Тень сомнения
Тень сомнения | |
---|---|
Режиссер | Альфред Хичкок |
Автор сценария | |
Рассказ | Гордон МакДонелл |
Продюсер: | Джек Х. Скирболл |
В главных ролях | |
Кинематография | Джозеф А. Валентайн |
Под редакцией | Милтон Каррут |
Музыка | Дмитрий Темкин (оригинал) Франц Легар |
Производство компания | Скирбол Продакшнс |
Распространено | Универсальные картинки |
Дата выпуска |
|
Время работы | 108 минут [ 1 ] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Театральная касса | 1,2 миллиона долларов (аренда в США) [ 2 ] |
«Тень сомнения» — американский психологический триллер -нуар 1943 года режиссёра Альфреда Хичкока с Терезой Райт и Джозефом Коттеном в главных ролях . Написанный Торнтоном Уайлдером , Салли Бенсон и Альмой Ревилл , фильм был номинирован на премию Оскар за лучший рассказ Гордона МакДонелла.
Шарлотта «Чарли» Ньютон и ее родители живут в очень тихом Санта-Розе, Калифорния . Неожиданный визит Чарльза Окли, ее обаятельного и утонченного «дяди Чарли», приносит большое волнение ее семье и маленькому городу. Это волнение превращается в страх, когда юная Чарли постепенно понимает, что ее дядя на самом деле является разыскиваемым серийным убийцей, известным как убийца «Веселая вдова». Страх усиливается, когда Окли понимает, что она знает его секрет.
США В 1991 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 3 ] [ 4 ] Этот фильм также был любимым из всех его фильмов Альфреда Хичкока. [ 5 ]
Сюжет
[ редактировать ]Шарлотта «Чарли» Ньютон — скучающая девочка-подросток, живущая в идиллическом городке Санта-Роза, штат Калифорния . младший брат ее матери (ее эпоним Она получает чудесные новости: в гости приезжает ) Чарльз Окли. По прибытии все в восторге, особенно молодой Чарли. В знак привязанности дядя Чарли дарит племяннице кольцо с изумрудом. Однако она замечает, что внутри выгравированы чьи-то инициалы.
Вскоре после этого в доме Ньютонов появляются двое мужчин, пытающиеся сфотографировать дядю Чарли. Юный Чарли догадывается, что это полицейские детективы под прикрытием. Одна из них объясняет, что ее дядя - один из двух подозреваемых, которые могут быть «Веселой вдовой-убийцей». Чарли сначала отказывается в это верить, но узнает, что инициалы, выгравированные на кольце, которое он ей дал, совпадают с инициалами одной из убитых женщин. Затем она замечает, что дядя Чарли начинает вести себя странно.
Однажды вечером во время ужина дядя Чарли теряет бдительность и раскрывает свою ненависть к богатым вдовам. Он описывает их как «толстых, хрипящих животных». В ужасе юный Чарли выбегает из комнаты. Дядя Чарли следует за ней и ведет ее в захудалый бар. Он признает, что является одним из двух подозреваемых в убийстве. Он умоляет ее о помощи; она неохотно соглашается ничего не говорить, при условии, что он вскоре уйдет, чтобы избежать ужасной конфронтации, которая разрушит ее мать, боготворившую своего младшего брата.
Появились новости о том, что полиция преследовала альтернативного подозреваемого и убила его пропеллером самолета; предполагается, что он был убийцей. Дядя Чарли рад, что его реабилитируют, но юный Чарли знает все его секреты. Вскоре после этого она падает с опасной крутой лестницы, которую, как она позже обнаруживает, была намеренно прорезана.
После предполагаемого оправдания дядя Чарли сообщает, что хочет поселиться в Санта-Розе. Молодой Чарли говорит, что она убьет его, если он останется. Позже той же ночью дядя Чарли заманивает ее в гараж, запускает двигатель машины и заклинивает дверь, так что гараж наполняется выхлопными газами. Друг приходит к дому, слышит, как Чарли стучит в дверь гаража, и спасает ее.
Дядя Чарли вскоре объявляет, что уезжает в Сан-Франциско вместе с миссис Портер, богатой вдовой. На вокзале юный Чарли садится в поезд и утверждает, что хочет увидеть купе дяди Чарли. Он планирует вытолкнуть племянницу из поезда, когда тот наберет скорость. Между ними завязывается борьба, и дядя Чарли – «Веселая вдова-убийца» – проигрывает, падая перед приближающимся поездом.
