Ален Рене
Ален Рене | |
---|---|
![]() Толстый | |
Рожденный | Ванн , Франция | 3 июня 1922 г.
Умер | 1 марта 2014 г. Нейи-сюр-Сен, Франция | (91 год)
Место отдыха | Кладбище Монпарнас |
Занятия |
|
Годы активности | 1946–2014 |
Супруги |
Ален Рене (англ. Французский: [alɛ̃ ʁɛnɛ] ; 3 июня 1922 — 1 марта 2014) — французский кинорежиссер и сценарист, чья карьера длилась более шести десятилетий. После обучения на монтажера в середине 1940-х годов он продолжал снимать короткометражные фильмы, в том числе « Ночь и туман» (1956), влиятельный документальный фильм о нацистских концентрационных лагерях . [1]
Рене начал снимать художественные фильмы в конце 1950-х годов и укрепил свою раннюю репутацию фильмами «Хиросима, моя любовь» (1959), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) и «Мюриэль» (1963), во всех из которых использовались нетрадиционные повествовательные приемы для решения тем проблемной памяти. и воображаемое прошлое. Эти фильмы были современниками французской Новой волны ( la nouvelle смутной ) и ассоциировались с ней, хотя Рене не считал себя полной частью этого движения. У него были более тесные связи с группой авторов и кинематографистов « Левого берега », которые разделяли приверженность модернизму и интерес к левой политике. Он также установил регулярную практику работы над своими фильмами в сотрудничестве с писателями, ранее не связанными с кинематографом, такими как Жан Кайрол , Маргарита Дюрас , Ален Роб-Грийе , Хорхе Семпрун и Жак Штернберг . [1] [2] [3] [4]
В более поздних фильмах Рене отошел от откровенно политических тем некоторых предыдущих работ и развил свой интерес к взаимодействию кино и других культурных форм, включая театр, музыку и комиксы. Это привело к творческим адаптациям пьес Алана Эйкборна , Анри Бернштейна и Жана Ануя , а также к фильмам с участием различных популярных песен.
Его фильмы часто исследуют взаимосвязь между сознанием, памятью и воображением, и он был известен разработкой новаторских формальных структур для своих повествований. [5] [6]
За свою карьеру он завоевал множество наград международных кинофестивалей и академий, в том числе одну премию «Оскар» , две премии «Сезар» за лучшую режиссуру (он был номинирован восемь раз), три премии Луи Деллюка и одного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рене родился в 1922 году в Ванне в Бретани, где его отец был фармацевтом. [7] Единственный ребенок, в детстве он часто болел астмой, из-за чего его забрали из школы и перевели на домашнее обучение. [8] Он был страстным читателем, от классики до комиксов, но с 10 лет он увлекся фильмами. На двенадцатый день рождения родители подарили ему 8-миллиметровую камеру Kodak, с помощью которой он начал снимать собственные короткометражные фильмы, в том числе трехминутную версию «Фантомаса» . [9] Примерно в 14 лет он открыл для себя сюрреализм и, следовательно, интерес к работам Андре Бретона . [10]
Посещения театра в Париже дали Рене желание стать актером, и в 1939 году он переехал в Париж, чтобы стать ассистентом в Жоржа Питоефа труппе в Театре Матюрен . С 1940 по 1942 год он учился актерскому мастерству на Курсе Рене-Симона (и одной из его небольших работ в это время была роль массовки в фильме « Посетители вечера»). [11] ), но затем в 1943 году он решил подать заявление в недавно созданную киношколу IDHEC, чтобы изучать монтаж фильмов. [12] Кинорежиссер Жан Гремийон был одним из учителей, оказавших на него наибольшее влияние в тот период. [13]
Рене уехал в 1945 году, чтобы пройти военную службу, в результате которой он отправился в Германию и Австрию вместе с оккупационными французскими войсками, а также стал временным членом передвижной театральной труппы Les Arlequins. [14] Он вернулся в Париж в 1946 году, чтобы начать карьеру монтажера, но также начал снимать собственные короткометражные фильмы. Оказавшись соседом актера Жерара Филиппа , он убедил его сняться в 16-миллиметровом сюрреалистическом короткометражном фильме « Схема д'юна» (ныне утерянном). [12] более амбициозная полнометражная работа « Ouvert pour Cause d'Inventaire» . Бесследно исчезла и [15]
Карьера
[ редактировать ]1946–1958: короткометражные фильмы.
