Ежи Сколимовский
Ежи Сколимовский | |
---|---|
Рожденный | Лодзь , Польша | 5 мая 1938 г.
Альма-матер | Лодзинская киношкола |
Род занятий | Кинорежиссер, режиссер, сценарист, актер, художник |
Годы активности | 1960 – настоящее время |
Супруги | |
Дети | 2 |
Ежи Сколимовский (англ. Польский: [ˈjɛʐɨ skɔliˈmɔfskʲi] , родился 5 мая 1938) — польский кинорежиссёр , сценарист , драматург , актёр и художник . [2] Начав как сценарист фильма Анджея Вайды » « Невинные чародеи (1960), Сколимовский снял более двадцати фильмов со времени своего режиссерского дебюта «Грозный глаз» (1960). В 1967 году он был удостоен премии «Золотой медведь» за бельгийский фильм «Отъезд» (1967). Среди других его заметных фильмов — Deep End (1970) с Джейн Эшер и Джоном Молдером Брауном в главных ролях . [3]
Он прожил в Лос-Анджелесе более 20 лет, рисовал в фигуративной, экспрессионистской манере и время от времени снимался в кино. Он вернулся в Польшу и занялся кинопроизводством в качестве сценариста и режиссера после 17-летнего перерыва в работе над « Четыреми ночами с Анной» (2008).
Он получил премию «Золотой лев» за заслуги перед жизнью на Венецианском кинофестивале 2016 года . Его фильм «EO» (2022) был удостоен Приза жюри Каннского кинофестиваля и номинирован на премию «Оскар» за лучший международный художественный фильм на 95-й церемонии вручения премии «Оскар» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сколимовский родился в Лодзи , Польша , в семье Марии ( урожденной Постниковой) и Станислава Сколимовского, архитектора . [4] В своих работах он часто усматривал намеки на детство, неизгладимо пострадавшее от войны. Будучи маленьким ребенком, он стал свидетелем жестокостей войны и даже был спасен из-под обломков разбомбленного дома в Варшаве. Его отец, участник польского Сопротивления , был казнен немецкими оккупантами -нацистами . Его мать спрятала в доме польскую еврейскую семью, и Сколимовский вспоминает, что для поддержания внешнего вида ему приходилось отбирать конфеты у немецких солдат. [5]
После войны его мать стала атташе по культуре посольства Польши в Праге . Среди его одноклассников в школе в Подебрадах , курортном городе недалеко от Праги, были будущие кинорежиссеры Милош Форман и Иван Пассер , а также Вацлав Гавел . [6]
Сколимовского считали нарушителем спокойствия в школе, поскольку он был виновником многих розыгрышей, которые разозлили власти. В колледже он изучал этнографию, историю и литературу и занялся боксом, о котором также был снят полнометражный документальный фильм, его первый значительный фильм. Интерес Сколимовского к джазу и общение с композитором Кшиштофом Комедой привели его к контакту с актером Збигневом Цибульским и режиссерами Анджеем Мунк и Романом Полански . [7]
Писатель и актер
[ редактировать ]В свои двадцать с небольшим Сколимовский уже был писателем, опубликовав несколько сборников стихов, рассказов и пьес. Вскоре Сколимовский познакомился с Анджеем Вайдой , ведущим режиссером господствовавшей в то время «польской школы» и на двенадцать лет старше его, который показал ему сценарий фильма о молодости, написанный Ежи Анджеевским , автором романа «Пепел и бриллианты» . Сколимовского это не впечатлило, и он отверг сценарий. Однако в ответ на вызов Вайды он создал свою собственную версию, которая легла в основу готового фильма « Невинные чародеи» (1960) режиссера Вайды, в котором Сколимовский играет боксера. [8]
Сколимовский поступил в Лодзинскую киношколу , чтобы избежать длительного обучения, необходимого для получения диплома режиссёра художественного кино. Он использовал имеющуюся у него пленку для студенческих упражнений и, воспользовавшись первоначальным советом Анджея Мунка, в течение нескольких лет снимал так, что эпизоды позже были вырезаны и объединены в одно произведение. Несмотря на плохие результаты по курсовой работе, Сколимовский к концу курса имел готовый художественный фильм.
