Анри-Жорж Клузо
Анри-Жорж Клузо | |
---|---|
![]() Анри-Жорж Клузо в 1953 году. | |
Рожденный | [1] Ньор , Франция | 20 ноября 1907 г.
Умер | 12 января 1977 г. [2] Париж , Франция | (69 лет)
Занятия | |
Годы активности | 1931–1968 |
Супруги |
Анри-Жорж Клузо (англ. Французский: [ɑ̃ʁi ʒɔʁʒ kluzo] ; 20 ноября 1907 — 12 января 1977) — французский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Его лучше всего помнят за работу в жанре триллеров : он снял «Плату за страх» (1953) и «Дьяволики» (1955), которые критики признали одними из величайших фильмов 1950-х годов. Он также снял документальные фильмы, в том числе «Тайну Пикассо» (1956), которая была объявлена правительством Франции национальным достоянием.
Клузо был одним из первых поклонников кино и, желая сделать карьеру писателя, переехал в Париж. нанял его Позже продюсер Адольф Оссо для работы в Берлине, где он писал французские версии немецких фильмов. После увольнения из студии UFA в нацистской Германии из-за дружбы с еврейскими продюсерами Клузо вернулся во Францию, где провел годы прикованным к постели после заражения туберкулезом . Выздоровев, он нашел работу в оккупированной нацистами Франции сценаристом немецкой компании Continental Films . В Continental Клузо написал и снял фильмы, которые пользовались большой популярностью. Его второй фильм «Корбо» вызвал споры из-за резкого взгляда на провинциальную Францию, и его уволили из Continental еще до его выхода. В результате его сотрудничества с Continental французское правительство запретило ему сниматься в кино до 1947 года.
После того, как запрет был снят, Клузо восстановил свою репутацию и популярность во Франции в конце 1940-х годов благодаря успешным фильмам, включая « Набережную Орфевра» . После выхода на экраны своей комедии «Микет » Клузо женился на Вере Гибсон-Амадо , которая сыграет главную роль в его следующих трех художественных фильмах. В начале и середине 1950-х годов Клузо получил признание международных критиков и публики за свои произведения «Плата за страх» и «Дьяволики» ; оба фильма десятилетия спустя послужат исходным материалом для ремейков. После выхода «Верите » его жена Вера умерла от сердечного приступа, а карьера Клузо пострадала из-за депрессии, болезни и новых критических взглядов на фильмы французской « новой волны» .
В последующие годы карьера Клузо стала менее активной и ограничилась несколькими телевизионными документальными фильмами и двумя художественными фильмами в 1960-х годах. Он написал несколько неиспользованных сценариев в 1970-х годах и умер в Париже в 1977 году.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Анри-Жорж Клузо родился в Ньоре , Де-Севр , в семье матери Сюзанны Клузо и отца Жоржа Клузо, владельца книжного магазина. Он был первым из троих детей в семье среднего достатка. [1] Клузо проявил талант, сочиняя пьесы и давая сольные концерты на фортепиано. [3] [4] Книжный магазин его отца обанкротился, и семья переехала в Брест, где Жорж Клузу стал аукционистом. [1] [5] не смог стать морским кадетом В Бресте Анри-Жорж Клузо поступил в военно-морское училище, но из-за близорукости . [6] В 18 лет Клузо уехал в Париж изучать политологию. [1] [6] [7] Живя в Париже, он подружился с редакторами нескольких журналов. [1] Его писательские таланты привели его в театр и кино как драматурга, автора текстов и сценариста-адаптера. [6] Качество его работы побудило продюсера Адольфа Оссо нанять его и отправить в Германию для работы в студии Babelsberg в Берлине, где он переводил сценарии для снятых там фильмов на иностранном языке. [1] [8]
Карьера
[ редактировать ]Сценаристская карьера (1931–1942).