[ редактировать ]Начав с серии короткометражных документальных фильмов, показывающих работу художников в их студиях, а также нескольких коммерческих заказов, Рене в 1948 году был приглашен снять фильм о картинах Ван Гога , приуроченный к готовившейся выставке. в Париже. Сначала он снял его на 16 мм, но когда продюсер Пьер Браунбергер увидел результаты, Рене попросили переделать его на 35 мм. Ван Гог получил приз на Венецианской биеннале в 1948 году, а также получил «Оскар» за лучший короткометражный фильм с двумя барабанами в 1949 году. [16] (В следующее десятилетие Браунбергер выступил продюсером нескольких фильмов Рене.) Рене продолжал затрагивать художественные темы в «Гогене» (1950) и «Гернике» (1950), в которых исследовалась картина Пикассо , основанная на бомбардировке города в 1937 году. и представил его под аккомпанемент текста, написанного Полем Элюаром . [17] Политический взгляд на искусство также лег в основу его следующего проекта (совместно с Крисом Маркером ), «Les statics meurent aussi» ( «Статуи тоже умирают» , 1953), полемики об уничтожении африканского искусства французским культурным колониализмом. [18]

«Нюи и Бруйяр» ( «Ночь и туман» , 1956) был одним из первых документальных фильмов о нацистских концентрационных лагерях, но в нем больше говорится о воспоминаниях о лагерях, чем об их реальном прошлом существовании. [19] Понимая, что стандартные методы документального кино не смогут противостоять чудовищности ужаса (и даже рискуют очеловечить его), Рене решил использовать технику дистанцирования, чередуя исторические черно-белые изображения лагерей с современными цветными кадрами мест, где они находились. длинные следящие выстрелы. Сопровождающее повествование (написанное Жаном Кэролом , который сам выжил в лагерях) было намеренно занижено, чтобы усилить эффект дистанцирования. Хотя фильм столкнулся с проблемами цензуры со стороны французского правительства, его влияние было огромным, и он остается одной из самых почитаемых работ режиссера. [1] [20]
Другой вид коллективной памяти рассматривался в книге «Все воспоминания мира» (1956), в которой кажущиеся бесконечными пространства и библиографические богатства Национальной библиотеки были исследованы в другом сборнике снимков длительного путешествия. В 1958 году Рене взял на себя заказ компании Pechiney на создание цветного и широкоэкранного короткометражного фильма, восхваляющего достоинства пластика, « Le Chant du Styrène» . Поэзию в проект в буквальном смысле привнес Раймон Кено, написавший повествование к фильму рифмованными куплетами. [21]
За десять лет создания документальных короткометражных фильмов Рене проявил интерес и талант к сотрудничеству с ведущими деятелями других отраслей искусства: с художниками, которые были героями его ранних работ; с писателями (Элюар в «Гернике» , Кэрол в «Нюи и Бруйяр» , Кено в «Песне стирена» ); с музыкантами ( Дариус Мийо в «Гогене» , Ханс Эйслер в «Нюи и Бруйяр» , Пьер Барбо в «Песне стирена» ); и с другими кинематографистами (Рене был редактором Аньес Варда « первого фильма La Pointe Courte» и совместно с Крисом Маркером был режиссером « Les static meurent aussi »). Подобное сотрудничество легло в основу его будущей работы в художественных фильмах. [22]
1959–1968
[ редактировать ]Первым полнометражным фильмом Рене стала «Хиросима, моя любовь» (1959). Он возник как заказ продюсеров Nuit et Brouillard ( Анатоль Дауман и Argos Films) на создание документального фильма об атомной бомбе, но Рене сначала отказался, полагая, что он будет слишком похож на более ранний фильм о концентрационных лагерях. [23] и что это представляет ту же проблему, как снимать непостижимые страдания. [24] Однако в ходе дискуссии с писательницей Маргаритой Дюрас был разработан сплав художественной литературы и документального кино, в котором признавалась невозможность говорить о Хиросиме; можно было говорить только о невозможности говорить о Хиросиме. [25] В фильме темы памяти и забывания исследуются с помощью новых повествовательных техник, которые уравновешивают изображения с повествовательным текстом и игнорируют традиционные представления о сюжете и развитии истории. [26] Фильм был показан на Каннском кинофестивале » Трюффо 1959 года вместе с «Les Quatre Cents Coups ( «400 ударов» ), и его успех стал ассоциироваться с зарождающимся движением французской новой волны . [27]
Следующим фильмом Рене стал «L'Année dernière à Marienbad» ( «Последний год в Мариенбаде» , 1961), который он снял в сотрудничестве с писателем Аленом Роб-Грийе . Фрагментированное и изменчивое повествование представляет трех главных героев, женщину и двоих мужчин, в роскошной обстановке великого европейского отеля или замка, где возможность предыдущей встречи год назад неоднократно утверждается, подвергается сомнению и опровергается. После получения Золотого льва на Венецианском кинофестивале фильм привлек большое внимание и спровоцировал множество различных интерпретаций того, как его следует понимать, чему способствовали интервью, в которых сами Роб-Грийе и Рене давали противоречивые объяснения фильма. Однако не было никаких сомнений в том, что это представляло собой серьезный вызов традиционной концепции построения повествования в кино. [28]
В начале 1960-х годов Франция оставалась глубоко разделенной Алжирской войной , а в 1960 году Манифест 121 , протестовавший против французской военной политики в Алжире, был подписан группой ведущих интеллектуалов и художников, в которую входил Рене. Война и сложность смириться с ее ужасами были центральной темой его следующего фильма «Мюриэль» (1963), в котором разрозненное повествование использовалось для исследования психических состояний персонажей. Это был один из первых французских фильмов, в которых, пусть даже косвенно, комментировался алжирский опыт. [29]
Современная политическая проблема также легла в основу фильма » « Война окончена , 1966, на этот раз о тайной деятельности левых противников правительства Франко в Испании. Сценаристом этого фильма Рене был испанский писатель Хорхе Семпрун , бывший член Испанской коммунистической партии, ныне находящийся в добровольном изгнании во Франции. [30] Оба отрицали, что фильм был об Испании, но когда он был выставлен на официальный конкурс Каннского кинофестиваля в 1966 году, из-за возражений испанского правительства его отозвали и показали вне конкурса. [31] В 1967 году Рене вместе с шестью другими режиссерами, включая Криса Маркера и Жана-Люка Годара , участвовал в коллективной работе о войне во Вьетнаме «Loin du Vietnam» ( «Вдали от Вьетнама» ).
Начиная с 1968 года, фильмы Рене больше не затрагивали, по крайней мере напрямую, большие политические проблемы, как это было в ряде его предыдущих фильмов. [32] и его следующий проект, казалось, ознаменовал смену направления. Je t'aime, je t'aime (1968) основан на традициях научной фантастики. [33] за историю человека, отправленного обратно в свое прошлое, тема, которая позволила Рене снова представить повествование о фрагментированном времени. Сценаристом этого фильма Алена Рене выступил автор Жак Штернберг . Фильму не повезло с выпуском (его запланированный показ в Каннах был отменен из-за политических событий мая 1968 года), и прошло почти пять лет, прежде чем Рене смог снять еще один фильм. [34]
На протяжении 1960-х Рене был назначен руководителем международной постановки под названием «Приключения Гарри Диксона» , основанной на рассказах Жана Рэя , с Анатолем Дауманом в качестве продюсера. В проекте предполагалось, что сыграют Дирк Богард или Лоуренс Оливье в роли главного детектива Андре Дельво , в качестве художника-постановщика будет назначен композитор Карлхайнц Штокхаузен , а для создания музыки будет назначен . Рене и Дауман работали над проектом десять лет, прежде чем наконец сдались. [35] Сценарий к фильму Фредерика де Товарницки был опубликован в 2007 году. [36]
1969–1980
[ редактировать ]Некоторое время Рене провёл в Америке, работая над различными нереализованными проектами, в том числе над проектом о маркизе де Саде . Он также опубликовал Repérages , сборник своих фотографий, сделанных в период с 1948 по 1971 год, с местами в Лондоне, Шотландии, Париже, Невере, Лионе, Нью-Йорке и Хиросиме; Хорхе Семпрун написал вступительный текст. [37] Некоторые фотографии относятся к его неосуществленному фильму о Гарри Диксоне.
