрации, в результате которой был создан новый 70-миллиметровый отпечаток и саундтрек в формате DTS .

После выхода на экраны «Головокружение» получило неоднозначные отзывы, но с тех пор его стали считать выдающимся произведением Хичкока и одним из величайших фильмов всех времен . [7] В 1989 году это был один из первых 25 фильмов, выбранных Библиотекой Конгресса США для сохранения в Национальном реестре фильмов как «культурно, исторически или эстетически значимые». [8] [9] Фильм неоднократно фигурирует в опросах Американского института кино как лучшие фильмы , в том числе в 2007 году занял девятое место среди величайших американских фильмов за всю историю . [10] Привлекая значительное внимание ученых, он заменил «Гражданина Кейна» как величайший фильм, когда-либо созданный в опросе Sight & Sound «Лучшие фильмы всех времен» 2012 года . [11] и занял второе место в опросе 2022 года . [12]

Реклама на въезде 1958 года.
«Мадлен» в Форт-Пойнте под мостом Золотые Ворота , незадолго до прыжка в бухту.
Оригинальный театральный трейлер к фильму «Головокружение» (1958)

После погони на крыше, в которой коллега-полицейский разбился насмерть, детектив из Сан-Франциско Джон «Скотти» Фергюсон уходит в отставку из-за акрофобии и сопутствующего головокружения, вызванного инцидентом. Мидж, его бывшая невеста, говорит, что единственным лекарством может быть еще одно сильное эмоциональное потрясение. Мидж сохраняет чувства к Скотти, но он не восприимчив к ее намекам.

Гэвин Элстер, знакомый по колледжу, просит Скотти проследить за его женой Мадлен, утверждая, что она ведет себя странно. Скотти следует за Мадлен к могиле Карлотты Вальдес (1831–1857) в миссии Сан-Франциско де Асис и в художественный музей Почетного легиона , где она смотрит на портрет Карлотты .

Местный историк объясняет, что Карлотта Вальдес покончила жизнь самоубийством: она была любовницей богатого женатого мужчины и родила от него ребенка, а бездетный мужчина оставил ребенка себе и бросил Карлотту. Карлотта, которая, как опасается Гэвин, владеет Мадлен, была прабабушкой Мадлен. Однако Мадлен этого не знает и не помнит мест, которые она посетила, будучи якобы одержимой. Скотти преследует ее до Форт-Пойнта и спасает после того, как она прыгнула в залив Сан-Франциско .

На следующий день Мадлен останавливается, чтобы передать Скотти благодарственное письмо, и они проводят день вместе. Они едут в Мьюир Вудс и Сайпресс-Пойнт на 17-мильной дороге , где обнимаются. На следующий день Мадлен рассказывает о кошмаре, а Скотти называет его местом действия Миссию Сан-Хуан-Баутиста , дом, где прошло детство Карлотты. Он отвозит ее туда, и они выражают свою любовь друг к другу. Мадлен внезапно вбегает в церковь и поднимается на колокольню, прося Скотти не следовать за ней. Скотти бежит за ней, но из-за страха высоты останавливается на ступеньках и видит, как она падает насмерть.

Расследование . смерти Мадлен признает это самоубийством, хотя коронер упрекает Скотти в том, что тот не сделал ничего, чтобы спасти ее Гэвин также не винит Скотти, но Скотти впадает в клиническую депрессию , и его отправляют в санаторий в почти кататоническом состоянии. После освобождения он часто посещает места, где бывала Мадлен, часто воображая, что видит ее. Однажды он замечает на улице женщину, которая, хоть и внешне совсем другая, но напоминает ему Мадлен. Он следует за ней в ее квартиру, где она называет себя Джуди Бартон из Салины, штат Канзас .

Воспоминания показывают , что Джуди была человеком, которого Скотти знал как «Мадлен Эльстер»; она выдавала себя за жену Гэвина в тщательно продуманной схеме убийства. Гэвин воспользовался страхом высоты Скотти, чтобы подставить только что убитое тело своей жены в очевидном «самоубийственном прыжке». Джуди подумывает признаться Скотти в своем участии в заговоре, но продолжает фарс, потому что любит его.

Они начинают встречаться, но Скотти по-прежнему одержим «Мадлен» и просит Джуди переодеться и покрасить волосы, чтобы походить на нее. После того, как она подчиняется, он замечает, что она носит ожерелье, изображенное на картине Карлотты. Поняв правду, он отвозит Джуди обратно на миссию.

Там он говорит ей, что должен воспроизвести событие, которое привело к его безумию, и что теперь он знает, что «Мадлен» и Джуди - один и тот же человек, причем Джуди была любовницей Гэвина, прежде чем ее бросили, как и Карлотту. . Он заставляет ее подняться на колокольню и заставляет признаться в обмане. Он достигает вершины, преодолевая свой страх высоты. Джуди признается, что Гэвин заплатил ей за то, чтобы она выдала себя за «одержимую» Мадлен, и умоляет Скотти простить ее. Он обнимает Джуди, но призрачная фигура — монахиня, исследующая шум, — поднимается из люка башни, пугая ее. Джуди бросается назад с башни насмерть. Скотти, снова скорбящий, но излечившийся от страха высоты, в шоке стоит на выступе, пока монахиня звонит в колокол миссии.

Альфред Хичкок , как обычно, появляется в эпизодической роли , прогуливаясь перед верфью Гэвина Элстера с футляром для трубы.

Темы и интерпретации

[ редактировать ]

В своей монографии, посвященной исследованию « Головокружения», Чарльз Барр заявил, что центральной темой фильма является психологическая одержимость, уделяя особое внимание Скотти как одержимому женщинами в его жизни. Барр отмечает: «Эта история мужчины, у которого развивается романтическая одержимость образом загадочной женщины, обычно рассматривается его коллегами, а также критиками и биографами как история, которая особенно глубоко зацепила Хичкока; и это вызвал такое же восхищение у многих зрителей. Впервые увидев его подростком в 1958 году, Дональд Спото вернулся еще на 26 просмотров к тому времени, когда он написал «Искусство Альфреда Хичкока» в 1976 году. В журнальной статье 1996 года Джеффри вызвал такое же восхищение. О'Брайен приводит другие случаи «постоянного увлечения» фильмом «Головокружение» , а затем вскользь сообщает, что сам, начиная с 15 лет, видел его «по меньшей мере тридцать раз». [13]

Критики интерпретировали «Головокружение» по-разному: как «рассказ о мужской агрессии и зрительном контроле; как карту женской эдипова траектории; как деконструкцию мужской конструкции женственности и самой мужественности; как обнажение механизмов режиссерской работы голливудской студии». и колониальное угнетение; и как место, где текстовые значения разыгрываются в бесконечном регрессе саморефлексивности». [14] Критик Джеймс Ф. Максфилд предположил, что «Головокружение» можно интерпретировать как вариацию рассказа Эмброуза Бирса 1890 года « Происшествие на мосту Оул-Крик », в котором основное повествование фильма на самом деле воображается Скотти, когда он свисает с моста. здание в конце погони на крыше. [15]

Производство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]
Ким Новак в роли Мадлен, которая просыпается в постели Скотти после того, как, очевидно, попыталась утопиться.

Сценарий является « Головокружения» адаптацией французского романа 1954 года » « Из мертвых Пьера Буало и Тома Нарсежака . Хичкок пытался купить права на предыдущий роман тех же авторов, Celle qui n'était plus ( Она, которой больше не было ), но потерпел неудачу, и вместо этого Анри-Жорж Клузо адаптировал роман под названием «Дьяволы» . [16] Хотя Франсуа Трюффо однажды предположил, что «D'entre les morts» Буало и Нарсежак написали специально для Хичкока, [17] Впоследствии Нарсежак отрицал, что это было их намерение. [18] Однако интерес Хичкока к их работе привел к тому, что Paramount Pictures заказала краткий обзор « D'entre les morts» в 1954 году, еще до того, как он был переведен на английский язык (в переводе он появился как «Живые и мертвые » в 1956 году). [19]

В сценах с «Мадлен», а затем и с Джуди в Миссии Сан-Хуан-Баутиста использовалась реальная локация Миссии с гораздо более высокой колокольней в качестве спецэффекта .

