Диверсант (фильм)
Диверсант | |
---|---|
![]() Театральный плакат | |
Режиссер | Альфред Хичкок |
Написал | Питер квартал Джон Харрисон Дороти Паркер |
Продюсер: | Фрэнк Ллойд Джек Х. Скирболл |
В главных ролях | Присцилла Лейн Роберт Каммингс Норман Ллойд Отто Крюгер Алан Бакстер Альма Крюгер Дороти Петерсон Клем Беванс |
Кинематография | Джозеф А. Валентайн |
Под редакцией | Отто Людвиг [ 1 ] |
Музыка | Фрэнк Скиннер |
Производство компании | Фрэнк Ллойд Продакшнс Дэвид О. Селзник Продакшнс |
Распространено | Универсальные картинки |
Дата выпуска |
|
Время работы | 109 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $780,000 [ 2 ] |
Театральная касса | 1 250 000 долларов США (аренда в США) [ 3 ] |
«Диверсант» — американский шпионский триллер 1942 года режиссёра Альфреда Хичкока по сценарию Питера Виртеля , Джоан Харрисон и Дороти Паркер . В фильме снимались Роберт Каммингс , Присцилла Лейн и Норман Ллойд .
Сюжет
[ редактировать ]Рабочий авиационного завода Барри Кейн ошибочно попадает под подозрение в поджоге своего в Глендейле, штат Калифорния производственного завода , во время Второй мировой войны , что является актом домашнего саботажа . Кейн считает, что настоящим виновником является очевидный сотрудник Фрай, с которым он столкнулся ранее. Когда не выясняется, что кто-то с таким именем там работал, Кейн становится объектом розыска. Он вспоминает адрес из конверта, который нес Фрай, и отправляется на грузовике на огромное ранчо в пустыне. Кейн обнаруживает, что владелец ранчо Чарльз Тобин тайно сотрудничает с группой диверсантов, в которую входит Фрай.
Кейн убегает и укрывается у слепого и его племянницы Патрисии Мартин. Она считает Кейна виновным и пытается сдать его полиции, но Кейн похищает Мартина и отправляется на восток в поисках Фрая. Они скрываются в цирковом караване и в конце концов достигают города-призрака, который шпионская сеть Тобина использует в качестве форпоста. Кейн успешно выдает себя за сообщника и проникает в группу, которая в следующий раз планирует саботировать спуск на воду нового линкора на Бруклинской военно-морской верфи . Мартин идет к местному шерифу, но оказывается, что он тоже в сговоре с Тобином. Кейн сопровождает диверсантов в Нью-Йорк, где они перегруппировываются в особняке богатой филантропки и сочувствующей нацистам миссис Саттон. Приходит Тобин и осуждает Кейна. Кейн заперт в подвале Саттона, а Мартин заключён в офисе наверху Рокфеллер-центра . Она выбрасывает записку из окна, и таксисты, обнаружившие ее, предупреждают ФБР, чтобы те спасли ее.
Кейн сбегает из особняка Саттон, включив пожарную сигнализацию, и мчится на военно-морскую верфь. Он находит Фрая, готовящегося взорвать линкор, и пытается его одолеть. К тому времени, как Фрай взрывает бомбу, корабль уже спущен на воду и находится в безопасности. Фрай берет Кейна в плен и возвращается в офис Рокфеллер-центра, где его ждут власти. Фрай убегает, терроризируя кинозрителей в Radio City Music Hall под дулом пистолета и в конце концов садясь на паром к Статуе Свободы . Кейн преследует Фрая на факеле Леди Свободы. Фрай случайно падает через перила платформы и цепляется за руку статуи. Кейн пытается спасти его, но когда прибывают полиция и ФБР, Фрай падает насмерть.