После участия в эпизоде L'An 01 (Год 01) (1973), коллективного фильма, организованного Жаком Дуайоном , Рене сделал второй совместный проект с Хорхе Семпруном для фильма «Стависки» (1974), основанного на жизни печально известного финансиста и казнокрада. чья смерть в 1934 году спровоцировала политический скандал. С гламурными костюмами и декорациями, музыкальной партитурой Стивена Сондхейма и Жаном-Полем Бельмондо в главной роли этот фильм считался самым коммерческим фильмом Рене на сегодняшний день, но его сложная повествовательная структура показала явную связь с формальными идеями его более ранних фильмов. . [38]
В «Провиденсе» (1977) Рене снял свой первый фильм на английском языке по сценарию Дэвида Мерсера и актерскому составу, в который входили Джон Гилгуд , Дирк Богард и Эллен Берстин . История показывает стареющего, а может быть, и умирающего писателя, который борется с альтернативными версиями своего прошлого и адаптирует их для своей художественной литературы. Рене стремился, чтобы темная тема оставалась юмористической, и назвал ее «жутким дивертисментом». [39] Формальное новаторство характеризовало Mon oncle d'Amérique ( «Мой американский дядя» , 1980), в котором теории нейробиолога Анри Лабори о поведении животных сопоставляются с тремя переплетающимися вымышленными историями; а еще одним противовесом вымышленным персонажам являются отрывки из фильмов классических французских киноактеров, с которыми они себя идентифицируют. [40] Фильм получил несколько международных наград, включая Гран-при Каннского кинофестиваля, а также оказался одним из самых успешных фильмов Рене у публики. [41]
1981–2014
[ редактировать ]Начиная с 1980-х годов Рене проявлял особый интерес к интеграции в свои фильмы материалов из других форм популярной культуры, особенно опираясь на музыку и театр. [5] [42] Почти во всех своих оставшихся фильмах он неоднократно решал работать с основной группой актеров, в которую входили Сабина Азема , Пьер Ардити и Андре Дюссолье , иногда в сопровождении Фанни Ардан или Ламбера Уилсона . Первые четыре из них вошли в состав большого актерского состава La vie est un roman ( «Жизнь — это постель из роз» , 1983), комического фэнтези об утопических мечтах, в котором три истории из разных эпох, рассказанные в разных стилях, переплетаются внутри. общая настройка. Действие акцентируется песенными эпизодами, которые к концу перерастают в почти оперные сцены; Рене сказал, что его отправной точкой было желание снять фильм, в котором чередовались бы диалоги и песни. [43]

Музыка, использованная по-разному, была основным компонентом L'Amour à mort ( Любовь к смерти , 1984). Для этой напряженной камерной работы с четырьмя главными актерами (Азема, Ардити, Ардан и Дюссолье) Рене попросил Ганса Вернера Хенце сочинить музыкальные эпизоды, которые выступали бы в роли «пятого персонажа», не аккомпанемента, а полностью интегрированного элемента драмы с с которым будет взаимодействовать речь действующих лиц. [44] В последующие годы Рене уделил внимание музыке более популярных стилей. Он снял «Гершвин» (1992), новаторский телевизионный документальный фильм, в котором жизнь и творчество американского композитора были рассмотрены на основе свидетельств исполнителей и режиссеров, а также картин Гая Пилларта , заказанных им . В фильме « Та же старая песня », 1997, посвященном телевизионным работам Денниса Поттера , персонажи выражают свои ключевые эмоции или личные мысли, врываясь в отрывки известных (записанных) популярных песен, не прерывая при этом драматическую ситуацию. [45] Давно забытая оперетта 1920-х годов стала неожиданной основой для следующего фильма Рене «Pas sur la bouche» ( «Не на губах» , 2003), в котором он стремился оживить немодную форму развлечения, воссоздав для камеры ее театральность и доверив большую часть своих музыкальных номеров актерам, а не обученным певцам. [46]
В кинопроизводстве Рене встречается много отсылок к театру ( «Мариенбад» , «Мюриэль» , «Стависки» , «Мой сын Америки »), но впервые он взял на себя задачу взять законченное сценическое произведение и дать ему новую кинематографическую жизнь в «Мело » (1986), экранизации по Анри Бернштейна одноименной пьесе 1929 года. Рене остался полностью верен пьесе (не считая ее сокращения) и подчеркнул ее театральность, снимая длинные дубли на больших декорациях явно искусственного дизайна, а также отмечая акты пьесы падением занавеса. [47] После экскурсии в мир комиксов и мультфильмов в фильме « Хочу домой» (1989) последовала амбициозная театральная адаптация с диптихом « Курю/Не курю» (1993). Рене, на протяжении многих лет восхищавшийся пьесами Алана Эйкборна , решил адаптировать, казалось бы, самую трудноразрешимую из них, «Интимные разговоры» , серию из восьми взаимосвязанных пьес, которые следуют за последствиями случайного выбора и имеют шестнадцать возможных концовок. Рене немного сократил количество перестановочных концовок и сжал пьесы в два фильма, каждый из которых имеет общую отправную точку и которые можно смотреть в любом порядке. Все роли исполнили Сабина Азема и Пьер Ардити, а театральность затеи вновь подчеркнули студийные декорации к вымышленной английской деревне. [48] Рене вернулся в Эйкборн в следующем десятилетии для адаптации фильма « Частные страхи в общественных местах» , которому он дал название фильма « Кёр» (2006). Среди сценических/киноэффектов, создающих настроение «весёлого запустения», — искусственный снег, который постоянно виден через установленные окна, пока в конечном итоге не упадёт и на интерьер студии. [49]
Выступая в 1986 году, Рене заявил, что не проводит разделения между кино и театром и отказывается наживать из них врагов. [50] Он предпочитал работать с «людьми театра» и говорил, что никогда не захочет экранизировать роман. [51] был своего рода отходом от того, что он выбрал «Происшествие» роман Кристиана Гайи Поэтому выбор в качестве основы для «Folles Herbes» ( «Дикая трава» , 2009) . Однако он объяснил, что в книге его изначально привлекло качество диалогов, которое он сохранил в основном неизменным для фильма. Показ «Любовных трав» на Каннском кинофестивале стал поводом для вручения Рене специальной награды жюри «за его работу и исключительный вклад в историю кино». [52]