В книге причастность Джуди к смерти Мадлен не раскрывалась до развязки ; На этапе написания сценария Хичкок предложил раскрыть секретные две трети фильма, чтобы зрители поняли дилемму Джуди. [20] После первого предварительного просмотра Хичкок не был уверен, стоит ли сохранять «сцену написания письма», хотя впоследствии решил ее удалить. Герберт Коулман, помощник продюсера «Головокружения » и часто сотрудничавший с Хичкоком, считал, что удаление было ошибкой; однако Хичкок сказал: «Выпустите это просто так». Джеймс Стюарт, выступая в качестве посредника, сказал Коулману: «Херби, не стоит так расстраиваться из-за Хитча. Картина не так уж и важна». Решение Хичкока поддержала сценаристка Джоан Харрисон , еще одна представительница его круга, которая посчитала, что фильм улучшился. Коулман неохотно внес необходимые правки. Когда глава Paramount Барни Балабан получил известие об этом, он приказал Хичкоку «вернуть картину в прежнее состояние», гарантируя, что сцена останется в окончательной версии. [21]

В написании «Головокружения» участвовали три сценариста . Первоначально Хичкок нанял драматурга Максвелла Андерсона для написания сценария, но отверг его работу под названием «Дарклинг, я слушаю » (цитата из стихотворения Джона Китса 1819 года « Ода соловью »). По словам Чарльза Барра в его монографии, посвященной « Головокружению» , «Андерсон был самым старшим (68 лет) [из трех задействованных писателей], наиболее известным благодаря своей сценической работе и наименее преданным кино, хотя у него был совместный сценарий». для предыдущего фильма Хичкока «Не тот человек » Он работал над адаптацией романа во время отсутствия Хичкока за границей и представил редакцию в сентябре 1956 года». [22]

Вторая версия, написанная Алеком Коппелем , снова оставила режиссёра недовольной. [23] Окончательный сценарий был написан Сэмюэлем А. Тейлором , которого Хичкоку рекомендовали из-за его знания Сан-Франциско, на основе заметок режиссера. [19] Среди творений Тейлора был персонаж Мидж. [24] Тейлор попытался взять на себя единоличную ответственность за сценарий, но Коппел подал протест в Гильдию сценаристов , которая определила, что оба сценариста (но не Андерсон) имели право на признание. [25]

Вера Майлз , которая имела личный контракт с Хичкоком и появлялась как в «Альфреде Хичкоке представляет» , так и в «Не том человеке» , изначально должна была сыграть Мадлен и была создана по образцу ранней версии портрета Карлотты. [23] Из-за задержек, в том числе из-за того, что Хичкок заболел проблемами желчного пузыря, Майлз забеременела, и ему пришлось отказаться от роли. [23] Режиссер отказался отложить съемки и предложил Ким Новак заменить Майлза. К тому времени Новак отложила предыдущие обязательства по съемкам и отпуск, обещанный Columbia Pictures , студией, у которой был ее контракт, а Майлз родила ребенка и была готова для съемок в фильме. Тем не менее Хичкок продолжил работу над Новаком. Глава Колумбийского университета Гарри Кон согласился одолжить Новака для «Головокружения», если Стюарт согласится сыграть одну из главных ролей с Новаком в фильме «Колокольчик, книга и свеча» , постановке Колумбийского университета, выпущенном в декабре 1958 года.

Первоначальная основная фотография на месте

[ редактировать ]
Джеймс Стюарт в роли Скотти и Ким Новак в роли Джуди в квартире Скотти, Башня Койт. из окна видна

«Головокружение» снималось с сентября по декабрь 1957 года. [26] Основные съемки начались в Сан-Франциско в сентябре 1957 года под рабочим названием «Из мертвых» . [23] В фильме использованы обширные кадры местности залива Сан-Франциско . В сценах вождения, снятых в городе, машины главных героев почти всегда изображены движущимися по крутым улицам города. [26] В октябре 1996 года отреставрированная версия «Головокружения» дебютировала в Театре Кастро в Сан-Франциско с живым выступлением на сцене Ким Новак. [27] Посещение съемочных площадок Сан-Франциско приобрело скромную туристическую привлекательность; такой тур показан в подразделе монтажа документального фильма Криса Маркера 1983 года Sans Soleil .

Сцена, в которой Мадлен падает с башни, была снята в Миссии Сан-Хуан-Баутиста , испанской миссии в Сан-Хуан-Баутиста , Калифорния. Дочь ассоциированного продюсера Герберта Коулмана Джуди Ланини предложила Хичкоку миссию в качестве места съемок. Шпиль, добавленный через некоторое время после первоначального строительства и секуляризации миссии, был снесен после пожара, поэтому Хичкок добавил колокольню, намного большую, чем та, что была раньше в миссии, используя масштабные модели, матовые картины и трюковые фотографии в Paramount Studios. [23]

Список мест съёмок
[ редактировать ]
  • Квартира Скотти ( Ломбард-стрит, 900 ) находится в одном квартале вниз от «самой кривой улицы в мире». Фасад здания оставался практически нетронутым до 2012 года, когда владелец объекта возвел стену, огораживающую входную зону с ломбардской стороны здания. [28] [27]
  • Погоня на крыше произошла на Тейлор-стрит между 1302 и 1360 годами. [29] Дом 1308 Taylor Street был выставлен на продажу в 2016 году за 2,2 миллиона долларов. [30]
  • Миссия Сан-Хуан-Баутиста , где Мадлен падает с башни, — это реальное место, но башню пришлось обклеить картиной с использованием студийных эффектов; Хичкок впервые посетил миссию до того, как башня была снесена из-за сухой гнили , и, как сообщается, был недоволен, обнаружив ее пропажу, когда вернулся на съемки. Оригинальная башня была намного меньше той, что изображена в фильме.
  • Надгробие Карлотты Вальдес, представленное в фильме, созданное отделом реквизита, было оставлено в Миссии Долорес . Позднее надгробие сняли, так как в миссии сочли это неуважением к погибшим. Все остальные кладбища Сан-Франциско были выселены за пределы города в 1912 году, поэтому у сценаристов не было другого выбора, кроме как найти могилу в Миссии Долорес.
  • Мадлен прыгает в залив в Форт-Пойнте , под мостом Золотые Ворота .
  • Галерея, где появляется картина Карлотты, — это Калифорнийский дворец Почётного легиона в Сан-Франциско. Портрет Карлотты Вальдес был утерян после того, как его удалили из галереи, но многие другие картины на заднем плане портретных сцен все еще можно увидеть.
  • якобы является национальным памятником Мьюир-Вудс То, что в фильме , на самом деле является государственным парком Биг-Бейсин-Редвудс ; однако разрез красного дерева, показывающий его возраст, был скопирован с дерева, которое до сих пор можно найти в Мьюирском лесу.
  • Прибрежный регион, где Скотти и Мадлен впервые поцеловались, — это Сайпресс-Пойнт, расположенный на 17-мильной дороге недалеко от Пеббл-Бич . Однако одинокое дерево, рядом с которым они целуются, было специально привезенным на место реквизитом. [31]
  • Куполообразное здание, мимо которого проходят Скотти и Джуди, — это Дворец изящных искусств .
  • Койт-Тауэр появляется во многих фоновых кадрах; Хичкок однажды сказал, что включил его в качестве фаллического символа . [32] Также на заднем плане выделяется башня паромного здания Сан-Франциско .
  • Санаторий, в котором лечат Скотти, снаружи был больницей Св. Иосифа, расположенной по адресу Буэна-Виста-Ист, 355, напротив парка Буэна-Виста . Больница, которая не была санаторием, была закрыта в 1979 году, а затем преобразована в многоквартирный дом. Здание, построенное в 1928 году, внесено в Национальный реестр исторических мест.
  • Многоквартирный дом Гэвина и Мадлен «Броклбанк» на Мейсон-стрит, 1000 на Ноб-Хилл все еще выглядит практически так же. Он находится через дорогу от отеля Fairmont , где обычно останавливался Хичкок, когда приезжал, и где останавливались многие актеры и съемочная группа во время съемок. На кадрах окрестностей можно увидеть особняк Флада и собор Грейс . Едва виден отель Марка Хопкинса , упомянутый в одной из первых сцен фильма.
  • «Отель МакКиттрик» представлял собой частный викторианский особняк 1880-х годов на улицах Гоф и Эдди. Его снесли в 1959 году, и теперь это поле для спортивных тренировок подготовительной школы Собора Святого Сердца . Лютеранская церковь Святого Павла , расположенная напротив особняка, была уничтожена пожаром в 1995 году. [33]
  • Подеста Бальдокки - цветочный магазин, который посещает Мадлен, когда за ней следит Скотти. На момент съемок магазин находился по адресу: Грант-авеню, 224; с тех пор он переехал на Харриет-стрит, 410. [34]
  • Отель «Империя» — это реальное место, называемое «Отель Йорк», а теперь отель «Вертиго» на Саттер-стрит, 940. Комната Джуди была создана на съемочной площадке, но зеленый неон на вывеске «Hotel Empire» снаружи основан на настоящей вывеске отеля). [б]
  • Ernie's (847 Montgomery St.) был настоящим рестораном на Джексон-сквер , в 1,6 км. [40] из квартиры Скотти. Он больше не работает. [с]
  • Одна короткая сцена показывает Юнион-сквер на рассвете. Книжный магазин Попа Лейбеля «Аргози» не был реальным местом, а был воссоздан на участке «Парамаунт» в имитации реального книжного магазина «Аргонавт», который до сих пор существует недалеко от Саттера и Джонса. [46] [47]
  • Вымышленный офис Эльстера на верфи Dogpatch был снят на реальной (или смоделированной с помощью матов) верфи Union Iron Works , которая на тот момент была верфью Bethlehem Steel . В офисе Эльстера есть префикс телефонной станции Миссии (MI или 64), по поводу которого Мидж говорит: «Да ведь это Скид Роу ».