Бросать
[ редактировать ]- Роберт Каммингс в роли Барри Кейна
- Присцилла Лейн в роли Патрисии «Пэт» Мартин
- Отто Крюгер в роли Чарльза Тобина
- Алан Бакстер, как Фримен
- Клем Беванс в роли Нилсона
- Норман Ллойд в роли Фрэнка Фрая
- Альма Крюгер, как миссис Саттон
- Воан Глейзер в роли дяди Филиппа Мартина (в роли Воана Глейзера)
- Дороти Петерсон, как миссис Мейсон
- Ян Вулф, как Роберт
- Фрэнсис Карсон — светская женщина
- Мюррей Альпер — водитель грузовика
- Кэтрин Адамс — миссис Браун (дочь Тобина)
- Педро де Кордоба в роли Кости - цирковая труппа
- Билли Кертис в роли майора / карлика - цирковая труппа
- Мари Ледо в роли Титании Толстухи - Цирковая труппа (в роли Мати Ке До)
- Анита Шарп-Болстер в роли Эсмеральды - Цирковая труппа (в роли Аниты Блостер)
- Жан Ромер в роли сиамских близнецов (в роли Жанны Ромер)
- Лаура Мейсон в роли сиамских близнецов (в роли Линн Ромер)
Производство
[ редактировать ]
Разработка
[ редактировать ]У Хичкока был контракт с Дэвидом О. Селзником , поэтому он первым предложил ему идею фильма; Селзник дал добро на написание сценария, поручив Джону Хаусману следить за его ходом и направлением. [ 4 ] Вэл Льютон , редактор рассказов Селзника, в конце концов отверг сценарий, который рецензент Леонард Малтин позже назвал «чрезвычайно необычным». [ 5 ] поэтому Селзник вынудил Хичкока предложить его другим студиям, «вызвав неприязнь между продюсером и его режиссером, поскольку это не только показало отсутствие веры в способности Хичкока, но и потому, что условия контракта Хичкока принесли Селзнику триста процентов прибыль от продажи». [ 4 ]
Universal подписала контракт, но Хичкок не смог найти двух актеров, которых он хотел на главные роли. Гэри Купер не был заинтересован в проекте, а у Барбары Стэнвик были другие обязательства. [ 6 ] Он остановился на Роберте Каммингсе, у которого был новый контракт с Universal, в то время как Присцилла Лейн была одолжена у Warner Bros., хотя ее сцены пришлось подождать, пока она закончила «Мышьяк и старые кружева» , постановку, которая в конечном итоге была отложена до ее выпуска в 1944 году. [ 7 ]
В ноябре 1941 года Universal объявила, что фильм для студии снимет Хичкок, а продюсерами его будут Фрэнк Ллойд и Джек Скирболл. Каммингс и Лейн должны были сыграть главную роль. [ 8 ] Позже Хичкок сказал, что ему «повезло» иметь «молодых игроков, которые умны и чувствительны к руководству» и «игроков, которые явно являются молодыми американцами. Было легко выявить знакомые качества, чтобы Боб казался милым мальчиком за следующим токарным станком». или за углом. В «Присцилле» я также обладала решительными и смелыми качествами, типичными для американского детства. Я хотела, чтобы мальчик и девочка в «Диверсанте» продемонстрировали захватывающую важность незначительных людей, забыли, что они кинозвезды, и помнили только, что они ими являются. свободен и в страшной опасности». [ 9 ]
Universal действительно привлекла Дороти Паркер для написания нескольких сцен, «в основном патриотических речей, произнесенных героем». [ 4 ] Хотя Паркера пригласили «усилить диалог», Хичкок также позвонил Питеру Виртелю, чтобы тот продолжил работу над сценарием. [ 10 ] [ Примечание 1 ]
Хичкок описал фильм как серию «камео» вроде «39 шагов » . Первоначально предполагалось, что кульминация должна была закончиться в кинотеатре, где показывали Эбботта и Костелло фильм «Ride 'Em Cowboy» . По данным The New York Times , «студия считает, что заказ существенно повысит престиж комиков». [ 12 ] Однако этот фильм не был использован в финальном фильме.
