Алида Валли
Алида Валли | |
---|---|
![]() Долины в 1947 году | |
Рожденный | Алида Мария Лаура, баронесса Альтенбургер фон Маркенштейн-Фрауэнберг 31 мая 1921 г. Пола , Королевство Италия (ныне Хорватия) |
Умер | 22 апреля 2006 г. Рим, Италия | (84 года)
Другие имена | Валли |
Род занятий | Актриса, Певица |
Годы активности | 1936–2002 |
Супруг (а) |
Оскар де Меджо
Джанкарло Заньи ( м. 196?; див. 1970) |
Дети | 2, включая Карло Де Меджо |
Подпись | |
![]() |
Алида Мария Лаура, Фрейн Альтенбургер фон Маркенштейн-Фрауэнберг (31 мая 1921 — 22 апреля 2006), более известная под сценическим псевдонимом Алида Валли (или просто Валли ), итальянская актриса, снявшаяся более чем в 100 фильмах за 70 лет. Карьера, охватывающая период с 1930-х по начало 2000-х годов. Она была одной из крупнейших звезд итальянского кино в эпоху фашизма назвал ее «самой красивой женщиной в мире» , однажды Бенито Муссолини , а после Второй мировой войны добилась международного успеха. [1] [2] По словам Фредерика Миттерана , Валли была единственной актрисой в Европе, равной Марлен Дитрих или Грете Гарбо .
Валли работал со многими значимыми режиссерами как в Италии, так и за рубежом, в том числе Альфредом Хичкоком ( «Дело Парадина» ; 1947), Кэрол Рид ( «Третий человек» ; 1949), Лукино Висконти ( «Сенсо» ; 1954), Микеланджело Антониони ( «Иль Гридо» ; 1957), Жорж Франжу ( «Глаза без лица »; 1960), Пьер Паоло Пазолини ( «Царь Эдип» ; 1967), Марио Бава ( «Лиза и дьявол» ; 1972), Бернардо Бертолуччи ( 1900 , 1976; «Луна» ; 1979) и Дарио Ардженто ( «Суспирия» ). ; 1977). Еще при жизни Валли была удостоена звания Рыцаря Итальянской Республики за выслугу и получила Золотого льва на Венецианском кинофестивале 1997 года за вклад в кино.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Валли родился в Поле, Истрия , Италия (сегодня Пула , Хорватия; до 1918 года входил в состав Австро-Венгерской империи, до этого находился под властью Венеции). Она имела австрийское, словенское и итальянское происхождение, хотя «ее никогда не считали кем-то иным, кроме итальянки». [3] Ее дедом по отцовской линии был барон Луиджи Альтенбургер (также: Альтемпургер), австрийско-итальянец из Тренто , потомок графов д'Арко; ее бабушкой по отцовской линии была Элиза Томази из Тренто, двоюродная сестра римского сенатора Этторе Толомеи . Мать Валли, Сильвия Оберекер Делла Мартина, родившаяся в Поле, была «культурно развитой» домохозяйкой наполовину словенского, наполовину итальянского происхождения. [4] [3] Мать Валли была дочерью Феликса Оберекера (также: Обрекара) из Лайбаха, Австрия (ныне Любляна , Словения) и Вирджинии Делла Мартина из Полы, Истрия (тогда часть Австрии). Дедушка Валли по материнской линии, Родольфо, был близким другом Габриэле Д'Аннунцио . Валли говорил на нескольких языках. Она выросла, говоря на словенском, итальянском и немецком языках, а также свободно говорила на сербско-хорватском, французском и английском языках. [ нужна ссылка ] В европейских фильмах с международными актерами она обычно снимала свои диалоги на языке актеров напротив нее и дублировала себя (обычно на итальянском языке) для саундтрека.
Валли окрестили Фрейном Альтенбургером фон Маркенштейн-Фрауэнбергом . При жизни она также получила звания доктора наук III. Римский университет, кавалер искусств и литературы Франции и рыцарь Итальянской Республики .
