Шарль Ванель
Шарль Ванель | |
---|---|
![]() Ванель в 1934 году | |
Рожденный | Шарль-Мари Ванель 21 августа 1892 г. Ренн , Франция |
Умер | 15 апреля 1989 г. Канны , Франция | (96 лет)
Род занятий | Актер Кинорежиссер |
Годы активности | 1923–1988 |
Шарль-Мари Ванель (21 августа 1892 — 15 апреля 1989) — французский актёр и режиссёр. За свою 65-летнюю кинокарьеру, начавшуюся в 1923 году, он снялся более чем в 200 фильмах. [1] и работал со многими выдающимися режиссерами, включая Альфреда Хичкока , Луиса Бунюэля , Жака Фейдера и Анри-Жоржа Клузо . Его, пожалуй, больше всего помнят по роли отчаявшегося водителя грузовика в Клузо фильме «Плата за страх» , за которую он получил специальное упоминание на Каннском кинофестивале в 1953 году. [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Шарль-Мари Ванель родился в Ренне в Бретани. [1] [3] Он происходил из семьи мореплавателя, а его родители были торговцами, которые переехали в Париж, когда ему было двенадцать лет. [1] Его исключили из всех школ, в которых он учился. Он пытался записаться на военную службу, но ему отказали из-за плохого зрения. [3] В 1908 году он начал выступать в театре, появившись в «Гамлете» . [3] [1] Его первым фильмом стал « Джим Кроу» 1912 года режиссера Робера Пеги . [3]
В июле 1915 года его мобилизовали на Первую мировую войну, но в сентябре ему поставили диагноз «психическое расстройство» и отправили домой. Во время войны он совершил множество театральных гастролей, в частности тур по США под руководством Люсьена Гитри . [3] Он стал членом театральной труппы Firmin Gémier в Театре Антуан , прежде чем посвятить себя исключительно кино. [3] Его первый крупный контракт был с российскими продюсерами Иосифом Ермольевым и Александром Каменкой . [3] который обучал его по системе Станиславского .
Кинокарьера
[ редактировать ]Он начал успешную карьеру актера, снявшись в многочисленных немых фильмах 1910-х и 1920-х годов, особенно в ролях грубых и озлобленных персонажей. Он считал своим «настоящим» дебютом в кино фильм Роберта Будриоза « Земледельцы» , продюсером которого выступил Абель Ганс в 1919 году, но выпуск которого был отложен. Он также появился в Александра Волкова 10-серийном многосерийном фильме «Таинственный дом» (1923), который понравился зрителям и критикам. [3]
Он появился в шести фильмах Жака де Барончелли , в том числе «Пешер д'Айленд» (1924), основанном на романе Пьера Лоти , который был одним из самых популярных французских фильмов десятилетия и показал больший диапазон и глубину Ванеля. Среди других произведений де Барончелли - морские драмы «Нитчево» (1926) и «Feu!» (1927). [3]
С появлением звуковых фильмов его голос и интонации, которые он придавал, укрепили его популярность как характерного актера с широким спектром ярких ролей. В начале 1930-х годов он подписал контракт с «Пате-Натаном» и отличился в трёх фильмах Раймона Бернара , ведущего режиссёра «Пате» — «Монмартр» (1931) в роли сутенёра; Деревянные кресты (1932) как пехотинец времен Первой мировой войны; и в роли Жавера вместе с Гарри Бауром в «Отверженных» (1933). [3]
Его также поставил Морис Турнер в фильме «Обвиняемые, вставай!» (1930) и Dance Hall (1931), в обоих из которых также участвовала Габи Морлей . Он появился в роли бармена в «Великой игре» (1934) режиссера Жака Фейдера и в роли летчика в « Анатоля Литвака ( Экипаже» 1935). [3]
В рамках движения поэтического реализма во Франции в середине-конце 1930-х годов он появился в Марселя Карне дебютном фильме «Дженни» (1936) и в Жюльена Дювивье « Прекрасная драме команда» , в которой он был Жана Габена другом и романтиком . соперник. В следующем году он появился вместе с Эрихом фон Штрогеймом в «Железнодорожных пиратах» режиссера Кристиана-Жака , а в 1938 году — с Жюлем Берри в «Перекрестке» Курта Бернхардта . В 1939 году он появился в роли канадского коня , охотящегося на Мишель Морган и Пьера Ришара-Вильма в La Loi du nord . [3]
В оккупированной Франции он никогда не переставал работать, но его заслуги были меньше. Он появился с Фернанделем в «Чудесной ночи» режиссера Жан-Поля Полина . Один из его лучших фильмов и ролей был в Жана Гремийона фильме « Женщина, которая осмелилась » вместе с Мадлен Рено . Другим был «Дело дел сына ле дел» (1942) Жана Древиля . [3]
Во время освобождения Франции в 1944 году его беспокоило французское Сопротивление . Он объяснил, что его поддержка маршала Петена обусловлена его воспоминаниями о ветеране Первой мировой войны. Ванель осуждал бесчинства вишистской Франции и, прежде всего, будучи патриотом, не одобрял сотрудничество с немцами.