Стрельба
[ редактировать ]Съемки проходили с декабря 1941 по февраль 1942 года. [ 13 ]
Хичкок использовал в фильме обширные кадры натурных съемок, что было необычно для голливудских постановок того времени. Режиссер второго подразделения Вернон Кейс и оператор Чарльз Ван Энгер снимали экстерьеры на холмах Алабамы в Лоун-Пайн, Калифорния , а Джон П. Фултон снимал фоновые кадры в Нью-Йорке. [ 7 ] Для съемки Нью-Йорка использовались специальные длиннофокусные объективы для съемки с больших расстояний. На одном из кадров заднего плана виден перевернувшийся корабль в гавани. Фрай смотрит на него и понимающе улыбается. На изображении изображен бывший корабль SS Normandie , который сгорел и затонул в феврале 1942 года, что породило слухи о немецкой диверсии. [ 14 ]
Было выполнено умное сопоставление отснятого материала со студийными кадрами, многие из которых использовали матовую живопись в качестве фона, например, в кадрах западного города-призрака «Город газировки». Знаменитый эпизод Статуи Свободы происходит на факельной платформе, которая фактически была закрыта для публичного доступа после диверсии Черного Тома в 1916 году. Макет, созданный для съемок, точно воспроизвел эту часть статуи. В сцене также использованы инновационные визуальные эффекты . В частности, Ллойд лежал на боку на черном седле на черном полу, в то время как камера была перемещена с крупного плана на высоту 40 футов над ним, из-за чего казалось, что он падает вниз, в сторону от камеры. Пленка, снятая с вершины Статуи, была затем наложена на черный фон. [ 15 ]

Ни для кульминационной сцены со Статуей Свободы в фильме, ни для эпизода Radio City не было музыкального сопровождения; вместо этого Хичкок позволил этим сценам развиваться самостоятельно. Например, в сцене «Радио-Сити» Хичкок совместил действие, показанное на экране театра (включая выстрелы), с действием в театре. Контраст изображений на большом экране с перестрелкой ниже вовлек зрителей в действие и стал одной из наиболее эффектных сцен в «Диверсанте» . [ 10 ]
Хичкок появляется в своей фирменной эпизодической роли примерно через час после начала фильма (1:04:37), стоя у киоска перед магазином Cut Price Drugs в Нью-Йорке, когда подъезжает машина диверсантов. В своем интервью с Франсуа Трюффо («Саймон и Шустер», 1967) Хичкок говорит, что они с Паркером сняли эпизодическую роль, изображающую их в образе пожилой пары, которая видит, как Каммингс и Лейн путешествуют автостопом, и уезжают, но он решил изменить этот кадр на существующая камея.
На написание сценария, подготовку к съемкам и основные съемки фильма «Диверсант» ушло 15 недель — это самый быстрый результат, который когда-либо работал Хичкок. К январю 1942 года фильм находился на стадии постпродакшена. В начале апреля «Диверсант» был «помечен красным флажком» чиновниками военного министерства , у которых были опасения по поводу сцены с участием SS Normandie (переименованного в USS Lafayette ). По поводу этой сцены Хичкок сказал: «Военно-морские силы подняли шум в Universal по поводу этих выстрелов, потому что я подразумевал, что « Нормандия» подверглась диверсии, что было отражением отсутствия у них бдительности при ее охране». Несмотря на официальные возражения, сцена осталась в финальном фильме. [ 6 ] [ 16 ] Премьера фильма «Диверсант» состоялась в Вашингтоне, округ Колумбия, 22 апреля 1942 года, на ней присутствовали Хичкок, Каммингс и Лейн, а также 80 сенаторов США и 350 конгрессменов США. [ 7 ]
Дизайн костюмов
[ редактировать ]США Когда в 1942 году Совет военного производства издал руководящие принципы нормирования одежды (Общий приказ об ограничении L-85), [ 17 ] Совет пригласил голливудских дизайнеров, в том числе Трэвиса Бэнтона , Уолтера Планкетта , Ирен Солтерн и Веру Уэст , для создания модной одежды, соответствующей новым ограничениям на ткани. [ 18 ] Проекты Солтерна [ 19 ] для конкурса затем были использованы костюмы Присциллы Лейн в «Диверсанте» . [ 20 ]
Использование иронии и символизма.
[ редактировать ]Хичкок неоднократно использовал иронию в «Диверсанте» . [ 21 ] Например, в начале фильма власти кажутся угрожающими, а уважаемый владелец ранчо и добрый дедушка — вражеским агентом. Напротив, только обычные люди и неудачники осознают невиновность Кейна и предлагают ему доверие: водитель грузовика-дальнобойщик, слепой домовладелец и цирковые уроды . В Нью-Йорке богатая миссис Саттон тайно финансирует вражескую группу.