Последующие студийные съемки

[ редактировать ]

После 16 дней натурных съемок производство переместилось в студию Paramount в Голливуде на два месяца съемок. [23] Хичкок предпочитал сниматься в студии, поскольку мог контролировать окружающую среду. После того, как было получено достаточное количество съемок локаций, в студии были спроектированы и построены внутренние декорации. [23]

В этом фильме Хичкок популяризировал телеграфный зум , что привело к тому, что эта техника получила прозвище, среди прочего, « эффект головокружения ». Этот метод «выдвижения/увеличения» предполагает, что камера физически удаляется от объекта и одновременно приближает его. [д] (аналогичного эффекта можно добиться и в обратном порядке), так что объект сохраняет свой размер в кадре, но меняется перспектива фона. [48] [49] Хичкок использовал этот эффект, чтобы посмотреть на шахту башни, чтобы подчеркнуть ее высоту и дезориентацию Скотти. [50] Из-за трудностей со съемкой кадра на полноразмерной площадке была построена модель шахты башни, а тележка с зумом снималась горизонтально. [23] «Особый эпизод» (эпизод кошмаров Скотти) был разработан художником Джоном Ферреном , который также создал картину Карлотты. [и]

Вращающиеся узоры в заголовке были созданы аниматором Джоном Уитни с использованием Kerrison Predictor , механического компьютера , который использовался во время Второй мировой войны для наведения зенитных пушек на движущиеся цели. Это позволило создать анимированную версию кривых Лиссажу . [55]

Эскиз костюма

[ редактировать ]

Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд использовали цвет, чтобы усилить эмоции. [23] Серый был выбран для костюма Мадлен, чтобы вызвать психологическое раздражение, поскольку обычно это не цвет блондинок. [23] Напротив, персонаж Новак, когда она посетила квартиру Скотти, была в белом пальто, которое Хед и Хичкок считали более естественным для блондинки. [23]

Альтернативная концовка

[ редактировать ]

Был снят код к фильму, в котором Мидж в своей квартире слушает репортаж по радио (озвученный тележурналистом Сан-Франциско Дэйвом МакЭлхаттоном ), описывающий преследование Гэвина Элстера по всей Европе. Мидж выключает радио, когда Скотти входит в комнату, затем они выпивают и молча смотрят в окно. Вопреки сообщениям о том, что эта сцена была снята для нужд иностранной цензуры, [56] это окончание тега первоначально было предложено Джеффри Шерлоком из Управления производственного кодекса США , который отметил: «Конечно, наиболее важно, чтобы указание на то, что Эльстер будет возвращен для суда, было достаточно подчеркнуто».

Хичкоку в конечном итоге удалось отразить большинство требований Шерлока, в том числе смягчить эротические намеки, и альтернативный финал был исключен. [19] Отснятый материал был обнаружен в Лос-Анджелесе в мае 1993 года и был добавлен в качестве альтернативного финала на на лазерных дисках , DVD и Blu-ray . выпуски фильма [57]

Музыку к фильму написал постоянный соратник Хичкока Бернард Херрманн . Его дирижировал Мьюир Мэтисон , и он был записан в Европе из-за забастовки музыкантов в США. [58]

В специальном выпуске Британского института кино журнала Sight and Sound за 2004 год режиссер Мартин Скорсезе описал качества музыки Херрманна:

Фильм Хичкока об одержимости, а это значит, что он снова и снова возвращается к одному и тому же моменту... И музыка тоже построена вокруг спиралей и кругов, удовлетворения и отчаяния. Херрманн действительно понимал, чего добивался Хичкок — он хотел проникнуть в самое сердце одержимости. [58]

Графический дизайн

[ редактировать ]

Графический дизайнер Сол Басс использовал спиральные мотивы как в заголовке, так и на постере к фильму, подчеркнув то, что в документальном фильме « Одержимые головокружением» называется «психологическим вихрем» фильма. [23] Нетрадиционное обрамление Бассом черт лица актрисы Одри Лоуэлл в первых изображениях названий было обязано фотографии Баухауза. Согласно ее интервью Guardian в 1997 году , Ким Новак хотела сняться в первом заголовке, но Гарри Кон настоял на том, чтобы Хичкок заплатил полную стоимость за один день съемок, и поэтому было выбрано другое лицо. [59]

Выпускать

[ редактировать ]

Премьера фильма «Головокружение» состоялась 9 мая 1958 года в Сан-Франциско в театре Stage Door (ныне ночной клуб August Hall). [60] Хотя Vertigo действительно окупился после своего первоначального выпуска, [61] [62] заработал 3,2 миллиона долларов на аренде дистрибьюторов в Северной Америке. [63] при своей стоимости в 2 479 000 долларов он заработал значительно меньше, чем другие постановки Хичкока. [60]

Восстановление и переиздание

[ редактировать ]
Джеймс Стюарт в роли Джонни «Скотти» Фергюсона в квартире Мидж, стоит на стремянке, пытаясь преодолеть свою акрофобию.

В октябре 1983 года «Окно во двор» и «Головокружение» стали первыми двумя фильмами Хичкока переизданными , Universal Pictures после того, как студия приобрела права на наследство режиссера. [64] Эти два фильма, а также «Человек, который слишком много знал» (1956), «Веревка» (1948) и «Проблема с Гарри» (1955), были исключены из проката режиссером с 1968 года. На каждом фильме проводились чистка и реставрация. когда были отчеканены новые отпечатки размером 35 мм.