После войны его карьера пошла на убыль, и он больше не считался прибыльным. С 1948 года он много гастролировал по Италии и снялся во многих итальянских фильмах, в том числе «Во имя закона » (1949) Пьетро Джерми . [3]
Плата за страх
[ редактировать ]Анри-Жорж Клузо помог ему вернуться в нужное русло, выбрав его на главную роль в фильме «Плата за страх» (1953), где он сыграл крутого водителя грузовика, который постепенно раскрывает свою внутреннюю хрупкость. Ванель получил награду за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале . [3]
Два года спустя Ванель снова был поставлен Клузо в фильмах «Дьяволы» и «Правда» (1960). Он также появился в роли прокурора в «Дело Маурициуса» (1954) Жюльена Дювивье и в Саши Гитри » «Королевских делах в Версале (1954). [3] Он получил награду за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах за фильм «Дело Маурициуса» .
В своей единственной голливудской постановке, снятой на Французской Ривьере , он сыграл Бертани, владельца ресторана и друга персонажа, сыгранного Кэри Грантом в фильме Альфреда Хичкока 1955 года «Поймать вора» . [1] В 1956 году в фильме Смерть в саду» Луиса Бунюэля « он появился вместе с Симоной Синьоре . [3] Он был лучшим актером на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне 1957 года за фильм «Le feu aux Powders» .
Телевидение
[ редактировать ]Рост французского телевидения дал ему новые возможности, и в 1972 году он стал патриархом в фильме «Ле Тибо» , экранизации романа Роже Мартена дю Гара .
Он оставался очень активным в течение этого десятилетия, в частности, в роли судьи в фильме « Самый чудесный вечер в моей жизни» режиссера Этторе Скола . Особая дань уважения была отдана ему на Каннском кинофестивале 1970 года . [4] Он был номинирован на лучшую мужскую роль на церемонии вручения премии «Сезар» за сентябрьскую смерть в 1975 году, а в 1979 году он получил почетную премию «Сезар» за свою карьеру.
Франческо Рози поставил его в некоторых из своих лучших поздних ролей в фильмах «Прославленные трупы» (1976) и «Три брата» (1981), где, почти в девяностые годы, он играет персонажа старого фермера из Апулии , которого навещают трое его детей. [3] В Италии он получил премию Давида ди Донателло за лучшую мужскую роль второго плана.
В 1986 году он записал песню «La vie rien ne va est la» с Мирей Матье .
Его последнее появление в кино было в Жан-Пьера Моки фильме «Сезон дю Плезир» в 1988 году.
Режиссура
[ редактировать ]В 1929 году Ванель снял свой единственный полнометражный фильм « В ночи» . В 1931 году он снял еще один короткометражный фильм « Affaire Classé» с Пьером Ларке и Габриэлем Габрио , вышедший в 1935 году под названием Le Coup de minuit . [3]
В 2002 году по заказу кинорежиссера Бертрана Тавернье Луи Склавис сочинил и записал музыку для Dans la nuit .
Смерть
[ редактировать ]Ванель удалился в Муан-Сарту в Провансе-Альпах-Лазурном берегу , недалеко от Канн , где жил с Арлетт Байи (1928–2015). [1] его третья жена, на 36 лет моложе его. Он был госпитализирован в Каннах вечером в пятницу, 14 апреля 1989 года, и скончался рано утром следующего дня. [1] Часть его праха была развеяна у берегов Ментона , остальная часть была помещена на кладбище Мужена или Муан-Сарту.
