Jump to content

Ален Рене

Ален Рене
Толстый
Рожденный ( 1922-06-03 ) 3 июня 1922 г.
Ванн , Франция
Умер 1 марта 2014 г. (01 марта 2014 г.) (91 год)
Нейи-сюр-Сен, Франция
Место отдыха Кладбище Монпарнас
Занятия
  • Кинорежиссер
  • редактор фильма
  • сценарист
  • оператор
Годы активности 1946–2014
Супруги
Флоренс Мальро
( м. 1969, в разводе)
( м. 1998 г.)

Ален Рене (англ. Французский: [alɛ̃ ʁɛnɛ] ; 3 июня 1922 — 1 марта 2014) — французский кинорежиссер и сценарист, чья карьера длилась более шести десятилетий. После обучения на монтажера в середине 1940-х годов он продолжал снимать короткометражные фильмы, в том числе « Ночь и туман» (1956), влиятельный документальный фильм о нацистских концентрационных лагерях . [1]

Рене начал снимать художественные фильмы в конце 1950-х годов и укрепил свою раннюю репутацию фильмами «Хиросима, моя любовь» (1959), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) и «Мюриэль» (1963), во всех из которых использовались нетрадиционные повествовательные приемы для решения тем проблемной памяти. и воображаемое прошлое. Эти фильмы были современниками французской Новой волны ( la nouvelle смутной ) и ассоциировались с ней, хотя Рене не считал себя полной частью этого движения. У него были более тесные связи с группой авторов и кинематографистов « Левого берега », которые разделяли приверженность модернизму и интерес к левой политике. Он также установил регулярную практику работы над своими фильмами в сотрудничестве с писателями, ранее не связанными с кинематографом, такими как Жан Кайрол , Маргарита Дюрас , Ален Роб-Грийе , Хорхе Семпрун и Жак Штернберг . [1] [2] [3] [4]

В более поздних фильмах Рене отошел от откровенно политических тем некоторых предыдущих работ и развил свой интерес к взаимодействию кино и других культурных форм, включая театр, музыку и комиксы. Это привело к творческим адаптациям пьес Алана Эйкборна , Анри Бернштейна и Жана Ануя , а также к фильмам с участием различных популярных песен.

Его фильмы часто исследуют взаимосвязь между сознанием, памятью и воображением, и он был известен разработкой новаторских формальных структур для своих повествований. [5] [6]

За свою карьеру он завоевал множество наград международных кинофестивалей и академий, в том числе одну премию «Оскар» , две премии «Сезар» за лучшую режиссуру (он был номинирован восемь раз), три премии Луи Деллюка и одного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Рене родился в 1922 году в Ванне в Бретани, где его отец был фармацевтом. [7] Единственный ребенок, в детстве он часто болел астмой, из-за чего его забрали из школы и перевели на домашнее обучение. [8] Он был страстным читателем, от классики до комиксов, но с 10 лет он увлекся фильмами. На двенадцатый день рождения родители подарили ему 8-миллиметровую камеру Kodak, с помощью которой он начал снимать собственные короткометражные фильмы, в том числе трехминутную версию «Фантомаса» . [9] Примерно в 14 лет он открыл для себя сюрреализм и, следовательно, интерес к работам Андре Бретона . [10]

Посещения театра в Париже дали Рене желание стать актером, и в 1939 году он переехал в Париж, чтобы стать ассистентом в Жоржа Питоефа труппе в Театре Матюрен . С 1940 по 1942 год он учился актерскому мастерству на Курсе Рене-Симона (и одной из его небольших работ в это время была роль массовки в фильме « Посетители вечера»). [11] ), но затем в 1943 году он решил подать заявление в недавно созданную киношколу IDHEC, чтобы изучать монтаж фильмов. [12] Кинорежиссер Жан Гремийон был одним из учителей, оказавших на него наибольшее влияние в тот период. [13]

Рене уехал в 1945 году, чтобы пройти военную службу, в результате которой он отправился в Германию и Австрию вместе с оккупационными французскими войсками, а также стал временным членом передвижной театральной труппы Les Arlequins. [14] Он вернулся в Париж в 1946 году, чтобы начать карьеру монтажера, но также начал снимать собственные короткометражные фильмы. Оказавшись соседом актера Жерара Филиппа , он убедил его сняться в 16-миллиметровом сюрреалистическом короткометражном фильме « Схема д'юна» (ныне утерянном). [12] более амбициозная полнометражная работа « Ouvert pour Cause d'Inventaire» . Бесследно исчезла и [15]

1946–1958: короткометражные фильмы.

[ редактировать ]

Начав с серии короткометражных документальных фильмов, показывающих работу художников в их студиях, а также нескольких коммерческих заказов, Рене в 1948 году был приглашен снять фильм о картинах Ван Гога , приуроченный к готовившейся выставке. в Париже. Сначала он снял его на 16 мм, но когда продюсер Пьер Браунбергер увидел результаты, Рене попросили переделать его на 35 мм. Ван Гог получил приз на Венецианской биеннале в 1948 году, а также получил «Оскар» за лучший короткометражный фильм с двумя барабанами в 1949 году. [16] (В следующее десятилетие Браунбергер выступил продюсером нескольких фильмов Рене.) Рене продолжал затрагивать художественные темы в «Гогене» (1950) и «Гернике» (1950), в которых исследовалась картина Пикассо , основанная на бомбардировке города в 1937 году. и представил его под аккомпанемент текста, написанного Полем Элюаром . [17] Политический взгляд на искусство также лег в основу его следующего проекта (совместно с Крисом Маркером ), «Les statics meurent aussi» ( «Статуи тоже умирают» , 1953), полемики об уничтожении африканского искусства французским культурным колониализмом. [18]