[ редактировать ]На протяжении 1930-х годов Клузо работал над написанием и переводом сценариев, диалогов, а иногда и текстов для более чем двадцати фильмов. [9] Живя в Германии, он смотрел фильмы Ф. В. Мурнау и Фрица Ланга и находился под глубоким влиянием их экспрессионистского стиля. [3] [10] Клузо снял свой первый короткометражный фильм « Земля Батиньоля » по сценарию Жака де Барончелли . Фильм представляет собой 15-минутную комедию с тремя актерами. [5] Историк кино и критик Клод Бейли сообщил, что этот короткометражный фильм был «на удивление хорошо сделан с выразительным использованием теней и контрастов освещения, которые Клузо использовал в полнометражных фильмах, которые он снимет годы спустя». [5] Более поздняя жена Клузо, Инес де Гонсалес, заявила в 2004 году, что «Террор Батиньоля» ничего не добавил к репутации Клузо. [5] В Берлине Клузо видел несколько парадов в честь Адольфа Гитлера и был шокирован тем, насколько, по его мнению, Франция не обращала внимания на то, что происходило в Германии. [1] В 1934 году Клузо был уволен из студии UFA за дружбу с еврейскими кинопродюсерами, такими как Адольф Оссо и Пьер Лазарефф . [1]
В 1935 году у Клузо диагностировали туберкулез , и его отправили сначала в Верхнюю Савойю , а затем в Швейцарию , где он был прикован к постели почти пять лет. [10] Время, проведенное Клузо в санатории , очень повлияло на его карьеру. Будучи прикованным к постели, Клузо постоянно читал и изучал механику повествования, чтобы улучшить свои сценарии. [10] Клузо также изучал хрупкую натуру других людей в санатории. [1] В этот период у Клузо было мало денег, и его семья и друзья оказывали ему финансовую и моральную поддержку. [1] К тому времени, когда Клузо покинул санаторий и вернулся в Париж, Вторая мировая война . разразилась [1] [11] Французское кино изменилось, потому что многие из продюсеров, которых он знал, бежали из Франции, спасаясь от нацизма . [1]
Проблемы со здоровьем Клузо не позволили ему служить в армии. [11] В 1939 году он познакомился с актером Пьером Френе , который уже был признанной кинозвездой во Франции. Клузо написал сценарий к единственному режиссерскому полнометражному фильму Френе «Дуэль» , а также к двум пьесам для него: «On prend les mêmes» , которая была поставлена в декабре 1940 года, и «Comédie en trois actes» , которая была поставлена в 1942 году. [12] Несмотря на написание сценариев для фильмов и пьес, Клузо был настолько беден, что попытался продать тексты песен французской певице Эдит Пиаф , которая отказалась их купить. [13] Во время Второй мировой войны , после вторжения Германии во Францию , а затем во время немецкой оккупации , в октябре 1940 года была основана немецкая кинокомпания Continental Films . [14] Альфред Гревен , директор Continental, знал Клузо по Берлину и предложил ему работу по адаптации рассказов писателя Станисласа-Андре Стимана . [11] [14] Клузо чувствовал себя неуютно, работая на немцев, но отчаянно нуждался в деньгах и не мог отказаться от предложения Гревена. [1] Первым фильмом Клузо для Continental стала экранизация детективного романа Стимана Six hommes morts ( «Шесть мертвецов» ). [11] Клузо переименовал фильм «Последние шесть лет » под влиянием актрисы Сьюзи Делэр при написании сценария, что позволило ей выбрать имя персонажа, которого она будет играть. [1]
Ранняя режиссерская работа (1942–1947).
[ редактировать ]После успеха «Деньше шести » Клузо был нанят главой сценарного отдела Continental. [15] Клузо начал работу над своей второй адаптацией Стимана, которую он также будет режиссировать, под названием « Убийца живет под номером 21» . В нем снимались Фресне и Делар, игравшие те же роли, что и в «Последнем из шести» . [16] Вышедший в 1942 году фильм пользовался успехом у зрителей и критиков. [17] Следующим фильмом Клузо стал «Ле Корбо», основанный на реальной истории о женщине, которая в 1922 году отправляла письма ядовитой ручкой . [18] Гревен был против того, чтобы Клузо снял этот фильм, заявив, что тема «опасна». [18] «Ле Корбо» станет последним фильмом, над которым Френе и Клузо будут работать вместе. Клузо использовал все возможные средства, чтобы разозлить актера во время съемок. [1] и после того, как он поссорился с женой Фресне, Ивонн Принтемпс , Фресне и Клузо разорвали дружбу. [12] «Ле Корбо» имел большой успех во Франции: в первые месяцы после первого выпуска его посмотрели почти 250 000 человек. [19] Ле Корбо был освобожден в 1943 году и вызвал споры со стороны правого режима Виши , левой прессы Сопротивления и католической церкви . [20] Католическая церковь сочла фильм «болезненным и тяжелым, постоянно болезненным по своей сложности». [21] Пресса Виши назвала ее антитезой Национальной революции и потребовала запретить ее из-за ее аморальных ценностей. [22] Пресса антинацистского сопротивления сочла это нацистской пропагандой из-за негативного изображения французского населения. [23] За два дня до выхода « Ле Корбо» компания Continental Films уволила Клузо. [1]
После освобождения Франции Клузо и еще несколько режиссеров предстали перед судом за сотрудничество с немцами. [18] По приговору Клузо запретили появляться на съемках любого фильма или пользоваться пленочной камерой до конца жизни. [1] [18] Клузо получил письма поддержки от кинематографистов и художников Жана Кокто , Рене Клера , Марселя Карне и Жан-Поля Сартра , которые были против этого решения. [20] Позднее приговор Клузо был сокращен с пожизненного заключения до двух лет. Официального документа, в котором бы содержались какие-либо извинения или апелляции, не существует. [18] Во время своего двухлетнего изгнания со съемок Клузо работал с одним из своих сторонников, Жаном-Полем Сартром, который был одним из первых, кто защищал Ле Корбо . [18]
Возвращение к кинопроизводству и признание (1947–1960).