На его похоронах горожане сентиментально чтят дядю Чарли. Детектив возвращается, и Чарли признается, что скрыла важную информацию. Они решают сохранить преступления дяди Чарли в секрете.
Бросать
[ редактировать ]- Тереза Райт в роли Шарлотты «Чарли» Ньютон, которая изначально боготворила своего любящего дядю. Райт получила сценарий, и она согласилась на роль Чарли из-за своего обожания работ Хичкока. [ 6 ]
- Джозеф Коттен в роли Чарльза «дяди Чарли» Окли. У Коттена ранее были налаженные отношения с Хичкоком, которые, возможно, помогли ему получить роль в фильме. [ 6 ]
- Макдональд Кэри в роли детектива Джека Грэма
- Генри Трэверс в роли Джозефа Ньютона, отца юного Чарли, который любит читать криминальные истории.
- Патрисия Коллиндж в роли Эммы Ньютон, матери юного Чарли и сестры дяди Чарли. Эмму назвали в честь матери Хичкока, которая умерла во время съемок фильма. [ 6 ]
- Уоллес Форд в роли детектива Фреда Сондерса
- Хьюм Кронин в роли Херби Хокинса, соседа и любителя криминальной фантастики . Он обсуждает идеи идеального убийства с отцом Чарли.
- Эдна Мэй Вонакотт в роли Энн Ньютон. Вонакотт был выбран на роль Энн Ньютон Альфредом Хичкоком, пока они ждали автобуса. У нее не было актерского опыта, и между дублями ее тренировала дочь Хичкока. [ 6 ] Вонакотт получила семилетний контракт с киностудией, и Хичкок верил, что ее ждет успешная актерская карьера. [ 7 ]
- Чарльз Бейтс в роли Роджера Ньютона
- Ирвинг Бэкон — начальник станции
- Кларенс Мьюз в роли Пулмана Портера
- Джанет Шоу в роли Луизы Финч
- Эстель Джуэлл в роли Кэтрин
В титрах не указан [ 8 ]
[ редактировать ]- Альфред Хичкок в роли человека, играющего в карты в поезде
- Минерва Урекал, как миссис Хендерсон
- Изабель Рэндольф в роли миссис Маргарет Грин
- Эрл С. Дьюи, как мистер Нортон
- Эйли Мэлион, как библиотекарь
- Эдвард Филдинг в роли доктора в поезде
- Воан Глейзер в роли доктора Филлипса
- Вирджиния Бриссак в роли миссис Филлипс
- Сара Эдвардс — жена доктора в поезде
- Рут Ли, как миссис Маккарди
- Грандон Роудс в роли преподобного Маккарди
- Эдвин Стэнли, как мистер Грин
- Фрэнсис Карсон в роли миссис Поттер
- Байрон Шорс, как детектив
- Джон МакГуайр, как детектив
- Констанс Парди, как миссис Мартин
- Ширли Миллс в роли молодой девушки
камео Хичкока
[ редактировать ]Альфред Хичкок появляется примерно на 16-й минуте фильма, в поезде до Санта-Розы, играя в бридж с Доктором и миссис Гарри. Чарли едет в поезде под вымышленным именем Отис и лежит из-за мигрени . Миссис Гарри очень хочет ему помочь, но ее мужу это неинтересно, и он продолжает играть в бридж. Доктор Гарри отвечает Хичкоку, что он выглядит неважно, пока Хичкок держит в руках полную пиковую масть, лучшую руку для бриджа. [ 8 ]
Производство
[ редактировать ]Проект начался, когда Маргарет МакДонелл, руководитель отдела сюжетов Дэвида Селзника, рассказала Хичкоку, что у ее мужа Гордона есть интересная идея для романа, из которого, по ее мнению, можно снять хороший фильм. Его идея, получившая название «Дядя Чарли», была основана на реальной истории Эрла Нельсона , серийного убийцы конца 1920-х годов, известного как «Человек-Горилла».
«Тень сомнения» была снята и установлена в Санта-Розе, Калифорния , которая была изображена как образец предположительно мирного, небольшого довоенного американского города. Поскольку Торнтон Уайлдер написал оригинальный сценарий, действие истории разворачивается в небольшом американском городке, популярном месте действия Уайлдера, но с добавлением хичкоковского оттенка. В биографии Хичкока Патрика Макгиллигана он сказал, что этот фильм был, пожалуй, самым американским фильмом, созданным Хичкоком к тому времени.