Карьера
[ редактировать ]
Интеллектуально одаренная, в пятнадцать лет Валли отправилась в Рим, где поступила в Экспериментальный центр кинематографии, старейшую школу киноактеров и режиссеров в Западной Европе и до сих пор одну из самых престижных. В то время она жила со своим дядей Этторе Толомеи. Валли начала свою карьеру в кино в 1934 году в фильме «Il cappello a tre punte» ( «Треуголка» ) в так называемую эпоху кино Telefoni Bianchi . Ее первый большой успех пришел с фильмом «Mille lire al mese» (1939). После множества ролей в большом количестве комедий она заслужила успех как драматическая актриса в фильме «Piccolo mondo antico» (1941) режиссера Марио Солдати , за который получила специальную награду за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале . Во время Второй мировой войны она снялась во многих фильмах, в том числе Stasera niente di nuovo (1942) (чья песня «Ma l'amore no» стала лейтмотивом итальянских сороковых годов) и диптихе Noi Vivi / Addio Kira! (1943) (по Айн Рэнд роману « Мы живые »). Эти два последних фильма почти подверглись цензуре итальянского правительства под Бенито Муссолини , но в конце концов их разрешили, потому что роман, на котором они были основаны, был антисоветским. Фильмы имели успех, и публика легко поняла, что они были столь же против фашизма, как и против коммунизма. Однако через несколько недель фильмы были сняты с проката, поскольку правительства Германии и Италии, ненавидевшие коммунизм, обнаружили, что эта история также несет в себе антифашистский посыл.

К 20 годам, уже широко считавшаяся «самой красивой женщиной в мире», Валли сделала карьеру в англоязычных фильмах благодаря Дэвиду Селзнику , который подписал с ней контракт, думая, что нашел вторую Ингрид Бергман . В Голливуде она снялась в успешных и запоминающихся фильмах: в фильме Альфреда Хичкока « Дело Парадина » (1947) с Грегори Пеком ; с Фредом МакМюрреем и Фрэнком Синатрой (в его первом немузыкальном исполнении) в «Чуде колоколов» (1948); вместе с Орсоном Уэллсом и Джозефом Коттеном в Кэрол Рид фильме «Третий человек» (1949), который считается одним из лучших фильмов, когда-либо созданных в мире, а Британский институт кино признал его величайшим британским фильмом всех времен ; и снова с Коттеном в «Иди мягко, незнакомец» (1950). Благодаря этим и другим фильмам она получила международную известность, которой часто приписывают скорописное слово Валли , которое стало ее характерным «словесным знаком» в Америке, «чтобы сделать ее звучание еще более экзотичным». [5] В 1951 году она пожаловалась, что ей не нравится упоминание одного имени. «Я чувствую себя глупо, используя только одно имя», - сказала она. «Люди путают меня с Руди Валле ». [5] Актриса не могла терпеть строгие правила Селзника , который установил тотальный контроль над своими актерами, и сумела добиться расторжения контракта, хотя и с уплатой высокого штрафа . [6]
Она вернулась в Европу в начале 1950-х годов и снялась во многих французских и итальянских фильмах. В 1954 году она имела большой успех в мелодраме « Чувство » режиссера Лукино Висконти . В этом фильме, действие которого происходит в Венеции середины XIX века во времена Рисорджименто , она сыграла венецианскую графиню, разрывающуюся между патриотическими идеалами и прелюбодейной любовью к офицеру (которого играет Фарли Грейнджер ) оккупационных австрийских войск.