[ редактировать ]После того, как запрет Клузо был снят, он восстановил свою репутацию и популярность в конце 1940-х годов с помощью таких фильмов, как « Набережная Орфевра» и «Манон» . [24] Для Quai des Orfèvres Клузо попросил у автора Станисласа-Андре Стимана копию его романа «Légitime défense» для экранизации. Клузо начал писать сценарий еще до того, как ему дали прочитать роман. [1] [25] «Набережная Орфевра» была выпущена в 1947 году и стала четвертым по популярности фильмом во Франции, собрав в том году 5,5 миллионов зрителей. [19] Клузо снял и написал сценарии для двух фильмов, вышедших на экраны в 1949 году. [26] Для «Манон» он хотел подобрать неизвестных актеров. Он обыскал школы в поисках актрисы на главную роль и выбрал 17-летнюю Сесиль Обри после просмотра более 700 девушек. [1] «Манон» была выпущена в 1948 году, ее посмотрели 3,4 миллиона кинозрителей во Франции, а также она получила « Золотого льва» на Венецианском кинофестивале . [19] Клузо снял и написал короткометражный фильм «Возвращение Жана» , который был частью фильма-антологии «Возвращение к жизни» . [26] На фильм «Возвращение Жана» повлиял короткий период, когда Клузо жил в Германии в начале 1930-х годов, и в нем Луи Жуве играет выжившего в концентрационном лагере, который находит раненого нацистского военного преступника, которого допрашивает и пытает. [1] [3] Следующим фильмом Клузо стала комедия «Miquette et Sa Mère» , которая потерпела финансовый крах. Во время съемок фильма Клузо познакомился с Верой Гибсон-Амадо , на которой женился 15 января 1950 года. [1] [19] Клузо и Вера взяли с собой съемочную группу на родину Веры в Бразилию на медовый месяц, где Клузо сделал свою первую попытку снять документальный фильм . Бразильское правительство выразило несогласие с тем, что Клузо снимал бедность людей в фавелах, а не в более живописных частях Бразилии. [1] Фильм так и не был закончен, потому что затраты стали слишком высокими. Клузо увлекся этим регионом и написал книгу « Le cheval des dieux» , в которой рассказал о своем путешествии. [1] [3]

По возвращении во Францию ему предложили сценарий, написанный Жоржем Арно , эмигрантом, живущим в Южной Америке , который написал о своем собственном опыте там. Клузо легко представил себе обстановку сценария, и ему очень хотелось снять историю Арно. Он начал писать сценарий к фильму «Плата за страх » вместе со своим братом Жаном Клузо, который сотрудничал с ним во всех его последующих фильмах под именем Жером Жероними. [1] Производство «Заработной платы за страх» длилось с 1951 по 1952 год. [28] Чтобы обрести как можно большую независимость, Клузо создал собственную продюсерскую компанию Véra Films, которую назвал в честь своей жены. [28] Единственную женскую роль в «Плате за страх» играет она. Клузо написал роль специально для своей жены, поскольку в оригинальном романе этого персонажа не существует. [1] В фильме «Плата за страх» рассказывается о южноамериканском городке, где группе отчаявшихся мужчин предлагают деньги за то, чтобы они проехали на грузовиках с нитроглицерином по пересеченной местности, чтобы потушить пожар на нефтяной скважине. [29] «Плата за страх» была вторым по популярности фильмом во Франции в 1953 году, его посмотрели почти 7 миллионов зрителей. Он получил награды за лучший фильм и лучшую мужскую роль (для Шарля Ванеля ) на Каннском кинофестивале . [19] Следующим большим хитом Клузо стал фильм «Дьяволы» , сценарий которого он взял у режиссера Альфреда Хичкока . [1] Les Diaboliques рассказывает историю жестокого директора, который жестоко обращается со своей женой и любовницей. Две женщины замышляют убить его и бросить его тело в бассейн, но когда бассейн осушают, трупа не обнаруживают. [30] В 1954 году «Дьяволики» получили премию Луи Деллюка и премию Нью-Йоркского кружка кинокритиков как лучший