На арену кино
[ редактировать ]Затем Сколимовский сотрудничал с Полански, написав диалоги для сценария « Нож в воде» (1962). [9]
В период с 1964 по 1984 год он снял шесть полуавтобиографических художественных фильмов: «Ризопис» , «Проход» , «Барьер» (1966), «Руки вверх!» (завершен в 1967 году, выпущен в 1981 году), « Лунный свет» (Великобритания, 1982 год) и « Успех - лучшая месть» , отрывок из « Диалога» и два других полнометражных фильма « Le Départ» (1967) и « Deep End», основанные на его оригинальных сценариях. «Барьер» получил Гран-при Международного кинофестиваля в Бергамо. Ле Депар получил Золотого медведя на 17-м Берлинском международном кинофестивале . [10]
Живя и работая во многих странах, он также завершил еще шесть относительно крупных бюджетных постановок, в том числе четыре международных совместных производства, в период с 1970 по 1992 год (« Приключения Джерарда» , «Король, королева, валет» , , «Крик» « Маяк» , «Весенние потоки») . и Фердидурке ), все отчетливо имеют подпись Сколимовского. [11]
Фильм как жизнь
[ редактировать ]После «Барьера» он покинул Польшу, чтобы сделать «Le Départ» в Бельгии на французском языке. По его словам, «Депар» был скорее легким фильмом, чем комедией, « в нем нет тех серьезных слоев, которые мне нравятся в моей работе ». Сколимовский вернулся в Польшу, чтобы снять Руки вверх « ! », третий фильм Анджея. трилогия и четвертая часть его польского секстета. Антисталинская тематика « Руки вверх!» в результате этот фильм был запрещен, а он фактически изгнан из тогдашней коммунистической Польши. [12] Затем он переселился в Лондон, в частности, с Джими Хендриксом в качестве соседа в том же здании. [13]
Между руками вверх! и его следующий фильм, Артура Конан Дойля » «Приключения Джерарда (1970), Сколимовский внес свой вклад в снятый в Чехии фильм-портман «Диалог 20-40-60» (1968), в котором три разных режиссера (со Збинеком Брынычем и Питер Солан) каждый придумал свою собственную историю, используя идентичные диалоги, хотя возраст главных героев каждого раздела составляет двадцать лет. Отрывок Сколимовского «Двадцатилетние», кажется, является продолжением « Ле Депар » , где Жан-Пьер Лео играет вместе с женой Сколимовского Джоанной Щербич.
Deep End (1970) стал вторым непольским полнометражным фильмом Сколимовского, основанным на его собственном оригинальном сценарии. Фильм с сюжетной линией о взрослении имеет явное тематическое сходство с «Ле Депаром» . Его фильмы «Крик» (1978) и «Лунный свет» (1982) имели успех у критиков, а «Лунный свет» , снятый в Великобритании, с Джереми Айронсом в главной роли , пятым из его польского секстета, стал его самым успешным фильмом как с точки зрения критиков, так и с коммерческой точки зрения.
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]«Корабль-маяк» , первая постановка Сколимовского в США, была адаптирована по новелле немецкого писателя Зигфрида Ленца с Робертом Дювалем и Клаусом Марией Брандауэром в главных ролях . Действие фильма происходит на корабле береговой охраны США и было снято в Северном море. Он находится между психологической дуэлью с темой двойника и чистым перформансом в сценических рамках плавучего маяка. Однако, несмотря на получение награды за лучший фильм на Венецианском кинофестивале, «Маяк» вышел очень ограниченным тиражом.
«Весенние потоки» (1989), адаптированная из полуавтобиографической повести русского писателя Ивана Тургенева , представляла собой крупнобюджетную европейскую совместную постановку с Тимоти Хаттоном , Настасьей Кински и Валерией Голино в главных ролях . Его можно считать самым безличным «типовым» фильмом Сколимовского, единственным реальным отклонением от его выраженного интереса к созданию фильмов только для собственного удовольствия.
Сколимовский также является актером, сыграв среди других ролей полковника Чайкова, безжалостного, но сдержанного полковника КГБ , в «Белых ночах » (1985) и дядю Степана, русского эмигранта в «Восточных обещаниях» (2007). В 2012 году он появился в «Мстителях» в роли злодея, допрашивающего Чёрную Вдову . [14]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 2008 году он снял свой первый после возвращения из Америки фильм Cztery noce z Anną (« Четыре ночи с Анной »).