В 1956 году Валли решил прекратить сниматься в кино и вместо этого сосредоточился на сцене. Она руководила труппой, ставившей бродвейские пьесы в Италии. [7]
Она появилась в Жоржа Франжю фильме ужасов «Глаза без лица » ( Les Yeux sans Visage , 1959) ( Глаза без лица , 1959) вместе с Пьером Брассером . С 1960-х годов она работала в нескольких картинах с выдающимися режиссерами, таких как Паоло Пазолини » Пьера Царь « Эдип , 1967; Бернардо Бертолуччи » «Стратегия мира , 1972; «Новеченто» , 1976, и Дарио Ардженто » «Суспирия , 1977. Ее последняя роль в кино была в фильме «Семана Санта» (2002) с Мирой Сорвино . В Италии она была также хорошо известна своими выступлениями на сцене в таких пьесах, как « Ибсена » Росмерсхольм ; Пиранделло « Генрих IV» ; Джона Осборна Эпитафия Джорджу Диллону ; и » Артура Миллера «Вид с моста . На 54-м Венецианском международном кинофестивале в 1997 году Алида Валли получила за свою карьеру премию «Золотой лев».
Личная жизнь
[ редактировать ]
Ее юношеская любовь, Карло Куньяска , был известным итальянским пилотом-пилотом. Он служил летчиком- истребителем Regia Aeronautica и погиб во время вылета над удерживаемым британцами Тобруком 14 апреля 1941 года. [8] [9]
Валли вышла замуж за Оскара де Меджо в 1943 году и подала с ним на развод в 1949 году, но они помирились. [10] У них было двое сыновей, прежде чем их брак закончился разводом в 1952 году, и она вернулась в Италию. [11] [12] она вышла замуж за итальянского кинорежиссера Джанкарло Заньи , но развелась в 1970 году. В начале 1960-х [12]
Кинокарьера Валли пострадала в 1953 году из-за скандала вокруг смерти Вильмы Монтези , тело которой было найдено на общественном пляже недалеко от Остии . Результатом стали длительные расследования, включающие обвинения в наркотиках и сексуальных оргиях в римском обществе. Среди обвиняемых – все они были оправданы, оставив дело нераскрытым – был любовник Валли, джазовый музыкант Пьеро Пиччони (сын министра иностранных дел Италии). [13]
Смерть
[ редактировать ]О смерти Валли в ее доме 22 апреля 2006 года объявила мэрия Рима Вальтер Вельтрони .
Критик Дэвид Шипман написал в своей книге «Великие кинозвезды: международные годы» , что, судя по ее самым известным фильмам до 1950 года, она может показаться «одной из наименее успешных континентальных звезд Голливуда», но зрителем « любые два или три фильма, которые она сняла с тех пор... вероятно, будут считать ее одной из полдюжины лучших актрис в мире». [14] Французский критик Фредерик Миттеран писал: «[Она] была единственной актрисой в Европе, которая могла сравниться с Марлен Дитрих или Гретой Гарбо ».
Фильмография
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1935 | Треуголка | В титрах не указан | |
1936 | Два сержанта | Продавщица торгового центра Au Bon Marché. | как Алида Альтенбургер |
1937 | Это был я! | Лауретта | |
Свирепый Саладин | Дора Флорида / Прекрасная Суламифь | ||
1938 | Леди сделала это | Мария Сардо | |
Моя любовь не умирает! | Мария Д'Альба | ||
Дом позора | Девушка | ||
1939 | Тысяча лир в месяц | Магда | |
Неоправданное отсутствие | Вера Фаббри | ||
Замковый бал | Грета Ларсен | ||
1940 | Манон Леско | Манон Леско | |
Красная таверна | Сюзанна Сормани | ||
Последний враг | Подруга Анны | ||
За пределами любви | Ванина Ванини | ||
Первая женщина, которая проходит | Габриэль де Вервен | ||
1941 | Маленький древний мир | Луиза Риджи Майрони | |
Свет во тьме | Марина Ферри | ||
Дневник школьницы | Анна Камполми | ||
Тайный любовник | Рената Крочи | ||
1942 | Мы, живые | Кира Аргунова | |
Невидимые цепи | Елена Сильвани | ||