иностранный фильм. [31] В этот период начала и середины 1950-х годов, благодаря фильмам «Плата за страх» и «Дьяволики» , Клузо получил полное признание международных критиков и зрителей. Оба фильма были показаны и рецензированы в Америке, а также во Франции и вошли в число лучших триллеров десятилетия. [24] В 1955 году Клузо снял документальный фильм «Тайна Пикассо » об испанском художнике Пабло Пикассо . В фильме Пикассо нарисовал или нарисовал 15 различных работ, все из которых были намеренно уничтожены после производства фильма. [32] Клузо и Пикассо были старыми знакомыми, они встретились, когда Клузо было 14 лет. [1] «Тайна Пикассо» получила приз жюри Каннского кинофестиваля , но потерпела финансовый провал во Франции: во время первого показа в 1956 году его посмотрели всего 37 000 кинозрителей. [19] [32] В 1984 году фильм был объявлен правительством Франции национальным достоянием. [24]
Следующим художественным фильмом Клузо стал «Шпионы» , вышедший на экраны в 1957 году. В «Шпионах» снимались актеры со всего мира, в том числе Вера Клузо, Курд Юргенс , Сэм Яффе и Питер Устинов . «Шпионы» станут последней актерской ролью жены Клузо Веры, которая страдала от серьезных проблем с сердцем после съемок «Дьяволов» . [1] Действие Les Espions происходит в ветхом санатории, захваченном международными шпионами. Один из шпионов утверждает, что изобрел ядерное взрывное устройство, что привлекает внимание российских и американских контрразведчиков. [33] Les Espions не был выпущен в США и потерпел финансовый крах во Франции. [19] Позже Клузо признался, что ему понравились только первые две трети Les Espions . [1] Продюсер Рауль Леви предположил, что в следующем фильме Клузо должна сыграть Бриджит Бардо главную роль . В ответ Клузо написал сценарий для «Верите» . [1] [34] Бардо играет Доминик Марсо, которую судят за убийство ее бывшего парня Жильбера Телье. По мере продвижения суда отношения между Доминик и Гилбертом становятся все более тонкими. [35] Позже Бардо назвала «Верите» своим любимым из всех фильмов, над которыми она работала. [12] Выпущенный в 1960 году фильм «Верите» стал вторым по популярности фильмом во Франции, собравшим 5,7 миллиона зрителей, и самым кассовым фильмом Бардо. [31] Фильм был номинирован на премию Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке . [36]
Более поздняя карьера и ухудшение здоровья (1960–1977)
[ редактировать ]
Хотя репутация Клузо выросла на международном уровне, он потерял известность во французском кино из-за подъема французской новой волны . Режиссеры «Новой волны» отказывались серьезно относиться к триллерам Клузо. [24] [37] и публично выразили свое недовольство в статьях и обзорах в кинокритическом издании Cahiers du cinéma . Клузо принял их критику близко к сердцу, заявив в журнале Lui, что он больше не считает свои фильмы «Дьяволы» и «Микет и моя мать» важными или интересными. [31] Следующим фильмом, над которым он работал, стал «L'Enfer» , который так и не был закончен. [1] В фильме исследуется сексуальная ревность мужчины к своей кокетливой жене, психологическое состояние которой желанием все искажает. [38] Главный актер Серж Реджани заболел через неделю после начала съемок, и его пришлось заменить. [13] Сам Клузо также заболел во время производства, из-за чего врачи и страховые агенты приказали остановить производство. [1] В период с 1965 по 1967 год Клузо снял для французского телевидения пять документальных фильмов о том, как Герберт фон Караян дирижирует » Верди « Реквием , » Дворжака Нового Света «Симфонию , 4-ю симфонию Шумана , 5-ю симфонию Бетховена и 5-й скрипичный концерт Моцарта . [2] [39] [40] После завершения производства документальных фильмов Клузо смог профинансировать свою последнюю картину. [2]