В 1996 году фильм был подвергнут длительной и неоднозначной реставрации Робертом А. Харрисом и Джеймсом К. Кацем и повторно выпущен в кинотеатрах. На новом отпечатке восстановлены цвета и недавно созданный звук с использованием современных звуковых эффектов, смешанных с DTS цифровым объемным звуком . В октябре 1996 года премьера отреставрированного «Головокружения» состоялась в Театре Кастро в Сан-Франциско с участием Ким Новак и Патрисии Хичкок . На этом показе фильм впервые был показан в формате DTS и 70 мм — формате с размером кадра, аналогичным системе VistaVision , в которой он изначально был снят.

Потребовалась значительная коррекция цвета из-за выцветания оригинальных негативов. В некоторых случаях новый негатив создавался из мастеров разделения серебра, но во многих случаях это было невозможно из-за дифференциальной усадки при разделении, а также из-за того, что разделения 1958 года были выполнены плохо. Для разделения использовались три отдельные пленки: по одной на каждый из основных цветов. В случае с «Вертиго» они уменьшились в разных и хаотичных пропорциях, что сделало невозможным повторное выравнивание. [23]

Таким образом, потребовалось значительное количество компьютерной окраски. Хотя результаты не заметны при просмотре фильма, некоторые элементы отстояли от исходного негатива на целых восемь поколений, в частности, весь эпизод «Квартира Джуди», возможно, самый важный эпизод во всем фильме. Когда возникает необходимость в таких больших объемах воссоздания, опасность художественной лицензии со стороны реставраторов становится проблемой, и реставраторы подвергаются некоторой критике за воссоздание цветов, которые якобы не соответствуют намерениям режиссера и оператора. Команда реставраторов утверждала, что они исследовали цвета, использованные в оригинальных локациях, автомобилях, гардеробе и тонах кожи. Прорыв произошел, когда компания Ford Motor Company предоставила хорошо сохранившийся образец зеленой краски для автомобиля, использованного в фильме. Поскольку зеленый цвет широко используется в фильме, сочетание оттенка зеленого было важно для реставрации и послужило эталонным оттенком. [65]

Восстанавливая звук, Харрис и Кац хотели максимально приблизиться к оригиналу и имели доступ к оригинальным музыкальным записям, хранившимся в хранилищах Paramount. Однако, поскольку проект требовал нового 6-канального стереосаундтрека DTS , пришлось перезаписать некоторые звуковые эффекты. [23] Ремикс на саундтрек был сделан в Театре Альфреда Хичкока в Universal Studios . Понимая, что у фильма немало поклонников, команда реставраторов понимала, что на них лежит особая необходимость восстановить фильм как можно точнее. Для этого они использовали оригинальные заметки Хичкока о дубляже, чтобы показать, как режиссер хотел, чтобы фильм звучал в 1958 году. [23] Харрис и Кац иногда добавляли дополнительные звуковые эффекты, чтобы замаскировать «шипение, хлопки и удары» в старом саундтреке. В частности, они добавили в сцену в Сайпресс-Пойнт дополнительные крики чаек и сирены. [66] Новую смесь также обвинили [ кем? ] слишком много внимания уделять партитуре в ущерб звуковым эффектам. [67]

Домашние СМИ

[ редактировать ]

В 1996 году режиссер Харрисон Энгл снял документальный фильм «Одержимый головокружением» . рассказанный Родди МакДауэллом Фильм, , был показан на канале American Movie Classics и с тех пор был включен в DVD-версии фильма "Головокружение" . В нем приняли участие выжившие члены актерского состава и съемочной группы, а также Мартин Скорсезе и Патриция Хичкок . [23] Энгл впервые посетил места съемок «Головокружения» летом 1958 года, всего через несколько месяцев после завершения съемок фильма.

Впервые «Головокружение» было выпущено на DVD в марте 1998 года. 4 октября 2011 года фильм был переиздан на DVD компанией Universal Pictures Home Entertainment как часть сборника « Альфред Хичкок: The Essentials Collection ». [68] Впоследствии фильм был выпущен на Blu-ray 25 сентября 2012 года в составе сборника «Альфред Хичкок: Коллекция шедевров» . [69] В мае 2014 года фильм был переиздан как отдельное издание на Blu-ray. [70] Некоторые выпуски домашнего видео, такие как DVD-набор Hitchcock Masterpiece Collection 2005 года , в качестве опции содержат оригинальную моно-дорожку.

В октябре 2014 года новая реставрация 4К была представлена ​​в Театре Кастро в Сан-Франциско . Эта версия отдает должное Харрису и Кацу в конце фильма и благодарит их за предоставление некоторых ранее неизвестных стереосаундтреков. Однако в этой версии удалены некоторые «чрезмерные» звуки Фоли, добавленные при реставрации 1996 года.

В сентябре 2020 года компания Universal Pictures Home Entertainment выпустила диск Blu-ray Ultra HD как часть первого тома « Коллекции классики Альфреда Хичкока» . [71] была выпущена отдельная версия В сентябре 2021 года вместе со Steelbook . [72]

Современный прием

[ редактировать ]

Первоначальная критическая оценка Vertigo была неоднозначной. Variety написала, что фильм продемонстрировал «мастерство» Хичкока, но посчитал, что фильм «слишком длинный и медленный» для «того, что по сути является всего лишь психологической загадкой убийства». [73] Точно так же Филип К. Шойер из Los Angeles Times восхищался пейзажем, но обнаружил, что сюжет «разворачивается слишком долго», и почувствовал, что он «увязает в лабиринте деталей». [74] Ученый Дэн Ауилер говорит, что эта рецензия «озвучила тон, который большинство популярных критиков восприняли бы к фильму». [75] Тем не менее, журналу Los Angeles Examiner он понравился, он восхищался «волнением, действием, романтикой, гламуром и сумасшедшей, необычной историей любви». [76] New York Times Кинокритик Босли Кроутер также высоко оценил «Головокружение» , заявив, что «секрет [фильма] настолько умен, хотя и чертовски надуман». [77] Ричард Л. Коу из The Washington Post похвалил фильм как «чудесный чудак», написав, что «Хичкоку даже больше нравится, чем обычно, с хитрыми ракурсами, съемками на полу и ярким использованием цвета. кадры, показывающие, как ему удастся уйти от наказания с помощью пары сюжетных трюков». [78] Джон Маккартен из The New Yorker насмешливо написал, что Хичкок «никогда раньше не занимался такой надуманной чепухой». [79]

Рецензия New York Post повторила мнение многих критиков: «Давайте признаем это прямо сейчас. Поверхность Хичкока настолько гладкая, что он думает, что ему сойдет с рук убийство в отделах логики и реализма. Если вы хотите разорвать «Головокружение» на части, оно легко порвется». С другой стороны, нельзя отрицать, что неактерская игра Джеймса Стюарт привносит в картину тяжелую атмосферу реальности, а сомнамбулическое поведение Ким Новак, предусмотренное сценарием, - это то, что она может сделать на совершенстве.... Сомнительно, что это так. «Головокружение» может поставиться в один ряд с лучшими исследованиями Хичкока — в нем слишком много дыр, — но оно имеет высокие показатели визуальной консистенции места, человека и целлулоидных уловок». [80]

Современную реакцию в Англии резюмировал Чарльз Барр в своей монографии о головокружении : «В Англии прием был, пожалуй, менее дружелюбным. Из 28 газетных и журнальных обзоров, которые я просмотрел, шесть, с оговорками, являются благоприятными, девять Общим для всех этих обзоров является отсутствие симпатии к основной структуре и динамике картины. Даже самые дружелюбные из них выделяют элементы похвалы, которые с сегодняшней точки зрения кажутся маргинальными. достоинства и побочные удовольствия - «живучесть» второстепенных представлений (Дилис Пауэлл в «Санди Таймс» ), ловкость, с которой соединяются сцены с автомобилями (Изобель Куибли в «Зритель »)». [81]