«Нюи и Бруйяр» ( «Ночь и туман» , 1956) был одним из первых документальных фильмов о нацистских концентрационных лагерях, но в нем больше говорится о воспоминаниях о лагерях, чем об их реальном прошлом существовании. [19] Понимая, что стандартные методы документального кино не смогут противостоять чудовищности ужаса (и даже рискуют очеловечить его), Рене решил использовать технику дистанцирования, чередуя исторические черно-белые изображения лагерей с современными цветными кадрами мест, где они находились. длинные следящие выстрелы. Сопровождающее повествование (написанное Жаном Кэролом , который сам выжил в лагерях) было намеренно занижено, чтобы усилить эффект дистанцирования. Хотя фильм столкнулся с проблемами цензуры со стороны французского правительства, его влияние было огромным, и он остается одной из самых почитаемых работ режиссера. [1] [20]

Другой вид коллективной памяти рассматривался в книге «Все воспоминания мира» (1956), в которой кажущиеся бесконечными пространства и библиографические богатства Национальной библиотеки были исследованы в другом сборнике снимков длительного путешествия. В 1958 году Рене взял на себя заказ компании Pechiney на создание цветного и широкоэкранного короткометражного фильма, восхваляющего достоинства пластика, « Le Chant du Styrène» . Поэзию в проект в буквальном смысле привнес Раймон Кено, написавший повествование к фильму рифмованными куплетами. [21]

За десять лет создания документальных короткометражных фильмов Рене проявил интерес и талант к сотрудничеству с ведущими деятелями других отраслей искусства: с художниками, которые были героями его ранних работ; с писателями (Элюар в «Гернике» , Кэрол в «Нюи и Бруйяр» , Кено в «Песне стирена» ); с музыкантами ( Дариус Мийо в «Гогене» , Ханс Эйслер в «Нюи и Бруйяр» , Пьер Барбо в «Песне стирена» ); и с другими кинематографистами (Рене был редактором Аньес Варда « первого фильма La Pointe Courte» и совместно с Крисом Маркером был режиссером « Les static meurent aussi »). Подобное сотрудничество легло в основу его будущей работы в художественных фильмах. [22]

Первым полнометражным фильмом Рене стала «Хиросима, моя любовь» (1959). Он возник как заказ продюсеров Nuit et Brouillard ( Анатоль Дауман и Argos Films) на создание документального фильма об атомной бомбе, но Рене сначала отказался, полагая, что он будет слишком похож на более ранний фильм о концентрационных лагерях. [23] и что это представляет ту же проблему, как снимать непостижимые страдания. [24] Однако в ходе дискуссии с писательницей Маргаритой Дюрас был разработан сплав художественной литературы и документального кино, в котором признавалась невозможность говорить о Хиросиме; можно было говорить только о невозможности говорить о Хиросиме. [25] В фильме темы памяти и забывания исследуются с помощью новых повествовательных техник, которые уравновешивают изображения с повествовательным текстом и игнорируют традиционные представления о сюжете и развитии истории. [26] Фильм был показан на Каннском кинофестивале » Трюффо 1959 года вместе с «Les Quatre Cents Coups ( «400 ударов» ), и его успех стал ассоциироваться с зарождающимся движением французской новой волны . [27]

Следующим фильмом Рене стал «L'Année dernière à Marienbad» ( «Последний год в Мариенбаде» , 1961), который он снял в сотрудничестве с писателем Аленом Роб-Грийе . Фрагментированное и изменчивое повествование представляет трех главных героев, женщину и двоих мужчин, в роскошной обстановке великого европейского отеля или замка, где возможность предыдущей встречи год назад неоднократно утверждается, подвергается сомнению и опровергается. После получения Золотого льва на Венецианском кинофестивале фильм привлек большое внимание и спровоцировал множество различных интерпретаций того, как его следует понимать, чему способствовали интервью, в которых сами Роб-Грийе и Рене давали противоречивые объяснения фильма. Однако не было никаких сомнений в том, что это представляло собой серьезный вызов традиционной концепции построения повествования в кино. [28]

В начале 1960-х годов Франция оставалась глубоко разделенной Алжирской войной , а в 1960 году Манифест 121 , протестовавший против французской военной политики в Алжире, был подписан группой ведущих интеллектуалов и художников, в которую входил Рене. Война и сложность смириться с ее ужасами были центральной темой его следующего фильма «Мюриэль» (1963), в котором разрозненное повествование использовалось для исследования психических состояний персонажей. Это был один из первых французских фильмов, в которых, пусть даже косвенно, комментировался алжирский опыт. [29]

Современная политическая проблема также легла в основу фильма » « Война окончена , 1966, на этот раз о тайной деятельности левых противников правительства Франко в Испании. Сценаристом этого фильма Рене был испанский писатель Хорхе Семпрун , бывший член Испанской коммунистической партии, ныне находящийся в добровольном изгнании во Франции. [30] Оба отрицали, что фильм был об Испании, но когда он был выставлен на официальный конкурс Каннского кинофестиваля в 1966 году, из-за возражений испанского правительства его отозвали и показали вне конкурса. [31] В 1967 году Рене вместе с шестью другими режиссерами, включая Криса Маркера и Жана-Люка Годара , участвовал в коллективной работе о войне во Вьетнаме «Loin du Vietnam» ( «Вдали от Вьетнама» ).