В 2010 году он снял фильм «Необходимое убийство» в главных ролях с Винсентом Галло и Эммануэль Сенье . Фильм получил множество наград, в том числе специальный приз жюри на 67-м Венецианском международном кинофестивале , премию «Золотой Астор» на международном кинофестивале в Мар-дель-Плата и премию «Золотые львы» за лучший фильм на кинофестивале в Гдыне . В 2011 году он стал кавалером Командорского креста ордена Возрождения Польши и французского Ордена искусств и литературы . [15]
В 2015 году он снял триллер « 11 минут в главных ролях » с Ричардом Дормером и Анджеем Хира . Он был выбран в качестве польской заявки на премию «Оскар» за лучший иностранный язык на 88-й церемонии вручения премии Оскар . [16]
В июле 2016 года на Венецианском международном кинофестивале Сколимовский был удостоен Золотого льва за «прижизненные достижения». [17]
Премьера его фильма «EO» состоялась на Каннском кинофестивале 2022 года , где он получил приз жюри . Совместная польско-итальянская постановка представляет собой современную интерпретацию драматического фильма 1966 года « Ассар Бальтазар» режиссера Робера Брессона . [18] Представленный Польшей фильм «EO» был номинирован на премию «Оскар» за лучший международный художественный фильм на 95-й церемонии вручения премии «Оскар» . [19] В 2022 году он стал соавтором сценария Романа Полански драматического фильма «Дворец» . [20]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Оригинальное название | Английское название | Директор | Писатель | Продюсер | Актер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1960 | движется | Маленький Гамлет | Да | Да | Нет | Нет | |
1960 | Глаз тренированный | Грозный глаз | Да | Да | Нет | Нет | |
1960 | Эротический | Эротический | Да | Да | Нет | Нет | |
1960 | Невинные волшебники | Невинные колдуны | Нет | Да | Нет | Да | |
1961 | Коробка | Бокс | Да | Да | Нет | Нет | |
1961 | Деньги или жизнь | Ваши деньги или ваша жизнь | Да | Да | Нет | Нет | |
1961 | Скульптура | Да | Да | Нет | Нет | ||
1962 | Нож в воде | Нож в воде | Нет | Да | Нет | Нет | |
1962 | Второй тариф | Да | Да | Да | Нет | ||
1962 | Акт [21] | Обнаженная | Да | Да | Нет | Нет | |
1965 | Описание | Опознавательные знаки: нет | Да | Да | Нет | Да | Также редактор и арт-директор |
1965 | Легкая победа | Легкая победа | Да | Да | Нет | Да | Также редактор |
1966 | манера | Нет | Нет | Нет | Да | ||
1966 | Барьер | Барьер | Да | Да | Нет | Нет | |
1967 | Отъезд | Отъезд | Да | Да | Нет | Нет | |
1968 | Диалог 20-40-60 | Да | Да | Нет | Нет | фильм-антология; сегмент: «Двадцатилетние» | |
1970 | Приключения Джерарда | Да | Да | Нет | Нет | ||
1970 | Дип Энд | Да | Да | Нет | Да | ||
1972 | Король, Королева, Валет | Да | Да | Нет | Да | ||
1972 | Соскальзывать | Нет | Да | Нет | Да | ||
1978 | Крик | Да | Да | Нет | Нет | ||
1981 | Руки вверх | Руки вверх! | Да | Да | Нет | Да | Снято в 1967 году; также арт-директор |
1981 | Подделка | Круг обмана | Нет | Нет | Нет | Да | |
1982 | подработка | Да | Да | Да | Да | ||
1984 | Успех – лучшая месть | Да | Да | Да | Нет | ||
1985 | Маяк | Да | Нет | Нет | Нет | ||
1985 | Белые ночи | Нет | Нет | Нет | Да | ||
1987 | Большие шишки | Нет | Нет | Нет | Да | ||
1989 | Потоки весны | Да | Да | Нет | Да | ||
1991 | Фердидурке | 30-дверный ключ | Да | Да | Да | Да | |
1993 | Теневой мотив | Полые люди | Нет | Нет | Да | Нет | |
1996 | Марс атакует! | Нет | Нет | Нет | Да | ||
1998 | Лос-Анджелес без карты | Нет | Нет | Нет | Да | ||
2000 | Прежде чем наступит ночь | Нет | Нет | Нет | Да | ||
2007 | Восточные обещания | Нет | Нет | Нет | Да | ||
2008 | Четыре ночи с Анной | Четыре ночи с Анной | Да | Да | Да | Нет | |
2010 | Основное убийство | Да | Да | Да | Нет | ||
2012 | Мстители | Нет | Нет | Нет | Да | ||
2012 | Битва за Вену | День осады: одиннадцать сентября 1683 г. | Нет | Нет | Нет | Да | |
2015 | 11 Minut | 11 минут | Да | Да | Да | Нет | |
2018 | История без имени | Украденный Караваджо | Нет | Нет | Нет | Да | |
2018 | Юлий | Нет | Нет | Нет | Да | ||
2022 | ИО | ЭО | Да | Да | Да | Нет | |
2023 | Дворец | Нет | Да | Нет | Нет | ||
Варшавянка | Нет | Нет | Нет | Да | 7 серий |
Награды
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шаффер, Маршалл. «Интервью: Ежи Сколимовский и Ева Пясковска об изменении сердец с EO» . Журнал «Слант» . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ «ЕЖИ СКОЛИМОВСКИЙ – ЖИВОПИСЬ» . artefakt-berlin.de . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ «Глубокий конец» . 18 марта 1971 г. - через www.imdb.com.