Во Франции Эрик Ромер отметил в Cahiers du Cinéma , что « Головокружение , как они говорят, оттолкнуло американцев. Французские критики, напротив, кажется, тепло приветствуют его». Высоко оценивая формальную технику фильма, он писал, что «идеи и формы идут одним и тем же путем, и именно потому, что форма чиста, красива, строга, удивительно богата и свободна, мы можем сказать, что фильмы Хичкока с « Головокружением» во главе речь идет об идеях в благородном, платоническом смысле этого слова». [82]

Поклонники Хичкока были недовольны уходом «Головокружения » с территории романтических триллеров предыдущих фильмов или тем, что тайна была раскрыта задолго до окончания фильма. [83] Орсону Уэллсу фильм не понравился, и он сказал Генри Яглому , что он «хуже», чем «Окно во двор », которое ему тоже не понравилось. [84] В интервью Франсуа Трюффо Хичкок заявил, что «Головокружение» — один из его любимых фильмов, с некоторыми оговорками. [85] Он обвинил в ограниченном успехе фильма 49-летнюю Стюарт, которая выглядела слишком старой, чтобы сыграть убедительный любовный интерес 24-летнего Новака. [86]

Молодой Мартин Скорсезе посмотрел фильм со своими друзьями во время его первоначального показа в кинотеатрах и позже вспоминал, что «хотя в то время фильм не был хорошо принят… мы отреагировали на него очень резко. [Мы] не знали». почему... но мы действительно согласились с этой картинкой». [87]

Фильм получил награды на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне , в том числе «Серебряную ракушку» за лучшую режиссуру Хичкока (вместе с Марио Моничелли за «Большое дело на улице Мадонны ») и лучшую мужскую роль за Стюарта (вместе с Кирком Дугласом в «Викингах »). Фильм был номинирован на две премии «Оскар» в технических категориях. [88] Лучшая художественная постановка — черно-белая или цветная ( Хэл Перейра , Генри Бамстед , Сэмюэл М. Комер , Фрэнк МакКелви ) и лучший звук ( Джордж Даттон ). [89]

Переоценка

[ редактировать ]

Со временем фильм был переоценен кинокритиками, и по мнению большинства критиков, он стал более уважаемым. Каждые десять лет, начиная с 1952 года, Британского института кино журнал Sight and Sound просил ведущих кинокритиков мира составить список десяти величайших фильмов всех времен . [90] В опросах 1962 и 1972 годов «Головокружение» не входил в десятку лучших фильмов по голосованию; только в 1982 году, после смерти Хичкока, «Вертиго» вошло в список, и то на седьмом месте. [91] К 1992 году он поднялся на четвертое место, [92] к 2002 году на второе, а в 2012 году на первое место как в криминальном жанре, так и в целом, опередив предыдущего Гражданина Кейна, занявшего первое место ; в опросе 2022 года он занял второе место после Жанны Дильман, набережная Коммерс, 23, 1080, Брюссель . [12] В Sight & Sound рейтинге величайших когда-либо созданных фильмов, проведенном в 2012 году, «Головокружение» заняло седьмое место; [93] В списках режиссеров 2002 и 2022 годов фильм занял шестое место. [94] [95] [96]

Комментируя результаты 2012 года, редактор журнала Ник Джеймс сказал, что «Головокружение» было «фильмом, высшим признанием критиков». Это фильм-мечта о людях, которые не уверены в том, кто они, но заняты перестройкой себя и друг друга, чтобы соответствовать своего рода кинематографический идеал идеальной второй половинки». [11] В последние годы критики отметили, что выбор Джеймса Стюарта на роль встревоженного и навязчивого персонажа в конечном итоге усиливает нестандартность фильма и его эффективность в качестве саспенса, поскольку Стюарт ранее был известен как актер сердечных ролей. [97]

В 1998 году Time Out провел опрос, по результатам которого «Головокружение» было признано пятым величайшим фильмом всех времен. [98] Газета Village Voice поставила «Головокружение» на 3-е место в списке 250 лучших фильмов века в 1999 году на основе опроса критиков. [99] Entertainment Weekly назвал его 19-м величайшим фильмом всех времен в 1999 году. [100] В январе 2002 года фильм занял 96-е место в списке «100 лучших фильмов всех времен» Национального общества кинокритиков . [101] [102] В 2009 году фильм занял 10-е место в Kinema Junpo японского киножурнала списке «10 лучших неяпонских фильмов всех времен» . [103] В 2022 году журнал Time Out поставил этот фильм на 15-е место в списке «100 лучших триллеров всех времен». [104]

Уже в 1960-е годы критики Cahiers du Cinéma начали переоценивать Хичкока как серьезного художника. В 1959 году фильм занял восьмое место в версии Cahiers du Cinéma списке 10 лучших фильмов года по . [105] Однако даже Франсуа Трюффо 1962 года в книге интервью с Хичкоком посвящено всего несколько страниц «Головокружению» . Дэн Ауилер предположил, что настоящим началом переоценки «Головокружения » стала публикация в 1968 году британско-канадского ученого Робина Вуда книги « Фильмы Хичкока» , в которой она была названа «шедевром Хичкока на сегодняшний день и одним из четырех или пяти самых глубоких и глубоких прекрасные фильмы, которые кино нам еще подарило». [106]

Загадочности этому фильму добавлял тот факт, что «Головокружение» было одним из пяти фильмов, принадлежавших Хичкоку, изъятых из обращения в 1973 году. Когда «Головокружение» было переиздано в кинотеатрах в октябре 1983 года, а затем на домашнем видео в октябре 1984 года, оно добилось коммерческого успеха и хвалебных отзывов. отзывы. [107] Показ отреставрированной копии в формате 70 мм и звуке DTS в октябре 1996 года в Театре Кастро в Сан-Франциско был встречен столь же бурно. [108] В своей рецензии на фильм в 1996 году критик Роджер Эберт дал ему четыре звезды из четырех и включил его в свой список величайших фильмов . [109]

Меньшинство критиков выразили особое мнение. В своей книге «Блокбастер » 2004 года британский кинокритик Том Шон предположил, что критическая переоценка «Головокружения» привела к чрезмерной похвале: «Хичкок — режиссер, которому доставляет удовольствие доводить свои сюжетные механизмы до приятного гудящего блеска, и поэтому «Взгляд » и команда звукорежиссера хвалят единственный его фильм, в котором это не так – там все незаконченные моменты и однобокие ракурсы, вся сантехника выставлена ​​напоказ, чтобы критик мог разобраться на досуге». [110]

В 1989 году « Головокружение» США «культурно, исторически и эстетически значимым» фильмом было признано Библиотекой Конгресса и выбрано для сохранения в Национальном реестре фильмов в первый год голосования в реестре. [111]

В 2005 году «Головокружение» заняло второе место в списке « Total Film версии журнала 100 величайших фильмов всех времён» по , уступив только «Славным парням» . [112] В 2008 году Empire назвал его 40-м величайшим фильмом, когда-либо созданным. опрос читателей, актеров и критиков [113] Фильм занял 8-е место в списке «100 величайших фильмов» журнала Cahiers du Cinéma за 2008 год . [114] В 2010 году The Guardian поставил его на третье место среди лучших криминальных фильмов всех времен. [115] «Головокружение» заняло третье место в BBC за 2015 год. списке 100 величайших американских фильмов [116]

Согласно агрегатору рецензий Rotten Tomatoes , фильм имеет рейтинг одобрения 93% на основе 87 рецензий со средней оценкой 8,90/10. По мнению критиков сайта, «непредсказуемый страшный триллер, одновременно являющийся скорбным размышлением о любви, утрате и человеческом комфорте». [117] По состоянию на февраль 2024 года «Головокружение» — один из четырнадцати фильмов с высшим баллом на Metacritic (два других фильма Хичкока, «Печально известная» и «Окно во двор» , также входят в список). [118]

В последнем выпуске « Американского института кино 100 лучших фильмов всех времен» , выпущенном в 2007 году , «Головокружение» поместилось на девятое место, что на 52 позиции вверх по сравнению с 61-м местом в первоначальном списке 1998 года.