В своих последних двух фильмах Рене снова черпал исходный материал из театра. Vous n'avez encore rien vu (« Вы еще ничего не видели!» , 2012) был адаптирован из двух пьес Жана Ануя , и в нем приняли участие тринадцать актеров (многие из которых регулярно играли в более ранних фильмах Рене), приглашенных предсмертное желание автора стать свидетелем нового исполнения своих ролей в одной из своих пьес. [53] [54] Фильм был показан в борьбе за Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 2012 года . [55] [56] Aimer, boire et chanter (2014) стал третьим фильмом, который Рене адаптировал по пьесе Алана Эйкборна, в данном случае «Жизнь Райли» , в котором три пары приходят в замешательство из-за новости о том, что их общий друг неизлечимо болен. За три недели до смерти Рене премьера фильма состоялась в конкурсной части 64-го Берлинского международного кинофестиваля в феврале 2014 года, где он получил награду «Серебряный медведь» «за художественный фильм, открывающий новые перспективы». [57] [58] На момент смерти Рене готовил дальнейший проект Эйкборна, основанный на пьесе 2013 года « Прибытие и отъезд» . [59] [60]
Репутация
[ редактировать ]Рене часто связывали с группой французских кинематографистов, совершивших прорыв в рамках « Новой волны» или «новой волны» в конце 1950-х годов, но к тому времени он уже заработал значительную репутацию за десять лет работы над документальными короткометражными фильмами. Свои отношения он определил так: «Хотя я не был полностью частью «Новой волны» из-за своего возраста, между мной и Риветтом, Базеном, Деми, Трюффо существовала некоторая взаимная симпатия и уважение… Так что я чувствовал себя дружелюбно с этим команда." [2] Тем не менее он признал свой долг перед «Новой волной», поскольку она создала условия производства, и особенно финансовые условия, которые позволили ему снять такой фильм, как «Хиросима, моя любовь» , его первый полнометражный фильм. [61]
Рене чаще ассоциировался с «левобережной» группой писателей и режиссеров, в которую входили Аньес Варда , Крис Маркер , Жан Кэрол , Маргарита Дюрас и Ален Роб-Грийе (со всеми из которых он сотрудничал в начале своей карьеры). [3] Их отличал интерес к документальному кино, левой политике и литературным экспериментам нового романа . [62] В то же время Рене был и приверженцем массовой культуры. Он владел крупнейшей частной коллекцией комиксов во Франции, а в 1962 году стал вице-президентом и соучредителем Международного общества комиксов Le Club des Bandes Dessinées , переименованного два года спустя в Centre d'Etudes des Littératures d'Expression. Графика (CELEG) . [63] В число членов CELEG также входили творческие сотрудники Рене Маркер и Роб-Грийе.
Важность творческого сотрудничества в фильмах Рене отмечают многие комментаторы. [1] [64] В отличие от многих своих современников, он всегда отказывался писать собственные сценарии и придавал большое значение вкладу избранного им писателя, статус которого в общем «авторстве» фильма он полностью признавал. [65] Он также был известен тем, что относился к законченному сценарию с большой преданностью, до такой степени, что некоторые из его сценаристов отмечали, насколько близко готовый фильм реализовал их намерения. [66] (В тех немногих случаях, когда он участвовал в написании сценария, особенно в трех последних фильмах, его вклад упоминается под псевдонимом Алекс Реваль, поскольку он не хотел, чтобы его имя появлялось в титрах более одного раза.) [67]
Время и память регулярно называют двумя основными темами творчества Рене, по крайней мере, в его более ранних фильмах. [6] [68] Однако он последовательно пытался изменить этот взгляд на свои проблемы: «Я предпочитаю говорить о воображаемом или о сознании. Что меня интересует в уме, так это то, что мы обладаем способностью представлять, что произойдет в нашей голове, или запоминать что произошло». [69] Он также описывал свои фильмы как попытку, пусть и несовершенную, приблизиться к сложности мысли и ее механизмам. [70]
Другой взгляд на развитие карьеры Рене заключался в том, что он постепенно отходил от реалистичного подхода к «большим» предметам и откровенно политическим темам к фильмам, которые становились все более личными и игривыми. [71] Сам Рене предложил объяснение этого сдвига, бросив вызов тому, что было нормой в кинопроизводстве того времени: сняв свои ранние фильмы, когда преобладало эскапистское кино, он постепенно почувствовал необходимость отойти от исследования социальных и политических проблем, поскольку это само по себе стало почти нормой в современном кино. Вместо этого эксперименты с формами повествования и жанровыми условностями стали центральным направлением его фильмов. [42] [72]
Англоязычные комментаторы часто критиковали фильмы Рене за то, что они эмоционально холодны; что все они посвящены технике без понимания характера или предмета, [73] что его понимание красоты скомпрометировано отсутствием чувственности, [74] и что его серьезность намерений не доходит до аудитории. [75] Однако в другом месте предполагается, что такие взгляды частично основаны на неправильном прочтении фильмов, особенно его ранних, что мешает оценить юмор и иронию, которыми пронизаны его работы; и другие зрители смогли увидеть связь между формой фильма и его человеческим измерением. [76]
Существует общее мнение о приверженности Рене формализму в его подходе к кино; он сам считал ее отправной точкой своего произведения и обычно имел в голове представление о форме или способе построения еще до того, как сюжет или персонажи сложились. [77] Для него это было также основой передачи чувств: «Не может быть никакой коммуникации, кроме как через форму. Если нет формы, вы не можете вызвать эмоцию у зрителя». [78]
Другой термин, который появляется в комментариях к Рене на протяжении всей его карьеры, - это «сюрреализм» из его документального портрета библиотеки в Toute la mémoire du monde . [79] через сказочные инновации Мариенбада , [80] до современной игривости Les Herbes folles . [81] Сам Рене прослеживал связь со своим подростковым открытием сюрреализма в работах Андре Бретона: «Я надеюсь, что я всегда останусь верным Андре Бретону, который отказывался предполагать, что воображаемая жизнь не является частью реальной жизни». [82]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1969 году Рене женился на Флоранс Мальро (дочь французского государственного деятеля и писателя Андре Мальро ). [83] Она была постоянным членом его продюсерской группы, работая помощником режиссера в большинстве его фильмов с 1961 по 1986 год.