Награды
[ редактировать ]- 1953: Каннский международный кинофестиваль — особое упоминание — «Плата за страх»
- 1954: Международный кинофестиваль в Карловых Варах – лучшая мужская роль – «Дело Маурициуса»
- 1957: Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне – лучшая мужская роль – «Огонь в порошок»
- 1979: Почетная премия «Сезар» за карьеру.
- 1981: Премия Дэвида Ди Донателло — лучшая мужская роль второго плана — «Три брата»
Избранная фильмография
[ редактировать ]Год | Фильм | Роль | Директор | Примечания |
---|---|---|---|---|
1916 | Джим Кроу | |||
1917 | Маленький из шестого | |||
1920 | Мера | Марио, егерь | Луи Меркантон | |
1921 | Сумерки ужаса | Гийом Брохан | ||
1921 | Девушка из Камарга | |||
1922 | Владение | Дмитрий | Луи Меркантон | |
1922 | Штормы | Рауль Модуит | ||
1923 | Земледельцы | Бернар Ларад | Роберт Будриоз | |
1923 | Дом Тайны | Анри Корради | Александр Волков | |
1923 | Голгофа любви | Жорж Бремон | ||
1923 | Другое крыло | Гастон Лагер | ||
1923 | От заката до рассвета | |||
1924 | В паутине | Стивен Пауэрс | ||
1924 | Нищий из Сен-Сюльпис | Гилберт Роллин | ||
1924 | Фламбе мечты | Люсьен Реневаль | ||
1924 | Полет | Фавье | ||
1924 | Сердце актрисы | Жермен Дюлак | ||
1924 | Исландский рыбак | Ян | ||
1925 | Пробуждение | Принц Джон | ||
1925 | Барокко | Барокко | Шарль Бурге | |
1926 | Цирковой сирота | Гармент, предатель / Легрю | ||
1926 | Пламя | Бусса | Рене Эрвиль | |
1926 | 600 000 франков в месяц | Джон Дюран | Робер Пеги | |
1926 | Ночь мести | |||
1926 | Ничево | Капитан Картье | Жак де Барончелли | |
1927 | Благотворительность | |||
1927 | Добыча ветра | Пьер Виньяль | Рене Клер | |
1927 | Огонь! | Лейтенант Фремье | ||
1928 | Королева Луиза | Наполеон | Карл Грюне | |
1927 | Белый раб | Доктор Уорнер | Аугусто Дженина | |
1927 | Мученик | Шарль Бурге | ||
1927 | Апачи Парижа | Беко | ||
1928 | Мир затаил дыхание | |||
1928 | Экипаж | Морис Турнер | ||
1928 | Мир затаил дыхание | |||
1928 | Пассажир | Жак де Барончелли | ||
1929 | Ватерлоо | Наполеон | Карл Грюне | |
1929 | Три дня жизни и смерти - из бортового журнала UC1 | Рулевой | ||
1929 | Любовь братьев Ротт | Эрих Вашнек | ||
1929 | Идеальная женщина | Жан Дюран | ||
1929 | Фуршамбо | |||
1930 | Чике | Франсуа | ||
1930 | Ночью | Карьерный рабочий | ||
1930 | Обвиняемый, встаньте! | Анри Лапа | Морис Турнер | |
1930 | Арлезианец | Мифифио, хранитель | ||
1930 | Желтый капитан | Капитан | ||
1931 | Танцевальный зал | Рамон | Морис Турнер | |
1931 | Желтый дом Рио | Кинг-Фу / Скальпа | ||
1931 | Монмартр | Андре Марко, известный как Деде | Раймонд Бернар | |
1932 | Деревянные кресты | Капорал Бреваль | Раймонд Бернар | |
1932 | Именем закона | Ланселот | Морис Турнер | |
1932 | Дайна Мулатка | Механик Мишо | ||
1932 | цыгане | Леон | ||
1934 | Отверженные | Инспектор Жавер | Раймонд Бернар | |
1934 | На краю света | Жорж Лоди | ||
1934 | Большая игра | Клемент | Жак Фейдер | |
1935 | Король Камарга | Рампал | ||
1935 | Экипаж | Лейтенант Мори | ||
1935 | Зеленое Домино | Небель - скульптор | ||
1935 | Невозможное признание | Фред | ||
1936 | Волжский буроход | Полковник Горефф | Vladimir Strizhevsky | |