Американского института кино Признание

Места Сан-Франциско стали известны поклонникам фильма благодаря организованным экскурсиям по окрестностям. [ф] В марте 1997 года французский журнал Les Inrockuptibles опубликовал специальный выпуск о локациях Vertigo в Сан-Франциско Dans le Decor . [120]

Режиссер Мартин Скорсезе назвал «Головокружение» одним из своих любимых фильмов всех времен. [121]

Возобновление общественного признания «Головокружения» сопровождается растущим объемом научных исследований. Например, такие конференции, как Ежегодная международная конференция Vertigo, демонстрируют эту тенденцию, о чем свидетельствует ее мероприятие в 2018 году в Тринити-колледже Дублина . [122]

Критические работы по Vertigo

[ редактировать ]

Классификация как фильм-нуар

[ редактировать ]

Критические мнения разделились относительно того, следует ли считать «Головокружение» примером нуара . Некоторые считают его фильмом нуар на основе сюжета, тона и различных мотивов, несмотря на то, что он имеет модернистские визуальные эффекты, типичные для 1950-х годов. [126] Другие говорят, что сочетание цвета и специфика видения Хичкока исключают его из этой категории. [127] Николас Кристофер, [128] Роберт Оттосон, [129] и Сильвер и Уорд, [130] например, не включать Vertigo в свои фильмографии нуара. Напротив, Фостер Хирш описывает «Головокружение» как один из тех фильмов Хичкока, которые «богаты и явно нуарны ». [131]

Производные работы

[ редактировать ]

Потенциальный ремейк

[ редактировать ]