Его второй женой была Сабина Азема , которая снялась в большинстве его фильмов, начиная с 1983 года; они поженились в английском городке Скарборо в 1998 году. [84]
По своим религиозным взглядам он называл себя «мистическим атеистом». [85]
Рене умер в Нейи-сюр-Сен 1 марта 2014 года; он был похоронен на кладбище Монпарнас . [86] [87] [88]
- Сабина Азема (1996).
- Азема и Рене на Каннском фестивале 2012 года.
- Могила Рене на кладбище Монпарнас (четвертый отдел).
Награды
[ редактировать ]- Премия «Оскар» : 1950 ( 22-я церемония «Оскар ») за «Ван Гог» (1948): лучший короткометражный фильм (две катушки), присуждается продюсерам Гастону Дилю и Роберту Хессенсу. [16]
- Премия Жана Виго : 1954 г., «Статуи тоже умирают »; и 1956 год для Nuit et Brouillard.
- Премия «Сезар» : 1977 г., лучший режиссер 1977 г., « Провиденс» ; и лучший режиссер 1993 года за курение/некурение
- Премия Луи-Деллюка : 1966 г., за книгу «Война окончена »; 1993 г., « Курение/Некурение »; и 1997, « Мы знаем эту песню»
- Премия Люмьера за лучшую режиссуру : 2004, за фильм «Па-сюр-ла-буш».
- Венецианский кинофестиваль : Золотой лев 1960 года за последний год в Мариенбаде ; и Серебряный лев 2006 г. , для сердец
- Берлинский кинофестиваль : 1994 «Серебряный медведь» за курение/некурение ; [89] 1998 «Серебряный медведь», « Мы знаем эту песню» ; [90] Премия «Серебряный медведь» Альфреда Бауэра 2014 года за любовь, напитки и пение . [58]
- Каннский кинофестиваль : 1980 года Гран-при за фильм « Мой дядя из Америки» ; и 2009 г. , награда за выдающиеся заслуги. [52]
Фильмография, как режиссёр
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]Год | Заголовок | Английское название | Сценарист |
---|---|---|---|
1959 | Хиросима, моя любовь | Хиросима, моя любовь | Маргерит Дюрас |
1961 | В прошлом году в Мариенбаде | В прошлом году в Мариенбаде | Ален Роб-Грийе |
1963 | Мюриэль или время возвращения | Мюриэл | Жан Кэрол |
1966 | Война окончена | Война окончена | Хорхе Семпрун |
1968 | Я люблю тебя, я люблю тебя | Я люблю тебя, я люблю тебя | Жак Штернберг |
1974 | Ставиский ... | Ставиский... | Хорхе Семпрун |
1977 | Провиденс | Провиденс | Дэвид Мерсер |
1980 | Мой дядя из Америки | Мой американский дядя | Жан Грюо ( Анри Лабори ) |
1983 | Жизнь - это роман | Жизнь — это постель из роз | Жан Груо |
1984 | Любовь до смерти | Любовь до смерти | Жан Груо |
1986 | Мело | Мело | ( Анри Бернштейн ) |
1989 | Я хочу пойти домой | Я хочу пойти домой | Жюль Фейффер |
1993 | Курение/Не курить | Курение/Не курить | Жан-Пьер Бакри , Аньес Жауи , ( Алан Эйкборн ) |
1997 | Мы знаем песню | Та же старая песня | Аньес Жауи , Жан-Пьер Бакри |
2003 | Не во рту | Не на губах | ( Андре Бард ) |
2006 | Сердца | Частные страхи в общественных местах | Жан-Мишель Риб ( Алан Эйкборн ) |
2009 | Дикие травы | Дикая трава | Алекс Реваль, Лоран Эрбье (Кристиан Гайи) |
2012 | Вы еще ничего не видели | Вы еще ничего не видели! | Лоран Эрбье, Алекс Реваль, ( Жан Ануй ) |
2014 | Люби, пей и пой | Жизнь Райли | Лоран Эрбье, Алекс Реваль, ( Алан Эйкборн ) |
Короткометражные фильмы и т. д.