1936 | Michel Strogoff | Иван Огарев | Ричард Эйхберг | |
1936 | Страх | Роберт Сильвен | ||
1936 | Пламя | Виктор Бусса | Андре Бертомье | |
1936 | Их было пять | Шарль Бийо, он же Шарло | Жюльен Дювивье | |
1936 | Дженни | Бенуа | Марсель Карне | |
1936 | Большие | Анри Лормье | ||
1936 | Порт-Артур | Командир Васидов | ||
1936 | Нападение | Александр Мериталь | Пьер-Жан Дюси | |
1937 | Южная почта | Посол Херлин | Пьер Бийон | |
1937 | Мирская полиция | Спаси себя | ||
1937 | Тройка на белом склоне | Мишель Стейнберг | ||
1937 | Злоупотребление доверием | Жак Ферни | Анри Декуан | |
1938 | Железнодорожные пираты | Анри Пирсон | ||
1938 | Женщина с края света | Дюрк, офицер-инженер | ||
1938 | Запад | Жан Кадьер | Анри Фескор | |
1938 | Легионы Почета | Капитан Дабрау | ||
1938 | Бар дю юг | Капитан Оливье | ||
1938 | SOS Сахара | Волк | Жак де Барончелли | |
1938 | Перекресток | Роже де Ветей | Кертис Бернхардт | |
1939 | Дикая Бригада | Генерал Калитьев | Марсель Л'Эрбье | |
1939 | Ямиле под кедрами | Маронитский шеф-повар Рашид эль Хаме | ||
1939 | Закон Севера | Капралы Дэлримпл | Жак Фейдер | |
1940 | Золото Кристобаля | Ле Коронель – шеф-повар полиции | Жак Беккер | |
1940 | Чудесная ночь | Фермер | Жан-Поль Полен | |
1941 | Черный бриллиант | Франсуа Митри | Жан Деланнуа | |
1942 | Бизнес есть бизнес | Исидор Леша | ||
1942 | Обещание незнакомцу | Бернард Паркер | ||
1942 | От-ле-Вант | Франсуа Аскарра | ||
1943 | Солнце всегда право | Мужчина из фермерского дома | ||
1943 | Ле Роквиляр | Мастер Франсуа Роквилляр | ||
1944 | Женщина, которая осмелилась | Пьер Готье | Жан Гремийон | |
1945 | Ферма повешенного | Фрэнсис | ||
1946 | Грингалет | Раваут | Андре Бертомье | |
1946 | Суповая лодка | Капитан Эрве | ||
1947 | Хижина воспоминаний | Лораге | ||
1947 | Дьявол дует | Лоран | ||
1948 | Женщина, которую я убил | Франсуа Башелен | Жак Даниэль-Норман | |
1949 | Именем закона | Массаро Тури Пассалаква | Пьетро Джерми | |
1949 | Головокружение от любви | Миллер Респлантон / Франция: Эмиль Респланден | ||
1950 | Бойцы | Дон Сальваторе Спараино | Роберто Саварезе | |
1950 | Сердца в море | Пожелания Ностромо | Джорджио Бьянки | |
1951 | Перекресток | Понравилось | Фернандо Черкьо | |
1951 | Трагическое заклинание | Бастиан | Следуй за Марио | |
1951 | Последнее предложение | Судья Марко Вальсетти | Марио Боннар | |
1952 | Малярия | Ногер старший | ||
1953 | Плата за страх | М.Джо | Анри-Жорж Клузо | |
1954 | Королевские дела в Версале | г-н де Верженн | Саша Гитри | |
1954 | Мадлен | Джованни Ламберти | ||
1954 | На суде | Вольф Андергаст | ||
1954 | Веселая эскадрилья | Капитан Хурлюрет | Паоло Моффа | |
1955 | Дьяволы | Альфред Фише, комиссар | Анри-Жорж Клузо | |
1955 | Чтобы поймать вора | Сельское хозяйство | Альфред Хичкок | |
1955 | Том Томс из Маюмбы | Карло Леонарди | Фолько Киличи | |
1955 | Миссионер | Отец Готье | Морис Клош | |
1955 | Закат в Неаполе | Гвидо Бриньоне | ||
1956 | Я защищаю свою любовь | Вердизио | Джулио Макки | |
1956 | Смерть в саду | Джастин | Луис Бунюэль | |
1957 | Горящий предохранитель | Альбатрасс | Анри Декуан | |
1957 | Подозреваемые | Комиссар Перраш | ||