В марте 2023 года сообщалось, что Paramount Pictures приобрела права на ремейк фильма: Стивен Найт напишет сценарий, а Роберт Дауни-младший сыграет главную роль. [149]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. После выхода фильма на экраны Paramount передала права на распространение поместью Хичкока, где в 1983 году они были приобретены Universal Pictures . [1] [2]
  2. ^ Несколько источников: [35] [36] [37] [38] [39]
  3. ^ Несколько источников: [41] [42] [43] [44] [45]
  4. ^ Некоторые источники говорят, что Vertigo использует тележку увеличения/уменьшения масштаба. « Одержимый головокружением» В документальном фильме на DVD говорится, что кадр был достигнут за счет «одновременного увеличения вперед и движения назад».
  5. ^ Несколько источников: [51] [52] [53] [54]
  6. ^ Такой тур представлен в подразделе Криса Маркера монтажа документального фильма Sans Soleil .
  1. ^ Макгиллиган 2003 , с. 653.
  2. ^ Россен, Джейк (5 февраля 2016 г.). «Когда Хичкок запретил зрителям смотреть его фильмы» . Ментальная нить . Проверено 9 сентября 2020 г.
  3. ^ Кербель, Майкл. «Примечания к фильму: ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ | Библиотека Йельского университета» . web.library.yale.edu . Проверено 24 марта 2024 г.
  4. ^ «Головокружение (1958)» . Касса Моджо . Проверено 2 сентября 2016 г.
  5. ^ Харрис, Роберт А. «Цвет Eastman, выцветание краски, разрушение желтого слоя… и восстановление» . Цифровые биты . Проверено 18 января 2024 г.
  6. ^ Флюкигер, Барбара. «Сравнение трех разных цветных отпечатков фильма « Головокружение» (США, 1958, Альфред Хичкок), сделанных с помощью термопереноса краски, первоначально снятых в VistaVision» . Хронология красок исторических фильмов . Проверено 18 января 2024 г.
  7. ^ Брэдшоу, Питер (1 августа 2012 г.). «Вхождение фильма «Вертиго» в десятку лучших кинокритиков является захватывающим примером репутации» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 31 октября 2023 г.
  8. ^ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ: Реестр фильмов выбирает первые 25 фильмов» . Лос-Анджелес Таймс . Вашингтон, округ Колумбия , 19 сентября 1989 года . Проверено 22 апреля 2020 г.
  9. ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 14 мая 2020 г.
  10. ^ «10 лучших 10 по версии AFI» . Американский институт кино . Проверено 21 февраля 2012 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Головокружение» названо «величайшим фильмом всех времён » . Новости Би-би-си . 2 августа 2012 года . Проверено 18 августа 2012 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Величайшие фильмы всех времен» . Британский институт кино . Проверено 1 декабря 2022 г.
  13. ^ Барр 2002 , с. 12.
  14. ^ Уайт, Сьюзен (1999). « Головокружение и проблемы познания в феминистской теории кино». В Аллене, Ричард; Исии-Гонсалес, Сэм (ред.). Альфред Хичкок: Очерки столетия . Лондон: БФИ. п. 279. ИСБН  978-0-85170-735-8 . цитируется по Барру 2002 , с. 19
  15. ^ «Является ли «Головокружение» Хичкока просто лихорадочным сном умирающего?» . Салон . 8 сентября 2018 г.
  16. ^ «Томас Нарсежак, 89 лет, автор криминальных романов» . Нью-Йорк Таймс . 5 июля 1998 года . Проверено 1 декабря 2007 г.
  17. ^ Трюффо и Хичкок 1985 , с. [ нужна страница ] .
  18. ^ Джонс 2002 .
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ауилер 1999 , с. 30.
  20. ^ Макгиллиган 2003 , стр. 547–548.
  21. ^ Макгиллиган 2003 , стр. 563–564.
  22. ^ Барр 2002 , с. 26.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Одержимый головокружением », режиссер Харрисон Энгл, документальный фильм, включенный во многие DVD-релизы.
  24. ^ Ауилер 1999 , с. 51.
  25. ^ Ауилер 1999 , стр. 61–62.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аулер 2000 , с. 185.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крафт и Левенталь 2002 .
  28. ^ «Головокружение – Дом Скотти» . Рил СФ . Проверено 8 марта 2016 г.
  29. ^ «Места съемок головокружения» . Рил СФ . Проверено 28 июня 2020 г.
  30. ^ «Double Dare: 2 квартиры в доме в Сан-Франциско, представленные на продажу в «Головокружении»» . Новости Realtor.com . 25 мая 2016 года . Проверено 28 июня 2020 г.
  31. ^ Ауилер 1999 , с. 90.
  32. ^ Крафт и Левенталь 2002 , с. 122.
  33. ^ «Из пламени Святого Павла на SocketSite™ расцветает свободная ферма» . Socketsite.com. Сентябрь 2010 года . Проверено 4 февраля 2014 г.
  34. ^ Подеста Бальдокки , старейший семейный флорист в мире - с 1871 года.
  35. ^ «Головокружение – Эмпайр Отель» . Рил СФ .
  36. ^ Андерсон, Ламар (7 октября 2014 г.). «Тщательно составленная, совершенно яркая карта хичкоковского «Головокружения» » . Обузданный СФ .
  37. ^ «Саттер-стрит, Сан-Франциско, Калифорния — Вики Альфреда Хичкока» . зона Хичкока .
  38. ^ «отельвертигосф» . Отели Хайи .
  39. ^ «Локации съемок фильма «Головокружение» (1958)» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2016 года . Проверено 22 января 2017 г.
  40. ^ «От 900 Ломбард-стрит до 847 Монтгомери-стрит» . От 900 Ломбард-стрит до 847 Монтгомери-стрит .
  41. ^ «Публичная библиотека Сан-Франциско — исторические фотографии» .
  42. ^ «Ресторан Эрни — Подвал Бахуса» . CardCow.com .
  43. ^ Якоббергер, Ти Джей (11 февраля 2011 г.). «История ресторана Эрни и головокружения» . Внутри Совок СФ .
  44. ^ Каннингем, Дуглас А. (2012). Сан-Франциско из «Головокружения» Альфреда Хичкока: место, паломничество и поминовение . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-8122-8 .
  45. ^ Нолте, Карл (13 ноября 2014 г.). «Виктор Готти, ресторатор, владевший легендарным рестораном Ernie's, умер в возрасте 92 лет» . СФГейт .
  46. ^ Гутманн, Эдвард (10 апреля 2012 г.). «Антикварный книжный магазин был любимым местом Хичкока» . Проверено 4 сентября 2014 г.
  47. ^ «Книжный магазин Аргонавт» . Проверено 4 сентября 2014 г.
  48. ^ Кляйн 2005 , стр. 33–35.
  49. ^ Мамер 2008 , с. 25.
  50. ^ Сипос 2010 , стр. 120–121.
  51. ^ Каннингем, Дуглас А. (2012). Сан-Франциско из «Головокружения» Альфреда Хичкока: место, паломничество и поминовение . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-8122-8 .
  52. ^ Фуллер, Грэм (7 апреля 2014 г.). «Новая книга по истории кино представляет собой произведения искусства, изображающие звезд киноэкрана» . Новости артнета . Проверено 25 апреля 2018 г.
  53. ^ Ауилер, Дэн (21 ноября 2013 г.). Головокружение: Создание классики Хичкока: Специальное издание . Дэн Ауилер. ISBN  978-1-311-53317-3 .
  54. ^ «Альфред Хичкок и Сан-Франциско» (PDF) .
  55. ^ «Ризома» . 9 мая 2013 года . Проверено 8 марта 2016 г.
  56. ^ Vertigo , 2-дисковый специальный выпуск DVD, Universal Studios Home Entertainment, 2008.
  57. ^ Брукс, Ричард , «Искусство: последняя часть длинной тревожной истории - наш репортер видит два пропагандистских фильма Хичкока о Второй мировой войне, из-за которых Министерство иностранных дел слишком нервничало, чтобы выпускать их в течение 50 лет». The Observer , 20 июня 1993 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скорсезе, Мартин (сентябрь 2004 г.). «Лучшая музыка в кино: Мартин Скорсезе» . Вид и звук . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года.
  59. ^ Хорак, Ян-Кристофер (2014). Сол Басс: Анатомия кинодизайна . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. ISBN  978-0-8131-4720-8 . OCLC   892799673 .
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аулер 2000 , с. 174.
  61. ^ Монако 2010 , с. 153.
  62. ^ Лев 2006 , стр. 203–204.
  63. ^ «Самые кассовые сборы 1958 года» . Разнообразие . 7 января 1959 г. с. 48 . Проверено 30 сентября 2020 г. - из Интернет-архива .
  64. ^ Уэллс, Джеффри (9 мая 1993 г.). «Сюжет о восстановлении «Головокружения» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 сентября 2020 г.
  65. ^ Ауилер 2000 , стр. 190–193.
  66. ^ Кац, цитируется по Auiler 2000 , стр. 198
  67. ^ «Головокружение» . Universal Pictures International (в архиве) . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года.
  68. ^ Universal Pictures Home Entertainment (28 июля 2011 г.). «От Universal Studios Home Entertainment: Альфред Хичкок: Ограниченное издание коллекции Essentials» (пресс-релиз). Пиар-новости . Проверено 30 сентября 2020 г.
  69. ^ Universal Pictures Home Entertainment (21 июня 2012 г.). «От Universal Studios Home Entertainment: Альфред Хичкок: Коллекция шедевров» (пресс-релиз). Пиар-новости . Проверено 30 сентября 2020 г.
  70. ^ «Головокружение Blu-ray» . Blu-ray.com . 18 марта 2014 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
  71. ^ Краусс, Дэвид. «Головокружение — 4K Ultra HD Blu-ray (Сборник классики Альфреда Хичкока) Обзор Ultra HD, дайджест высокого разрешения» . Дайджест высокого разрешения . Проверено 29 января 2024 г.
  72. ^ Латчем, Джон (8 сентября 2021 г.). «Мерчендайзинг: Best Buy представляет стилбук «Нечто»» . Новости Медиа Плей . Проверено 29 января 2024 г.
  73. ^ «Рецензии на фильм: Головокружение» . Разнообразие . 14 июня 1958 г. с. 6 . Проверено 30 сентября 2020 г. - из Интернет-архива.
  74. Шойер, Филип К. (29 мая 1958 г.). « Головокружение вызывает то же самое у Наблюдателя ». Лос-Анджелес Таймс . Часть I, с. 21. Проверено 30 сентября 2020 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  75. ^ Ауилер 2000 , стр. 170–171.
  76. ^ Ауилер 2000 , с. 172.
  77. ^ Кроутер, Босли (29 мая 1958 г.). « Головокружение», последний фильм Хичкока; Мелодрама прибывает в Капитолий» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 сентября 2020 г.