[ редактировать ]Год | Заголовок | Сценарист | Примечания |
---|---|---|---|
1936 | Приключение парня | Гастон Модо | 10 минут. Незаконченный. |
1946 | Схема идентификации | 30 минут. Потерянный. | |
1946 | Открыто из-за наличия запасов | 90 минут. Потерянный. | |
1947 | Визит к Оскару Домингесу | 30 минут. Незавершенный. | |
1947 | Визит к Люсьену Куто | ||
1947 | Визит к Гансу Хартунгу | ||
1947 | Визит к Феликсу Лабису | ||
1947 | Визит к Сезару Домеле | ||
1947 | Портрет Анри Гетца | ||
1947 | Естественный день (Визит к Максу Эрнсту) | ||
1947 | Кольцо | ||
1947 | Алкоголь убивает | Ремо Форлани , Ролан Дубийяр | Режиссером указан Альзин Резарай. |
1947 | Нестле Молоко | 1 мин. | |
1947 | Ван Гог (16 мм) | Гастон Диль , Роберт Хессенс | 20 минут. |
1948 | Ван Гог (35 мм) | Гастон Диль , Роберт Хессенс | 20 минут. |
1948 | Замки Франции (Версаль) | 5 минут. | |
1948 | Мэлфрей | Гастон Диль , Роберт Хессенс | |
1948 | Сады Парижа | Роланд Дубийяр | Незаконченный. |
1950 | Гоген | Гастон Диль | 11 минут. |
1950 | Герника | Поль Элюар | 12 минут. |
1951 | Pictura: Приключение в искусстве (отрывок о Гогене) | Один из семи сегментов документального фильма США. | |
1953 | Статуи тоже умирают | Крис Маркер | 30 минут. В соавторстве с Крисом Маркером. |
1956 | и Ночь туман | Жан Кэрол | 32 минуты. |
1956 | Вся память в мире | Ремо Форлани | 22 минуты. |
1957 | Тайна пятнадцатой мастерской | Крис Маркер | 18 минут. |
1958 | Песня стирола | Раймон Кено | 19 минут. |
1967 | от Вьетнама Вдали – сегмент | Жак Штернберг | Отрывок из «Клода Риддера». |
1968 | Синетракты - сегмент | В титрах не указан. | |
1973 | Л'Ан 01 - сегмент | Только сцены Нью-Йорка. | |
1991 | Против забвения – сегмент | Вклад под названием «Налейте Эстебана Гонсалеса Гонсалеса, Куба». | |
1992 | Гершвин | Эдвард Яблонски | Телевизионный фильм. 52 минуты. |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Эфраим Кац, Международная киноэнциклопедия . (Лондон: Macmillan, 1980.) с. 966–967.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питер Коуи, Взрыв мирового кино в 60-е годы . (Лондон: Фабер, 2004.) стр.67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Международный словарь кино и кинематографистов – 2: Режиссеры; 4-е изд., под редакцией Тома Прендергаста и Сары Прендергаст. (Нью-Йорк, Лондон: St James Press, 2000.) стр.816.
- ^ Славо Жижек, Меньше, чем ничего: Гегель и тень диалектического материализма . (Лондон: Версо, 2012). стр.28. ISBN 978-1-84467-897-6
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б История французского кино , [под редакцией] Клода Бейли. (Париж: Ларусс, 2005.) стр.501.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энциклопедия европейского кино ; под редакцией Жинетт Винсендо. (Лондон: Касселл, Британский институт кино, 1995.) стр.358.
- ^ Эмма Уилсон, Ален Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.2.
- ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.15.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр. 22–25.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.29.
- ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). стр. 176–177.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.17.
- ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). стр.180.
- ^ Международный словарь фильмов и кинематографистов – 2: Режиссеры; 2-е изд., под редакцией Николаса Томаса. (Чикаго, Лондон: St James Press, 1991.) стр. 689–692.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Академии кинематографических искусств и наук. База данных наград Архивировано 23 июля 2008 года в Wayback Machine . Проверено 21 января 2018 г.]
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр. 45–48.
- ^ Оксфордская история мирового кино , изд. Джеффри Ноуэлл-Смит. (Оксфорд: Oxford UP, 1996.) стр.332.
- ^ Ури Кляйн. «Воспоминания об Алене Рене, исследователе памяти в кино», в «Гаарец» , 3 марта 2014 г. [Требуется подписка.]
- ^ Жорж Садуль, Словарь фильмов . (Париж: Сеуиль, 1983.) с.218.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр. 57–59.
- ^ См. «Tableau des connivances» у Роберта Бенаюна, Алена Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.210.
- ^ Эмма Уилсон, Ален Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.48.
- ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.34.
- ^ «Невозможно говорить о ХИРОСИМЕ. Все, что мы можем сделать, это говорить о невозможности говорить о ХИРОСИМЕ». Маргарита Дюрас, в опубликованном сценарии Hiroshima mon amour (Париж: Gallimard, 1960.); цитаты Эммы Уилсон, Алена Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.48.
- ^ Рой Армс, Французское кино . (Лондон: Secker & Warburg, 1985.) стр.184.
- ^ Оксфордская история мирового кино , изд. Джеффри Ноуэлл-Смит. (Оксфорд: Oxford UP, 1996.) стр.577.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008). стр.84, стр.88, стр.85.
- ^ Жан-Пьер Жанколя, Le Cinéma des Français: la V и Республика 1958–1978 гг . (Париж: Сток, 1979.), стр. 161–162.
- ↑ The Times (Лондон), 1 сентября 1966 г., стр.11, кол.F.
- ^ Виль де Канны, 60-е: Фестиваль и кинорынок. Архивировано 8 июля 2011 года в Wayback Machine . [Проверено 28 ноября 2010 г.]
- ^ Рене Предаль, Маршрут Алена Рене . (Париж: Lettres Modernes, 1999.) стр.114.
- ↑ См. также Крис Маркер, La Jetée , 1962.
- ^ История французского кино , [под редакцией] Клода Бейли. (Париж: Ларусс, 2005.) с.211.
- ^ «Мечтаю о Гарри Диксоне» . Хранитель . 22 января 2008 г.