«Диверсант» — ранний пример недоверия к власти, которое является одной из отличительных черт Хичкока. [ 22 ] Сюжетная структура фильма: ложно обвиненному человеку приходится действовать под прикрытием и выслеживать настоящих мошенников/шпионов, путешествуя по США, и финальная битва высоко на культовом американском памятнике (и герою здесь помогает его дама), явно прообраз «Север через северо-запад» , снятый почти двадцать лет спустя. Эти параллели открыто обсуждаются в знаменитой книге интервью Трюффо «Хичкок/Трюффо » на страницах, посвященных более раннему фильму, и когда Трюффо отмечает, что «Север через северо-запад» был своего рода ремейком старого фильма, Хичкок подтверждает: «Да ". [ 23 ]
Проезжая по набережной Нью-Йорка, машина Кейна проезжает мимо перевернувшегося корпуса лайнера SS Normandie , что является зловещим предупреждением о том, что может случиться, если заговорщики добьются успеха в своих планах. [ 24 ]
Финальная битва, символизирующая тиранию против демократии, происходит под факелом Статуи Свободы. [ 25 ]
Прием
[ редактировать ]«Диверсант» «очень хорошо показал себя в прокате, даже с актерским составом из B-списка»; это принесло «кругленькую прибыль всем участникам». [ 4 ] Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» назвал этот фильм «быстрым, напряженным фильмом, который движется вперед так быстро, что дает лишь небольшую возможность оглянуться назад. прикрыть их». Премьера фильма состоялась в Radio City Music Hall . [ 26 ] Кроутер прокомментировал, что «[настолько] захватывающих дух событий, что в суматохе можно забыть, что в этой погоне за дикими гусями нет никакой логики»; он также подверг сомнению «небрежное представление ФБР как кучки неумелых болванов, общее игнорирование [фильма] уполномоченных агентов и [его] оскорбление полиции военно-морского флота», - все это «в некоторой степени искажает патриотический подтекст, который они попытались подчеркнуть в фильме». [ 26 ]
Журнал Time назвал «Диверсанта » «одним часом и 45 минутами почти чистой мелодрамы, созданной руками мастера»; «хитрые штрихи фильма служат другой цели, которая лишь второстепенна в мелодраматическом замысле « Диверсанта » . Они предупреждают американцев, чего до сих пор не удалось сделать Голливуду, что члены пятой колонны могут быть внешне чистыми и патриотичными гражданами, такими же, как они сами». [ 27 ]
Норман Ллойд вспоминает, что Бен Хект сказал Хичкоку, увидев смерть персонажа в финале: «Ему следовало бы найти портного получше». [ 28 ]
Наследие
[ редактировать ]Критик Роб Никсон, пишущий для Turner Classic Movies , отмечает, что «Диверсант» разделяет несколько важных элементов с более поздним фильмом Хичкока «К северу через северо-запад» (1959), включая обычного главного героя, которого обвиняют в ужасном преступлении и который должен избегать пленения. полиция, когда он пытается разгадать тайну и очистить свое имя (это повторяющаяся тема в фильмах Хичкока), и кульминационная сцена, в которой главный герой пытается спасти другого персонажа от падения с огромного национального памятника. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Производство фильма началось менее чем через две недели после нападения на Перл-Харбор . [ 11 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Полное описание: Диверсант (1942)". Классические фильмы Тернера . Проверено: 30 ноября 2014 г.
- ^ «Апелляционный суд девятого округа США — Юниверсал против Каммингса, 1944 год» . стр. 94–95 - из Интернет-архива .
- ^ «101 пиксель брутто в миллионах» . Разнообразие. 6 января 1943 г. с. 58 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б с д Никсон, Роб. «Статьи: Диверсант (1942)». Классические фильмы Тернера . Проверено: 23 октября 2014 г.
- ^ Мальтин, Леонард (2003). Путеводитель Леонарда Малтина по фильмам и видео (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Плюм (Пингвин). п. 1195. ИСБН 0-452-28329-9 .
- ^ Jump up to: а б Лейтч 2002 , с. 291.
- ^ Jump up to: а б с «Примечания: Диверсант». Классические фильмы Тернера . Проверено: 9 апреля 2014 г.
- ↑ НОВОСТИ ЭКРАНА ЗДЕСЬ И В ГОЛЛИВУДЕ: Альфред Хичкок снимет «Диверсанта» New York Times, 8 ноября 1941 г.: 11.
- ^ Хичкок находит драму в терроре времени: «Диверсант» отражает опасности военной промышленности, увиденные глазами мастера саспенса; Мировая премьера «Вечера среды у Кита», Нельсон Б. Белл. The Washington Post, 19 апреля 1942 г.: L3.