Два сироты | Энрикетта | ||
Прощай, Кира | Кира Аргунова | ||
Ничего нового сегодня вечером | Мария | ||
1943 | Смейся, клоуны | Юлия | |
Я всегда буду любить тебя | Адриана | ||
Явление | Андрейна | ||
1944 | Цирк За-Бум | отрывки «Ревность», «Почтальон» и «Финал галопа в цирке» | |
1945 | Песня жизни | Патрисия Мартини | |
Жизнь начинается заново | Джоанна | ||
1946 | Евгения Гранде | Евгения Гранде | |
1947 | Дело Парадина | Маддалена Анна Парадин | |
1948 | Чудо колоколов | Ольга | |
1949 | Третий человек | Анна Шмидт | |
1950 | Белая Башня | Карла Элтон | |
Иди тихо, незнакомец | Элейн Корелли | ||
1951 | Чудеса случаются только один раз | Клаудия | |
Последняя встреча | Лина Кастелли | ||
1953 | Любители Толедо | Донья Инес де Аревало Блас | |
Мир осуждает их | Рената Джустини | ||
Мы, Женщины | Алида | Сегмент: «Алида Валли» | |
1954 | Рука незнакомца | Роберта Глейкович | |
Смысл | Графиня Ливия Серпьери | ||
1957 | Крик | Ирма | |
Этот злой век | Клод | ||
Широкая синяя дорога | Розетта | ||
1958 | Ночное небо пало | Флорентийский | |
Самая красивая любовь | Каролина | ||
1959 | Подписано Арсеном Люпеном | Аурелия Валеано | |
1960 | Рождественский поезд | ||
Глаза без лица | Луиза | ||
Диалог с кармелитами | Мать Тереза Сен-Огюстенская. | ||
Жиголо | Агата | ||
Грех зеленых лет | мать Елены | ||
1961 | Долгое отсутствие | Тереза Ланглуа | |
Счастливые воры | Герцогиня Бланка | ||
Торрент-девушка | Ливия Буасьер | ||
1962 | Беспорядок | Мать Карло | |
На другом конце города | |||
Посвящение во время сиесты | Констанс Фишер | ||
1963 | На выходе | ||
Офелия | Клаудия Лесурф | ||
кастильский | Королева Тереза | ||
Бумажный человек | Итальянский | ||
Лицо, чтобы сбежать | |||
1964 | Другая женщина | Аннабель | |
1965 | Черный юмор | Вдова | сегмент: «Вдова» |
1967 | Эдип ре | Меропа | |
1970 | Гриб | Линда Бенсон | |
Стратегия паука | Дрейф | ||
1972 | Глаз в лабиринте | Герда | |
Первая тихая ночь | Марселла Абати — мать Ванины | ||
1973 | Лиза и дьявол | Графиня | |
Дневник итальянца | Ольга | ||
1974 | Лола | Луиза | |
Нежный Дракула | Элоиза | ||
Антихрист | Ирен | ||
1975 | Плоть орхидеи | Сумасшедшая на вокзале | |
Дорогой Виктор | Энн | ||
Дело Рауля | Эльза | ||
1976 | Двадцатый век | миссис Пиоппи | |
Игра в пасьянс | Жермен | ||
Переправа Кассандра | Няня | ||
1977 | Вздохи | Мисс Таннер | |
Простое сердце | Миссис. Обин | ||
Берлингуэр, я люблю тебя | Миссис. Сион | ||
1978 | Святое дерьмо | Терезина | |
Идеальное преступление | Леди Клементина Де Ревир | ||
1979 | Зоопарк Зеро | Ивонн, мать | |
Убийца Монахиня | Мать-Настоятельница | ||
На луну | Мать Джузеппе | ||
Ликантроп, сын ночи | |||
1980 | Инферно | Кэрол, смотритель | |
Тот дом на окраине | Изабель | ||
Кукольный театр с мертвыми глазами | |||
1981 | Мирное время в Париже | ||
Падение восставших ангелов | Беттина | ||
1982 | Асперн | Джулиана Бартес | |
Чудовищно запретные мечты | мать Марины | ||
1985 | Секреты Секреты | Джина | |
1987 | Красная нижняя юбка | Молодость | |
1988 | Нашему несчастному мужу | Екатерина | |
1991 | Рот | Графиня Бьянка Роспильози | |
Вечеринка окончена | Клара | ||
1993 | Долгое молчание | Мать Карлы | |
Красная ложь | Катерина, мать Андреа | ||
1995 | Месяц у озера | г-жа Фасчиоли | |
1996 | Смертельные кадры | Графиня Алессандра Мирафиори | |
1999 | Сладкий шум жизни | бабушка Софии | |
2000 | Святое вино | Свева | |
2001 | Наверное, любовь | Алида Валли | |
2002 | Пасхальная неделя | миссис Каталина | Последняя роль в кино |
Телевидение
[ редактировать ]- Дети Медеи (1959) как Медея / Алида Валли
- Дело Маврикия (1961 г.)