1958 | Рейды по городу | Леонсе Поцци, известный как «Ле Фондю» | ||
1958 | Ловушка | Кайе | ||
1958 | Маска Гориллы | Полковник Бертомье | Бернар Бордери | |
1959 | Вредители | Марнез | ||
1959 | Узник Волги | Осип Семенович | Виктор Туржанский | |
1959 | Вальс горилл | Бертомье, известный как «Старик» | ||
1959 | Исландский рыбак | Судовладелец Мевель | ||
1960 | Правда | Мастер Герен | Анри-Жорж Клузо | |
1960 | Мария, зарегистрирована в Бильбао | Старик | Ладислао Вайда | |
1961 | Тинтин и золотое руно | Отец Александр | Жан-Жак Пятница | |
1962 | Степь | Отец Христофор | Альберто Латтуада | |
1962 | Снарк | |||
1963 | Рифифи в Токио | Ван Хеккен | Жак Дере | |
1963 | Симфония резни | Паоли | ||
1963 | Король без отвлечений | Королевский прокурор | Франсуа Летерье | |
1963 | Магнит Судьбы | Дьедонне Фершо | Жан-Пьер Мельвиль | |
1965 | Песня мира | Маринау, моряк | Марсель Камю | |
1967 | Ударные войска | Пассивное вино | Коста-Гаврас | |
1968 | Заключенный | Гость на открытии, который говорит: «Да, это соответствует диаграмме парня» (в титрах не указан) | Анри-Жорж Клузо | |
1969 | Прогулка за собакой | Viachet | ||
1970 | Себастьен и Мэри-Морган | Луи Марешаль | Сесиль Обри | |
1970 | Они | Профессор Суэйн | ||
1971 | Обратный отсчет | Джулиан | ||
1972 | Болгарская ночь | Борингер | ||
1972 | Война банд в Неаполе | Дон Мим Де Ритис | Паскуале Сквитьери | |
1972 | Самый чудесный вечер в моей жизни | Председатель, судья Дутц | Школа Гектора | |
1974 | Кровью других | Священник | ||
1975 | Семь смертей по рецепту | Старый Брезе | Жак Руффио | |
1975 | В стране царит спокойствие | Дедушка Парра | ||
1976 | Прославленные трупы | Прокурор Варга | Франческо Рози | |
1976 | Бумеранг | Я Риттер | Хосе Джованни | |
1976 | Золотая ночь | Шарль Фурнье | Серж Моати | |
1976 | В тени лета | Жан Ландо | ||
1977 | Алиса или последняя выходка | Анри Верженн | Клод Шаброль | |
1978 | Не плачь | Дедушка | ||
1980 | Затерянный путь | Леон Шварц | ||
1981 | Блоха и частное | Мэтью Фортье | ||
1981 | Три брата | Донато Джуранна | Франческо Рози | |
1987 | Если бы солнце не вернулось | Анзевуи | Клод Горетта | |
1988 | Сезоны удовольствия | Чарльз Ван Берг (последняя роль в кино) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ассошиэйтед Пресс (16 апреля 1989 г.). «Шарль Ванель, актер театра и кино, 96 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ «Шарль Ванель — Французская синематека» . Cinema.encyclepedie.personnalites.bifi.fr . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Боргер, Ленни (26 апреля 1989 г.). «Чарльз Ванель, уважаемый характерный актер, умер в возрасте 96 лет». Разнообразие . п. 12.
- ^ Кац, Ефрем ; Фред Кляйн; Рональд Дин Нолан (1998). Международная киноэнциклопедия (3-е изд.). Нью-Йорк: Харпер Коллинз. п. 1412. ИСБН 0-333-74037-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1892 рождения
- 1989 смертей
- Представители СМИ из Ренна
- Французские киноактеры-мужчины
- Французские актеры немого кино мужского пола
- французские кинорежиссеры
- Победители Давида ди Донателло
- Лауреаты Почетной премии «Сезар»
- Орден получателей Франциска
- Французские актеры-мужчины 20-го века
- Актеры из Ренна