Начиная с 1968 года, фильмы Рене больше не затрагивали, по крайней мере напрямую, большие политические проблемы, как это было в ряде его предыдущих фильмов. [32] и его следующий проект, казалось, ознаменовал смену направления. Je t'aime, je t'aime (1968) основан на традициях научной фантастики. [33] за историю человека, отправленного обратно в свое прошлое, тема, которая позволила Рене снова представить повествование о фрагментированном времени. Сценаристом этого фильма Алена Рене выступил автор Жак Штернберг . Фильму не повезло с выпуском (его запланированный показ в Каннах был отменен из-за политических событий мая 1968 года), и прошло почти пять лет, прежде чем Рене смог снять еще один фильм. [34]

На протяжении 1960-х Рене был назначен руководителем международной постановки под названием «Приключения Гарри Диксона» , основанной на рассказах Жана Рэя , с Анатолем Дауманом в качестве продюсера. В проекте предполагалось, что сыграют Дирк Богард или Лоуренс Оливье в роли главного детектива Андре Дельво , в качестве художника-постановщика будет назначен композитор Карлхайнц Штокхаузен , а для создания музыки будет назначен . Рене и Дауман работали над проектом десять лет, прежде чем наконец сдались. [35] Сценарий к фильму Фредерика де Товарницки был опубликован в 2007 году. [36]

Некоторое время Рене провёл в Америке, работая над различными нереализованными проектами, в том числе над проектом о маркизе де Саде . Он также опубликовал Repérages , сборник своих фотографий, сделанных в период с 1948 по 1971 год, с местами в Лондоне, Шотландии, Париже, Невере, Лионе, Нью-Йорке и Хиросиме; Хорхе Семпрун написал вступительный текст. [37] Некоторые фотографии относятся к его неосуществленному фильму о Гарри Диксоне.

После участия в эпизоде ​​L'An 01 (Год 01) (1973), коллективного фильма, организованного Жаком Дуайоном , Рене сделал второй совместный проект с Хорхе Семпруном для фильма «Стависки» (1974), основанного на жизни печально известного финансиста и казнокрада. чья смерть в 1934 году спровоцировала политический скандал. С гламурными костюмами и декорациями, музыкальной партитурой Стивена Сондхейма и Жаном-Полем Бельмондо в главной роли этот фильм считался самым коммерческим фильмом Рене на сегодняшний день, но его сложная повествовательная структура показала явную связь с формальными идеями его более ранних фильмов. . [38]

В «Провиденсе» (1977) Рене снял свой первый фильм на английском языке по сценарию Дэвида Мерсера и актерскому составу, в который входили Джон Гилгуд , Дирк Богард и Эллен Берстин . История показывает стареющего, а может быть, и умирающего писателя, который борется с альтернативными версиями своего прошлого и адаптирует их для своей художественной литературы. Рене стремился, чтобы темная тема оставалась юмористической, и назвал ее «жутким дивертисментом». [39] Формальное новаторство характеризовало Mon oncle d'Amérique ( «Мой американский дядя» , 1980), в котором теории нейробиолога Анри Лабори о поведении животных сопоставляются с тремя переплетающимися вымышленными историями; а еще одним противовесом вымышленным персонажам являются отрывки из фильмов классических французских киноактеров, с которыми они себя идентифицируют. [40] Фильм получил несколько международных наград, включая Гран-при Каннского кинофестиваля, а также оказался одним из самых успешных фильмов Рене у публики. [41]

Начиная с 1980-х годов Рене проявлял особый интерес к интеграции в свои фильмы материалов из других форм популярной культуры, особенно опираясь на музыку и театр. [5] [42] Почти во всех своих оставшихся фильмах он неоднократно решал работать с основной группой актеров, в которую входили Сабина Азема , Пьер Ардити и Андре Дюссолье , иногда в сопровождении Фанни Ардан или Ламбера Уилсона . Первые четыре из них вошли в состав большого актерского состава La vie est un roman ( «Жизнь — это постель из роз» , 1983), комического фэнтези об утопических мечтах, в котором три истории из разных эпох, рассказанные в разных стилях, переплетаются внутри. общая настройка. Действие акцентируется песенными эпизодами, которые к концу перерастают в почти оперные сцены; Рене сказал, что его отправной точкой было желание снять фильм, в котором чередовались бы диалоги и песни. [43]

Музыка, использованная по-разному, была основным компонентом L'Amour à mort ( Любовь к смерти , 1984). Для этой напряженной камерной работы с четырьмя главными актерами (Азема, Ардити, Ардан и Дюссолье) Рене попросил Ганса Вернера Хенце сочинить музыкальные эпизоды, которые выступали бы в роли «пятого персонажа», не аккомпанемента, а полностью интегрированного элемента драмы с с которым будет взаимодействовать речь действующих лиц. [44] В последующие годы Рене уделил внимание музыке более популярных стилей. Он снял «Гершвин» (1992), новаторский телевизионный документальный фильм, в котором жизнь и творчество американского композитора были рассмотрены на основе свидетельств исполнителей и режиссеров, а также картин Гая Пилларта , заказанных им . В фильме « Та же старая песня », 1997, посвященном телевизионным работам Денниса Поттера , персонажи выражают свои ключевые эмоции или личные мысли, врываясь в отрывки известных (записанных) популярных песен, не прерывая при этом драматическую ситуацию. [45] Давно забытая оперетта 1920-х годов стала неожиданной основой для следующего фильма Рене «Pas sur la bouche» ( «Не на губах» , 2003), в котором он стремился оживить немодную форму развлечения, воссоздав для камеры ее театральность и доверив большую часть своих музыкальных номеров актерам, а не обученным певцам. [46]