Возвращение Клузо к работе успокоило врачей и страховщиков, и он вернулся на киностудию, чтобы снять свой последний фильм «Тюрьма» . [1] Производство фильма началось в сентябре 1967 года и было остановлено, когда Клузо заболел и был госпитализирован до апреля 1968 года. В августе 1968 года он снова начал снимать «Тюремщика» . [2] стилистические элементы своего прерванного фильма «L'enfer» Клузо включил в « Тюрьму» . [1] «Ла Тюрьма» рассказывает о женщине, которую знакомят с фотографом, который делает мазохистские покорные фотографии молодых женщин. Женщина добровольно предлагает себя в качестве модели для этих фотографий и удивляется собственному удовольствию от этого занятия. [41] После окончания «Тюрьмы » здоровье Клузо ухудшилось. [1] В 1970-е годы он написал еще несколько сценариев, так и не сняв их. [1] включая репортаж об Индокитае . Он также планировал снять порнографический фильм в 1974 году для Фрэнсиса Мишлина, но от фильма отказались. [2] [10] Здоровье Клузо ухудшилось, и в ноябре 1976 года ему потребовалась операция на открытом сердце. [2] 12 января 1977 года Клузо умер в своей квартире, слушая «Осуждение Фауста» . Клузо похоронен рядом с Верой на кладбище Монмартр . [1]
Личная жизнь
[ редактировать ]В конце 1930-х Клузо пошел на шоу-кабаре с участием артистов Мистингетта и Сьюзи Делар в кабаре Deus Anes. Клузо ждал Делара у входа на сцену, и после встречи с ней они стали романтической парой на следующие 12 лет. [1] [11] [12] Клузо снял Делара в двух своих фильмах: «Убийца живет под номером 21» и «Набережная Орфевра» . [42] [43] В конце концов Делар покинул Клузо после работы с ним на набережной Орфевр . [8]
Клузо познакомился со своей первой женой Верой Клузо через актера Лео Лапара , сыгравшего второстепенные роли в фильмах «Возвращение Жана» и «Набережная Орфевр» . Вера познакомилась с Клузо после развода с Лапарой и во время работы ассистентом в фильме Клузо « Miquette et Sa Mère» . [28] Клузо назвал свою продюсерскую компанию в честь Веры и сыграл ее звезду во всех трех фильмах, снятых компанией: «Плата за страх» , «Дьяволика» и «Шпионы» . [26] Вера также участвовала в написании сценария La Verité . [44] Вера Клузо умерла от сердечного приступа вскоре после съемок фильма «Веритэ» . Из-за ее смерти Клузо впал в депрессию. [1] [2] После ее похорон он переехал на Таити , но вернулся во Францию в декабре 1960 года. [2]
Клузо встретил свою вторую жену, Инес де Гонсалес, впервые на кастинге для фильма по мотивам « Владимира Набокова Смеха в темноте» . В 1962 году Клузо снова встретил де Гонсалес после того, как она вернулась из Южной Америки. [1] В декабре 1963 года Клузо и Инес де Гонсалес поженились. [2] В 1960-х годах Клузо принял католицизм . [39]
Стиль
[ редактировать ]За исключением комедии «Miquette et sa mère» , каждая режиссерская работа Клузо связана с обманом, предательством и насильственными смертями. [45] Создавая сценарии на основе письменных работ, Клузо часто кардинально менял истории, используя только ключевые моменты оригинальной истории. Писатель Станислас-Андре Стиман, с которым Клузо работал дважды, сказал, что Клузо «построит что-то только после того, как презрительно уничтожит любое сходство с оригиналом, исключительно ради эффекта». [46] Создавая свои собственные произведения, Клузо создавал персонажей, которые обычно были испорченными и бесхребетными, со способностью как к добру, так и к злу. [1]
Клузо был очень требователен к своим актерам и часто ссорился с ними, чтобы создать желаемое настроение. [46] Сюзи Делар вспомнила, что Клузо дал ей пощечину, но сказала об этом: «Ну и что? Он бил и других… Он был крутым, но я не собираюсь жаловаться». [17] [47] Пьер Фресне вспоминал, что Клузо «работал неустанно, что создавало пикантное зрелище... Не говоря уже о его вкусе к насилию, которого он никогда не пробовал со мной». [47] Когда Клузо работал с Бриджит Бардо, в одной из сцен ее персонажу пришлось пускать слюни и спать. Он предложил ей сильнодействующие снотворные, сказав, что это аспирин; это привело к тому, что ей пришлось промывать желудок . [1] Хотя он был суров к своим актерам, за пределами съемочной площадки он не обращался с ними жестоко. Делар вспоминал, что за пределами съемочной площадки в нем была «невинность», которой не было видно. [1]