- ^ Товарницки, Фредерик де, Приключения Гарри Диксона: сценарий... к фильму (нережиссерскому) Алена Рене . (Нант: Каприччи, 2007.) ISBN 9782952696258 .
- ^ Местонахождение: фотографии Алена Рене; текст Хорхе Семпруна . (Париж: Chêne, 1974.) Подробнее о книге см. в статье Сюзанны Лиандра-Гиг и Жана-Луи Летра в онлайн-библиотеке фильмов Французской синематеки [получено 1 декабря 2010 г.].
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008 г.), стр. 143, стр. 150–151.
- ^ Интервью с Рене (Робертом Бенаюном) в Positif , № 190, февраль 1977 г.; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Gallimard, 2002.) с.246: «...Я надеюсь, что этот фильм смешной, потому что я рассматриваю его как развлечение, конечно, жуткое и мрачное, но все равно развлечение».
- ^ Дэвид Робинсон, «Творческие параллели человеческого поведения Рене», в The Times (Лондон), 12 сентября 1980 г., стр.8.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.) с.252.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Интервью с Гилбертом Адэром в The Guardian , 22 июня 2010 г.
- ^ Интервью в Cahiers du Cinéma , 347 (1983), стр.28; цитата Эммы Уилсон в книге Алена Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.157.
- ^ Интервью с Рене (Алена Массона и Франсуа Тома) в Positif , № 284, октябрь 1984 г.; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Галлимар, 2002.) с.305.
- ↑ Интервью (с Рональдом Берганом ) в The Guardian , 27 ноября 1998 г.
- ^ Жинетт Винсендо в Sight & Sound. Архивировано 28 ноября 2010 г. в Wayback Machine , май 2004 г. [получено 21 декабря 2010 г.].
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.), стр. 206–207.
- ^ Интервью с Рене (Франсуа Тома) в Positif , № 394, декабрь. 1993 год; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Gallimard, 2002.) стр. 405–406, 409–410.
- ↑ Дэйв Кер, «Беспокойные инновации от Алена Рене» , в The New York Times , 8 апреля 2007 г.: «Как сказал г-н Рене французскому интервьюеру, эффект, которого он добивается, — это «запустение allègre», беззаботное, веселое отчаяние. ."
- ^ Интервью с Рене (Франсуа Тома) в Positif , № 307, сентябрь 1993 г.; перепечатано в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Галлимар, 2002.) с.335.
- ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). с.198: "Меня интересует работа не с писателями, а с деятелями театра... [например, Дюрас, Кэрол, Семпрун, Мерсер]. Поэтому мне не мешало снять пьесу, но я не мог снять роман».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Каннский фестиваль: Дикая трава» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ Жан-Люк Дуэн, Ален Рене . Париж: Париж: Éditions de La Martinière, 2013. с. 234.
- ^ Пресс-кит Каннского кинофестиваля « Вы еще ничего не видели » . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ «Официальный отбор 2012» . Канны . Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ «Объявлен список участников Каннского кинофестиваля 2012» . тайм-аут . Архивировано из оригинала 20 декабря 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ «Описание программы Берлинале» . Проверено 9 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Призы международного жюри. Берлинале 2014» . Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ Мари-Ноэль Транчант. «Ален Рене, вундеркинд французского кино, мертв», в Le Figaro , 3 марта 2014 г. [Проверено 9 марта 2014 г.]
- ^ Франсуа Томас. Ален Рене: за кулисами творчества . (Малакофф: Арманд Колин, 2016), стр. 483–490.
- ^ А. Адриан Мабен, Фильмы и съемки , октябрь 1966 г.; Цитируется у Робера Бенаюна, Алена Рене: arpenteur de l'imagination . (Париж: Рамзи, 2008.) стр.77.
- ^ Книга французского кино ; под редакцией Майкла Темпла и Майкла Витта. (Лондон: BFI, 2004.) стр.183.
- ^ Коул, Блейк (30 апреля 2012 г.). «Интервью с киноэкспертом Карен Бекман об анимации» . Границы исследований и стипендий Пенсильванского университета. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ Клод Бейли, История французского кино . (Париж: Ларусс, 2005.) стр.501.
- ^ Книга французского кино ; под редакцией Майкла Темпла и Майкла Витта. (Лондон: BFI, 2004.) стр.205.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.), стр. 186–187, стр. 223.
- ^ Жан-Люк Дуэн, Ален Рене . Париж: Париж: Éditions de La Martinière, 2013. с. 242.
- ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр.11.
- ^ Рене цитируется и переведено Эммой Уилсон, Аленом Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.1.
- ^ Цитируется из Клода Бейли, «История французского кино» . (Париж: Ларусс, 2005.) с.501: «Мои фильмы — это попытка, пока еще очень несовершенная, приблизиться к сложности мысли, ее механизму».
- ^ Рене Предаль, Маршрут Алена Рене . (Париж: Lettres Modernes, 1999.) стр.114, стр.200.
- ^ Эмма Уилсон, Ален Рене . (Манчестер: Manchester UP, 2006.) стр.196.
- ↑ Полин Кель, «Оборотень, моя любовь», в журнале New Yorker , 31 января 1977 г.; цитата Джеймса Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр. 5: «... Рене плохо разбирается в характере или предмете; он новатор, которому не нужны инновации. ... То, на что он, похоже, не способен. нужно наполнить его ситуации достаточным количеством чувств, чтобы эти трюки что-то значили для нас - это просто красивые фокусы».
- ^ Сьюзан Зонтаг, Film Quarterly , том 17, № 2, (зима 1963–1964), стр. 27: «Рене знает все о красоте. Но, в отличие от Брессона, Годара и Трюффо, ему не хватает чувственности. И это в режиссер, является фатальным недостатком».
- ^ Дэвид Томсон, Новый биографический словарь кино . (Лондон: Little, Brown, 2002.) с.729: «Серьезность Рене выше, чем его использование кино... он показал себя неспособным установить коммуникативный контакт с публикой».