В кинопроизводстве Рене встречается много отсылок к театру ( «Мариенбад» , «Мюриэль» , «Стависки» , «Мой сын Америки »), но впервые он взял на себя задачу взять законченное сценическое произведение и дать ему новую кинематографическую жизнь в «Мело » (1986), экранизации по Анри Бернштейна одноименной пьесе 1929 года. Рене остался полностью верен пьесе (не считая ее сокращения) и подчеркнул ее театральность, снимая длинные дубли на больших декорациях явно искусственного дизайна, а также отмечая акты пьесы падением занавеса. [47] После экскурсии в мир комиксов и мультфильмов в фильме « Хочу домой» (1989) последовала амбициозная театральная адаптация с диптихом « Курю/Не курю» (1993). Рене, на протяжении многих лет восхищавшийся пьесами Алана Эйкборна , решил адаптировать, казалось бы, самую трудноразрешимую из них, «Интимные разговоры» , серию из восьми взаимосвязанных пьес, которые следуют за последствиями случайного выбора и имеют шестнадцать возможных концовок. Рене немного сократил количество перестановочных концовок и сжал пьесы в два фильма, каждый из которых имеет общую отправную точку и которые можно смотреть в любом порядке. Все роли исполнили Сабина Азема и Пьер Ардити, а театральность затеи вновь подчеркнули студийные декорации к вымышленной английской деревне. [48] Рене вернулся в Эйкборн в следующем десятилетии для адаптации фильма « Частные страхи в общественных местах» , которому он дал название фильма « Кёр» (2006). Среди сценических/киноэффектов, создающих настроение «весёлого запустения», — искусственный снег, который постоянно виден через установленные окна, пока в конечном итоге не упадёт и на интерьер студии. [49]

Выступая в 1986 году, Рене заявил, что не проводит разделения между кино и театром и отказывается наживать из них врагов. [50] Он предпочитал работать с «людьми театра» и говорил, что никогда не захочет экранизировать роман. [51] был своего рода отходом от того, что он выбрал «Происшествие» роман Кристиана Гайи Поэтому выбор в качестве основы для «Folles Herbes» ( «Дикая трава» , 2009) . Однако он объяснил, что в книге его изначально привлекло качество диалогов, которое он сохранил в основном неизменным для фильма. Показ «Любовных трав» на Каннском кинофестивале стал поводом для вручения Рене специальной награды жюри «за его работу и исключительный вклад в историю кино». [52]

В своих последних двух фильмах Рене снова черпал исходный материал из театра. Vous n'avez encore rien vu Вы еще ничего не видели!» , 2012) был адаптирован из двух пьес Жана Ануя , и в нем приняли участие тринадцать актеров (многие из которых регулярно играли в более ранних фильмах Рене), приглашенных предсмертное желание автора стать свидетелем нового исполнения своих ролей в одной из своих пьес. [53] [54] Фильм был показан в борьбе за Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 2012 года . [55] [56] Aimer, boire et chanter (2014) стал третьим фильмом, который Рене адаптировал по пьесе Алана Эйкборна, в данном случае «Жизнь Райли» , в котором три пары приходят в замешательство из-за новости о том, что их общий друг неизлечимо болен. За три недели до смерти Рене премьера фильма состоялась в конкурсной части 64-го Берлинского международного кинофестиваля в феврале 2014 года, где он получил награду «Серебряный медведь» «за художественный фильм, открывающий новые перспективы». [57] [58] На момент смерти Рене готовил дальнейший проект Эйкборна, основанный на пьесе 2013 года « Прибытие и отъезд» . [59] [60]

Репутация

[ редактировать ]

Рене часто связывали с группой французских кинематографистов, совершивших прорыв в рамках « Новой волны» или «новой волны» в конце 1950-х годов, но к тому времени он уже заработал значительную репутацию за десять лет работы над документальными короткометражными фильмами. Свои отношения он определил так: «Хотя я не был полностью частью «Новой волны» из-за своего возраста, между мной и Риветтом, Базеном, Деми, Трюффо существовала некоторая взаимная симпатия и уважение… Так что я чувствовал себя дружелюбно с этим команда." [2] Тем не менее он признал свой долг перед «Новой волной», поскольку она создала условия производства, и особенно финансовые условия, которые позволили ему снять такой фильм, как «Хиросима, моя любовь» , его первый полнометражный фильм. [61]

Рене чаще ассоциировался с «левобережной» группой писателей и режиссеров, в которую входили Аньес Варда , Крис Маркер , Жан Кэрол , Маргарита Дюрас и Ален Роб-Грийе (со всеми из которых он сотрудничал в начале своей карьеры). [3] Их отличал интерес к документальному кино, левой политике и литературным экспериментам нового романа . [62] В то же время Рене был и приверженцем массовой культуры. Он владел крупнейшей частной коллекцией комиксов во Франции, а в 1962 году стал вице-президентом и соучредителем Международного общества комиксов Le Club des Bandes Dessinées , переименованного два года спустя в Centre d'Etudes des Littératures d'Expression. Графика (CELEG) . [63] В число членов CELEG также входили творческие сотрудники Рене Маркер и Роб-Грийе.