Биограф Клузо Марк Годен предположил, что жизнь Клузо дает ключ к пониманию его стиля как режиссера. [10] Многие из его сотрудников считали Клузо пессимистом, вспыльчивым и почти всегда злым. [10] Бриджит Бардо описала Клузо как «негативное существо, вечно находящееся в противоречии с самим собой и окружающим миром». [12] Его взгляд на жизнь отражен в его собственных фильмах, посвященных темной стороне человечества. [10]
Наследие
[ редактировать ]Несмотря на критику после прихода французской новой волны, карьерные ретроспективы творчества Клузо были положительными. Спустя двадцать лет после его смерти кинокритик Ноэль Эрпе написал во французском киножурнале Positif , что « Les Diaboliques (так же, как Les Espions и La Verite ) обнаруживает бесплодное и все более преувеличенное стремление экспериментировать с силой художественной литературы». [48] Историк кино Филип Пилар писал: «Нет сомнений, что если бы Клузо работал на Голливуд и применил формулы американских студий, сегодня его хвалили бы те самые критики, которые решили его игнорировать». [48] Сегодня Клузо широко известен своими триллерами «Плата за страх» и «Дьявол» . [10] Способности Клузо в этом жанре привели к сравнению с Альфредом Хичкоком . [24] [49] [50] Клузо уважал работу Хичкока, заявив: «Я очень восхищаюсь им и польщен, когда кто-то сравнивает мой фильм с его». [51]
Некоторые фильмы Клузо были переделаны с момента их первоначального выхода. Режиссер Отто Премингер адаптировал Ле Корбо в свой фильм 1951 года «13-е письмо» . [52] В 1977 году, в год смерти Клузо, Уильям Фридкин снял ремейк « Платы за страх» под названием «Колдун» . [24] Французский режиссер Клод Шаброль адаптировал сценарий Клузо «Страна» в 1994 году для фильма с таким же названием «Страна» . [53] американский ремейк Les Diaboliques В 1996 году вышел под названием Diabolique в главной роли с Шэрон Стоун . [54]
Фильмография
[ редактировать ]- L'assassin livete... au 21 ( Убийца живет в доме 21 , 1942)
- Ворон ( 1943 )
- Ювелиров Набережная . , 1947 год
- Манон (1949)
- Микетт и ее мать ( Miquette , 1950)
- ( 1953 Плата за страх )
- Дьяволовские ( Diabolique , 1955)
- Le mystère Picasso ( Тайна Пикассо , 1956)
- Шпионы ( The Spies , 1957)
- Правда 1960 ( )
- Узник ( Женщина в цепях , 1968)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак « Анри-Жорж Клузо: Просвещенный тиран » (2004), The Criterion Collection , Нью-Йорк, по состоянию на 16 августа 2009 г. DVD. ISBN 0-7800-2965-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 8.
- ^ Jump up to: а б с д Фиона Уотсон, « Анри-Жорж Клузо» , « Чувства кино » , май 2005 г., выпуск 36.
- ^ Боке, Анри-Жорж Клузо , 8.
- ^ Jump up to: а б с д Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 5.
- ^ Jump up to: а б с Хейворд, Дьяволы , 1.
- ^ Мейн, Ворон , 21.
- ^ Jump up to: а б Хейворд, Дьяволы , 2.
- ^ Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час « Интервью с биографом Клузо Марком Годеном », The Criterion Collection , Нью-Йорк, по состоянию на 16 августа 2009 г. DVD. ISBN 0-7800-2965-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мейн, Ворон , 22 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 6.
- ^ Jump up to: а б Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 2.
- ^ Jump up to: а б Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 30 лет
- ^ Мейн, Ворон , 1
- ^ Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 35 лет.