- ^ «Биография Ежи Сколимовского (1938–)» . www.filmreference.com .
- ^ «Вечно молодой и мятежный. Сколимовскому исполняется 80 лет» . Проверено 26 марта 2020 г.
- ↑ Джеффри Макнаб, The Guardian , 11 марта 2009 г., «У меня была дикая жизнь».
- ^ «Вначале был джаз» . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ «Портрет: Сколимовский Ежи» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Орр, Джон; Островская, Эльжбета (2006). «Кино Романа Полански: Темные пространства мира» . ISBN 9781904764755 . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Берлинале 1967: Лауреаты премий» . berlinale.de . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ «Ежи Сколимовский» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Неотъемлемое убийство», режиссёр Ежи Сколимовский «Movie City News» . www.moviecitynews.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 19 марта 2011 г.
- ↑ Как Сколимовский познакомился с Джими Хендриксом? [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Актерский состав и съемочная группа: Мстители (2012)» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Ежи Сколимовский» . Filmpolski.pl (на польском языке) . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Холдсворт, Ник (22 сентября 2015 г.). «Оскар»: Польша номинирует «11 минут» в категории «Иностранный язык» . Голливудский репортер . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Виварелли, Ник (14 июля 2016 г.). «Венецианский фестиваль в честь Жана-Поля Бельмондо и Ежи Сколимовского» .
- ^ Макнаб, Джеффри (18 мая 2022 г.). «Ежи Сколимовский о двухлетних съемках титула «EO» в Каннах » . Экран Ежедневно . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Номинации на премию «Оскар» 2023 года: полный список» . Академия кинематографических искусств и наук . 24 января 2023 г.
- ^ Кесласси, Эльза (25 апреля 2022 г.). «В «Дворце» Романа Полански добавлены актеры из «Фантастических тварей» Оливер Масуччи и Фанни Ардан (ЭКСКЛЮЗИВ)» . Разнообразие . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Ежи Сколимовский» . БФИ . Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- Демоны современности: Ингмар Бергман и европейское кино , Джон Орр, Berghahn Books , 2014.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ежи Сколимовский - Интервью с Ежи Сколимовским В: Cahiers du cinéma (2011), № 666, стр. 23–28
- Жак Дениэль, Ален Кейт, Маркос Узал (редакторы): Ежи Сколимовский: Signes Particuliers , Editions Yellow Now, Crisnée 2013
- Ева Мазерска : Ежи Сколимовский: Кино нонконформиста , Berghahn Books, Нью-Йорк и Оксфорд, 2010 г. (мягкая обложка, 2013 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ежи Сколимовский на Culture.pl
- Чувства кино: критическая база данных великих режиссеров
- Ежи Сколимовский на IMDb
- «Два пути, мало славы для этого польского режиссера» , Энтони Палетта, The Wall Street Journal , 14 июня 2011 г.
- Внешнее странствие , Майкл Аткинсон, movingimagesource.us
- В поисках дзэн в Польше: интервью с Ежи Сколимовским , Беном Саксом и Игнатием Вишневецким, МУБИ
- Фотографии и литература о Ежи Сколимовском
- 1938 рождений
- Живые люди
- Выпускники Лодзинской киношколы
- Польские актеры-мужчины
- Польские драматурги и драматурги XX века.
- Польские драматурги и драматурги-мужчины
- Польские кинорежиссеры
- Польские сценаристы
- Кинолюди из Лодзи
- Жители Лодзинского воеводства (1919–1939).
- Лауреаты премии немецкого кино
- Директора победителей «Золотого медведя»
- Премия Каннского кинофестиваля за лучший сценарий
- Обладатели премии «Золотой лев за выслугу лет»