Важность творческого сотрудничества в фильмах Рене отмечают многие комментаторы. [1] [64] В отличие от многих своих современников, он всегда отказывался писать собственные сценарии и придавал большое значение вкладу избранного им писателя, статус которого в общем «авторстве» фильма он полностью признавал. [65] Он также был известен тем, что относился к законченному сценарию с большой преданностью, до такой степени, что некоторые из его сценаристов отмечали, насколько близко готовый фильм реализовал их намерения. [66] (В тех немногих случаях, когда он участвовал в написании сценария, особенно в трех последних фильмах, его вклад упоминается под псевдонимом Алекс Реваль, поскольку он не хотел, чтобы его имя появлялось в титрах более одного раза.) [67]

Время и память регулярно называют двумя основными темами творчества Рене, по крайней мере, в его более ранних фильмах. [6] [68] Однако он последовательно пытался изменить этот взгляд на свои проблемы: «Я предпочитаю говорить о воображаемом или о сознании. Что меня интересует в уме, так это то, что мы обладаем способностью представлять, что произойдет в нашей голове, или запоминать что произошло». [69] Он также описывал свои фильмы как попытку, пусть и несовершенную, приблизиться к сложности мысли и ее механизмам. [70]

Другой взгляд на развитие карьеры Рене заключался в том, что он постепенно отходил от реалистичного подхода к «большим» предметам и откровенно политическим темам к фильмам, которые становились все более личными и игривыми. [71] Сам Рене предложил объяснение этого сдвига, бросив вызов тому, что было нормой в кинопроизводстве того времени: сняв свои ранние фильмы, когда преобладало эскапистское кино, он постепенно почувствовал необходимость отойти от исследования социальных и политических проблем, поскольку это само по себе стало почти нормой в современном кино. Вместо этого эксперименты с формами повествования и жанровыми условностями стали центральным направлением его фильмов. [42] [72]

Англоязычные комментаторы часто критиковали фильмы Рене за то, что они эмоционально холодны; что все они посвящены технике без понимания характера или предмета, [73] что его понимание красоты скомпрометировано отсутствием чувственности, [74] и что его серьезность намерений не доходит до аудитории. [75] Однако в другом месте предполагается, что такие взгляды частично основаны на неправильном прочтении фильмов, особенно его ранних, что мешает оценить юмор и иронию, которыми пронизаны его работы; и другие зрители смогли увидеть связь между формой фильма и его человеческим измерением. [76]

Существует общее мнение о приверженности Рене формализму в его подходе к кино; он сам считал ее отправной точкой своего произведения и обычно имел в голове представление о форме или способе построения еще до того, как сюжет или персонажи сложились. [77] Для него это было также основой передачи чувств: «Не может быть никакой коммуникации, кроме как через форму. Если нет формы, вы не можете вызвать эмоцию у зрителя». [78]

Другой термин, который появляется в комментариях к Рене на протяжении всей его карьеры, - это «сюрреализм» из его документального портрета библиотеки в Toute la mémoire du monde . [79] через сказочные инновации Мариенбада , [80] до современной игривости Les Herbes folles . [81] Сам Рене прослеживал связь со своим подростковым открытием сюрреализма в работах Андре Бретона: «Я надеюсь, что я всегда останусь верным Андре Бретону, который отказывался предполагать, что воображаемая жизнь не является частью реальной жизни». [82]

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1969 году Рене женился на Флоранс Мальро (дочь французского государственного деятеля и писателя Андре Мальро ). [83] Она была постоянным членом его продюсерской группы, работая помощником режиссера в большинстве его фильмов с 1961 по 1986 год.

Его второй женой была Сабина Азема , которая снялась в большинстве его фильмов, начиная с 1983 года; они поженились в английском городке Скарборо в 1998 году. [84]

По своим религиозным взглядам он называл себя «мистическим атеистом». [85]

Рене умер в Нейи-сюр-Сен 1 марта 2014 года; он был похоронен на кладбище Монпарнас . [86] [87] [88]


Фильмография, как режиссёр

[ редактировать ]

Художественные фильмы

[ редактировать ]
Год Заголовок Английское название Сценарист
1959 Хиросима, моя любовь Хиросима, моя любовь Маргерит Дюрас
1961 В прошлом году в Мариенбаде В прошлом году в Мариенбаде Ален Роб-Грийе
1963 Мюриэль или время возвращения Мюриэл Жан Кэрол
1966 Война окончена Война окончена Хорхе Семпрун
1968 Я люблю тебя, я люблю тебя Я люблю тебя, я люблю тебя Жак Штернберг
1974 Ставиский ... Ставиский... Хорхе Семпрун
1977 Провиденс Провиденс Дэвид Мерсер
1980 Мой дядя из Америки Мой американский дядя Жан Грюо ( Анри Лабори )
1983 Жизнь - это роман Жизнь — это постель из роз Жан Груо
1984 Любовь до смерти Любовь до смерти Жан Груо
1986 Мело Мело ( Анри Бернштейн )
1989 Я хочу пойти домой Я хочу пойти домой Жюль Фейффер
1993 Курение/Не курить Курение/Не курить Жан-Пьер Бакри , Аньес Жауи , ( Алан Эйкборн )
1997 Мы знаем песню Та же старая песня Аньес Жауи , Жан-Пьер Бакри
2003 Не во рту Не на губах ( Андре Бард )
2006 Сердца Частные страхи в общественных местах Жан-Мишель Риб ( Алан Эйкборн )
2009 Дикие травы Дикая трава Алекс Реваль, Лоран Эрбье (Кристиан Гайи)
2012 Вы еще ничего не видели Вы еще ничего не видели! Лоран Эрбье, Алекс Реваль, ( Жан Ануй )
2014 Люби, пей и пой Жизнь Райли Лоран Эрбье, Алекс Реваль, ( Алан Эйкборн )

Короткометражные фильмы и т. д.