- Бой! в роли Мари (Эпизод: «Doughboy», 1963)
- Разногласие (сериал, 1964)
- Рим никогда не оставит тебя , три эпизода доктора Килдэра (1964) в роли Луизы Брабанте
- Имперский советник (1974)
- Великие заговоры: Суматоха в Амбуазе (1978)
- Другой Сименон (сериал, 1979)
- Наследие настоятельницы (сериал, 1980) как настоятельница
- Романтическая драма (сериал, 1983)
- Piccolo mondo antico (сериал, 1989) в роли маркизы Майрони
- Жизнь на линии 2 (сериал, 1992)
- Частные преступления (1992) как Матильда Пьербони
Театр
[ редактировать ]- La casa dei Rosmer (1956) Генрик Ибсен (он же Росмерсхольм)
- Человек, зверь и добродетель (1956), Луиджи Пиранделло
- Невинные (1956), Уильям Арчибальд
- Генрих IV (1958), Луиджи Пиранделло
- Солнце и Луна (1965), Гульельмо Бираги
- Эпитафия Джорджа Диллона (1966), Джона Осборна и Энтони Крейтона (Эпитафия Джорджу Диллону)
- Вид с моста (1967), Артур Миллер (Вид с моста)
- Большая кукла (1968), Раф Валлоне.
- Бог Курт (1969), Альберто Моравиа
- Ужасные родители (1969), Жан Кокто (Ужасные родители)
- ЛСД-Вы бы, простите, развелись? (1970), Карло Мария Пенса
- Грязный эгоист (1971), Франсуа Дорен
- Лулу (Lo Spirito della Terra – Il vaso di Pandora) (1972), Фрэнк Ведекинд (Лулу [Дух Земли-Ящик Пандоры])
- Резня в Париже (1972), Кристофер Марлоу (Резня в Париже)
- Чайка (1973), Антон Чехов
- Человек, который встретил самого себя (1981), Луиджи Антонелли
- La Venexiana (1981), Аноним шестнадцатого века
- Факел под спудом (1981), Габриэле д'Аннунцио
- Ekaterina Ivanovna (1983), Leonid Andreev
- Недоразумение (1984), Альбер Камю (Недоразумение)
- Ромео и Джульетта (1985), Уильям Шекспир (Ромео и Джульетта)
- За закрытыми дверями, от Сартра до Мисимы (1986), Жан-Поль Сартр и Юкио Мисима (Huis clos – Aoi – Hanjo)
- Мертвый город (1988), Габриэле Д'Аннунцио
- Корабль (1988), Габриэле Д'Аннунцио
- Я паравенти (1990), Жан Жене (Экраны)
- Внезапно прошлым летом (1991), Теннесси Уильямс (Внезапно прошлым летом)
- Особняки Грандер (1993), Юджин О'Нил
- Так оно и есть (если угодно) (1994), Луиджи Пиранделло
- Сегодня вечером мы исполняем спектакль (1995) Луиджи Пиранделло.
Выступления на радио
[ редактировать ]Год | Программа | Эпизод/источник |
---|---|---|
1948 | Люкс Радио Театр | Чудо колоколов [15] |
Радиотеатр Lux транслировал радиоадаптацию фильма «Дело Парадина» 9 мая 1949 года с Джозефом Коттеном в главной роли, а их роли повторяли Алида Валли и Луи Журдан .