- ^ Джеймс Монако, Ален Рене: роль воображения . (Лондон: Secker & Warburg, 1978.) стр. 3–4; стр.9: «...Фильмы Рене наполнены заботой о человеческом характере и чувствах, при этом никогда не упускается из виду жизненная связь между формами искусства и его человеческими субъектами».
- ^ Сюзанна Лиандра-Гиг и Жан-Луи Летра, Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . (Париж: Cahiers du Cinéma, 2006). стр.136.
- ^ Интервью (с Робертом Бенаюном) в Positif , № 190, февраль 1977 г.; цитируется в Алене Рене : антология, созданная Стефаном Гуде. (Париж: Галлимар, 2002.) с.241: «Коммуникация может быть только через форму. Если формы нет, мы не можем вызвать эмоции у зрителя».
- ^ «Рене осознал сюрреалистическую тщетность архивов...»: Дэвид Томсон, Новый биографический словарь кино (Лондон: Little, Brown, 2002.), стр.729.
- ↑ «Крайняя сюрреалистическая поэзия Мариенбада»: Джонатан Розенбаум, в Chicago Reader [получено 3 января 2011 г.]
- ^ «Дикая трава, настоящий сюрреалистический роман»: Гилберт Адэр в The Guardian , 22 июня 2010 г.
- ^ Робер Бенаюн, Ален Рене: исследователь воображения . (Париж: Рамзи, 2008.) стр.143, стр.39: «Я всегда надеюсь остаться верным Андре Бретону, который отказывался считать, что воображаемая жизнь не является частью реальности».
- ^ «Флоренс Мальро на ЧПУ» . Libération.fr .
- ^ Даты браков, записанные в International Who's Who 2004 . (Лондон: Европа, 2004.) с.1401.
- ^ Филип Норд, «Герои и мученики», в книге « После депортации - битвы за память в послевоенной Франции» . (Издательство Кембриджского университета, 2020). п. 92. ISBN 9781108478908 . Проверено 7 июля 2021 года. «По миру Латинского квартала, который Рене часто посещал в первые послевоенные годы, текли одухотворенные течения. Он сам отказался от организованной религии, но это не означало, что он остался незамеченным католическим миром, в котором он вырос. Он описал себя как «мистического атеиста», из тех неверующих, которые были очарованы, случайно услышав радиопередачу проповеди, произнесенной в сопровождении утренней мессы».
- ↑ Некролог в The Guardian , 2 марта 2014 г. [Проверено 8 марта 2014 г.]
- ^ «Ален Рене, вундеркинд французского кино, мертв», в Le Figaro , 2 марта 2014 г. ( Архивировано в Wayback Machine.) [Проверено 14 мая 2024 г.]
- ^ «Два прощания с Аленом Рене», в Le Nouvel Observateur. Архивировано 22 марта 2014 г. в Wayback Machine , 11 марта 2014 г. [Проверено 11 марта 2014 г.]
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1994 года» . berlinale.de . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1998 года» . berlinale.de . Проверено 1 января 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армс, Рой. Кино Алена Рене . Лондон: Пловец, 1968.
- Бенаюн, Роберт. Ален Рене: исследователь воображения . Париж: Рамзи, 2008. [На французском языке]. ISBN 978-2-84114-928-5 .
- Каллев, Хаим. Поток сознания в фильмах Алена Рене . Нью-Йорк: Издательство McGruer Publishing, 1997.
- Дуэн, Жан-Люк. Ален Рене . Париж: Éditions de La Martinière, 2013. [На французском языке].
- Гуде, Стефан. Ален Рене: антология Париж: Gallimard, 2002. [Статьи первоначально опубликованы в Positif , Cinema Review. На французском языке]
- Хиггинс, Линн А. Ален Рене: Интервью ; с переводами Т. Джефферсона Клайна. Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 2021. ISBN 978-1-4968-3393-8
- Лиандрат-Гиг, Сюзанна и Жан-Луи Летра. Ален Рене: тайные связи, бродячие соглашения . Париж: Cahiers du Cinéma, 2006. [На французском языке].
- Монако, Джеймс. Ален Рене: роль воображения . Лондон: Секер и Варбург, 1978.
- Томас, Франсуа. Мастерская Алена Рене . Париж: Фламмарион, 1989. [На французском языке]. ISBN 978-2-08-211408-0 .
- Томас, Франсуа. Ален Рене: за кулисами творчества . Малакофф: Арманд Колен, 2016. [На французском языке]. ISBN 978-2-200-61616-8 .
- Томас, Франсуа. Тридцать лет с Аленом Рене: интервью . [Брюссель]: Les Impressions Nouvelles, 2022. [На французском языке]. ISBN 978-2-87449-961-6 .
- Уилсон, Эмма. Ален Рене . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2006. ISBN 978-0-7190-6407-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ален Рене на IMDb
- Биография Рене в Киноэнциклопедии «Новая волна» .
- Анализ нескольких фильмов Рене в Strictly Film School .
- Некролог Нью-Йорк Таймс
- «Ален Рене на бельгийском побережье» в Сонуме: аудиовизуальные архивы [на французском языке].
- 1922 рождения
- смертей в 2014 г.
- Лауреаты премии «Сезар» за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии Люмьера за лучшую режиссуру
- Лауреаты Почетной премии «Сезар»
- Контркультура 1950-х годов
- Контркультура 1960-х годов.
- Директора победителей «Золотого льва»
- Лауреаты Европейской кинопремии (чел.)
- Французские атеисты
- Французские кинематографисты
- Французские режиссеры-экспериментаторы
- французские кинорежиссеры
- Французские киноредакторы
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские сценаристы
- Люди из Ванна
- Обладатели Серебряного льва Венеции за лучшую режиссуру
- Обладатели премии «Золотой лев за выслугу лет»
- Выпускники Института усовершенствования кинематографических исследований