[ редактировать ]
Год Заголовок Сценарист Примечания
1936 Приключение парня Гастон Модо 10 минут. Незаконченный.
1946 Схема идентификации 30 минут. Потерянный.
1946 Открыто из-за наличия запасов 90 минут. Потерянный.
1947 Визит к Оскару Домингесу 30 минут. Незавершенный.
1947 Визит к Люсьену Куто
1947 Визит к Гансу Хартунгу
1947 Визит к Феликсу Лабису
1947 Визит к Сезару Домеле
1947 Портрет Анри Гетца
1947 Естественный день (Визит к Максу Эрнсту)
1947 Кольцо
1947 Алкоголь убивает Ремо Форлани , Ролан Дубийяр [ es ; фр ; гл ; хт ; нет ] Режиссером указан Альзин Резарай.
1947 Нестле Молоко 1 мин.
1947 Ван Гог (16 мм) Гастон Диль , Роберт Хессенс [ де ; ] фр 20 минут.
1948 Ван Гог (35 мм) Гастон Диль , Роберт Хессенс [ де ; ] фр 20 минут.
1948 Замки Франции (Версаль) 5 минут.
1948 Мэлфрей Гастон Диль , Роберт Хессенс [ де ; ] фр
1948 Сады Парижа Роланд Дубийяр [ es ; фр ; гл ; хт ; нет ] Незаконченный.
1950 Гоген Гастон Диль 11 минут.
1950 Герника Поль Элюар 12 минут.
1951 Pictura: Приключение в искусстве (отрывок о Гогене) Один из семи сегментов документального фильма США.
1953 Статуи тоже умирают Крис Маркер 30 минут. В соавторстве с Крисом Маркером.
1956 и Ночь туман Жан Кэрол 32 минуты.
1956 Вся память в мире Ремо Форлани 22 минуты.
1957 Тайна пятнадцатой мастерской Крис Маркер 18 минут.
1958 Песня стирола Раймон Кено 19 минут.
1967 от Вьетнама Вдали сегмент Жак Штернберг Отрывок из «Клода Риддера».
1968 Синетракты - сегмент В титрах не указан.
1973 Л'Ан 01 - сегмент Только сцены Нью-Йорка.
1991 Против забвения – сегмент Вклад под названием «Налейте Эстебана Гонсалеса Гонсалеса, Куба».
1992 Гершвин Эдвард Яблонски Телевизионный фильм. 52 минуты.