Первые сцены происходят в Восточном районе (также известном как район «Ironbound»/«Down Neck» в Ньюарке, штат Нью-Джерси ). линия горизонта города и такие достопримечательности, как Pulaski Skyway На первом кадре показаны . Снимки с локаций были использованы для соблюдения ограничений Совета по военному производству военного времени , предусматривающих максимальную стоимость строительства декораций в 5000 долларов. [ 9 ]
Дом в итальянском стиле, построенный в 1872 году, использовался для внешних снимков дома семьи Ньютонов. По состоянию на 2024 год он все еще стоит и находится по адресу Макдональд-авеню, 904 в Санта-Розе.
Каменный железнодорожный вокзал в фильме был построен в 1904 году для Северо-Западной Тихоокеанской железной дороги и является одним из немногих коммерческих зданий в центре Санта-Розы, уцелевших после землетрясения 18 апреля 1906 года . В настоящее время станция является визит-центром. Это была библиотека Карнеги , которая была снесена в 1964 году из-за сейсмических опасений. [ 10 ] Некоторые из зданий в центре Санта-Розы, показанных в фильме, были повреждены или разрушены землетрясением в 1969 году ; большая часть территории была очищена от мусора и в значительной степени перестроена.
Музыку к фильму написал Дмитрий Темкин, это его первая совместная работа с Хичкоком (остальные — «Незнакомцы в поезде» , «Признаюсь» и «В случае убийства набирайте «М» ). В своей партитуре Темкин цитирует вальс «Веселая вдова» Франца Легара , часто в несколько искаженной форме, как лейтмотив дяди Чарли и его серийных убийств. Во вступительных титрах звучит тема вальса и продолжительный кадр танцующих пар.
Кинематография
[ редактировать ]Оператор Джозеф А. Валентайн описал свою работу над фильмом: «Наше место в Санта-Розе было выбрано потому, что оно казалось типичным для среднего американского маленького города, а также предлагало физические возможности, которых требовал сценарий. Там была общественная площадь, вокруг которого разворачивается большая часть городской жизни. Произошло неописуемое смешение маленького городка и города, старого и нового, что сделало город гораздо более типичным фоном среднего американского города, чем что-либо, что могло быть намеренно спроектировано. Жители Санта-Розаны были очень отзывчивы, и большинство наших проблем в этих сценах были обычными, связанными с установкой сеток и размещением отражателей или дополнительных источников света там, где они были необходимы.
Самой впечатляющей частью нашей работы, естественно, были съемки ночных экстерьеров. У нас было с собой две генераторные установки, десять дуговых прожекторов на 150 ампер и обычный набор ламп накаливания... общая максимальная электрическая мощность которых составляла 3000 ампер. С его помощью мы осветили пространство в четыре городских квартала для наших длинных планов с ночным эффектом!.... Как ни странно, одна из наших менее впечатляющих ночных сцен оказалась действительно более сложной задачей. Это была сцена, разыгранная в городской публичной библиотеке. Это здание представляет собой красивое готическое сооружение, почти полностью увитое плющом. Я думаю, все мы были удивлены тем, как темно-зеленые листья плюща поглощали свет. На самом деле, при съемке этого единственного здания мы использовали все осветительные приборы, которые были у нас с собой — и мы могли бы использовать больше, если бы они у нас были!....Часто люди, которые видели эти наши ночные сцены пришли к выводу, что, имея такую освещенную область, мы, должно быть, снимали их днем на инфракрасную пленку, а не ночью. Если бы они только увидели, как мы работали над завершением ночных сцен до того, как вступил в силу приказ Тихоокеанского побережья о затемнении [во Второй мировой войне], они бы изменили свое мнение. Все наши ночные сцены были сняты на самом деле ночью – и мы просто оказались под проволокой, закончив последнюю всего за несколько часов до того, как затемнение вступило в силу». [ 11 ]
Прием
[ редактировать ]После выхода фильм получил единогласно положительные отзывы. Босли Кроутер , критик The New York Times , полюбил фильм, заявив, что «Хичкок мог вызвать больше мурашек на квадратный дюйм тела клиента, чем любой другой режиссер в Голливуде». [ 12 ] Журнал Time назвал фильм «превосходным». [ 12 ] в то время как Variety заявила, что «Хичкок ловко запечатлел своих персонажей из маленького городка и домашнюю обстановку». [ 12 ] развлечениях Газета о The Film Daily стала еще одним рецензентом в 1943 году, высоко оценившим каждый аспект производства. Издание предрекало большие кассовые сборы кинотеатрам, представляющим последнюю работу Хичкока, хотя в подробном обзоре « Тени сомнения» газета ошибочно называет фильм режиссера 1941 года « Подозрение » «Саспенсом»:
Из всех поразительных художественных фильмов, снятых Альфредом Хичкоком — суперменом саспенса и волшебником тайн — этот больше всего предназначен для того, чтобы взволновать американскую аудиторию и влить деньги в казну нет отвлекающих маневров американских кинотеатров... Здесь . след в этом аттракционе, как это было в его недавнем хите «Саспенс». История неуклонно движется к финалу, которого более или менее ясно ожидает зритель, но который вызывает периодическую надежду на то, что худшие опасения Терезы Райт не оправдаются. ...Производственная ценность Джека Х. Скирболла превосходна, как и фотографии Джозефа Валентайна. В успехе этой картины нет ни тени сомнения. [ 13 ]
В интервью телеканалу Telescope в 1964 году с ведущим Флетчером Марклом Маркл отметила: «Мистер Хичкок, большинство критиков всегда считали «Тень сомнения» , которую вы сняли в 1943 году, вашим лучшим фильмом». Хичкок тут же ответил: «Я тоже». Затем Маркл спросила: «Ты все еще так думаешь?» Хичкок ответил: «О, без вопросов». На тот момент последней работой Хичкока была «Марни» . В более позднем интервью Франсуа Трюффо Хичкок опроверг предположение, что «Тень сомнения» была его «любимой». [ 14 ] Но в аудиоинтервью с Трюффо Хичкок подтвердил, что это его любимый фильм, а позже повторил, что «Тень сомнения» был его любимым фильмом в интервью Майку Дугласу в 1969 году и в интервью Дику Каветту в 1972 году. Дочь Альфреда Хичкока Пэт Хичкок также сказала, что любимым фильмом ее отца был «Тень сомнения» в документальном фильме Лорана Бузеро 2000 года «Вне сомнений: создание любимого фильма Хичкока» .
Сегодня этот фильм по-прежнему считается главной работой Хичкока. Современный критик Дэйв Кер назвал его «первым бесспорным шедевром» Хичкока. [ 15 ] В 2005 году кинокритик Дэвид Денби из The New Yorker назвал его самым «интимным и душераздирающим» фильмом Хичкока. [ 16 ] На основе 48 рецензий на сайте Rotten Tomatoes фильм получил 100% рейтинг одобрения со средневзвешенной оценкой 9,20/10. По единодушному мнению сайта, «самая ранняя классика Альфреда Хичкока — и его личный фаворит — передает свои захватывающие ощущения так же ловко, как и тонко прорисованные персонажи». [ 12 ] На Metacritic он получил оценку 94 из 100 на основе отзывов 15 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [ 17 ] На вопрос критиков о главной теме фильма Хичкок ответил: «Любовь и хороший порядок не являются защитой от зла». В своей книге «Бэмби против Годзиллы » Дэвид Мэмет называет ее лучшим фильмом Хичкока. [ 18 ] В своей рецензии на фильм в 2011 году кинокритик Роджер Эберт дал фильму четыре звезды из четырех и включил его в свой список величайших фильмов . [ 19 ] В 2022 году журнал Time Out поставил этот фильм на 41-е место в своем списке «100 лучших триллеров всех времен». [ 20 ]
Адаптации и римейки
[ редактировать ]Радио
[ редактировать ]Фильм был адаптирован для Сесила Б. Демилля, вышедшего театра Lux Radio Theater в эфир 3 января 1944 года, с его первоначальной ведущей актрисой Терезой Райт и Уильямом Пауэллом в роли дяди Чарли (Патрик Макгиллиган сказал, что Хичкок изначально хотел, чтобы Пауэлл сыграл дядю Чарли, но MGM отказался одолжить актера для фильма). В 1950 году «Тень сомнения» была показана в радиопостановке на канале Screen Directors Playhouse . В нем снимались Кэри Грант в роли дяди Чарли и Бетси Дрейк в роли молодого Чарли. [ 21 ] Он также был адаптирован для Театра Форда (18 февраля 1949 г.). Театр Screen Guild дважды адаптировал фильм с Джозефом Коттеном , первый раз с Ванессой Браун в роли молодого Чарли, а второй с Диной Дурбин в роли. Театральная Тени постановка « сомнения» вышла в эфир 11 сентября 1946 года. [ 22 ]
Фильм
[ редактировать ]Фильм переделывался дважды: в 1958 году как «Шаг вниз к террору» ; [ 23 ] и снова (под оригинальным названием) как телефильм 1991 года , в котором Марк Хармон сыграл дядюшку Чарли. [ 24 ]
«Тень сомнения» повлияла на начало фильма Пак Чхан Ука 2013 года «Стокер» . [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Список фильмов со 100% рейтингом на Rotten Tomatoes , сайте-агрегаторе кинообзоров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « ТЕНЬ СОМНЕНИЯ (А)» . Британский совет классификации фильмов . 10 февраля 1943 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ «Лучшие кассовые сборы сезона», Variety , 5 января 1944 г., стр. 54.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Кер, Дэйв. «РЕГИСТР ФИЛЬМОВ США ДОБАВИЛ 25 ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ» . chicagotribune.com . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ «Какой любимый фильм Хичкока он снял?» . нет киношколы . Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Создание «Тени сомнения» Хичкока » . 20 марта 2022 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2023 г.