  78. ^ Коу, Ричард Л. (31 мая 1958 г.). «Ловко головокружительный и другой». Вашингтон Пост . п. С10.
  79. ^ Маккартен, Джон (7 июня 1958 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . п. 65.
  80. Уинстен, Арчер (29 мая 1958 г.). «Стенд для обзора: «Головокружение» заходит в Капитолий» . Нью-Йорк Пост .
  81. ^ Барр 2002 , с. 13.
  82. ^ Ромер, Эрик (март 1959 г.). «Пропеллер и идея». Каье дю Синема .
  83. ^ Стерритт, Дэвид (13 июня 2008 г.). «В 50 лет вечное «Головокружение» Хичкока все еще предлагает головокружительный набор подарков». Хроника высшего образования .
  84. ^ Яглом, Генри (2013). Бискинд, Питер (ред.). Мои обеды с Орсоном: беседы между Генри Ягломом и Орсоном Уэллсом . Столичные книги.
  85. ^ Трюффо и Хичкок 1985 , с. 187.
  86. ^ Элиот 2006 , с. 322.
  87. ^ БФИ (2 августа 2012 г.). Мартин Скорсезе о фильме «Головокружение» . Ютуб . ООО Гугл. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2020 г.
  88. ^ «Нью-Йорк Таймс: Головокружение» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2009. Архивировано из оригинала 31 января 2009 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
  89. ^ «Номинанты и победители 31-й церемонии вручения премии Оскар (1959)» . oscars.org . Проверено 21 августа 2011 г.
  90. ^ «Опрос критиков Sight & Sound, проведенный BFI, 2002 г.» . БФИ. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
  91. ^ «Опрос критиков BFI Sight & Sound, 1982 год» . БФИ. Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
  92. ^ «Опрос критиков BFI Sight & Sound, 1992 год» . БФИ. Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
  93. ^ «Топ-100 режиссеров» . Вид и звук . Британский институт кино. 2012.
  94. ^ «Опрос лучших режиссеров Sight & Sound 2002 года» . список.com .
  95. ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002, остальные участники списка режиссеров» . old.bfi.org.uk. ​Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 года . Проверено 5 июля 2021 г.
  96. ^ «100 величайших фильмов всех времен по версии режиссеров» . bfi.org .
  97. ^ Роби, Тим (2 августа 2012 г.). «Является ли триллер Альфреда Хичкока «Головокружение» лучшим фильмом, когда-либо созданным?» . Телеграф . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 2 марта 2016 г. «Зрителям не нравилось видеть Джимми Стюарта в такой странной и зачастую несимпатичной роли, они жаждали того же чувства присутствия на его стороне, которое «Окно во двор» (1954) и «Человек, который слишком много знал » (1956). дали им
  98. ^ «100 лучших фильмов (читатели)» . AMC Filmsite.org . Американская компания классики кино. Архивировано из оригинала 18 июля 2014 года . Проверено 17 августа 2010 г.
  99. ^ «Take One: первый ежегодный опрос кинокритиков Village Voice» . Деревенский голос . 1999. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 года . Проверено 27 июля 2006 г.
  100. ^ «100 величайших фильмов всех времен по версии Entertainment Weekly» . Сайт Filmsite.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 19 января 2009 г.
  101. ^ Карр, Джей (2002). Список А: 100 важнейших фильмов Национального общества кинокритиков . Да Капо Пресс. п. 81 . ISBN  978-0-306-81096-1 . Проверено 27 июля 2012 г.
  102. ^ «100 важнейших фильмов Национального общества кинокритиков» . сайт www.filmsite.org .
  103. ^ «Обнародован полный рейтинг 200 лучших фильмов всех времен» . Kinema Junpo . Архивировано из оригинала 1 мая 2010 года.
  104. ^ «100 лучших триллеров всех времен» . Тайм-аут . 23 марта 2022 г.
  105. ^ Джонсон, Эрик К. «Cahiers du Cinema: Десять лучших списков 1951–2009» . alumnus.caltech.edu . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
  106. ^ Ауилер 2000 , с. 177.
  107. ^ Ауилер 2000 , стр. 190–191.
  108. ^ Ауилер 2000 , с. 191.
  109. ^ Эберт, Роджер (13 октября 1996 г.). «Головокружение» . Роджер Эберт .
  110. ^ Светило 2004 .
  111. ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . 13 января 1989 года . Проверено 4 сентября 2017 г.
  112. ^ «Кто самый великий?» . Тотальный фильм . 24 октября 2005. Архивировано из оригинала 23 января 2014 года . Проверено 4 августа 2010 г.
  113. ^ «500 величайших фильмов всех времен по версии Empire» . Журнал «Империя» . 1 января 2014 года . Проверено 1 января 2014 г.
  114. ^ «100 величайших фильмов журнала Cahiers du cinéma» . 23 ноября 2008 г.
  115. ^ Гилби, Райан (17 октября 2010 г.). «Головокружение: третий лучший криминальный фильм всех времен» . Хранитель . Проверено 12 июля 2021 г.
  116. ^ «100 величайших американских фильмов» . Би-би-си . 20 июля 2015 г.
  117. ^ «Головокружение» . Гнилые помидоры .
  118. ^ «Головокружение» . Метакритик .
  119. ^ «10 лучших 10 по версии AFI» . Американский институт кино . 17 июня 2008 года . Проверено 18 июня 2008 г.
  120. ^ Разное (март 1997 г.). « Головокружение ». Непоколебимые .
  121. ^ «12 любимых фильмов Скорсезе» . Miramax.com. Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 года . Проверено 25 декабря 2013 г.
  122. ^ «Ежегодная международная конференция по головокружению 2018» . ,
  123. ^ Вуд, Робин (1965). Фильмы Хичкока . А. Свиммер Лимитед.
  124. ^ Хаскелл, Молли. «С кистью и зеркалом: «Головокружение» и «Как ты меня желаешь»». Деревенский голос . 10 июня 1971. С. 69-71 , 73 . Проверено 10 мая 2019 г.
  125. ^ Малви, Лаура (1975). «Визуальное удовольствие и повествовательное кино» (PDF) . Экран : 65.
  126. ^ Ренни, Пол (29 сентября 2008 г.). «Головокружение: дезориентация в оранжевом цвете» . Хранитель . Проверено 25 апреля 2018 г.
  127. ^ Боулд, Марк (2005). «Фильм нуар: Из Берлина в город грехов» . Лондон и Нью-Йорк: Wallflower. п. 18. ISBN  978-1-904764-50-2 .
  128. ^ Кристофер, Николас (1998). Где-то ночью: фильм-нуар и американский город (1-е изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Сова/Генри Холт. ISBN  978-0-8050-5699-0 .
  129. ^ Оттосон, Роберт (1981). Справочник по американскому фильму нуар: 1940–1958 гг . Метучен, Нью-Джерси и Лондон: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-1363-2 .
  130. ^ Сильвер, Ален; Уорд, Элизабет (1992). Фильм Нуар: энциклопедический справочник американского стиля (3-е изд.). Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press. ISBN  978-0-87951-479-2 .
  131. ^ Хирш, Фостер (2001). Темная сторона экрана: фильм-нуар . Нью-Йорк: Да Капо. п. 139. ИСБН  978-0-306-81039-8 .
  132. ^ Рити, доктор медицины (15 ноября 1987 г.). «Говори Память» . Иллюстрированный еженедельник Индии . Том. 108. С. 46–47.
  133. ^ Шипка 2011 , с. 107.
  134. ^ Приход 2008 , с. 221.
  135. ^ "markertext.com: Крис Маркер: Sans Soleil" . marktext.com . Проверено 8 марта 2016 г.
  136. ^ «Опасный Харви: Куда делись все весельчаки?» . Спутник Музыка. 8 июля 2009 года . Проверено 6 декабря 2013 г.
  137. ^ Паддикомб, Стивен (8 мая 2018 г.). «Головокружение Дэвида Линча» . БФИ . Проверено 28 января 2024 г.
  138. ^ 25ЮЛ, 25ЮЛ (15 декабря 2017 г.). «Когда мир вертится – связь между «Твин Пикс: Возвращение» и «Головокружением» Альфреда Хичкока» . 25 лет . Проверено 19 февраля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  139. ^ Уильямс, Крейг (15 мая 2017 г.). «Твин Пикс: 10 фильмов, повлиявших на незабываемый сериал Дэвида Линча» . БФИ . Проверено 19 февраля 2024 г.
  140. ^ Нельсон, Айви (27 сентября 2017 г.). «Я не я» . Светлая стена/темная комната . Проверено 19 февраля 2024 г.
  141. ^ Веры больше нет (1997). «Последняя чаша скорби» . Ютуб . Проверено 15 февраля 2018 г.
  142. ^ «Река Сучжоу» . В обзоре онлайн. 14 мая 2019 г. . Проверено 12 января 2022 г.
  143. ^ Томсон, Дэвид (10 июня 2012 г.). «Преследуемые «Головокружением» Хичкока » . Хроники Сан-Франциско . Проверено 15 сентября 2014 г.
  144. ^ Уилкинсон, Алисса (26 августа 2017 г.). «Новая песня Тейлор Свифт напоминает два культовых фильма как по стилю, так и по содержанию» . Вокс . Проверено 28 января 2024 г.
  145. ^ Паризи, Паула (30 августа 2017 г.). «На данный момент побиты все рекорды песни Тейлор Свифт «Посмотри, что ты заставил меня сделать»» . Разнообразие . Проверено 28 января 2024 г.
  146. ^ Джонстон, Маура (25 августа 2017 г.). «Кислотные сплетни, заимствованные из лучших песен - обзор Тейлор Свифт: Посмотри, что ты заставил меня сделать» . Хранитель . Проверено 28 января 2024 г.
  147. ^ Уиттакер, Александра (25 августа 2017 г.). «Вот все слова из новой песни Тейлор Свифт «Посмотри, что ты заставил меня сделать» » . ИнСтиль . Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 25 августа 2017 г.
  148. ^ Клеффманн, Марсель (6 июня 2021 г.). Анонсирован « Альфред Хичкок — Головокружение : Психологический триллер между реальностью и фантазией» . 4 игрока (на немецком языке). Архивировано из оригинала 7 июня 2021 года.
  149. ^ Флеминг, Майк младший (23 марта 2023 г.). «Paramount назначает римейк фильма Хичкока «Головокружение» потенциальным Робертом Дауни-младшим в главной роли; Стивен Найт напишет сценарий, а Davis Entertainment будет продюсировать с командой Дауни» . Крайний срок Голливуд . Проверено 24 марта 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 420b2d78fa00a24279bc532fb8289f66__1721703900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/66/420b2d78fa00a24279bc532fb8289f66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vertigo (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)