Примечания

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Эфраим Кац, Международная киноэнциклопедия . (Лондон: Macmillan, 1980.) с. 966–967.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питер Коуи, Взрыв мирового кино в 60-е годы . (Лондон: Фабер, 2004.) стр.67.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Международный словарь кино и кинематографистов – 2: Режиссеры; 4-е изд., под редакцией Тома Прендергаста и Сары Прендергаст. (Нью-Йорк, Лондон: St James Press, 2000.) стр.816.
  4. ^ Славо Жижек, Меньше, чем ничего: Гегель и тень диалектического материализма . (Лондон: Версо, 2012). стр.28. ISBN   978-1-84467-897-6
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б История французского кино , [под редакцией] Клода Бейли. (Париж: Ларусс, 2005.) стр.501.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энциклопедия европейского кино ; под редакцией Жинетт Винсендо. (Лондон: Касселл, Британский институт кино, 1995.) стр.358.
  7. ^ Эмма Уилсон, Ален Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.2.
  8. ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.15.
  9. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр. 22–25.
  10. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.29.
  11. ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). стр. 176–177.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.17.
  13. ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). стр.180.
  14. ^ Международный словарь фильмов и кинематографистов – 2: Режиссеры; 2-е изд., под редакцией Николаса Томаса. (Чикаго, Лондон: St James Press, 1991.) стр. 689–692.
  15. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.42.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Академии кинематографических искусств и наук. База данных наград Архивировано 23 июля 2008 года в Wayback Machine . Проверено 21 января 2018 г.]
  17. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр. 45–48.
  18. ^ Оксфордская история мирового кино , изд. Джеффри Ноуэлл-Смит. (Оксфорд: Oxford UP, 1996.) стр.332.
  19. ^ Ури Кляйн. «Воспоминания об Алене Рене, исследователе памяти в кино», в «Гаарец» , 3 марта 2014 г. [Требуется подписка.]
  20. ^ Жорж Садуль, Словарь фильмов . (Париж: Сеуиль, 1983.) с.218.
  21. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр. 57–59.
  22. ^ См. «Tableau des connivances» у Роберта Бенаюна, Алена Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.210.
  23. ^ Эмма Уилсон, Ален Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.48.
  24. ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.34.
  25. ^ «Невозможно говорить о ХИРОСИМЕ. Все, что мы можем сделать, это говорить о невозможности говорить о ХИРОСИМЕ». Маргарита Дюрас, в опубликованном сценарии Hiroshima mon amour (Париж: Gallimard, 1960.); цитаты Эммы Уилсон, Алена Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.48.
  26. ^ Рой Армс, Французское кино . (Лондон: Secker & Warburg, 1985.) стр.184.
  27. ^ Оксфордская история мирового кино , изд. Джеффри Ноуэлл-Смит. (Оксфорд: Oxford UP, 1996.) стр.577.
  28. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.84, стр.88, стр.85.
  29. ^ Жан-Пьер Жанколя, Le Cinéma des Français: la V и Республика 1958–1978 гг . (Париж: Сток, 1979.), стр. 161–162.
  30. The Times (Лондон), 1 сентября 1966 г., стр.11, кол.F.
  31. ^ Виль де Канны, 60-е: Фестиваль и кинорынок. Архивировано 8 июля 2011 года в Wayback Machine . [Проверено 28 ноября 2010 г.]
  32. ^ Рене Предаль, Маршрут Алена Рене . (Париж: Lettres Modernes, 1999.) стр.114.
  33. См. также Крис Маркер, La Jetée , 1962.
  34. ^ История французского кино , [под редакцией] Клода Бейли. (Париж: Ларусс, 2005.) с.211.
  35. ^ «Мечтаю о Гарри Диксоне» . Хранитель . 22 января 2008 г.
  36. ^ Товарницки, Фредерик де, Приключения Гарри Диксона: сценарий... к фильму (нережиссерскому) Алена Рене . (Нант: Каприччи, 2007.) ISBN   9782952696258 .
  37. ^ Местонахождение: фотографии Алена Рене; текст Хорхе Семпруна . (Париж: Chêne, 1974.) Подробнее о книге см. в статье Сюзанны Лиандра-Гиг и Жана-Луи Летра в онлайн-библиотеке фильмов Французской синематеки [получено 1 декабря 2010 г.].
  38. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008 г.), стр. 143, стр. 150–151.
  39. ^ Интервью с Рене (Робертом Бенаюном) в Positif , № 190, февраль 1977 г.; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Gallimard, 2002.) с.246: «...Я надеюсь, что этот фильм смешной, потому что я рассматриваю его как развлечение, конечно, жуткое и мрачное, но все равно развлечение».
  40. ^ Дэвид Робинсон, «Творческие параллели человеческого поведения Рене», в The Times (Лондон), 12 сентября 1980 г., стр.8.
  41. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.) с.252.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Интервью с Гилбертом Адэром в The Guardian , 22 июня 2010 г.
  43. ^ Интервью в Cahiers du Cinéma , 347 (1983), стр.28; цитата Эммы Уилсон в книге Алена Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.157.
  44. ^ Интервью с Рене (Алена Массона и Франсуа Тома) в Positif , № 284, октябрь 1984 г.; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Галлимар, 2002.) с.305.
  45. Интервью (с Рональдом Берганом ) в The Guardian , 27 ноября 1998 г.
  46. ^ Жинетт Винсендо в Sight & Sound. Архивировано 28 ноября 2010 г. в Wayback Machine , май 2004 г. [получено 21 декабря 2010 г.].
  47. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.), стр. 206–207.
  48. ^ Интервью с Рене (Франсуа Тома) в Positif , № 394, декабрь. 1993 год; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Gallimard, 2002.) стр. 405–406, 409–410.
  49. Дэйв Кер, «Беспокойные инновации от Алена Рене» , в The New York Times , 8 апреля 2007 г.: «Как сказал г-н Рене французскому интервьюеру, эффект, которого он добивается, — это «запустение allègre», беззаботное, веселое отчаяние. ."
  50. ^ Интервью с Рене (Франсуа Тома) в Positif , № 307, сентябрь 1993 г.; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Галлимар, 2002.) с.335.
  51. ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). с.198: "Меня интересует работа не с писателями, а с деятелями театра... [например, Дюрас, Кэрол, Семпрун, Мерсер]. Поэтому мне не мешало снять пьесу, но я не мог снять роман».
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Каннский фестиваль: Дикая трава» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 21 декабря 2010 г.
  53. ^ Жан-Люк Дуэн, Ален Рене . Париж: Париж: Éditions de La Martinière, 2013. с. 234.
  54. ^ Пресс-кит Каннского кинофестиваля « Вы еще ничего не видели » . Проверено 22 мая 2012 г.
  55. ^ «Официальный отбор 2012» . Канны . Проверено 19 апреля 2012 г.
  56. ^ «Объявлен список участников Каннского кинофестиваля 2012» . тайм-аут . Архивировано из оригинала 20 декабря 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
  57. ^ «Описание программы Берлинале» . Проверено 9 марта 2014 г.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Призы международного жюри. Берлинале 2014» . Проверено 9 марта 2014 г.