- ^ Jump up to: а б Мейн, «Ворон» , 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж « Интервью Бертрана Тавернье », The Criterion Collection , Нью-Йорк (2002), по состоянию на 16 августа 2009 г. ISBN 0-7800-2786-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 3.
- ^ Jump up to: а б Задняя обложка Le Corbeau [1942], The Criterion Collection . Нью-Йорк, 2004 г. (№ 227).
- ↑ Мейн, Ворон , 73.
- ^ Ланцони, Французское кино , 123.
- ^ Ланцони, Французское кино , 122.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эдер, Брюс. «Анри-Жорж Клузо: Обзор» . AllMovie . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Хейворд, Дьяволы , 115.
- ^ Jump up to: а б с Хейворд, Дьяволы , 116.
- ^ Хейворд, Дьяволы , 13.
- ^ Jump up to: а б с Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 7.
- ^ « Заработная плата за страх (1953) », The Criterion Collection , по состоянию на 2 декабря 2009 г.
- ^ « Diabolique (1953) », The Criterion Collection , по состоянию на 2 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 4.
- ^ Jump up to: а б Эриксон, Хэл. «Тайна Пикассо: Обзор» . Всефильм. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Эриксон, Хэл. «Обзор: Les Espions» . Всефильм. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Певица 2006, с. 54
- ^ « Правда (1961) », Turner Classic Movies , по состоянию на 2 декабря 2009 г.
- ^ « Номинанты и победители 33-й церемонии вручения премии Оскар (1961) », oscars.org , по состоянию на 29 октября 2011 г.
- ^ Хейворд, Дьяволы , 8.
- ↑ Лесли Чоу, « После всплеска » (ноябрь 2009 г.), Bright Lights Film Journal , по состоянию на 4 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б « Анри-Жорж Клузо (1907–1977) » (1 июля 2008 г.), Cinetom , по состоянию на 14 апреля 2010 г.
- ^ Хейворд, Дьяволы , 117.
- ^ Ричард Шикель , « Фатальный отказ Клузо рисковать всем », Life , 9 мая 1969 г., том. 66, нет. 18, с. 15. ISSN 0024-3019 .
- ^ «Набережная Орфевра: В ролях» . Всефильм. Архивировано из оригинала 23 июля 2016 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ «L'Assassin Habite au 21: В ролях» . Всефильм. Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ "Правда" . Unifrance.org . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 11.
- ^ Jump up to: а б Хейворд, Дьяволы , 3.
- ^ Jump up to: а б Мейн, «Ворон» , 29.
- ^ Jump up to: а б Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 9.
- ↑ Дэн Шнайдер (18 декабря 2008 г.), « Обзоры фильмов: Плата за страх », по состоянию на 19 августа 2009 г.
- ^ Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 10.
- ^ Чендлер, Это всего лишь фильм , 239.
- ^ Ллойд, Анри-Жорж Клузо , 176
- ^ Бреннан, Сандра. «Л'Энфер: Обзор» . AllMovie. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года.
- ^ Деминг, Марк. «Дьяволика: Обзор» . AllMovie. Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 3 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бок, Хосе-Луи и Марк Годен. Режиссер Анри-Жорж Клузо . Русалка, 1993.
- Чендлер, Шарлотта. Это всего лишь фильм: Альфред Хичкок: Личная биография . Корпорация Хэла Леонарда , 2006 г. ISBN 1-55783-692-2 .
- Хейворд, Сьюзен. Дьяволы . Издательство Университета Иллинойса, 2005.
- Ланцони, Реми Фурнье. Французское кино: от истоков до наших дней . Международная издательская группа Continuum, 2004. ISBN 0-8264-1600-4 .
- Ллойд, Кристофер. Анри-Жорж Клузо . Издательство Манчестерского университета, 2007. ISBN 978-0-7190-7014-3 .
- Мейн, Джудит. Ворон: серия французских киногидов . ИБ Таврида, 2007. ISBN 1-84511-370-5 .
- Певец, Барнетт. Бриджит Бардо: Биография . МакФарланд, 2006. ISBN 0-7864-2515-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Анри-Жорж Клузо
- 1907 рождений
- 1977 смертей
- Похороны на кладбище Монмартр
- Лауреаты премии Эдгара
- Французские католики
- французские кинорежиссеры
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские сценаристы XX века
- Люди из Ньора
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- Директора победителей «Золотого медведя»
- Директора победителей «Золотого льва»
- Французские писатели-мужчины XX века