- ^ «The Pittsburgh Press – Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «АФИ|Каталог» . каталог.afi.com . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Производство за 5000 долларов» . Жизнь . 25 января 1943 г. стр. 70–78.
- ^ «Библиотека Карнеги Санта-Розы» . sonomalibrary.org . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ Валентайн, Джозеф А. «Использование настоящего города вместо съемок фильма». Американский кинематографист 23:10 (октябрь 1942 г.), 440–41, 461–62.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Тень сомнения» . Гнилые помидоры . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ «Обзоры новых фильмов» , «Тень сомнения » ; The Film Daily (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), 8 января 1943 г., стр. 5, столбцы 3-4. Интернет-архив , Сан-Франциско, Калифорния. Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Джим Макдевитт, Эрик Сан-Хуан. Год Хичкока: 52 недели с мастером саспенса . ISBN 9780810863880 . Страница 158.
- ^ «Тень сомнения» . Чикагский читатель . 5 апреля 1985 года . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Денби, Дэвид (4 декабря 2005 г.). «Выбор мастера» . Житель Нью-Йорка .
- ^ «Тень сомнения» . Метакритик .
- ^ Дэвид Мэмет, Бэмби против Годзиллы (Винтаж, 2008).
- ^ Эберт, Роджер (9 ноября 2011 г.). «Дядя Чарли приносит радость в маленький городок» . Роджер Эберт .
- ^ «100 лучших триллеров всех времен» . Тайм-аут . 23 марта 2022 г.
- ^ «Другие выступления Кэри Гранта на радио» . www.carygrantradio.com.
- ^ «Драма и приключения Old Time Radio (OTR)» .
- ^ Стивен Вагг, Род Тейлор: австралиец в Голливуде , Bear Manor Media, 2010, стр. 58
- ^ Вагг, Стивен (25 марта 2023 г.). «Краткая история римейков Хичкока» . Фильминк .
- ^ Редька, Кристина (3 августа 2010 г.). «SDCC 2010: Интервью Вентворта Миллера RESIDENT EVIL: AFTERLIFE; Плюс новости о СТОКЕРЕ и ДЯДЯ ЧАРЛИ» . коллайдер.com . Проверено 8 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Тень сомнения» Эссе Томаса Лейтча в Национальном реестре фильмов
- Тень сомнения на IMDb
- Тень сомнения в AllMovie
- Тень сомнения в базе данных TCM Movie
- Тень сомнения в каталоге художественных фильмов AFI
- Тень сомнения в Rotten Tomatoes
- Тень сомнения в кассе Mojo
- Эссе Дэниела Игана «Тень сомнения» в книге «Наследие американского кино: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов», A&C Black, 2010 г. ISBN 0826429777 , страницы 360–361.
- Потоковое аудио
- Тень сомнения в Театре Screen Guild : 24 мая 1943 г.
- Тень сомнения в театре Lux Radio : 3 января 1944 г.
- фильмы 1943 года
- Психологические триллеры 1940-х годов
- Фильмы о серийных убийцах 1940-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Американские психологические триллеры
- Американские фильмы о серийных убийцах
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы, озвученные Дмитрием Темкиным
- Фильмы Альфреда Хичкока
- Фильмы, действие которых происходит в Калифорнии
- Действие фильмов происходит в районе залива Сан-Франциско.
- Фильмы, снятые в Калифорнии
- Фильмы, снятые в Ньюарке, штат Нью-Джерси.
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Американские фильмы 1940-х годов