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2015 г. ) |
- ^ Бернштейн, Адам (24 апреля 2006 г.). « Актриса «Третьего человека» Алида Валли, 84 года» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 22 сентября 2008 г.
- ^ «ВАЛЛИ, Алида в «Энциклопедии кино» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гандл, Стивен (2013). Фабрика грез Муссолини: кинозвезда в фашистской Италии . Книги Бергана. п. 230. ИСБН 978-1-782-38245-4 .
- ^ Спото, Дональд (2012). Очарованный красотой: Альфред Хичкок и его ведущие дамы . Случайный дом. п. 111. ИСБН 978-1-448-16601-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Алида Валли хочет восстановить свое имя» . Рекорд и ориентир Стейтсвилля . Рекорд и ориентир Стейтсвилля. 22 января 1951 г. с. 20 . Проверено 11 июля 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ Адель Камбрия , «Алида рассказала мне о кино, как о сказке» Последнее интимное прощание с актрисой. Велтрони: мы хотели организовать вечер с ее фильмами, но она ушла раньше. Архивировано 22 декабря 2015 года, в Wayback Machine , L'Unità , 25 апреля 2006 года.
- ^ «Алида Валли пробует сцену» . Вестник и Обзор . Декейтер Вестник. 3 января 1956 г. с. 12 . Проверено 11 июля 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ Лайман, Роберт. Самая длинная осада: Тобрук - Битва, которая спасла Северную Африку , 2009 г., с. 152.
- ^ Фиш, Джон (2009). «Рыбная семья» .
- ^ Парсонс, Луэлла О. (6 июля 1949 г.). «Алида Валли не явилась в суд для развода» . Вечерний журнал Лаббока . Вечерний журнал Лаббока. п. 18 . Проверено 11 июля 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ «У актрисы есть сын» . Лаббок: Утренняя лавина . Лаббок: Утренняя лавина. 2 марта 1950 г. с. 28 . Проверено 11 июля 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б Лейн, Джон Фрэнсис (26 апреля 2006 г.). «Алида Валли: итальянская кинозвезда, которую боготворил Муссолини и предал Гарри Лайм» . Хранитель . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ «(подпись к фотографии)» . Таймс Рекорд . Рекорд Таймс. 22 марта 1954 г. с. 1 . Проверено 11 июля 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ Дэвид Шиопман Великие кинозвезды , Лондон: Макдональд, 1989, с. 586 [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Это были дни». Ностальгический дайджест . 35 (2): 32–39. Весна 2009 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-страница Алиды Валли
- фильм нуар
- Истрия в Интернете, Выдающиеся истрийцы
- Алида Валли на IMDb
- Алида Валли в базе данных TCM Movie
- Алида Валли в Reel Classics
- Некролог в The Telegraph. 24 апреля 2006 г.
- Некролог в New York Times. 25 апреля 2006 г.
- Соареш, Андре (7 июня 2006 г.). «Алида Валли (1921–2006)» . Альтернативный киногид . Проверено 9 марта 2007 г.
- «Алида Валли» . Filmreference.com. Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 15 мая 2007 г.
- Фотографии Алиды Валли
- Алида Валли в Find a Grave
- 1921 рождений
- смертей в 2006 г.
- Австрийские баронессы
- Похороны на Кампо Верано
- Выпускники Экспериментального центра кинематографии
- Лауреаты премии «Карьера Давида ди Донателло»
- Победители Давида ди Донателло
- Истрийский итальянский народ
- Итальянские киноактрисы
- Актрисы итальянского театра
- Итальянцы австрийского происхождения
- Итальянцы немецкого происхождения
- актрисы итальянского телевидения
- Итальянцы словенского происхождения
- Обладатели серебряной ленты
- Люди из Пулы
- Обладатели премии «Золотой лев за выслугу лет»