  59. ^ Мари-Ноэль Транчант. «Ален Рене, вундеркинд французского кино, мертв», в Le Figaro , 3 марта 2014 г. [Проверено 9 марта 2014 г.]
  60. ^ Франсуа Томас. Ален Рене: за кулисами творчества . (Малакофф: Арманд Колин, 2016), стр. 483–490.
  61. ^ А. Адриан Мабен, Фильмы и съемки , октябрь 1966 г.; Цитируется у Робера Бенаюна, Алена Рене: arpenteur de l'imagination . (Париж: Рамзи, 2008.) стр.77.
  62. ^ Книга французского кино ; под редакцией Майкла Темпла и Майкла Витта. (Лондон: BFI, 2004.) стр.183.
  63. ^ Коул, Блейк (30 апреля 2012 г.). «Интервью с киноэкспертом Карен Бекман об анимации» . Границы исследований и стипендий Пенсильванского университета. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 14 октября 2012 г.
  64. ^ Клод Бейли, История французского кино . (Париж: Ларусс, 2005.) стр.501.
  65. ^ Книга французского кино ; под редакцией Майкла Темпла и Майкла Витта. (Лондон: BFI, 2004.) стр.205.
  66. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.), стр. 186–187, стр. 223.
  67. ^ Жан-Люк Дуэн, Ален Рене . Париж: Париж: Éditions de La Martinière, 2013. с. 242.
  68. ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.11.
  69. ^ Рене цитируется и переведено Эммой Уилсон, Аленом Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.1.
  70. ^ Цитируется из Клода Бейли, «История французского кино» . (Париж: Ларусс, 2005.) с.501: «Мои фильмы — это попытка, пока еще очень несовершенная, приблизиться к сложности мысли, ее механизму».
  71. ^ Рене Предаль, Маршрут Алена Рене . (Париж: Lettres Modernes, 1999.) стр.114, стр.200.
  72. ^ Эмма Уилсон, Ален Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.196.
  73. Полин Кель, «Оборотень, моя любовь», в журнале New Yorker , 31 января 1977 г.; цитата Джеймса Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр. 5: «... Рене плохо разбирается в характере или предмете; он новатор, которому не нужны инновации. ... То, на что он, похоже, не способен. нужно наполнить его ситуации достаточным количеством чувств, чтобы эти трюки что-то значили для нас - это просто красивые фокусы».
  74. ^ Сьюзан Зонтаг, Film Quarterly , том 17, № 2, (зима 1963–1964), стр. 27: «Рене знает все о красоте. Но, в отличие от Брессона, Годара и Трюффо, ему не хватает чувственности. И это в режиссер, является фатальным недостатком».
  75. ^ Дэвид Томсон, Новый биографический словарь кино . (Лондон: Little, Brown, 2002.) с.729: «Серьезность Рене выше, чем его использование кино... он показал себя неспособным установить коммуникативный контакт с публикой».
  76. ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр. 3–4; стр.9: «...Фильмы Рене наполнены заботой о человеческом характере и чувствах, при этом никогда не упускается из виду жизненная связь между формами искусства и его человеческими субъектами».
  77. ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). стр.136.
  78. ^ Интервью (с Робертом Бенаюном) в Positif , № 190, февраль 1977 г.; цитируется в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Галлимар, 2002.) с.241: «Коммуникация может быть только через форму. Если формы нет, мы не можем вызвать эмоции у зрителя».
  79. ^ «Рене осознал сюрреалистическую тщетность архивов...»: Дэвид Томсон, Новый биографический словарь кино (Лондон: Little, Brown, 2002.), стр.729.
  80. «Крайняя сюрреалистическая поэзия Мариенбада»: Джонатан Розенбаум, в Chicago Reader [получено 3 января 2011 г.]
  81. ^ «Дикая трава, настоящий сюрреалистический роман»: Гилберт Адэр в The Guardian , 22 июня 2010 г.
  82. ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.) стр.143, стр.39: «Я всегда надеюсь остаться верным Андре Бретону, который отказывался считать, что воображаемая жизнь не является частью реальности».
  83. ^ «Флоренс Мальро на ЧПУ» . Libération.fr .
  84. ^ Даты браков, записанные в International Who's Who 2004 . (Лондон: Европа, 2004.) с.1401.
  85. ^ Филип Норд, «Герои и мученики», в книге « После депортации - битвы за память в послевоенной Франции» . (Издательство Кембриджского университета, 2020). п. 92. ISBN   9781108478908 . Проверено 7 июля 2021 года. «По миру Латинского квартала, который Рене часто посещал в первые послевоенные годы, текли одухотворенные течения. Он сам отказался от организованной религии, но это не означало, что он остался незамеченным католическим миром, в котором он вырос. Он описал себя как «мистического атеиста», из тех неверующих, которые были очарованы, случайно услышав радиопередачу проповеди, произнесенной в сопровождении утренней мессы».
  86. Некролог в The Guardian , 2 марта 2014 г. [Проверено 8 марта 2014 г.]
  87. ^ «Ален Рене, вундеркинд французского кино, мертв», в Le Figaro , 2 марта 2014 г. ( Архивировано в Wayback Machine.) [Проверено 14 мая 2024 г.]
  88. ^ «Два прощания с Аленом Рене», в Le Nouvel Observateur. Архивировано 22 марта 2014 г. в Wayback Machine , 11 марта 2014 г. [Проверено 11 марта 2014 г.]
  89. ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1994 года» . berlinale.de . Проверено 29 декабря 2011 г.
  90. ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1998 года» . berlinale.de . Проверено 1 января 2012 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Армс, Рой. Кино Алена Рене . Лондон: Пловец, 1968.
  • Бенаюн, Роберт. Ален Рене: исследователь воображения . Париж: Рамзи, 2008. [На французском языке]. ISBN   978-2-84114-928-5 .
  • Каллев, Хаим. Поток сознания в фильмах Алена Рене . Нью-Йорк: Издательство McGruer Publishing, 1997.
  • Дуэн, Жан-Люк. Ален Рене . Париж: Éditions de La Martinière, 2013. [На французском языке].
  • Гуде, Стефан. Ален Рене: антология Париж: Gallimard, 2002. [Статьи первоначально опубликованы в Positif , Cinema Review. На французском языке]
  • Хиггинс, Линн А. Ален Рене: Интервью ; с переводами Т. Джефферсона Клайна. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 2021. ISBN   978-1-4968-3393-8
  • Лиандрат-Гиг, Сюзанна и Жан-Луи Летра. Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . Париж: Cahiers du Cinéma, 2006. [На французском языке].
  • Монако, Джеймс. Ален Рене: роль воображения . Лондон: Секер и Варбург, 1978.
  • Томас, Франсуа. Мастерская Алена Рене . Париж: Фламмарион, 1989. [На французском языке]. ISBN   978-2-08-211408-0 .
  • Томас, Франсуа. Ален Рене: за кулисами творчества . Малакофф: Арманд Колен, 2016. [На французском языке]. ISBN   978-2-200-61616-8 .
  • Томас, Франсуа. Тридцать лет с Аленом Рене: интервью . [Брюссель]: Les Impressions Nouvelles, 2022. [На французском языке]. ISBN   978-2-87449-961-6 .
  • Уилсон, Эмма. Ален Рене . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2006. ISBN   978-0-7190-6407-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56b41548251a454faa4e69d2ef49351a__1715702640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/1a/56b41548251a454faa4e69d2ef49351a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alain Resnais - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)