- ^ Jump up to: а б Лейтч 2002 , с. 292.
- ^ "Оригинальная печатная информация: Диверсант (1942)". Классические фильмы Тернера . Проверено: 23 октября 2014 г.
- ^ ОТПРАВКИ ЧЕРЕЗ ГОЛЛИВУДСКИЙ ТЕРМИНАЛ New York Times, 1 февраля 1942 г.: X5.
- ^ «Апелляционный суд девятого округа США — Каммингс против Юниверсал, 1944 год» . п. 567 – через Интернет-архив .
- ^ Якаб, Элизабет. «Рецензия на книгу: Диверсанты и шпионы». Нью-Йорк Таймс , 29 ноября 1981 г.
- ^ «Интервью с Ллойдом». DVD «Диверсант: Взгляд поближе»; Изготовление . Универсал, 2006.
- ^ Спото 1999 , с. 253.
- ^ «Правила Совета по военному производству», Федеральный реестр , том. 7, нет. 70, 10 апреля 1942 г., https://tile.loc.gov/storage-services/service/ll/fedreg/fr007/fr007070/fr007070.pdf
- ^ Калифорнийский университет, Риверсайд, декабрь 2012 г. Хэннон, Лаура Беллью, «Стильная битва, Вторая мировая война и ограничения на дизайн одежды в Лос-Анджелесе», докторская диссертация ,
- ^ Путеводитель по документам Ирен Солтерн Сэлинджер MS.P.059, Помощь библиотекам UCI, Интернет-архив Калифорнии, https://oac.cdlib.org/findaid/ark:/13030/kt0c6022rp/entire_text/ .
- ↑ Бэйли, Гертруда, «Голливуд гениально экономит ткань: мягкая драпировка позволяет немного ткани уйти далеко», New York World Telegram , 13 мая 1942 г.
- ^ Вуд 1978 , с. 86.
- ^ Хичкок как автор
- ↑ Хичкок/Трюффо , 1966.
- ^ Брилл 1991 , с. 51.
- ^ "Диверсант Хичкока". Открытый Салон , 9 июня 2009 года.
- ^ Jump up to: а б Кроутер, Босли. «Диверсант» (1942); «Диверсант», мелодрама Альфреда Хичкока с Присциллой Лейн, Робертом Каммингсом и Отто Крюгером в главных ролях, в Мюзик-холле» . «Нью-Йорк Таймс» , 8 мая 1942 года.
- ^ "Новые картинки". Журнал Time , 11 мая 1942 года.
- ^ Макфадден, Пэт. «Повторная премьера «потерянного» фильма Хичкока « Белая тень : специальный репортаж». alfredhitchcockgeek.com , 3 октября 2011 г. Дата обращения: 23 октября 2014 г.
- ^ «Диверсант (1942) -- Статьи» . Классические фильмы Тернера . Проверено 10 июля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брилл, Лесли (1991). Роман Хичкока: любовь и ирония в фильмах Хичкока . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-69100-286-6 .
- Лейтч, Томас (2002). Энциклопедия Альфреда Хичкока: от подарков Альфреда Хичкока до головокружения (великие режиссеры) . Нью-Йорк: факты в File, Inc. ISBN 978-0-81604-386-6 .
- Спото, Дональд (1999). Темная сторона гения: Жизнь Альфреда Хичкока . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-30680-932-3 .
- Вуд, Робин (1978) [первое издание 1965 г.]. Фильмы Хичкока . Нью-Йорк: Castle Books. ISBN 978-0-49801-749-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- фильмы 1942 года
- Шпионские триллеры 1940-х годов
- Американские авиационные фильмы
- Американские шпионские триллеры
- Американские черно-белые фильмы
- Американские фильмы о погонях
- Фильмы Альфреда Хичкока
- Фильмы, действие которых происходит в Калифорнии
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, действие которых происходит в тылу во время Второй мировой войны.
- Фильмы, снятые в Лоун-Пайн, Калифорния.
- Фильмы по сценарию Дороти Паркер
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Шпионские фильмы о Второй мировой войне
- Фильмы, написанные Фрэнком Скиннером
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Статуя Свободы в художественной литературе
- Американские фильмы 1940-х годов